Актуальность исследования.
В настоящее время остаются одной из наиболее острых проблем, решаемых человечеством, - инвалидность, ее последствия, пути снижения и профилактики, реабилитация больных и нетрудоспособных граждан. Инвалидность рассматривается как комплексная медицинская, социальная, педагогическая, экономическая и правовая проблема.
По данным Росстата, Федеральной службы государственной статистики, на 1 января 2021 года в Российской Федерации насчитывается 11,87 млн инвалидов, в том числе 703969 тыс. детей-инвалидов . В соответствии с положениями Конвенции о правах инвалидов от 13.12.2006, государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» предусматривает реализацию комплекса мероприятий, позволяющих обеспечить беспрепятственный доступ к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения. По данным положения требуется совершенствование социального пространства, для предоставления услуг в сфере реабилитации, включая решение вопросов образования и занятости инвалидов, и государственной системы медико-социальной экспертизы в целях реализации их прав и основных свобод, что будет способствовать полноценному участию инвалидов в жизни страны.
Исходя из этого, есть необходимость совершенствования и модернизации существующих социальных пространств, а также разработка новых объектов доступной среды, в связи с тем, что и взрослая, и детская инвалидность приобретает общенациональный характер, а нарушения опорно-двигательных функций значительно ограничивают подвижность и моторику человека, приводя к преждевременному прекращению трудовой деятельности и выполнению социальных функций, а также являются ведущим фактором и инвалидизации во всем мире.
К сожалению, в России лишь незначительная часть инвалидов вовлечена в физкультурно-спортивную деятельность. Так, различными формами физической культуры и спорта занимаются немногим более 0,7% инвалидов, из которых лица с поражением опорно-двигательного аппарата составляют 39,5%. Физкультура и спорт являются наиболее эффективным, а во многих случаях единственным доступным средством для полной или частичной реабилитации инвалида и возвращения его к нормальной социальной жизни .
Для этого создаются всевозможные условия, подключаются самые передовые технологии, вовлекаются все социальные структуры международного, национального и регионального уровней. Политика государства направлена на создание условий устойчивого развития доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения, в том числе лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата с учетом российского и зарубежного опыта.
По-прежнему множество социально значимых объектов и сооружений остаются недоступными для людей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Научная разработанность
Исследованиями о терминологии социального пространства занимались Г. Зиммель , А.Ф. Филиппов.
Изучением особенностей организации социального пространства занимались , Д.В. Михалевский , Э. К. Наберушкина .
Исследованиями о выявлении этапов организации социального пространства занимались П.А. Сорокин и П. Бергер, Т. Лукман.
В работах В.А. Кадушиной , Я. А.Стрелкова , выделены особенности организации спортивных объектов для людей с инвалидностью
Объект исследования:
Социальные пространства для занятий спортом людей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Предмет исследования:
Организация социального пространства на людей с нарушением опорно-двигательного аппарата на занятиях спортом.
Цель исследования:
Выявить особенности социальных пространств для людей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие “социальное пространство”;
2. Охарактеризовать особенности социального пространства для занятий спортом людей с нарушением опорно-двигательного аппарата;
3. Выявить особенности организации среды для физической активности людей с нарушением опорно-двигательного аппарата;
4. Провести анализ факторов, влияющих на организацию пространств для физической активности для людей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Гипотеза исследования:
При организации социального пространства для занятий спортом людям с нарушением опорно-двигательного аппарата стоит учитывать особенности доступности среды - мобильность пространства и общественные отношения, которые развиваются в этом пространстве.
Источники исследования:
Для решения поставленных задач были использованы следующие группы источников:
1. Монографии. Для анализа особенностей организации социального пространства с поражением опорно-двигательной системы была изучена монография проф. С. П. Евсеева и проф. С. Ф. Курдыбайло «Физическая реабилитация инвалидов с поражением опорно-двигательной системы». И монография доктор социологических наук, профессора Наберушкиной Эльмиры Камаловной «Социальное пространство инвалидности: формирование доступной среды».
2. Диссертации. Для рассмотрения различных подходов к определению социального пространства и для проведения анализа факторов, влияющих на организацию социальных пространств на людей с нарушением опорно-двигательного аппарата была изучена диссертация Михалевского Д. В. «Формирование социального пространства и его структур» и диссертация Стреловой Я.А. «Методика физкультурно-оздоровительных занятий с инвалидами различных нозологических групп».
3. Периодические издания. В периодическом издании «Социальное обслуживание населения: новации, эксперименты, творчество. СОННЭТ» была найдена статья «Профилактика травматизма граждан пожилого возраста посредством занятий гимнастикой», посвященная профилактике травматизма граждан пожилого возраста посредством проведения занятий по оздоровительной гимнастике и китайской гимнастике ушу, танцевальных занятий и занятий скандинавской ходьбой, мастер-классов и спортивных маршей, проведение спортивных и танцевальных праздников.
В издании «Знание. Понимание. Умение» найдена статья Татариновой К.В. «Паралимпийские игры как фактор развития спортивного туризма людей с ограниченными возможностями», где прослеживается история развития спортивных соревнований с участием людей с инвалидностью не только зарубежом, но и в России. Выявлена проблема в необходимости разработки и производства отечественных специальных технических средств для занятий физической культурой и спортом лиц с ограниченными возможностями, потому что в России только начинается адаптация инфраструктуры городов, в том числе и спортивных объектов. То есть на данном этапе необходимо всесторонне учитывать потребности граждан с ограниченными возможностями с целью создания условий для их полноценного функционирования в обществе.
Романов П. В., Ярская-Смирнова Е. Р. в статье «Инвалиды и общество: двадцать лет спустя» на основе социологических исследований рассматриваются вопросы социальной дистанции, групповой идентичности инвалидов, проблемы правовой осведомленности, реабилитации, занятости, а также ключевые барьеры и точки роста социальной инклюзии. Результаты их исследования позволяют с уверенностью говорить о том, что население одобряет усилия по созданию доступной среды жизнедеятельности и содействию социальной инклюзии инвалидов. А существенный прогресс в социальной политике можно ожидать при условии развития межсекторного взаимодействия, повышения прозрачности контроля со стороны инвалидов и общества в целом. Формирование их коллективных стратегий способно влиять на государственную политику и жизнь отдельных граждан, являясь важным шагом развития гражданского общества. Эти процессы отражают растущее признание обществом прав и достоинства человека, переоформление социальных и политических отношений индивида, общества и государства.
Статья «Интеграция инвалидов в общество: теоретическое осмысление проблемы» Авериной Е.А. подробно освещает проблемы, с которыми сталкиваются инвалиды, а также говорит о необходимости развивать и совершенствовать систему реабилитации, расширять возможности среды посредством усовершенствования инфраструктуры; использовать возможности СМИ, особенно электронных, для информирования людей с ограниченными возможностями об имеющихся у них и для них возможностей, а в процессе интеграции необходимо ориентироваться на внутренние возможности и ресурсы человека-инвалида, на основании которых он определяет себя, свое будущее место в обществе.
4. Сайты. Были изучены сайты организаций, таких как: Общероссийская физкультурно-спортивная общественная организация «Российская ассоциация спортивных сооружений», благотворительный фонд «ПРЕОДОЛЕЙ-КА», который занимаемся поддержкой семей с детьми-инвалидами с нарушением опорно-двигательного аппарата, для того, чтобы ознакомиться с их проектами улучшения жизни людей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата.
Методы исследования:
1. Теоретические: теоретический анализ существующих исследований, связанных с темой курсовой работы, сравнение источников, описание.
2. Эмпирические: интервьюирование
Эмпирическая база исследования
Фитнес-центр по физической реабилитации “EVSEEV SPORT”
Структура исследования: курсовая работа состоит из введения; двух глав, в каждой из которых по два параграфа; заключения, списка использованных источников и литературы и приложения.?