Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, МУЗЫКА

С.С. Прокофьев. концерт для скрипки с оркестром №2 g-moll, op.63: осо-бенности исполнительской интерпретации

rock_legenda 1300 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 52 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 22.03.2022
Цель работы: изучение Второго скрипичного концерта С.С. Прокофьева с точки зрения особенностей исполнительской интерпретации и стиля. Вслед-ствие вышесказанного необходимо выполнить следующие задачи: 1. Охарактеризовать Второй концерт для скрипки с оркестром в контек-сте скрипичного творчества композитора. 2. Изучить стилистику, особенности формообразования и драматургии, средств музыкальной выразительности и образной сферы. 3. Сравнить различные исполнительские интерпретации Давида Ойстра-ха, Ицхака Перлмана. 4. Выявить общие и индивидуальные черты каждого исполнителя. Для раскрытия темы в данной работе использовала труды И.В. Нестьева [8], С.С Прокофьева «Автобиография» [10], где скрипичное творчество пред-ставлено в контексте биографии и истории эволюции художественного мира композитора. Работа Е.Л. Булатовой [2], Гуренко[5], Холопова, Казанцева, Цагарелли, посвященная исполнительской интерпретации, позволила глубже осмыслить особенности скрипичного языка музыки Прокофьева. Обратилась к исследованиям Л.Н. Раабена [12, 13], Н.Я. Кравец [7], Я.Л. Сорокера [14], А.И. Волкова [3], в которых представлен анализ скрипичного творчества, рассмат-риваются вопросы драматургии, формообразования, стиля и гармонии. Апробация проходила в классе по специальности заслуженного деятеля искусств РФ, профессора Кузиной М.А.
Введение

Второй концерт для скрипки с оркестром С. С. Прокофьева – одно из выдающихся сочинений композитора в концертном творчестве и одновременно важная веха на пути к созданию наиболее совершенных его работ последнего периода творчества. Этот концерт входит в репертуар известных исполнителей таких, как Д. Ойстрах, И. Стерн, Л. Коган, Б. Гольдштейн, Я. Хейфец и др., так и студентов музыкальных колледжей и консерваторий. В связи с вышесказан-ным, концерт для скрипки С.С Прокофьева представляется актуальным и зна-чимым, так как изучение произведения такого высокого уровня обусловлено развитием профессионального мастерства, а также помогает усвоить специфику исполнения музыки ХХ века, новых способов звукоизвлечения, нового звуко-вого пространства. Второй скрипичный концерт открывает важный этап в творчестве ком-позитора, поскольку входит в число первых сочинений, созданных по возвра-щении в Россию. В концерте отразились стилевые черты, характерные для композитора и музыки того времени. В содержании произведении это нашло воплощение в эмоционально – образной сфере: от тончайшей, глубокой, внут-ренне сдержанной лирики до озорства, сарказма, гротеска, а также в использо-вании определенных средств музыкальной выразительности (характерная ин-тервалика, ритмическая изобретательность, темброво-колористические новше-ства, гармоническая терпкость и четкость формы).
Содержание

Введе-ние………………………………………………………………………………...3 Раздел 1. История создания, драматургия концер-та…………………………………5 1.1. История создания, первые исполнители концер-та……………………………5 1.2. Особенности драматургии, образно-тематическое содержание концер-та…………………………………………………………………………………………8 Раздел 2. Понятие интерпретации, стиль концер-та………………………………….. 2.1. Особенности исполнительской деятельности………………………………... 2.2. Понятие интерпретации (художественная и исполнительская интерпрета-ции)……………………………………………………………………………………… Раздел 3. Сравнительный анализ исполнительских интерпретаций Давида Ойстраха, Ицхака Перлма-на…………………………………………………………………. 3.1. Исполнительская интерпретация второго скрипичного концерта С.С Прокофьева Ицхака Перлма-на…………………………………………………………… 3.2. Исполнительская интерпретация второго скрипичного концерта С.С Прокофьева Давида Ойстра-ха…………………………………………………………… Заключение………………………………………………………………………....... Список литературы…………………………………………………………………..
Список литературы

1. Бочкарёв Л. Л. Психология музыкальной деятельности. – М., Издатель-ство «Институт психологии РАН», 1997 г. – 352 с. 2. Булатова Е. Скрипичные концерты Прокофьева. Проблемы интерпрета-ции: Автореф. дисс…кандидата искусствоведения. – М.: МГК им. П. И Чайковского, 1991. – 24 с. 3. Волков А. Скрипичные концерты Прокофьева. – М.: Музгиз, 1962. – 37 с. 4. Гуревич Л. Скрипичные штрихи и аппликатура как средство интерпрета-ции. – Л.: Музыка, 1988. – 112 с. 5. Гуренко Е. Г. Проблемы художественной интерпретации (философский анализ). – Новосибирск: Наука, 1982. – 256 с. 6. Корыхалова Н. Интерпретация музыки: Теоретические проблемы музы-кального исполнительства и критический анализ их разработки в совре-менной буржуазной эстетике. – Л.: Музыка, 1979. – 208 с. 7. Кравец Н. Инструментальные концерты Прокофьева: Автореф. дисс…кандидата искусствоведения. – М., 1999. – 24с. 8. Нестьев И. Жизнь Сергея Прокофьева. – М.: Советский композитор, 2-е перераб. и доп. изд., 1973. – 713 с. 9. Перельман И. – «История и биография выдающегося скрипача» – Элек-тронный ресурс – Режим доступа: http://nashput.com/populyarn/549-ichak-perelman-istorija-i-biografija-vydajuschegosja-skripacha.html 10. Прокофьев С. Автобиография. – М.: Советский композитор, 1973. – 703с. 11. Прокофьев С. Материалы, документы, воспоминания. – М.: Музгиз, 1961. – 707 с. 12. Раабен Л. История русского и советского скрипичного искусства. ¬– Л: Музыка, 1978. – 199 с. 13. Раабен Л. Советский инструментальный концерт. – Л.: Музыка, 1967. – 307 с. 14. Сорокер Я. Скрипичное творчество С. Прокофьева. – М.: Музыка, 1964. – 120 с.
Отрывок из работы

Раздел 1. История создания, драматургия концерта 1.1 История создания концерта, первые исполнители Спустя восемнадцать лет после создания Первого скрипичного концерта Прокофьев снова обращается к этому жанру. «В начале 1935 года к Прокофь-еву, который находился тогда в Париже, обратилась группа французских му-зыкантов, друзей французского скрипача Роберта Сётанса (одного из первых исполнителей сонаты для двух скрипок), с просьбой написать произведение для него. По договоренности между композитором и «заказчиками», Р. Сётанс по-лучал монополию на исполнение пьесы в течение года со дня премьеры. Тогда же в Париже Прокофьев сочинил тему главной партии и записал ее, но боль-шая часть музыки сочинялась уже в России в 1935 году, в перерывах между концертными выступлениями» [7, с. 369]. Несмотря на то, что концерт созда-вался в разных городах и странах, Прокофьев внутренне предназначал его со-ветской аудитории. Л.Раабен отмечает, что со Второго концерта для скрипки Прокофьева начался «поворот к новой тематике», который произошел у него по возвраще-нии в Советский Союз. Этот концерт признан как наиболее значительное явле-ние среди советских скрипичных концертов первой половины 30-х годов. Если вслушаться внимательно в произведение, то особой новизны ни в лирике, ни в народом тематизме не обнаруживается. Подобные лирические образы встреча-лись и ранее в сочинениях композитора («Блудный сын»). Ни проблема лириз-ма, ни проблема народности не решается в нем как-то по-иному. Однако будет справедливо сказано, что лирика концерта гораздо более глубока, чем, напри-мер, в Первом скрипичном концерте. Не случайно лирические темы концерта вызывают сравнения либо с ранней прокофьевской лирикой, либо их прообра-зы прослеживаются в лирических фрагментах произведений заграничного пе-риода (Первый квартет и др.). Правда, еще больше аналогий проводится с ли-рикой балета «Ромео и Джульетта», что вполне объяснимо, ведь сочинялись они одновременно. Прокофьев писал: «Вот уже две недели я тут, пользуюсь вовсю тишиной, проистекающей от одинокого положения моего домишки, и работаю вовсю. Хочется поскорее додушить и Джульетту и концерт» [7, с. 370]. Содержание концерта казалось слишком удаленным от окружающей со-ветской жизни, а к лирике концерта нужно было привыкнуть, разобраться, чтобы понять и прочувствовать ее прелесть. По музыке и приемам, писал Про-кофьев, «Мне хотелось сделать его совсем другим, чем № 1. Писался концерт в самых разных странах, отражая тем самым мою кочевую концертную жизнь: главная партия I части написана в Париже, первая тема II части в – Воронеже, инструментовка закончена в Баку, первое исполнение состоялось в декабре 1935 года в Мадриде» [11, с.193]. 2 декабря 1936 года, выступая в Брюсселе на вечере, составленном из его произведений, он сказал: «Я постарался быть в скрипичном концерте столь простым, как только возможно. Это необходимо для композитора, работающего в Москве. Ибо у нас сейчас большие новые массы пришли к музыке. И обязанность композитора – удержать их в концерт-ном зале, давая им музыку серьезную, но в то же время достаточно простую, чтобы задержать внимание этой публики, не утомляя его» [13, с.64]. Простота, к которой стремился композитор, не выразилась, однако, в упрощенности об-разов Концерта, наоборот, – тематический материал и все содержание его глу-боко и серьезно. Второй концерт – более камерный и вместе с тем серьезный, глубокий и более строгий, чем Первый. И. Нестьев пишет, что в нем больше мудрой сдержанности, меньше тембровых и гармонических резкостей, больше мягкой игры тональных красок, меньше технических новшеств, хотя и в этот раз при-менив сложную фигурационную технику с колючей акцентировкой, смена об-разов иная: от углубленных размышлений и романтических порывов первых двух частей – к вакхической танцевальности финала. Первоначально концерт задумывался как соната для скрипки и оркестра, что повлияло на характер партий и соотношение солирующего инструмента с оркестром, имеющих ан-самблевые особенности. Многие исследователи подчеркивают «классичность» концерта и что в его тематике есть нечто общее с бетховенским тематизмом (особенно в созерцательном Andante). В начале 30-х годов многое в художе-ственно-эстетических вкусах Прокофьева меняется. Изучая квартеты Бетховена, его тянет к героике: «Мне бы очень хотелось написать крупную вещь героиче-ского характера, так как мне кажется, что эта черта больше всего соответствует настоящему периоду», – признается композитор в 1933 году. Но как оказа-лось, героики в содержании концерта нет. Второй концерт спокойнее, но и масштабнее; он психологически углублен и многогранен. В нем больше – еще больше пения; широкая кантилена разливается и струится мелодиями редкой красоты [3, с.27]. Спустя год после мадридской премьеры, первым исполнителем второго скрипичного концерта в СССР был скрипач Борис Фишман в 1937 году. Впо-следствии концерт вошел в репертуар многих советских и зарубежных скрипа-чей, таких, как И. Стерн, Л. Коган, Б. Гольдштейн и других выдающихся ис-полнителей. Я. Хейфец включил второй концерт для скрипки С.С. Прокофьева в свой репертуар вскоре после его опубликования. Горячим пропагандистом концерта также стал и Д. Ойстрах. 1.2 . Особенности драматургии, образно-тематическое содержание концерта Большое значение во всех трех частях концерта имеет периодическое по-вторение главной темы. Черты рондо соединяются здесь с сонатностью, трех-частностью, вариационностью. Структура тем, заключенных в квадратные пе-риоды, в нем классична, и фактура фигурационного типа. Первая часть, по-строена на материале, очень близком к песне, вторая – похожа на классиче-скую серенаду, в третьей части преобладает танцевальность. Первая часть (Allegro moderato, g-moll, 4/4) «В драматургии Концерта в I части господствует вариантно-вариационный принцип развития, напоминающий Римского-Корсакова, а ее сонатная форма строится не на внутреннем конфликте, а на контрасте канти-ленного и скерцозного материалов. Лирические темы выдвинуты на первый план, моторные разделы выступают как контрастирующий элемент инструмен-тального движения» [12, с.179]. Главная тема I части звучит у солирующей скрипки без сопровождения как эпиграф, будто одинокий голос начинает протяжную и печальную песню-повествование: В лирике темы ощущается брамсовская серьезность и мужественность, и лаконичность структуры. Основу темы составляет упругая фраза-мотив, во многом связанная с украинской и отчасти русской песенностью (распевность, неторопливое движение, глубокая задумчивость, пятидольность метра, опора на квинту лада и т. д.). А. Волков пишет об этом: «Любопытно, что одни иссле-дователи считают эту тему русской, а другие с не меньшей убежденностью – украинской…но преобладает, по-видимому, все же украинский колорит: по-вышенная IV ступень - в украинской музыке несравненно более частое явление, ходы по трезвучию - также одна из нормативных ее черт» [3, с.28]. Эта тема приобретает значение лейттемы первой части, и композитор вновь и вновь возвращается к ней, неоднократно видоизменяя её. Как и в Пер-вом скрипичном концерте, здесь значительна роль тональных «перекрасок». После монолога скрипки соло, излагающей главную партию в соль миноре, тема переходит к оркестру, который играет ее уже в си миноре, затем снова в соль миноре, а перед связующей – еще на тон выше: в до-диез миноре. Все это сообщает теме особую свежесть при каждом ее проведении [14, с.55]. Глубоко личную тему философского характера сменяет моторная энер-гичная связующая партия: Стремительность этого эпизода подчеркивается виртуозными пассажами скрипки соло. Изящная, скерцозная связующая партия служит переходом ко второй и опять-таки лирической теме побочной партии, несколько иного скла-да: «чувственная хроматика и романтическая восторженность в духе «Ромео и Джульетты» - пишет о ней И. Нестьев [8]. Меланхолическая реплика духовых вводит нежную мелодию, которую поет скрипка на фоне колышущегося ак-компанемента струнных; музыка будто льет мягкий, ласковый свет: Экспозиция заканчивается виртуозной заключительной партией моторно-фигурационного типа. «С шумом, звоном и бренчанием врывается экстрава-гантный пляс в духе шутовских сцен Прокофьева: «балалаечные» pizzicato струнных, побрякивание треугольника, протянутые ноты у духовых и далее возгласы валторны на интонациях главной темы создают блестящую и при-чудливую звучность» [3, с.29]. Однако, это всего лишь мгновенная вспышка энергии с ее резкими интонациями, с ее остинатностью, напоминающей коло-кольный перезвон. Она словно истаивает, завершаясь диалогом солирующей скрипки и разных голосов оркестра, который звучит теперь как напоминание о чем-то очень важном и сокровенном. Диалог построен на скрытых интонациях главной партии. В разработке основное внимание уделено проведению главной партии (лейттемы) в различных вариантах. Здесь она предстает в ином обличии: мяг-кие, округлые ее очертания заменены упругими и угловатыми. Появляются фантастические образы, «c оттенком зловеще-гротескной танцевальности в ду-хе danse macabre» [3, с. 30]. Упорно повторяясь, главная тема образует цепь миниатюрных вариаций, в которых Прокофьев понемногу наращивает напря-жение, достигая этого в основном возрастающей резкостью и причудливостью звучания. Шелест, взвизгивания, скрипучие тембры заполняют все. Атмосфера сгущается с появлением деформированной, вовлеченной в общий поток разра-ботки побочной темы, которая, однако, быстро освобождается от этого влия-ния, обретая еще большее, чем прежде спокойствие и просветленность. «Следу-ет поэтичный эпизод (piu tranquillo), близкий утонченной и робкой музыке де-вичьих образов Прокофьева (Джульетта, Наташа из «Войны и мира»). Затем возобновляется фантастический танец - уже в совершенно призрачном звуча-нии с засурдиненными скрипками и ударами большого барабана пианиссимо» [3, с.31]. Реприза отличается более усложненной полифонической фактурой. Пер-вая тема проходит у струнных басов, а побочная партия в серебристом верх-нем регистре скрипки при невесомом оркестровом звучании, становится про-светлённой и возвышенной. По мере развития происходит обогащение музы-кального материала: «благодаря остроумному полифоническому (сугубо скрипичному!) приему скрипка исполняет одновременно тему и подголоски» [14,с.56]. Кода представляет собой сплав преображенных тем всей части и отдель-ных их интонаций, но здесь композитор снова возвращается к лейттеме. Она звучит почти в своем первоначальном изложении: в тональности соль минор, в виде канона. Таким завершением композитор выразил предпочтение лириче-скому началу концерта. Вторая часть (Andante assai, Es-dur, 12/8) Лирический характер сохраняется и на протяжении второй части концер-та. Это своего рода интермеццо, музыкальная картинка, для воплощения кото-рой композитор выбирает форму пятичастного рондо (А В А С Д А С А). Ис-следователи обычно находят в этой части влияние классицизма и у композито-ра были весьма серьезные на то основания. «Колорит строго выдержан: basso ostinato (с небольшими отклонениями); равномерный, на всех долях такта зву-чащий аккомпанемент из простейших фигураций и свободно развертывающая-ся мелодия; оркестровка под старинный ансамбль с лютнями - струнные pizzicato, кларнеты, фаготы» [3, с.32]. Несмотря на блестящее мастерство стилизации композитором в духе Ген-деля, неповторимый почерк Прокофьева сразу дает прочувствовать особый колорит его поэзии: Краски прозрачны, движение неторопливо, в музыке мно-го света и воздуха; богатство тональных сдвигов, например, малосекундовое соотношение тональностей крайних частей и среднего эпизода в сложной фор-ме всего Andante: Es-D-Es. Гибкая и возвышенная мелодия парит здесь над остинатным аккомпанементом. Волков упоминает об этом: «Мир классического искусства манил его здоровой силой чувств, ясностью точно высказанных мыс-лей, рациональной четкостью организации – всем, что было близко его соб-ственному творчеству… Классические принципы формообразования, фактур-ные приемы и т. д. были извлечены Прокофьевым на свет не для каких-то осо-бых, частных, хотя и частых случаев, они вошли в плоть и кровь его музыки, стали одним из слагаемых его обычного языка» [3, с.33].
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg