Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Право собственности на природные объекты

not_en 520 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 85 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 05.08.2018
На основании проведенного исследования в данной работе сделаны определенные выводы. 1. Законодатель признал землю и иные природные ресурсы объектами гражданских прав. При этом необходимо отметить, что отношения собственности на данные объекты регулируются как нормами гражданского, так и специального – земельного и природоресурсного законодательства. Так как природные ресурсы обладают особым, публично-правовым статусом, то законодатель предусмотрел некоторые особенности, в частности изъял или ограничил в обороте некоторые их виды. В частности, Земельным кодексом установлен перечень земельных участков, которые изъяты или ограничены в обороте.
Введение

Актуальность темы данного исследования заключается в том, что Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ) закрепил в качестве объектов гражданских прав природные объекты и отнес некоторые из них к объектам недвижимого имущества (ст. 130 ГК РФ). Таким образом, законодатель включил их в сферу гражданско-правового регулирования (п.3 ст. 129 ГК РФ), распространяя тем самым общие положения о вещных правах и, в первую очередь, о праве собственности на данные объекты. Большинство современных исследователей отмечают, что практическое применение гражданско-правовых норм и норм специальных отраслей права (в том числе земельного, лесного и иных) в настоящее время отражает взаимное несоответствие и требует четкого разрешения на законодательном уровне. Состояние законодательства в настоящее время нельзя признать удовлетворительным в части правового регулирования вещных и иных прав на природные объекты, а также в отношении особенностей признания и подтверждения данных прав государством. Проявляется это в том, что нормы ГК РФ в части признания права собственности на природные объекты находятся в тесном взаимодействии с природоресурсным законодательством, которое зачастую противоречит общим принципам, установленным и провозглашенным ГК РФ. Отношения собственности занимают главенствующее положение в системе общественных отношений, регулируемых правом. Возникнув на ранних этапах развития человечества, собственность представляет основу, становой хребет любого общественного строя и общества. С одной стороны, обладание собственностью связывается с обладанием властью, в том числе государственной. С другой, собственность ассоциируется с достатком, богатством его обладателя. Понятие собственности вообще является фундаментальным наряду с понятиями жизни, здоровья, свободы и др. В соответствии с действующим законодательством под природным объектом понимается естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства. Также можно определить природные ресурсы как объективно существующие компоненты природы, известные человеку и используемые им в качестве источников экономического потребления. К их числу относятся: земля, ресурсы недр, воздушное пространство, воды, леса, растительный и животный мир, ресурсы континентального шельфа и морской экономической зоны и др. В настоящее время, по объемам разведанных запасов минерального сырья Россия занимает ведущее положение в мире. При площади территории в 10 % земли (от планетарной) в недрах России сосредоточено 10 % мировых запасов нефти, 30 % – газа, 12 % – угля, значительная часть запасов золота, алмазов (50%), железных руд, цветных и редких металлов. При этом специалистами обращается внимание на очевидный сдвиг реальной экономической деятельности в стране в сторону ресурсопотребления, причем приоритет все более отдается использованию невозобновимой части естественных активов – полезных ископаемых. Поскольку природные ресурсы представляют огромную экономическую ценность для страны, а Конституция Российской Федерации (далее Конституция РФ) в ст. 9 определяет, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, необходимо обеспечить их хозяйское, рациональное использование. В связи с этим, в правовой и публицистической литературе ведутся споры о том, кому должно принадлежать право собственности на природные объекты. Представители экологического права считают, что наиболее успешно управлять природными ресурсами, являющимися общественным достоянием, может только государство в рамках его экологической функции. Оно имеет сбалансированную систему органов – законодательных, исполнительных и судебных, призванных последовательно решать задачи определения в интересах общества правового режима природных ресурсов, распоряжения ими с учетом всеобщего права на благоприятную окружающую среду, контроля за их использованием, обеспечения экологического правопорядка, в том числе посредством применения принудительной силы. Но Конституцией РФ определена другая система права собственности на природные объекты. Согласно ч. 2 ст. 9 земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Пунктом 3 ст. 129 ГК РФ установлено, что земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Таким образом, законодательством прямо разрешена частная собственность на землю и другие природные ресурсы. В условиях формирования новой правовой системы, ориентированной на рыночную экономику, институт права собственности является одним из центральных. Несмотря на то, что законодательно закреплено право частной собственности на природные объекты, фактически собственность на них принадлежит государству и не передается частным лицам, исключение составляет земля, как объект недвижимого имущества. Проблематика исследования гражданско-правовых аспектов признания и подтверждения частной собственности на природные объекты приобретает особую значимость в условиях реформирования гражданского законодательства. В соответствии со Стратегией развития минерально-сырьевой базы до 2030г. стратегической целью государственного управления в сфере воспроизводства минерально-сырьевой базы России является устойчивое обеспечение отечественной экономики минеральным сырьем в связке с решением общественно значимых геополитических (присутствие в удаленных районах) и социальных (занятость населения) задач. Для решения этой задачи необходимо, в том числе, предоставить частному капиталу право собственности на природные объекты. Цель данной выпускной квалификационной работы состоит в комплексном анализе законодательства, регулирующего правоотношения собственности на природные объекты в Российской Федерации. Для полного и всестороннего раскрытия темы необходимо решить ряд задач: - определить понятие, содержание, специфические черты права собственности на природные объекты; - определить формы собственности на природные объекты по законодательству Российской Федерации; - дать характеристику права частной собственности на природные объекты, определить специфические черты и публично-правовые ограничения, обусловленные спецификой природного объекта; - исследовать право публичной собственности на землю и иные природные объекты, проанализировать проблемы разграничения государственной собственности на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований; - изучить проблемы формирования муниципальной собственности на природные объекты. Объектом исследования выступает комплексный, межотраслевой институт права собственности на природные объекты, включающий нормы различной отраслевой принадлежности (гражданского, земельного, лесного, водного и иных специальных отраслей ). Предметом исследования являются нормы гражданского, земельного, лесного, водного и иных отраслей законодательства и права, регулирующих отношения собственности на природные объекты, правоприменительная и судебная практика, доктринальные источники, концепции развития законодательства в данной сфере правового регулирования. В работе использованы труды известных советских и российских ученых по вопросам собственности на природные объекты. В юридической литературе этому вопросу посвящены работы АхмедуеваА.Ш., Бринчука М.М., Будниковой Ю.Е., Бухвальда Е.В., Васильевой М.И., Изюмова И.В., Карасева В.И., Корсунова А.С., Крассова О.И., Малеиной М.Н., Мартынова А.С., Мозолина В.П., Нецветаева А.Г., Опилат Н.И., Певзнер М.Е., Перчик А.И., Петровой Т.В., Романовой Г.В., Руднева А.В., Рыбакова В.А., Сергеева А.П., Сосна С.А., Суханова Е.А., Тархова В.А., Теплова О.М., Толстого Ю.К. и др. Характерной чертой исследования является комплексный подход, предполагающий использование общенаучных, частно-научных, общеправовых методов познания действительности. Структура и содержание работы обусловлены целью и задачами дипломной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, семи параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Содержание

Введение......................................................................................................3 Глава 1. Понятие, содержание, специфические черты права собственности на природные объекты………………………………………………………9 Глава 2. Формы собственности на природные объекты по законодательству Российской Федерации………………………………….18 §1. Право частной собственности на землю и иные природные объекты..18 §2. Право государственной собственности на землю и иные природные объекты………………………………………………………………………45 §3. Право муниципальной собственности на землю и иные природные объекты……………………………………………………………………....62 Глава 3. Тенденции развития права собственности на природные объекты в свете реформирования гражданского законодательства.......................69 Заключение.................................................................................................75 Список использованных источников .......................................................80
Список литературы

Нормативные правовые акты: 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)//http://www.pravo.gov.ru 2. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 г. №2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) «О Правительстве Российской Федерации» //http://www.pravo.gov.ru 3. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ (ред. от 07.03.2017) //http://www.pravo.gov.ru 4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в действ.ред.) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; http://www.pravo.gov.ru 5. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 г. № 200-ФЗ (ред. от 03.07.2016)//http://www.pravo.gov.ru 6. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 г. № 74-ФЗ (ред. от 31.10.2016) //http://www.pravo.gov.ru 7. Федеральный закон «О введении в действие Водного кодекса РФ» от 03 июня 2006 г. № 73-ФЗ (ред. от 03.07.2016) //http://www.pravo.gov.ru 8. Федеральный закон от 10.01.2002 г.№ 7-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об охране окружающей среды» // http://www.pravo.gov.ru 9. Федеральный закон от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об охране атмосферного воздуха» //http://www.pravo.gov.ru 10. Федеральный закон от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О приватизации государственного и муниципального имущества»//http://www.pravo.gov.ru 11. Закон РФ от 21.02.1992 г. г.№ 2395-1 (ред. от 03.07.2016) "О недрах" //http://www.pravo.gov.ru 12.Федеральный закон от 25.10.2001г. № 137-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О введении в действие Земельного кодекса РФ» //http://www.pravo.gov.ru 13.Федеральный закон от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ (в действ.ред. ) «О государственной регистрации недвижимости» //http://www.pravo.gоv.ru. 14. Федеральный закон от 03.07.2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» //http://www.pravo.gоv.ru. 15. Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. № 3020-1 (ред. от 24.12.1993) «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность»//http://www.pravo.gov.ru 16. Постановление Правительства РФ от 12.06.2004г. №293 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по недропользованию»// СЗ РФ. 2004. №26. Ст. 2669 17. Закон Кемеровской области от 22.12.2014 г. № 128-ОЗ «Об отнесении полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе – городе Кемерово к полномочиям специального органа исполнительной власти Кемеровской области, осуществляющего отдельные полномочия в сфере земельных отношений»// СПС «КонсультантПлюс» Судебные акты и правоприменительные акты: 1. Постановление Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Рес¬публики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации зако¬нодательных (представительных) и исполнительных органов государственной вла¬сти субъектов Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс». Судебная практика 2. Постановление Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 2.09.2008г. № 2597/08 по делу N А65-3114/2007-СА1-7// СПС «Консультант Плюс». Судебная практика 3. Постановление Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 24.03.2005 г. №11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства»// Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. № 5 4. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» // СПС «КонсультантПлюс». Судебная практика 5. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.09.2011 г. N 3771/11 // СПС «КонсультантПлюс». Судебная практика. Иная литература: 1. Ахмедуев. А.Ш. Механизм хозяйствования государственных и муниципальных предприятий // Экономист. 1996. № 10. 2. Бринчук М.М., Будникова Ю.Е. Земля – публичное благо // Российское право: состояние, перспективы, комментарии – 2009. № 3. 3. Бринчук М.М. Соотношение экологического права с другими отраслями: проблемы теории и практики//Экологическое право. 2009. №2/3. 4. Бухвальд. Е.В. Новая стратегия реформ и перспектива российской государственности // Федерализм. 1999. № 2. 5. Васильева М.И. Земельные и природо-ресурсовые отношения в Концепции развития законодательства о вещном праве// Экологическое право. 2009. №2/3. 6. Изюмов И.В., Карасев В.И., Клеандров М.И., Салиев И.Р. Горное право: Учебник. — М.: ООО «ПравоТЭК»., 2010. 7. Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации (одобрена Советом при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства 7 октября 2009 г.)// СПС «КонсультантПлюс». 8. Корсунова А.С. Государственная собственность на землю, лес и воду: вопросы эффективного управления// Закон. 2004. №3. 9. Крассов О.И Земельное право: Учебник. - М: Юрисгь, 2000. 10. Крассов О.И. Юридическое понятие «земельный участок» // Экологическое право. 2004. № 2. 11. Мартынов А.С. Разграничение государственной собственности на природные объекты// Сибирский юридический вестник. №6. 2006. 12. Нецветаев А.Г. Земельное право: Учебно-практическое пособие. - 2-е изд. Вып. 1 /Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. - М., 2006. 13. Опилат Н.И. Природоресурсное законодательство: курс лекций. Кемерово. 2014. 14. Певзнер М.Е. Право собственности в недропользовании // Государство и право. 2002. N 3. 15. Перчик А.И.. Горное право: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Издательский Дом «ФИЛОЛОГИЯ ТРИ». 2002. 16. Петрова Т.В. Права на природные ресурсы в Концепции развития законодательства о вещном праве//Экологическое право. 2009. №2/3. 17. Романова Г.В. Содержание права собственности на земельные участки: Монография.– М.: Юрист, 2011. 18. Руднев. А. В. Управление земельными ресурсами муниципальных образований: учебное пособие. М.: Бек. 19.Сергеев А.П. Гражданское право: учебник /А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. М., 2001. Т.1. 20. Сосна С.А. Государственная собственность: есть ли предел приватизации (взгляд юриста)// Государство и право. 2004. № 12. 21. Суханов Е.А. Гражданское право: учебник : в 2 Т. / под ред. Е. А. Суханова. 2-е изд. М., 2005. Т. 2. 22. Суханов Е.А. Гражданское право: учебник :в 4 Т. / отв. ред. Е. А. Суханов. 3е изд., перераб. и доп. — М.: ВолтерсКлувер, 2008. Т.2 23. Тархов В.?А., Рыбаков В.?А. Собственность и право собственности: Монография. Уфа. 2001. 24. Теплов О.М. Развитие федерального законодательства о недрах // Журнал российского права. 2003. N 3.
Отрывок из работы

Глава 1. Понятие, содержание, специфические черты права собственности на природные объекты Право собственности на природные ресурсы в юридическом аспекте можно рассматривать в двух качествах: как правовой институт и как совокупность правомочий собственника. Право собственности на природные ресурсы как правовой институт представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности на природные ресурсы. Отношения права собственности на природные ресурсы образуют предмет ряда отраслей в системе российского права - конституционного, гражданского, права окружающей среды, включая земельное, горное, водное, лесное, фаунистическое право. Поэтому можно говорить об этом правовом институте как комплексном.Так, например, право государственной и муниципальной собственности, по мнению Ю.К. Толстого, реализуется в правоотношениях различной отраслевой принадлежности. Совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности, образует право собственности в объективном смысле. В самом общем виде содержание права собственности определяется в гражданском законодательстве, а затем конкретизируется и развивается в земельном, экологическом, природоресурсном законодательстве. В законодательстве об окружающей среде закрепляются специфические черты и формы собственности на конкретные природные ресурсы, а также особенности механизма реализации полномочий собственника земли, вод, недр, лесов и т. д. Под правом собственности на природные ресурсы в субъективном смысле понимается совокупность правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению землей, водами, лесными ресурсами и другими объектами собственности. В ст. 209 ГК РФ определяются правомочия, входящие в содержание права собственности и способы их реализации. Под указанными правомочиями понимаются возможности, предоставленные собственнику по реализации данных прав, но не сами фактические действия, связанные с осуществлением права собственности.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 50 страниц
1250 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 52 страницы
1300 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg