Актуальность темы.
Позвоночник является самой важной системой в теле человека. Его особая форма защищает головной и спинной мозг от травм и сотрясений. Когда у человека здоров позвоночник – он живет полной насыщенной жизнью. Если же возникают неполадки в позвоночном столбе или происходит его травмирование, нормальная жизнь становится невозможной. Человек теряет значительную часть трудоспособности, а иногда, становится инвалидом на всю жизнь.
«Травма позвоночника является сложным в медицинском отношении и деструктивным для жизни человека нарушением, – отмечает директор Департамента ВОЗ по предупреждению насилия и травматизма и по инвалидности доктор Этьен Кгуг. – Однако, травму позвоночника можно предотвратить, пережить, и она может быть совместима с хорошим состоянием здоровья и социальной интеграцией».
Компрессионный перелом позвоночника – тяжелая травма, требующая особого внимания, длительного лечения и продолжительной реабилитации.
В травмированном позвоночнике нервные волокна сдавлены, кровоснабжение нарушено, а значит, нарушена и функция принятия и проведения информации, передача команд мышцам и внутренним органам. Идет нарушение нервной регуляции нескольких систем организма. Множество осложнений компрессионного перелома позвоночного столба приводят человека к инвалидности. Для того чтобы избежать негативных последствий этой травмы, необходимо вовремя обратиться к специалисту, а потом пройти лечение и реабилитацию в специализированном центре.
У детей компрессионный перелом позвоночника является серьезным и довольно опасным повреждением опорно-двигательного аппарата.
В детском возрасте компрессионные переломы тел позвонков представляют тяжёлые повреждения, которые часто возникают при неадекватных механизмах травмы и составляют 1,5-3% от общего числа повреждений опорно-двигательного аппарата.
Частота заболеваний опорно-двигательного аппарата среди детей за последние пять лет в России возросла на 22%, среди подростков на 47%.
Повреждения позвоночника относятся к числу важнейших проблем современной медицины. Количество переломов позвоночника в общей массе травм костно-мышечной системы неуклонно растет. Они занимают третье место среди всех повреждений опорно-двигательного аппарата после переломов трубчатых костей, повреждений внутренних органов и черепно-мозговой травмы. В структуре травм позвоночника доминируют переломы позвонков, повреждения дисков, связочно-суставного аппарата позвонковых соединений, переломы позвоночника с угрожающей неврологической нестабильностью и вывихи позвонков.
Проблема травмы позвоночника чрезвычайно актуальна в связи с широкой распространённостью и высокими показателями инвалидизации.
Удельный вес первичной инвалидности при повреждениях позвоночника по сравнению с травмами других отделов опорно- двигательного аппарата составляет от 11% до 30% и превышает его в 2-3 раза.
Можно выделить следующие функции позвоночного столба: костный футляр для спинного мозга, орган опоры и движения, рессорная функция, обусловленная наличием межпозвонковых дисков и физиологических кривизны позвоночника, которые предохраняют тела позвонков, головной мозг, внутренние органы от чрезмерных компрессионных воздействий, резких сотрясений и толчков. Повреждения позвоночника бывают в шейном, грудном, поясничном и крестцовом отделах.
Частота встречаемости у детей стабильных (неосложненных) компрессионных переломов позвоночника за последние десятилетия выросла и колеблется от 5,1 до 7,3 % среди скелетных травм.
Степень разработанности темы. Тема компрессионного перелома позвоночного столба хорошо изучена в специальной медицинской литературе, представлена большим количеством исследований на темы основного заболевания и осложнений. В разное время этой темой занимались такие ученые как: Ардашев И.П., Вишневский А.А., Молчанов В.И., Рождественский А.С., Синицын В.М., Чемирисов В.В. и другие авторы.
Однако исследований, посвященных именно реабилитации пациентов при компрессионном переломе позвоночного столба в условиях реабилитационного центра, по нашему мнению недостаточно.
Анализ специальной литературы показал, что на сегодняшний день большая часть отечественных исследований, которые посвящены данной проблеме, уделяют пристальное внимание разработкам комплексов лечебной гимнастики. Исходя из этого, чувствуется недостаточное количество работ, в которых бы имелся общий анализ текущего вопроса в комплексе, предложены программы, способные улучшить результаты применения средств физической реабилитации детей с компрессионным переломом позвоночника и, предусматривающие переход к физической оздоровительной культуре. Помимо этого, аспекты педагогики в физической реабилитации детей недостаточны обоснованы и разработаны, часто недифференцированы в зависимости от начального уровня физической подготовки, возраста и результатов тестирования физических качеств; уделяется недостаточно внимания значению врачебного педагогического контроля в процессе использования методов и средств физической культуры.
Отличительной особенностью зарубежных исследований является комплексный подход, совмещающий лечебную физическую культуру и оздоровительную физическую культуру в единой системе физической реабилитации.
В лечении компрессионных переломов позвонков и в профилактике осложнений наиболее важное место принадлежит лечебной физкультуре — специально разработанному комплексу физических упражнений, направленных на создание мышечного корсета, способного стабилизировать поврежденный сегмент позвоночного столба. Вместе с тем физические упражнения улучшают кровоснабжение поврежденных структур, тем самым, ускоряя их регенерацию и уменьшая болевой синдром.
Лечебная физкультура составляет основу функционального метода лечения неосложненных компрессионных переломов позвоночника.
Более эффективно восстановление основных функций позвоночного столба проходит во время занятий в воде. Различные виды физических упражнений в водной среде и плавание способствуют нормализации в более короткие сроки его гибкости, подвижности и рессорности. Той или иной степени в лечебной физической культуре всегда используются элементы закаливания. Только благодаря сочетанию физических упражнений с мерами закаливания организма мы можем получить хороший результат от применения лечебной физической культуры.
Анализ специальной литературы показал, что на сегодняшний день большая часть отечественных исследований, которые посвящены данной проблеме, уделяют пристальное внимание разработкам комплексов лечебной гимнастики.
Проблема физической реабилитации детей с компрессионными переломами позвоночника остается актуальной и в настоящее время требует дальнейшей активной разработки и реализации нерешенных вопросов.
Определение и разработка эффективной физической реабилитации средствами адаптивной физической культуры у детей после неосложненного компрессионного перелома позвоночника для улучшения развития мышечного корсета, способного стабилизировать поврежденный сегмент позвоночного столба – актуальная проблема, именно поэтому была выбрана данная тема работы.
Объект исследования – процесс комплексной физической реабилитации при неосложненном компрессионном переломе грудного и поясничного отдела позвоночника у детей.
Предмет исследования – средства адаптивной физической культуры у детей в возрасте 13-16 лет с неосложненным компрессионным переломом грудного и поясничного отдела позвоночника.
Цель исследования – разработать, теоретически и экспериментально обосновать эффективность комплекса физических упражнений в методике физической реабилитации для развития и улучшения базовых показателей двигательных способностей, функционального состояния опорно-двигательного аппарата, выраженность болевого синдрома и темпы физического развития соответственно их возраста согласно с Центельными показателями по ВОЗ у детей 13-16 лет после неосложненного компрессионного перелома грудного и поясничного отдела позвоночника.
Гипотеза исследования: предполагалось, что разработанная нами методика физической реабилитации детям в возрасте 13-16 лет с неосложненным компрессионным переломом позвоночника 1 степени в грудном и поясничном отделе, основанная на применении комплекса физических упражнений, будет способствовать развитию подвижности и силовой выносливости мышц позвоночника, позволит улучшить функциональное состояние опорно-двигательного аппарата, сохранить и укрепить мышечный корсет, увеличить силовую выносливость мышц туловища, уменьшить болевой синдром, повысить мышечную силу, выносливость, двигательную функцию, восстановить навыки правильной осанки и сохранить темпы физического развития соответственно их возраста согласно с Центельными показателями по ВОЗ.
Достижение поставленной цели исследования предполагает решение следующих задач исследования:
— Анализом научно-методической литературы изучить и показать состояние проблемы травмы позвоночника у детей, выявить особенности, причины и механизм развития нарушений после компрессионного перелома позвоночника, обосновать актуальность назначения им комплексной физической реабилитации средствами адаптивной физической культуры.
— Разработать и провести методику физической реабилитации средствами адаптивной физической культуры, направленных на развитие подвижности и силовой выносливости мышц туловища по специальной программе ЛФК (М.Вейса и А.Зембатого с дыхательными упражнениями, массажем и гидрокинезиотерапией) у детей после неосложненного компрессионного перелома грудного и поясничного отдела позвоночника.
— Оценить эффективность комплекса физических упражнений с помощью проведения исследования: сравнение до начала и в конце исследования базовых показателей двигательных способностей, функционального состояния опорно-двигательного аппарата, выраженность болевого синдрома и темпы физического развития соответственно их возраста согласно с Центельными показателями по ВОЗ у испытуемых с неосложненным компрессионным переломом грудного и поясничного отдела позвоночника.
— На основе полученных результатов представить возможные рекомендации по оптимизации средств адаптивной физической культуры для физической реабилитации лиц, имеющих неосложненный компрессионный перелом грудного и поясничного отдела позвоночника.
В исследовании применялся метод математической статистики - критерий t-Стьюдента. Расчеты производились на компьютере с применением программы SPSS версия 20.0 RUS.
В исследовании использовались методики лечебной физкультуры Е.Ф.Древинг-В.В.Гориневской (в контрольной группе) и М.Вейса- А.Зембатого (в экспериментальной группе).
Обе методики направлены на создание полноценного мышечного корсета. Однако, методика М.Вейса-А.Зембатого делает упор на работу дистальных (наиболее ослабленных) длинных мышц спины, и прорабатывает их не только в активном, но и в пассивном (сопротивление) режиме. Кроме мышц спины, при помощи методики М.Вейса-А.Зембатого можно проработать мышцы живота (внутренние и внешние прямые и косые мышцы, прямая и поперечные мышцы пресса).
Научная новизна нашего исследования выражается в следующем:
— определены особенности развития нарушений у детей 13-16 лет с диагнозом неосложненный компрессионный перелом грудного и поясничного отдела позвоночника;
— разработана и применена методика физической реабилитации средствами адаптивной физической культуры, направленных на развитие подвижности и силовой выносливости мышц туловища по специальной программе ЛФК (М.Вейса и А.Зембатого с дыхательными упражнениями, массажем и гидрокинезиотерапией) у детей после неосложненного компрессионного перелома грудного и поясничного отдела позвоночника.
Теоретическая значимость. Данная работа – одно из немногих исследований, посвященных реабилитации пациентов, имеющих неосложненный компрессионный перелом грудного и поясничного отдела позвоночника 1 степени; результаты исследования расширяют имеющиеся теоретические представления о необходимости и возможностях комплексного применения средств физической культуры и реабилитации: занятия лечебной гимнастикой, массаж, гидрокинезиотерапия и тренировка статического равновесия.
Практическая значимость исследования: материалы исследования могут быть применены специалистами образовательных учреждений при работе с детьми, после неосложненных компрессионных переломов позвоночника; специалистами в реабилитационных центрах и санаториях.
Базой исследования явился стационар «ГБУЗС «ГБ № 5» и Центр помощи детям-инвалидам Севастопольского отделения детского фонда.
Чтобы решить поставленные задачи, нами использовались следующие методы исследования:
- Метод теоретического анализа:
1. Анализ, изучение и обобщение данных научно-методической литературы, рассматривающей проблемы спинно-мозговых травм и их последствий, основы реабилитации после травм позвоночника, занятия адаптивной физической культурой и спортом, медицинский контроль на этапах реабилитации. Определялись средства и методы, которые можно наиболее эффективно использовать на этапах физической реабилитации после травмы.
- Диагностические методы:
2. Анализ медицинской документации: изучение историй болезни и амбулаторных карт детей.
3. Метод наблюдения, опрос детей по анкете: анализировалось состояние здоровья организма, велся дневник самоконтроля физического состояния.
4. Антропометрические измерения проводились на основе измерения тела обследуемого и его частей, позволили дать качественную характеристику изменчивости физического строения (виды измерений: взвешивание массы тела, кг, измерение длины тела (рост, см), подсчет индекса массы тела (ИМТ, кг/м2).
5. Тестирование физических (двигательных) способностей: Тесты на силовую выносливость мышц спины, брюшного пресса, силу мышц сгибателей пальцев. Одной из основных задач коррекции осанки является создание мышечного корсета. Для оценки функционального состояния мышечного корсета применяют вышеуказанные тесты (М.И. Фонарев, 1983):
- Силовая выносливость мышц спины – в исходном положении лежа на животе ребенок разгибает и удерживает верхнюю часть туловища. Время удержания туловища определяется по секундомеру и равно для детей 7–11 лет 1–1,5 минуты, для детей старше 11 лет – 1,5–2 минуты.
- Силовая выносливость мышц брюшного пресса: • статический тест
– из исходного положения сидя на полу с полусогнутыми в тазобедренных и коленных суставах ногами, с опорой стопами на пол, ребенок отклоняет туловище под углом 60°, руки на затылке, согнутые в локтевых суставах. Определяют время удержания туловища в этом положении до появления покачивания или самостоятельного прекращения теста (норматив для детей 7–11 лет – 1–1,5 минуты, старше 11 лет – 1,5–2 минуты) (М.И.
Фонарев, 1983).
- Кистевая динамометрия. Измерение силы мышц сгибателей пальцев проводится ручным динамометром. Обследуемый в положении стоя захватывает рукой динамометр циферблатом к ладони (чтобы при сжатии не задерживать стрелку пальцами), затем без напряжения в плече поднимает руку в сторону и сжимает динамометр с максимальной силой (не разрешается сгибать руку в локтевом суставе и сходить с места). Измерение повторяют 2-3 раза и записывают лучший результат. Если показатель силы кисти после занятия остался без изменения или незначительно изменился, значит нагрузка была малая, если снизился на 3-5 кг, то средняя, если на 6-10 кг и более — нагрузка большая. Средние показатели силы правой кисти для левшей — левой у мужчин — 35-50 кг, у женщин — 25-33 кг, средние показатели силы
левой кисти обычно на 5-10 кг меньше. Средние показатели относительно силы мышц сгибателей кисти составляют 60-70% массы тела, у женщин — 45-50%.
5. Тестирование физиологических функций организма испытуемых (оценка сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы (измерение показателей ЧСС (частоты сердечных сокращений), ЖЕЛ (жизненной емкости легких, спирометрия).
6. Оценка болевого синдрома (шкала определения болевого индекса). Оценка болевого индекса. Для оценки интенсивности болей в спине и ногах проводился тест на оценку болевого индекса в момент проведения исследования (А.А. Новик, 2002). Шкала определения болевого индекса.
7. Педагогический эксперимент.
8. Метод математической статистики для обработки результатов.
Теоретико-методологической основой исследования послужили работы специалистов в области анатомии, физиологии, теории и методики физического воспитания, лечебной физической культуры, физической реабилитации, оздоровительной физическойкультуры (Иваницкого М.Ф., Бернштейна H.A., Донского Д.Д., Кашуба В.А., Коца Я.М., Каптелина А.Ф., Матвеева Л.П., Попова и других).
Апробация. Работа апробирована на научно-практической конференции с международным участием «Здоровый образ жизни, физическая культура и спорт: тенденции, традиции, инновации», проходившей в «ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» Севастопольский экономико-гуманитарный институт (филиал) 3-4 октября. Материалы исследования опубликованы в сборнике научных трудов «Здоровый образ жизни, физическая культура и спорт: тенденции, традиции, инновации», приложение.
Краткий обзор содержания ВКР. Работа состоит из введения, трёх разделов, заключения, библиографии. В работе представлено 51 таблиц, 2 приложения. Список использованных источников и литературы включает в себя 140 работ. Общий объем работы 104 страницы.
?