Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Роль дидактических игр в формировании и развитии речевых умений и навыков учащихся начальных классов

tanypav 990 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 79 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 21.03.2022
Игровые формы работы способствуют созданию в классе благоприятного психологического климата и активизируют деятельность учащихся. Учителя, зная, что игра была и остаётся одной из любимейших занятий детей, использует её в качестве методического приёма в обучении. Использование игровых приёмов на уроках русского языка в начальных классах дагестанской национальной школы создают благоприятные условия, побуждающие детей к речевой деятельности.
Введение

На современном этапе обучения русскому языку совершенно необходимой стала забота об интересном, содержательном и разумном применении различных видов игр познавательного характера, которые способствовали бы развитию русской речи учащихся. Виды игр для детей очень разнообразны. Школьники младшего школьного возраста охотно и с большим интересом обращаются к умственным играм, задачам, головоломкам. При организации и проведении игр важно иметь в виду, что их назначение не сводится лишь к заполнению свободного времени, что они помогают учителю выполнять большие образовательные, воспитательные и развивающие задачи. Подбирать игры надо осмысленно, преподносить их в определенной последовательности, с учетом уровня развития учащихся. Правильно подобранные и хорошо организованные игры способствуют всестороннему гармоничному развитию школьников, содействуют выработке необходимых в жизни и в учёбе полезных навыков и качеств. Игры в основном предназначены специально для развития умственных способностей школьников, совершенствования и тренировки их памяти, мышления, которые помогают лучшему усвоению и закреплению приобретенных в школе знаний, пробуждению у учащихся живого интереса к изучению русского языка. Игровые формы работы способствуют созданию на уроке благоприятного психологического климата и активизируют деятельность учащих¬ся, способствуют развитию речи. В игре наиболее полно и порой неожиданно проявляются их способности. Игра была и остается одним из любимейших занятий детей. Сознавая это, творчески работающие учителя используют игру в качестве методического приема в обучении. Учителям русского языка этот приём даёт возможность, не перегружая учащихся, использовать учебное и внеурочное время для обучения русской речи. Играя, учащиеся не думают о том, что решают какую-то образовательную задачу. В процессе игры они усваивают новую лексику, тренируются в произношении и закреплении в речи определенных слов, словосочетаний, основ предложений, стремятся выразительно читать стихотворения или загадки. И если игра организованна методически правильно, учебная цель достигается незаметно для самих учащихся. При организации и проведении игр важно иметь в виду, что их назначение не сводится лишь к заполнению свободного времени, что они помогают учителю выполнять большие образовательные, воспитательные и развивающие задачи. Значит, игра, ее организация – ключ в руках учителей, ключ в организации обучения, воспитания и развития ребёнка, конечно, в развитии речи. Любые игровые взаимоотношения помогают установить контакт с детьми, что немаловажно именно в начальных классах, сближают, отк-рывают учителям доступ к самым глубинным тайнам детской души. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей. Она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. Тема магистерской работы «Роль дидактических игр в формировании и развитии речевых умений и навыков учащихся начальных классов». Исследование данного вопроса показало, что на практике работы учителей, к сожалению, игры применяются на уроках редко, бессистемно и чаще всего служат не средством развития русской устной и письменной речи или усвоения какой-либо отдельной темы, а в качестве кратковременного отдыха, чтобы снять утомление учащихся. Одним словом, игры на уроках русского языка не стали подлинным средством обучения, частью общей системы. Одной из причин такого положения является то, что существующие для младшеклассников игры не соответствуют учебным целям начальных классов дагестанской национальной школы. Они служат для закрепления (чаще всего на родном языке) представлений и знаний ребят об окружающей жизни; двигательные действия в этих играх преобладают над речевыми. Это и побудило нас заострить внимание на некоторых вопросах использования игр как средства развития русской речи и посвятить своё дипломное исследование данной, очень интересной проблеме. Из сказанного вытекает актуальность избранной темы. Цель исследования – на основе изучения методической литературы, изучения опыта учителей начальных классов выявить наиболее эффективные виды дидактических игр для развития русской речи учащихся начальных классов. Объект исследования - процесс обучения устной речи (говорению) на неродном языке с использованием занимательных материалов и игр. Предмет исследования – развитие русской речи учащихся с использованием дидактических игр. Задачи исследования: а) изучить в методической литературе виды дидактических игр, предназначенных для развития русской речи учащихся начальных классов; б) изучить опыт учителей (в пределах возможного) по развитию русской речи учащихся начальных классов с использованием дидактических игр; в) на основе полученных данных обобщить виды дидактических игр, которые направлены на развитие русской речи учащихся начальных классов и разработать комплекс методических рекомендаций по их проведению. Гипотеза – развитие русской речи в начальных классах протекает интенсивно, если в этих целях использовать дидактические игры. Методы исследования: – анализ психолого-педагогических и методических трудов по теме магистерской работы; – наблюдение за учебно-воспитательным процессом на уроках русского языка, где используются дидактические игры; – апробация видов дидактических игр, направленных на развитие русской речи и обработка полученных данных. Теоретическая значимость исследования состоит в следующем: определена типология игровых приемов, эффективных при обучении, говорению младших школьников. Основные этапы исследования: Во введении обосновывается актуальность избранной темы, определяется объект, предмет, цель, задачи, методы исследования, формулируется рабочая гипотеза, научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, излагаются основные положения, выносимые на защиту. В первой главе « Психолого-дидактические основы развития русской речи учащихся начальных классов с помощью игр» описан психолого-педагогический аспект проблемы, теоретически обосновываются игровые способы и средства овладения учащимися русским языком. Во второй главе « Роль дидактических игр в формировании и развитии речевых умений и навыков учащихся начальных классов» предлагается методика использования дидактических игр как средство развития русской речи учащихся начальных классов В третьей главе «Экспериментальное обучение с использованием лингводидактических игр» предложены игровые приемы формирования языковых навыков и развития речевых, дается описание обучающего эксперимента. В заключении сформулированы выводы, сделанные на основе анализа и обобщения результатов исследования. Научная новизна исследования заключается в том, что изучены и разработана методика проведения различных видов дидактических игр для развития русской речи младшеклассников, определено их место на уроках русского языка. Практическая значимость исследования – подобранные виды дидактических игр для развития русской речи могут быть использованы учителями в практике обучения не только в национальной, но и в русской школе. На защиту выносятся следующие положения: Психолого-дидактические основы развития русской речи учащихся начальных классов с помощью игр. Методическая система обучения говорению, построенная с использованием игрового подхода, обеспечивает успешное формирование речевых умений младших школьников. 1. Использование игровых заданий и коммуникативно-ситуативных задач раздельно и в комплексе позволяет усилить практическую, познавательную и коммуникативную направленность речевых умений и навыков учащихся начальных классов. 2. Методически целесообразная соотнесенность дидактических игр и ситуативных задач с традиционными заданиями и упражнениями по развитии речевых умений и навыков учащихся начальных классов. Апробация исследования. Выдвигаемые в работе положения проверялись экспериментальным путем в начальных классах СОШ №1 г. Махачкалы. Структура диссертации. Магистерская работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………... 3 Г Л А В А I ПСИХОЛОГО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С ПОМОЩЬЮ ИГР 1.1. Место дидактических игр в развитии русской речи учащихся начальных классов ………….……………………………….…………….8 1.2. Психолого-педагогические основы развития русской речи учащихся начальных классов с использованием дидактических игр..................…11 1.3. Использование игровых приемов в отечественной и зарубежной практике преподавания языков…………………………………………17 Г Л А В А II РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ 2.1. Роль дидактических игр в формировании и развитии речевых умений и навыков учащихся начальных классов ………..................……………24 2.2. Методика использования дидактических игр как средство развития русской речи учащихся начальных классов………………………….37 2.3. Сущность дидактических игр как средства активизации речевого развития на уроках чтения………………………………………………47 2.4. Эксперимент и его материалы …………………………………………….59 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………….………...77 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………..…79
Список литературы

1. Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. – М., 1988. 2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: кн. для учителя / Н.П. Аникеева. - М.: Просвещение, 2001. - 144 с. 3. Акишина Н.Н. и др. Игры на уроках русского языка. – М., 1988. 4. Актуальные проблемы обучения русскому языку в начальных классах / Под. ред. Н.С. Рождественского, Г.А. Фомичёвой. – М., 1987. 5. Архипова Е.В. Русский язык и развитие речи / Е.В. Архипова. - Санкт - Петербург: изд. дом «Литература», 2005. - 96 с. 6. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. – М.: Просвещение, 1982. 7. Баев П.М. Играем на уроках русского языка. – М., 1989. 8. Букатов В.М. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения: книга для учителя / В.М. Букатов, А.П. Ершова. - М.: «Первое сентября», 2002. - 224 с. 9. Букатов В.М. Режиссура урока, общение и поведение учителя / В.М. Букатов, А.П. Ершова. - НОУ ВПО МПСИ, 2010. - 336 с. 10. Букатов В.М. Нескучные уроки: обстоятельное изложение социо-игровых технологий обучения школьников / В.М. Букатов, А.П. Ершова. - Петрозаводск, VERSO, 2008. - 187 с. 11. Васильева И. Г. Сборник игр на русском языке для учащихся подготовительных и первых классов дагестанской нерусской школы. – Махачкала: Дагучпедгиз, 1983. 12. Богуславская З.М. Развивающие игры для детей младшего школьного возраста / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. - М., 2011.- 207с. 13. Воспитание детей в игре. / Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. – М.: Академия, 2000. 14. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб, 1997. 15. Габо В.С. Материалы по занимательной морфологии. // Русский язык в школе, 2001, № 1, с. 87-88. 16. Гаврилычева Г.Ф. Игра учит и воспитывает // Начальная школа, 2001, № 4, с. 18-20. 17. Давыденко Ж. П. Элементы игры при обучении шестилеток. Ж. "Начальная школа", N 12, 1988, с. 37. 18. Дубова Т.А. Дидактическая игра «Иду в гости» на уроках чтения. - Журнал «Начальная школа». № 11 2001г. 19. Есырева А. Л. Учить, играя. Ж. "Начальная школа", N 10, 1988, с. 41. 20. Иванова Л.И. Игры. // Начальная школа, 1998, № 5, с. 33-35. 21. Игры-обучение, тренинг, досуг. Книга 5 «Педагогические игры» / Под ред. В.В. Петрусинского. – М., 1994. 22. Кукушкин В.С. Современные педагогические технологии начальной школы - Ростов-на-дону: Феникс, 2007. - 77 с. 23. 8. Капустина Н.Г. Познавательный интерес младших школьников. - Журнал «Начальная школа полюс до и после» № 2, 2005 год. 24. 17. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.; 2003 -50 с. 25. Комнеский Я.А. Избранные педагогические сочинения. 2 том. – М., 1982. 26. Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. - Москва.,2003. - 47 с. 27. Львов М.Р. Школа творческого мышления. – М., 1993. 28. Львов М.Р. Словарь-справочник про методике преподавания русского языка. – М.: Академия, 1999. 29. Магомедова З. Р., Файзиев Ф. М. Игра как средство активизации речевой деятельности шестилеток. – Махачкала: РИО,1988. 30. Магомедова З. Р. Дидактические игры по русскому языку для 1-4 классов дагестанской школы. – Махачкала: ДГПУ, 2000. 31. Магомедова З.Р., Рамазанова Д.А. Дидактические материалы по методике обучения русскому языку в начальных классах национальной школ. – Махачкала, Лотос, 2009. 32. Минскин Е. М. От игры к занятиям. – М.: Просвещение, 1982. 33. Немцова Л.Н., Медведева С.А. Когда слова становятся крылатыми. // Русский язык в школе, 2008, № 8, с. 42-44. 34. Программа по русскому языку для начальных классов дагестанской национальной школы. – Махачкала: НИИ педагогики, 2000. Рунцов Б.С. Играем все // Начальная школа, 2008, № 4, с. 75-76. 35. Савельева О. В. Урок в форме игры. // Русский язык, 1988, N 3, с. 36. Савенкова Н. П. Игра как средство активизации учащихся. // Русский язык в школе, 1988, N 3, с. 28. 37. Седж Н. В. Игры и упражнения в обучении шестилеток.– Минск: Народная асвета, 1985. 38. Тарасов Ф.И. Грамматические игры на занятиях по русскому языку. // Русский язык в школе, 1993, № 4, с. 63-65. 39. Тихеева Е.И. Развитие речи дошкольника. – М.-Л., 1987 40. Шадриков В.Д. Познавательные процессы и способности в обучении: учебное пособие / В.Д. Шадриков. - М.: Просвещение, 2002. - 304 с. .
Отрывок из работы

Г Л А В А I ПСИХОЛОГО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С ПОМОЩЬЮ ИГР 1.1. Место дидактических игр в развитии русской речи учащихся начальных классов Для младших школьников учение – новое и непривычное дело. Поэтому при знакомстве со школьной жизнью игра способствует снятию барьера между «внешним миром знаний» и психикой ребёнка. Основным типом дидактических игр являются игры, формирующие устойчивый интерес к учению и снимающие напряжение, которое возникает в период адаптации ребёнка к школьному режиму. Игры помогают решению учебных задач: активизации словаря, закреплению слов по определённой тематике, развитию у учащихся умений понимать чужую речь на слух, правильно отвечать на вопросы, развитию диалогической и монологической речи и т.д. Игра является одним из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей. Огромное значение игре как воспитательному средству придавал А.С. Макаренко: «Каков ребёнок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре…».
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 59 страниц
750 руб.
Дипломная работа, Педагогика, 55 страниц
600 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg