Эффективное функционирование железнодорожного транспорта Российской Федерации играет исключительную роль в создании условий для модернизации, перехода на инновационный путь развития и устойчивого роста национальной экономики, способствует созданию условий для обеспечения лидерства России в мировой экономической системе.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что от состояния и качества работы железнодорожного транспорта зависят не только перспективы дальнейшего социально-экономического развития, но также возможности государства эффективно выполнять такие важнейшие функции, как защита национального суверенитета и безопасности страны, обеспечение потребности граждан в перевозках, создание условий для выравнивания социально-экономического развития регионов.
Российские железные дороги являются второй по величине транспортной системой мира, уступая по общей длине эксплуатационных путей лишь США. По протяженности электрифицированных магистралей российские железные дороги занимают первое место в мире. Российская Федерация в настоящее время осуществляет более 20 процентов грузооборота и 10 процентов пассажирооборота всех железных дорог мира.
Ведущее положение железных дорог определяется их возможностью осуществлять круглогодичное регулярное движение, перевозить основную часть потоков массовых грузов и обеспечивать мобильность трудовых ресурсов. Особое значение железных дорог определяется также большими расстояниями перевозок, слабым развитием коммуникаций других видов транспорта в регионах Сибири и Дальнего Востока, удаленностью мест производства основных сырьевых ресурсов от пунктов их потребления и морских портов.
Реализация мер по реформированию российских железных дорог была начата Правительством Российской Федерации в 1998 году. Однако, несмотря на успехи структурной реформы железнодорожного транспорта в Российской Федерации, ее мероприятия и результаты оказались недостаточны для того, чтобы в короткие сроки создать эффективные источники развития, позволяющие обеспечить масштабное привлечение средств в развитие отрасли и ее модернизацию, сформировать условия для ее долговременного устойчивого роста и повышения конкурентоспособности на мировом рынке.
Российские железные дороги не всегда оказываются способны адекватно и гибко реагировать на внешние вызовы, в результате чего потенциальные возможности для получения экономической выгоды могут обращаться в источник проблем. В настоящее время протяженность «узких мест» по пропускной способности составляет 8,3 тыс. км, или около 30 процентов протяженности основных направлений сети железных дорог, обеспечивающих около 80 процентов всей грузовой работы железнодорожного транспорта.
Анализ проблем, возникших в сфере железнодорожного транспорта, позволил выявить следующие ключевые моменты, являющиеся критическими для дальнейшего социально-экономического роста страны:
- необходимость ускоренного обновления основных фондов железнодорожного транспорта;
- преодоление технического и технологического отставания России от передовых стран мира по уровню железнодорожной техники;
- необходимость снижения территориальных диспропорций в развитии инфраструктуры железнодорожного транспорта, улучшения транспортной обеспеченности регионов и развития пропускных способностей железнодорожных линий;
- необходимость снятия ограничений для роста объемов транзитных грузовых перевозок;
- необходимость повышения безопасности функционирования железнодорожного транспорта;
- недостаточность инвестиционных ресурсов.
Проблемы, связанные с эффективностью работы пассажирского железнодорожного транспорта рассматривали в своих работах следующие ученые: Белкина Е.В., Белозеров В.Л., Бубнова Г.В., Венедиктов Г.Л., Елизарьев Ю.В., Забоев А.И., Куренков П.В., Курбатова А.В., Лапидус Б.М., Марчук Б.Е., Макарова Е.А., Мачерет Д.А., Морозова М.В., Негрей В.А., Палкин С.В., Пазойский Ю.О., Персианов В.А., Правдин Н.В., Соколов Ю.И., Толкачева М.М., Шкурина Л.В., Шубко В.Г. и других.
С целью решения вышеобозначенных проблем, необходимо в период до 2030 года реализовать Стратегию развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года (далее — Стратегия).
Реализация Стратегии будет способствовать превращению железнодорожного транспорта Российской Федерации из фактора возможного риска ограничения роста российской экономики в источник ее устойчивого развития.
Цель исследования – формирование предложений по стратегии развития пассажирского комплекса железнодорожного транспорта.
Объект исследования: АО «Федеральная пассажирская компания» (АО «ФПК»).
Предмет исследования: пути повышения эффективности реализации стратегии развития пассажирского комплекса железнодорожного транспорта.
В соответствии с поставленной целью в данной работе необходимо решить следующие задачи:
1.Раскрыть теоретические аспекты развития пассажирского комплекса железнодорожного транспорта в России и мире.
2. Изучить основные направления деятельности АО «ФПК» в рамках стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года.
3. Разработать предложения по повышению эффективности реализации стратегии развития пассажирского комплекса железнодорожного транспорта в АО «ФПК» в эпоху пандемии.
Методом исследования является системный подход, включающий приёмы конкретного экономического анализа и синтеза с использованием аппарата математической статистики.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что результаты разработки мероприятий по повышению конкурентноспособности пассажирских перевозок могут быть полезны в практике управления конкурентноспособностью услуг другим организациям.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения, а также списка использованной литературы и приложений.