Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Лабораторная работа как форма организации познавательной деятельности обучающихся

rock_legenda 288 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 24 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 22.03.2022
Цель исследования: определить понятие лабораторной работы и её определение; классифицировать виды лабораторной работы по форме проведения; выявить дидактические цели применения лабораторной работы в процессе познавательной деятельности обучающихся. Определить практическую особенность лабораторной работы, описав её методическую организацию и проанализировав результаты. Объект исследования: учебно-познавательный процесс. Предмет исследования: лабораторная работа как форма организации учебного процесса Задачи: 1. Выявить определение, характер и классификацию лабораторной работы как формы организации познавательной деятельности обучающихся. 2. Изучить методическую организацию лабораторной работы. 3. Проанализировать и определить влияние лабораторной работы на учебный процесс. 4. Провести опрос среди преподавателей, занимающихся проведением лабораторной работы. Методы исследования: наблюдение, сравнительный анализ, прогнозирование педагогических явлений, опрос. Структура курсовой работы содержит введение, где определены задачи и цель курсовой работы, две главы (теоретическая и практическая). Теоретическая часть включает в себя понятие методов обучения и их групп и подгрупп; понятие, классификацию видов, психолого-дидактические основы проведения лабораторной работы. Практическая часть представлена в виде указания практических аспектов проведения лабораторных работ и аналитики проведенного опроса преподавателя биологии, также приведены примеры лабораторных работ с анализом. Заключение, которое дает полный итог проделанной работы в рамках курсовой работы. Список использованной литературы, приложение.
Введение

Актуальность исследования: в познавательную деятельность учащихся входит повышение уровня интеллектуального развития, определение уровня психологических аспектов таких как: памяти, внимания, мышления, ощущения, восприятия, изучение познавательных процессов. В системе средств оптимизации обучение большое значение принадлежит умению формировать познавательные интересы учащихся. Среди многих идей, направленных на совершенствование учебного процесса, идея формирований познавательной деятельности учащихся является одной из самых значимых. Наличие познавательной деятельности у учащихся способствует росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения. Нужно так строить обучение, чтобы ученик понимал и принимал, цели, поставленные учителем, чтобы он был активным участником реализации этих целей - субъектом деятельности. В этом случае познавательная деятельность ученика будет выступать в учебном процессе как цель обучения, как средство в руках учителя и мотив деятельности ученика, как результат обучения. Лабораторная работа имеет свои особенности и преимущества и способствует более эффективному усвоению информации. Поскольку данная форма организации познавательной деятельности довольно новая, нужно изучить ее, выявив ее особенности и определить, как такая форма поможет более эффективному усвоению учебного материала.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................3 ГЛАВА 1. Методы обучения. Формы организации познавательной деятельности в процессе обучения. 1.1 Понятие методов обучения……………………... …...............................5 1.2 Понятие лабораторной работы и её определение……………………..6 1.3 Классификация видов лабораторной работы по форме проведения с описанием хода занятий. ...............................................................................8 1.4 Психолого-дидактические основы проведения лабораторных работ.......9 Выводы по 1 главе.............................................................................................12 ГЛАВА 2. Практические аспекты проведения лабораторной работы как формы организации познавательной деятельности обучающихся. 2.1 Методическая организация лабораторной работы. …............................14 2.2 Аналитика проведенного опроса преподавателя.....................................................................................................16 2.3 Пример лабораторной работы…………….……………………………………………………………17Выводы по 2 главе..............................................................................................20 ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................21 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................................24
Список литературы

1. Педагогика школы в двух словах/ Воронов, В.В.: Учеб. пособие для студентов пед. вузов / В.В. Воронов.- М.: Педагогическое общество, 2002.- 146 с.: ил. 2. Педагогика: конспект лекций/ О. О. Петрова, О. В. Долганова, Е. В. Шарохина. - М.: ЭКСПО, 2008. -193 с. 3. Геометрия 7-9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений / И.М. Смирнова, В.А. Смирнов.- 3-е изд., стереотип.- М.: Мнемозина, 2008.- 376 с.: ил. 4. Геометрия. 7 класс: Методические рекомендации для учителя / И.М. Смирнова, В.А. Смирнов. - М.: Мнемозина, 2007.- 269 с.: ил. 5. Педагогика: Учебник для студентов педагогических учебных заведений / П.И. Пидкасистый, В.В. Краевский, А.Ф., Меняев и др.- М.: Просвещение, 2004.- 402 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. Методы обучения. Формы организации познавательной деятельности в процессе обучения. 1.1 Понятие методов обучения. Методы обучения во многом играют значительную роль в обучении детей. Без определенных методов обучения практически невозможно реализовать учебный процесс, достичь поставленной цели. По сути, метод является центром учебно-познавательного процесса. Конечно, целесообразно использовать методы в соответствии с возрастом учащихся, что положительно сказывается на обеспечении более высокому качеству знаний. Преподаватель должен разбираться в рациональном применении определенных методов обучения. Методы обучения должны соответствовать, во-первых, возможностям самого преподавателя, т.е, набранный опыт, личностные качества педагога, и возможностям учащихся; во-вторых, выбранные методы обучения должны соответствовать текущей теме, поставленным задачам; и, в-третьих, методы обучения должны сочетаться с отведенным временем для обучения. Итак, метод обучения -это способ взаимодействия упорядоченной деятельности преподавателя и учащихся, которая направлена на получение знаний, умений и навыков в ходе процесса обучения. Также, методом обучения можно назвать способ достижения поставленной образовательной цели. При целостном подходе выделяют 3 группы методов обучения: 1. Методы контроля и самоконтроля за продуктивностью учебно-познавательной деятельности; 2. Методы мотивации учебно-познавательной деятельности; 3. Методы подготовки и осуществления учебно-познавательного процесса. Все приведенные методы обучения, безусловно, отражаются на взаимодействии преподавателя и учащихся. Например, самоконтроль учащихся соответствует контролирующим действиям учителя. Также, основные методы обучения подразделяются на подгруппы. В частности, это методы словесной передачи, т.е рассказ, лекция или беседа; методы передачи учебной информации путем организации практических и лабораторных работ. Главной особенностью всех методов обучение является то, что они в первую очередь формируют у учащихся знания, умения и навыки в учебно-познавательном процессе. Ошибочно полагать, что если не использовать методы контроля, самоконтроля и самооценки, то учебная деятельность будет протекать успешно. 1.2 Понятие лабораторной работы и её определение. Успешность обучения зависит не только от методов обучения, но и от форм организации познавательной деятельности учащихся на уроке, учитывая, что их реализация происходит как раз в той или иной форме деятельности. В философском смысле понятие «форма» понимается как «строение, устройство, внутренняя структура, неразрывно связанная с определенным содержанием». Любой урок осуществляется путем функционирования различных форм деятельности учителя и учеников. Форма организации учебной деятельности учащихся на уроке важна для более эффективного проведения урока. Выделяют три формы организации: 1. Индивидуальная работа; 2. Фронтальная работа; 3. Групповая форма работы. Индивидуальная работа учащихся на уроке подразумевает самостоятельную работу учащегося, подобранную в соответствии с уровнем его подготовки и темпом его работы. Это может быть следующее: 1. Работа по карточкам; 2. Работа с картой; 3. Работа у доски; 4. Заполнение таблиц; 5. Написание рефератов, докладов; 6. Работа с учебниками. Такая форма организации деятельности учащихся может быть применена на любом этапе урока, например, ее желательно использовать: 1. Для закрепления полученных знаний; 2. Для обобщения и повторения пройденного материала; 3. При самостоятельном изучении нового материала и т. д. Однако у индивидуальной работы есть важный и серьезный недостаток: способствуя воспитанию у учащихся самостоятельность, самостоятельная работа несколько ограничивает их общение между собой, стремление, желание и готовность передавать свои знания одноклассникам. Фронтальная работа учащихся на уроке предполагает общую и одновременную работу со всем классом. Это может быть следующее: 1. Беседа; 2. Обсуждение; 3. Сравнение; 4. Диктант; 5. Совместный проект. Данная форма работы позволяет: 1. Установить доверительные отношения с классом, так как ученик участвует в работе класса учащихся посредством своего рассказа, объяснения или беседы; 2. Научить учащихся слушать докладчика. 3. Активизировать деятельность и познавательные интересы учащихся. Фронтальная форма организации обучения требует от педагога большого и грамотного умения организовать работу всего класса, терпеливо выслушивать всех учащихся, тактично корректировать их ответы, уметь держать дисциплину и т. д. У такой формы учебной работы есть и ряд важных недостатков. Фронтальная работа не учитывает индивидуальные особенности учащихся, в результате чего ученики с более низким уровнем подготовки плохо усваивают материал, а сильные не имеют возможности совершенствовать свои способности. Групповая форма работы в классе предусматривает следующее: 1. Деление класса на группы, которые получают либо одинаковое, либо дифференцированное задание и выполняют его совместно; 2. Количественный состав групп зависит прежде всего от величины класса (примерно от трех до шести человек); Также можно организовать работу в паре, при этом учесть индивидуальные способности учащихся. 3. При этом члены группы должны выбираться учителем таким образом, чтобы в каждой находились ученики разного уровня подготовки. Это увеличивает помощь слабым учащимся. В групповой работе получают возможность реализовать свои способности самые робкие ученики, которые не могут отвечать при всем классе.[2, с 150-151]. Таким образом, работа в группах дает положительный результат на проведение и организацию урока. Лабораторная работа – проведение учащимися в условиях лаборатории опытов, расчетов, экспериментов, позволяющих изучать процессы. [1, с.99] Это такой метод обучения, при котором учащиеся под руководством учителя и по заранее составленному плану делают опыты или выполняют определенные задания и в процессе их выполнения воспринимают и осмысливают новый учебный материал, при этом закрепляя полученные знания по предыдущим темам. Лабораторная работа: 1. Является формой практической работы учащихся, выполняемой под руководством учителя с применением инструментов, приборов других технических средств и материалов; 2. Относится к самостоятельной работе учащихся, требующей сочетания различных видов учебной деятельности; 3. Выступает в роли самостоятельного и целевого задания, выполняемое школьниками для решения поставленных задач. Лабораторные работы как методы обучения носят исследовательский характер и высоко оцениваются в дидактике. Они выявляют у учащихся глубокий интерес к окружающей природе и к изучаемому предмету, стремление осмыслить, изучить окружающие явления, применять добытые знания к решению и практических, и теоретических проблем, желание учиться, готовность действовать в проблемных ситуациях. Лабораторные работы способствуют ознакомлению учащихся с приборами и инструментами, создавая предпосылки для технического обучения. 1.3 Классификация видов лабораторной работы по форме проведения с описанием хода занятий. В соответствие с важнейшими дидактическими функциями лабораторных работ следует разделить на три группы: 1. Лабораторные работы, после выполнения которых можно высказать определенную догадку, гипотезу о рассматриваемой проблеме. 2. Лабораторные работы, в которых требуется подтвердить рассмотрением правильность только что найденной формулы, только что доказанной теоремы (или свойства, которое дано в учебнике без вывода). Лабораторные работы этого типа особенно эффективны для проверки умозаключений, сделанные в ходе анализа, ведь в случае неправильности такого суждения опыт доказывает его ложность. Темой такой работы может быть проверка любой обратной теоремы после доказательства прямой. 3. Лабораторные работы, в которых требуется применить знания для решения определённой практической задачи. Следует рассматривать лабораторные работы комбинированного типа, в которых можно найти элементы всех перечисленных выше лабораторных исследовательских задач. Много комбинированных лабораторных работ по математике с элементами исследовательского характера возникает на стыке учебных дисциплин: математики и физики, математики и химии и т.д. Проведение физического или химического эксперимента, например, построение графика, потребует от учащихся применения целого комплекса знаний по предмету. Рассмотрим, на каких уроках можно использовать такие лабораторные работы. Воспользуемся классификацией уроков по основной цели обучения. Есть такие виды уроков, как: 1. Урок по ознакомлению с новым материалом; 2. Урок по закреплению усвоенного материала; 3. Урок по применению знаний, навыков и умений; 4. Урок по обобщению и систематизации знаний; 5. Урок по проверке и корректировке знаний, навыков и умений. На уроке ознакомления с новым материалом может быть проведена лабораторная работа, в конце которой будет высказано определённое предположение или гипотеза, которую учащиеся рассматривают в ходе практического занятия. Студентам предоставляется возможность самостоятельно сделать вывод о том или ином математическом факте. Это помогает повысить их мотивацию в изучении предмета, может также повысить самооценку. В целом, лабораторные работы дают положительную динамику в успеваемости учащихся. А также можно воспользоваться лабораторными работами второго типа. Например, после доказательства теоремы Пифагора студентов просят проверить ее на практике. После чегo можно попросить студентов попробовать сформулировать теорему, обратную данной, и школьники устанавливают ее истинность с помощью опыта. Стоит заметить, что иногда лабораторные работы строятся на знаниях, полученные при изучении прошлой темы. Это нужно для того, чтобы закрепить пройденный материал. Таким образом, можно сделать вывод, что учащиеся могут не только вспомнить прошлый материал и уже полностью его закрепить, но и применить на практическом занятии. Урок применения знаний и умений может так же, как и урок закрепления изученного, содержать лабораторные работы третьего типа. Помимо решений задач с использованием различных теорем, в лабораторных работах могут использоваться задачи на измерения. В этих задачах требуется измерить длины отрезков, углы, площади многоугольников и т.п. На уроках обобщения и систематизации знаний и урoках проверке и коррекции знаний и умений могут быть приведены лабораторные работы, в которых требуется применить знания для решения определённой практической задачи. Использование таких лабораторных позволит повторить, обобщить и систематизировать все необходимые факты и правила. В случае возникновения трудностей для учащихся, это дает возможность выявить их причину и устранить пробелы в знаниях учащихся. 1.3. Психолого-дидактические основы проведения лабораторных работ. Мы определили основные требования к организации лабораторных работ, но, чтобы работа была в разы эффективнее, необходимо также учитывать возрастные особенности учащихся. Мы акцентируем внимание на проведение лабораторных работ по математике 7-9 классах средней школы. Дети 7-9 классов проходят подростковый этап в развитии личности. В этот период ребенок нуждается в самосовершенствовании и самообразовании, при этом уделяя большое внимание внешности и интересам. В связи с возникновением желания у подростка познать себя, стремления к самоутверждению и самовыражению, процесс обучения может затрудняться. Авторы различных учебников по возрастной психологии дают рекомендации по совершенствованию учебно-воспитательного процесса в 7-9 классах: 1. Для развития интеллектуальной сферы школьников, формирования самостоятельного мышления, необходимо, чтобы школьник имел общее представление об объекте и затем приступил к его подробному изучению. Это можно сделать, используя лабораторные работы на уроке математики. Поскольку в таких работах учащиеся сначала знакомятся с общей целью работы, с описанием проблемы или вида деятельности, они только потом переходят к решению, а затем к выводам. Например, выполняя лабораторные работы по свойствам равнобедренного треугольника, ученики понимают, с какими треугольниками им придется работать. Но только в процессе лабораторной работы учащиеся познают и понимают эти свойства. 2. Чтобы развить умение работать с учебником, преподавателю рекомендуется составить конкретные инструкции для учащихся. А непосредственно при проведении лабораторных работ студентам приходится работать с инструкциями, что влияет на развитие внимания. Ученики должны внимательно прочитать предоставленный материал, чтобы не допустить ошибки при выполнении той или иной лабораторной работы. 3. Наличие интереса к учебным предметам определяется потребностью в новых впечатлениях, постоянной умственной деятельности и т.д. Таким образом различные методы обучения помогут преподавателю развить интерес учащихся к изучаемому предмету. 4. Среди подростков главным действующим желанием является желание найти свое место среду друзей в классе. Поскольку, лабораторную работу можно выполнять в группах, это позволит учащимся работать друг с другом, находить общий язык.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 31 страница
600 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg