ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКСКУРСИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ НАСЕЛЕНИЯ
1.1. Роль экскурсионной деятельности
В начале 20 века туризм как форма досуга характеризовался как начало формирования туристского рынка, в котором прослеживаются два основных сегмента: элитарный туризм аристократии и экскурсионный, рекреационный туризм интеллигенции.
Как известно, в нашей стране лидерами в сфере экскурсионной деятельности являются две столицы. Однако можно с уверенностью сказать, что на туристической карте появляются целые города, например, такие как Великий Устюг, город Мышкин, где экскурсионная деятельность развивается. Для этих городов именно туризм является источником постоянной прибыли. Есть и такие музеи, которые, не имея богатых фондов, способны влиять на туристический потенциал города.
В 2019 году рейтинг популярности экскурсионных регионов европейской части России, составленный по данным о запросах в разделе «Путешествие по России» и «Отдых в России» на туристических Интернет-порталах, выглядел следующим образом:
– Санкт-Петербург;
– Москва;
– Средняя полоса России, включающая Золотое кольцо (Владимир, Суздаль, Иваново, Кострома, Ярославль, Ростов Великий, Переславль-Залесский, Сергиев Посад), а также такие популярные направления, как Тверская, Тульская области и ряд других;
– Юг России (Ростов-на-Дону, Астрахань, Краснодар, Славянск-на-Кубани, Новороссийск) [20].
Экскурсионная деятельность ? организация ознакомления туристов и экскурсантов с экскурсионными объектами в месте временного пребывания без предоставления услуг размещения.
Отметим, что организованная экскурсионная деятельность должна проводиться квалифицированными работниками, знающими требования, предъявляемые к технологии создания экскурсионных услуг и обслуживания экскурсантов, и затрагивать самые широкие слои населения. Таким образом, под организованной экскурсионной деятельностью понимается предложение стандартизированной экскурсионной программы либо отдельных экскурсий как разновидности туристских услуг.
Экскурсионное обслуживание – организация и оказание экскурсионных услуг, удовлетворяющих потребности человека в приобщении к духовном и нравственным ценностям, накопления знаний, в то числе и профессиональных, в режиме свободного выбора объекта, методов и средств познания [12].
За 2019 год по данным Госкомстата с целью туризма Россию посетили 26852 тыс. человек, что говорит о том, что качество и культурно-исторический потенциал Российских туристских центров находится на хорошем уровне.