Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Прокурор на досудебных стадиях уголовного процесса России

rock_legenda 2700 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 90 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 20.03.2022
Объект исследования являются уголовно-процессуальный правоотношения, связанные с участием прокурора в досудебных стадиях уголовного процесса России. Предметом исследования является участие прокурора в досудебных стадиях уголовного процесса России. Целью данной работы является разработка ряда предложений по совершенствованию участия прокурора в досудебных стадиях уголовного процесса. Реализация поставленной цели предполагается посредством решения следующих задач: 1) исследовать подходы к понятию и формам участия прокурора в досудебных стадиях уголовного процесса; 2) определить современные цели и задачи участия прокурора на досудебных стадиях уголовного процесса России; 3) рассмотреть функции, реализуемые прокурором при участии на досудебных стадиях уголовного процесса на современном этапе как основания такого участия; 4) раскрыть понятие и особенности системы полномочий прокурора на досудебных стадиях уголовного процесса и их содержание; 5) исследовать механизм реализации полномочий прокурора в стадии возбуждения уголовного дела; 6) исследовать механизм реализации полномочий прокурора в стадии предварительного расследования. Методологическую основу исследования составляют диалектика как общенаучный метод познания, а также кибернетический, логический, системный, исторический и сравнительно-правовой методы научного познания. Теоретическую основу исследования составляют фундаментальные труды, научные статьи отечественных и зарубежных ученых, таких как: А.В. Агутин, А.М. Багмет, Ш.Ш. Байрамов, В.Г. Бессарабов, А.Д. Берензон, Д.В. Бичеев, О.В. Воронин, А.Ю. Винокуров, Л.В. Виницкий, Л.В. Головко, В.В. Гошуляк, В.Н. Исаенко, Р. Иеринг, С.М. Казанцев, А.Н. Конев, И.В. Котелевская, К. Маркс, Н.В. Мельников, Н.В. Муравьев, А.В. Петров, С.Б. Россинский, В.В. Самсонов, А.В. Серебрянникова, А.В. Скабелин, В.В. Стрельников, Д.А. Сычев, Д.А. Турчин, В.Е. Чиркин, Л.Д. Чулюкин, Р. Штайнер, Ф. Энгельси др. Нормативно-правовую основу исследования составили Конституция Российской федерации 1993 г., Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации 2001 г., Закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» 1992 г., Приказы Генерального прокурора Российской Федерации, а также действовавшее ранее уголовно-процессуальное законодательство РСФСР. Эмпирическую основу исследования составил опыт применения норм уголовного закона, отраженный в правоприменительных актах следственных органов, органов прокуратуры, судов судебной системы РФ и при прохождении практик, а также статистическая информация о состоянии преступности, опубликованная ГИАЦ МВД РФ и Приволжской транспортной прокуратурой. Основные положения, выносимые на защиту: 1) В науке уголовного судопроизводства участие прокурора в досудебных стадиях уголовного процесса Росси понимается в теоретическом и в прикладном смыслах. В теоретическом смысле – это обособившаяся в рамках уголовно-процессуального права система правовых норм, регулирующих вопросы реализации полномочий прокурора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства России. В прикладном смысле участие прокурора в досудебных стадиях уголовного процесса – это урегулированная уголовно-процессуальным законом деятельность уполномоченных прокуроров на досудебных стадиях уголовного процесса, направленная на достижение назначения уголовного судопроизводства, осуществляемая в установленных законом пределах и формах. Формы же участия прокурора на досудебных стадиях уголовного процесса России целесообразно делить на общие и частные в зависимости от направлений участия и конкретных полномочий, реализуемых в их рамках. 2) Целями участия прокурора в досудебных стадиях уголовного процесса является обеспечение полного, всестороннего и объективного расследования уголовных дел в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством. Задачами участия прокурора в досудебных стадиях уголовного процесса являются: обеспечение соблюдения процессуального законодательства органами следствия и дознания при приеме, регистрации и проверки сообщений о преступлениях; обеспечение законности принятия решений о возбуждении уголовного дела, отказе в возбуждении уголовного дела; обеспечение исполнения органами следствия и дознания процессуального законодательства при производстве расследования, а также при осуществлении ОРД уполномоченными органами; обеспечение органами следствия и дознания объективности и полноты расследования; участие прокурора в процессуальных действиях, где таковое предусматривается процессуальных законодательством. 3) В досудебных стадиях уголовного процесса наиболее проявляются две функции прокурора – надзор (в частности подфункция надзора за следствием и дознанием), а также функция уголовного преследования. Надзор представляет собой, прежде всего деятельность по обеспечению органами следствия и дознания соблюдения законодательства, устранению нарушений и гарантии соблюдения прав граждан и организаций в уголовном процессе. Указанная деятельность заключается в наблюдении за процессуальной деятельностью поднадзорных субъектов. В свою очередь уголовное преследование есть деятельность по привлечению виновных к ответственности, поддержанию государственного обвинения. 4) Система полномочий прокурора в досудебных стадиях уголовного процесса РФ является средством реализации его функций. Основанием же полномочий прокурора в досудебных стадиях уголовного процесса является культурное наследие, обусловленное истиной (правдой) русского (российского) народа. Данное основание полномочий прокурора в досудебных стадиях уголовного процесса должно предопределять «древо» целей прокурорской деятельности в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования. 5) Законодательное регулирование участия прокурора в досудебных стадиях уголовного судопроизводства нуждается в своем совершенствовании, поиска оптимальной формы взаимодействия прокурора с органами предварительного следствия и дознания, исходя из традиций, обычаев и мировоззрением (самобытности) российского народа, Конституции РФ и Стратегии национальной безопасности 2021 года. 6) В действующей доктрине участия прокурора в досудебных стадиях уголовного процесса, воплощенной в действующем УПК РФ, предлагается внести в УПК РФ следующие изменения: - заменить в ч. 1 ст. 74 УПК РФ термин «прокурор» терминологическим сочетанием «руководитель следственного органа»; - заменить в п. 11 и 12 ч. 2 ст. 37 УПК РФ термин «следователь» на терминологическое сочетание «руководитель следственного органа»; - закрепить в законе обязанность направлять прокурору копию протокола о задержании подозреваемого вместе с письменным уведомлением. Теоретическая значимость исследования состоит в разработке авторских предложений, связанных с целями и задачами участия прокурора на досудебных стадиях уголовного процесса России, а также о взаимосвязи полномочий прокуроров с верой и самобытностью (мировоззрением) российского народа. Понимание этой взаимосвязи способно привести к двум значимым результатам в деле участия прокурора в досудебных стадиях уголовного процесса: повышение уровня духовно-нравственных начал прокурорской деятельности и её самоорганизации за счет усиления значимости субъективного фактора в её организации (целенаправленности, задач, мотивации). Практическая значимость исследования определяется его направленностью на решения ряда практических задач, таких как: 1) Разработаны положения о реализации полномочий прокурора как процессе «жизни» культуры и мировоззрения российского народа, что обеспечивает системность и непротиворечивость уголовно-процессуальной деятельности; 2) Разработаны предложения по совершенствованию уголовно-процессуального законодательства с целью нивелирования существующих проблем реализации полномочий прокурора. Разработанные автором в рамках исследования теоретические положения могут быть применены как в процессе правотворчества, так и для обеспечения направленности практической уголовно-процессуальной деятельности на достижения целей уголовного процесса в целом, а равно для повышения эффективности деятельности правоприменителей при производстве по уголовным делам. Значимость исследования также определяется и возможностью применения его результатов в качестве научно-методической основы для разработки учебных пособий и рекомендаций для подготовки, переподготовки и повышения квалификации практических работников. Кроме того, они могут применены в юридических вузах в процессе преподавания таких дисциплин, как «Уголовный процесс России», «Прокурорский надзор», «Проблемы уголовного процесса России», «Правоохранительные органы», а также при проведении дальнейших научный изысканий в рамках заявленной проблематики. Апробация результатов диссертационного исследования. Разработанные в рамках настоящего исследования теоретические положения докладывались на кафедре уголовного права и процесса юридического факультета Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского (г. Нижний Новгород), где производилось обсуждение работы в целом и ее и рецензирование. Результаты исследования обсуждались на научно-практических семинарах, были представлены в форме докладов на научных конференциях, в том числе на юбилейной Международной научно-практической конференции «Юридическая наука и практика в условиях современных вызовов (к 30-летию юридического факультета Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского)». Структура работы. Структура работы логически вытекает из поставленных целей и задач исследования, обусловлена также его предметом и объектом. Настоящая работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, библиографического списка, включающего 100 наименований источников. Работа выполнена на 91 странице.
Введение

Актуальность. На современном этапе развития Российского государства продолжаются процессы реформирования уголовного судопроизводства, поиска оптимальной его формы и наиболее эффективной модели взаимодействия правоохранительных органов. Особенно остро данные процессы проявились в реформировании системы органов прокуратуры, в частности путем изменения основ и форм участия прокуроров в досудебных стадиях уголовного процесса. Изменение основ и форм участия прокуроров в досудебных стадиях уголовного процесса активно продолжается и в настоящее время. Президент России В.В. Путин неоднократно обращал внимание на данное обстоятельство. В частности, он отметил: «Уверен, эти новации позволят вам эффективнее решать поставленные задачи, добиваться главного - чтобы наши граждане чувствовали, что они находятся под надежной защитой закона» . Действительно, именно прокуратура прежде всего обеспечивает защиту прав граждан России, устраняя любые нарушения закона. Защита прав граждан в уголовно-процессуальной сфере немыслимо в отрыве от прокурорской деятельности по обеспечению законности и объективности предварительного расследования. Именно прокурор является тем должностным лицом, которое во многом способствует установлению истины в ходе уголовного судопроизводства. Таким образом, уяснение и глубокое изучение теоретических основ участия прокурора на досудебных стадиях уголовного процесса России, реализации его полномочий и возникающих при этом проблем, роли нравственных начал в осуществлении указанных полномочий представляет живой интерес для науки. Разрешение этой задачи, оценка текущего состояния института участия прокурора на досудебных стадиях уголовного процесса является необходимым этапом для дальнейшего совершенствования механизма участия прокуроров в предварительном расследовании. Найденное решение позволяет смоделировать такую систему взаимодействия прокуратуры и органов следствия и дознания, которая укладывается в канву конституционных изменений, связанных с верой и самобытностью российского народа, обусловленных отечественными традициями, обычаями, менталитетом и мировоззрением российского народа. Степень разработанности темы. Вопросы участия и роли прокурора на досудебных стадиях уголовного процесса России разработаны в фундаментальных трудах, научных работах отечественных ученых: А.В. Агутина, О.Я. Баева, В.Г. Бессарабова, А.Ю. Винокурова, П.С. Ефимичева, Н.В. Жогина, O.A. Зайцева, А.Г. Звягинцева, C.B. Познышева, В.И. Рохлина, В.М. Савицкого, Г.И. Скворцова, А.Ф. Смирнова, А.Б. Соловьева, М.С. Строговича, A.Я. Сухарева, А.Г. Халиулина и некоторых других. Проблемы участия прокурора в расследовании исследовались в диссертациях К.А. Бабина, М.В. Бызовой, Е.А. Буглаевой, Т.Д. Ермаковой, И.Б. Крыловой, И.С. Курышова, Т.Н. Самойловой, В.В. Самсонова, Е.В. Терехова, A.B. Урываева, М.Н. Филипповой и других. Между тем участия прокурора в досудебных стадиях уголовного процесса контексте конституционных изменений, связанных с верой и самобытностью российского народа, в настоящее время в отечественной науке не исследовалось. В этой связи в науке прокурорского надзора оказались не разрешенными вопросы, связанных с духовно-нравственными основаниями целей, задач, функций участия прокурора в досудебных стадиях уголовного процесса, а также понимания и механизма реализации полномочий прокурора в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования.
Содержание

Введение…………………...……………………………………………………...3 Глава1. Основания участия прокурора в досудебных стадиях уголовного процесса………………………………………………………………………….11 1.1. Понятие и формы участия прокурора в досудебных стадиях уголовного процесса……………………………………………………………..11 1.2. Цели и задачи участия прокурора в досудебных стадиях уголовного процесса России………………………...………………………………….…….21 1.3. Функции прокурора и их виды как основание участия прокурора на досудебных стадиях уголовного процесса России………….………...………..34 Глава 2. Полномочия прокурора в досудебных стадиях уголовного процесса……………………………………………………….…………………47 2.1. Понятие, система и содержание полномочий прокурора в досудебных стадиях уголовного процесса………………………………………………...….47 2.2. Реализация полномочий прокурора на стадии возбуждения уголовного дела…………………………………...……………………………..59 2.3. Реализация полномочий прокурора на стадии предварительного расследования……………………………………………………………………65 Заключение……………………………………………………………………...76 Библиографический список……………………………...…………………....81
Список литературы

I. Действующее законодательство и подзаконные акты: 1) Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.] [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (Дата обращения: 25.07.2021). 2) Уголовный кодекс РФ: федер. закон: [принят Государственной Думой РФ 24 мая 1996 г. № 63-ФЗ: в ред. от 01июля 2021 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. - № 25. - Ст. 2954; 3) Уголовно-процессуальный кодекс РФ: федер. закон: [принят Государственной Думой РФ 22 ноября 2001 г. № 174-ФЗ: в ред. от 01июля 2021 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 декабря 2001 г. - № 52 (часть I). - Ст. 4921; 4) Закон РФ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 [принят Верховным Советом РФ17января1992 г. № 2202-1: в ред. от 01 июля 2021 г.][Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_262/ (Дата обращения: 25.07.2021). 5) Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» [принят Государственной Думой РФ12августа 1995 г. № 144-ФЗ: в ред. от 01 июля 2021 г.][Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7519/ (Дата обращения: 25.07.2021). 6) Указ Президента РФ от 27 сентября 2010 г. № 1182 «Вопросы Следственного комитета Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_105147/ (Дата обращения: 25.07.2021). 7) Указ Президента РФ от 18 апреля 1996 г. № 567 «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 17. Ст. 1958; 2013. № 26. Ст.3309. 8) Приказ Генерального прокурора России от 28.12.2016 № 826 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_212081/ (Дата обращения: 25.07.2021). 9) Приказ Генерального прокурора России от 05.09.2011 № 277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия» [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_119859/ (Дата обращения: 25.07.2021). 10) Приказ Генерального прокурора России от 26.01.2017 № 33 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания» [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_213315/ (Дата обращения: 25.07.2021). II. Законодательство, утратившее силу: 1) Указ от 27.04.1722 г. «О должности генерал-прокурора». Российское законодательство X – XX веков. М. 1986. С. 186. 2) Учреждения для управления губерний Всероссийской империи с отдельной главой XXVII «О прокурорской и стряпческой должности» [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс» URL: https://constitution.garant.ru/history/act1600-1918/2350/#sub_para_N_27 (Дата обращения: 25.07.2021). 3) Свод Законов Российской Империи [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс» URL: https://civil.consultant.ru/code/ (Дата обращения: 25.07.2021). 4) Устав уголовного судопроизводства [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс» URL: https://constitution.garant.ru/history/act1600-1918/3137/ (Дата обращения: 25.07.2021). 5) Декрет Совет Народных Комиссаров (О суде) [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс» URL: https://constitution.garant.ru/history/act1600-1918/5312/ (Дата обращения: 25.07.2021). 6) Декрет ВЦИК от 07.03.1918 г. № 2 «О суде» [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс» URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_254.htm (Дата обращения: 25.07.2021). 7) Декрет ВЦИК от 21.10.1920 «Положение о Народном Суде РСФСР» [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс» URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=18782#WS460hSYVavlPLzv (Дата обращения: 25.07.2021). 8) Постановление ВЦИК от 28.05.1922 «Положение о прокурорском надзоре» [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс» URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=9076#svz70hSJfjaxi8wF (Дата обращения: 25.07.2021). 9) Постановление ВЦИК от 25.05.1922 «Об Уголовно-Процессуальном Кодексе» [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс» URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=4006#yD2D0hSGxa6jDI71 (Дата обращения: 25.07.2021). 10) Постановление Президиума ЦИК СССР от 31.10.1924 «Основы уголовного судопроизводства СССР и Союзных Республик» [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс» URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=16292#wCRK2hSNBBncE6u7 (Дата обращения: 25.07.2021). 11) Постановление ЦИК СССР № 84, СНК СССР № 2621 от 17.12.1933 «Положение о прокуратуре Союза ССР» [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс» URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=31115#TYxL2hSqDhv1ocdD (Дата обращения: 25.07.2021). 12) Постановление СНК СССР от 05.11.1936 № 1961 «О структуре Прокуратуры Союза ССР» [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс» URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=31926#rSzN2hS4TfMqsWVD (Дата обращения: 25.07.2021). 13) Конституция СССР от 05 декабря 1996 года [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс» URL: https://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1936/red_1936/3958676/ (Дата обращения: 25.07.2021). 14) Указ Президиума ВС СССР от 24.05.1955 «Об утверждении Положения о прокурорском надзоре в СССР» [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс» URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=19140#zjJg5hSR4kafN0B5 (Дата обращения: 25.07.2021). 15) Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 27.10.1960) [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3275/ (Дата обращения: 25.07.2021). 16) Закон СССР от 30.11.1979 N 1162-X «О прокуратуре СССР» [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс» URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=44512#RqHT6hSvJmEYrCi4 (Дата обращения: 25.07.2021). 17) Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 11 марта 1992 г. № 7 «О задачах органов прокуратуры, вытекающих из закона Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс» URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=300893#K860HhSUq1UZbmu4 (Дата обращения: 25.07.2021). III. Монографии: 1) Бачило И.Л. Функции органов управления: правовые проблемы оформления и реализации. М.: Юрид. лит. 1976. 200c. 2) Буглаева Е.А., Виницкий Л.В. Участие прокурора в ходе предварительного следствия: монография. М.: Юрлитинформ. 2013. 216с. 3) Винокуров А.Ю. Актуальные вопросы организации и деятельности прокуратуры. Избранные статьи. 2-е изд. М. 2012. 492c. 4) Воронин О.В. Теоретические основы современной прокурорской деятельности / О.В. Воронин; под ред. д.ю.н. А.Г. Халиуллина. Томск. 2013. 164с. 5) Воронов В. П. Основы безопасности жизнедеятельности: организационные аспекты. СПб. 2011. 212с. 6) Гошуляк В. В. Прокуратура, адвокатура, нотариат в конституционном праве России. М. 2005. 89с. 7) Иеринг Р. Цель в праве. Т. 1. СПб. 1881. 412с. 8) Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Издание второе. Том 4. М. 1955. 449с. 9) Мельников Н.В. Прокурорская власть и личность. Правовые средства обеспечения конституционных прав и свобод граждан России. М.: Юристъ. 2003. 384c. 10) Теоретико-правовые и организационные основы участия прокурора в уголовном судопроизводстве: Монография / Под общ. ред. А.Г. Халиулина; Акад. Генер. прокуратуры РФ. – М., 2016. – 505 с. 11) Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка. М. 2005. 1239с. 12) Чулюкин Л. Д. Природа и значение цели в советском праве. Казань:Издательство Казанского университета 1984. 104 с. 13) Штайнер Р. Истина и наука. Философия свободы: основные черты одного современного мировоззрения. СПб. 2007. 228с. IV. Научные статьи: 1) Агутин А.В. К вопросу о «древе» целей прокурорского надзора на стадии возбуждения уголовного дела // Бизнес в законе. 2013. № 3. С. 72-74. 2) Агутин А. В. К вопросу о нравственных основаниях уголовно-процессуальной деятельности // Вестник ННГУ. 2013. №3-2. С.18-20. 3) Александров А.С. Доктринальная модель уголовно-процессуального доказательственного права Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Сайт МАСП. URL: http://www.iuaj.net/node/ (Дата обращения: 25.07.2021). 4) Багмет А.М. Роль следователя в установлении объективной истины при расследовании преступлений // Российский следователь. 2013. № 16. С. 4-7. 5) Байрамов Ш.Ш. Проблемные аспекты надзора за исполнением законом как основная функция прокурора в досудебной стадии уголовного процесса // Российский следователь. 2014. № 6. С. 11-15. 6) Берензон А.Д. Об основных направлениях деятельности прокуратуры // Проблемы организации и деятельности прокурорской системы в свете Закона о прокуратуре СССР. М., 1981. С. 27-35. 7) Бессарабов В.Г. К вопросу о критериях эффективности прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. № 8. С. 47-53. 8) Бичеев Д.В. Акты прокурорского реагирования (надзора) в досудебном уголовном судопроизводстве // Пробелы в российском законодательстве. 2014. № 3. С. 190-192. 9) Бичеев Д.В. Полномочия прокурора на стадии возбуждения уголовного дела // Пробелы в российском законодательстве. 2014. № 3. С. 186-189 10) Бондарь Н.С. Конституционализация прокурорского надзора в Российской Федерации: проблемы теории и практики // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 5. С. 9-23. 11) Вельский К. С. О функциях исполнительной власти // Государство и право. 1997. № 3. С. 14-21. 12) Вершинина С.И. О необходимости законодательного регулирования задач уголовного судопроизводства // Российская юстиция. 2015. № 10. С. 28-30. 13) Воеводина Т.Г. Профилактика правонарушений и прокурорский надзор: проблематичные новеллы законодательства // Законодательство и экономика. 2016. № 9. С. 58-62. 14) Володина Л.М. Назначение, функции и задачи уголовного судопроизводства // Известия Алтайского государственного университета. 2015. Вып. 2 (86). Том 2. С. 14-18. 15) Гальченко А. И. Функции прокуратуры Российской Федерации: спорные вопросы // LexRussica. 2014. №11. С.1346-1359. 16) Головко Л.В. Институт следственных судей: Американизация путем манипуляции [Электронный ресурс]. – Официальный сайт РАПСИ. URL: http://rapsinews.ru/legislation_publication/20150320/273362096.html (Дата обращения: 25.07.2021). 17) Григоров К.А. Функции и направления деятельности прокуратуры Российской Федерации в современных условиях// Журн. «Российское право в Интернете». № 2004 (02). С.7-11. 18) Исаенко В.Н. Оценка прокурором всесторонности, полноты и объективности результатов предварительного расследования // Пробелы в российском законодательстве. 2013. № 1. С. 172-177. 19) Князева Е.Г. Возникновение и развитие Российского прокурорского надзора (дореволюционный период) // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2006. № 4. С. 110-116. 20) Карпов К.Н. Цели, задачи и объекты прокурорской деятельности // Закон и право. 2018. №12. С.135-138. 21) Конев А.Н. Идеологические основы целеполагания в современном отечественном уголовном процессе // Вестник Нижегородской академии МВД России. Юридическая наука и практика. 2016. № 2 (34). С. 162-166. 22) Котелевская И. В. Современный парламент // Государство и право. 1997. № 3. С. 5-13. 23) Ломовский В.Д. Стадии прокурорского надзора: понятие, значение, система // Прокурорский надзор и укрепление социалистической законности в Советском государстве. Л., 1984. С. 60–68. 24) Муравьев Н.В. Общие основания прокурорской деятельности по уголовным делам // Дореволюционные юристы о прокуратуре: сборник статей. СПб. 2001.С. 1-35. 25) Осипян С.А. Функции прокуратуры и предмет надзора // Законность. 2006. № 12. С. 9-11. 26) Петров А. В. О категории сущности права // Вестник ННГУ. 2010. №1. С. 253- 258. 27) Петров А.В. Структура содержания права // Вестник ННГУ. 2012. №2-1. С 274-281. 28) Петров А.В. Форма права и ее разновидности // Вестник ННГУ. 2012. №6-1. С 277-232. 29) Россинский С.Б. Концепция судебной реформы в РСФСР и современные проблемы организации предварительного следствия // Судебная власть и уголовный процесс. 2016. №3. С. 42-49. 30) Руденко Ю.И. К вопросу о координации правоохранительной деятельности // Российская юстиция. 2010. № 11. С. 56–58. 31) Скабелин А.В. Возвращение прокурору полномочий по возбуждению уголовных дел: за и против // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5, «Юриспруденция». 2016. № 2 (31). С. 157-161. 32) Стрельников В.В. Понятие и основное содержание целей и задач управленческой деятельности в органах прокуратуры Российской Федерации // Вопросы управления. 2015. №5 (17). С. 108-118. 33) Стрельников В. Система управления в прокуратуре // ЭЖ-Юрист. 2011. № 25. С. 7-14. 34) Турчин Д.А. Выводы из ближайшей истории органов прокуратуры и следствия в России // Правоведение. №2. 1998. С.166-172. 35) Чувствина М.И., Шувалов М.Н. Дознание как форма предварительного расследования // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2017. №3 (39). С. 153-157. 36) Халиулин А.Г. Уголовно-процессуальное законодательство России о деятельности прокурора // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2017. №3 (82). С. 85-96. V. Авторефераты и диссертации: 1) Агутин А.В. Теоретические и нравственные основания принципов в современном отечественном уголовном судопроизводстве. М. 2009. 106 с.; Агутин А.В. Мировоззренческие идеи в уголовно-процессуальном доказывании. Дисс. … докт. юр. наук. Нижний Новгород. 2005. 448 с. 2) Буглаева Е.А. Участие прокурора в ходе предварительного следствия. Автореф. дисс. … канд. юр. наук. Челябинск. 2011. 256 с. 3) Жабкин А.С. Синергетическая модель прокурорского надзора за законностью в процессуальной деятельности органов предварительного следствия: автореф. дис. канд. юрид. наук. Ростов на-Дону. 2015. 27 с. 4) Казанцев С.М. Прокуратура Российской Империи (Историко-правовое исследование): Дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.01 / С.М. Казанцев. - СПб., 2003. 278 с. 5) Мельников Е.А. Уголовное преследование в условиях действия системы разделения властей (досудебное производство): автореф. дис. канд. юрид. наук. Москва. 2018. 36 с. 6) Самсонов В.В. Прокурорский надзор и ведомственный процессуальный контроль в досудебном судопроизводстве. Автореф. дисс. … канд. юр. наук. Ростов-на-Дону. 2011. 26 с. 7) Серебрянникова М.В. Прокурорский надзор за уголовнопроцессуальной деятельностью органов, осуществляющих предварительное расследование: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.09 / Серебрянникова Мария Викторовна. М., 2013. 26 с. 8) Сычев Д.А. Содержание и реализация прокурором функций надзора и уголовного преследования в досудебных стадиях уголовного процесса: дисс. … канд. юрид. наук: 12.00.09 / Сычев Дмитрий Анатольевич. М., 2016. 232 с. VI. Учебная литература и комментарии: 1) Басков В.И.Курс прокурорского надзора: учебник для вузов / В. И. Басков, Б. В. Коробейников ; отв. ред. Б. В. Коробейников. Москва: Зерцало. 2000. 512 с. 2) Бессарабов В.Г. Прокурорский надзор: учебник / В. Г. Бессарабов. Москва: Проспект. 2006. 535 с. 3) Воронин О.В. Прокурорский надзор в Российской Федерации: вопросы Общей части. Учебное пособие / Воронин О.В.; Науч. ред.: Якимович Ю.К. Томск: Изд-во НТЛ. 2007. 192 c. 4) Игнатюк Н.А. Государственно-частное партнерство: учебник / Н. А. Игнатюк. Москва: Юстицинформ. 2012. 382 с. 5) Ласкина Н.В. Прокурорский надзор: учебник / Н. В. Ласкина. Москва: Юстицинформ. 2012. 261 с. 6) Прокурорский надзор в 2 т. Том 1. Общая часть: учебник для бакалавриата и специалитета / О. С. Капинус [и др.]. Москва. 2018. 211 с. 7) Прокурорский надзор: учебник для бакалавров/ под общ. ред. Ю.Е. Винокурова. 11-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт. 2013. 479 с. 8) Прокурорский надзор: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / М. П. Поляков [и др.].; под общ. Ред. М.П. Полякова. Москва.: Издательство Юрайт. 2018. 311с. 9) Советское административное право: Учеб. для вузов по спец. «Правоведение» / [Алехин А. П., Бесчеревных В. В., Кармолицкий А. А. и др.; Под ред. Козлова Ю. М.]. М.: Юрид. лит. 1985. 542 с. 10) Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: полный курс / Ю. А. Тихомиров. Москва: 2006. 696 с. 11) Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление: учебник для студентов вузов/ В. Е. Чиркин. Москва: Юристъ. 2003. 319 с. VII. Отдельные электронные ресурсы: 1) Новости. Официальный сайт генеральной прокуратуры РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-83261/ (Дата обращения: 25.07.2021). 2) Постановление Верховного Совета РСФСР от 24.10.1991 г. № 1801-1 «О концепции судебной реформы в РСФСР» [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс» URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=221794#cEojGhS2lRvtrUa72 (Дата обращения: 25.07.2021). 3) Путин рассказал о значении усиления статуса прокуратуры. РИА Новости. [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20210112/prokuratura-1592667567.html (Дата обращения: 25.07.2021). 4) Состояние преступности в России за январь – июнь 2020 года (Официальный сайт Прокуратуры РФ) [Электронный ресурс]. – URL: https://genproc.gov.ru/upload/iblock/4fb/sbornik_6_2020.pdf (Дата обращения: 27.08.2021). 5) Сведения о состоянии преступности и раскрываемости преступлений в Приволжском транспортном регионе (Официальный сайт Приволжской транспортной прокуратуры). URL: https://ptproc.ru/ru/29/357/. (Дата обращения: 27.08.2021).
Отрывок из работы

Глава 1. Основания участия прокурора в досудебных стадиях уголовного процесса 1.1. Понятие и формы участия прокурора в досудебных стадиях уголовного процесса Рассматривать вопрос о понятии и формах участия прокурора в досудебных стадиях современного уголовного процесса стоит начать с описания основных этапов становления органов прокуратуры в целом. Лишь рассмотрев детально генезис явления, возможно выделить его определяющие черты, возникшие и исторически развившиеся в строго определенных исторических условиях, которые, тем самым, отчасти предопределяют его современное состояние. Отметим, что в учебной литературе изучение генезиса прокуратуры уже традиционно начинается с истории Франции XIII–XIV веков, где впервые была сформирована прокуратура, которая и послужила прообразом для новообразуемой государственной структуры в России . Действительно, начало данный орган берет именно во Франции, где возник как карательный орган, используемый королевской властью как эффективное средство борьбы с сепаратными настроениями на отдельных территориях государства. Отметим, что созданию органов прокуратуры Петром I предшествовала целая серия реформ, как то, создание Правительствующего Сената Указом от 22 февраля 1711 года и службы фискалов Указом от 17 марта 1714 года. Представляет особый интерес служба фискалов, осуществляющий именно контрольную функцию. Как отмечает Е.Г. Князева, создание данной службы пусть и ошибочно считать отдельным этапом на пути создания прокуратуры, данная реформа заложила ряд принципов работы последней. Прежде всего речь идет о принципе непосредственного подчинения прокуроров главе государства, сохранившимся и к настоящему времени (Так фискалы приносили присягу лично монарху и были ответственны перед ним) . Вместе с тем, подотчетность фискалов наряду с монархом и Сенатом обозначила необходимость создания отдельной структуры, надзирающей за соблюдением законов. Такой структурой и стала прокуратура, сформированная Указами Петра I от 12 января, 18 января, 27 апреля 1722 года. Период после смерти Петра I характеризуется урезанием надзорных полномочий, а также ликвидацией прокурорского следствия. Ситуация меняется с воцарением императрицы Екатерины II, которая восстановила статус прокуратуры как высшего надзорного органа, пусть и сократила число мер прокурорского реагирования . Реформа императрицы имела важное значение, поскольку выстраивала стабильную и эффективную система, а также детально регламентировала статус прокуроров . Отметим и справедливое замечание Е.А. Буглаевой о том, что именно Екатерина IIвернула прокуратуре ряд полномочий в рамках расследования, а именно полномочия по возбуждению уголовных дел по публичным преступлениям. При правлении императора Павла I в качестве самостоятельной отрасли прокурорского надзора впервые был выделен надзор за производством предварительного расследования . При Александре I еще более точно была определена иерархия прокурорских чинов, а сама прокуратура стала подразделением министерства юстиции. Отметим также и изменения, связанные с Циркулярным ордером первого министра юстиции, генерал-прокурора Российской империи Г.Р. Державина. Данный ордер изменил характер функций прокурора в Сенате, заменив общий надзор на функции уголовного преследования и правосудия, существенно расширив полномочия прокурора на досудебных стадиях процесса . Дальнейшее развитие законодательной регламентации, как следственной деятельности, так и участия в ней прокуроров связано с принятием Свода законов Российской империи в 1832 году. Свод включал в себя множество положений, конкретизировавших производство расследования преступлений . Само следствие было поделено на «предварительное» и «формальное», явившиеся прообразом современных институтов дознания и предварительного следствия соответственно. Дальнейшие же преобразования в сфере участия прокурора в расследовании связаны с судебной реформой 1864 года. Сами изменения более детально будут рассмотрены нами в работе далее в сравнении с современным состоянием. Здесь же отметим лишь, что по итогу реформы органы прокуратуры стали одним из центральных участников досудебных стадий уголовного процесса, а их полномочия были существенно расширены. В советской России органы прокуратуры был ликвидированы, как и многие иные институты Российской империи. Между тем, советское руководство осознавало необходимость создания специального органа, который осуществлял бы надзор за следствием и в определенно степени руководство последним. Указанное явно следует из принятых мер по образованию специализированный коллегий обвинителей, в чью компетенцию входили поддержание обвинения, надзор за деятельностью следственных комиссий, выдача заключений о полноте следствия . Важно отметить и дальнейшее развитие системы следственных органов, выразившееся в введении должностей народных следователей при судах, закрепленное в Положении о народном суде от 21 октября 1920 года . Отметим также, упоминающее в литературе мнение о низкой профессиональной составляющей новых органов юстиции, которая стала причиной выступлений юридической прослойки государства за восстановление прокуратуры . Итогом стало воссоздание прокуратура как подразделения Наркомата Юстиции, а затем с созданием СССР и формирование в 1923 году прокуратуры Союза при Верховном суде СССР, что фактически провозглашалось в принятых 29 октября 1924 года Основах уголовного судопроизводства . В 1933 году прокуратура отделяется от Верховного суда и становится независимым государственным органом , который к тому же сохранил и статус следственного органа . Окончательно независимость прокуратуры и ее статус как органа высшего надзора был закреплен в Конституции РСФСР 1936 года . Не вдаваясь более детально во все изменения статуса и полномочий прокуроров в советский период, отметим, что результатом развития прокуратуры стало формирование единой централизованной системы органов, эффективно осуществляющих надзор за органами следствия и дознания и одновременно, ведущих самостоятельно предварительное следствие. Как отмечает Е.А. Буглаева, наблюдаемое в данный период расширение полномочий прокуратуры привело, среди прочего, к организационной и процессуальной зависимости следователей от прокурора . Указанное, думается, с одной стороны, повысило эффективность работы прокуратуры, собиранию усилий правоохранительных органов в единый «синергетический кулак». С другой стороны, могло повлиять негативно на работу «непрокурорского» следствия, несколько подрывая его авторитет, снизив его самостоятельность и эффективность. Формирование же прокуратуры РФ началось с принятия 17 января 1992 года нового Закона «О Прокуратуре РФ», включающего 47 статей, разделенных на шесть разделов . Данный закон с рядом изменений действует по настоящее время. Однако, первоначальная редакция Закона не содержала заметных отличий в статусе органов прокуратуры от действовавшего ранее, сохранив основные направления деятельности системы. Отметим лишь, что Закон смещал акценты в целях прокуратуры на защиту прав граждан и организаций и несколько менял особенности участия прокурора в уголовном процессе. 12 декабря 1993 года принимается Конституция РФ , определившая в статье 129 статус прокуратуры как единой централизованной системы, осуществляющей надзор за соблюдением законов, прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование и иные полномочия, а также закрепившая порядок назначения на должность прокуроров. Именно указанные акты, установив статус и систему полномочий прокурора определили и конкретные формы участия его как в уголовном процессе в целом, так и на его досудебных стадиях. Между тем, отметим, что в ходе последних реформ 2007, 2008 и 2010 годов полномочия прокурора на указанных стадиях были существенно урезаны, что более детально будет рассмотрено в следующих параграфах. Характеризуя же в целом понятие участия прокурора на досудебных стадиях отметим, что рассматриваемое явление (участие прокурора…) можно рассматривать и как цельный институт уголовного права, так и как специфический вид практической деятельности прокурорских работников. В теории права под правовым институтом понимается объективно обособленная в рамках отрасли права совокупность взаимосвязанных юридических норм, регулирующих определенную узкую группу общественных отношений. Отметим также и то, что во многих современный изданиях (прежде всего учебных и методических) данная деятельность прокурора рассматривается скорее, как одно из направлений прокурорского надзора и предметно изучается именно в рамках одноименной дисциплины. Так, в учебнике под редакцией М.П. Полякова, под прокурорским надзором за деятельностью органов предварительного следствия и дознания предлагается понимать урегулированную правом деятельность уполномоченных прокуроров на досудебных стадиях уголовного процесса, направленную на обеспечение законности при осуществлении уголовного преследования . Отметим в указанном определении ряд принципиальных для настоящего исследования моментов, прямо из него вытекающих. Во-первых, прокурорский надзор, как думается и участие прокурора в процессе в прикладном аспекте представляет собой именно практическую деятельность прокурорских работников. Во-вторых, данная деятельность урегулирована уголовно-процессуальным законодательством и осуществляется в установленных им пределах, в предусмотренных законом формах и закрепленными в законе средствами. В-третьих, указанная деятельность имеет перед собой определенные цели и, как думается задачи. Между тем, сведение участия прокурора на досудебных стадиях уголовного процесса не может быть сведено лишь к одному надзору, поскольку роль прокурора и его функции на данных этапах лишь последним не ограничиваются. Подробнее о функциях прокурора мы поговорим далее, здесь же ограничимся тезисом, о том, что надзор лишь одна и функций и не является центральной. Далее стоит отметить, что подход, рассматривающий участие прокурора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства как самостоятельный институт, охватывающий отчасти и надзор можно встретить и в фундаментальных трудах современных отечественных ученых , пусть автор все же и указывает в другой работе, что вся иная деятельность прокурора на досудебных стадиях (в том числе осуществление уголовного преследования) производна от надзора . Тем самым, думается, что участие прокурора на досудебных стадиях как особый вид деятельности прокуроров охватывает содержательно реализацию всех его функций на данных стадиях и служит реализации задач и достижению целей на них же. Не вдаваясь на данном этапе более детально в вопросы целей, задач и функций, переформулируем последнее более абстрактно как направленность на достижение назначения уголовного судопроизводства на досудебных стадиях процесса. Тем самым, думается, что можно сформулировать следующие определения рассматриваемого явления. Участие прокурора в досудебных стадиях уголовного процесса как правовой институт – это обособившаяся в рамках уголовно-процессуального права система правовых норм, регулирующих вопросы реализации полномочий прокурора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства России. Участие прокурора в досудебных стадиях уголовного процесса как деятельность – это урегулированную правом деятельность уполномоченных прокуроров на досудебных стадиях уголовного процесса, направленная на достижение назначения уголовного судопроизводства, осуществляемая в установленных законом пределах и формах. Последним рассмотренным в рамках настоящего параграфа теоретическим положением, характеризующим участие прокурора в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительном расследовании является более детальное рассмотрение ранее упомянутых форм такого участия. Отметим, что в доктрине не встречается какой-либо наиболее полной классификации форм участия, которая претендовала бы на звание единственно верной. Встречается множество различных подходов к вопросу форм участия прокуроров на досудебных стадиях. Выработку же собственного подхода начнем с приведения философского подхода к самой категории «форма». Прежде всего приведем справедливый вывод А.В. Петрова о том, что в философии термин форма имеет двойственное понимание. С одной стороны, термином обозначают внутреннюю организацию явления и структуру его содержания. С другой стороны, способ внешнего выражения содержания явления . Указанное справедливо и для настоящего исследования. С учетом изложенного представляется, что формы участия прокурора на досудебных стадиях, с одной стороны, представляют собой внешнее выражение реализации тех или иных полномочий, предусмотренных законом. С другой стороны, характеризуют внутреннюю структуру такой деятельности, то есть могут быть поделены в зависимости от направлений такого участия (то есть могут определятся в теории выделяемыми функциями). То есть, в самом общем смысле формы можно представить в следующем виде: - обеспечение законности возбуждения уголовного дела и производства предварительного расследования; - руководство предварительным расследованием; - координация усилий правоохранительных органов при выявлении и расследовании преступлений. Последнюю целесообразно выделять исходя из весьма подробной конкретизации данного направления деятельности в законодательстве (в широком смысле термина), однако более детально рассмотрим данное направление мы в параграфе третьем настоящей главы. Между тем, отметим, что в рамках теории уголовного процесса термин форма применяется довольно широко, им обозначается весь процесс, отдельные его стадии и как первичный элемент – порядок осуществления каждого процессуального действия. Тем самым, можно заключить, что ранее мы привели «общие» формы участия прокурора на досудебных стадиях. Каждая из них в свою очередь может быть подразделена на частные формы, которые, сохраняя общие цели участия продолжают, относятся к формам именно данной деятельности. С другой стороны, являются формой порядка реализации конкретного полномочия прокурора. Думается подробное приведение всей полноты частных форм участия здесь представляется нецелесообразным. Конкретные формы и их система, будучи именно установленным порядком реализации полномочий прокурора будут рассмотрены нами в главе второй исследования как система полномочий прокурора. Таким образом, органы прокуратуры в своем становлении прошли длительный путь развития и сформировались в виде приближенном к современному еще в ходе судебной реформы 1864 года и затем в советский период, который характеризовался тенденцией к усилению роли прокурора в расследовании. Существенные изменения наметились лишь на современном этапе. Можно сказать, что первоначально регулирование участия прокурора на досудебных стадиях новым УПК РФ носило консервативный характер, но отличалось нестабильностью и было существенно изменено в конце нулевых годов XX века в сторону урезания полномочий прокурора. Как отмечает А.С. Жабкин, указанные изменения привели к тому, что, не смотря на обозначение в самом УПК РФ такой функции прокурора как уголовное преследование, фактически прокурор не имеет полномочий для ее осуществления, сохранив лишь полномочия по надзору за следствием и дознанием . С указанным тезисом сложно спорить, поскольку какого-либо существенного влияния на процесс расследования прокурор более не имеет. Более детально проиллюстрировано данное суждение будет в настоящей работе далее при исследовании целей, задач и функций прокуратуры на современном этапе и полномочий прокуроров на досудебных стадиях уголовного судопроизводства России. Само же участие прокурора на досудебных стадиях уголовного процесса России в современный период, может пониматься как в теоретическом смысле, так и в прикладном. В последнем оно представляет собой урегулированную законом практическую деятельность, направленную на определенные цели и задачи. Формы же участия представляют собой как внутреннюю структуру данной деятельности, так и внешнее ее выражение. Сами формы предлагается делить на общие и частные в зависимости от направлений участия и конкретных полномочий, реализуемых в их рамках. 1.2. Цели и задачи участия прокурора на досудебных стадиях уголовного процесса России Следующими важными теоретическими положениями, лежащими в основе участия прокурора на досудебных стадиях уголовного процесса России, являются стоящие перед ним цели и задачи, а также принципы такого участия. Говоря о цели, отметим, что в философии под целью понимают некое заранее представленное состояние, к которому субъект деятельности стремится или предел, намерение, которое должно осуществить . Р. Штайнер указывал, что цель представляет собой предмет стремления субъекта, как сознательного, так и бессознательного, причем предмет этот может быть не только реальным, но и идеальным . К. Маркс отмечал, что цель является результатом детерминации материальным миром потребностей человека. Так возникающие из интереса потребности, достижение которых возможно при имеющихся у человека объективные возможности переходят в качество целей . Развил идеи философов Н.Н. Трубников, который указывал, что сформулированная цель является и решением, поскольку в себе содержит примерное направление своего достижения. Цель есть трансформированная при помощи осознания на основе наличествующего опыта потребность. Достижение цели приводит к удовлетворению этой потребности . Далее автор отметил, что тенденцией научного прогресса является сокращение разрыва между целями и результатами деятельности человека. Последние представляют собой конкретные достижения на пути движения субъекта к цели, однако их полное совпадение представляется скорее как идеальное. Отметим также взгляды Р. Иеринга, который делил цели на репродуктивные и продуктивные. Первые по мнению автора представляют собой представление о состоянии (предмете), которое ранее уже достигалось, применительно ко вторым желаемое состояние не достигалось ранее и лишь представляется в определенном виде . Думается, что именно ко второй группе будут относиться и цели государственных органов, касающиеся поддержания законности и правопорядка, в том числе и цели прокуратуры. Тем самым, понимая данную категорию как заранее представленный результат, можно заключить, что целью прокуратуры является определенный представленный результат, к которому стремиться данный орган, путем реализации своих полномочий, постепенно воплощая его в действительность. То есть, функции прокуратуры, которые будут подробно рассмотрены нами далее, и их реализация есть ни что иное как конкретная деятельность на пути достижения целей. Отметим, что в литературе справедливо указывается, что цели прокуратуры предопределяются ее статусом, ролью и местом в системе государственных органов . Сами цели закреплены в Законе РФ «О прокуратуре РФ». Так в части 2 статьи 1 закона указывается, что прокуратура преследует несколько таких целей, которые можно разбить на два блока. Во-первых, обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, а во-вторых, защиты прав и свобод человека и гражданина и охраняемых законом интересов общества и государства. Рассматривая указанные положения, нельзя не отметить и реальную роль прокуратуры в России. Прокуроры осуществляют борьбу с преступностью, координируют ее, участвуют в судопроизводстве, нормотворчестве, надзирают за соблюдением законов гражданами РФ и организациями, осуществляющими деятельность на ее территории. Тем самым, прокуратура является важным звеном, реализующим общегосударственные цели и задачи, воплощающим в действительности потребности данных субъектов. Указанное осуществляется путем достижения собственных целей, установленных для органов прокуратуры, как законодателем, так и обозначенных главой государства. При этом, в рамках каждого из направлений деятельности прокуратуры, обусловленных общей ее целью, формулируются и частные установки – подцели, то есть состояния, которые необходимо достичь, например, в надзоре за органами следствия и дознания. Отметим также, что «цель» понятие, используемое и активно развиваемое, в том числе в теории управления. Указанное важно потому, что прокуратура в РФ действует не сама по себе, а в рамках единой государственной системы. Таким образом, соотношение целей государства, прокуратуры и участия прокуроров на досудебных стадиях уголовного процесса можно уяснить следующим образом. В рамках государственной системы для управления обществом формируется древо целей. На вершине его стоят цели государства, которые в зависимости от ветвей управления подразделяются на подцели, достижение которых обеспечивается ответственным компетентным органов (цель конкретного органа). Далее, как подразделяется сфера управления на более мелкие узлы (направления деятельности органа), так и подцели делятся на более мелкие соответствующие последним. Например, в рамках органов прокуратуры можно говорить о целях общего надзора, целях надзора за следствием и дознаниям, целях участия прокуратуры в нормотворчестве, целях участия в осуществлении уголовного преследования и т.д. Такой, управленческо-организационный характер целей государственных органов ввиду юридического закрепления их и ответственности органа отмечает В.П. Воронин . Аналогичный вывод можно найти в работах Н.А. Игнатюк, которая указывает, что стабильность в государстве возможна лишь при формировании таких управленческих целей . Заметим, что указанные нами ранее цели прокуратуры носят именно управленческий характер, поскольку именно на них основывается повседневная деятельность всей системы (реализация полномочий прокурорами, кадровое обеспечение и пр.). Отметим также, что из всей многоступенчатой системы целей прокуратуры прямо в законодательстве закреплены лишь общие, свойственные для всей ее деятельности. Конкретные цели же отдельных видов деятельности, в том числе и участия прокуроров на досудебных стадиях уголовного процесса России нормативного закрепления не имеют и могут быть сформулированы лишь путем исследования этой деятельности. Не обозначены в законе и субъекты, которые должны формулировать систему целей и строить «дерево целей». Существуют в доктрине, как отмечает В.В. Самсонов, и ряд классификаций целей, как например следующие: 1) Деление в зависимости от масштаба деятельности: глобальные, общие, локальные и частные; 2) Деление в зависимости от времени: стратегические (долгосрочные) и тактические (краткосрочные); 3) Деление в зависимости от объекта взаимодействия: внешние и внутренние; 4) Деление в зависимости от субъекта: личные и групповые; 5) Деление в зависимости от функций на цели организации, планирования, координирования и иные . Между тем, дальнейшее развитие идей управленческих целей в данной работе исследовано не будет, поскольку оно выходит за рамки предмета работы. В свою очередь сказанного ранее достаточно для понимания сущности исследуемой категории и соотношения общих целей прокуратуры и целей участия прокуроров на досудебных стадиях уголовного процесса России.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Диссертация, Право и юриспруденция, 103 страницы
1500 руб.
Диссертация, Право и юриспруденция, 122 страницы
5000 руб.
Диссертация, Право и юриспруденция, 87 страниц
1700 руб.
Диссертация, Право и юриспруденция, 90 страниц
10000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg