Глава 1. Основные виды и цели благотворительной деятельности
1.1. Понятие, цели и виды благотворительной деятельности
Благотворительная деятельность в самом общем смысле понимается как добровольная безвозмездная помощь одних членов общества другим, признанным нуждающимися в такой помощи в соответствии с нормами и обычаями этого общества.
Исходя из такого понимания благотворительной деятельности, можно установить ряд ее существенных особенностей с юридической точки зрения.
Благотворительная деятельность - это всегда отношения между членами общества, то есть между людьми или группами людей. Субъектами отношений являются члены общества, люди или группы (ассоциации, организации).
В этих отношениях участвуют две категории субъектов: те, кто нуждается в помощи, и те, кто готов ее оказать. Нуждающимися могут быть лица с ограниченными возможностями, ветераны, сироты, вынужденные переселенцы и т.д., а также группы людей — семьи. В то же время организации (юридические лица) не могут быть признаны нуждающимися, на что есть причины, связанные с гражданской ролью и функциями юридических лиц.
Благотворителями могут быть как отдельные лица, так и их группы, а также организации.
Люди, нуждающиеся в помощи, должны признаваться таковыми в соответствии с нормами и обычаями конкретного общества, в котором возникают отношения благотворительности. При этом нормы понимаются в самом широком смысле — как социальные нормы, включающие нормы морали, религиозные и правовые нормы и т. п. Это особенно важно для понимания особенностей и тенденций развития благотворительности в России, где существуют серьезные изменения в содержании и сферах применения тех или иных социальных норм, что обусловливает некоторые тенденции развития благотворительной деятельности.
Суть благотворительной деятельности заключается в добровольной безвозмездной помощи, осуществляемой как в материальной, так и в нематериальной форме (сострадание, сопереживание, психологическая помощь).
Современные исследователи выделяют следующие функции благотворительности: перераспределение экономических благ, психологическая и коммуникативная функции, преодоление социального отчуждения, демократизация общества, социальная адаптация, воспитательная, предупредительно-профилактическая, правозащитная
Благотворитель не объявляет и не определяет заранее выгоду от своей благотворительной акции, даже если эта выгода имеет место. Благотворительность, в отличие от спонсорства, может быть анонимной. Благотворительность может быть направлена на поощрение и развитие любых социально значимых форм деятельности, например, охраны окружающей среды, охраны памятников культуры.
Благотворительность может использоваться в пиар-кампаниях политиков для привлечения голосов избирателей.
Благотворительная помощь имеет некоторые общие черты с безвозмездной помощью. Однако главное отличие благотворительной помощи заключается в том, что она направляется общественным, благотворительным и гуманитарным организациям, а получателем средств в рамках безвозмездной помощи может быть любая коммерческая организация.
Определение безвозмездной помощи дано в ст. 1 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 95-ФЗ «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации» :
«Безвозмездная помощь (содействие) — это средства, товары, предоставляемые Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, органам государственной власти и органам местного самоуправления, юридическим и физическим лицам, а также выполняемые для них работы и оказываемые им услуги в качестве гуманитарной или технической помощи (содействия) на безвозмездной основе иностранными государствами, их федеративными или муниципальными образованиями, международными и иностранными учреждениями или некоммерческими организациями, а также физическими лицами (за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи), на которые имеются удостоверения (документы), подтверждающие принадлежность указанных средств, товаров, работ и услуг к гуманитарной или технической помощи (содействию)».
В настоящее время становится весомым оказывать финансовое содействие различным спортивным, культурным, творческим мероприятиям, а также выступать организатором различных концертов и выставок. Мероприятия по оказанию финансовой помощи детским домам, домам престарелых и инвалидам, как правило, не так активно освещаются в прессе и, соответственно, менее заметны, хотя и имеют наибольшее социальное значение. И спонсорство, и благотворительность носят общественно полезный характер, но суть этих видов материальной поддержки разная, и эти различия лежат как в законодательной плоскости, так и в области мотивации, а также имеют разные результаты для стороны, оказывающей такую помощь.
Закон о благотворительности также регулирует волонтерскую деятельность, которая является неотъемлемой частью благотворительности. Закон определяет добровольцев как физических лиц, занимающихся благотворительной деятельностью в форме безвозмездное выполнение работ, оказание услуг.
В международной практике добровольчество понимается как деятельность, осуществляемая по порыву души, а волонтерство, хотя и является также добровольной деятельностью, все же осуществляется одновременно с процессом обучения волонтера определенным навыкам, необходимым ему в волонтерской деятельности (профессиональное добровольчество).
Тема волонтерства в последнее время часто обсуждается в средствах массовой информации. Это связано, в том числе, с подготовкой к крупным спортивным событиям в России: Олимпийским играм в Сочи в 2014 году, Всемирной Универсиаде в Казани в 2013 году, Чемпионату мира по футболу в 2018 году. Однако волонтерство не ограничивается только деятельностью волонтерских групп и строительных бригад по строительству спортивных объектов. Волонтерство - это также помощь одинокому человеку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации. Люди, занимающиеся волонтерской деятельностью, руководствуются чувством милосердия и сострадания, желанием помогать другим людям.
С добровольческой и благотворительной деятельностью тесно связано понятие фандрайзинга, под которым понимается процесс поиска и аккумулирования денег и пожертвований на проекты некоммерческих и благотворительных организаций. В задачи фандрайзера входит поиск спонсоров, которые согласны вкладывать денежные средства в осуществление социально значимых проектов.
Концепция сбора средств тесно связана с добровольной и благотворительной деятельностью, которая относится к процессу поиска и накопления денег и пожертвований для проектов некоммерческих и благотворительных организаций. В задачи фандрайзера входит поиск спонсоров, которые согласятся вложить деньги в реализацию социально значимых проектов.
Поэтому для успешной реализации данных задач фандрайзеру необходимо владеть организационными компетенциями, навыками делового письма, умением убеждать людей. В настоящее время в учебных заведениях практически не осуществляется обучение навыкам фандрайзинга. Получение знаний о фандрайзинге необходимо в первую очередь студентам, обучающимся по специальности «социальная работа», а также работникам благотворительных организаций. Участие граждан в волонтерской и благотворительной деятельности должно быть отражено в программах обучения и воспитания школьников и студентов как один из элементов совершенствования гражданского общества и стать приоритетным направлением социальной и молодежной политики.
1.2. Религиозный фактор в благотворительной деятельности.
Благотворительность изначально ассоциировалась с религиозно-этическими нормами, поэтому целесообразно рассмотреть этические основы благотворительности в разных религиях, а также способы и формы ее проявления.
Согласно христианским нормам, общим для православия, католичества и протестантизма, считается, что единственно верное предначертание богатством — это забота о бедных (Лк. 12:33). Благоволение должно быть добровольным, бескорыстным, негласным, должно присутствовать избирательное отношение к нуждающимся.
В православии считается, что благоволение имеет следующие цели: проявление христианской любви — сострадания, уподобление Богу — Подателю благ (теозис), самосовершенствование на пути к спасению.
Благоволение осуществляется не ради благодетеля и даже не ради нуждающегося самого, а ради Христа и для того, чтобы благим примером призвать окружающих к человечности.
Поскольку цели благотворительности относятся к вечному миру, а не к земному, и радикальных изменений во всей социальной системе не ожидается, поскольку это произойдет только в Царстве Небесном, милосердие к ближнему считается в первую очередь личным поступком: поступок отдельного благотворителя по отношению к конкретному благополучателю. В России в XVI–XVII вв. благотворение считалось обязанностью любого благочестивого христианина, но прежде всего знатного и богатого. В семье ответственность за выполнение этого христианского долга ложилась на женщину. Нищий считался «орудием спасения» для богатых.
Никто не освобожден от обязанности проявлять милосердие: ни сильные мира сего, ни последний бедняк. Даже бедняк, живущий подаянием, должен подавать милостыню.
В первую очередь милостыню подают родственникам - соседям, родственникам, затем всем остальным. можно заставить суд оказать благотворительную помощь тому, кто отказывается помогать бедным или дает меньше, чем позволяют его средства.
В использовании благотворительности женщины имеют приоритет перед мужчинами. Бедному родственнику нужно помогать раньше, чем бедному постороннему. Те, кто оказался в чужом городе без средств, также имеют право на благотворительность. Человек не обязан продавать предметы домашнего быта, чтобы прокормить себя, и, будучи в нужде, имеет право пользоваться благотворительностью.
Государство в мусульманских странах, поддерживая развитие благотворительности, признает так называемый вакф (или вакуф) -имущество, переданное государством или отдельным лицом на религиозные или благотворительные цели.
В вакф может входить как недвижимое, так и движимое неотъемлемый имущество, но лишь приносящее пользу и не расходуемое.
В буддизме считается, что главная добродетель - это каруна, сердоболие, исходящее из признания того, что все живые существа друг с другом связаны, поскольку все пребывают в сансаре (круге перерождений) и все стремятся из нее выйти.
Поступок одного человека имеет глобальное значение для всего мира. Поэтому все социальные проблемы фактически решаются благодаря преобразованному внутреннему миру человека.
Буддист благотворит благодаря своему просветлению и своим благодеянием сеет добрые чувства в облагодетельствованных, и таким образом зла и его корня - неведения о благе и подлинной сущности вещей - становится меньше. Поскольку все взаимозависимо, то на самом деле все равны и любая помощь другому - это дар равному.
Таким образом, во всех религиях существует прочная этическая основа благотворительности, которая возлагает ее на верующего как прямую реализацию его религиозных убеждений.
Глава 2. Российский опыт благотворительной деятельности
2.1. Исторический опыт благотворительной деятельности в России
В России накоплен достаточно большой опыт благотворительной деятельности и государственного регулирования этой сферы, поэтому нужно целесообразно кратко рассмотреть основные этапы развития благотворительности и социального обслуживания.
Есть свидетельства о начало благотворительности у язычников-славян. У них было принято выкупать своих пленных, организованно заботиться о соплеменниках, принимать странников. С принятием христианства эта естественная отзывчивость славян получила прочную религиозную основу. Пример подавали князья и бояре, которые тратили личные средства на нищих.
В 996 г. Устав князя Владимира возлагал попечение о бедных на церковь. Великий князь Ярослав Владимирович, вступивший на престол в 1016 г., внес в церковный и земский уставы специальные разделы, связанные с благотворительностью. На личные средства он основал дом для сирот, в котором обучались и проживали 300 воспитанников.
Князь Владимир Мономах активно помогал бедным и больным, он щедро раздавал деньги нуждающимся и первым сформулировал понятие "попрошайничество" для власть имущих.
Сестра Владимира Мономаха Анна Всеволодовна открыла в Киеве школу для девочек и содержала ее за свой счет, она учила своих учениц грамоте и рукоделию. Сын Владимира Мономаха, князь Ростислав, отличался особой любовью к бедным. Ростислав отдал им все имущество, которое унаследовал. Князь Андрей Боголюбский приказал развозить еду по улицам
и раздавать бедным, а князь Роман Мстиславич раздал все свое имущество бедным, а сам умер в нищете. Александр Невский за счет своей казны выкупил русских из плена, Дмитрий Донской помогал пострадавшим от пожара строить, раздавал милостыню бедным.
Русское православное духовенство также считало благотворительность неразлучной частью своей деятельности. При всех монастырях нищим раздавали еду и милостыню, устраивали особые помещения для больных и престарелых, неспособных содержать себя — так называемые скудельницы. «Скудельница» происходит либо от слова «скудость», либо, что вероятнее всего, от слова «скидель», т. е. «глиняная посуда». В старину скудельницами назывались места, богатые глиной и к посевам не пригодные. Когда глину всю выбирали, место отдавали под погребение странников, нищих, инородцев и умерших в эпидемиях.
В первый раз упомянуто о скудельнице в Новгородском летописце 1230 г., где говорится, что архиепископ Спиридон поставил в Новгороде скудельницу у храма св. Апостолов в яме на Прусской улице. В Софийском временнике под 1474 г. в первый раз упоминается о селе Скудельничем в Москве. «Убогие домы» были по всей России, первые — в Новгороде, Киеве, Владимире, Москве.
До XV в. благотворительность осуществлялась от имени князей как отдельных людей, а не от имени государства. Иван III в конце XV в. выпустил законы о выделении средств монастырям и церквям для благотворительной деятельности. В исторических памятниках XIV–XV вв. есть отдельные указания об организации общественного призрения. Есть свидетельство, например, что псковский князь Всеволод организовал дом, в котором воспитывались «слепые, глухие, хромые и больные». В Смоленской области имелся странноприимный дом для слепых, глухонемых и хромых.
Первые сведения о возникновении организованной благотворительности в России можно отнести к 1551 г. Монастыри и церковные приходы должны были заниматься благотворительностью под государственным присмотром, содержать больницы, приюты, школы для сирот, библиотеки, организовывать бесплатные обеды.
Царь Михаил Федорович в 1613 году поручил Патриаршему приказу открыть "сиротские приюты". В 1635 году царь передал в дар новому Покровскому монастырю землю бывшего "бедного дома" (место, куда доставляли тела умерших "дурной смертью", то есть без покаяния).
Видным московским благотворителем был близкий советник царя Алексея Михайловича Федор Ртищев. Он первым в России предпринял попытку объединить частную благотворительность с государственной. Во время войн с Речью Посполитой и Швецией (1654–1656 гг.) Ртищев организовал ряд больниц для раненых солдат, причем не только русских, но и пленных польских и шведских. На личные и государственные средства он выкупал русских солдат из плена. По его инициативе на улицах Москвы подбирали калек, немощных, старых и даже пьяниц и отвозили их в специальные дома, где лечили или содержали до конца жизни. «Больницы Федора Ртищева» продолжали существовать на частные пожертвования и после его смерти.
В 1682 г. царь Федор Алексеевич издал указ, который, во-первых, обязал государство создать организованную систему призрения, во-вторых, велел делить нищих на действительно нуждающихся и «промышленников». Эта линия была продолжена Петром I, столкнувшимся с резким ростом преступности из-за серьезной трансформации сословного общества и появления большого количества маргинальных элементов.
В 1712 году попрошайничество было запрещено под страхом сурового наказания. Царским указом было предписано передавать милостыню непосредственно в больницы, где содержатся бедные и нищие.
Основным источником финансирования богоугодных учреждений при Петре были частные пожертвования. Царь для примера сам жертвовал на эти цели до трети своего жалования. На благотворительность отчислялись штрафы, которые взимались с раскольников.
В 1734 г. Анна Иоанновна разрешает подавать милостыню. Елизавета Петровна в 1748 г. во избежание роста нищенства возлагает на помещиков обязанность заботиться о нищих и увечных крестьянах. Екатерина II, хотя и запретила просить милостыню указом от 8 октября 1762 г., двумя годами позднее, указом от 26 февраля 1764 г., дав полиции право задерживать нищих, велела до рассмотрения дела выплачивать им денежную дотацию.
В 1761 г. Петр III велел строить специальные дома для умалишенных. В 1764 г. в России было создано первое благотворительное общество -Воспитательное общество благородных девиц.
В 1798 году Павел I учредил гражданское почетное звание "почетный опекун" для присвоения его членам Опекунских советов. Часто звание почетного опекуна присваивалось за крупные пожертвования на благотворительность.
В начале XIX века был назначен член царской семьи, возглавлявший императорское благотворительное общество — жена императора. Собственная канцелярия Ее Императорского Величества была создана, чтобы помочь ей.
Получила развитие сословная благотворительность. В среде дворянства существовала так называемая дворянская опека, которая помогала сиротам, больным, неимущим и престарелым дворянам. Именно дворянство способствовало организации пенсионного обеспечения инвалидам войны. Дворяне оказывали помощь представителям не только своего, но и других сословий. В крестьянстве призрение детей-сирот возлагалось на ближайших родственников или на общину.
Государственное законодательство 20–40 гг. XVIII вв. предполагало сделать благотворительную функцию основной для монастырей, вплоть до фактического превращения их в обширные госпитали, где все монахи без исключения должны были ухаживать за больными. Однако жесткие распоряжения не принесли светским властям желаемого результата. Только богатые монастыри могли позволить себе такую роскошь, как благотворительная деятельность.
Следующим полугосударственным учреждением было Императорское человеколюбивое общество, образованное в 1802 г. по инициативе Александра I и призванное оказывать помощь нуждающимся «без различия пола, возраста и вероисповедания, при всех проявлениях их нужд от младенческого возраста до глубокой старости». Общество заботилось о дряхлых, увечных, неизлечимых, о сиротах и детях бедных родителей и проч. При Обществе было создано специальное справочное бюро, которое собирало информацию о действительных размерах бедности, о количестве явно нуждающихся в помощи и о лицах, превративших нищенство в особый промысел.
В 1913 году общество насчитывало 274 благотворительных организации, два столичных и 37 губернских. Первоначально финансировались "сбережения", но со временем частные и государственные пожертвования стали превышать государственные субсидии.
Так, по мнению историков, общество одно время (до 1860 года) не принадлежало Министерству иностранных дел, период перестройки - скорее для общественной благотворительности.
Появились и частные предприятия. Согласно Уставу об общественных началах благотворительные организации могут быть двух типов: благотворительные общества и благотворительные организации.
Благотворительные общества-это добровольные объединения, целью которых является помощь малоимущим. Деятельность общества заключалась в оказании помощи в строительстве различных благотворительных заведений, фабрик и фабрик, а также в финансировании различных благотворительных заведений в рамках направлений деятельности общества.
Благотворительные заведения - бытовые учреждения-организации, обеспечивающие потребности населения в продовольствии, то есть проживающие в этих учреждениях или получающие питание, ночлег и т. п.
Все благотворительные организации, работающие на территории России, стали руководителями министерств и ведомств.
В 1926 г. Было узаконено Всероссийское общество глухонемых, начавшее свою деятельность еще до революции, в 1923 г. — Всероссийское общество слепых. Российское общество Красного Креста в 1925 г. Было переименовано в Союз обществ Красного Креста и Красного Полумесяца . Государственная благотворительность использовалась и как средство создания положительного имиджа молодого советского государства, как, например, Международная организация помощи борцам революции, имевшая секции в 70 странах.
Деятельность этих организаций регламентировалась вплоть до 1970 г. «Положением о добровольных обществах и их союзах», принятом постановлением ВЦИК и СНК РСФР 10 июля 1932 г. и постановлениями ЦИК и СНК СССР от 6 января 1930 г. «О порядке учреждения и ликвидации всесоюзных обществ и союзов, не преследующих цели извлечения прибыли» и от 27 сентября 1933 г. «О производственной и коммерческой деятельности и лотерейной работе добровольных обществ».