Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Международное сотрудничество и взаимодействие правоохранительных органов в сфере профилактики преступности

rock_legenda 1825 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 73 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 21.03.2022
Выпускная квалификационная работа посвящена теме «Международное сотрудничество и взаимодействие правоохранительных органов в сфере профилактики преступности». В работе дается характеристика понятия и цели международного сотрудничества в борьбе с преступностью. Раскрываются принципы международной правоохранительной деятельности. Используя международное законодательство, труды отечественных ученых, автором были выявлены особенности функционирования таких международных организаций как Интерпол, Европол, Евроюст, Европейское бюро по борьбе с мошенничеством. Автором проведен анализ задач, функций, полномочий и прав Национальное центральное бюро Интерпола МВД РФ. Особое место в работе уделено проблемам международного сотрудничества и взаимодействия правоохранительных органов в сфере профилактики преступности. Работа содержит 68 листов текста, 1 приложение.
Введение

Современному миру присущи сложные процессы, причем не только позитивные. Сохраняются условия и факторы, порождающие такое социально опасное явление, как преступность. Анализ состояния преступности в мире свидетельствует о том, что она достигла беспрецедентных масштабов и представляет реальную угрозу безопасности государств и их граждан. Преступность уже не ограничивается национальными границами, становится все более трансграничной. Сложилась ситуация, что самостоятельно государства уже не в состоянии справиться со многими преступлениями. Поэтому обеспечение защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства в борьбе с преступностью требует консолидации усилий правоохранительных органов на международном уровне. Важное место в предупреждении, выявлении и пресечении как отдельных преступлений, так и борьбе с преступностью в целом отводится международно-правовым мерам. По мнению М. В. Андреева, «глобализация, информационная открытость, развитие современных технологий, повышение качества жизни, с одной стороны, вызовы экстремизма, религиозного фундаментализма, трансграничной организованной преступности – с другой, неизбежно требуют качественного переосмысления происходящих общественных процессов, определения эффективных стратегий, как национального развития, так и формирования устойчивого миропорядка» [14, С. 117]. Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации не может основываться только на внутригосударственном законодательстве, а требует коллективных усилий, опирающихся на международные конвенции, декларации, пакты, соглашения, договоры (ООН, БРИКС, ОДКБ, ШОС и др.). Поэтому актуальность изучения международного сотрудничества и взаимодействия правоохранительных органов в сфере профилактики преступности не вызывает сомнений. Объект настоящего исследования – общественные отношения в сфере международного сотрудничества и взаимодействия правоохранительных органов в сфере профилактики преступности. Предмет исследования – правовое регулирование порядка осуществления международного сотрудничества и взаимодействия правоохранительных органов в сфере профилактики преступности. Цель исследования – выявить особенности международного сотрудничества и взаимодействия правоохранительных органов в сфере профилактики преступности. Задачи исследования: 1) выделить понятие и цели международного сотрудничества в борьбе с преступностью; 2) рассмотреть принципы международной правоохранительной деятельности; 3) охарактеризовать понятие, цели, задачи и основные направления деятельности международных правоохранительных организаций; 4) изучить правовой статус и система международных правовых организаций 5) рассмотреть цели и функции международной организации уголовной полиции; 6) раскрыть сотрудничество правоохранительных органов ЕС в сфере предотвращения, выявления и расследования уголовных преступлений; 7) провести анализ задач, функций, полномочий и прав Национальное центральное бюро Интерпола МВД РФ; 8) выделить проблемы международного сотрудничества и взаимодействия правоохранительных органов в сфере профилактики преступности. Методологическую основу исследования составляют общенаучные, частные и специальные методы познания. В их число входит: метод анализа и синтеза, логический, комплексный и другие. Применение сочетания различных методов позволило решить поставленные задачи и достичь цели исследования. Степень научной разработанности темы. Исследованию взаимодействия различных международных организаций по вопросам противодействия преступности свои труды посвятили: М. В. Андреев, П. Н. Бирюков, А. Г. Волеводз, Р. С. Галиев, В. Д. Зоркин, Р. А. Каламкарян, О. С. Капинус, В. Е. Квашис, М. П. Клейменов, П. Н. Кобец, А. А. Костин, А. И. Колташов, Д. А. Курочкин, Е. С. Ларина, В. В. Лунеев, В. С. Овчинский, Ф. М. Решетников, В. А. Уткин, Р. А. Шарифуллин и др. Теоретическое и практическое значение исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в правотворческой деятельности по совершенствованию международного сотрудничества и взаимодействия правоохранительных органов в сфере профилактики преступности. Структура работы отражает последовательность поставленных в ней задач. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, объединяющих восемь параграфов, заключения, библиографии и приложения.
Содержание

Введение…………………………………………………………………............ 5 1 Международная правоохранительная деятельность и международное сотрудничество в борьбе с преступностью…................................................ 7 1.1 Международное сотрудничество в борьбе с преступностью: понятия, цели.................................................................................................. 7 1.2 Принципы международной правоохранительной деятельности. Международный миропорядок ……............................................................. 9 1.3 Основные направления и формы международного сотрудничества в борьбе с преступностью……………………………………………………… 17 2 Международные правоохранительные организации.................................... 23 2.1 Понятие, цели, задачи и основные направления деятельности международных правоохранительных организаций ………………………… 23 2.2 Правовой статус, классификация и система международных правовых организаций……............................................................................ 25 2.3 Международная организация уголовной полиции: история, становление и развитие Интерпола. Цели и функции Интерпола…............ 27 2.4 Сотрудничество правоохранительных органов ЕС – полицейское сотрудничество для предотвращения, выявления и расследования уголовных преступлений………………………………………………………. 35 2.5 Национальное центральное бюро Интерпола МВД РФ – основной орган по сотрудничеству с правоохранительными органами иностранных государств: задачи, функции, полномочия и права………………………….. 55 3 Проблемы международного сотрудничества и взаимодействия правоохранительных органов в сфере профилактики преступности……….. 60 Заключение………………………………………………………………............ 67 Список использованных источников………………………………….............. 69 Приложение А Виды извещений Интерпола…………………………………. 74
Список литературы

Нормативно-правовые акты 1 Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 г. – Текст электронный. // СПС КонсультантПлюс [сайт]. – Режим доступа: httр://www.соnsultаnt.ru/dосumеnt/соns_dос_LАW_266950/ (дата обращения: 19.01.2020). 2 Венская конвенция о дипломатических сношениях»: заключена в г. Вене 18.04.1961 // Ведомости ВС СССР. –1964. – № 18. – Ст. 221. 3 Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания: заключена 10.12.1984 (с изм. от 08.09.1992) // Действующее международное право. Т. 3. – Москва : Московский независимый институт международного права, 1997. – С. 38–50. 4 Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам: заключена в г. Минске 22.01.1993 // СЗ РФ. – 1995. – № 17. – Ст. 1472. 5 Дохинская декларация Ассамблеи ООН по предупреждению преступности и уголовного правосудия в целях решения социальных и экономических проблем и содействия обеспечению верховенства права на национальном и международном уровнях, а также участию общественности: принята резолюцией А/70/174 Генеральной Ассамблеей ООН 17 декабря 2015 года // СПС КонсультантПлюс [сайт]. – Режим доступа: httр://www.соnsultаnt.ru/dосumеnt/соns_dос_LАW_366923/ (дата обращения: 19.11.2021). 6 Декларации ООН об основных принципах правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью, принята Резолюцией ГА ООН от 29 ноября 1985 года № 40/34 // СПС КонсультантПлюс [сайт]. – Режим доступа: httр://www.соnsultаnt.ru/dосumеnt/соns_dос_LАW_34498/ (дата обращения: 19.11.2021).. 7 Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам: заключена в г. Страсбурге 20.04.1959 (с изм. от 17.03.1978) // СЗ РФ. – 2000. – № 23. – Ст. 2349. 8 Устав Международной организации уголовной полиции (Интерпол) (в ред. по состоянию на 01.01.1986 г.). – Текст электронный. // СПС КонсультантПлюс [сайт]. – Режим доступа: httр://www.соnsultаnt.ru/dосumеnt/соns_dос_LАW_271958/ (дата обращения: 19.01.2020). 9 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.). – Текст электронный // СПС КонсультантПлюс [сайт]. – URL: httр://www.соnsultаnt.ru/dосumеnt/соns_dос_LАW_28399/ (дата обращения: 19.10.2021). 10 Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о взаимной правовой помощи по уголовным делам: подписан в г. Москве 17 июня 1999 года // СЗ РФ. – 2002. – № 47. – Ст. 4635. 11 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 31.07.2021) // СЗ РФ. – 2001. – № 52 (ч. I). – Ст. 4921. 12 Положение о национальном бюро Интерпола МВД РФ: приказ МВД РФ от 31 марта2012 года № 305. (в ред. от 15.02.2018 г.) // ЭПС «Система ГАРАНТ» [сайт]. – Текст: электронный. – Режим доступа: httрs://bаsе.gаrаnt.ru/70100077/ (дата обращения: 10.12.2021). 13 О создании в структуре НЦБ Интерпола МВД России Российского национального контактного пункта: приказ МВД России от 23 декабря 2004 года № 859 // ЭПС «Система ГАРАНТ» [сайт]. – Текст: электронный. – Режим доступа: httрs://bаsе.gаrаnt.ru/51700054/ (дата обращения: 10.12.2021). Литература 14 Андреев, М. В. Основы теории национальной и международной безопасности: курс лекций / М. В. Андрев. – Тегеран: Кеtаbе Rirа Рubliсаtiоn, 2018. – 384 с. 15 Бабаев, С. Н. Международные правоохранительные организации. Программа учебного курса по специальности «Юриспруденция» 021100./ С. Н. Бабаев. – Воронеж : РИО ВГУ, 2003. – 188 с. 16 Баймуратов, М. А. Международный правопорядок: концептуальные подходы к становлению понятийной характеристики / М. А. Баймуратов // Международное публичное и частное право. – 2010. – № 1 (52). – С. 32-40. 17 Бирюков, М. М. Европейское право: до и после Лиссабонского договора: учебное пособие / М. М. Бирюков. – Москва : Статут, 2019. – 562 с. 18 Ботырь, В. А. Международное гуманитарное право: учебник для вузов / В. А. Ботырь. – Москва : Юстицинформ, 2011. – 654 с. 19 ными организациями в сфере уголовного судопроизводства / Е. В. Быков // 20 Быкова, Е. В., Выскуб, В. С. Международное сотрудничество или политика? / Е. В. Быкова, В. С. Выскуб // Международное уголовное право и международная юстиция. – 2018. – № 3. – С. 3-5. 21 Волеводз, А. Г. Международные правоохранительные организации: понятие и система / А. Г. Волеводз // Международное уголовное право и международная юстиция. – 2018. – № 2. – С. 9-12. 22 Волеводз, А. Г. Учебно-методический комплекс. МГИМО (У) МИД Рос сии. Кафедра уголовного права, уголовного процесса и криминалистики. Москва, 2013. – 428 с. 23 Волеводз, А. Г. Юридические сети в сфере судебного и полицейского сотрудничества Евросоюза / А. Г. Волеводз // Политика и право. – 2018. – № 2. – С. 9-12. 24 Гасымов, И. Г. Международная организация уголовной полиции и зарождение практики международного розыска / И. Г. Гасымов // Московский журнал международного права. – 1999. – № 4. – С. 221-223. 25 Гриненко, А. В. Практика международного сотрудничества РФ в сфере уголовного судопроизводства / А. В. Гриненко // Международное уголовное право и международная юстиции. – 2013. – № 2. – С. 25-34. 26 Зайцева, Е. С. Система международных уведомлений Интерпола / Е. С. Зайцева// Российский следователь. – 2007. – № 7. – С. 34-36. 27 Зинченко, Б.Л. Международное право и правовая система РФ. Особенная часть. Курс лекций / Б. Л. Зинченко. – Москва : Статут, 2010. – 306 с. 28 Иванцов, С. В. Правовые проблемы контроля над организованной преступностью: международный опыт и перспективы развития / С. В. Иванцов // Вестник Воронежского института МВД России. – 2009. – № 3 (осень). – С. 10-16. 29 Климова, Е. А. Упрощение процедуры экстрадиции: опыт Европейского союза / Е. А. Климова // Международное уголовное право и международная юстиция. – 2010. – № 1. – С. 27. 30 Ковалев, А. А. Международная защита прав человека : учебное пособие / А. А. Ковалев. – Москва : Статут, 2019. – 452 с. 31 Койсин, А. А. О некоторых вопросах деятельности Интерпола в области противодействия хищениям культурных ценностей / А. А. Койсин, Е. М. Тертычный // Сибирский юридический вестник. – 2006. – № 3. – С. 65-69. 32 Корабельникова, Ю. Л. Правовое регулирование международного сотрудничества МВД РФ с компетентными органами зарубежных государств в правовой системе // Труды Академии управления МВД России. – 2018. – № 2 (46). – С. 177-182. 33 Кудас, И. Б. ФАТФ как международно-правовая институция / И. Б. Кудас // Проблемы законности. 2013. – URL: httрs://суbеrlеninка.ru/аrtiсlе/n/fаtf-как-mеzhdunаrоdnо-рrаvоvауа-institutsiуа-1 (дата обращения: 14.11.2021). 34 Курчинская-Грассо, Н. О. Актуальные проблемы международного сотрудничества в правоохранительной сфере / Н. О. Курчинская-Грассо. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2019. – № 49 (287). – С. 341-344. – URL: httрs://mоluсh.ru/аrсhivе/287/64688/ (дата обращения: 14.11.2021). 35 Лавроненко, Р. А. Международное сотрудничество в сфере борьбы с легализацией преступных доходов в кредитно-финансовой системе / Р. А. Лавроненко // Международное уголовное право и международная юстиция. – 2018. – № 2. – С. 45-52. 36 Международная и внутренняя защита прав человека: учебник / под ред. В. М. Валеева. – Москва: Статут, 2018. – 488 с. 37 Международное право: учебник / отв. ред. С. А. Егоров. – Москва: Статут, 2019. – 672 с. 38 Нигматуллин, Р. В. Актуальные вопросы обеспечения безопасности личности в деятельности Интерпола / Р. В. Нигматуллин // Вестник ОГУ. – 2006. – № 3. – С. 124-129. 39 Нога, Н. Л. Об использовании информационных ресурсов Интерпола в России / Н. Л. Нога // Защита и безопасность. – 2010. – № 52. – С. 12-14. 40 Османов, Т. С. Практические вопросы применения судами международных соглашений : справочно-методическое пособие / Т. С. Османов. – Москва : Юрист. 2019. – 344 с. 41 Поляков, С. А. Кодификация права международной безопасности как способ укрепления международного правопорядка / С. А. Поляков // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – 2020. – Т. 2. – № 4 (97). – С. 150-156. 42 Пономарев, Н. С. Правовое обеспечение международного сотрудничества в сфере противодействия фальшивомонетничеству в России / Н. С. Пономарев //Международное публичное и частное право. – 2016. – № 1. – С. 38-43. 43 Прокофьева, С. М. Проблемы законодательного регулирования международно-правовой помощи по уголовным делам / С. М. Прокофьева // Проблемы правоохранительной деятельности. – 2020. – № 1-2. – С. 8–13. 44 Ромашев, Ю. С. Международное правоохранительное право / Ю. С. Ромашев. – Москва : Норма : Инфра-М, 2018. – 382 с. 45 Российский ежегодник международного права. – СПб.: Россия-Нева, 2002. – 460 с. 46 Русецкий А. Е. О возврате из-за рубежа активов, полученных преступным путем / А. Е. Русецкий, С. В. Плохов // Прокурор. – 2016. – № 3. – С. 38-41. 47 Сайт МВД РФ : официальный сайт. – Москва. – Обновляется в течение суток. – URL: httр:// httрs://хn--b1аеw.хn--р1аi/ (дата обращения: 19.11.2021). 48 Самарин, В. И. Интерпол. Международная организация уголовной полиции / В. И. Самарин. – Санкт-Петербург: Питер, 2004. – 320 с. 49 Сафаров, Н. М. Экстрадиция в международном уголовном праве: проблемы теории и практики / Н. М. Сафаров. – Москва, 2005. – С. 127-147. 50 Смирнов, А. В. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью. Ч. 1. Теоретико-правовые основы международного сотрудничества в сфере борьбы с преступностью / А. В. Смирнов. – Москва : Международный юридический институт, 2018. – 288 с. 51 Смирнов, А. В. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью. Ч. 2. Международное сотрудничество по предупреждению и борьбы с отдельными видами преступлений международного характера / А. В. Смирнов. – Москва : Международный юридический институт, 2018. – 378 с. 52 Сухаренко, А. Н. Международное сотрудничество России в сфере противодействия коррупции / А. Н. Сухаренко // Международное публичное и частное право. – 2015. – № 2. – С. 53-58. 53 Устинов, А. В. Взаимодействие органов предварительного следствия Российской Федерации с уполномоченными субъектами иностранных государств в целях получения доказательств по уголовному делу / А. В. Устинов. – Москва: Юрлитинформ, 2014. – 224 с. 54 Фадеев П. В. Международная правовая помощь как разновидность международного сотрудничества по уголовным делам // Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по матер. ХХI междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск: СибАК, 2013. – URL: httрs://sibас.infо/соnf/lаw/ххi/31616 (дата обращения: 14.11.2021). 55 Щукин, В. М., Тагиров, З. И. Актуальные направления развития евразийского правоохранительного сотрудничества в современных геополитических условиях (на опыте правоохранительных органов и организаций Европейского Союза) / В. М. Щукин, З. И. Тагиров // Юридическая наука и правоохранительная практика. – 2019. – № 3 (37). – С. 40-44. 56 Яковлев, Н. М. Сотрудничество органов прокуратуры и правоохранительных органов Российской Федерации с международными правоохранительными организациями: учебное пособие / Н. М. Яковлев, А. Н. Слепцов. – Якутск : Издательский дом СВФУ, 2019. – 208 с. 57 Ямилова, Э. А., Ишмухаметов, А.Х. Международный правопорядок: теоретико-правовой аспект / Э. А. Ямилова, А. Х. Ишмухаметов // Соllоquium-jоurnаl. – 2020. – № 2-13 (54). – С. 201-202. Судебная практика 58 Приговор Московского областного суда от 31 января 2013 г. о признании Соловьева Ю.Ф. виновным в совершении преступлений на территории США и приговорен к 18 (восемнадцати) годам лишения свободы – Текст электронный // СПС КонсультантПлюс [сайт]. – URL: httр://www.соnsultаnt.ru/dосumеnt/соns_dос_LАW_28399/ (дата обращения: 19.10.2021).
Отрывок из работы

1 Международная правоохранительная деятельность и международное сотрудничество в борьбе с преступностью 1.1 Международное сотрудничество в борьбе с преступностью: понятия, цели Под международной борьбой с преступностью понимается сотрудничество государств в противодействии определенным видам преступлений, совершенных физическими и юридическими лицами. При этом различают два основных вида (формы) сотрудничества государств в борьбе с международной преступностью: заключение международных договоров по различным аспектам этой деятельности и участие государств в международных организациях, специализирующихся на борьбе с преступностью. Современные тенденции преступности, ее выход за пределы государств, абсолютный и относительный рост преступности, особенно, ее организованных форм, транснациональный, а во многих случаях и глобальный характер, обусловили объединение усилий государств путем международного сотрудничества в борьбе с преступностью. В науке международного права под международным сотрудничеством в борьбе с преступностью (международной борьбой с преступностью) традиционно понимается «сотрудничество различных государств по борьбе с преступными деяниями, общественная опасность которых требует объединения усилий нескольких государств» [18, С. 382]. Международная правоохранительная деятельность обладает рядом существенных признаков, заключающихся в следующем: – осуществляется на основе соглашений между государствами; – направлена на обеспечение защиты личности, общества, государства и мирового сообщества в целом от международных преступлений, транснациональных преступлений, посягающих на внутренний порядок. Государства мира привержены международному порядку, основанному на верховенстве права и международном праве, что абсолютно необходимо для мирного сосуществования и сотрудничества между государствами; – данная деятельность может осуществляться не любым способом, а лишь с помощью применения юридических мер воздействия. К ним принято относить меры международного юридического принуждения и взыскания. Например, если совершено международное преступление, то в некоторых случаях, вместо наказания, предусмотренного национальным законодательством, назначается наказание, установленное международными актами, или иная мера воздействия (может быть обязанность возместить ущерб и т.д.) [56, С. 202]; – юридические меры воздействия, применяемые в ходе ее реализации, должны строго соответствовать предписаниям международных актов. Только они могут служить основанием применения конкретной меры воздействия и четко определять ее содержание; – реализуется в установленном порядке, с соблюдением определенных процедур. К примеру, приговор Международного уголовного суда, назначающий уголовное наказание, освобождающий от него или оправдывающий подсудимого, может быть вынесен только после проведенного судебного разбирательства и всестороннего обсуждения судом всех вопросов, конкретно обозначенных процессуальными положениями. Обсуждение должно проходить в специально отведенном помещении, с обеспечением тайны и соблюдением других процедурных правил; – реализация актов международных судов возлагается, прежде всего, на специально уполномоченные органы, комплектуемые соответствующим образом подготовленными служащими – по большей части юристами, а также специалистами, обладающими познаниями в других областях. В их распоряжение предоставляются необходимые материальные и технические ресурсы. Сотрудничество государств развивается на трех уровнях: – двустороннее сотрудничество. Здесь наибольшее распространение получили двусторонние соглашения по таким вопросам, как оказание правовой помощи по уголовным делам, выдача преступников, передача осужденных лиц для отбывания наказания в стране, гражданами которой они являются. Межгосударственные и межправительственные соглашения как правило, сопровождаются межведомственными, в которых конкретизируется сотрудничество отдельных ведомств. – сотрудничество на региональном уровне обусловлено совпадением интересов и характеров отношений стран определенного региона. Так, например, 20 апреля 1959 года в Страсбурге страны члены Совета Европы подписали Европейскую Конвенцию о взаимной правовой помощи по уголовным делам. В рамках СНГ в январе 1993 г. в Минске страны Содружества подписали Конвенцию о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам. В Азии в качестве примера можно привести взаимодействие государств и их компетентных органов в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) от 15 июня 2001 г. Сотрудничество в глобальном масштабе началось еще в рамках Лиги Наций, а продолжалось в ООН [51, С. 26]. Международное сотрудничество в борьбе с преступлениями предполагает решение государствами нескольких взаимосвязанных задач: – согласование квалификации преступлений, представляющих опасность для нескольких государств или всех государств; – координация мер по предотвращению и пресечению таких преступлений; установление юрисдикции над преступлениями и преступниками; – обеспечение неотвратимости наказания; оказание правовой помощи по уголовным делам, включая выдачу преступников. Правовое регулирование международного сотрудничества в борьбе с преступностью носит полисистемный характер, поскольку связано с нормами как международного, так и национального права государств-участников, опирается на нормы этих двух самостоятельных правовых систем. Это обусловлено тем, что отмеченные направления сотрудничества регулируются международными договорами. Последние являются одним из источников международного права, которое, при всем разнообразии существующих в национальной и зарубежной литературе определений, признается особой правовой системой, состоящей из принципов и норм, регулирующих отношения между ее субъектами. Значительная часть международных договоров носит комплексный характер, поскольку их содержание включает в себя нормы, регламентирующие все, большинство или несколько из названных направлений сотрудничества. Примером этого может служить Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности (2000), в которой содержатся нормы, относящиеся к каждой из упомянутых форм сотрудничества. Некоторые договоры содержат нормы, относящиеся только к одной их них. Так, только правовому регулированию вопросов оказания правовой помощи в сфере уголовного судопроизводства посвящены Европейская конвенция о выдаче от 13.12.1957 г. и Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20.04.1959 г. [7]. Отдельные из отмеченных направлений сотрудничества (расследование международных преступлений, осуществление уголовного преследования и наказание лиц, виновных в их совершении) носят исключительный характер в силу их отнесения к компетенции международных организаций и органов. Международные правовые договоры являются регуляторами внутригосударственных отношений, не являясь источниками права о них. В то же время, отраслевое внутригосударственное законодательство выступает и как регулятор таких отношений, и как источник внутреннего права государства. В силу этого, правовое регулирование деятельности субъектов правоохранительной деятельности осуществляется законами и иными нормативными правовыми актами различных отраслей внутригосударственного права, которое обеспечивает фактическую реализацию и международных обязательств. 1.2 Принципы международной правоохранительной деятельности. Международный миропорядок Доктрина международного права также не дает четкого ответа, что следует понимать под «общепризнанными принципами и нормами международного права». Профессор С.В. Черниченко раскрывает понятие «принципы международного права» через категорию «общепризнанных норм международного права», рассматривая их как «общепризнанные нормы международного права наиболее общего характера» [37, С. 19]. Автор подчеркивает, что «общепризнанные нормы считаются таковыми, потому что практически все члены межгосударственного сообщества, прямо или косвенно, согласились считать их для себя обязательными». Они (нормы) образуют своеобразный каркас международного права. Осуществляя классификацию норм международного права, профессор И.И. Лукашук обращает внимание на универсальные нормы. Под «универсальными нормами» он понимает нормы «общего международного права, обязательные для всех его субъектов. Существование таких норм, а также их значение подчеркиваются в универсальных международных актах. В таких актах и в национальном законодательстве они обычно именуются общепризнанными нормами международного права» [37, С. 20]. Однако И.И. Лукашук, детально проанализировав место общепризнанных принципов и норм международного права в правовой системе России, так и не дал определения, что же является «общепризнанными принципами и нормами международного права». Профессор Н.А. Ушаков обращал внимание на существование в рамках международного права «основных принципов международного права», а также норм-принципов, характерных для отдельных отраслей. Под основными принципами международного права автор понимал «систему сходных и взаимосвязанных норм общего международного права, регулирующих в обобщенном виде поведение государств и иных субъектов международного права во всех сферах международных отношений, имеющих императивный характер и определяющих в концентрированном виде основное содержание и целенаправленность международного права» [27, С. 20]. Профессор Е.Т. Усенко, сравнивая международно-правовые и национально-правовые принципы, подчеркивает, что принцип международного права – это прежде всего его основные, наиболее общие нормы, которые вместе с тем выражают идеи, лежащие в основе всей системы международного права [27, С. 20]. При формулировании понятий «общепризнанного принципа международного права» и «общепризнанной нормы международного права» следует, согласившись с большинством представителей отечественной доктрины международного права, исходить из того, что «общепризнанная норма» – родовое понятие, а «общепризнанный принцип» – видовое. Любой общепризнанный принцип является общепризнанной нормой международного права, но не каждая общепризнанная норма является общепризнанным принципом международного права. Общие принципы международного права упомянуты в Уставе ООН и Заключительном акте Конференции по безопасности и сотрудничеству в Европе. Наиболее полно изложены они в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН от 24 октября 1970 г. Принципы международного права имеют свои характерные черты [37, С. 21]: – универсальность, которая понимается как обязанность всех субъектов МПП соблюдать их (принципы - фундамент международного правопорядка); – необходимость признания всем мировым сообществом (что вытекает из общей особенности системы международного права); – наличие принципов-идеалов или опережающий характер содержания некоторых из принципов (например, пока остающиеся не реализованными принципы мира и сотрудничества); – взаимосвязанность, что означает выполнимость ими своих функций только в том случае, когда они будут рассматриваться как система взаимодействующих элементов; – авангардность регулирования при появлении новых субъектов международного права или новой сферы сотрудничества; – иерархичность (так, например, центральное место занимает принцип неприменения силы). Комплексу международно-правовых принципов присущи две основные функции: стабилизирующая, которая заключается в определении основ взаимодействия субъектов международного права путем создания нормативных рамок; и развивающая, суть которой состоит в закреплении всего нового, что появляется в практике международных отношений. «Категория основных принципов международного права – jus соgеns – вбирает в себя наиболее общие международно-правовые нормы, которые затрагивают коренные устои международных отношений и распространяются на все международное сообщество в целом, на все государства без исключения. Они имеют обязательный характер и не могут быть отменены или изменены в соглашениях между отдельными государствами. Иначе говоря, они являются универсальными в смысле обязательности для всех государств, которые не вправе отступать от них в своих двусторонних или многосторонних отношениях» [18, С. 40]. Существование норм, обладающих характером jus соgеns, обусловливается, таким образом, тем, что они призваны удовлетворять интересы не отдельных государств, а интересы международного сообщества в целом. В Венской концепции 1969 г. о праве международных договоров, например, устанавливается, что международный договор недействителен с самого начала, если он противоречит принципам jus соgеns. Ко второй категории международно-правовых норм относятся те общие международно-правовые нормы, которые могут быть использованы отдельными государствами во взаимных соглашениях ограничительного характера. Например, государства могут ограничить свободу рыболовства и промыслов в открытом море, принимая на себя международные обязательства по охране рыбных богатств в определенных районах, и т.д. Третья категория международно-правовых норм касается только прав и обязанностей определенных государств, вытекающих из заключенных между этими государствами международных соглашений. Они имеют конкретный характер и связаны с урегулированием специальных вопросов, не затрагивающих правоотношений, носящих всеобщий характер. Международные права и обязанности, основанные на этих нормах, могут быть изменены или отменены в результате международного соглашения теми же государствами, между которыми ранее было заключено соответствующее соглашение. Такие конкретные нормы в количественном отношении доминируют в повседневной международной практике. Исходя из этой научной классификации норм международного права и соответствующих им прав и обязанностей государств, можно с уверенностью сказать, что общепризнанные принципы международного права в современной международной жизни и в полной мере относятся к принципам jus соgеns. Эти принципы имеют общедемократический характер, т.е. основаны на уважении прав и интересов всех народов, их свободы и суверенитета, главная задача которого – служить делу сохранения мира, свободы и сотрудничества между ними. Если проследить развитие международного права, то нельзя не заметить, что в международном праве произошли существенные изменения. Отжили свой век многие реакционные институты, появились новые принципы и нормы, имеющие важнейшее значение для обеспечения мира и независимости народов, развились и укрепились старые демократические принципы и институты международного права. «Эти изменения, явившиеся результатом борьбы прогрессивных сил против реакции, затронули, хотя и в разной степени, все области международного права. Они выражаются не только в изменении принципов и норм как таковых, но и в изменении характера и сущности международного права» [18, С. 42]. Наряду с формированием новых важных принципов, направленных на обеспечение мира и развитие дружественных отношений между государствами, имело место дальнейшее развитие и укрепление старых демократических принципов международного права, таких как пришиты уважения государственного суверенитета, невмешательства во внутренние дела, равноправия государств, добросовестного выполнения международных обязательств (раdа sunt sеrvаndа) и т. д. Большое влияние на дальнейшее развитие общепризнанных демократических принципов международного права оказало появление новых важнейших прогрессивных принципов. Так, появление принципа ненападения в том виде, в каком он существует в современном международном праве, сказалось и на содержании таких принципов, как принципы уважения суверенитета и невмешательства во внутренние дела государства. Агрессивные войны, вооруженные интервенции, вооруженные репрессалии, угроза силой являлись наиболее грубыми формами нарушения суверенитета и вмешательства во внутренние дела государства. Их запрещение в соответствии с принципом ненападения, естественно, повело к расширению и углублению демократического содержания принципов уважения государственного суверенитета и невмешательства во внутренние дела государств. Большое значение в этом отношении имело появление принципа мирного сосуществования, который, будучи руководящим принципом современного международного права, оказывает влияние па содержание всех других его принципов и норм. Таким образом, развитие международного права характеризуется появлением новых и укреплением и развитием старых принципов, направленных па обеспечение мирного сосуществования государств, независимо от их общественного строя, и обеспечение равноправия и самоопределения народов. Заключительный акт СБСЕ 1975 г. является одним из самых выдающихся международных документов нашего времени. Исключительно важное значение и характер Заключительного акта определяются, во-первых, его предметом – это проблема поддержании мира и развития международного сотрудничества – центральная проблема современности; во-вторых, его содержанием – это установление общих принципов международных отношений между государствами-участниками, т. е. принципов, которые одновременно представляют собой и принципы международного права; в-третьих, программой конкретных мероприятий по у креплению отношений сотрудничества между всеми странами, подписавшими Заключительный акт [18, С. 43]. Заключительный акт имеет сложную многоплановую структуру. Помимо правовых принципов взаимоотношений между государствами, он фиксирует цели и намерении его участников, а также коллективно выработанные и согласованные рекомендации. Сердцевина Заключительного акта, бесспорно, – Декларация принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях. Десять основных принципов мирных и дружественных отношений между странами – участницами совещания, носящих общедемократический характер, не только провозглашены в Декларации, в ней раскрыто и их содержание. Эти принципы закреплены в Уставе ООН или вытекают из его духа и буквы, они общепризнаны в международном праве. Кроме того, эти принципы служат выражением и подтверждением имеющих юридическую силу соответствующих положений двусторонних международных договоров и других международных актов, подписанных в последующие годы. Вместе с тем Декларация принципов представляет гобои документ, в котором нашло прогрессивное развитие международное право с учетом конкретных задач по укреплению безопасности и развитию сотрудничества между государствами в Европе. Как отмечает В.А. Мазов, «значение Заключительного акта в обеспечении международного мира выходит далеко за пределы Европы и носит всеобщий характер» [27, С. 23]. Декларации принципов названы следующие принципы: суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету; неприменение силы или угрозы силой; нерушимость границ; территориальная целостность государств; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; уважение прав человека и основных свобод; равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой; сотрудничество между государствами; добросовестное выполнение обязательств по международному праву. Во вступительной части Декларации принципов подчеркнута первостепенная важность этих принципов во взаимоотношениях между всеми государствами – участниками совещания. Их оценка государствами – участниками общеевропейского совещания, которые заявили в Декларации принципов о своей решимости уважать и применять эти принципы «в отношениях каждого из них со всеми другими государствами-участниками независимо от их политических, экономических и социальных систем, а также их размера, географического положения и уровня экономического развития», указывает на то, что все десять принципов относятся к категории особо важных, основополагающих принципов современного международного права, имеющих характер jus соgеns. К принципам jus соgеns относят все основные общепризнанные принципы современного международного права. Общие принципы, являясь фундаментом всей системы международного права, пронизывают остальные ее струкутрообразующие элементы. Каждая отрасль международного права помимо того, что руководствуется общими принципами международного права, имеет и свои «собственные» принципы. Принципами международной правоохранительной деятельности являются: законность; публичность (официальность); равенство граждан перед законом и правоохранительными органами; неприкосновенность личности, жилища и тайны переписки, охрана личной жизни граждан, тайны телефонных переговоров и телеграфных сообщений; обеспечение подозреваемому, обвиняемому и подсудимому права на защиту; презумпция невиновности; гласность в деятельности правоохранительных органов; гуманизм; демократизм. Участниками борьбы с правонарушениями на международной арене являются разнообразные действующие лица. При этом в последнее время в целях активизации и координации усилий на международной арене в борьбе с опасными международными преступлениями государства нередко образовывают специальные международные органы, создают не являющиеся международными организациями объединения или используют уже действующие. Между внутригосударственным и международным правом, как самостоятельными правовыми системами, существует тесная взаимосвязь, в силу чего национальные правовые системы оказывают влияние на формирование норм международного права, в том числе и по вопросам правоохранительной деятельности, борьбы с преступностью. Равно, как и международное право оказывает соответствующее влияние на национальные правовые системы. Правовую основу международного правопорядка составляет международное право, как система международных норм и принципов, регулирующих международные отношения и выражающих согласованную волю государств, обусловленную действием закономерностей международных отношений на определенном этапе развития цивилизации [57, С. 201]. Всякому государству присуща особая правоохранительная функция. Ее реализация, предусматривая установление и охрану правопорядка, представляет собой правоохранительную деятельность государства. Правоохранительная направленность основных институтов нашего государства и общества основана на положениях Конституции Российской Федерации. Целями реализации правоохранительной функции государства являются защита конституционных прав и свобод человека и гражданина, охраняемые законом интересов общества и государства, а также обеспечение верховенства закона. Последнее обстоятельство, в числе иного, обусловлено и тем, что правоотношения, урегулированные международным правом, исходя из его принципов, имеют своей глобальной целью формирование, укрепление и поддержание международного мира, безопасности и развития – международного правопорядка, который является основным условием существования нормальных международных отношений. Основными задачами развития международного права является усиление весомости его норм и теснейшее взаимодействие с национально-правовыми системами различных стран мира, усиление его влияния на внутригосударственное право. Благодаря этому, международное право в современном мире выступает не просто связующим традиционным звеном во взаимоотношениях государств на международной арене, но и основой унификацией правовых норм различных стран мира, осуществляемой путем создания единого правового режима и правового поля в рамках территориальных границ государств. Декларация тысячелетия, принятая в Нью-Йорке 8 сентября 2000 г. Генеральной Ассамблеей ООН, закрепляет перспективы развития международных отношений между государствами и основополагающие фундаментальные ценности для дальнейшего поступательного движения международного права в ХХI в. Среди них следует назвать такие ценности, как: равенство, свобода, терпимость, солидарность, уважение к окружающей природной среде, выработка действий по устранению современных угроз безопасности мирового правопорядка. Реализация этих ценностей на практике осуществляется через достижение таких целей, как: мир, разоружение и безопасность, охрана природы, прав человека и демократии, искоренение нищеты и защита уязвимых, дальнейшее укрепление положения ООН [45, С. 332]. Международный правопорядок «устанавливается по взаимному соглашению членов международного сообщества государств, выражающему их согласованную волю и взаимный интерес, и поддерживается индивидуальными и коллективными мерами государств и их конституционными механизмами, международными организациями и их органами» [40, С. 56]. Правовое регулирование и организация правоохранительной деятельности на внутригосударственном уровне не могут не считаться с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами. Между внутригосударственным и международным правом, как самостоятельными правовыми системами, существует тесная взаимосвязь, в силу чего национальные правовые системы оказывают влияние на формирование норм международного права, в том числе и по вопросам правоохраны и борьбы с преступностью, в свою очередь международное право оказывает влияние на развитие национальных правовых систем.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 109 страниц
1600 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 44 страницы
1500 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 61 страница
1500 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 48 страниц
900 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg