Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ И РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ПЕРВОКЛАССНИКАМИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ

tanypav 750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 56 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 21.03.2022
Адаптированный ребёнок способен к полноценному развитию своей личности, когда чувствует себя комфортно в новой для него образовательной среде. Поэтому проблема адаптации ребенка, поступившего в первый класс, связана с его психоэмоциональной сферой (защищенностью, тревожностью, депрессивностью и т.д.).
Введение

Актуальность исследования. В отечественной психологической литературе понятие адаптации традиционно рассматривается как приспособление субъекта к изменяющимся внешним условиям, а не как часть противоречивого и динамичного процесса взаимодействия субъекта со средой, в том числе социальной, также проявляющей свойства активности, адаптивности, вариативности (Платонов К.К., 1984; Полонский В.М., 1995; В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков. М., 1996; Психология развивающейся личности, 1987). В современной психолого-педагогической литературе под адаптацией понимается сложный, многофакторный процесс включения человека в новые условия жизнедеятельности, новую систему требований и контроля, в новый коллектив. Говоря об адаптации детей к школе, подразумевается их приспособление к окружающему миру, окружающим людям и, наоборот, окружающего мира и людей к ним, т.е. это двусторонний процесс. При недостаточном развитии одной из сторон процесс адаптации детей к школьному обучению проходит длительно, болезненно, может закончиться отторжением ребёнка от нового, для него ещё непривычного социума - школы. Необходимость изучения проблемы школьной адаптации становится в настоящее время очень актуальной в связи с участившимися случаями нарушений психического здоровья детей, ростом заболеваний нервно-психического характера и функциональных расстройств. Особое внимание к школьной адаптации обусловлено также тем, что, будучи динамическим процессом поступательной перестройки функциональных систем организма, она создает условия для полноценного психического развития. Приспособительные механизмы, возникшие в процессе адаптации, позже используются в сходных ситуациях, сохраняются в структуре личности и в качестве подструктур ее характера. Кардинальная перестройка жизни ребенка в связи с поступлением в школу, естественно, не может не сказываться на эмоциональной сфере еще не полностью сложившейся личности, что значительно затрудняет его адаптацию к новым условиям жизни. С другой стороны, окружающие ребенка люди, подчас сами недостаточно сориентированы, и до конца не осознают трудности перестройки жизни первоклассника. Исходя из этого, проблема исследования состоит в поиске способов оптимизации психологического сопровождения первоклассников период адаптации к школе, разработке программы психокоррекционной и развивающей работы, учитывающей психологические особенности и сложности процесса адаптации первоклассников в школе. Цель исследования – изучить влияние специально организованной психокоррекционной и развивающей работы на адаптацию первоклассников в школе. Объект исследования – адаптация первоклассников в школе. Предмет исследования – психокоррекционная и развивающая работа по адаптации первоклассников на начальном этапе обучения в школе. Гипотеза исследования: 1. Специально организованная психологическая поддержка первоклассников, направленная на стабилизацию психоэмоционального состояния, способствует их успешной адаптации в школе. 2. Психологическое сопровождение первоклассников целесообразно осуществлять опосредованно через специальное обучение родителей и учителей. Задачи исследования: 1. Провести теоретический анализ современного состояния проблемы адаптации к школе в психолого-педагогической науке. 2. Выявить динамику психоэмоциональных состояний детей, поступивших в первый класс, на этапе адаптации их к школьной жизни. 3. Разработать программу психологической поддержки первоклассников и наметить пути её реализации в адаптационный период. Методы исследования. Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретический анализ литературы по теме исследования, констатирующий эксперимент, психодиагностические методы (интервью, тесты), формирующий эксперимент. Методики исследования: Проективные методики: ДДЧ, тест «Моя семья», рисуночная методика «Экран настроения», корректурная проба, анкета для родителей. Теоретическая значимость исследования. Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе представлен теоретический обзор психокоррекционной работы в период адаптации к школе в аспекте психолого-педагогической поддержки первоклассников при смене ведущего вида деятельности. Практическая значимость результатов исследования. Результаты нашего исследования могут найти применение в психологическом сопровождении обучающихся в период адаптации к школе, в психопрофилактической и коррекционно-развивающей деятельности педагогов-психологов и учителей начальных классов. Экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4» мкр. 3 "Кедровый" г. Пыть-Ях. Объем и структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….….…... 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ I.1. Проблема адаптации первоклассников в школе в психологических исследованиях .…………………….…….……………………………….…6 I.2. Оптимизация психологического сопровождения адаптации первоклассников в школе……………………………………………………….17 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ И РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ПЕРВОКЛАССНИКАМИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ 2.1. Организация и методы эмпирического исследования ……………26 2.2. Результаты исследования, их анализ ……………………………… 29 2.3. Характеристика психокоррекционной и развивающей работы с первоклассниками в период адаптации к школе ……………………….40 ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………….…………………………………….......…..….…51 ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………..……….….56
Список литературы

1. Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации // Начальная школа. - 1999. - №1. - С.23-26. 2. Александровская Э.М. Социально-психологические критерии адаптации к школе // Школа и психическое здоровье учащихся / под ред. С.М. Громбаха. М.: Медицина, 1988. С. 35–37. 3. Алмазова Т.А. Педагогическая работа с детьми первого класса школы. - Алма-Ата, 1991. - 271с. 4. Амонашвили Ш.А. Как живёте, дети? - М.: Просвещение, 2006. - 218с. 5. Безруких М., Ефремова С., Круглов Б. Почему учится трудно? - М.: Семья и школа, 1995. - 205с. 6. Безруких М.М. Какой он – современный первоклассник? Предварительные результаты популяционного исследования // Школьный психолог. 2013 (фев.). С. 25-26. 7. Березин Ф.Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация. – Л.: Наука, 1988. – 267с. 8. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. - М.; Воронеж, 1995. 9. Большой психологический словарь. Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. М.: 1996 - 672 с. 10. Буршит И. Е. Из опыта работы годичных курсов адаптации к школе детей, не посещающих детский сад // Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ. – 2010. - № 10. – С. 6–10. 11. Буршит И. Е. Комплексный подход к формированию готовности к обучению в школе детей, не посещающих ДОУ // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер.: Педагогические науки. – 2011. - №1 (55). –С. 47–51. 12. Вараксина А.В. Перспективы гуманизации коррекционно-развивающего обучения в начальных классах массовой школы. Дисс...канд. пед. наук. - Таганрог, 1999. - 193с. 13. Введение в школьную жизнь: Учеб.-метод. пособие / З.Л. Шинтарь. –Гродно, 2002. 14. Выготский Л.С. Проблема возраста // Собрание сочинений в шести томах. Т.4. Детская психология. - М.: Педагогика, 1984. - С. 244-269. 15. Гагай В.В., Гринева К.Ю. Особенности школьной адаптации первоклассников как трудной жизненной ситуации для детей и родителей // Вестник ЧГПУ. 2013. 16. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов /Е.А. Бугрименко, А.Л. Венгер, К.Н. Поливанова. - М., 1989. 17. Дорожевец Т.В. Психологические особенности школьной адаптации воспитанников детского сада: Дис. … канд. психол. наук. М., 1994. 18. Дорофеева Г. А. Психоэмоциональная адаптация первоклассников // Известия ЮФУ. Технические науки. 2003. 19. Журавлев Д. Адаптация учащихся на переходных периодах //Народное образование. -2008. -№2.- С.31. 20. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов-на/Д.: 2006. – С. 224. 21. Иванова И. А. Проблема адаптации первоклассников // Проблемы Науки. 2015. 22. Ковалева Г.С., Даниленко О.В., Ермакова И.В., Нурминская Н.В., Гапонова Н.В., Давыдова Е.И. О первоклассниках: по результатам исследований готовности первоклассников к обучению в школе // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 5. С. 30-37. 23. Ковалёва Л.М., Тарасенко Н.Н. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе // Начальная школа. - 1996. - №7. - С. 17 - 22. 24. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. - М.: Просвещение. 1988.- 190с. 25. Костяк Т.В. Психологическая адаптация к школе.- М.: «Академия», 2008. 26. Крайникова Т.А. Коррекционно-развивающая программа эмоционального и коммуникативного развития первоклассников в период адаптации к школе // Социально-экономические явления и процессы. 2014. 27. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975. - 304с. 28. Люленкова О. Ю. Факторы адаптации детей к школе [Текст] // Современная психология: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 84-87. 29. Магомедова К. А. Диагностика уровня адаптации первоклассников // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. Махачкала, 2010. 30. Малиевский В.А., Баширова Г.И., Клишо Г.К. Комплексная оценка адаптации первоклассников к школьному обучению // Российский педиатрический журнал. 2014. 31. Нартова-Бочавер С.К., Мухортова Е.А. Скоро в школу! – М.: Глобус, 1995. – 128с. 32. Нурмухаметова Л. Г., Салаватова Г. Р., Бильданова В. Р. Адаптация первоклассников к обучению в школе // Современные наукоемкие технологии . 2013. 33. Ожегов С.И. Словарь Русского языка, 1987 - 797с. 34. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий, - М.: Высшая школа, 1984 - 174с. 35. Психология развивающейся личности / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Педагогика, 1987. - 240с. 36. Резник И. Н. Коррекционно-развивающие занятия // Начальная школа. 2004. № 12. С. 63. 37. Соловьева Д.Ю. Программа исследования адаптации первоклассников // Школьный психолог. 2008. № 19. С. 15–20. 38. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях / Под ред. Р.В. Танкова-Ямпольская. – М.: Медицина, 1980. – 232с. 39. Степанова М. И. Режим дня первоклассника // Вестник образования. 2003. № 19 (окт.). С. 67. 40. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер Пресс, 1998. 41. Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Ведение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни. – М., 2010. 42. Школа 2100. Приоритетные направления развития Образовательной программы /Под научной редакцией А.А. Леонтьева. Вып. 4.- М.: Баласс, 2000. - 208с. 43. Шкуричева Н.А. Изучение взглядов учителя на проблему адаптации школьников к ученическому коллективу // Начальная школа. – 2008. -№8.- С.15.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ I.1. Проблема адаптации первоклассников в школе в психологических исследованиях В современной психолого-педагогической литературе под адаптацией понимается сложный, многофакторный процесс включения человека в новые условия жизнедеятельности, новую систему требований и контроля, в новый коллектив. Говоря об адаптации детей к школе, подразумевается их приспособление к окружающему миру, окружающим людям и, наоборот, окружающего мира и людей к ним, т.е. это двусторонний процесс. При недостаточном развитии одной из сторон процесс адаптации детей к школьному обучению проходит длительно, болезненно, может закончиться отторжением ребёнка от нового, для него ещё непривычного социума - школы. Адаптация ребёнка, поступившего в первый класс, к школе, всегда была одной из актуальных проблем начальной школы. Однако из-за скоротечности видимых взрослому внешних проявлений неоднозначного поведения первоклассника в первые месяцы пребывания в школе, из-за множественности педагогических задач, решаемых учителем в этот же период и т.п. - процесс адаптации детей в современной школе остаётся не до конца изученным, а, следовательно, часто проблемным. Адаптация как процесс приспособления рассматривается в различных науках – физиологии, социологии, психологии и др. – с разных точек зрения. В. Вундт отмечал, что одной из главных задач психологии является «исследование взаимодействия индивидуумов со средой и выяснение процесса развития» (Социальная психология, 1999). В частности, он показал, что успешность развития индивидуума зависит от условий окружающей его среды и от того насколько человек будет к ним адаптирован. В трудах Л.С. Выготского показано, что процесс адаптации человека имеет тесную связь с культурно-историческими условиями его жизни; психические функции людей развиваются на основе социальных отношений, постепенно становясь личностными [14]. Успешная адаптация в мире через освоение ведущего вида деятельности человека в том или ином возрасте рассмотрена в работах А.Н. Леонтьева [27].
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 79 страниц
1600 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg