Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ПРОЕКТНАЯ МЕТОДИКА КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

tanypav 1050 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 86 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 21.03.2022
Активность, самостоятельность, инициативность, творчество является ведущими в определении направленности развития личности в современных условиях. Проблема активизации познавательной деятельности младшего школьника является актуальной, поскольку данное качество играет большую роль в развитии личности ребенка.
Введение

Одним из важнейших направлений современной методики преподавания русского языка в начальных классах является изучение вопроса активизации познавательной деятельности учащихся с целью обеспечения выхода на более высокий уровень усвоения учебного материала в контексте коммуникативного подхода. Перед учителем ставится задача нахождения действенных образовательных технологий, которые обеспечат постоянный уровень мотивации изучения предмета, снижая тем самым риск падения личного и учебного интереса к дисциплине. Выдающиеся методисты и педагоги-практики, такие как Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский работали над решением этой проблемы, пытаясь определить оптимальные стратегии обучения, которые позволят достигать наилучших результатов. Забота о создании, поддержании и развитии интереса к предмету, процессу познания – важнейшая задача, стоящая перед каждым учителем. Вклад в её изучение внесли: П.Я. Гальперин, Г.А. Цукерман, Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др. Для младшего школьника ведущей является учебная деятельность, поэтому состоятельность в ней так необходима ребёнку. Однако при всем многообразии методов, не было предложено универсального пути, который бы способствовал формированию и развитию коммуникативных способностей школьников в контексте раскрытия и опоры на их творческие возможности, на те резервы личности, которые редко задействуются в ходе применения традиционного подхода к овладению языком. Современный мир с его динамикой развития общественных процессов и все нарастающими объемами информации еще более актуализировал вопрос необходимости интенсифицировать учебную деятельность в начальной школе. На смену объяснительно-иллюстративному обучению приходит деятельностно-интерактивное, когда языковой материал усваивается в контексте совместного решения поставленной задачи, опираясь на современные технологии обеспечения учебного процесса и ориентируясь на речевую составляющую совместного получения результата. Такой подход позволяет не только максимально раскрыть потенциал школьников, в полной мере активизируя их мотивационную и, тем самым, познавательную сферы, но и позволяет справиться с проблемой усвоения большого по объему учебного материала. Ключевым пунктом современных методов становится опора обучения на такие качества личности как сознательность и активность, совместность выполнения действий и их целенаправленность. В чем же кроется феномен «активности познания», позволяющий в корне изменить и положительно запрограммировать учебные процессы? Выдающийся педагог И.Ф. Харламов определял активность познания как «деятельное состояние ученика, которое характеризуется стремлением к учению, умственным напряжением и проявлением волевых усилий в процессе овладения знаниями» [61, с. 117]. Т.И. Шамова трактовала познавательную активность как «качество личности, проявляющееся в отношении к содержанию и процессу деятельности, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами их получения, в мобилизации волевых усилий в достижении цели обучения» [63, с. 33]. Итак, мы видим, что самой важной задачей в преподавании русского языка в частности и других дисциплин в целом, является необходимость становления личности ученика, способной и желающей участвовать в учебной коммуникации, развитие его творческих способностей с целью накопления им надлежащего опыта продуктивного познавательно-эмоционального взаимодействия. Решению поставленной задачи будет содействовать стратегия неизменного поиска и применения способствующих самореализации школьника технологий обучения. Именно таким образом достигается максимальная вовлеченность учащегося в учебный процесс, актуализируется его заинтересованность изучаемым предметом, что значительно повышает статус получаемых им знаний, приобретаемых умений и навыков, переводя их из разряда обязательных по курсу дисциплины в категорию приоритетных и личностно значимых. Существующее сегодня многообразие методов и технологий, в той или иной мере сочетающих традицию и инновацию школы овладения русским языком, не всегда в полной мере служит реализации вышеозначенной цели. Не все пути обучения апеллируют к сознательности и активности школьника, пробуждая его инициативу и самостоятельность. Это объясняется определенной эпизодичностью воздействия одних или же недостаточной планомерностью, слабой личностной составляющей других. Кроме того, важным аспектом выбора той или иной учебной стратегии является оценка ее социальной составляющей, т. е. того, насколько она способствует вовлечению учащихся в совместное нахождение решения поставленной задачи, в какой степени она служит формированию и развитию навыков коллективного творчества. Актуальность темы исследования. Проблема активизации познавательной деятельности учащихся особенно актуальна в настоящее время для построения учебного процесса, т.к. школе необходимо привить ученику стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразования, содействовать побуждениям расширять свой общий и специальный кругозор. Одним из наиболее действенных способов привлечения и поддержания внимания учащихся, активизации их умственной деятельности и раскрытия творческого потенциала, по нашему мнению, является проектная методика. Органично сочетая возможности других методов и опираясь на их ресурсы, она представляет собой уникальное соединение наиболее эффективных приемов работы. Впервые представленная американскими учеными Джорджем Дьюи и Уильямом Килпатриком, предложившими построение урока на основе интенсивной работы учащихся в ходе вовлечения их в практическую деятельность, когда содержание и процесс обучения определяются индивидуальными интересами школьников и востребованностью получаемых знаний в будущем, она до сих пор не потеряла своей актуальности. Напротив, среди педагогов-практиков она находит все больше сторонников, демонстрируя свои образовательные возможности благодаря правильному сочетанию теоретических знаний и их практическому применению. Метод проектов - это комплексный метод обучения. Он позволяет строить учебный процесс на основе увлечений учащегося, предоставляет ему возможность показать, насколько он самостоятелен в организации, планировании и контроле своей учебно-познавательной деятельности. Проектная технология легко интегрируется с другими приемами обучения, сочетается с любым учебными средствами. Обращение к методу проектов ориентирует нас на конечную цель обучения - формирование коммуникативной компетенции, заставляя в ходе решения общей задачи обращаться к полученным языковым знаниям, стимулируя дальнейшее развитие речевых умений и навыков. Недостатком традиционного обучения в школе является доминирование упражнений, нацеленных на формирование теоретических знаний и не предполагающих развитие познавательной деятельности учащихся. Поэтому одна из важнейших проблем, стоящих сегодня перед школой, - формирование у учащихся заинтересованного отношения к процессу овладения знаниями, формирование и развитие познавательной деятельности. Однако проблема активизации познавательной активности при изучении русского языка является до настоящего времени недостаточно разработанной. Таким образом, актуальность исследования обусловлена необходимостью определения психолого-педагогических основ развития познавательной деятельности младших школьников, а также применения методики организации проектной деятельности, обеспечивающей эффективность активизации познавательной деятельности на уроках русского языка в начальной школе. Необходимость решения данной проблемы, осмысления опыта общения с учителями начальных классов, заинтересованность автора, как будущего учителя начальных классов позволили определить тему исследования: «Проектная методика как способ активизации познавательной деятельности на уроках русского языка в начальных классах». Цель диссертационной работы – исследование и доработка методики организации проектной работы для активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка. Проблема исследования. Проблема описания методики применения проекта на уроках русского языка для активизации познавательной деятельности учащихся начальных классов остается одной из важных, неоднозначно решенных проблем методики обучения русскому языку в начальной школе. Объектом исследования является процесс активизации познавательной деятельности на уроках русского языка в начальной школе. Предмет исследования – проектная методика для активизации познавательной деятельности на уроках русского языка в начальных классах. Гипотеза исследования заключается в следующем: - процесс активизации познавательной деятельности учащихся начальных классов на уроках русского языка будет проходить успешно и эффективно, если разработать, а в дальнейшем применять проектную методику, учитывающую психолого-педагогические основы активизации познавательной деятельности младших школьников; - использование различных видов проектов в соответствии с младшим школьным возрастом позволит эффективно решить задачу активизации познавательной деятельности младших школьников и сделает обучение русскому языку развивающим, поможет оказать мощное стимулирующее действие на развитие ребёнка и повысить мотивацию учебной деятельности. Реализация поставленной цели и проверка выдвинутой гипотезы предполагает постановку и решение следующих задач: 1. Определить психолого-педагогические основы активизации познавательной деятельности учащихся начальных классов на уроках русского языка. 2. Изучить вопрос о познавательной активности детей на уроках русского языка в истории методики. 4. Раскрыть закономерности, регулирующие процесс формирования и развития познавательной активности. 5. Разработать методику организации проектной работы с целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и экспериментально проверить эффективность предложенной методики. На защиту выносятся следующие положения: 1. Активизация познавательной деятельности учащихся начальных классов на уроках русского языка требует специальной, целенаправленной методической работы. 2. При использовании проектной методики на уроках русского языка формируются логические действия анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей, постановки и формулирования проблемы; самостоятельность поиска решений. 3. Проектная технология реализуется через систему учебно-познавательных методов и приемов, направленную на практическое или теоретическое освоение действительности учащимися посредством выявления и решения существующих противоречий. 4. Проектная работа на уроках русского языка способствует активизации познавательной деятельности учащихся. Методологической основой исследования являются подходы к решению проблемы применения проектной методики для активизации познавательной деятельности учащихся начальных классов на уроках русского языка, отраженные в работах Л.В. Байбородовой, Т.И. Щукиной, А.Ф. Казановой, Ю.К. Бабанского, Н.В. Бордовской, О.И. Хижнякова, Б.П. Никитина, С.Н. Лысенковой, Дж.Дьюи, А.И. Янцова. При решении поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической, лингвистической и учебно-методической литературы; наблюдение за учебным процессом в школе, анализ проектных работ и устных высказываний учащихся; беседа; изучение и обобщение опыта передовых учителей, работающих успешно по данной проблеме; педагогический эксперимент (констатирующий срез, опытное обучение); качественно-количественный анализ экспериментальных данных. Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем: 1. Проанализирована в историческом аспекте проблема использования проектной методики с точки зрения ее возможностей в плане активизации познавательной деятельности на уроках русского языка в начальных классах. 2. Выявлены возможности применения метода проектов для развития познавательной активности младших школьников. 3. Предложена экспериментально проверенная методика организации и проведения проектной работы на уроках русского языка, способствующая активизации познавательной деятельности учащихся начальных классов. Практическая ценность исследования определяется тем, что использование его результатов в школьной практике при организации проектной работы на уроках русского языка позволит наиболее полно способствовать развитию познавательной активности. Материалы исследования могут быть использованы при составлении программ и методических рекомендаций к ним, а также при составлении учебных пособий по методике преподавания русского языка в педвузе. Апробация работы. Основные положения и результаты диссертационного исследования сообщены в статьях и выступлениях на научно-практических конференциях. Разработанные методические рекомендации и виды проектов используются в практике обучения русскому языку учащихся начальных классов дагестанской школы. Экспериментальной базой исследования стал МБОУ «Лицей № 8» г. Махачкалы. Структура диссертационного исследования. Работа состоит из введения, двух глав, списка использованной литературы, заключения и насчитывает 89 страниц и 66 источников библиографического списка.
Содержание

Введение..................................................................................................................3 Глава I. Научно-теоретические основы активизации познавательной деятельности младших школьников...............................................................11 1.1 Понятие «познавательная деятельность», ее уровни и критерии сформированности................................................................................................11 1.2 Влияние некоторых психических процессов на развитие познавательной деятельности младшего школьника........................................19 1.3 Роль проектной методики в активизации познавательной деятельности младших школьников....................................................................23 Глава II. Методика применения проектной работы для активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка……………………………………………………………………………..37 2.1 Особенности организации проектной деятельности на уроках русского языка…………………………………………………………….……..37 2.2 Этапы работы над проектом на уроках русского языка……………..47 2.3 Проведенный эксперимент и анализ его результатов………………61 Заключение……………………………..……………………………………….76 Список использованной литературы……………………………………..…80 Приложение………………………………………………………………..……86
Список литературы

1. Активизация познавательной деятельности младших школьников: вопросы психолого-педагогического сопровождения: Учеб. пособие/сост. Т.Е. Наливайко, Т.В. Самодурова. -Комсомольск-на-Амуре: Изд-во Комсомольск-на-Амуре гос. пед. ун-та, 2006. -106с. 2. Аркадьева А.В. Исследовательская деятельность младших школьник/ /Начальная школа плюс До и после.2005. №2. С.8-11. 3. Байбородова Л.В. Проектная деятельность младших школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2013. 175 с. 4. Бабанский Ю.К. Активность и самостоятельность учащихся в обучении. Избр. педагог. труды / Сост. М.Ю. Бабанский. М., Педагогика, 1989, с. 560. 5. Божович Л.И. Речь и практическая интеллектуальная деятельность ребенка // Культурно-историческая психология. № 1-3, 2006. 6. Бордовская Н.В. Современные образовательные технологии: учебное пособие / коллектив авторов; под ред. Н.В. Бордовской. – 2-е изд., стер. М.: КНОРУС, 2011. 432 с. 7. Бобровская Г.В. Активизация словаря младших школьников. Ж-л «Начальная школа» № 4. с. 47. 8. Бойнова Н.И. Творческие игры на уроках русского языка. Журнал «Начальная школа» №10. с. 38, 2005. 9. Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе. М.: АПН РСФСР, 1959.-333с. 10. Васильев В.П. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. М.: Педагогика, 2000. – 180 с. 11. Вахрушева Л.М. Применение проективного метода на уроках русского языка // Русский язык. 2007. №14. С. 35-36. 12. Головина Т.В. Постановка и решение проблем на уроках русского языка //Начальная школа до и после. 2003, № 2. 13. Громова Л.А. Проектная деятельность младших школьников в ходе внедрения образовательных стандартов. М.: УЦ «Перспектива», 2013. 104 с. 14. Громыко Ю.В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изд. Рос. акад. образования. 2000. № 2. 96 с. 15. Гуркова И.В. Формирование навыков работы со словарями как условие интеллектуального развития младших школьников. / В сборнике:Современные проблемы общей и коррекционной педагогики и психологии детства // Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции. 2013. С. 111-115. 16. Джонсонс Дж. К. Методы проектирования. - М., 1986. - 326 с. 17. Дьюи Дж. Демократия и образование/пер. с англ. М., 2000. 18. Жуйков С.Ф. Психологические основы повышения эффективности обучения младших школьников родному языку. М.: Педагогика, 1979. – 184с. 19. Жиренко О.Е., Гайдина Л.И. Учим русский с увлечением. – М., 2005. 20. Загвязинский В.И. Методология педагогического исследования. М., 2020. 21. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // М.: Начальная школа, 2005. № 9. 42 с. 22. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. //М.: Начальная школа, 2004. № 2. 37 с. 23. Ильиных Л.М. Развитие исследовательских способностей школьников //Начальная школа Плюс До и После.2007. -№9. С. 19-22. 24. Казанова А.Ф. Успех - важный стимул положительного отношения к деятельности. М., 2012. 25. Карпунина Т.Н. Как сделать урок русского языка в начальной школе интересным. М.: Начальная школа, 2008. № 11. 46 с. 26. Кирсанов А.А. Автоматизированная дидактическая игра как средство интенсификации профессиональной подготовки специалиста. Уч. пособие. КГТУ, 1996. 27. Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников //М.: Начальная школа, 2006. № 1, 2006. 38 с. 28. Красновский Э.А. Активизация учебного познания. / Э.А. Красновский // Советская педагогика.- 1989. №5. 29. Королев Ф.Ф., Янцов А.И. Педагогические проблемы, связанные со всесторонним развитием личности // Школа и труд / Ред. А.И. Янцов, П.Р. Аутов. М., 1963. 328 с. 30. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. Книга для учителей и родителей. М.: Просвещение, 1976. – 304с. 31. Кулыгина Л.С. Активизация учения: сущность и содержание. М., 1994. 32. Локк Дж. Сочинения в трёх томах: Т. 3. М.: Мысль, 1988.– 668 с. 33. Леонтьев А.Н. Ощущение, восприятие и внимание детей младшего школьного возраста // Очерки психологии детей (мл. шк. возраст). — М., 1950. 34. Лоншакова А.А. Нестандартные приемы закрепления изученного на уроках русского языка // Начальная школа.- 2002 - №4. – с. 38-44. 35. Люблинская А.А. Детская психология. М.: Просвещение, 1971.-124с. 36. Лакоценина Т.П. Современный урок: учебное пособие для учителей, студентов пед. заведений / Т.П. Лакоценина, Е.Е. Алимова, Л.М. Оганезова. Ростов н/Д: Учитель, 2007. – 208 с. 37. Лысенкова С.Н. Методы опережающего обучения: книга для учителя: из опыта работы. М., 1988. - 192 с. 38. Матяш Н.В. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов / Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко М.: Вентана-Граф, 2004. – 112 с. 39. Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психологии развития ребенка. - М., 1998. 40. Никитин Б.П. Развивающие игры. М., 1981. 41. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 2000. 224 с. 42. Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: Что и как развивать?//Исследовательская работа школьников.2003. № 4. С. 18-23. 43. Огольцова Е.Г. Проблема активизации познавательной деятельности в дидактике высшей школы // Современные проблемы науки и образования. - 2009. - № 3. - С. 162166. 44. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка (около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений). - М.: ОНИКС, Мир и Образование, 2009. 847 с. 45. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005. 46. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М., Педагогика, 1988. - 208 с. 47. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. С. 374-390. 48. Проблемы общей психологии. М., 1976. 49. Поддъяков А.Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М., 2000. 336 с. 50. Репкин В.В., Репкина Н.В. Развивающее обучение: теория и практика. Томск: Пеленг, 1997. -286с. 51. Рассохина Е.Н. Игра-путешествие в королевство «Грамматика». Урок русского языка по теме «Части речи» в 3 классе // Педагогическое творчество. – 2002. - №1. – с. 16. 52. Савенков А.И.Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие. М.: «Ось-89», 2006. -480с. 53. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2007. – 80 с. 54. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// Народное образование. – 1998. 55. Соколова Т.Е. Комплексное использование разных источников информации на уроках в начальной школе. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2008. 56. Скворцова Г.В. Проект как форма организации самостоятельной деятельности детей. М.: Начальная школа, 2006. № 11. 35 с. 57. Соколова Ю.А. Учебный проект и возможности его реализации на уроках русского языка. М.: Русский язык в школе, 2008. № 3. 42 с. 58. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся 1-4 классов. Лекции / М. А. Ступницкая. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009. 64 с. 59. Ушинский К.Д. Собр. соч. Т.2. Педагогические статьи. М., 1948. 60. Фролова Н.А. Использование современных технологий в образовательном процессе / /М.: Начальная школа, 2008. № 7. 96 с. 61. Харламов И.Ф. Педагогика. М., 2002. 62. Хижнякова О.И. Современные образовательные технологии в начальной школе. Педагогический практикум для учителей начальных классов. Ставрополь СКИПКРО 2006. 63. Шамова Т. И. Проблемность - стимул познавательной активности // Народное образование. — 1966. — № 4. — С. 32-37. 64. Шамова Т.И., Подчалимова Г.Н., Худин А. Н. Управление профильным обучением на основе личностно-ориентированного подхода: Учебно-методическое пособие. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. - 209 с. 65. Щукина Г.И. Актуальность проблемы активизации учебно-познавательной деятельности. М., 1969. 160с. 66. Янцов А.И. Условия формирования познавательного интереса. М., 2000.
Отрывок из работы

Глава I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 1.1 Понятие «познавательная деятельность», ее уровни и критерии сформированности Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение. Поэтому самодеятельность - средство и одновременно результат образования. От того, каково содержание деятельности, как она организована учителем, какие требования он предъявляет ученикам, зависят полнота, темп и характер умственной деятельности детей, а значит и степень ее влияния на развитие умственных способностей каждого школьника. Успешность умственной деятельности в значительной мере зависит и от личного желания человека, от его стремления добиться поставленной цели, узнать ранее неизвестное, раскрыть непонятное, изобрести, открыть новое. Такая устремлённость человека, его интерес, его желание находят своё выражение в его активности.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg