Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации

rock_legenda 2175 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 87 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.03.2022
Цель и задачи исследования. Цель исследования – в разработке теоретических и практических положений, в которой обосновывается ключевое значение организации и осуществлении деятельности по обеспечению и поддержанию верховенства, прямого действия и применения региональных конституций и уставов конституционными (уставными) судами. Задачи исследования: - выявить тенденции развития конституционного контроля в субъектах Российской Федерации; - дать характеристику конституционному судебному контролю как средству правовой охраны конституций (уставов) субъектов Российской Федерации; - рассмотреть порядок учреждения и структуру конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации (на примере Конституционного суда Республики Татарстан); - раскрыть принципы организации и деятельности конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации (на примере Конституционного суда в Республике Татарстан); - уточнить понятие и природу компетенции конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации (на примере Конституционного суда в Республике Татарстан); - выявить юридическую особенность решения конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации (на примере Конституционного суда в Республике Татарстан). Объект и предмет исследования. Объектом исследования магистерской диссертации являются: общественные отношения, возникающие в судебной деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. Предметом исследования являются нормы Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов) и законов субъектов Российской Федерации, закрепляющие полномочия и компетенцию конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. Методологическую основу исследования составляет совокупность общенаучных, специальных и частноправовых методов познания правовой действительности. Общие методы, которые применялись в работе, образуют: анализ и синтез, индукция и дедукция. К специальным методам следует отнести системный и статистический. Кроме того, применены и частноправовые методы, такие как сравнительно - правовой и формально-юридический. При изучении темы исследования рассмотрены международные правовые акты, содержащие нормы и принципы защиты прав человека и гражданина, Конституция Российской Федерации, конституционные федеральные законы, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, конституции и уставы субъектов Российской Федерации, постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. Изучены работы ведущих правоведов России по аткуальным вопросам конституционного (уставного) контроля. Теоретической основой исследуемой темы явились работы таких авторов как: С.А. Авакьян, И.А. Алебастрова, А.Б. Барихин, Ю.М. Бердюгина, А.Д. Бойков, Н.С. Бондарь, О.В. Брежнев, Н.В. Витрук, С.В. Бошно, Г.А. Василевич, Г.А. Гаджиев, А.Г. Гатауллин, В.В. Гошуляк, П.А. Гука, В.Н. Демидова, В.В. Ершова, Е.А. Ершовой, В.М. Йоффе, Р.Е. Карасева, В.Н. Карташова, Е.Н. Козловой, А.Н. Кокотова, А.А. Кондрашева, В.М. Корельского, О.Е. Кутафина, В.В. Лазарева, В.Н. Лебедева, А.А. Ливеровского, Д.А. Липинского, В.О. Лучина, Н.В. Малько, А.Ф. Малого, М.А. Митюкова, Л.А. Морозовой, С.В. Нарутто, С.Э. Несмеяновой, Ж.И. Овсепян, А.И. Осавелюка, В.Д. Перевалова, Т.Я. Хабриевой, В.Н. Хропанюка, О.И. Цыбулевской, Г.Н. Чеботарева, В.Е. Чиркина, Ю.Л. Шульженко, Б.С. Эбзеева, А.А. Юдина и др. Нормативной основой исс?ле?до?ва?ни?я являются положения Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, в том числе о конституционных и уставных судах, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Эмпирическую основу исследования составляют материалы судебной практики Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, доктринальные положения. Основные положения (результаты) исследования. 1. В истории становления и развития конституционных (уставных) судов в субъектах Российской Федерации можно выделить несколько этапов: 1991-1996 гг.- создание конституционных судов в республиках РФ, обусловлено принятием Закона РСФСР «О Конституционном Суде РСФСР»; 1993-1997 гг. –учреждение конституционных судов в иных субъектах Российской Федерации (не только в республиках); данный этап связан с принятием Конституции Российской Федерации; 1997-2012гг. –изменения в статусе конституционных судов республик, появление уставных судов в субъектах Российской Федерации связано с введением в действие Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»; 2014-2020 гг –упразднение конституционных (уставных) судов в ряде субъектов Российской Федерации (в числе первых упразднение Уставного суда Челябинской области), и 2020 -2023 гг. упразднение всех конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации (процесс продлится до 1 января 2023 года), этап связан с принятием поправок к Конституции 2020. 2. Конституционные суды субъектов Российской Федерации на сегодняшний день являются эффективным инструментом для осуществления правовой охраны конституций республик, направленной на обеспечение: 1) их верховенства на территории республики; 2) высшей юридической силы конституции по отношению к законам и иным подзаконным актам данного субъекта; 3) ее неукоснительного соблюдения органами публичной власти, организациями, гражданами. 3. Принципы деятельности конституционного суда, такие как конституционная законность, независимость, коллегиальность, гласность, должны стать основой деятельности конституционных (уставных) советов при законодательных органах субъектов Российской Федерации. Преемственность в принципах деятельности органов конституционного контроля субъектов Российской Федерации должна сохраняться. 4. Преемственность в формировании полномочий конституционных (уставных) советов при законодательных органах субъектов Российской Федерации также должна сохраниться: в частности, в решении таких вопросов как: рассмотрение вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации; толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации). Теоретическая значимость исследования состоит в обобщенном анализе особенностей и принципов реализации конституционного контроля в Республике Татарстан, который раскрыл сущность деятельности Конституционного суда Республики Татарстан, природу его компетенции и юридическую особенность решений указанного суда. Практическая значимость состоит в оценке важности и эффективности функционирования Конституционного суда Республики Татарстан и обосновании необходимости сохранения преемственности в принципах и компетенции судебных и квазисудебных институтов конституционного контроля. Степень достоверности и апробация результатов исследования. С целью апробации результатов исследуемой темы использован такой способ ознакомления научного сообщества, как публикация статей на темы «Создание и становление конституционного правосудия в Республике Татарстан» и «Результаты деятельности и перспективы конституционной юстиции в Республике Татарстан» во Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «XIII Камские чтения».
Введение

Актуальность темы исследования. Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации представляют собой важный элемент системы, обеспечивающей охрану конституции и конституционного строя государства. При изучении деятельности таких судов по осуществлению конституционного правосудия следует понимать, что их роль заключается не только в формальном применении конституционных принципов и норм. Защищая основные права и свободы человека, конституционные суды не позволяют существовать тем нормам и устоям в обществе и законодательстве, которые противоречат основному закону Российской Федерации. Кроме того, конституционное правосудие играет важнейшую роль в обеспечении верховенства и прямого действия на всю территорию России Конституции Российской Федерации. Решения конституционных судов субъектов Российской Федерации выше нормативных правовых актов субъекта, действуют непосредственно и не нуждаются в подтверждении органами государственной власти. С помощью решений конституционных (уставных) судов о признании акта противоречащим конституции (уставу) субъекта Российской Федерации пресекается злоупотребление волей большинства. С принятием Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 года № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», Федерального конституционного закона от 8 декабря 2020 № 7-ФЗ «О внесении изменений в отдельные конституционные законы» произошли существенные сдвиги в конституционном (уставном) регулировании, связанные с организацией судебной ветви власти субъектов Российской Федерации, а именно к 1 января 2023 года предполагается полное упразднение конституционных (уставных) органов судебного конституционного контроля с последующим учреждением конституционных советов, функционально взаимосвязанных с законодательными (представительными) органами государственной власти. В этой связи представляется необходимым подвести итоги деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. Степень разработанности темы исследования. Вопросы определения понятия, правовой природы, содержания конституционного контроля, видов конституционного контроля исследовались в работах авторов Е.А. Бондаря, А.Г. Гатауллина, В.Н. Демидова, С.Э. Несмеяновой, М.Б. Смоленского, Г.А. Шмавонян и других. Особенности конституционного правосудия и судебного конституционализма стали предметом рассмотрения в трудах Е.А. Бондаревой, Н.В. Григорьевой, А.В. Зиминой, П.М. Курдюк, С.Н. школа и других.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Конституционный судебный контроль: понятие, история, современность 9 1.1 Становление и развитие конституционного контроля в субъектах Российской Федерации 9 1.2 Конституционный судебный контроль как средство правовой охраны конституций субъектов Российской Федерации 21 Глава 2. Организационные и теоретические основы конституционного контроля в Республике Татарстан 34 2.1 Учреждение и структура Конституционного суда в Республике Татарстан 34 2.2 Принципы организации и деятельности Конституционного суда в Республике Татарстан 45 Глава 3. Компетенции Конституционного суда в Республике Татарстан 57 3.1 Понятие и природа компетенции Конституционного суда в Республике Татарстан 57 3.2 Юридическая особенность решения Конституционного суда Республики Татарстан 70 Заключение 84 Список использованных источников 87
Список литературы

I. Нормативные правовые акты 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, № 31. 2. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года № 1-ФЗ «О судебной системе в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.1997. № 1. Ст.1. 3. Конституция Республики Татарстан (принята на всенародном голосовании 6 ноября 1992 г.). 4. Конституционный Закон Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2002 года 16-з № 363-II «О Конституционном суде Республики Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве»// Ил Тумэн.19 июля 2002. № 29. 5. Конституционный Закон Республики Северная Осетия-Алания от 15 июня 2001 года № 17-РЗ «О Конституционном Суде Республики Северная Осетия -Алания»// Северная Осетия.5 июля 2001. №127. 6. Уставный Закон Калининградской области от 2 октября 2000 года № 247 «Об Уставном Суде Калининградской области»// Дмитрия Донского, 1. 14 октября 2000. №83, 21 октября 2000 №86, 28 октября 2000, № 89. 7. Закон Республики Адыгея от 17 июня 1996 года № 11 «О Конституционном Суде Республики Адыгея» // Ведомости Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея. 1996. № 6. 8. Закон Республики Адыгея от 9 октября 1998 года № 92 «О нормативных и иных правовых актах Республики Адыгея»// Советская Адыгея.16 октября 1998. № 203 и др. 9. Закон Республики Башкортостан от 27 октября 1992 года № ВС - 13/7 «О Конституционном Суде Республики Башкортостан» //Ведомости Верховного Совета и Правительства Республики Башкортостан.1993. № 1. Ст.1. 10. Закон Республики Башкортостан от 12 августа 1996 года № 42-з «О нормативных правовых актах Республики Башкортостан» // Советская Башкирия. 27 августа 1996. № 16 (23640). 11. Закон Республики Дагестан от 16 апреля 1997 года № 8 «О нормативных правовых актах Республики Дагестан»// Собрание законодательства Республики Дагестан.1997. № 4. Ст.1050. 12. Закон Республики Ингушетия от 7 декабря 1999 года №29-РЗ «О нормативных правовых актах Республики Ингушетия» // Ингушетия. 12 января 2000. № 1. 13. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 12 декабря 1997 года №38-РЗ «О Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www/zakon.okshbr.pdf. 14. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 3 августа 2002 года № 52-РЗ «О правовых актах в Кабардино-Балкарской Республике» // Кабардино-Балкарская Правда. 9 августа 2002. № 155-156. 15. Закон Республики Карелия от 7 июля 2004 года № 790-ЗРК «О Конституционном Суде Республики Карелия» // Карелия. 10 июля 2004. № 74). 16. Закон Республики Марий Эл от 11 марта 1997 года №14-З «О Конституционном Суде Республики Марий Эл» // Марийская правда.19 марта 1997. №51. 17. Закон Санкт-Петербурга от 5 июня 2000 года №241-21 «Об Уставном суде Санкт-Петербурга»/ Вестник Администрации Санкт - Петербурга.31 июля 2000. №7. Стр. 10. 18. Закон Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2002 года 16-з №363-II «О Конституционном суде Республики Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве»// Ил Тумэн.19 июля 2002. №29. 19. Закон Республики Саха (Якутия) от 25 декабря 2003 года № 98-З №199-IV «О правовых актах органов государственной власти Республики Саха (Якутия)» //Якутские ведомости (приложение к газете «Якутия»). 17 января 2004. № 4. 18. Закон Свердловской области от 6 мая 1997 года № 29-03 «Об Уставном Суде Свердловской области» // Областная газета.13 мая1997. № 69). 394 20. Закон Республики Татарстан от 22 декабря 1992 года № 1708-XII «О Конституционном суде Республики Татарстан»/ Ведомости Верховного Совета Татарстана.1992. № 11-12. 19. Комментарий к Конституции Российской Федерации [текст] / Андриченко Л.В. Изд. 3; под ред. В.Д. Зорькина; Конституционный Суд Российской Федерации. 2 –е изд., пересмотр. М.: Норма: ИНФРА-М., 2011. 1007 с. II. Cпециальная литература: 1. Авакьян С.А. Проблемы теории и практики конституционного контроля и правосудия// Вестник Москов. ун-та. Серия 11. Право.1995. № 4. С.14-27. 2. Авакьян С.А. Разделение властей: для каких уровней применять? // Вестник Саратов. гос. юрид. академии. 2018. № 4 (23). С. 12-21. 3. Агафонов В.А. Правовая система: структурный и функциональный подходы//Известия высших учебных заведений. Северо Кавказский регион. Общ. Науки. 2006. № 12. С.73-79. 4. Агутин А.В., Филиппов А.Г. Понятие принципа независимости должностных лиц – участников уголовного процесса// «Черные дыры» в Российском законодательстве. 2004. № 1. С.270-277. 5. Алебастрова И.А. Конституционные принципы: проблемы юридической природы и эффективности реализации// Конституционное и муниципальное право.2007. № 7. С.5-13. 6. Александров С.А. Принципы уголовного судопроизводства //Правоведение. 2003. № 5. С.162-171. 7. Алексеев О.Л., Коркунов В.В. Системный подход как методологическая основа научного сознания // Специальное образование. 2002. № 1. С.5-9. 8. Андриченко Л.В. Разграничение полномочий между органами власти различных территориальных уровней: проблемы централизации и децентрализации. // Вопросы государственного и муниципального управления. 2013. № 4 С. 37-58. 9. Анишина В.И. Принцип федерализма и единства судебной власти в Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2007. № 4 (28). С. 135-142. 10. Белов С.А. Непосредственное применение судами Конституции в Российской Федерации// Государство и право. 2014. № 1. С.45-55. 11. Боброва Н.А., Сидоров В.Н. Юридическая природа позитивной конституционной ответственности // Правоприменение. 2017. Т. 1. № 3. С. 62-70. 3 12. Бондарь Н.С. Власть и свобода на весах конституционного правосудия: защита прав человека Конституционным Судом Российской Федерации / Н.С. Бондарь. М.: ЗАО Юстицинформ, 2005. 592 с. 13. Бондарева Е.А. Предварительный конституционный контроль в системе гарантий конституционализма в России и за рубежом// Конституционные чтения. Вып.6: Актуальные проблемы науки конституционного права. К-20-тию Конституции Российской Федерации / под ред. Ю.Г. Просвирника. Воронеж: Изд-во ВГУ,2014. С.7-19. 14. Бондарь Н.С. Конституционное правосудие и развитие конституционной юрисдикции в России// Журнал российского права.2011. № 10. С.35-46. 15. Бондарь Н.С. Правовая определённость - универсальный принцип конституционного нормоконтроля // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 10. С.4-11. 16. Василевич Г.А. Толкование (разъяснение) нормативных правовых актов (теория и практика)// Law Inforcement Review. 2017. № 1 С. 19-27 17. Гатауллин А.Г. Место конституционных (уставных) судов в судебной системе Российской Федерации// Вестник Казан. юрид. ин-та МВД России. 2013. № 3(13). С. 3-13. 18. Витрук Н.В. Конституционное правосудие в России (1991-2001). М., 2001. 508 с. 19. Волков В.П. Проблемы обеспечения конституционной законности избирательного процесса в интересах укрепления российской государственности/ В.П. Волков, О.В. Дамаскин. М.: РЦОИН: Крона, 2009. 258 с. 20. Гаджиев Г.А. Конституционные принципы рыночной экономики (Развитие основ гражданского права в решениях Конституционного Суда Российской Федерации). М.: Юристъ, 2004. 286 с. 21. Галаганов В.П. Право социального обеспечения: учебник для студ. учреждений юрид. проф. образования /В.П. Галаганов. -8-е изд., стереотипное. М.: Издательский центр «Академия», 2014. 448 с. 22. Гошуляк В.В., Ховрина А.Е., Геврокян Т.И. Конституционное правосудие в субъектах Российской Федерации. М.: Альфа-М, 2006. 240 с. 23. Гук П.А., Гук Е.П. Принцип единства судебной практики в российском судопроизводстве // Известия высших учеб. заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2016. № 3 (39). С. 83-90. 24. Демидов В.Н. Компетенция конституционных (уставных) судов субъекта Российской Федерации: общее и особенное// Вестник Москов. ун-та МВД России.2015. № 2. С. 54-61. 25. Ибрагимова М.А Полномочия конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации// Власть. 2008. № 1. С. 75-78. 26. Казанцев А.О. Некоторые вопросы компетенции конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право.2012. № 4. С.53-66. 27. Карасев Р.Е. Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации: взаимодействие с иными судебными органами в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина //Право и политика. 2016. №1. С. 62-66. 28. Караваев Н.Л. К особенностям методологии системных исследований //Вестник Вятского гос. ун-та. 2015. № 6. С.13-17. 29. Карташов В.Н. О сущности и некоторых видах общепризнанных принципах международного права //Международное публичное и частное право. 2010. № 1. С.18-20. 30. Кокотов А.В. Право конституции в российском праве // Актуальные проблемы российского права. 2014. № 10 (47). С. 2161 – 2167. 31. Комкова Г.Н. Содержание системы конституционного права России: современное прочтение //Актуальные проблемы российского права. 2018. №1. С.76-83. 32. Нарутто С.В. Теоретико-правовые проблемы конституционного принципа единства государственной власти в Российской Федерации // Правосудие. 1999. № 4. С. 27-34. 33. Хабриева Т.Я. Конституционно-правовые основы конкуренции в Российской Федерации //Журнал российского права.201.№ 1. С.5-15. 34. Цыбулевская О.И., Милушева Т.В. Конституционный принцип разделения властей: теория и практика реализации // Вестник Поволжского ин-та управления. 2018. Т. 18. № 5. С.56-62. 35. Чиркин В.Е. Конституционное право России.: Учебник.2- е изд., перераб. и доп. М.: Юрист, 2003. 447 с. III. Судебная практика 1. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 6 марта 2003 года №103-О «По запросам Государственного Собрания Республики Башкортостан и Государственного Совета Республики Татарстан о проверке конституционности части 1 статьи 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. 2003. № 17. Ст.1658. 2. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 января 1993 года № 1-П «По делу о проверке конституционности правоприменительной практики ограничения времени оплаты вынужденного прогула при незаконном увольнении, сложившейся на основе применения законодательства о труде и постановлений Пленумов Верховного Суда СССР, Верховного Суда Российской Федерации, регулирующих данные вопросы» // Вестник Конституционного Суда РФ, 1993. № 2-3. 3. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 1999 года №11-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР» и Законов Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и «О федеральных органах налоговой полиции»// Российская газета. 3 августа 1999. № 150. 395 23. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 11 апреля 2000 года №6-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 2 статьи 1, пункта 1 статьи 21 и пункта 3 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с запросом судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ.2000.№ 16.Ст.1774). 4. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2002 года №8-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в связи с запросами Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и Совета Республики Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея»// Собрание законодательства РФ.2002.№ 15.Ст.1497. 5. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2003 №13-П «По делу о проверке конституционности положений статей 115 и 231 ГПК РСФСР, статей 26, 251 и 253 ГПК Российской Федерации, статей 1,21 и 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с запросом Государственного Собрания Курултая Республики Башкортостан, Государственного Совета Республики Татарстан и Верховного Суда Республики Татарстан»// Российская газета. 29 июля 2003. № 150. 6. Постановление Конституционного суда Республики Татарстан от 02.03.2021 N 96-П «По делу о проверке конституционности приложения N 2, наименования, пунктов 2 и 9 части I приложения N 3 к Административному регламенту предоставления муниципальной услуги по принятию на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в г. Казани, утвержденному постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 6 августа 2013 года № 7154, в связи с жалобой гражданки Н.Е.Мешковой»// Официальный портал правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 7. Постановление Конституционного суда Республики Татарстан от 16.06.2020 № 91-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 6 Закона Республики Татарстан от 13 июля 2007 года № 31-ЗРТ «О реализации прав граждан на предоставление им жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Татарстан и муниципального жилищного фонда по договорам социального найма»; пункта 5, абзаца второго пункта 8 Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 июня 2006 года № 275; положений пункта 2.5 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по принятию на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в г. Казани, утвержденного постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 6 августа 2013 года № 7154, в их взаимосвязи с пунктами 8 и 9 части I Перечня документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления услуг, подлежащих представлению заявителем (приложение N 3 к данному Административному регламенту), в связи с жалобой гражданина Р.Р.Измайлова» // Республика Татарстан. № 136.18.09.2020. 8. Определение Конституционного суда Республики Татарстан от 26.03.2020 № 7-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Н.И.Морозовой на нарушение ее конституционных прав и свобод частью 1 статьи 3 и абзацем третьим статьи 5 Закона Республики Татарстан от 13 июля 2007 года № 31-ЗРТ «О реализации прав граждан на предоставление им жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Татарстан и муниципального жилищного фонда по договорам социального найма» // Официальный портал правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru, 14.07.2020 9. Постановление Конституционного суда Республики Татарстан от 06.12.2006 № 22-П «По делу о проверке конституционности статьи 6 Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года № 63-ЗРТ «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» в связи с жалобой гражданина Н.И.Сидукова» // Ватаным Татарстан. № 255. 12.12.2006. 10. Постановление Конституционного суда Республики Татарстан от 23.05.2002 № 6-П «По делу о проверке конституционности статьи 3 Закона Республики Татарстан от 15 июля 1993 года № 1936-XII «О приватизации жилищного фонда в Республике Татарстан», Постановления Государственного Совета Республики Татарстан от 30 ноября 1994 года № 2251/а-XII «О применении статьи 3 Закона Республики Татарстан «О приватизации жилищного фонда в Республике Татарстан» и пункта 7 Положения о порядке и условиях приватизации государственного и коммунального жилищного фонда в Республике Татарстан, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 марта 1994 года № 121, в связи с жалобой гражданки Г.А.Федуловой» // Ватаным Татарстан. № 111-112. 01.05.2002. 11. Постановление Конституционного суда Республики Татарстан от 19.03.2020 № 89-П «По делу о проверке конституционности части 10 статьи 81 Устава муниципального образовании «Зеленодольский муниципальный район» Республики Татарстан, принятого решением Совета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 29 марта 2018 года № 279, отдельных положений разделов 8 и 9 приложения № 1 к постановлению Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 25 февраля 2016 года № 415 «О муниципальной программе «Стандарт двора» на 2016 - 2026 годы», а также названного постановления, постановлений Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 2 февраля 2018 года № 218 «О внесении изменений в постановление Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан № 03-03-415 от 25.02.2016 «О муниципальной программе «Стандарт двора» на 2016 - 2026 годы» и от 11 апреля 2019 года № 895 «О внесении изменений в муниципальную адресную программу «Стандарт двора» на 2016 - 2026 годы», утвержденную постановлением Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан № 415 от 25.02.2016», по порядку их официального опубликования, в связи с жалобой гражданина А.В.Туганова» // Ватаным Татарстан. № 76. 30.05.2020.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУДЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ: ПОНЯТИЕ, ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОСТЬ 1.1 СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ На основании Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации находятся в составе судебной системы Российской Федерации (часть 2. статьи 4) . При этом они считаются судами субъектов Российской Федерации, о создании которых субъект Российской Федерации принимает решение самостоятельно. Нужно отметить, что процесс создания конституционной судебной системы в субъектах Российской Федерации сегодня уже завершен. В настоящее время начат процесс по упразднению данных судов, но более подробно об этом будет сказано в следующих главах. Вместе с тем анализ законодательства, регулирующего деятельность конституционных судов в России, позволяет выдделить несколько этапов его развития : 1) появление самой идеи создания специализированных органов конституционного надзора (контроля) в регионах России; 2) создание первых республиканских конституционных судов (1991-1993 гг.); 3) формирование специализированных органов конституционного контроля в субъектах Российской Федерации после принятия Конституции Российской Федерации в 1993 г. (1994-1996 гг.); 4) появление конституционных судов в связи с принятием Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации». Учитывая современный этап развития конституционной юстиции можно говорить об этапе упразднения конституционных и уставных судов в субъектах Российской Федерации. Дискуссия о необходимости создания конституционных юрисдикций развернулась в отечественной конституционном праве еще в 60-е годы прошлого века. При этом активно обсуждалась возможность создания органов конституционного надзора в республиках Советского Союза и автономных республиках РСФСР в условиях Советского государства. В частности, эксперты предложили создать специальный конституционный надзорный орган в виде постоянной комиссии или совместной комиссии, образованной палатами представительного органа, или конституционными советами как высшими надзорными органами за соблюдением конституции в стране и в каждой из союзных и автономных республик . Снова к вопросу о необходимости учреждения рассматриваемых органов ученые вернулись в период подготовки проектов Конституции СССР 1977 г. и конституций союзных республик 1978 г. Однако в этот период не удалось разработать четкое представление о системе и формах специализированных органов по защите конституции . Своеобразным завершением первого этапа конституционной юрисдикции в России стало создание в 1988 году Комитета конституционного контроля СССР. Был принят Закон СССР от 23.12.1989 «О конституционном надзоре в СССР» . Он создавался как орган предварительного и последующего конституционного контроля, решения которого не были окончательными. Последнее слово принадлежало представительному и законодательному органу государственной власти, а в некоторых случаях - высшему исполнительному органу государственной власти . Комитет конституционного надзора Союза Советских Социалистических Республик, ответственный за соблюдение Основного закона страны, был наделен четырьмя блоками полномочий: 1) дача заключений о соответствии Конституции проектов законов, выносимых на рассмотрение Съезда народных депутатов; 2) дача заключений о соответствии Конституции Российской Советской Федеративной Социалистической Республики и законам Российской Советской Федеративной Социалистической Республики актов Верховного Совета, его палат, подготовленных проектов нормативных актов; 3) наблюдение за соответствием Конституции и законам Российской Советской Федеративной Социалистической Республики нормативных актов субъектов федерации и подзаконных актов федерального и регионального значения; 4) дача заключений о соответствии Конституции и законам Российской Советской Федеративной Социалистической Республики актов других государственных органов и общественных организаций. После создания Комиссии по конституционному надзору СССР представители партийных и государственных органов Татарстана, Дагестана, Чечено-Ингушетии и других республик поставили на повестку дня вопрос о создании комиссий по конституционному надзору из числа представительных органов власти автономных республик РСФСР . Правовой основой для их создания служила статья 2 Закона «О конституционном надзоре в СССР», согласно которому «конституционный контроль в стране осуществляется Комитетом конституционного надзора СССР и органами конституционного надзора союзных и автономных республик». Уже в марте 1990 г. комитеты конституционного контроля были созданы в нескольких республиках РСФСР. Одной из первых среди субъектов Российской Федерации стала Республика Татарстан, принявшая Закон «О конституционном надзоре в Республике Татарстан» (Закон № 524-XII). На основе данного закона был создан орган именуемый «Комитет конституционного надзора Республики Татарстан». 26 декабря 1990 г. Комитет конституционного надзора был образован в Республике Северная Осетия. Но большинство Верховных Советов республик сразу поставили вопрос о создании конституционных судов. Во многом это было связано с принятием Закона РСФСР «О Конституционном Суде РСФСР» . На заседаниях Верховного Совета РСФСР было установлено, что создание Конституционного Суда РСФСР не препятствует созданию собственных органов конституционного контроля в республиках . Под этим влиянием, а также в связи с формированием четкой тенденции к реальному федерализму, в ряде случаев, связанных с процессами «суверенитета», комитеты конституционного надзора в республиках РСФСР стали заменяться конституционными судами. В частности, в этот период были приняты законы о конституционных судах в Дагестане, Саха (Якутия), Башкортостан, Кабардино-Балкария, Татарстан, Тыва и Мордовия . В октябре 1991 г. Пятый (Чрезвычайный) Съезд народных депутатов РСФСР избрал Конституционный Суд РСФСР в составе 13 судей (две должности остались вакантными) . С 1992 года конституционные суды созданы и начали работу в Дагестане, Саха (Якутия), Кабардино-Балкарии и Мордовии. С принятием Конституции Российской Федерации в 1993 году начался новый этап конституционного правосудия в России. В ходе работы над проектом действующей Конституции России участники конституционной конференции неоднократно обсуждали проблему создания конституционных судов в субъектах Российской Федерации. В то же время были совершенно противоречивые мнения о необходимости закрепления положений о конституционных судах субъектов Российской Федерации в Основном законе государства. Многие участники отмечали, что конституционные суды уже действуют в ряде субъектов Российской Федерации, и это должно быть закреплено в новой конституции. Не возражая вообще против их существования в субъектах Российской Федерации, другие участники собрания выступили против их включения в систему федеральных судов и, как следствие, в Конституцию Российской Федерации. Основной аргумент сводился к тому, что рассматриваемый вопрос не входит в предмет ведения Российской Федерации согласно статье 71 Конституции России и, соответственно, каждая республика может решать его самостоятельно . Следует отметить, что А.А. Заболотников (представитель Приморского края) выдвинул идею создания судебных судов не только в республиках, но и в краях, областях и округах, поскольку конституционные суды республик «не охватывают конституционное пространство между субъектами Российской Федерации" . Анализ законодательства, регулирующего деятельность конституционных судов в Российской Федерации, выявил следующие правовые проблемы в сфере исследования: 1. Предусмотренная Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» возможность создания в субъектах Российской Федерации конституционного (уставного) суда (статья 27), не была реализована большинством субъектов Российской Федерации. Создание такого органа в субъектах Российской Федерации могло существенно изменить существующий баланс между законодательной и исполнительной ветвями власти региона. Однако на фоне усиливающейся централизации власти Российской Федерации федеральный центр при отсутствии инициативы со стороны субъектов Федерации не проявлял активности в этом вопросе. 2. В истории становления и развития конституционного контроля в субъектах можно выделить несколько этапов: 1990-1991 гг. и связано оно с появлением в субъектах квазисудебных органов конституционного контроля, образованных в республиках РСФСР вследствие принятого Закона «О конституционном надзоре в СССР»; 1991 г.-1996 - создание конституционных судов в республиках РФ в связи принятием Закона РСФСР «О Конституционном Суде РСФСР»; 1993 г – принятие Конституции послужило основой для создания конституционных судов в иных субъектах Российской Федерации (не только в республиках); 1997-2012гг. – введение в действие Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» - произошли изменения в статусе конституционных судов республик, появление уставных судов в субъектах Российской Федерации; 2014 г. –первое упразднение органа конституционного контроля – Уставного суда Челябинской области, с этого времени начинается тенденция по упразднению конституционных (уставных) судов, и 2020 -2023 упразднение всех конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации (процесс продлится до 1 января 2023 года). При этом нужно отметить, что развитие органов конституционного контроля в субъектах с упразднением конституционных (уставных) судов субъектов РФ вовсе не заканчивается, так как законом предусмотрена возможность образования квазисудебных органов конституционного контроля – конституционных (уставных) советов при законодательных (представительных) органах власти субъектов РФ. Анализ законодательства, регулирующего деятельность конституционных судов в Российской Федерации, выявил следующие правовые проблемы в сфере исследования: 1. Предусмотренная Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» возможность создания в субъектах Российской Федерации конституционного (уставного) суда (статья 27), не была реализована большинством субъектов Российской Федерации. Создание такого органа в субъектах Российской Федерации могло существенно изменить существующий баланс между законодательной и исполнительной ветвями власти региона. Однако на фоне усиливающейся централизации власти Российской Федерации федеральный центр при отсутствии инициативы со стороны субъектов Федерации не проявлял активности в этом вопросе. 2. В истории становления и развития конституционного контроля в субъектах можно выделить несколько этапов: 1990-1991 гг. и связано оно с появлением в субъектах квазисудебных органов конституционного контроля, образованных в республиках РСФСР вследствие принятого Закона «О конституционном надзоре в СССР»; 1991 г.-1996 - создание конституционных судов в республиках РФ в связи принятием Закона РСФСР «О Конституционном Суде РСФСР»; 1993 г – принятие Конституции послужило основой для создания конституционных судов в иных субъектах Российской Федерации (не только в республиках); 1997-2012гг. – введение в действие Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» - произошли изменения в статусе конституционных судов республик, появление уставных судов в субъектах Российской Федерации; 2014 г. –первое упразднение органа конституционного контроля – Уставного суда Челябинской области, с этого времени начинается тенденция по упразднению конституционных (уставных) судов, и 2020 -2023 упразднение всех конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации (процесс продлится до 1 января 2023 года). При этом нужно отметить, что развитие органов конституционного контроля в субъектах с упразднением конституционных (уставных) судов субъектов РФ вовсе не заканчивается, так как законом предусмотрена возможность образования квазисудебных органов конституционного контроля – конституционных (уставных) советов при законодательных (представительных) органах власти субъектов РФ. Итак, на сегодняшний день, по состоянию на октябрь 2021 года в субъектах Российской Федерации фактически функционируют 13 конституционных (в республиках Адыгея, Башкортостан, Дагестан, Ингушетия, Карелия, Коми, Марий-Эл, Саха (Якутия), Северная Осетия-Алания, Татарстан, Чеченской, Кабардино-Балкарской Республиках) и 2 уставных суда (в Свердловской, Калининградской областях). При этом нужно отметить, что процесс упразднения рассматриваемых судов продолжается. Процесс упразднения всех конституционных (уставных) судов начался в 2020 году после внесения в Конституцию России поправок одна из которых установила перечень судов, которые существуют в России. В этом перечне отсутствовали конституционные (уставные) суды Российской Федерации. В декабре 2020 года президент России Владимир Путин подписал закон, который предписывает упразднить к 1 января 2023 года все конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации . Этот же закон разрешил властям регионов создавать конституционные (уставные) советы при законодательных (представительных) органах власти субъектов РФ. Анализ законодательства, регулирующего деятельность конституционных судов в Российской Федерации, выявил следующие правовые проблемы в сфере исследования: 1. Предусмотренная Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» возможность создания в субъектах Российской Федерации конституционного (уставного) суда (статья 27), не была реализована большинством субъектов Российской Федерации. Создание такого органа в субъектах Российской Федерации могло существенно изменить существующий баланс между законодательной и исполнительной ветвями власти региона. Однако на фоне усиливающейся централизации власти Российской Федерации федеральный центр при отсутствии инициативы со стороны субъектов Федерации не проявлял активности в этом вопросе. 2. В истории становления и развития конституционного контроля в субъектах можно выделить несколько этапов: 1990-1991 гг. и связано оно с появлением в субъектах квазисудебных органов конституционного контроля, образованных в республиках РСФСР вследствие принятого Закона «О конституционном надзоре в СССР»; 1991 г.-1996 - создание конституционных судов в республиках РФ в связи принятием Закона РСФСР «О Конституционном Суде РСФСР»; 1993 г – принятие Конституции послужило основой для создания конституционных судов в иных субъектах Российской Федерации (не только в республиках); 1997-2012гг. – введение в действие Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» - произошли изменения в статусе конституционных судов республик, появление уставных судов в субъектах Российской Федерации; 2014 г. –первое упразднение органа конституционного контроля – Уставного суда Челябинской области, с этого времени начинается тенденция по упразднению конституционных (уставных) судов, и 2020 -2023 упразднение всех конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации (процесс продлится до 1 января 2023 года). При этом нужно отметить, что развитие органов конституционного контроля в субъектах с упразднением конституционных (уставных) судов субъектов РФ вовсе не заканчивается, так как законом предусмотрена возможность образования квазисудебных органов конституционного контроля – конституционных (уставных) советов при законодательных (представительных) органах власти субъектов РФ. 1.2. Конституционный судебный контроль как средство правовой охраны конституций субъектов Российской Федерации Для того чтобы понять значение правовой охраны конституции (устава) субъекта Российской Федерации как явления, необходимо определить понятие самого термина. Б.В. Щетинин рассматривает правовую защиту конституции в виде конституционной гарантии законности . Н.П. Иванищева правовую защиту конституции определяет в виде совокупности компонентов, обеспечивающих стабильность и неуклонное выполнение конституции . Правовая защита конституции, по мнению Н.А. Михалева, представляет собой совокупность правовых средств, с помощью которых достигается выполнение всех основополагающих норм, соблюдение режима конституционной законности . Ю.Л. Шульженко при толковании этого термина исходит из двух позиций: во-первых, правовая защиту конституции определяется через такую категорию, которая наиболее точно, всесторонне и обобщенно определяет особое положение этого документа во всех сферах общественной жизни, отличает его от всех других актов; во-вторых, реализация (воплощение) правовой охраны конституции зависит от конечного результата стабильности, поступательного развития . Конституции республик имеют высшую юридическую силу по отношению ко всем законам и другим правовым актам данного субъекта. Все остальные правовые акты, принятые на территории республики, должны полностью соответствовать конституции субъекта. Конституционные суды субъектов Российской Федерации осуществляют правовую охрану конституций республик, направленную на обеспечение: 1) их верховенства на территории республики; 2) высшей юридической силы конституции по отношению к законам и иным подзаконным актам данного субъекта; 3) ее неукоснительного соблюдения органами публичной власти, организациями, гражданами. Одним из важных средств правовой охраны конституций, используемых Конституционными судами субъектов Российской, является толкование положений Основного закона субъекта. Одним из сдерживающих развитие конституционной юстиции в субъектах факторов стала возможность осуществления Конституционным Судом Российской Федерации предварительного конституционного контроля в отношении законов субъекта Российской Федерации до их обнародования высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. В этой связи можно говорить о том, что правовую охрану конституций субъектов Российской Федерации осуществляют не только конституционные суды субъектов, но и Конституционный Суд Российской Федерации. В истории становления и развития конституционного контроля в субъектах можно выделить несколько этапов: 1990-1991 гг. и связано оно с появлением в субъектах квазисудебных органов конституционного контроля, образованных в республиках РСФСР вследствие принятого Закона «О конституционном надзоре в СССР»; 1991 г.-1996 - создание конституционных судов в республиках РФ в связи принятием Закона РСФСР «О Конституционном Суде РСФСР»; 1993 г – принятие Конституции послужило основой для создания конституционных судов в иных субъектах Российской Федерации (не только в республиках); 1997-2012гг. – введение в действие Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» - произошли изменения в статусе конституционных судов республик, появление уставных судов в субъектах Российской Федерации; 2014 г. –первое упразднение органа конституционного контроля – Уставного суда Челябинской области, с этого времени начинается тенденция по упразднению конституционных (уставных) судов, и 2020 -2023 упразднение всех конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации (процесс продлится до 1 января 2023 года). При этом нужно отметить, что развитие органов конституционного контроля в субъектах с упразднением конституционных (уставных) судов субъектов РФ вовсе не заканчивается, так как законом предусмотрена возможность образования квазисудебных органов конституционного контроля – конституционных (уставных) советов при законодательных (представительных) органах власти субъектов РФ. Таким образом, можно отметить, что соблюдение конституции (устава) как основного закона субъекта Российской Федерации невозможно без наличия соответствующей системы мер, закрепленных в нормативно-правовой форме. Поэтому совокупность методов и приемов, направленных на соблюдение конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, составляет институт правовой охраны основного закона субъекта Российской Федерации. За время своей работы конституционные и уставные суды субъектов Федерации в целом вынесли более 250 постановлений по рассмотренным делам . Конституции республик имеют высшую юридическую силу по отношению ко всем законам и другим правовым актам данного субъекта. Все остальные правовые акты, принятые на территории республики, должны полностью соответствовать конституции субъекта. Конституционные суды субъектов Российской Федерации осуществляют правовую охрану конституций республик, направленную на обеспечение: 1) их верховенства на территории республики; 2) высшей юридической силы конституции по отношению к законам и иным подзаконным актам данного субъекта; 3) ее неукоснительного соблюдения органами публичной власти, организациями, гражданами. Одним из важных средств правовой охраны конституций, используемых Конституционными судами субъектов Российской, является толкование положений Основного закона субъекта. Одним из сдерживающих развитие конституционной юстиции в субъектах факторов стала возможность осуществления Конституционным Судом Российской Федерации предварительного конституционного контроля в отношении законов субъекта Российской Федерации до их обнародования высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. В этой связи можно говорить о том, что правовую охрану конституций субъектов Российской Федерации осуществляют не только конституционные суды субъектов, но и Конституционный Суд Российской Федерации. Также представляется необходимым рассмотреть вопрос об охране конституций (уставов) субъектов Российской Федерации посредством осуществления предварительного конституционного контроля. Одним из наиболее значительных изменений, внесенных в Конституцию Российской Федерации в 2020 году, в сфере судебной власти, является увеличение объема полномочий Конституционного Суда Российской Федерации, в частности, речь идет о праве на осуществление предварительного контроля в отношении законопроектов субъектов Российской Федерации по запросу Президента Российской Федерации . Закрепление осуществление предварительного конституционного контроля в отношении законопроектов субъектов Российской Федерации за Конституционным Судом Российской Федерации создало угрозу функционирования конституционных (уставных) судов в субъектах Российской Федерации . Такие опасения в свою очередь обусловливаются наличием в практике зарубежных конституционных судов выхода за пределы осуществления «предварительного» конституционного контроля. Представляется, что конституционным (уставным) судам субъектов Российской Федерации необходимо было также предоставить возможность осуществлять предварительный конституционный контроль в отношении проектов законов о поправке к конституциям (уставам) субъектов, иных законопроектов субъектов, предусмотрев данное полномочие в статье 27 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации». Конституции республик имеют высшую юридическую силу по отношению ко всем законам и другим правовым актам данного субъекта. Все остальные правовые акты, принятые на территории республики, должны полностью соответствовать конституции субъекта. Конституционные суды субъектов Российской Федерации осуществляют правовую охрану конституций республик, направленную на обеспечение: 1) их верховенства на территории республики; 2) высшей юридической силы конституции по отношению к законам и иным подзаконным актам данного субъекта; 3) ее неукоснительного соблюдения органами публичной власти, организациями, гражданами. Одним из важных средств правовой охраны конституций, используемых Конституционными судами субъектов Российской, является толкование положений Основного закона субъекта. Одним из сдерживающих развитие конституционной юстиции в субъектах факторов стала возможность осуществления Конституционным Судом Российской Федерации предварительного конституционного контроля в отношении законов субъекта Российской Федерации до их обнародования высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. В этой связи можно говорить о том, что правовую охрану конституций субъектов Российской Федерации осуществляют не только конституционные суды субъектов, но и Конституционный Суд Российской Федерации. Поправка к Конституции 2020, в частности, предусматривает расширение полномочий Конституционного Суда Российской Федерации за счет введения предварительного контроля в отношении проектов законов Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, законов до их подписания Президентом Российской Федерации, законов субъекта Российской Федерации до их обнародования высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Напомним, органы конституционной юстиции Российской Федерации (Конституционный Суд Российской Федерации и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации) до принятия Закона №1-ФКЗ не обладали полномочиями осуществления предварительного контроля в отношении законопроектов.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 48 страниц
2380 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 74 страницы
3000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg