Глава 1 Налоговый контроль как необходимая часть финансовой системы
Понятие и виды налогового контроля
В соответствии с п. 1 ст. 82 НК РФ [1] налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиком, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.
Налоговый контроль – это установленная нормативными актами совокупность приемов и способов по обеспечению соблюдения налогового законодательства и налогового производства [12, с.64].
Налоговый контроль является составной частью финансового контроля и представляет собой разновидность финансовой деятельности государства. В процессе осуществления налогового контроля проверке подвергается реализация такого направления финансовой деятельности государства, как сбор доходов, идущих на формирование денежных фондов, входящих в состав финансовой системы государства. Осуществляется в порядке, установленном законом [7].
Налоговый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения законодательства о налогах и сборах.
Совокупность правовых норм, регулирующих отношения по осуществлению налогового контроля, образует особый институт налогового права – правовые основы налогового контроля.
Положение п. 1 ст. 82 НК РФ [1] ориентирует на то, что налоговый контроль осуществляется только за деятельностью налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов, однако в действительности круг подконтрольных субъектов, деятельность которых проверяется в рамках налогового контроля, шире.
Налоговый контроль является одной из важнейших категорий налогового права, определяющей основу государственного управления в сфере налогообложения действует в следующих направлениях (рис.1.1).
Рисунок 1.1 – Деятельность налогового контроля
Основная цель контроля как неотъемлемой составляющей любого процесса управления – обеспечить надлежащее функционирование управляемого объекта.
Основная цель налогового контроля – это создание такой системы налогообложения и достижение такого уровня исполнительности (налоговой дисциплины) среди налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов и иных лиц, при которых исключаются нарушение налогового законодательства [1].
Р.Д. Фархутдинов отмечает, что целями налогового контроля в контексте данного определения являются:
1) выявление налоговых правонарушений;
2) обеспечение неотвратимости наступления ответственности за налоговые правонарушения.
Налоговый контроль предназначен для решения следующих задач:
? обеспечение экономической безопасности государства при формировании публичных централизованных и децентрализованных денежных фондов;
? обеспечение надлежащего контроля за формированием государственных доходов и рациональным их использованием;
? улучшение взаимодействия и координации деятельности контрольных органов в России;
? проверка выполнения финансовых обязательств перед государством и муниципальными образованиями со стороны организаций и физических лиц;
? проверка целевого использования налоговых льгот;
? пресечение и предупреждение правонарушений в налоговой сфере.
Объектом налогового контроля являются источники формирования налоговой базы, носители налоговых обязательства и прав, деятельность самих органов ФНС России, информация о налоговой и бухгалтерской отчетности налогоплательщика [7] (рис. 1.2)
Рисунок 1.2 – Объекты налогового контроля
Предмет налогового контроля – это совокупность отношений контрольного свойства, формирующихся при исполнении налогоплательщиками возложенных на них обязанностей.
Так как в Налоговом кодексе нет точного толкования видов налогового контроля, то классификация их разнообразна. Так, виды контроля выделяют в зависимости от субъектов кон¬трольной деятельности, их полномочий, применяемых форм, методов контроля, задач контрольной деятельности, глубины контрольных мероприятий, времени их проведения и др. В ко-нечном счете, виды контроля определяются характеристикой того или иного элемента налогового контроля (например, субъ¬ект, объект, метод), а также местом и временем проведения (Приложение).
Таким образом, налоговый контроль – это специализированный вид государственного финансового контроля, сущность которого состоит в проверке соблюдения налогового законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов. Он представляет собой комплекс мер по проверке исполнения норм налогового права, полностью охватывает всю систему налогообложения и регулируется четырнадцатой главой первой части Налогового кодекса Российской Федерации. Целью налогового контроля является выявление нарушений законодательства и обеспечение исполнения налогового законодательства налогоплательщиками, налоговыми агентами и другими субъектами налоговых правоотношений. Он необходим для того, чтобы уменьшить, а по возможности, и полностью исключить нарушения налогового законодательства. При этом налоговые органы используют различные формы налогового контроля и методы
1.2 Формы и принципы реализации налогового контроля в Российской Федерации
Налоговый контроль осуществляется в рамках процедурно–процессуальной деятельности налоговых органов, основу которой составляют конкретные формы и принципы. Форма налогового контроля – это способ конкретного выражения и организации контрольных действий или комплекс определенных мероприятий, осуществляемых налоговыми органами на постоянной основе.
Форма налогового контроля также представляет собой регламентированный нормами налогового законодательства способ организации, осуществления и формального закрепления результатов мероприятий налогового контроля, представляющий собой единую совокупность действий уполномоченных органов по выполнению конкретной задачи налогового контроля.
В соответствии с п. 1 ст. 82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции по форме:
? налоговых проверок;
? получения объяснений налогоплательщиков налоговых агентов и плательщиков сбора;
? проверки данных учета и отчетности;
? осмотра территорий и помещений, используемых для извлечения дохода (прибыли) а также в других формах, предусмотренных НК РФ [1].
С 2015г. введена новая форма налогового контроля – налоговый мониторинг.
Содержание налогового контроля включает [17]:
? проверку выполнения организациями и физическими лицами обязанностей по исчислению и уплате налогов;
? проверку постановки на налоговый учет организаций и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;
? проверку правильности ведения учета доходов и расходов и объектов налогообложения, своевременности представления налоговых деклараций и достоверности содержащихся в них сведений;
? проверку исполнения налоговыми агентами своих обязанностей по своевременному удержанию и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов;
? проверку соблюдения банками обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, проверку правильности и своевременности исполнения ими платежных поручений налогоплательщиков, а также инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов организаций сумм налогов и пеней;
? проверку правильности применения контрольно–кассовой техники при осуществлении денежных расчетов с населением;
? предупреждение и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах;
? выявление нарушителей законодательства о налогах и сборах и привлечение их к ответственности;
? выявление проблемных категорий налогоплательщиков;
? принятие соответствующих мер по возмещению материального ущерба, причиненного государству в результате неисполнения налогоплательщиками своих налоговых обязанностей.
Налоговый контроль в Российской Федерации основывается на следующих принципах:
? правомочности – означает осуществление налогового контроля только уполномоченными государством органами, которые действуют в пределах своих полномочий и в соответствии с уровнем компетенции, установленным федеральным законодательством;
? полноты – означает, что все виды законодательно установленных налогов и сборов должны быть охвачены системой контроля независимо от суммы платежей;
? всеобщности – заключается в том, что все налогоплательщики – хозяйствующие субъекты (организации, индивидуальные предприниматели) и физические лица должны быть охвачены системой контроля;
? регулярности – предполагает, что контрольная деятельность носит систематический характер и, кроме того, в определенных случаях законодательно установлены ограниченные сроки для проведения налогового контроля;
? единства – предполагает единообразное осуществление налогового контроля на всей территории Российской Федерации, т.е. единство форм, методов и порядка проведения налогового контроля;
? соблюдения налоговой тайны – изложен в п. 1 ст. 102 НК РФ, в соответствии с которой налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике. Поступающие в налоговые и другие органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа;
? объективности и достоверности – предполагает, что проведение налогового контроля должно исключать какую–либо предвзятость со стороны налоговых органов. Выявленные нарушения должны быть подтверждены соответствующими документами, а решение руководителя уполномоченного органа должно соответствовать фактическим обстоятельствам.
Таким образом, формами налогового контроля выступают налоговые проверки, которые бывают камеральные и выездные; получение объяснений налогоплательщиков; проверка данных учета и отчетности, а также осмотр помещении и территории, используемых для извлечения дохода и прибыли. Проверки являются самой эффективной формой налогового контроля, дисциплинирующей налогоплательщиков. Однако в настоящее время на первый план выходят новые формы взаимодействия, направленные на побуждение налогоплательщиков добровольно исполнять налоговые обязательства.
1.3 Тренды развития процессов налогового контроля
17 февраля 2021 года был опубликован Федеральный закон от 17.02.2021 № 6–ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» [2], который вносит ряд существенных поправок в ч. I НК РФ. И если отдельные изменения затрагивают интересы узкого круга налогоплательщиков, то ряд новшеств интересен всем без исключения организациям и индивидуальным предпринимателям.
Перечислим вносимые изменения.
1)Личный кабинет налогоплательщика: расширение функционала. Согласно п. 1 ст. 11.2 НК РФ [1] личный кабинет налогоплательщика – информационный ресурс, который размещен на официальном сайте ФНС и ведение которого осуществляется указанным органом в установленном им порядке. В случаях, предусмотренных НК РФ, личный кабинет налогоплательщика может быть использован для реализации налогоплательщиками и налоговыми органами своих прав и обязанностей, установленных НК РФ.
Теперь в случаях, предусмотренных другими федеральными законами, личный кабинет налогоплательщика может быть использован также налоговыми органами и лицами, получившими доступ к личному кабинету налогоплательщика, для реализации ими прав и обязанностей, установленных такими федеральными законами [13].
2)Хранение документов: сроки увеличены.Одной из обязанностей налогоплательщика является обеспечение сохранности данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов в течение четырех лет (пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ) [1].
Аналогичная норма установлена для налоговых агентов: они обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов (пп. 5 п. 3 ст. 24 НК РФ) [1].
Теперь срок хранения документов бухгалтерского и налогового учета увеличен до пяти лет.
3)Введена новая обязанность для банков. Пунктом 2 ст. 86 НК РФ [1] установлено, что банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке, об остатках денежных средств (драгоценных металлов) на счетах, вкладах, выписки по операциям на счетах, по вкладам организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств.
Статья 86 НК РФ дополнена п. 2.1 [1], согласно которому банки обязаны выдавать налоговым органам имеющиеся в распоряжении:
– копии паспортов лиц, имеющих право на получение (распоряжение) денежных средств, находящихся на счете клиента;
– копии доверенностей на получение (распоряжение) денежных средств, находящихся на счете клиента;
– копии документов, определяющих отношения по открытию, ведению и закрытию счета клиента (включая договор на открытие счета, заявление на открытие (закрытие) счета, договор на обслуживание с использованием системы «клиент – банк», документы и информацию, предоставляемые клиентом (его представителями) при открытии счета);
– копии карточек с образцами подписей и оттиска печати;
– информацию о бенефициарных владельцах (включая информацию, полученную банком при идентификации бенефициарных собственников), выгодоприобретателях (включая информацию в отношении отдельных операций или за определенный период), представителях клиента.
Сделать это банки должны будут в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа в установленных случаях.
Копии указанных документов (информация) могут быть запрошены налоговыми органами:
– в отношении организации (индивидуального предпринимателя) – в случаях проведения налоговой проверки в отношении этого лица, истребования у него документов в соответствии со ст. 93.1 НК РФ, вынесения в отношении этого лица решения о взыскании налога и (или) принятия решения о приостановлении (отмене данных решений) операций по счетам этого лица, о приостановлении переводов его электронных денежных средств;
– в отношении физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, – при наличии согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) ФНС, в случаях проведения налоговой проверки в отношении этого лица либо истребования у него документов (информации) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ;
– в отношении организации (индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем) – на основании запроса уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.
Теперь практически никаких тайн от налоговых органов у налогоплательщиков не останется: банки расскажут все, что знают о своих клиентах.
Так, налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ. НК РФ не дает точного толкования видов налогового контроля, поэтому классификация их разнообразна, например, виды налогового контроля можно подразделить на четыре такие категории как время проведения (текущий; предварительный; последующий), способ проверки (сплошной; выборочный), место проведения (выездной; камеральный) и периодичность (первичный; повторный).