Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ СРЕДИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

not_en 250 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 47 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 03.08.2018
Проведённая научно – исследовательская работа позволила определить необ-ходимость воспитания толерантности у детей, раскрыть пути развития толерантного сознания у младших школьников, определить формы взаимодействия педагогов и родителей в воспитании толерантности у учащихся. Целю данного исследования я считаю – попытку понять, какую роль в жизни ребёнка играет толерантность, раскрыть вопросы, касающиеся её как особого каче-ства личности, пути развития толерантного сознания и установок у младших школьников.
Введение

С каждым годом к нам в школу приходит все большее количество детей разных национальностей. Это дети из семей беженцев, вынужденных переселенцев, жертв национальных конфликтов. Учителю важно донести до учащихся мысль, что разные индивидуальные качества людей (цвет кожи, вероисповедание, националь-ность) лишь дополняют друг друга, составляя многообразный и поэтому прекрас-ный мир. Мы все чаще и чаще говорим о толерантном мире, т.е. мире без жестоко-сти и насилия, мире, в котором главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность. Но произносить эти красивые слова недостаточно. Толерантность нужно воспитывать. Что же такое толерантность? Какую личность мы называем толерантной, и чем она отличается от интолерантной? В переводе с латинского толерантность означает терпение. Воспитание толерантности как одной из значимых черт личности стало в по-следнее время актуальной проблемой на мировом уровне. Ведь терпение необходимо и в труде, и в общении. Терпение предполагает способность воздержаться от чего-либо ради сознательно принятой цели и мобилизовать все силы для её достижения. Без толерантности невозможно бесконфликтное взаимодействие людей, а значит и стран, государств, невозможен мир на земле и совершенствование условий жизни всего человечества. Воспитание терпения у детей является непременным условием формирования их воли и характера. Некоторые дети, хорошо усвоив эти категории, начинают яростно осуждать своих сверстников за их неправильные поступки. Часто возникают конфликты. По-этому важно стремиться не только к тому, чтобы дети усвоили и осознали нравст-венные категории, но и проявили терпение по отношению друг к другу. Ведь чаще всего у детей и встречается эта проблема. Они не признают мнение, отличное от их собственного, нетерпеливы к различным явлениям, к другим людям, не признают право на такое же положение в коллективе других детей. Итак, актуальность проблемы воспитания толерантности обусловлена: 1. Ростом различного рода противоречий, экстремизма, агрессивности, расширения зон конфликтов и конфликтных ситуаций; 2. Потребностью школы в разработке и внедрении в практику новых методов толерантного воспитания. В связи с этим и на основании анализа психолого-педагогической литературы нами была сформулирована проблема: Каковы основные направления деятельности педагога по формированию толерантности у младших школьников? На основании данной проблемы мы определили тему нашего исследования – «Воспитание толерантного отношения среди младших школьников» Цель исследования: изучить теоретические аспекты проблемы формирования толерантности у младших школьников и выявить уровень толерантной воспитанности младших школьников для разработки методических рекомендаций в помощь учителю. Объектом исследования: является процесс формирования толерантности у младших школьников; Предметом исследования является проведение праздников как средство формирования толерантности у младших школьников. В соответствие с проблемой решались следующие задачи: 1. Проанализировать содержание понятия «толерантность»; 2. Выявить возрастные особенности, позволяющие формировать толерантность у младших школьников; 3. Раскрыть возможности проведения праздника для формирования толе-рантности у младших школьников; 4. Проанализировать результаты изучения уровней развития толерантной воспитанности у младших школьников; Методы исследования: 1. теоретический - анализ психолого-педагогической литературы; 2. эмпирический - опрос, методы математической статистики. Исследование проводилось в три этапа: На первом этапе изучалась психолого-педагогическая литература по пробле-ме исследования, формулировались ключевые позиции исследования, определялась база исследования. На втором этапе проводилась экспериментальная работа по формированию толерантности у младших школьников на уроках литературного чтения. На третьем этапе проводилось обобщение и систематизация полученных дан-ных, оформление работы, написание выводов и заключения. «Для того чтобы воспитать человека во всех отношениях, необходимо знать его во всех отношениях», - так считал классик педагогической науки Константин Дмитриевич Ушинский. Начиная или продолжая работу с детским коллективом, педагогу необходимо уделять большое внимание подбору диагностических методик, которые помогают в становлении и развитии детского коллектива. Целью экспериментального исследования являлась разработка системы воспитательных мероприятий, направленных на формирование ученического коллектива в начальной школе на примере организации групповых форм работы. Цель констатирующего этапа эксперимента заключается в определении степе-ни развития коллективистских отношений учащихся 3 класса друг с другом. При отборе диагностических методик учитывалось следующее: • возрастные особенности учащихся класса; • степень сформированности детского коллектива; • особенности взаимоотношений педагога и учащихся; • степень доверия детей друг к другу и взрослым. Методы, используемые в работе по изучению коллективистских отношений школьников в классе: социометрия, которая позволяет быстро и графически четко увидеть картину взаимоотношений в классе; анкетирование на определение групповой сплоченности; наблюдение во время групповой формы работы за характером общения; беседы с учителями и отдельными учениками; изучение психолого - педагогической литературы. Целью социометрического исследования является изучение взаимоотношений учащихся в коллективе и определение приоритетов отдельных учащихся в классе. Для того чтобы использовать количественные характеристики при изучении социальных взаимодействий в группе применяется так называемая социометриче-ская процедура, или социометрия (впервые предложенная в 30-х годах Д. Морено). Социометрия - это система некоторых приёмов, дающих возможность выяс-нить количественное определение предпочтений, безразличий или неприятий, которые получают индивиды в процессе межличностного общения и взаимодействия. Благодаря введению методической процедуры выделения мотивационного ядра возникает возможность перейти от исследования поверхностного слоя общения к исследованию более глубинных его пластов. Под мотивационным ядром здесь понимается система мотивов, образующая психологическую основу индивидуальной предпочитаемости, проявляемой индивидами в социометрическом исследовании. Выявление мотивационного ядра предпочтительности оказывается полезным всякий раз, когда возникает вопрос, почему социометрическая картина в данной группе именно такова; почему такой - то член группы предпочитает такого - то; почему некоторая часть группы числится в категории «лидеров», а другая - в категории «отверженных». Содержание мотивационного ядра выбора партнера в структуре межличностных отношений может служить показателем того уровня, которого достигла данная группа как коллектив. На первых, начальных этапах развития вновь созданных групп при выборе партнера члены группы исходят из эмоционально - личностных симпатий, но затем по мере становления коллектива содержание мотивационного ядра изменяется - выборы обусловлены ориентацией не на внешние достоинства личности, а на её моральные и деловые качества. Метод социометрического исследования использовался в начале и конце ис-следования для выявления изменений в характере взаимоотношений учащихся друг с другом.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………3 Глава I. Психолого-педагогические основы проблемы толерантного поведения младших школьников § 1 Сущность понятия «толерантность»………………………………………..………8 § 2 Особенности толерантного поведения младших школьников……………………15 § 3 приемы воспитания толерантности…………..………………………………...….23 Вывод по I главе ………………………………………………………………………...28 Глава II. Опытно - экспериментальная работа по воспитанию толерантности у младших школьников § 1. Диагностика сформированности толерантности у младших школьников …….29 § 2. Формирующий эксперимент………………………………………………….…....37 § 3 Анализ результатов опытно – экспериментальной работы………………………40 Вывод по II главе………………………………………………………………….……42 Заключение………………………………………………………………….……….….44 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………….…46
Список литературы

1. Азаров Ю. П. Искусство воспитывать / Ю. П. Азаров // М., 1979. - 268 с. 2. Андреева В.В. Особенности деятельности классного руководителя в гумани-стической воспитательной системе // Методология, теория и практика воспитатель-ных систем: поиск продолжается / Под ред. Л.И. Новиковой, Р.Б. Вендровской, В.А. Караковского. - М.: НИИ Теории образования и педагогики РАО, 1996. - С. 121 - 128. - 350 с. 2. Аникеева Н. П. Учителю о психологическом климате в коллективе / Н. П. Аникеева // М.,1983. - 332 с. 4. Балаев А.А. Активные методы обучения / А. А Балаев // М.: Профиздат, 1986. - 96 с. 5. Баранов С. П., Болотина Л. Р. Сластенин В.А. Педагогика / С. П. Баранов, Л. Р. Болотина, В. А. Сластенин // М., 1987. - 356 с. 6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович // М., 1968. - 464 с. 7. Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики / Под ред. Т.И. Шамовой. - М .: Педагогика, 1991. - 192 с. 8. Гордин Л. Ю. Организация классного коллектива / Л. Ю. Гордин // М.: Про-свещение, 1984. - 176 с. 9. Караковский В.А Воспитание? Воспитание... Воспитание! / В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова // М.: Новая школа, 1996. - 160 с. 10. Коротов В.М. Развитие воспитательных функций коллектива: (Проблемы об-щей методики воспитат. процесса) / Виктор Михайлович Коротов // М.: Педагогика, 1974. - 280 с. 11. Конникова Т.Е. О видах взаимоотношений в школьных коллективах // Вопросы управления и руководства процессом воспитания школьников / Т. Е. Конникова. - М., 1971. - 440 с. 12. Леонтьев А.А. Педагогическое общение А. А. Леонтьев - М., 1979 96 с. 13. Макаренко А.С. Воспитание гражданина / А.С. Макаренко / сост. Р.М. Бески-на, М.Д. Виноградова. - М., 1988. - 304 с. 14. Макаренко А. С. Педагогические сочинения в 8-ми томах. / А. С. Макаренко. - М.: Педагогика, 1983-1986. - Т. 1 - 8. - 512 с. 15. Маркс К. Капитал. В трех томах. / К. Маркс. - М.: Издательство политической лит - ры, 1986. - Т. 3. - 1086 c. 16. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека / А. Б. Орлов - М.: Логос, 1995. - 224 с. 17. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив / А. В. Петровский. М.: Политиздат, 1982. - 256 с. 18. Ропов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании / Е. И. Ропов - М.: Владосток,1996. - 528 с. 19. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика / К. Рудестам // Пер. с анг. - 2-е изд. - М.: Прогресс, 1993. 368 с. 20. Селиванова Н.Л. Класс и его воспитательные функции в современной школе: Дис. в виде научного доклада д-ра пед. наук. - М., 1997. - 82 с. 21. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведе-ний / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов // Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с. 22. Сухомлинский В. А. Методика воспитания коллектива / В. А. Сухомлинский. - М., 1984. - 190 с. 23. Теория и методика воспитания. Учебное пособие / Л. И. Маленкова. - М.: Пе-дагогическое общество России, 2002. - 480 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА I Психолого-педагогические основы проблемы толерантного поведения младших школьников § 1 Сущность понятия «толерантность» Важнейшим условием, обеспечивающим своеобразие взаимосвязей в педаго-гическом процессе, является характер отношений, который складывается между всеми его участниками: педагогами, детьми, родителями. Эти отношения многооб-разны, каждое из них имеет мотивационно-ценностный, когнитивный и эмоцио-нальный компоненты. Среди всего многообразия отношений особое место занимает толерантное отношение. Не случайно терпение, терпимость в народной педагогике возводят в ранг одних из ведущих качеств личности: «Терпение и труд всё перетрут», «Умный смиряется, глупый надувается», «Терпя, в люди выходят», «Нетерпение сродни опрометчивости» и др. Поэтому, важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения. В процессе взаимодействия с окружающими, на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Важно, чтобы из стен школы вышли воспитанники не только с определённым багажом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие толерантностью как основой своей жизненной позиции. Актуальностью воспитания толерантности обусловлена теми процессами, ко-торые тревожат мировую общественность, так и российское общество. Прежде всего, это рост различного вида экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов и конфликтных ситуаций. Эти социальные явления особо затрагивают молодёжь, которой в силу возрастных особенностей свойственен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем. Школа как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Эти возможности могут быть реализованы как в процессе учебной, так и во внеучебной деятельности. Именно в школьном сообществе у ребёнка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 42 страницы
210 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg