Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Воспитание патриотизма и интернационализма: история и современность.

rock_legenda 540 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 45 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 21.03.2022
Объект исследования: духовно-нравственное воспитание в современной школе. Предмет исследования: процесс воспитания патриотизма и культуры межнациональных отношений. Цель исследования: выявление значимости таких ценностей в духовно-нравственном воспитании как гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения. Задачи исследования: Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования. Выявить сущность патриотизма как ценности в духовно-нравственном становлении личности. Выявить сущность гражданственности как ценности в духовно-нравственном становлении личности. Выявить сущность культуры межнационального общения как ценности в духовно-нравственном становлении личности.
Введение

Патриотизм и культура межнациональных отношений имеют огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Они выступают как составные элементы его мировоззрения и отношения к родной стране, другим нациям и народам. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности. Российская Федерация – страна, в которой живут разные народы, народности, этнические и религиозные группы. Многие десятилетия воспитание основывалось на идее сближения, слияния наций и создания безнациональной общности. Современное российское общество живет в условиях особо повышенной социальной тревожности. Взрыв национальной розни побуждает проанализировать истоки подобных явлений, осознать их причины – и не только социально-экономические, но и педагогические. В силу этого особую актуальность приобретает проблема формирования культуры межнационального общения как действенного средства по достижению согласия между людьми, представителями разных наций и народностей. Стержнем всего гражданского воспитания являются патриотизм и интернационализм. Школа всегда развивала в детях всех народов России чувство свободы, единства, равенства и братства. Сущность понятия «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Патриотизм неразрывно сочетается с интернационализмом, чувством общечеловеческой солидарности с народами всех стран. Особое место в интернациональном воспитании молодежи занимает формирование чувств единства, дружбы, равенства и братства, объединяющих народы России, культуры межнационального общения; нетерпимости к проявлениям национальной ограниченности и шовинистического чванства. В этом процессе велика роль подлинной народной многонациональной культуры, верной правде жизни. Прежде всего следует более детально уяснить содержание патриотизма и культуры межнациональных отношений. Для осмысления сущности патриотизма и культуры межнациональных отношений необходимо иметь в виду, что исторический генезис (от греч. genesis – происхождение) этих качеств связан с образованием и укреплением отдельных государств в их борьбе за свою самостоятельность и национальную независимость. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений являются глубокими чувствами, которые формировались у людей на протяжении веков и тысячелетий. Патриотизм – понятие всеобъемлющее. В разные времена в обществе формируются свои, присущие только данной эпохе, ценности. Но любовь к Родине, верность героическим традициям, знание истории своего народа – главные основы системы воспитания любого гражданского общества. Патриотизм, в конечном итоге, становится связующей нитью разных поколений. Возвращается осознание того, что для воспитания достойного гражданина и патриота необходимо формировать у молодежи чувство преданности родной земле, гордости за историю своей страны, любовь к родному дому и семье. К содержанию культуры межнациональных отношений следует отнести: уважение к людям различных национальностей; соблюдение нравственного такта по отношению к языку, национальным обычаям и традициям других народов; проявление интереса к достижениям культуры и жизни других государств и народов; стремление развивать общечеловеческие ценности. Для осуществления воспитательной работы по формированию у учащихся патриотизма и культуры межнациональных отношений необходимо хорошо осмыслить сущность этого сложнейшего процесса. Будучи органической частью нравственного формирования личности, воспитание патриотизма, гражданственности и культуры межнациональных отношений представляет собой целенаправленный процесс включения учащихся в различные виды учебной и внеучебной деятельности, связанной по своему содержанию с развитием патриотизма и культуры межнациональных отношений, и стимулирования их активности по выработке у себя этих моральных качеств.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ВАЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА И ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ 1.1. Патриотизм и гражданственность как нравственные ценности 1.2. Стратегия, цель и задачи гражданско-патриотического воспитания в контексте укрепления единства общества и государства 1.3. Основные направления гражданско-патриотического воспитания Вывод по первой главе ГЛАВА 2. ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ 2.1. Психолого-педагогические основы патриотического и гражданского воспитания. 2.2. Педагогические средства формирования культуры межнационального общения 2.3 Система организации Воспитания патриотизма в МБОУ СОШ Совхоз Коломенский Вывод по второй главе ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы

Агапова, И.А. Патриотическое воспитание в школе/ И.А. Агапова, М.А. Давыдова. - М.: Айрис-Пресс,2007. - 214 с. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса активности и построению гражданского общества // Вопросы образования №1, 2008. - С.65-86. Безюлева Г.В., Шеламова Г.М. Толерантность: взгляд, поиск, решение. - М.: Вербум-М, 2003. - 168 с. Болдина, К.С. Как воспитывать патриотизм у школьников? / К.С. Болдина // Воспитание школьников. - 2009. - № 3. - С.23-25. Вульфов В.З. Воспитание толерантности: сущность и средства // Внешкольник. - 2002. - №6. - С.12-16. Вяземский Е.Е. Основные подходы к повышению квалификации педагогов для организации и проведения воспитательной работы по развитию патриотизма // Новые методы подготовки кадров для организации и проведения воспитательной работы по развитию патриотизма с использованием компьютерных технологий в воинских коллективах, учреждениях образования и культуры. Методическое пособие. М., 2011. Гаврилычева, Г.Ф. Воспитать гражданина. Как? / Г.Ф. Гаврилычева // Начальная школа - 2006. - № 12. - С.10 – 16. Гасанов З.Т. Педагогика межнационального общения : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. направлениям. – М., 1999. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010- 2015 годы». – М. Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы (Электронный вариант): https://help.dnevnik.ru/entries/21764218 Данилюк, А.Я. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2011. - 23 с. Дидактика межкультурной коммуникации в иноязычном образовании: теория и практика: материалы всерос. конф. с междунар. участием, посвященной 75-летию проф. А. Н. Утехиной: в 2 ч. / ред.: Т. И. Зеленина, Л. М. Малых. – Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2013. – Ч. 1: Педагогика. – 320 с. Заостровных М.В. Воспитание гражданственности у детей младшего школьного возраста (из опыта работы классного руководителя). // Интернет-журнал "Эйдос". - 2012. - №1. Зеленский, К. Духовно - нравственное воспитание в школе: возможности и ограничения / К. Зеленский // Народное образование. - 2008. - № 1. - С.213 – 219. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / под ред.А.Я. Данилюка, А.М. Кондакова, В.А. Тишкова. - М.: Просвещение, 2010. Мусина В.Е. Патриотическое воспитание школьников: учебно-методическое пособие / В.Е.Мусина. – Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. – 156. Педагогика межнационального общения: Учебное пособие /под ред. В.В.Колпачева. Ставрополь, 2008. Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности личности. Под редакцией Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2003. - 112 с. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика и психология в образовательном процессе – М., 2000. Собкин В.С., Ваганова М.В. Политические ориентации подростков и проблема толерантности // Проблемы толерантности в подростковой субкультуре. Труды по социологии образования. Том VIII. Выпуск XIII. - М: Центр социологии образования РАО, 2008 - С.9-38. Утехина А.Н. Межкультурное образование молодежи в полиэтническом регионе (на примере Удмуртской Республики) [Электронный ресурс]: Монография. – М.: ФЛИНТА. – 2012. – 152 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1 ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ВАЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА И ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ 1.1. Патриотизм и гражданственность как нравственные ценности Проблема, связанная с поиском путей возрождения в российском обществе чувства истинного патриотизма, интернационализма как духовно-нравственной и социальной ценности. Чувство патриотизма немыслимо без национального самосознания, основанного на ощущении духовной связи с родным народом. С момента возникновения государств и по сегодняшний день патриотизм играет важную роль объединяющей и цементирующей силы не только национальных, но и многонациональных объединений. В отдельные периоды истории патриотизм был щитом в борьбе за независимость народов, главным лозунгом в руках политиков, стремящихся развязывать захватнические войны, силой способной предотвратить умирание этноса и обеспечить его процветание. Этим объясняется неизменный интерес ученых, политиков и простых граждан к проблеме. Данная проблема рассматривалась в трудах философов (Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, Л.П. Корсавина, Г.В. Плеханова), психологов (И.Б. Котова, С.Л. Рубинштейна, И.А. Сикорского), педагогов (Л.Р. Болотина, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского), писателей (В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, В.В. Маяковского, Н.А. Островского, Н.Г. Чернышевского, М.А. Шолохова).Патриотизм в переводе с греческого означает любовь к Родине, преданность своему Отечеству. «Гражданственность» - интегративная, комплексная характеристика личности человека, понятие, которое характеризует гражданско-патриотическую позицию человека, его ценностную ориентацию, подразумевающую ответственность за судьбу своей Родины, сопричастность с её судьбой. Патриотизм – в переводе с греческого означает любовь к Родине, преданность своему Отечеству. Патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, которая является важнейшим духовным достоянием личности. Патриотизм проявляется в активной позиции личности, готовности к самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет уважение к своему Отечеству, сопричастность с его историей, культурой, достижениями и ценностями народа. Сегодня патриотизм все чаще понимается как важнейшая ценность, интегрирующая не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты. Воспитание в широком смысле – процесс социализации человека, то есть усвоение человеком ценностей, установок, норм и образцов поведения, характерных для данного общества, социальной группы и воспроизводства человеком социальных связей и социального опыта. Воспитание в узком смысле – целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей, молодежи определенные социально значимые качества личности, взгляды и убеждения. Гражданско-патриотическое воспитание – целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей и молодежи ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России. На протяжении всей истории человечества проблема патриотизма, отношения к Родине, Отечеству являлась предметом постоянного внимания мыслителей, общественных деятелей, ученых, педагогов. Духовный потенциал патриотической идеи отражен в письменных и устных источниках народов нашей стран, всех стран мира. Сам термин «патриот» стал широко применяться, начиная с эпохи Великой Французской революции 1789 г., но исторические корни патриотизма имеют многовековую историю. Поколения русских общественных деятелей видели в идее патриотизма нравственно-организующее начало жизни русского народа, понимания её как идею отечественного единения, согласия, защиты родной земли, идею равноправности народов, идею морального долга перед обществом, идею ответственности за судьбу Отечества. Патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, которая является важнейшим духовным достоянием личности. Патриотизм проявляется в активной позиции личности, готовности к самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет уважение к своему Отечеству, сопричастность с его историей, культурой, достижениями и ценностями народа. Сегодня патриотизм все чаще понимается как важнейшая ценность, интегрирующая не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты. В основу нашего подхода к феномену патриотического воспитания положено определение воспитания как профессиональной педагогической деятельности, направленной на создание условий для мотивационно-ценностного развития человека. Концепция программы повышения квалификации педагогов базируется на понимании гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания как социально-значимой духовно-практической деятельности, приоритетного направления работы образовательных учреждений. Духовно-нравственное воспитание понимается нами как воспитание «человеческого в человеке», развитие природных свойств и качеств человека. Неотъемлемой частью, основой нравственного воспитания является гражданско-патриотическое воспитание, понимается нами как воспитание человека, обладающего качествами гражданина-патриота, что подразумевает уважение к своей Родине, её истории и культуре. В современных условиях важнейшим приоритетом является формирование системы патриотического воспитания как основы для консолидации общества и укрепления государства. Проблема соотношения патриотического, духовно-нравственного и гражданского воспитания актуальна для российского общества, но вместе с тем весьма деликатна. Духовное воспитание как процесс восхождения человека к абсолютным ценностям является одним из центральных направлений деятельности религиозных организаций и объединений граждан и в этом отношении деятельность светских государственных образовательных учреждений тесно соприкасается с деятельностью религиозных конфессий. В этой сфере необходим диалог и поиск взаимопонимания между всеми заинтересованными сторонами. Новые потребности российского общества, во многом обусловленные глобальными вызовами человечества, настоятельно требуют разработки эффективных методов подготовки и повышения квалификации педагогических кадров для организации и проведения в системе образования воспитательной работы по формированию духовного мира подрастающего поколения, значимым компонентом которого должны стать ценности патриотизма и гражданственности. Патриотическое воспитание в России: исторические традиции, направления, формы. Патриотические традиции в России имеют глубокие исторические корни. Духовно-нравственное воспитание в России исторически связано с деятельностью религиозных организаций. В дореволюционной России в системе образования большое внимание уделялось вопросам воспитания патриотизма и гражданственности. В условиях общественного подъема и реформ второй половины Х1Х в. в российской педагогике получили развитие идеи гражданского воспитания молодежи. Классики отечественной педагогики выдвинули идеи о введении в школах учебных предметов патриотической направленности - «Отчизноведение» (Н.Х. Вессель), «Отечествоведение» (К.Д. Ушинский). В советской России воспитание было построено на основе коммунистической идеологии. В Советском Союзе одним из популярных направлений патриотического воспитания стало школьного краеведение. Краеведческое движение приобрело массовый характер. В послевоенные годы получила развитие такая форма, как историко-краеведческая экспедиция «Моя Родина – СССР». Становление новой российской государственности, новые политические и социально-экономические реальности, демократические перемены в жизни страны повлияли на ситуацию в сфере гражданско-патриотического воспитания. В начале 1990-х г. в нашей стране в сфере воспитания произошел кризис патриотического воспитания, связанный с конфликтом ценностей либерализма и государственных традиций патриотизма в России. Во второй половине 1990-х годов в сфере патриотического воспитания постепенно началось преодоление кризисных явлений. В начале ХХI века в Российской Федерации в новых социально-экономических условиях произошло возрождение системы гражданского и патриотического воспитания. В военно-патриотическом и гражданско-патриотическом воспитании, краеведческой и поисковой деятельности, деятельности школьных музеев обозначались новые тенденции и подходы. В России получили развитие организации патриотической направленности, военно-патриотические организации ветеранов, был создан Союз краеведов России. Нормативно-правовая база гражданско-патриотического воспитания О значимости гражданского и патриотического воспитания молодежи неоднократно говорилось в Посланиях Президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию РФ. Нормативно-правовые аспекты патриотического воспитания определяются в государственных документах Российской Федерации – Конституции РФ, федеральных законах, постановлениях Правительства РФ, федеральных программах. Например [3; 16; 7]: Статья 70 Конституции РФ определяет «Государственный флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются Федеральным Конституционным законом». Указы Президента Российской Федерации «О Дне Государственного Флага Российской Федерации № 1714 от 15 апреля 1994 г.», «О знамени Победы» № 561 от 15 апреля 1996 г. регламентируют государственные символы Российского Федерации. Указ Президента Российской Федерации № 727 от 16.05.1996 г. «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи», а также федеральные Конституционные законы о днях воинской славы (победных днях) России от 10 февраля 1995 г.; о воинской обязанности и военной службе от 28 марта 1998 г.; о государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 26 марта 1995 г.; о Государственном Флаге Российской Федерации от 23 декабря 2000 г.; о Государственном гербе Российской Федерации от 25 декабря 2000 г.; о Государственном Гимне Российской Федерации от 25 декабря 2000 г. формируют правовую базу гражданско-патриотического воспитания. Общине вопросы государственной политики в области гражданско-патриотического воспитания определяют следующие Постановления Правительства РФ и государственные межведомственные программы: – Постановление Правительства РФ от 11 июля 2005 г № 422 «О Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы». – Программа мероприятий по популяризации государственных символов России до 2010 года. План действий по реализации программы мероприятий по популяризации государственных символов России до 2010 г. Более частные вопросы гражданско-патриотического воспитания определяют следующие инструктивно-методические документы Минобразования РФ и Минобрнауки России: Письмо Минобразования РФ «О гражданском образовании и изучении Конституции Российской Федерации»; Приказ Минобразования РФ от 09.12.94 № 479 «Об изучении Конституции Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации»; Инструктивное письмо Минобразования РФ «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации» от 15.01.2003 г. № 13-51-08/13; Приказ Министерства образования и науки РФ № 129 от апреля 2005 г. «О плане действий по реализации программы популяризации государственных символов России до 2010 г.». Базовые ценности, понятия и принципы отечественного гражданско-патриотического воспитания. Патриотическое воспитание немыслимо без возникновения особых отношений между детьми и взрослыми, между различными общностями, в которые вовлечены дети и молодые люди. В этом проявляется общая закономерность воспитательного процесса, стержнем которого является целенаправленное формирование личности в коллективе и через коллектив. В патриотическом воспитании роль коллективизма и общего дела, как принципа воспитания особенно велика. Подчинение личных интересов общественным, товарищеское сотрудничество, готовность к взаимодействию и взаимопониманию – необходимые предпосылки патриотического самосознания. Подлинный патриотизм, если это необходимо, мобилизует все основные факторы групповой сплоченности: единство базовых ценностей и ориентаций множества людей, ясность и определенность коллективной цели, кооперативную взаимозависимость всех, кто эту цель разделяет. Предпосылкой и результатом патриотического сплочения и единства является коллективистское самоопределение личности – солидарность личности с группой на основе сознательного согласия с общими целями, идеалами, коллективными нормами и ценностями. Как особый тип самоопределения личности патриотизм противостоит негативизму, действиям и поступкам, намеренно противоположным требованиям и ожиданиям других индивидов или социальных групп. Патриотическое самосознание предполагает также высокий уровень развития коллективной идентичности – отождествления себя и своих отличительных черт с большими общностями людей и культурно-политическим единствами (народом, страной, государством). Любая идентичность важна потому, что определяет поведение человека. Патриотическая идентичность способна мотивировать солидарное поведение огромных масс людей, лишенное какого-либо корыстного интереса. Патриотическое самосознание заключает в себе также огромный коммуникативный потенциал коллективного общения, восприятия больших масс людей, практически никак не связанных друг с другом, как единого, сплоченного коллектива. Соответственно и патриотическое воспитание не может обойтись без так называемых коллективообразующих эффектов совместной деятельности – отношений дружбы и товарищества, трансляции при помощи этих отношений своей активности другому, идеальной представленности человека или группы людей в другом человеке или другой группе. Целенаправленное использование этих эффектов может обеспечить только устойчивая, целостная и способная к постоянной социально-психологической саморегуляции воспитательная система. Такую систему нельзя создать в административном порядке, по единой унифицированной модели образовательного учреждения; она не идентична к системе воспитательной работы – совокупности воспитательных мероприятий. Для патриотического воспитания общественный характер воспитательной системы, соединение в ней не абстрактных ролей, а конкретных людей по интересам, увлечениям, на основе общего дела – не просто важное, но одно из главнейших условий достижения реальных результатов. Без этого условия невозможно естественное и необходимое для патриотического самосознания сочетание коллективизма с коллективистским самоопределением и мотивированной коллективистской идентификацией личности. Для успешного патриотического воспитания значение целенаправленного воздействия воспитательной системы на социальную среду определяется тем, какой уровень общественного коллективизма, группового развития это воздействие обеспечивает. Вместе с тем понятно, что патриотическое воспитание не может быть сведено к преобразованию социальной среды, внесению в нее начал коллективистского самоопределения и коллективной идентичности. Успешность формирования детских и молодежных коллективов определяет эффективность практик конкретных воспитательных систем, но не системы патриотического воспитания на государственном уровне. Как первооснова этого воспитания коллективизм не имеет большего значения без духовно-этической мотивации коллективных действий и поступков. Патриотические мотивы имеют особую побудительную силу исключительно под влиянием соотнесения, отождествления себя с идеальным, культовым образом человеческой коллективности, все внешние характеристики которой «переплавлены» сознанием человека и выступают уже как его субъективные качества («любовь к Родине», «преданность Отчизне», «служение Отечеству»). Как общественный процесс патриотическое воспитание зависит от принятых в обществе культурных образцов поведения, от того, насколько эти образцы соответствуют представлениям о долге, верности и служению Родине. Если такие представления укоренены в базовой культуре общества, ярко воплощены в ее смыслах, образах, символах и устойчиво принимаются разными поколениями, то возникает прочный механизм самовоспитания патриотических качеств личности; процессы патриотического воспитания и формирования личности переплетаются между собой. Чем более высоким ценностным статусом наделяются образцы патриотического поведения, чем больше образцы такого поведения приобретают черты культа (культ самоограничения, служения, принятия бремени государственных обязательств и т. д.), тем более самодовлеющим и самодостаточным становятся мотивируемые образами чувства долга, ответственности и т. д. Если же патриотические умонастроения и установки «уходят» из базовой культуры общества или если их значения ослабляются контркультурными по значению ценностями и моделями поведения, то самовоспитание патриотизма перестает быть общественной ценностью, как бы ни культивировались его традиционные образы и исторические символы. В теоретическом плане и весьма условно общественное (гражданское) основание патриотического воспитания может быть разделено на социально-нравственное (гражданские идеалы и ценности), социально-психологическое (коллективообразование, коллективообразующая роль воспитательных систем), морально-психологическое (этос общества, его морально-психологическое состояние), социокультурное и культурно-историческое (культурные образцы развития личности, самовоспитания человека, историческая память, культурно-исторические традиции патриотизма). По своим характерным чертам и динамике изменений эти основания автономны по отношению к государству и государственной политике, непосредственно отражают уровень интеграции и консолидации общества. Общественное основание патриотического воспитания может непосредственно входить и в содержание патриотического воспитания. Для этого необходимы определенная идеализация единства общества, наделение этого единства высоким ценностным статусом как желаемого и необходимого соединения самых разных людей, разных культур и культурных традиций в едином гражданском обществе. В полной мере та культурная идентичность реализуется в гражданских идеалах и ценностях патриотизма или, проще говоря, в гражданском патриотизме. Ключевую роль в его развитии играют идеалы гражданской коллективности (гражданственности), общественной солидарности, сознательного выполнения личностью гражданского долга перед обществом и государством, уважение государством прав граждан, безусловной защиты их жизни (личного достоинства и безопасности). Формирование и развитие личности на основе этих идеалов или, во всяком случае, признание их воспитательного значения, образуют гражданское направление патриотического воспитания. В целях более четкого понимания общественного значения патриотического воспитания надо различать его гражданское основание и собственно гражданско-патриотическое воспитание. И то, и другое понятия имеют отношение к определению основных путей развития системы патриотического воспитания граждан. Но первое – гражданское основание патриотического воспитания – раскрывает больше социальные и педагогические закономерности становления и развития данной системы. Второе – гражданско-патриотическое воспитание, как одно из направлений воспитательной деятельности, относится больше к мировоззренческому содержанию и долгосрочным целям системы патриотического воспитания. Первое соотносит намечаемое содержание, формы и методы воспитания с общими регуляторами воспитательной практики. Второе сопрягает задачи воспитания гражданина-патриота с ценностными ориентирами развития российского гражданского общества: его единством и самобытностью, уникальной ролью в сплочении разных народов и культурных групп, в судьбах страны и мира, значением и ценностью российского гражданства и российской идентичности. Российская культура обладает своими значимыми традициями гражданско-патриотического воспитания. Эти традиции нельзя противопоставлять общим принципам и понятиям гражданского воспитания – это свело бы на нет универсальные начала такого воспитания (общество – гражданин – гражданский долг). Вместе с тем нельзя не заметить, что в российском культурно-историческом контексте гражданский патриотизм имеет глубокий нравственно-этический смысл, берет начало в высших нравственных идеалах служения, долга, справедливости и солидарности. Человеческое при этом превалирует над этническим, всеобщее над частным – корпоративным. Гражданские установки патриотического воспитания, следовательно, тяготеют к уровню нравственных смыслов, ценностей и мотиваций. Важно не потерять из виду в воспитательном процессе эти традиции. Они поднимают его содержание и цели на общественно-нравственную высоту. На высокий уровень коллективообразования и коллективистского самоопределения личности, что так важно и необходимо в гражданско-патриотическом воспитании. Появляется возможность понять и зафиксировать прямую связь между тем, что мы хотим получить в результате такого воспитания (коллективизм, ориентация на общественные интересы, единство и консолидацию общества) и тем, что можем и должны предпринять для достижения этих результатов (создать необходимый нравственно-психологический климат для воспитания патриотизма). Эту связь выражают следующие принципы гражданско-патриотического воспитания : 1. Ориентация на нравственные отношения в коллективе, нравственный принцип воспитания: «улучшить общество, улучшив самих себя». Наиболее полно и последовательно этот принцип выражают ценности альтруизма, альтруистического отношения к окружающим. 2. Личностная ориентация нравственного воспитания, направленность его на формирование сознательной жизненной позиции воспитуемых. Этот принцип предполагает развитие мотивов альтруизма, реализацию потребности в самоуважении через готовность к альтруистическим поступкам. 3. Комплексный подход к нравственному воспитанию, охватывающий последовательно основные моменты как собственно воспитательного процесса (переживание – потребность и мотив деятельности – действие – практическая деятельность), так и процесса самовоспитания личности (осознание – самосознание – поступок). 4. Культурно-исторический контекст воспитания, формирующий понимание и знание российских традиций и ценностей, роли России в истории и мире. Коллективообразующий результат (эффект) нравственного и культурно-исторического воспитания – интеграция субъектов и участников воспитательного процесса в коллектив, общность, скрепленные морально-психологическим единством и оказывающие целенаправленное воздействие на окружающую социальную среду. 1.2. Стратегия, цель и задачи гражданско-патриотического воспитания в контексте укрепления единства общества и государства Как и все направления воспитательной деятельности, гражданско-патриотическое воспитание предполагает формирование и развитие личности обучающегося, учет его индивидуально-психологических особенностей, социального опыта, мотивов, потребностей, способностей и т. д. Вместе с тем спецификой этого направления воспитания является то, что оно приобщает индивида к коллективному целому – народу, национально-государственной общности, локально-региональному сообществу. Успех этой работы невозможен без обеспечения единого направления воспитания гражданско-патриотических качеств личности, другими словами, без общей стратегии патриотического воспитания. Воспитательная стратегия призвана соотнести идеалы и ценности, положенные в основу обучения, с условиями и возможностями воспитательных воздействий, которые образовательная среда оказывает на обучающегося. Определяемый, таким образом, «коридор возможностей» избранного направления воспитательной деятельности позволяет учесть основные проблемы, связанные с его реализацией и возможные пути их разрешения, представить намеченную стратегическую линию воспитания в виде его цели и задач. Сформировать единое направление гражданско-патриотического воспитания сегодня непросто. Слишком большая социально-культурная дистанция (если не культурный разрыв) отделяет идеалы и ценности этого воспитания от реального состояния социальной и образовательной среды. Назовем основные трудности на этом пути. Социальная поляризация общества. Она сказывается на социальных возможностях разных групп детей и молодежи, их морально-психологическом состоянии. Разнотипность образовательных учреждений и разнонаправленность реализуемых ими образовательно-воспитательных программ. Между тем общая стратегия гражданско-патриотического воспитания предполагает достаточно высокий уровень единства образовательной среды с точки зрения формирования общегражданских ценностей и общей национальной идентичности. Отсутствие общероссийской консолидированной системы ценностей и слабость общероссийской идентичности. Реализация на практике и в масштабе всей страны единой линии патриотического воспитания должно поддерживаться, хотя бы минимально, чувством общего дела и общего будущего страны, а не частными делами и частным интересом.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg