Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ИСТОРИЯ

Система права СССР в период «перестройки»

rock_legenda 348 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 29 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 21.03.2022
Актуальность темы исследования обусловлена ее значимостью для науки, практики и совершенствования законодательства. Проблемой исследования является противоречивая ситуация или сложный практический или теоретический вопрос, требующий разрешения, изучения. Степень научной разработанности темы истории права в СССР в период перестройки получила большое распространение в исследовательской деятельности. Для написания курсовой работы использовались произведения таких авторов, как Бородачев А.С., Валуйсков Н.В., Захарова Л.Л. Цель данной курсовой работы: правовой анализ системы права в СССР в период «перестройки». Достижение данной цели предполагает решение следующих задач: -изучить значения перестройки в общественной и политической жизни общества; - проанализировать результаты периода «перестройки». Объектом исследования настоящей курсовой работы является законодательство СССР. Предметом является выделение и изучение в рамках заявленной темы правовых норм. Методологическая основа представлена общенаучным и теоретическим методом познания, а также специальными юридическими методами. Теоретическая основа построена на материалах периодической печати, научных работах различных ученых, затрагивающих вопросы права периода «перестройки». Эмпирическую основу курсового исследования составили нормы действующего законодательства. Структура курсовой работы обусловлена предметом, целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя четыре параграфа, заключения и библиографического списка. Введение раскрывает актуальность темы курсовой работы, определяет объект, цель, предмет, а также задачи и методы исследования. В первой главе рассматривается перестройка в социально-экономической сфере, социально-экономические реформы и их последствия и политические преобразования в обществе. Во второй главе рассматриваются перестройка внешней политики, Изменения права в период перестройки и новые отношения с социалистическими странами и их последствия. В заключении подводятся итоги данного исследования и формулируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
Введение

Перестройка - очень громкий период в истории СССР. Политика перестройки, начатая частью руководства КПСС во главе с Михаилом Горбачёвым, привела к значительным переменам в жизни страны и мира в целом. В ходе перестройки обнажились копившиеся десятилетиями проблемы, особенно в экономике и межнациональной сфере. Ко всему этому добавились ошибки и просчеты, допущенные в процессе проведения самих реформ. Резко обострилось политическое противостояние сил, выступающих за социалистический путь развития, партий и движений, связывающих будущее страны с организацией жизни на принципах капитализма, а также по вопросам будущего облика Советского Союза, взаимоотношений союзных и республиканских органов государственной власти и управления. К началу 1990-х годов перестройка привела к обострению кризиса во всех сферах жизни общества и к дальнейшему распаду СССР. Отношение людей к данному историческому этапу является двойственным. Одни считают, что перестройка – это выход из сложного положения застоя, что изменения были необходимы, плохо ли, хорошо, но нужно было менять систему, ее устройство и что изменения не могли быть произведены ввиду сложного общего положения вещей в международной политике и на «внутренних фронтах». Другое мнение на этот счёт заключается в том, что перестройка – это разрушение Советского Союза и не более того, что руководителями двигали простые эгоистические соображения, и сквозь все разглагольствования о неэффективности социализма эти корыстные соображения проглядывали вполне явственно.
Содержание

Введение 3 1. Перестройка в социально-экономической сфере……………………………….………5 1.1 Социально-экономические реформы и их последствия…..………..5 1.2. Политические преобразования в обществе 16 2. Перестройка внешней политики 21 2.1. Изменения права в период перестройки 21 2.2.Новые отношения с социалистическими странами и их последствия 22 Заключение 27 Библиографический список 29
Список литературы

1.Закон СССР от 30.06.1987 N 7284-XI «О государственном предприятии (объединении)» // «Ведомости ВС СССР», 1987, N 26, ст. 385; 2. Закон СССР от 26.05.1988 N 8998-XI «О кооперации в СССР» // «Ведомости ВС СССР», 1988, N 22, ст. 355; 3.Закон СССР от 06.03.1990 N 1305-1 «О собственности в СССР» // «Ведомости СНД СССР и ВС СССР», 1990, N 11, ст. 164; 4. Закон РСФСР от 24.12.1990 N 443-1 «О собственности в РСФСР» // «Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР», 1990, N 30, ст. 416; 5. Закон РСФСР от 25.12.1990 N 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» // «Ведомости СНД и ВС РСФСР», 27.12.1990, N 30, ст. 418; 6. Закон РСФСР от 03.07.91 N 1531-I «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» // «Ведомости СНД и ВС РСФСР», 1991, N 27, ст. 927;1992, N 28, ст.1614; 7. Закон РФ от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» // «Ведомости СНД и ВС РСФСР», 11.07.1991, N 28, ст. 959; 8. Закон РФ от 31.05.1991 N 2211-1 «Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик» // «Ведомости СНД и ВС СССР», 26.06.1991, N 26, ст. 733; 9. Закон СССР от 15.07.1970 N 2-VIII «Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде» // «Свод законов СССР», т. 2, с. 184, 1990 г; 10. Федеральный закон от 23.11.1995 N 175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» // «Собрание законодательства РФ», 27.11.1995, N 48, ст. 4557; 11. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» // «Российская газета», N 84, 06.05.1996г; 12. Бородачев А.С. История отечественного государства и права: курс лекций: учебное пособие. М.: Изд-во Московского гуманитарного ун-та, 2016г.; 13. Валуйсков Н.В. История отечественного государства и права: учебное пособие. Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2017г.; 14. Габидулин Р.С. История отечественного государства и права: учебное пособие. М.: Юрлитинформ, 2016г.; 15. Захарова Л.Л. История государственного управления в России: учебное пособие. Томск: Эль Контент, 2014г.; 16.История государства и права России : учеб. пособие / Ю.А. Шестаков. - М. : РИОР : ИНФРА-М, 2017. - 310 с. - (Высшее образование: Бакалавриат). – ISBN 978-5-369-01650-3. URL: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=773647 17. История государства и права России : учеб. пособие / Ю.А. Шестаков. - М. : РИОР : ИНФРА-М, 2017. - (Высшее образование: Бакалавриат). – ISBN 978-5-369-01650-3. URL:http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=773647 18. История русского народа и российского государства (с древнейших времен до начала ХХ века) в 2-х томах. Том 1 [Электронный ресурс] / П.В. Рябов. - М.: Прометей, 2015. - 424 с. - ISBN 978-5-9906550-6-5.
Отрывок из работы

1. 1. Перестройка в социально-экономической сфере 1.1 Социально-экономические реформы и их последствия Главной причиной начала проведения реформ в СССР несомненно было тяжёлое экономическое положение, которое сложилось в стране с начала 80-х гг. Первые попытки проведения экономических реформ принадлежали Ю.В. Андропову. Он попытался укрепить трудовую дисциплину, начал борьбу с воровством и коррупцией. Деятельность Андропова привела лишь к незначительному кратковременному эффекту. Советская система была охвачена структурным кризисом, но советское руководство не осознавало этого. 11 марта 1985 г. Генеральным секретарём ЦК КПСС был избран самый молодой член Политбюро М.С. Горбачёв. Горбачёв был выдвиженцем Ю.В. Андропова. Глава государства, в отличие от Л.И. Брежнева и К.У. Черненко, обладал достоверной информацией об экономическом положении в стране. В отличие от большинства деятелей высшей советской номенклатуры он осознавал необходимость проведения радикальных социально-экономических и политических реформ. В то же время Горбачев понимал, что с помощь силовых методов - «закручивания гаек», невозможно решить экономические проблемы. Ухудшению экономического положения также способствовал целый ряд внешнеполитических причин. К 1985 г. внешний долг СССР превысил рубеж 31 млрд. долларов. Размер долга порождал ряд проблем. Всё трудней было найти новых кредиторов. Последние требовали всё более высокие проценты. И наконец, долг было необходимо ежегодно обслуживать, т.е. платить проценты по предыдущим кредитам. Второй крупной внешнеполитической проблемой для советского руководства было резкое падение мировых цен на нефть и нефтепродукты. В середине 1980-х гг. цены на сырую нефть, добываемую в СССР, достигли предельно низкой отметки - около 8 долларов за барейль. Советская экономика в значительной степени зависела от экспорта энергоресурсов, в частности сырой нефти. В результате экспортные поступления от продажи нефти резко снизились. Третьим важным внешнеполитическим фактором, повлиявшим на ухудшение экономического положения, была активная военная кампания в Афганистане. Она по некоторым оценкам ежегодно обходилась экономике в 3-4 млрд. долларов. Одновременно афганская авантюра «оттолкнула» от СССР западные кредиты и поступление новых западных технологий. Это также негативно стало сказываться на советской экономике. В 1985 г. генеральным секретарем ЦК КПСС стал М. С. Горбачев. На пленуме ЦК КПСС в апреле 1985 г. было объявлено о проведении в стране масштабных реформ с целью изменения общества. Реформы намечалось проводить в ряде сфер, в том числе в экономике. Особенно много внимания предполагалось уделить развитию машиностроительной отрасли. Машиностроение должно было опережать по развитию все остальные отрасли экономики. Первыми перестроечными законами, которые приняло правительство, стали постановление «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» и Закон «О госприемке». Но антиалкогольная кампания провалилась, поскольку государство не получило прибыли от продажи алкоголя. К тому же повсеместно процветало самогоноварение. Общество восприняло реформы с энтузиазмом, так как большинство населения поддерживало требования перемен. Все чаще наряду со словом «перестройка» стали употреблять слово «демократизация». Реформы политической системы. Учреждался новый орган власти - съезд народных депутатов СССР. Из числа его участников избирался Верховный Совет, превращающийся в действующий парламент. В союзных республиках образовывались такие же государственные структуры. Началась подготовка к первым в советской истории альтернативным выборам народных депутатов, которые состоялись в 1989 г. В связи с этим в стране активизировалось общественное движение, появилось много неформальных групп. На выборах значительная часть населения отдала свои голоса демократически настроенным депутатам. Например, от Московского округа кандидатом в депутаты был выдвинут Б. Н. Ельцин, который получил 90 % голосов. Национальная политика. К концу 80-х гг. XX в. резко обострился национальный вопрос. В некоторых союзных республиках начались трения между коренными жителями и русским населением. Происходили также столкновения между представителями разных народов. Первой серьезной проверкой прочности государственной структуры стал конфликт в Нагорном Карабахе, населенном в основном армянами, но административно принадлежащем Азербайджану. Армяне стремились соединиться с Арменией. Вскоре здесь началась полномасштабная война. Подобные конфликты возникали и в других регионах (Южная Осетия, Ферганская долина и др.). Из-за этих событий многие люди становились беженцами. Партийное руководство ряда республик взяло курс на отделение от СССР. Оно поощряло в целях давления на Центр выступления националистически настроенной интеллигенции, студенчества. Крупная демонстрация подобного рода произошла в апреле 1989 г. в Тбилиси. В ходе ее в шике погибло несколько человек, пресса обвинила в их гибели поиска. Центральная власть шла на уступки местным властям, но это лишь разжигало их аппетиты. Политика «гласности». Политика «гласности» означала свободу к высказывании мнений, суждений. По мере развития «гласности» контролировать ее становилось все труднее. Участившиеся разоблачения и критика все чаще и чаще касались не только отдельных недостатков, но и основ системы в целом. «Гласность» служила инструментом политического курса реформаторов. Главным сторонником гласности считался секретарь ЦК КПСС А. Яковлев, который был инициатором проведения в ЦК собраний с участием руководителей средств массовой информации. На посты главных редакторов ведущих журналов назначались люди, ратующие за обновление общества. Такие журналы печатали много смелых произведений. Появилось большое количество газет, в том числе и бульварных, где можно было печатать любые статьи. Несмотря на ухудшающееся экономическое положение в середине 80-х гг. советское руководство не сформировало целостной программы социально-экономических преобразований. Существовала лишь определённая концепция реформ. В соответствии с ней фундаментальные основы советской экономики - планирование, директивное управление, дотационность определённых отраслей сохранялись. Кроме государственной собственности предполагалось широко развивать кооперативную собственность. Самостоятельность предприятий должна была значительно увеличиться. Экономические преобразование эпохи Горбачёва прошли три этапа. 1 этап (1985 - 1986 гг.) - этап «ускорения социально-экономического развития». Главная идея состояла в том, что социализм имеет огромные неиспользованные ресурсы, необходимо ввести их в действие и сделать рывок в соревновании с Западом. 2 этап (1987-1989 гг.) - этап либерализации экономики. Введение элементов рыночной экономики. Цель - совместить плановую экономику с рыночной экономикой. 3 этап (1990-1991 гг.) - неудачные попытки проведения рыночных реформ. В апреле 1985 г. на пленуме ЦК КПСС было признано, что экономика СССР находится в тяжёлом положении. Горбачёвым был провозглашён курс «всемерной интенсификации производства на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, совершенствования планирования и управления, укрепления организованности, дисциплины и порядка во всех отраслях экономики». Главным элементом новой политики был объявлен «человеческий фактор». В мае 1985 г. была принята «Продовольственная программа», в соответствии с которой должно было произойти улучшение обеспечения советских людей основными продуктами питания. Одновременно (май 1985 г.) была начала знаменитая антиалкогольная кампания. Ей руководил соратник Горбачёва - секретарь ЦК КПСС по идеологии, Е.К. Лигачёв. 7 мая 1985 г. было принято постановление ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма». В нём отмечалось, что экономика несёт колоссальные убытки из-за прогулов и пьянства на рабочем месте. Неумеренное потребление спиртных напитков являлось одной из основных причин ранней смертности среди мужчин трудоспособного возраста. Предусматривалось ежегодно сокращать производство водки и ликероводочных изделий, к 1988 г. полностью прекратить выпуск плодово-ягодных вин. Спиртные напитки продавались лицам, достигшим 21 года. Антиалкогольная кампания привела к положительному эффекту. Сократилось потребление алкоголя на душу населения, снизилась смертность людей в трудоспособном возрасте, увеличилась средняя продолжительность жизни. Вместе с тем возросло самогоноварение, потребление непищевых спиртосодержащих жидкостей и химических препаратов. В стране возникли проблемы с обеспечением сахаром, ухудшилось качество хлеба из-за недовложения дрожжей, недоставало спирта в медицинских учреждениях. Лишь в 1987 г. из-за потребления суррогатов алкоголя умерло 11 тыс. человек. Государственный бюджет в 1985-87 гг. получил налогов от производства алкоголя на 37 млрд. рублей меньше. Осенью 1988г. антиалкогольная кампания была свёрнута. Во время загранпоездок Горбачёв отказался от использования местных автомашин. «Каждая загранпоездка требовала для доставки в страну визита до двадцати машин «ЗИЛ-115». Под них необходимо было семь транспортных самолётов ИЛ-76. При этом совершались визиты по всему миру (Вашингтон, Гавана, Дели и т.д.) С другой стороны, с каждым разом увеличивалось число членов делегаций, оно достигало 400-500 человек, для которых также требовалось не менее пяти-шести самолётов. Обычно под делегацию возглавляемую Брежневым выделялось два самолёта». 26 апреля 1986 г. произошла авария на Чернобыльской атомной электростанции. На ликвидацию последствий взрыва потребовалось по самым минимальным оценкам свыше 20 млрд. рублей. К началу 1987 г. Горбачёву стало ясно, что реформа экономики топчется на месте. Это было связано с тем, что реформу должны были осуществлять советские партийные чиновники, которые ней не нуждались, так как жили в другой реальности, в сравнении с обычными гражданами СССР (спецмагазины, спецполиклиники, курортное обслуживание, спецдачи, личные шофёры и другой персонал и т.д.). Чиновники не понимали целей реформ и не хотели потерять своё влияние. Горбачёв заявляет о необходимости введения на государственных предприятиях хозрасчёта, самофинансирования, самоокупаемости. Был принят закон «О государственном предприятии (объединении)». Глава государства призвал увеличить выпуск товаров необходимого потребления на предприятиях тяжёлой промышленности в целом, и на заводах военно-промышленного комплекса в частности. Именно в январе 1987 г. на пленуме ЦК КПСС Горбачёв впервые и произносит термин «перестройка». «Перестройка - это решительное преодоление застойных механизмов и слом механизма торможения, создание эффективного механизма ускорения, опирающегося на творчество масс, развитие демократии и самоуправления, расширение гласности». Но хозяйственная самостоятельность предприятий ограничивалась плановой административной системой экономики в целом. Свобода обернулась лишь правом бесконтрольного расходования государственных средств и привела к вздуванию цен, сокращению объемов производства. Рост заработков при этом никак не повлиял на выход конечной потребительской продукции, поскольку деньги выплачивались не только производителям товаров, но и всем остальным без исключения. Уже в 1988 г. становится ясно, что и «перестройка» экономики не способствует реальному улучшению ситуации. И тогда Горбачёв созывает ХIХ партийную конференцию (28 июня - 1 июля 1988 г.). В своём выступлении он заявляет, что «сохранена прежняя систем обязательных заданий по объёму производства, продолжается выпуск товаров не пользующихся спросом у потребителей. Экономика продолжает во многом движение по экстенсивному пути». Горбачёв доводит до сведения участников, что с 1989 г. все предприятия должны перейти на хозрасчет и самоокупаемость: «должны развиваться разнообразные формы подряда и аренды, создание широкой сети кооперативов, должны быть немедленно прекращены попытки командовать колхозами и совхозами». В 1990 г. глава правительства Н. Рыжков был вынужден признать, что экономика страны находится в глубоком кризисе. В своём докладе 24 мая 1990 г. на сессии Верховного Совета он признал, что за 4 месяца 1990 г. объёмы производства снизились по сравнению с уровнем прошлого года в Азербайджане на 19%, Армении - 9%, Грузии - 8% и т.д. Правительство вынуждено закупить в 1990 г. 27 млн. тонн зерна. Из-за забастовок и межнациональных конфликтов в 1989 г. было потеряно 7 млн. человек, а за 4 месяца 1990 г. - 9,5 млн. Дефицит государственного бюджета СССР в 1990 г. составил 58,1 млрд. рублей. В период перестройки развитие права характеризовалось повышением роли законодательства союзных республик, нормы которого в конце 1980-х гг. нередко противоречили общесоюзным законам. Изменения, вносившиеся в Конституцию СССР, а также Конституции союзных республик, оказали большое влияние на развитие в основном гражданского и трудового права. Тем не менее характерной особенностью развития законодательства периода перестройки была уже начинавшаяся «война законов», вызванная противоречиями между законодательством Союза ССР и союзных республик.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg