Глава 1. Теоретические основы преодоления и профилактики буллинга в современной школе
1.1 Изучение понятия «буллинг» в научной литературе
Проблема школьного насилия возникла уже в начале 20 века, в 1905 году К.Дьюкс впервые опубликовал свою работу на эту тему. Первые систематические исследования проблемы буллинга были проведены скандинавскими исследователями: Д.Олвеусом, П.П.Хайнеманном, А.Пикасом, Е.Роландом [15]. Они разработали концепцию буллинга - определяя это как преследование, дискриминацию, притеснение и травлю.
В дальнейшем эта проблема заинтересовала таких британских ученых, как В.Т. Ортон, Д. А. Лэйн, Д. П. Татум, Э. Мунте [20].
Татум (1989) понимал буллинг, как особый вид насилия, когда человек в течение длительного времени нападает физически или угрожает другому человеку, слабому и бессильному, чтобы человек чувствовал себя изолированным, напуганным, лишенным свободы действий [8].
В своем исследовании Д. Лэйн опирается на работу Е.Роланда и дает следующее определение буллинга: травля, представляющая собой насилие, которое может носить как кратковременный, так и длительный характер, может быть физическое или психическое, и проявляется в отношении отдельного человека или группы людей, которые не в состоянии защитить себя в сложившейся ситуации.
В США Каталано, Хоукинс, Харарчит начали уделять особое внимание к буллингу в 1990-х годах [3].
Национальная ассоциация школьных работников США определила буллинг как динамические и повторяющиеся модели вербального и/или невербального поведения, создаваемые одним или несколькими учащимися в отношении другого ученика с намерением причинить вред, а также существует реальная или кажущаяся разница в силе [7].
Другие зарубежные ученые, такие как Besag, выдвинули свои идеи о концепции издевательств. Besag (1989) предположил, что запугивающее поведение, которое можно определить как повторяющиеся нападения – физические, психологические, социальные или вербальные - может неоднократно проявляться у людей, чья власть формально или ситуативно выше, на тех, кто не имеет возможности защитить себя, с намерением причинить страдания для достижения собственного удовлетворения [2].
Согласно заключению T.R.Heald (1994), буллинг - это длительное насилие, физическое или психологическое, осуществляемое одним человеком или группой и направленное против человека, который не в состоянии защитить себя в реальной ситуации, с сознательным желанием причинить боль, напугать или подвергнуть человека длительному стрессу.
Определяя буллинг как ситуацию, P.K.Smith и I.Whitney указывают на конкретные примеры издевательств, такие как угрозы, избиения и пинки, запирание в комнате, отправление устрашающих сообщений, отказ общаться с человеком.
Изучая проблему издевательств в школьной среде Аrоrа (1994), пришел к выводу, что буллинг - это наблюдаемые действия, которые происходят в общении между молодыми людьми в школе, которые являются причиной обиды или стресса [1].
R.J.Hazler (1996) и многие авторы предполагают, что буллинг может совершаться как индивидуально, так и в группах и провоцировать нарушение правил взаимодействия, в котором доминирующий субъект («обидчик») неоднократно демонстрирует такое поведение, что вызывает меньшее замешательство доминирующего субъекта («жертвы») [5]. «Обидчик» получает удовлетворение от преимущества над «жертвой», которая слабее физически и психологически, «обидчик» использует такое поведение, чтобы обесценить другого, выделиться на его фоне.
Всестороннее изучение буллинга в российской науке только начинается, отдельные составляющие буллинга, такие как агрессия и насилие, рассматривались в работах многих наших авторов, где они были предметом исследования и были подробно рассмотрены и изучены.
Российские ученые А.А. Бочавер и К.Д.Хломов выделяют три основных подхода к изучению буллинга:
1. Диспозициональный - при таком подходе внимание больше акцентируется на субъектах буллинга, на индивидуальных особенностях участников ситуаций травли, внутриличностных предпосылках, которые приводят к тому, что человек оказывается в них жертвой или агрессором.
2. Темпоральный подход изучает несбалансированную реализацию рисков на протяжении всего жизненного пути человека, а также подчеркивает существование периодов повышенной чувствительности в связи с жизненными событиями, при переживании которых повышается уязвимость человека и возрастает риск освоения роли агрессора или жертвы в ситуациях буллинга.
3. Контекстуальный – в этом подходе отмечается важность окружающей среды, микроклимата группы и системных процессов в сообществе в том, что доминирующим способом взаимодействия между людьми становится способ, основанный на неравенстве власти: контекст актуализирует внутриличностные предпосылки и переводит буллинг из категории рисков в категорию реальности [8].
Эти подходы различаются с точки зрения целей психологической работы, направленной на прекращение ситуаций буллинга.
Несмотря на то, что отечественные исследователи позже обратили внимание на изучение проблемы буллинга, на данный момент они активно изучают эту проблему, одна из первых работ принадлежит И.С. Кону и называется «Что такое буллинг и как с ним бороться?». Статья Игоря Семеновича привлекла внимание общественности к существованию насилия в школьной среде и дала понять, что эта социальная проблема требует особого внимания не только со стороны учителей и родителей, но и научного сообщества.
Кон определил буллинг как запугивание, физический или психологический террор, который может быть направлен на то, чтобы подчинить одного человека другому и вызвать страх [17].
В своей статье о травле в школьной среде О.Д.Маланцева обратила внимание на то, что «школьная травля» включает в себя не только длительное физическое и психологическое насилие со стороны отдельного лица или группы в отношении индивида, который не может защитить себя в этой ситуации, но и комплекс социальных, психологических и педагогических проблем [22].
Глазман в отличие от многих авторов считает, что буллинг - это не само насилие и травля в отношении личности, а модель группового взаимодействия, при которой человек в течение длительных периодов времени находится с намерением причинить себе вред или дискомфорт со стороны другого человека или группы людей, обладающих высшей властью (силой)[13].
Е.Н.Ушаков под буллингом понимает психологическую, физическую или психологическую агрессию (нападение), с намерением причинить вред жертве, запугать ее и/или подвергнуть стрессу.
По словам С.В.Кривцовой, буллинг - это агрессия одних детей против других, когда наблюдается неравенство сил агрессора и жертвы, агрессия имеет тенденцию повторяться. Кривцова считает, что неравенство сил и повторяемость являются двумя существенными признаками буллинга [18].
Д.Н.Соловьев в своем исследовании отмечает, что буллинг имеет структуру, сходную с конфликтом, но имеет специфические особенности, отличающие его от других форм конфликтного взаимодействия. Например, такой, как дисбаланс сил, когда с одной стороны находится обидчик, обладающий физической или психологической силой, а с другой стороны есть жертва, которая не обладает такой силой и нуждается в поддержке и помощи извне.
Кроме того, важным отличием является преднамеренность и систематическое преследование, которое направлено на причинение физических и психологических страданий жертве.
Буллинг подрывает уверенность жертвы в себе, разрушает здоровье, самооценку и человеческое достоинство. Существует буллинг - структура, которая представляет собой социальную систему, включающую обидчика (преследователя), жертву (пострадавшего) и наблюдателей. Ситуация буллинга никогда не прекращается сама по себе, всегда необходимо оказывать помощь и защиту жертве, инициатору буллинга и свидетелям [32].
В структуру буллинга входят обидчик, жертва и свидетели. Д. Олвеус говорит, что «обидчики» - это лица с высоким потенциалом общей агрессивности. Они проявляют агрессивное поведение не только по отношению к жертвам, но и «нападают» на учителей и родственников. У «обидчиков» отсутствует сочувствие к «жертвам» и высокая потребность доминировать над другими [2]. Они чувствуют себя успешными и уверенными в себе, у них есть сильное желание контролировать других детей и получать удовлетворение от их подчинения [4].
«Жертва» долгое время находилась в состоянии стресса и страха, потому что агрессивные издевательства продолжаются непрерывно в течение длительного периода. Они часто подвергаются психологическому насилию, изоляции, одиночеству и часто испытывают чувство опасности и тревоги. Все эти проявления являются результатом влияния атмосферы, которая окружает «жертву» буллинга. «Жертвы» отличаются социальной отстраненностью, стараются избегать конфликтов, они очень чувствительны, замкнуты и застенчивы, имеют психосоматические симптомы, повышенную тревожность и депрессивность, низкую самооценку и неуверенность в себе, сниженную учебную мотивацию и многочисленные проблемы в общении [6].
Есть и агрессивные «жертвы», по словам Д. Ольвеуса, они обладают теми же чертами характера, что и «обидчики», совершают агрессивные действия по отношению к другим и в то же время являются «жертвами» буллинга.
В отличие от покорных «жертв», которые более тревожны и неуверенны в себе, стараются быть осторожными, агрессивные «жертвы» чрезмерно агрессивны и эмоционально нестабильны.
В ситуации буллинга покорные «жертвы» стараются избегать
«обидчика», в то время как агрессивные «жертвы» сочетают тревожные и агрессивные реакции, легко раздражаются и поддаются на провокации, они больше не способны правильно интерпретировать намерения или заявления. Их поведение - это эмоциональная реакция на издевательства, а не продуманный расчет. В отличие от покорных «жертв», они сопротивляются буллингу.
Покорные «жертвы», как правило, имеют негативное отношение к себе, одиночество, они представляют себя неудачниками, глупыми и непривлекательными людьми.
Агрессивные «жертвы» чем-то похожи и чем-то отличаются от «обидчиков» и покорных «жертв». Несмотря на то, что они агрессивны как «обидчики», они используют агрессию не для травли, а как месть за провоцирование сверстников, которых они считают опасными. Эти «жертвы» отличаются от «обидчиков» еще и тем, что они систематически не выбирают более слабых детей в качестве объекта агрессии, а используют ее в результате потери самоконтроля.
Агрессивные «жертвы» характеризуются низкой самооценкой, низкой степенью социальной поддержки. Агрессивные «жертвы» наименее популярны среди детей и наиболее отвергнуты сверстниками, обычно это мальчики.
Сложнее всего выделить персонажа «свидетеля», потому что эту роль в ситуации буллинга выполняет большинство детей с множеством разных личностных черт. Установлено, что в результате ощущения собственного бессилия их самооценка заметно снижается. Свидетели часто сообщают о чувстве вины и бессилии. Askew отмечает, что от издевательств страдает не только «жертва», но и все окружающие, которые бессильны дать отпор «обидчику»[20].
Формы школьного буллинга могут быть различными: систематические насмешки (в основе которых может лежать что угодно – от национальности до внешних данных ребенка), вымогательство, физические и психические унижения, различного вида издевательства, бойкот, порча личных вещей и др. Агрессоры чрезвычайно изобретательны. Новейшее их «достижение» – кибербуллинг, т.е. буллинг с использованием электронных средств коммуникации.
Побуждать детей к буллингу могут зависть, месть, чувство неприязни, желание восстановить «справедливость», борьба за власть, подчинение лидеру, нейтрализация соперника, самоутверждение и др., вплоть до удовлетворения некоторыми обучающимися своих садистических потребностей.
В результате буллинга у жертв насилия наблюдаются следующие нарушения (индикаторы буллинга): проблемы с концентрацией внимания, подавленность, угнетенное состояние, раздражительность, чувство неуверенности, повышенная чувствительность, боли в желудке, усталость, отсутствие аппетита, бедность социальных контактов, симптомы страха (например, давление в области груди), приступы потливости, боли в спине, в затылке, в мышцах, нарушение сна. В последнее время в СМИ появился ряд сообщений о трагических для жертвы следствиях буллинга: нередки случаи самоповреждений и даже самоубийств.
Основными факторами, объясняющими жестокость одних детей по отношению к другим, являются:
– внутриличностная агрессивность, зависящая от индивидуальных особенностей обучающихся. Она обостряется в период подросткового кризиса личности, а ведь около 60% школьников принадлежат именно к этой возрастной группе;
– предшествующий опыт жизнедеятельности школьников, включающий в себя проявления собственной агрессивности и наблюдения аналогичных проявлений в ближайшем окружении – в семье, в референтной (значимой) группе сверстников, в учреждениях образования, посещаемых ранее;
– недостаточный уровень развития коммуникативных навыков, в том числе отсутствие примеров и опыта ненасильственных взаимоотношений и знаний о собственных правах;
– особенности школьной среды, к которым следует отнести:
а) общий психоэмоциональный фон, характеризующийся высоким уровнем тревожности и психической напряженности субъектов взаимодействия в совокупности с неумением контролировать собственные эмоции и регулировать состояния;
б) «политическую» систему учреждения образования, включающую агрессивные взаимоотношения внутри педагогического коллектива, в том числе авторитарно-директивный стиль управления, отсутствие обоснованной системы педагогических и профессиональных требований, в особенности отношение педагогов к школьникам, построенное на необоснованных требованиях со стороны взрослых и максимальном бесправии детей;
в) систему взаимоотношений внутри класса (как референтной группы), в основе которой принципы власти и подчинения;
г) наличие общепризнанных социальных ролей, включающих роли «жертвы» и «хозяина».
Социальная структура буллинга, как правило, включает в себя три элемента: преследователя (булли), жертву и наблюдателя.
Типичные черты учащихся, чаще всего выступающих в роли булли:
– испытывают высокую потребность господствовать и подчинять себе других учеников, добиваясь таким путем своих целей;
– импульсивны и легко приходят в ярость;
– часто вызывающе и агрессивно ведут себя по отношению к взрослым, включая родителей и учителей;
– не испытывают сочувствия к своим жертвам;
– обычно физически сильнее других.
Жертвы буллинга также имеют характерные черты. Они, в частности:
– пугливы, чувствительны, замкнуты и застенчивы;
– часто тревожны, не уверены в себе, несчастны и имеют низкую самооценку;
– склонны к депрессии и чаще своих ровесников думают о самоубийстве;
– часто не имеют ни одного близкого друга и охотнее общаются со взрослыми, нежели со сверстниками;
– могут быть физически слабее своих ровесников.
Согласно наблюдениям норвежского ученого и педагога Д. Олвеуса, юноши чаще выступают в роли агрессоров, чем девушки. В то же время, несмотря на то, что девочки демонстрируют значительно меньше агрессии и насилия, это не означает, что они вообще не замешаны в конфликтных ситуациях. В. Хайтмайер считает, что современные девочки «ликвидируют отставание» и не всегда ведут себя только корректно и «примерно». Девочки иначе втянуты в насильственные действия, чем мальчики: например, они выступают как «закулисные силы» или как «зрители, выражающие одобрение аплодисментами». Наблюдая за поведением школьников, можно установить, что преимущественно девочки могут быть подлыми, коварными, хитрыми и вероломными. Они тайно высмеивают одноклассников и отрицательно высказываются о них в присутствии учителей, издеваются над нелюбимыми мальчиками, называя их «слабаками» и «маменькиными сынками», делают замечания по поводу их внешнего вида и поведения. Если у мальчиков преимущественно доминирует физическая агрессия, то у девочек на первый план выступают косвенная агрессия и негативизм, проявляющиеся в сплетнях, язвительных замечаниях, интригах и подстрекательстве, которые иногда провоцируют физическую агрессию со стороны мальчиков.
Конфликты между детьми возникают не только вследствие конкуренции, борьбы за лидерство. Проявление агрессивности по отношению к сверстникам может быть спровоцировано некомпетентными действиями или оценками педагогов, реакцией на те или иные формы поведения других значимых взрослых. Исследования показали, что преобладание в отношении взрослого к ребенку или подростку психологического насилия провоцирует проявление жестокости и агрессивности со стороны детей. Так, если классный руководитель предъявляет к своим ученикам необоснованные требования, оскорбляет и подавляет их, то в таком классе агрессивность и враждебность гораздо выше, нежели в классах, где педагог относится к ученикам уважительно и доброжелательно.
Жесткое воздействие школьных норм в области контроля знаний и результатов обучения приводит к тому, что самые слабые ученики имеют мало шансов сохранить уважительное отношение к себе в школе и к школе как системе в целом. Именно они могут пытаться самоутвердиться другим способом, восставая против преподавателей, администрации, школы как структуры, которую нужно закрыть, других учащихся, уроков, которые надо сорвать и т. д.
От учителя требуется умение адекватно реагировать на проявления насилия. В качестве лидера группы именно учитель определяет приоритеты. Наличие недвусмысленно заявленной и твердо отстаиваемой позиции учителя, который уверен в том, что использование насилия в любом виде и форме недопустимо по отношению к другому человеку, во многом определяет позиции школьников, их действия по мобилизации собственных ресурсов в борьбе с агрессией и насилием. Помощь в данном случае сводится к мерам, способствующим разработке детьми собственных ритуалов по преодолению и ограничению агрессии.
Работа с классом начинается с того, что травля обозначается как болезнь ГРУППЫ. Так и стоит сказать школьникам: есть болезни, которые поражают не людей, а группы, классы, компании. Это позволит зачинщикам сохранить лицо и, что особенно важно, снять противопоставление «жертва–насильник–свидетель». Данная позиция крайне значима, потому что чаще всего, сталкиваясь с проявлениями буллинга, родители обращаются к педагогу-психологу за индивидуальной консультацией. Работая со случаем, психолог может влиять на ситуацию исключительно со стороны ребенка, анализируя его поведение и помогая ему стать увереннее в себе или более контактным. Но данный путь достаточно длителен и малоэффективен, потому что проблема заключается не только в ребенке, но и в общегрупповом поведении. Необходима комплексная работа: индивидуальное консультирование жертвы буллинга и тренинговая работа с классом по сплочению коллектива и формированию конструктивного взаимодействия обучающихся между собой. Причем, как правило, в среде взрослых – родителей и педагогического коллектива – проблема называется своим именем, а среди подростков она может быть переименована в общую проблематику общения – сплочения.
Мера, положительно зарекомендовавшая себя в случаях возникновения актов насилия в школе, заключается в предании этих инцидентов гласности. О случившемся должны быть проинформированы все – как учителя, так и ученики. Школа должна знать все подробности инцидента и сопутствующие обстоятельства, знать имена участников. Насильникам должно быть ясно, что акты насилия неприемлемы, и в результате своих поступков они могут оказаться изолированными от коллектива.
В дальнейшем с агрессивными детьми и подростками необходимо проводить беседы, у них должна оставаться возможность интеграции в жизнь класса. Работа с жертвами, которые нуждаются в поддержке и понимании, более сложна. Помощь данной категории детей не может быть одномоментной, это длительный процесс, требующий от взрослого терпения и психологической грамотности.
В целом важно принять во внимание, что буллинг как социально-психологическое явление создает угрозу безопасности участников образовательного процесса. Последствия буллинга – как непосредственные, так и отсроченные – негативно сказываются на интеллектуальном и личностном развитии обучающихся. Мероприятия, направленные на преодоление и профилактику буллинга в школе, должны носить комплексный характер. Их целью должно стать создание образовательной среды, свободной от насилия, способствующей развитию и самореализации обучающихся, формированию у них здорового, безопасного образа жизни
В исследованиях проблемы буллинга многие ученые из разных стран выдвинули свои собственные определения понятия буллинга, многие склонны считать, что буллинг - это насилие, некоторые ученые говорят, что это травля, кто-то говорит, что это действие, агрессия или модель поведения. Наиболее выделяющиеся в определении буллинга являются Глазман, которая говорит, что буллинг - это стереотипное взаимодействие, и P.K. Smith и I.Whitney, которые считают, что это ситуация, и приводят конкретные примеры.
Несмотря на это, все исследователи сходны в понимании наличия большой группы социальных, психологических и педагогических проблем. Основываясь на вышеприведенных концепциях различных авторов, можно выделить общие характеристики буллинга, такие как:
• насилие (физическое, психологическое);
• издевательства осуществляются в одиночку или группой людей;
• издевательства направлены против психологически/физически слабого человека, который не может защитить себя;
• издевательства носят систематический и длительный характер.
В будущем мы будем опираться на концепцию, данную Т. Р. Хилдом (1994), буллинг - это длительное насилие, физическое или психологическое, совершаемое одним человеком или группой и направленное против человека, который не в состоянии защитить себя. Это понятие наиболее полно и точно описывает понятие «буллинг» и включает в себя все характеристики, которые мы выявили.
Мы рассмотрим буллинг среди учеников современной школы, которые происходят в связи с учебным процессом, в школе или вне ее
с участниками образовательного процесса. Необходимо определить, какие формы буллинга принимают в школе. Как отмечалось ранее, Д. Лэйн вкладывает физическое и психическое насилие в понятие буллинга, исследователь И. Бердышев говорит о существовании вербального, поведенческого и фактически агрессивного буллинга, сопровождающегося физическим насилием [9]; Т. Мерцалова различает физическое, эмоциональное, вербальное, психическое и сексуальное насилие [24].
Исходя из этого, мы можем выделить такие формы издевательств:
1. Физический школьный буллинг – умышленные толчки, удары, побои и другие телесные повреждения и т.д. Также возможны сексуальные издевательства, которые включают действия сексуального характера.
2. Психологический школьный буллинг - насилие, связанное с воздействием на психику ребенка, психологическая травма наносится с помощью постоянных оскорблений, угроз, домогательств, запугивания.
«Жертва» начинает чувствовать себя неуверенно из-за постоянного обзывательства (оскорбительного прозвища), распространения неприятных слухов, изоляции, запугивания («обидчик» может заставить «жертву» делать то, чего она не хочет), вымогательства (деньги, еда, принуждение что-то украсть), порчи и другие действия с имуществом (кража, грабеж, прятанье личных вещей «жертвы»). Сюда также входит кибербуллинг - унижение с помощью мобильных телефонов, интернета, распространение неоднозначных изображений, фотографий и слухов, обзывание и т.д.
Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что под буллингом понимается насилие, которое систематически в течение длительного времени осуществляется одним лицом или группой лиц по отношению к человеку, который не может защитить себя, и эти действия направлены на причинение ущерба и вреда жертве, в течение длительного периода времени, для получения обидчиком психологического или физического удовлетворения.
1.2 Буллинг и факторы его возникновения
Школьный период - самый сложный этап становления в жизни человека. Именно в этот период активно развиваются и изменяются все основные характеристики человеческого развития: биологические, физиологические, личностные, психические и социальные. Происходят изменения в личности и учебной деятельности, общении и взаимодействии со сверстниками, учителями и родителями [28].
У школьника происходит увеличение физических возможностей, начинается половое созревание, происходят гормональные изменения, меняется внешность и поведение.
В этот период важным личностным новообразованием является формирование нового уровня самосознания, «Я-концепции», желания понять себя, свои возможности и особенности, свои сходства и различия с другими людьми [33]. Существует также такое новообразование, школьник начинает представлять себя взрослым, пытается вести себя как взрослый [29].
На фоне этих изменений появляются новые потребности, меняется ведущий вид деятельности, для подростка становятся важными отношения со сверстниками и их мнение, из-за этого возникает множество конфликтов.
Подростки разрешают конфликтные ситуации в форме обвинений, агрессии и требований. Они используют доминирующие формы насилия: психологическое и физическое [19].