Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ПРИ ОСВОЕНИИ КУРСА «ГЕОГРАФИЯ» В ШКОЛЕ

tanypav 850 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 67 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.03.2022
В результате написания работы, была достигнута цель -исследована система экологической подготовки школьников при изучении курса «география». Анализ научных исследований показывает, что различные аспекты Методическая система реализации экологического компонента при освоении курса «География» в школе изучаются, но вопросы, связанные с формированием экологической компетентности учащихся 8-11 классов, недостаточно полно освещены.
Введение

Оценить условия сложившейся экологической ситуации и понять масштабность происходящих изменений на планете и во многих регионах России может только экологически компетентный человек. По этому большую значимость имеет работа школ по формированию экологической компетентности школьников. Особое место выделяется школьной географии, основанной на неосферно и пространственно – временной парадигмах. География как учебный предмет имеет большие возможности и обеспечивает новый уровень взаимодействия человека и природы, формирует экологические компетенции у учащихся. Она учит видеть экологические проблемы в повседневной жизни, понимать процессы, происходящие в природе, использовать на практике полученные эколого-географические знания, предсказывать возможные последствия природообразующей деятельности, ориентироваться в современной экологической ситуации. География формирует опыт и умения решения экологических проблем, потребность в постоянном общении с природой. Осознание у учащихся ценности природы, понимание человеком ценности природы, толерантное взаимодействию в системе «человек - природа - общество», понимание личного участия к решению экологических проблем, стремление к нравственно – духовному развитию личности при принятии неизменных жизненных ценностей - это те основные положения, под которыми и предпологается определенная готовность человека к верным действиям. С позиции компетентностного подхода содержание этих понятий можно расширить до определения феномена экологической компетентности. Для педагогики проблема реализации экологического компонента при освоении курса «География» в школе не является новой. Я.А. Коменский и его принцип природособразности обосновал необходимость реализации экологического компонента в педагогике. Ж.-Ж. Руссо, Г. Песталоцци, Ф. Дистервег, К. Д. Ушинский. Педагогическую ценность укрепления экологического компонента средствами природы подчеркивали и такие великие педагоги, как Ж.-Ж. Руссо, Г. Песталоцци, Ф. Дистервег, К. Д. Ушинский. К. Д. Ушинский отмечал, что логика окружающей природы состоит во взаимосвязи, взаимодействии различных составляющих компонентов. Изучение же существующих в окружающем мире связей служит одним из основных звеньев формирования экологической образованности школьников Выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский придавал большое значение влиянию природы на формирование и развитие личности ребенка. В связи с этим сложились следующие противоречия: 1) между высокой социальной и личностной значимостью геоэкологических понятий, растущей концентрацией их в курсе «География» и бессистемным использованием в практике обучения; 2) между потребностями школьной практики в личностно-ориентированной технологии формирования геоэкологических понятий, обладающих ценностными, познавательными и деятельностными аспектами и преобладанием традиционных методов обучения. Проблема – недостаточная разработанность основ формирования экологического компонента при освоении курса «География» в школе и методика их освоения. Объект работы – обучение географии в школе. Предмет работы – методическая система реализации экологического компонента при освоении курса «География» в школе. Цель работы – провести теоретическое обоснование внедрния экологического компонента в курс географии в школе, составить программу по реализации экологического компонента при освоении курса «География» в школе, ее методическую систему. Гипотеза. Реализация разработанной методической системы внедрения экологического компонента в курс «География» в школе будет более успешным, если: - разработано соответствующее содержание; - определен операционно-деятельностный компонент реализации экологоориентированного содержания; - осуществляется активное педагогическое взаимодействие со школьниками и их родителями в образовательном процессе; - проводится регулярная диагностика результатов обучения. Задачи работы: - изучить литературу и выявить степень разработанности темы исследования; - провести теоретическое обоснование подходов и принципов реализации экологического компонента в курсе «География» в школе» и разработать модель реализации экологического компонента в курсе «География» в школе»; - разработать методическую систему реализации экологического компонента в курсе «География» в школе»; - организовать опытно-экспериментальную работу по внедрению экологического компонента при освоении курса «География» в школе»; - разработать методические рекомендации. Базой исследования явилось Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение "Коноваловская средняя школа". Этапы исследования. На первом этапе исследования была определена область исследования и проведен анализ философской, психологической, педагогической, экологической литературы по проблеме; осуществлено определение основных противоречий в данной области, сформулирована гипотеза исследования, определены цели и задачи, разработаны другие компоненты научно-методологического аппарата; осуществлены подготовительный и констатирующий этапы эксперимента. На втором этапе продолжалась проверка выдвинутой гипотезы, ее уточнение. Осуществлялось обобщение материала, накопленного на первом этапе исследования, проводилась проверка ранее сделанных выводов, полученные данные подвергались качественной и статистической обработке. На третьем этапе проверялись теоретические положения, основные выводы исследования, осуществлялась систематизация и обобщение результатов экспериментальной работы, их литературное оформление. Методологической основой исследования является диалектика, рассматривающая процессы и явления во всеобщей связи; философские положения о всеобщей связи и взаимообусловленности явлений и процессов окружающего мира. Методы исследования: 1) теоретические: анализ и обобщение научно-теоретической, психолого-педагогической и методической литературы; анализ образовательных стандартов и учебно-методических комплексов по курсу «География»; конструирование методики исследовательской деятельности и разработка методических основ ее реализации в процессе обучения географии с использованием сравнительно-аналитического метода, синтеза, обобщения, моделирования, проектирования; 2) эмпирические: педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, в ходе которого проводились анкетирование, интервьюирование, беседы с учителями географии; 3) статистические: математическая обработка, графические и табличные интерпретации данных эксперимента. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе рассмотрена специфика реализации экологического компонента при освоении курса «География» в школе. Материалы исследования могут служить базой для дальнейшей разработки указанной проблемы. Разработана модель реализации экологического компонента в курсе «География» в школе». Практическая значимость исследования состоит в том, что разработано и используется в учебном процессе комплексное научно-методическое оснащение по проблеме, которое способствует повышению экологической компетентности учащихся, включающее: 1) документы, программирующие экспериментальную работу (ее задачи, содержание, организацию); 2) программу по реализации экологического компонента при освоении основ курса «География» в школе; 3) рекомендации по созданию условий для реализации экологического компонента при освоении основ курса «География» в школе. Структура работы – введение, три главы, заключение, список использованной литературы.
Содержание

Введение……………………………………………………….………………5 Глава 1. Теоретическое обоснование реализации экологического компонента в курсе «География» в школе»…………………………………..…10 1.1 Нормативно-правовая база обучения школьников предмету «География»……………………………………………………………………….10 1.2 Основные подходы и принципы реализации экологического компонента в курсе «География» в школе»………………………………………17 1.3 Модель реализации экологического компонента в курсе «География» в школе»……………………………………………………………………………..23 Выводы по главе 1…………………………………………………………...28 Глава 2. Методическая система реализации экологического компонента при освоении школьниками курса «География» в школе»……………………...30 2.1. Содержательно-целевой компонент методической системы...............30 2.2. Операционно-деятельностный компонент методической системы…37 2.3. Диагностический компонент методической системы……….……..…43 Выводы по второй главе…….……………………………………………...47 Глава 3. Результаты и обсуждение опытно-экспериментальной работы………………………………………………………………………….50 3.1.Учебно-методическая база опытно-экспериментальной деятельности, ее этапы……………………………………………………………………….……..50 3.2 Результаты констатирующего этапа……………………………………53 3.3. Формирующий эксперимент и его результаты………………………..56 3.4. Методические рекомендации……………………………………….…57 Выводы по главе 3…………………………………………………..….……60 Заключение…………………………………………………………....……...62 Список использованной литературы……………………………….………67
Список литературы

1.Авво, Б.В. Гуманитарные технологии в педагогическом образовании /Б.В. Авво, Е.С. Заир-Бек //Педагогика в вузе как учебный предмет: Сборник научных трудов. -Спб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2020. - С. 88-106. 2. Арсеньев, А.С Анализ развивающегося понятия /A.C. Арсеньев, B.C. Библер, Б.М. Кедров. М.: Наука, 2018. - 156 с. 3.Баранский, H.H. Методика преподавания экономической географии. Пособие для учителей /H.H. Баранский. М.: Просвещение, 2018-451 с. 4. Баринова, И.И. География России. Природа. 8 кл.: учеб.для общеобразоват. учеб. заведений /И.И. Баринова. М.: Дрофа, 2020. -288 с. 5. Бачинский, Г.А. Геоэкология как область соприкосновения географии и социэкологии // Изв. ВГО. 2018. -Вып. 1.- С. 31-39 6. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии /В.П. Беспалько. -М.: Наука, 2018. 154 с. 7. Бибик, А.Е. Методика обучения географии в средней школе. /А.Е. Бибик. М.: Просвещение, 2018. - 384 с. 8. Богоявленский, Д.Н. Психология учения. Сб. Психологическая наука в СССР /Д.Н. Богоявленский, H.A. Менчинская Т.П. - М.: АПН РСФСР, 2018 . - 304 с. 9. Бондаревская, Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е.В. Бондаревская, C.B. Кульневич. М. -Ростов-на- Дону, 2018. - 213 с. 10. Браус, Дж. А., Вуд Д. Инвайронментальное образование в школах / Дж.А. Браус , Д. Вуд. /Пер. с англ. NAAEE, 2019. 115с. 11.Бустром, Р. Развитие творческого и критического мышления /Р.Бустром. М.: ИОО, 2020. - 143с. 12.Вазина, К .Я. Модель саморазвития человека /К.Я. Вазина. -Н.Новгород: Поволжье, 2018. 256с. 13. Васильев, И. А. Мышление и эмоции. /И. А. Васильев, B.JI. Коплужный, -.K. Тихомиров. М.: Горизонт, 2018. — 235с. 14. Винокурова, Н.Ф. Гоэкология: Учебное пособие /Н.Ф. Винокурова, H.H. Колосова, В.М. Смирнова. Н.Новгород: Волго-Вятской академии гос. службы, 2020. - 197 с. 15. Винокурова, Н.Ф. Интеграция экологических знаний /Н.Ф. Винокурова. Н.Новгород: Волго-Вятской академии гос. службы, 2019. -76с. 16. Винокурова, Н.Ф. Экологическое образование школьников в процессе обучения географии /Н.Ф. Винокурова //География в школе XXI века-2019. -№1.-С.ЗЗ-42 17. Возрастная и педагогическая психология /Под.ред. A.B. Петровского. М.: Просвещение, 2018. - 248с. 18. Выготский JI.C. Собр. соч.: В 6 т./Л.С. Выготский — Т.4 М.: Просвещение, 2018. — 385 с. 19. Выготский, Л.С. Собр. соч.: В 6 т. /Л.С. Выготский. — Т.2 — М: Просвещение, 2018. -398с. 20. Гальперин, М.В. Экологические основы природопользования: Учебник /М.В. Гальперин. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2020. - 256с. 21. Географическая картина мира //Вестн. Моск. ун-та сер.5. География -2020. -№3,-С. 3-12. 22. География России: Учеб.для 8-9 кл. общеобразоват. Учреждений /под ред. А.И. Алексеева: В 2 кн. М.: Дрофа, 2019. - 288с. 23. География. Программы для общеобразоват. учреждений. 6-11 кл. /сост. В.И. Сиротин. -М.: Дрофа, 2019. 256с. 24. Герасимов, И.П. Экологические проблемы в прошлой, настоящей и будущей географии мира. /И.П. Герасимов. М.: Наука, 2018. - 167с. 25. Гладкий, Ю.Н. Россия в лабиринтах географической судьбы. /Ю.Н. Гладкий. Спб., 2018 846 с. 26. Глазычев, С. Н. Экологическая культура и образование: очерки истории, теории и практики. М.: Горизонт, 2019. 27. Глобальная экологическая перспектива-3: прошлое, настоящее и перспектива на будущее (ГЕО-3). М.: ЮНЕП, 2020. 28. Голд, Дж. Психология и география: основы поведенческой географии: Пер. с англ. /Дж. Голд. М., 2020. — 304 с. 29. Голов, В.П. Геоэкология в средней школе: быть или не быть? /В.П. Голов //Современные проблемы региональной экономики, экологии и эколого-географического образования. Мат.конф. — М., 2019. — С.209-212 30. Голубев, Г. Н. Геоэкология /Т.Н. Голубев. М.: ГЕОСД999. - 236с. 31. Горский, Д.П. Логика/Д.П. Горский. М.: Учпедгиз, 2020. 32. Государственный стандарт общего образования //География и экология в школе XXI века. 2019. - №5. -с.38-47 33. Григорович, Л.А. Педагогика и психология: учеб.пособие /Л.А. Григорович, ТАК ДАЛЕЕ. Марцинковская М.: Гардарики, 2019. — 480с. 34. Давыдов, В.В. Виды обобщения в обучении: логико-психологические проблемы построения учебных предметов /В.В. Давыдов. — М.: Педагогическое общество России, 2020. 480с. 35. Даринский, A.B. Методика преподавания географии. /A.B. Даринский. — М.: Просвещение, 2018. 36. Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология /С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин Ростов-на Дону, 2019. - 480с. 37. Дорн, В. Формирование представлений и понятий при обучении географии. Пер. с нем. И.М. Шрайбера. /Под ред. Л.М. Панчешниковой /В. Дорн, В. Ян. М., 2018. - 240с. 38. Дронов, В.П. География России. Население и хозяйство. 9 кл.: Учеб.для общеобразоват. учеб. заведений. М.: Дрофа, 2020. — 384с. 39. Душина, И.В. Методика и технология обучения географии: пособие для учителей и студентов пед. ин-тов и ун-тов/ И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможня. -М.: ООО Астрель, 2020,- 203с. 40. Дьюи, Д. Психология и педагогика мышления. Пер. с англ. Н.М. Никольской /Д. Дьюи. М., 2019. 41. Егоренков, Л.И. Геоэкология: Учеб.пособие /Л.И. Егоренков, Б.И. Кочуров. М., 2019. - 320с. 42.Жекулин, B.C. Введение в географию. JI.: Изд-во Ленинградского ун-та, 2018. 43.Жекулин, B.C. О структурных уровнях организации географической науки // География в системе наук /B.C. Жекулин. Л., 2018. с. 32-52 44. Жиров, А.И. Геоэкология в системе естественнонаучного и экологического образования педагогических вузов: Монография /А.И. Жиров, В.Г. Мосин, В.П. Соломин. Спб., 2020, 220 с. 45. Жиров, А.И. Геоэкология: наука и образование: Монография /А.И. Жиров. Спб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2018. 46. Загашев, И.О. Критическое мышление: технология развития. /И.О.Загашев, С.И. Заир-Бек. Спб.: Скифия, 2019. - 284с. 47. Загашев, И.О. Учим детей мыслить критически. /Загашев И.О., С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская. СПб.: Скифия, 2019. 48. Загрекова, Л.В. Теория и технология обучения. Учеб пособие для студ. пед. вузов /Л.В. Загрекова, В.В. Николина. М.: Высшшк., 2019. -157. 49. Заир-Бек, С.И. Формирование эколого-экономических понятий в школьном курсе «Географии России» 9-го класса. //Наука, школа, вуз: Сборник научных трудов, Спб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2020.-С.157- 165. 50. Заир-Бек, С.И. Развитие критического мышления на уроке. /С.И Заир-Бек, И.В. Муштавинская. М., 2019.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА В КУРСЕ «ГЕОГРАФИЯ» В ШКОЛЕ» 1.1 Нормативно-правовая база обучения школьников предмету «География» Существует три основных уровня нормативно-правовой базы обучения школьников предмету «География» 1) международные документы: Всеобщая декларация прав человека; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Конвенция о правах ребенка; 2) конвенция «О борьбе с дискриминацией в области образования» (принята генеральной конференцией ООН по вопросам образования, науки и культуры, 14.12.1960) 3) концепция Правительства РФ от 29.12.2014 N 2765-р «Об утверждении Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы». Говоря о нормативно-правовой базе учителя «Географии», следует отметить, что она делится на федеральные и внутришкольные документы. К федеральным документам относятся [1, с. 74]: 1)Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция). 2) Федеральный государственный образовательный стандарт. 3) Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. 4) Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. 5) Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством науки и высшего образования РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях. К внутришкольным документам относятся: 1) Образовательный план на основе базисного учебного плана. 2) Календарно-тематическое планирование. 3) Рабочая программа. Хотелось бы остановиться на федеральных документах, так как они являются неотъемлемой частью образовательного процесса. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации»N 273-ФЗ (2012 г.) система образования «включает в себя: 1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные программы различных видов, уровней и (или) направленности; 2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся; 3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы; 4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования; 5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования». Таким образом, образование – это сложная, многоуровневая и разветвлённая система, участники которой вступают в разнообразные отношения. Поэтому возникает необходимость государственного правового регулирования образовательных отношений. Нормативно-правовые основы педагогической деятельности изложены в ряде законодательных актов, постановлений Правительства РФ, приказов Министерства науки и высшего образования РФ и иных нормативных документах федерального, регионального, и муниципального уровня, а также в локальных актах образовательных организаций. В соответствии с уровнями управления образованием, все нормативные акты можно разделить на федеральные, региональные, муниципальные и локальные [2, с. 84]. Самый верхний уровень федеральной нормативно-правовой базы педагогической деятельности в нашей стране – это "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). Право граждан РФ на образование закреплено в ст. 43, согласно которой: 1) Каждый гражданин имеет право на образование. 2) Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. 3) Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg