Актуальность исследования. Большую часть времени ребенок проводит в школе. Значит, развитие младшего школьника во многом зависит от рациональной организации предметно - развивающей среды в учебном кабинете.
Здесь все имеет значение: цвет стен, мебель, разделение пространства на функциональные зоны, наличие места для самостоятельных игр и уединения ребенка, уставшего от вынужденного постоянного общения со сверстниками.
Поэтому среда имеет важное значение для развития детей. Все, что окружает ребенка — это не только игровая среда, но и среда, в которую входят все специфические детские виды деятельности. Ни один ребенок не может развиваться полноценно только на вербальном уровне, вне предметной среды.
Правильно организованная предметно-развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения.
Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к школе, желание посещать ее, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной учебной деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей.
Предметно-развивающая среда является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний и опыта [6].
Развитие младшего школьника во многом зависит от рациональной организации предметно-развивающей среды в учебном кабинете. Роль педагога заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка [7].
Теоретической и методологической базой исследования явились труды отечественных и зарубежных педагогов и психологов, посвященные рассмотрению одного из важных факторов социализации и развития человека - среды: Дж. Брунера, Л.С. Выготского, А.С. Макаренко, С.Л. Рубинштейна, С. Френе, А. Н. Леонтьева, В.А. Ясвина, С. А. Козловой и др.
Социальная актуальность проблемы создания предметно развивающей среды и обусловила выбор темы исследования «Создание предметно- развивающей среды в кабинете начальной школы».
Связь работы с научными планами, программами, темами. Исследование выполнено в соответствии с темой научно-исследовательской работы кафедры дошкольного и начального педагогического образования Института.
Цель – разработать рекомендации по созданию предметно-развивающей среды кабинета для обучающихся 1 класса начальной школы.
Объект исследования – процесс проектирование предметно -развивающей среды в начальной школе.
Предметом исследования является – создание предметно-развивающей среды в кабинете начальной школы в соответствии с государственными образовательными стандартами начального общего образования.
Согласно объекту, предмета и цели были поставлены следующие исследовательские задачи:
1. изучить нормативно-правовые документы, психолого-педагогическую и методическую литературу по изучаемой проблеме;
2. раскрыть понятие предметно-развивающая среда, ее роль и место в развитии личности учащихся, а также роль и место в образовательном процессе;
3. провести анализ нормативных документов, регламентирующих отбор оборудования и учебно-методических материалов для оснащения кабинета начальных классов;
4. рассмотреть особенности организации предметно-развивающей среды для учащихся 1-х классов;
5. разработать рекомендации по созданию предметно-развивающей среды для первоклассников.
Для решения поставленных задач и достижения цели был использован комплекс методов, адекватных изучаемому вопросу, в частности: анализ, синтез, классификация, обобщение, систематизация, описание, моделирование, проектирование.
Практическое значение работы состоит в возможности использования ее результатов студентами при подготовке к семинарским и практическим занятиям по дисциплинам психолого-педагогического цикла, а также учителями школ в работе начальными классами.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и 1 приложения.