ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Оценка и прогнозирование уровня развития системы высшего образования
Одной из ключевых задач Министерства на современном этапе является укрепление науки и высшей школы в российских регионах, создание условий выпускникам российских школ для получения доступного и качественного высшего образования в непосредственной близости от места жительства.
Основной механизм обеспечения доступности высшего образования - формирование объемов и структуры контрольных цифр.
В 2020 году существенно доработан механизм планирования и распределения бюджетных мест, при этом увеличена роль регионов. Запросы на бюджетные места в первую очередь теперь формируются самими регионами, с учетом потребностей региональных экономик и социальной сферы, а также с учетом демографической ситуации.
Основным отличием распределения является обособление образовательных организаций высшего образования (далее – ООВО) из столичных регионов таким образом, чтобы они не конкурировали за объем контрольных цифр приема с другими субъектами Российской Федерации. Такой подход позволяет обеспечить направление прироста бюджетных мест в региональные вузы.
По поручению Президента Российской Федерации существенно увеличено количество бюджетных мест. На 2020/21 учебный год дополнительно установлено 11 433 места, при этом приоритет отдавался региональным вузам – они получили 84% дополнительных мест (9,5 тыс. мест).
Укрупненные группы специальностей и направлений подготовки, по которым в 2020 году было установлено наибольшее количество КЦП:
«Образование и педагогические науки» (66 587 мест),
«Информатика и вычислительная техника» (42 723 места),
«Клиническая медицина» (39 962 места),
«Сельское, лесное и рыбное хозяйство» (28 618 мест),
«Экономика и управление» (23 904 места).
В результате была обеспечена доступность бесплатного высшего образования для 57 % выпускников школ.
В 2020 году продолжена реализация механизма целевого обучения. Были подготовлены и внесены изменения в нормативные правовые акты, регламентирующие целевое обучение.
Общее количество зачисленных по квоте приема на целевое обучение в 2020 году составило 50 373 человек, из них за счет средств федерального бюджета 48 772 человек. При этом наибольшее количество зачисленных было по направлениям подготовки: «Лечебное дело», «Педиатрия», «Педагогическое образование».
В 2020 году отмечен рост приема на целевое обучение по программам аспирантуры (прирост 42,9 %).
Также на 1,27 балла вырос средний балл единого государственного экзамена, зачисленных по очной форме по квоте приема на целевое обучение, который составил 67,27 балла.
К числу мер, направленных на расширение возможности получения гражданами высшего образования, относится также предоставление образовательного кредита.
В 2020 году выдано 12 887 образовательных кредитов с государственной поддержкой. Высокий спрос на получение образовательных кредитов обусловлен, в частности, принятием в 2020 году постановления Правительства Российской Федерации, направленного на повышение привлекательности условий предоставления образовательных кредитов, включая снижение ставки по таким кредитам для заемщиков до 3 процентов и увеличение периода отсрочки их выплаты. Доля выданных в 2020 году образовательных кредитов в соответствии с условиями данного постановления составила 73,7%. По программам бакалавриата и специалитета ООВО установлено 392 185 мест. [3]
Важным направлением государственной политики в сфере высшего образования в части обеспечения конкурентоспособности российского образования является разработка и актуализация федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (далее - ФГОС ВО).
В 2020 году завершена актуализация федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (утверждено 210 стандартов) в соответствии с требованиями профессиональных стандартов.
Актуализированные ФГОС ВО предусматривают возможность разработки ООВО образовательных программ, расширение возможности усиления практической подготовки студентов с участием предприятий, формирование профессиональных компетенций выпускника с учетом непрерывных изменений требований рынка труда к квалификации работников, а также с учетом потребностей конкретной отрасли и региона.
Одной из задач, направленных на совершенствование и развитие высшего образования, является пересмотр перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования. В рамках принятия мер по укрупнению перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования в 2020 году подготовлен проект федерального закона, который предусматривает разработку образовательных стандартов не только по профессиям, специальностям и направлениям подготовки, но и
Следует также отметить, что увеличение бюджетных мест спланировано до 2030 года, при этом основная доля будет направлена в регионы. приема на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета Прогноз развития системы образования – это комплексная вероятностная оценка содержания, направлений, объемов и методов будущего развития инноваций в сфере образования. Основная функция прогнозирования состоит в изыскании наиболее эффективных путей развития инновационных продуктов.
В 2020 году Минобрнауки России являлся ответственным за реализацию трех федеральных проектов НП «Образование» (в части высшего образования). Цели и задачи которых в отчетном году в целом достигнуты. Тем не менее, в виду продолжающейся пандемии коронавирусной инфекции COVID-19, которая существенно повлияла на эпидемиологическую и социально-экономическую ситуацию в России и в мире, ряд целевых показателей и плановых мероприятий потребовал корректировки. В первую очередь, указанные явления затронули реализацию федерального проекта «Экспорт образования».
В то же время ряд достижений следует отметить отдельно:
1. В 2020 году завершена реализация Проекта повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров (Проект 5-100), который оказал существенное влияние на развитие российской системы высшего образования и науки: каждый восьмой российский студент выбирает для себя в качестве места получения высшего образования университеты – участники Проекта 5-100;
- в университетах-участниках Проекта 5-100 обучается каждый пятый зарубежный студент, выбравший для получения высшего образования Российскую Федерацию; более половины российских школьников (52%), являющихся победителями олимпиад, выбирают для поступления университеты-участники Проекта 5-100; доля молодых научно-педагогических работников в университетах-участниках Проекта 5-100 более чем в 2 раза выше, чем в среднем в российских вузах (21% и 10% соответственно); около трети всех российских публикаций в базах данных Web of Science Core Collection и Scopus аффилированы с университетами-участниками Проекта 5-100, при этом данный показатель для наиболее высокоцитируемых публикаций (топ-1% и топ-10%) в базе данных Scopus составляет около 50% от всех подобных российских публикаций;
- университеты-участники Проекта 5-100 обеспечены объектами научной инфраструктуры лучше, чем в целом по России;
- удельный вес объема НИОКР университетов-участников Проекта 5-100 достигает 30% в общем объеме НИОКР российских университетов.
Реализуется нацпроект «Наука и университеты»
Ключевые цели нацпроекта - обеспечение присутствия Российской Федерации в числе пяти ведущих стран мира, осуществляющих научные исследования и разработки в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития, обеспечение привлекательности работы в Российской Федерации для ведущих российских и зарубежных ученых и молодых перспективных исследователей, увеличение внутренних затрат на научные исследования и разработки
Паспорт нацпроекта разработан Минобрнауки России во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и включает в себя три федеральных проекта: «Развитие научной и научно-производственной кооперации», «Развитие передовой инфраструктуры для проведения исследований и разработок в Российской Федерации» и «Развитие кадрового потенциала в сфере исследований и разработок».
Срок реализации нацпроекта: с октября 2018 года по 2024 год (включительно).
Четыре главные инициативы проекта:
1. Развитие интеграционных процессов в сфере науки, высшего образования и индустрии
В рамках нацпроекта создаются интеграционные научно-образовательные и научно-производственные структуры мирового масштаба. Повышается уровень региональных систем высшего образования и науки за счет объединения ресурсов заинтересованных сторон.
Планируется стимулировать и развивать объединения вузов, научных организаций и бизнеса. Концентрация интеллектуальных, кадровых и материальных ресурсов позволит заранее готовить кадры в интересах различных отраслей экономики в регионах. Это также поможет делать прорывные исследования и создавать на их основе высокотехнологичные производства.
Кроме того, благодаря такой интеграции появятся конкурентоспособные коллективы ученых и разработчиков, способные подготовить новое поколение кадров в этой области
2.Развитие масштабных научных и научно-технологических проектов по приоритетным исследовательским направлениям
Цели проекта — достижение значимых результатов по приоритетам Стратегии научно-технологического развития России и повышение привлекательности отечественной науки и образования
Добиться этого планируется за счет создания мировых и региональных тематических центров, а также за счет формирования системы трансфера технологий, созданных в передовых научных институтах и вузах.
Создание технологического бизнеса
Центры компетенций Национальной технологической инициативы (НТИ) помогут компаниям найти партнеров и вывести свои разработки на рынок.
Чем занимаются центры компетенций?
Первый проектный офис Национальной технологической инициативы (НТИ) уже оказывает поддержку малым, средним и крупным технологическим компаниям. Это хорошая возможность для начинающих предпринимателей получить консультации по ведению бизнеса, поиску партнеров и выходу на рынок. В России к 2024 году будет создано 14 центров компетенций НТИ.
3. Инфраструктура
В задачи нацпроекта входит обеспечение передовой инфраструктуры для научных исследований, включая обновление приборной базы ведущих организаций
Развитие инфраструктуры для научных исследований и подготовки кадров
В задачи нацпроекта входит обеспечение передовой инфраструктуры для научных исследований, включая обновление приборной базы ведущих организаций, а также создание уникальных научных установок класса «мегасайенс».
Кроме этого, запланировано строительство и модернизация научно-исследовательского флота, совершенствование цифровой инфраструктуры, создание комфортных условий для школьников, студентов, научных работников и педагогов.
4. Развитие человеческого капитала в интересах регионов, отраслей и сектора исследований и разработок
Нацпроект предполагает повышение привлекательности российской науки и образования для ведущих отечественных и зарубежных ученых, молодых исследователей, школьников и студентов.
Высшее образование должно стать более доступным для граждан.
Планируется создать сбалансированную систему «воспитания» новых исследователей и разработчиков и повышать квалификацию управленцев в сфере науки и высшего образования.
Осуществлены работы по развитию информационного ресурса «Современная цифровая образовательная среда» (далее – СЦОС), которому присвоен статус государственной информационной системы. На СЦОС представлено 65 платформ онлайн-обучения и 1731 онлайн-курса от 104 ООВО, авторами которых являются преподаватели ведущих вузов страны и специалисты компаний, специализирующихся в области онлайн-обучения. С использованием СЦОС прошли обучение более 7 млн человек.
Ключевой задачей СЦОС является обеспечение виртуальной академической мобильности, развитие образовательного процесса в сетевой форме обучения, что повысит качество образования, за счет использования учебных материалов и кадрового состава, и обеспечит для обучающихся вариативность образовательных программ за счет формирования индивидуальных учебных планов.
Прогнозирование развития системы образовании дает возможность заглянуть в будущее и увидеть, какие наиболее вероятные изменения могут произойти по всем элементам системы образования, таких как: качество образования; квалификация профессорско-преподавательского состава; мотивация педагогов; доступность образования; содержание образования – учебных планов и программ; организационная структура образовательного процесса (формы и методы организации, системы оценки успеваемости, способы взаимодействия обучающих и обучаемых).
В 2020 году за счет средств государственной поддержки реализации мероприятий по обучению взрослых граждан по программам непрерывного образования в ООВО, реализующих дополнительные образовательные программы и программы профессионального обучения, обучено более 140 тыс. человек. Также осуществлена подготовка более 20 тыс. научно-педагогических работников и работников организаций-работодателей к реализации современных программ непрерывного образования по программам повышения квалификации.
Несмотря на сложную эпидемиологическую и социально-экономическую обстановку, удалось удержать значение планового показателя федерального проекта «Экспорт образования» «Количество иностранных граждан, обучающихся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам высшего образования» на уровне выше значения 2019 года – более 281 тыс. человек.
В инновационной деятельности образования прогнозирование направлено на определение инновационного продукта с определенными характеристиками в соответствующей области научных исследований и предполагаемых сроков выполнения. Прогнозирование инновационного развития образования – один из способов обоснования управленческих решений по формированию, внедрению и реализации инновационной политики.
Цель прогнозирования – выбор и принятие такого решения, которое позволит максимально решить поставленные задачи перед образованием в конкретных условиях места и времени.
Процесс разработки прогнозов развития системы образования должен включать в себя следующие этапы: аналитический, исследовательский, программный и организационный.
В системе управления инновационными процессами прогноз обеспечивает решение следующих проблем:
1.Определения потенциальных целей и наиболее выгодных путей развития инноваций в образовании;
2.Оценки социальных и экономических результатов осуществления всех потенциальных вариантов развития инновационной деятельности;
3. Определения действий, требуемых для обеспечения всех вариантов развития инноваций;
4. Оценки ресурсов для обеспечения планируемых программ действий.
Система прогнозирования развития высшего образования должна регулировать все сферы деятельности образовательных учреждений:
-сферу финансового обеспечения;
- сферу материально-технического обеспечения;
-сферу кадрового обеспечения;
- сферу научного обеспечения.
Долгосрочное прогнозирование должно занимать ведущее место в системе государственного регулирования системы образования.
Для наглядной иллюстрации прогнозирования тенденций в системе высшего образования проанализируем изменения численности обучающихся с применениям линии тренда.
Элемент технического анализа представляет собой геометрическое изображение средних значений анализируемого показателя.
Для анализа возьмем сведения о численности обучающихся по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры в Российской Федерации с 2015-2019 г. и составим таблицу. Данные для анализа взяты с сайта Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.
Таблица 1.1. - Сведения о численности обучающихся по направлениям подготовки бакалавриата, специалитета и магистратуры в РФ по годам
Период
Направления подготовки 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год 2019 год
Бакалавриат 3 530 896 3 282 820 2 678 295 2 920 166 2 814 179
Специалитет 904 868 695 990 681 541 730 043 753 393
Магистратура 330 715 452 843 494 407 541 748 531 673
Линия тренда в Excel – это график аппроксимирующей функции. Он нужен для составления прогнозов на основе статистических данных. С этой целью необходимо продлить линию и определить ее значения. В моём случае требуется сделать прогноз обучающихся по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры с 2020 - 2022 года.
По данным таблицы 1.1 построим график обучающихся по направлению подготовки бакалавриат. (см. рисунок 1.1.)
По графику можно сделать вывод, что выбор полиномиальной аппроксимации 2 степени дал хорошую достоверность. Это объясняется тем, что ошибка аппроксимации R2=0,8345 значит модель близка к достоверной. Чем дальше уровень от единицы, тем меньше достоверность. Следовательно в моём случае прогноз будет близок к точному.
Далее спрогнозируем количество обучающихся по направлению подготовки бакалавриата в РФ в последующие периоды. Для этого нужно в уравнение вместо х подставлять номер периода, соответственно получаем 7- 2021 год, 8 - 2022 год.
Рис. 1.1. график обучающихся по направлению подготовки бакалавриат
Далее спрогнозируем количество обучающихся по направлению подготовки бакалавриата в РФ в последующие периоды. Для этого нужно в уравнение вместо х подставлять номер периода, соответственно получаем 6 – 2020 год, 7- 2021 год, 8 - 2022 год.
y = 80755x2 - 664141x + 4E+06
Внесём полученные данные в таблицу:
Таблица 1.2. - Прогноз численности обучающихся по направлению бакалавриата
По проведенному прогнозу видно, что число обучающихся по программе бакалавриата стабильно возрастёт и составит за 2020 год 2 922 340 человек, за 2021 год 3 308 014 и за 2022 год 3 855 198 человек.
По данным таблицы 1.1 построим график обучающихся по направлению подготовки специалитет.
Рис. 1.2. график обучающихся по направлению подготовки специалитет
По графику можно сделать вывод, что выбор полиномиальной аппроксимации 2 степени дал хорошую достоверность. Это объясняется тем, что ошибка аппроксимации R2=0,8482 значит модель близка к достоверной.
Далее спрогнозируем количество обучающихся по направлению подготовки специалитета в РФ в последующие периоды. Для этого нужно в уравнение вместо х подставлять номер периода, соответственно получаем 6 – 2020 год, 7- 2021 год, 8 - 2022 год.
y = 34769x2 - 244214x + 1E+06
Внесём полученные данные в таблицу:
Таблица 1.3. - Прогноз численности обучающихся по направлению специалитет
По проведенному прогнозу видно, что число обучающихся по программе специалитета стабильно возрастёт и составит за 2021 год 1 075 487 и за 2022 год 1 387 646 человек.
По данным таблицы 1.3 построим график обучающихся по направлению подготовки магистратура.
Рис. 1.3. график обучающихся по направлению подготовки магистратура
По графику можно сделать вывод, что выбор полиномиальной аппроксимации 3 степени дал высокую достоверность. Это объясняется тем, что ошибка аппроксимации R2=0,9891 значит модель близка к достоверной. Следовательно прогноз будет близок к точному.
Далее спрогнозируем количество обучающихся по направлению подготовки магистратуры в РФ в последующие периоды. Для этого нужно в уравнение вместо х подставлять номер периода, соответственно получаем 7- 2021 год, 8 - 2022 год.
y = 1929x3 - 35835x2 + 205448x + 161309
Внесём полученные данные в таблицу:
Таблица 1.4. - Прогноз численности обучающихся по направлению магистратура
По проведенному прогнозу видно, что число обучающихся по программе магистратуры снижается и составит за 2021 год 505 177 и за 2022 год 499 101 человек.
Рассмотрим расходы на высшее образование в Российской Федерации
данные представим в таблице 1.5
Таблица 1.5. – Финансирование системы высшего образования в Российской Федерации
2018 г (млрд.) 2019 г (млрд.) 2020г (млрд.)
Расходы на высшее образование в Российской федерации по годам 511.0 5554,2 592.2
Таким образом, финансирование системы высшего образования увеличивается за рассматриваемый период.
Таблица 1.6. – Количество учреждений высшего образования в Российской Федерации
2018 г 2019 г 2020г
Количество ВУЗов 766 741 724
Государственные и муниципальные 500 496 495
Частные организации 266 245 229
За 2018-2020 года количество вузов и филиалов в России сократилось
С766 до 724 , в том числе число государственных вузов
сократилось с 500 до 495 , негосударственных — с 266 до 229
Таким образом, в параграфе рассмотрены основные тенденции развития высшего образования, дан качественный и количественный анализ развития высшего образования. Отмечено, что прогноз развития системы образования – это комплексная вероятностная оценка содержания, направлений, объемов и методов будущего развития инноваций в сфере образования. Основная функция прогнозирования состоит в изыскании наиболее эффективных путей развития инновационных продуктов.
1.2. Нормативно-правовое регулирование системы высшего образования
Отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, законом «Об образовании РФ», а также другими федеральными законами, иными нормативными правовымиактами Российской Федерации.
Согласно ст. 43 Конституции Российской Федерации:
1. Каждый имеет право на образование.
2. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
3. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "Об образовании в Российской Федерации" предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование (далее - отношения в сфере образования).
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.
Согласно ст. 24 ФЗ «О высшем и послевузовском образовании» к полномочиям Федерального Собрания Российской Федерации в сфере высшего профессионального образования относятся:
- Принятие федеральных законов в области высшего профессионального образования и внесение изменений в соответствующие законы;
- Установление уровней высшего профессионального образования;
- Ратификация международных договоров Российской Федерации, регулирующих вопросы высшего и послевузовского профессионального образования, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.
Лицензирование образовательной деятельности осуществляется лицензирующим органом - федеральныморганом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, в соответствии с полномочиями, установленными статьями 6 и 7 настоящего Федерального закона.
Лицензия на осуществление образовательной деятельности (далее также - лицензия) имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью.
В приложении к лицензии указываются сведения о видах образования,
об уровнях образования о подвидах дополнительного образования, а также адреса мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения.
Заявление о предоставлении временной лицензии и прилагаемые к нему документы представляются в лицензирующий орган не позднее чем через пятнадцать рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц.
Формазаявления о предоставлении временной лицензии, а такжепереченьи формы документов, прилагаемых к нему, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования.