Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Взаимодействие семьи и дошкольной образовательной организации в период адаптации детей младшего дошкольного возраста

not_en 520 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 89 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 03.08.2018
Роль семьи в воспитании и развитии ребенка нельзя недооценивать. Поскольку индивидуальность ребенка изначально формируется в семье, образовательный процесс в дошкольной образовательной организации не может строиться без учета этого фактора. Однако на результат взаимодействия влияет ряд факторов, прежде всего то, что родители и педагогический коллектив ожидают друг от друга. В ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольного образования отмечается, что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детям дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение представления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации [74, с 168].
Введение

Одной из актуальных проблем дошкольного образования остается адаптация ребенка младшего возраста к дошкольной образовательной организации. В психолого-педагогической литературе существуют различные подходы и определения феномена адаптации. Адаптация определяется как пассивное приспособление индивида, как установление соответствия между познавательной сферой личности и характеристиками объекта, как процесс приспособление организма к новой среде, как результат приспособительного процесса, как свойство любой живой саморегулируемой системы обеспечивающее ее устойчивость к условиям внешней среды. Ряд отечественных психологов, таких как, В.Г. Крысько, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский и др. рассматривают адаптацию как свойство организма, как процесс, при котором организм приспосабливается к изменяющимся условиям среды, в результате чего достигается равновесие между средой и организмом. Критериями успешности осуществления адаптации исследователи называют отсутствие конфликтов в системе «личность-социальная действительность», удовлетворение потребностей в ходе осуществления деятельности. С учетом вышеизложенного, адаптация детей младшего дошкольного возраста к дошкольной образовательной организации определяется как динамический процесс вхождения ребенка в новую социальную среду, и интеграция с ней, адекватное восприятие окружающей действительности, установление адекватной системы отношений и общения с окружающими. Адаптация, как процесс привыкания индивида к новым условиям жизнедеятельности, неизбежна в тех случаях, когда возникают противоречия между возможностями ребенка и требованиями среды. Адаптационные возможности ребенка младшего возраста ограничены, изменение условий жизнедеятельности вызывают ряд психологических и педагогических проблем и могут привести к необратимым нарушениям в психофизическом и личностном развитии ребенка. В связи с этим, взаимодействие педагогов и семьи, которое понимается как непосредственная организация их совместных действий, позволяющая реализовать общую для них деятельность, и вынуждает родителей и педагогов строить и согласовывать взаимодействие, координировать усилия между ними, является актуальным и необходимым условием успешной адаптации и социализации детей. Проблема взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации в процессе адаптации ребенка к новым для него условиям, рассматривалась многими учеными. Семья и дошкольная образовательная организация – два первых, фундаментальных социальных института, самых важных в жизни ребенка дошкольного возраста. Их воспитательные функции направлены на всестороннее развитие личности ребенка, причем каждого из институтов в отдельности, а для получения совместных результатов необходимо их активное сотрудничество. Один из принципов реализации ФГОС дошкольного образования предписывает сотрудничество дошкольной организации с семьей, что в итоге будет способствовать решению актуальной задачи – обеспечению психолого-педагогической поддержки семьи и повышению компетентности родителей или законных представителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Термин «взаимодействие», предполагающий обмен мыслями, чувствами, переживаниями, общение – сравнительно молодой. Он был раскрыт в работах Т.А. Марковой, где взаимодействие рассматривалось как единство линий воспитания с целью решения поставленных задач. В основе взаимодействия ДОО и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Взаимодействие предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, доверие, взаимопознание, взаимовлияние. Активная совместная работа педагогов и родителей способствует усилению их взаимоотношений. Психологами и педагогами-практиками широко обсуждается проблема взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации. Опираясь на исследования, можно сделать вывод, что основными проблемами взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации являются, нехватка времени и нежелание сотрудничать. Проблемы взаимодействия ДОО и семьи иногда приобретают обостренный характер. Сложности могут быть связаны с несовпадением взаимных ожиданий, иногда сложности возникают из-за имеющего место быть недоверия родителей к педагогам. Особо остро все сложности взаимоотношений семьи и ДОО ложатся на ребенка младшего дошкольного возраста в период его адаптации. Проблема взаимодействия семьи и ДОО изучалась в работах таких ученых, как: Е.П. Арнаутова, О.Л.Зверева, Т.А. Березина, Т.Н. Доронова, Л.В. Виноградова, Т.А. Маркова, А. В. Козлова. В своих работах авторы предлагают формы и методы взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации, раскрывают необходимость саморазвития педагогов и родителей. Исследования О.И. Давыдовой, Л.Г. Богославец, А.А. Майера позволили рассмотреть проблему взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации в свете «новой философии» работы с семьей, в ракурсе открытости дошкольной образовательной организации в процессе адаптации ребенка младшего дошкольного возраста. Цель исследования – изучить взаимодействие семьи и дошкольной образовательной организации в период адаптации детей младшего дошкольного возраста. Объект исследования – процесс адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной образовательной организации. Предмет исследования – взаимодействие семьи и дошкольной образовательной организации в период адаптации детей младшего дошкольного возраста. Гипотеза - мы полагаем, что психолого-педагогическая адаптация ребенка к условиям дошкольной образовательной организации будет протекать благополучно, если: - будет разработана система мероприятий, направленная на повышение информационной культуры родителей, обеспечение индивидуального подхода к детям в адаптационный период; - будет расширено взаимодействие образовательной организации и семьи с использованием нетрадиционных форм работы; -будет выстроена согласованная деятельность педагогов и родителей, основанная на единстве воспитательных возможностей. Задачи исследования: 1. Провести научно-теоретический анализ по проблеме взаимодействия семьи и дошкольной организации в период адаптации детей младшего дошкольного возраста 2. Выявить адаптивные возможности детей к условиям дошкольной образовательной организации (на констатирующем этапе эксперимента). 3. Изучить уровень взаимодействия семьи и дошкольной организации в период адаптации детей младшего дошкольного возраста (на констатирующем этапе эксперимента). 4. Разработать систему мероприятий, направленную на расширение возможностей взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации и апробировать ее в условиях работы. 5. Определить уровень адаптации детей младшего возраста и выявить уровень взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации (на контрольном этапе эксперимента). Методологической основой исследования явились: исследования проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной организации (А.И. Жукова, Н.И. Добрейцер, Н.Д. Ватутина, Л.Н. Павлова, М.И. Лисина и др.); исследования о взаимодействии дошкольной организации и семьи и (Е.П. Арнаутова, Т.А. Данилина, О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, Т.А. Куликова и др.); исследования в области диагностики детей раннего возраста (Н.М. Аксарина, К.Д. Губерт, Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора). Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: Теоретические: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; эмпирические: констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента, наблюдение, анкетирование и беседа, количественный и качественный анализ результатов. Этапы исследования: На первом этапе осуществлялось теоретическое и методологическое обоснование проблемы, разработка научного аппарата и стратегии исследования. На втором этапе проведение констатирующего этапа эксперимента направленного на изучение уровня адаптации детей и взаимодействия образовательной организации и семьи в период адаптации детей младшего возраста. На третьем этапе разработка системы мероприятий, направленной на расширение возможностей взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации На четвертом этапе проведение контрольного этапа эксперимента, анализ и обобщение полученных результатов исследования. Практическая значимость заключается в разработке методических рекомендаций для родителей по адаптации детей младшего возраста к условиям дошкольной образовательной организации, направленных на создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе, которая создает основу для успешной адаптации детей младшего возраста. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы в практической деятельности педагогов, психологов и родителей. База исследования: ГБОУ Школа № 492 СП № 2 «Кораблик». В исследовании принимали участие дети в количестве 24 человек в возрасте от 3 до 4 лет (средний возраст 3,4, контрольная и экспериментальная группа), их родители и три педагога. Со всех родителей получено письменное согласие на участие в исследовании. Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, теоретической и практической частей, заключения, списка литературы и приложения.
Содержание

Введение…………………………………………………………...………….8 Глава 1. Теоретические основы взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации в период адаптации детей младшего дошкольного возраста………………………………………………….…32 1.1. Проблема адаптации детей младшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации в психолого-педагогической литературе……………………………………………………………………19 1.2 . Взаимодействие семьи и дошкольной образовательной организации в период адаптации детей младшего дошкольного возраста……………….31 Глава 2. Эмпирическое изучение взаимодействия семьи и дошкольной организации в период адаптации детей младшего дошкольного возраста……………………………………………………………………….62 2.1. Выявление адаптивных возможностей детей младшего дошкольного возраста (на констатирующем этапе эксперимента, описание методики и результатов) …………………………………………………………………44 2.2. Изучение уровня взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации в период адаптации детей младшего дошкольного возраста…46 2.3. Разработка системы мероприятий, направленной на расширение возможностей взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации……………………………………………………………………59 2.4. Анализ результатов эмпирического исследования……………………..62 Заключение……………………………………………………………………65 Список литературы Приложение
Список литературы

1. Азарова С.И Педагогические условия социальной адаптации учащихся первых классов в семье и школе. Автореф.дисс.канд.пед.наук. Ростов-на-Дону.,2005.18с. 2. Аксарина Н.М. Характер адаптации детей раннего возраста / Н. М. Аксарина, Л. Г. Голубева. - М.: ЦОЛИУВ, 1974. - 39 с. Алебастрова А.А. Справочник заведующего дошкольным образовательным учреждением. – М.:ВАКО, 2011.-208с. 3. Алексеева Е.Е. Что делать, если ребенок… Психологическая помощь семье с детьми от 1 до 7 лет: учебно-методическое пособие. – СПб.:Речь,2012.-224с. 4. Антонова Т.,Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка. Дошкольное воспитание 2008, №6, 70с. 5. Арнаутова Е.П. В гостях у директора: беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей/ Е.П. Арнаутова. - М.: ООО «Линка-ПРЕСС», 2004, 136с. 6. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. – М.: Карапуз, 2001. – 111с. 7. Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. – М., 1994. – 235с. 8. Байбородова Л.В. Взаимодействие ДОУ с семьей. Учебно-методическое пособие. Ярославль: Академия развития, 2013. – 224с. 9. Баранникова Н.А. О мальчишках и девчонках, а так же их родителях. Метод. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с. 10. Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка/ А.И. Баркан. – М.: АРТ-ПРЕСС, 2000. 345с. 11. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., Наука, 1987.270 с. 12. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад [Текст]: пособие для воспитателей детского сада / Н.Д. Ватутина. – М.: Просвещение, 1983. – 80 с. 13. Взаимодействие семьи и ДОУ: программы развития детско-родительских отношений; совместная деятельность педагогов, родителей и детей / авт.-сост. Н.А. Кочетова, И.А. Жёлтикова, М.А. Тверетина. – Волгоград: Учитель, 2014. – 218с. 14. Воспитание детей раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада и родителей./Под ред. Е.О. Смирновой, Н.Н. Авдеевой, Л.Н. Галигузовой. – М.: Просвещение: учебная литература, 1996. – 158 с. 15. Воспитание и обучение детей младшего возраста./Под ред. Л.Н. Павловой. – М.: Просвещение, 1986., 176с. 16. Глебова С.В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия. – Воронеж: Учитель, 2008. – 111 с. 17. Доронова Т. Адаптация ребенка к ДОУ: новые подходы /Обуч. – 2006 №5. 18. Гуз А.А. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2008. – 191с. 19. Давыдов В.В. и др. Концепция российского начального образования (система Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова). – М., 2002. 89 с. 20. Давыдов О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Проекты в работе с семьей. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с. 21. Детско-родительский клуб «Веселая семейка». Практические материалы. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с. 22. Детский сад и семья/ Н.Ф. Виноградова, Г.Н. Година, Л.В. Загик и др., под ред. Т.А. Марковой. – М.: Просвещение, 1986. – 205 с. 23. Диагностическое обследование детей младшего дошкольного возраста. / Под ред. Н.В. Серебряковой. – Спб.: Каро, 2005. – 64 с. 24. Доронова Т. Адаптация ребенка к ДОУ: новые подходы // Обруч. – 2006. - №5. – С. 32-34. 25. Дронь А.В., Данилюк О.Л. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. Программа «Ребенок – педагог – родитель». – Спб.: ООО Издательство «Детство – Пресс», 2012. – 96 с. 26. Евдокимова Е. С., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья. Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 144 с. 27. Женило М.Ю. Детский сад от А до Я: Книга руководителя, воспитателя, психолога дошкольного образовательного учреждения. Под ред. Н.Ф Дика. Изд. 2-е – Ростов н\Д: Феникс, 2006. – 416 с. 28. Жестова Л.С., Баркан С.Н., Лузай Н.В. Совместная деятельность детей, педагогов и родителей в детском саду. Из опыта работы / Под ред. Л.С. Вакуленко. – Спб.: ООО Издательство « Детство – Пресс», 2014.- 80 с. 29. Заводчикова О.Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие ДОУ и семьи. – М.: Просвещение, 2007. – 79 с. 30. Зверева О.Л., Гараничева А.Н., Короткова Т.В. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2000. – 256 с. 31. Зенина Т.Н. Родительские собрания в детском саду. Учебно- методическое пособие. – М.: «Центр педагогического образования», 2007. – 80 с. 32. Зубова Г., Арнаутова Е. Психолого-педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада / Дошкольное воспитание. – 2004. - №7. – с. 66-77. 33. Ильина И.С. Адаптация ребенка к детскому саду. Общение, речь, эмоциональное развитие. – Ярославль: Академия развития, 2008. – 144 с. 34. Калинина Р. Ребенок пошел в детский сад…К проблеме адаптации детей к условиям жизни в дошкольном учреждении // Дошкольное воспитание. – 2000. - № 4. С. 2-9. 35. Козилова Л.В. Практические советы педагогам – воспитателям для плодотворного сотрудничества с родителями дошкольников // Актуальные проблемы педагогики и психологии: Сборник материалов межвузовской научно-практической конференции преподавателей, педагогов-практиков, аспирантов, магистрантов, студентов педагогических специальностей 12 апреля 2012 г. / Под общ. ред. Козиловой Л.В., М. 2012. – 67-68с. 36. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 112 с. 37. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 1999. - 206 с. 38. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. Спб.: Питер, 1-е издание, 2009. – 320 с. 39. Майер А.А, Давыдова О.И., Воронина Н.В. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада. – М.: ТЦ Сфера, 2012. - 123 с. 40. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для ВУЗов. – Спб.: Питер, 2008. – 583 с. 41. Микляева Н.В., Лагутина Н.Ф. Содружество: программа взаимодействия семьи и детского сада. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 72 с. 42. Налчаджан А.А. Социально-психологическая адаптация личности. Ереван 1988. – 368 с. 43. Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьей. – М.: «Скрипторий 2003», 2009. – 72 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации в период адаптации детей младшего дошкольного возраста. 1.1 Проблема адаптации детей младшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации в психолого-педагогических исследованиях. С момента рождения и до поступления в дошкольную образовательную организацию ребенок воспитывается в семье, в атмосфере любви, внимания, ласки, глубоко заинтересованного общения близких ко всем его потребностям. Именно поэтому поступление ребенка в дошкольную образовательную организацию, его расставание с родными людьми нередко бывает сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождающимися снижением активности (речевой, игровой и т.п.) и даже заболеваниями. Следовательно, актуальное значение имеет задача создание оптимальных условий для пребывания ребенка в дошкольной образовательной организации в период его привыкания, адаптации. Ребенок должен приспособиться к новым условиям, т.е. адаптироваться. Существует много трактовок смысла термина «адаптация», например: в психологическом толковом словаре термин «адаптация» рассматривается, как: адаптация (от лат. adaptare приспособлять) процесс приспособления живого организма к окружающим условиям. В философском словаре: адаптация (позднелат. adaptatio - приспособление, прилаживание) - термин первоначально использовался в биологической науке для обозначения процесса приспособления строения и функций организмов (популяций, видов) и их органов к определенным условиям внешней среды. Адаптация формируется на протяжении всех стадий жизненного цикла организма. Материалистическую трактовку природы адаптации впервые предложил Дарвин, показав, что адаптация возникает в результате действия естественного отбора. В настоящее время понятие адаптации вышло за пределы биологии. Оно стало употребляться во многих технических, естественных и гуманитарных науках. Проблема адаптации детей в дошкольной образовательной организации давно занимает умы научных и практических работников. Ребенок должен приспособиться к новым условиям, т.е. адаптироваться. Под адаптацией, большинство ученых, понимают приспособительную реакцию, которая основана на инстинкте самосохранения. Эта реакция предполагает, что индивидуум избегает опасных ситуаций, неблагоприятных для него. Такими неблагоприятными ситуациями становятся для ребенка: -отрыв от семьи; -помещение в изолированную детскую среду с несколькими взрослыми; - незнакомая обстановка.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg