Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ОБУЧЕНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ ДРАМАТИЗАЦИИ

Workhard 420 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 70 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.02.2022
ВВЕДЕНИЕ Выразительное чтение играет огромную роль в образовании: оно способствует воспитанию читательской восприимчивости и нравственных качеств учащихся, развитию речи и творческих способностей обучающихся, поэтому одной из главных задач начального обучения является овладение младшими школьниками навыками выразительного чтения в соответствии с предъявляемыми требованиями ФГОС НОО и основной образовательной программой начального общего образования, в числе которых: 1) понимание роли чтения, умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; 2) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий [34; 46]. Выразительное чтение помогает младшим школьникам с наибольшей полнотой и эмоциональностью постичь идейно-художественную ценность изучаемого литературного произведения, формирует умения и навыки творческого подхода к анализу художественного произведения, к воплощению авторского замысла, играет важнейшую роль в развитии устной речи младших школьников, кроме того, на уроке чтения оно создает атмосферу творческого приобщения к искусству. Об этом писали в своих работах Т.Ф. Завадская, О.В. Кубасова, М.Р. Львов, Т.В. Рыжкова, М.И. Шишкова и др. [18; 22; 26; 37; 51]. Актуальность данной темы определяется, с одной стороны, значимостью выразительного чтения как средства овладения литературной грамотностью, развития эмоциональной сферы младших школьников, их эстетического вкуса, с другой стороны – трудностями формирования навыка выразительного чтения. Данные, представленные в исследованиях Л.А. Горбушиной, Т.Ф. Завадской, М.И. Омороковой, указывают на то, что до 40% младших школьников недостаточно хорошо владеют навыком выразительного чтения, читают монотонно, ошибаются в расстановке пауз, неправильно определяют логические центры. Это связано с отсутствием желания у младших школьников вникать в смысл произведения, с неподготовленностью к определению задач в чтении и выбора на основании их конкретной интонации [12; 18; 30]. М.Т. Баранов, Б.Н. Головин И.С. Чудинова, отмечали, что отсутствие выразительности чтения может быть одной их причин неправильного понимания смысла текста. В связи с этим, необходимо использовать в процессе уроков литературного чтения средства, позволяющие формировать навык выразительного чтения более эффективно [11; 49]. Кроме того, теоретический анализ литературы по вопросам исследования выявил противоречия между требованиями, предъявляемыми Примерной основной образовательной программой начального общего образования к формированию результатов, которыми должен обладать выпускник начальной школы и возрастными особенностями младших школьников. С одной стороны, требования программы обозначают, что младший школьник должен полноценно воспринимать художественную литературу, воспроизводить в воображении словесные художественные образы, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. На практике же, младшие школьники испытывают трудности при выразительном прочтении как уже известных литературных произведений, так и новых. Им совсем не интересен сам процесс чтения, они не понимают содержания и сути прочитанных произведений и требований учителя к их прочтению. Большая группа школьников при чтении текстов допускают интонационные ошибки, не всегда понимают содержание и суть прочитанных произведений и требования учителя к их прочтению. На уроках литературного чтения учитель ставит себе цель обучить младших школьников читать произведения выразительно, воздействуя на эмоциональное восприятие детей, помогает раскрыть основную идею произведения, показывает красоту и богатство русского языка, прививает любовь к чтению. Вышесказанное обосновывает актуальность темы исследования: «Обучение выразительному чтению младшего школьника посредством драматизации». Целью исследования является выявление, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий, при которых обучение выразительному чтению младшего школьника посредством драматизации будет наиболее эффективным. Объект исследования: процесс обучения выразительному чтению младших школьников. Предмет исследования: обучение выразительному чтению младших школьников посредством драматизации. Гипотеза исследования: обучение выразительному чтению младших школьников на уроках литературного чтения будет эффективным, если: 1. На эт?ап?е подготовки к драматизации использовать сл?ед?ую?щи?е виды работы: формирование представления о средствах выразительности речи; упражнения по системе Станиславского, позволяющие тренировать дыхание и дикцию; анализ иллюстраций с точки зрения выразительности мимики и пантомимики изображенных на них героев; прослушивание и анализ образца; разные виды анализа произведения; составление партитуры произведения; прием словесного рисования. 2. На эт?ап?е драматизации: работать над произнесением отдельной реплики героя произведения, учитывая интонацию и пластику, читать по ролям; использовать авторское чтение, художественное рассказывание, постановку «живых картин» (индивидуальных и групповых); работать над драматизацией развёрнутой формы. Достижение поставленной цели и проверка выдвинутой гипотезы реализовывались в процессе решения следующих задач, в соответствии с этапами исследования: 1. Проанализировать литературоведческую, психолого-педагогическую, методическую научную литературу по проблеме исследования с целью выявления сущности понятий «выразительное чтение» и «средства интонационной выразительности»; выявить особенности драматизации как средства обучения выразительному чтению младшего школьника. 2. Выявить исходный уровень сформированности умений, связанных с выразительностью чтения младшего школьника на начальном этапе исследования. 3. Разработать и апробировать программу, направленную на обучение выразительному чтению младшего школьника посредством драматизации. 4. Подвести итоги экспериментальной работы. Методологической основой исследования выступили: а) общепсихологическая теория деятельности (В.Г. Ананьев, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); б) психолого-педагогические концепции развития речи детей (А.Н. Гвоздев, С.Л. Рубинштейн, А.М. Шахнарович); в) положения языкознания о нормах русского языка и основах культуры речи (В.В. Виноградов, Б.Н. Головин, С.И. Ожегов, Д.Э. Розенталь, Л.И. Скворцов, Е.Н. Ширяев и др.). Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования: теоретический анализ литературоведческой, психолого-педагогической и методической научной литературы; наблюдение за ходом учебного процесса; педагогический эксперимент; количественный и качественный анализ полученных результатов. База исследования: исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г. Иркутска средней общеобразовательной школы №50. В качестве испытуемых были избраны учащиеся 2 «Б» класса в количестве 25 человек. Практическая значимость работы. Экспериментальная программа по обучению выразительному чтению младших школьников может быть использована в педагогическом процессе общеобразовательных школ при проведении уроков литературного чтения. Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений, списка литературы в количестве 50 источников. Работа проиллюстрирована таблицами, рисунками. ?
Введение

ВВЕДЕНИЕ Выразительное чтение играет огромную роль в образовании: оно способствует воспитанию читательской восприимчивости и нравственных качеств учащихся, развитию речи и творческих способностей обучающихся, поэтому одной из главных задач начального обучения является овладение младшими школьниками навыками выразительного чтения в соответствии с предъявляемыми требованиями ФГОС НОО и основной образовательной программой начального общего образования, в числе которых: 1) понимание роли чтения, умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; 2) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий [34; 46]. Выразительное чтение помогает младшим школьникам с наибольшей полнотой и эмоциональностью постичь идейно-художественную ценность изучаемого литературного произведения, формирует умения и навыки творческого подхода к анализу художественного произведения, к воплощению авторского замысла, играет важнейшую роль в развитии устной речи младших школьников, кроме того, на уроке чтения оно создает атмосферу творческого приобщения к искусству. Об этом писали в своих работах Т.Ф. Завадская, О.В. Кубасова, М.Р. Львов, Т.В. Рыжкова, М.И. Шишкова и др. [18; 22; 26; 37; 51]. Актуальность данной темы определяется, с одной стороны, значимостью выразительного чтения как средства овладения литературной грамотностью, развития эмоциональной сферы младших школьников, их эстетического вкуса, с другой стороны – трудностями формирования навыка выразительного чтения. Данные, представленные в исследованиях Л.А. Горбушиной, Т.Ф. Завадской, М.И. Омороковой, указывают на то, что до 40% младших школьников недостаточно хорошо владеют навыком выразительного чтения, читают монотонно, ошибаются в расстановке пауз, неправильно определяют логические центры. Это связано с отсутствием желания у младших школьников вникать в смысл произведения, с неподготовленностью к определению задач в чтении и выбора на основании их конкретной интонации [12; 18; 30]. М.Т. Баранов, Б.Н. Головин И.С. Чудинова, отмечали, что отсутствие выразительности чтения может быть одной их причин неправильного понимания смысла текста. В связи с этим, необходимо использовать в процессе уроков литературного чтения средства, позволяющие формировать навык выразительного чтения более эффективно [11; 49]. Кроме того, теоретический анализ литературы по вопросам исследования выявил противоречия между требованиями, предъявляемыми Примерной основной образовательной программой начального общего образования к формированию результатов, которыми должен обладать выпускник начальной школы и возрастными особенностями младших школьников. С одной стороны, требования программы обозначают, что младший школьник должен полноценно воспринимать художественную литературу, воспроизводить в воображении словесные художественные образы, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. На практике же, младшие школьники испытывают трудности при выразительном прочтении как уже известных литературных произведений, так и новых. Им совсем не интересен сам процесс чтения, они не понимают содержания и сути прочитанных произведений и требований учителя к их прочтению. Большая группа школьников при чтении текстов допускают интонационные ошибки, не всегда понимают содержание и суть прочитанных произведений и требования учителя к их прочтению. На уроках литературного чтения учитель ставит себе цель обучить младших школьников читать произведения выразительно, воздействуя на эмоциональное восприятие детей, помогает раскрыть основную идею произведения, показывает красоту и богатство русского языка, прививает любовь к чтению. Вышесказанное обосновывает актуальность темы исследования: «Обучение выразительному чтению младшего школьника посредством драматизации». Целью исследования является выявление, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий, при которых обучение выразительному чтению младшего школьника посредством драматизации будет наиболее эффективным. Объект исследования: процесс обучения выразительному чтению младших школьников. Предмет исследования: обучение выразительному чтению младших школьников посредством драматизации. Гипотеза исследования: обучение выразительному чтению младших школьников на уроках литературного чтения будет эффективным, если: 1. На эт?ап?е подготовки к драматизации использовать сл?ед?ую?щи?е виды работы: формирование представления о средствах выразительности речи; упражнения по системе Станиславского, позволяющие тренировать дыхание и дикцию; анализ иллюстраций с точки зрения выразительности мимики и пантомимики изображенных на них героев; прослушивание и анализ образца; разные виды анализа произведения; составление партитуры произведения; прием словесного рисования. 2. На эт?ап?е драматизации: работать над произнесением отдельной реплики героя произведения, учитывая интонацию и пластику, читать по ролям; использовать авторское чтение, художественное рассказывание, постановку «живых картин» (индивидуальных и групповых); работать над драматизацией развёрнутой формы. Достижение поставленной цели и проверка выдвинутой гипотезы реализовывались в процессе решения следующих задач, в соответствии с этапами исследования: 1. Проанализировать литературоведческую, психолого-педагогическую, методическую научную литературу по проблеме исследования с целью выявления сущности понятий «выразительное чтение» и «средства интонационной выразительности»; выявить особенности драматизации как средства обучения выразительному чтению младшего школьника. 2. Выявить исходный уровень сформированности умений, связанных с выразительностью чтения младшего школьника на начальном этапе исследования. 3. Разработать и апробировать программу, направленную на обучение выразительному чтению младшего школьника посредством драматизации. 4. Подвести итоги экспериментальной работы. Методологической основой исследования выступили: а) общепсихологическая теория деятельности (В.Г. Ананьев, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); б) психолого-педагогические концепции развития речи детей (А.Н. Гвоздев, С.Л. Рубинштейн, А.М. Шахнарович); в) положения языкознания о нормах русского языка и основах культуры речи (В.В. Виноградов, Б.Н. Головин, С.И. Ожегов, Д.Э. Розенталь, Л.И. Скворцов, Е.Н. Ширяев и др.). Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования: теоретический анализ литературоведческой, психолого-педагогической и методической научной литературы; наблюдение за ходом учебного процесса; педагогический эксперимент; количественный и качественный анализ полученных результатов. База исследования: исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г. Иркутска средней общеобразовательной школы №50. В качестве испытуемых были избраны учащиеся 2 «Б» класса в количестве 25 человек. Практическая значимость работы. Экспериментальная программа по обучению выразительному чтению младших школьников может быть использована в педагогическом процессе общеобразовательных школ при проведении уроков литературного чтения. Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений, списка литературы в количестве 50 источников. Работа проиллюстрирована таблицами, рисунками. ?
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДРАМАТИЗАЦИИ …………………… 8 1.1. Сущностная характеристика понятий «выразительное чтение», «средства интонационной выразительности»...…………………….……… 8 1.2. Психофизические особенности обучения выразительному чтению младших школьников...……………………………………………………… 1.3. Драматизация как средство обучения выразительному чтению младших школьников..……………………………………………………….. 14 19 Выводы по первой главе...……………………………………………………. 27 ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДРАМАТИЗАЦИИ.…… 2.1. Выявление исходного уровня сформированности выразительного чтения у младших школьников………………………………………………. 2.2. Разработка и апробирование программы по обучению выразительному чтению младшего школьника посредством драматизации…………………………………………………………………... 2.3. Подведение итогов экспериментальной работы……………………….. 28 28 28 41 Выводы по второй главе……………………………………………………… 46 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 48 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….. ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………... 50 55 ??
Список литературы

. Аксёнов В.Н. Искусство художественного слова. М.: Искусство, 2002. 256 с. 2. Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом // Известия АПН РСФСР. 1995. № 70. С. 104–148. 3. Безруких М.М., Мачинская Р.И., Сугробова Г.А. Дифференцированное влияние функциональной зрелости коры и регуляторных структур мозга на показатели познавательной деятельности у детей 7–8 лет // Физиология человека. 1999. Т. 25, № 5. С. 14–21. 4. Безруких М.М., Фарбер М.М. Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка. М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2009. 203 с. 5. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 2012. 350 с. 6. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Дрофа, 2009. 528 с. 7. Богуславская Б.А. Индивидуальные различия учащихся 1 класса в овладении чтением: дис. … канд. пед. наук. Киев, 1966. 22 с. 8. Брызгунова Е.А. Система интонационных средств. Современный русский язык. М.: Просвещение, 2007. 145 с. 9. Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения: книга для учителя. М.: Юнити-Дана, 2006. 245 с. 10. Гафарова Р.И. О роли драматизации на уроках литературного чтения // Вестник современных исследований. 2017. № 10–1. С. 31–34. 11. Головин Б.Н. Основы культуры речи. М.: Высш. шк., 1980. 335 с. 12. Горбушина Л.А. Выразительное чтение и рассказывание учителя. М.: Просвещение, 2005. 54 с. 13. Горбушина Л.А. Обучение выразительному чтению младших школьников: книга для учителей. М.: Просвещение, 2001. 160 с. 14. Егоров Т.Г. Психология овладения навыком чтения. СПб.: ПИТЕР, 2006. 480 с. 15. Егоров Т.Г. Очерки психологии обучения детей чтению. М.: Учпедгиз, 1953. 144 с. 16. Жесткова Е.А. Элементы театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе // Молодой ученый. 2015. № 18. С. 471–474. 17. Жданова Е.А. Технологии начального литературного образования: учебное пособие для студентов педвузов. Иркутск: Оттиск, 2016. 136 с. 18. Завадская Т.Ф. Методика выразительного чтения. М.: Просвещение, 2007. 254 с. 19. Загородний Е.С. Принцип работы мозга. М.: КомКнига, 2012. 176 с. 20. Иванова Л.Ю. Культура русской речи: Энциклопедический словарь – справочник. М.: Флинта: Наука, 2009. 840 с. 21. Калашникова С.Г. Работа по формированию навыка чтения в современной начальной школе: методические рекомендации для учителей начальных классов. Омск: Омский государственный университет, 2014. 44 с. 22. Кубасова О.В. Литературное чтение: методические рекомендации к учебнику для 2 класса. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2017. 176 с. 23. Кубасова О.В. Выразительное чтение: пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. М.: Дело, 2001. 144 с. 24. Лазаренко О.И. Диагностика и коррекция выразительности речи детей. М.: ТЦ Сфера, 2009. 64 с. 25. Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе: МОДЭК, МПСИ, 2008. 64с. 26. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М.: Изд. центр Академия, 2007. 164 с. 27. Мали Л.Д. Методика обучения русскому языку и литературе в начальных классах: книга для студентов – бакалавров по методике обучения русскому языку и литературному чтению в начальных классах. Пенза: издательство ПГУ, 2014. 228 с. 28. Назарова Л.К. Звуковой анализ и синтез в обучении первоначальному чтению. Звуковая работа над языком и речью учащихся при обучении грамоте: методические рекомендации в помощь учителю. М.: Эксмо, 1976. 20 с. 29. Найдёнов Б.С. Методика выразительного чтения. М.: Просвещение, 2007. 208 с. 30. Оморокова М.И. Учимся читать выразительно. М.: Академия, 2015. 312 с. 31. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников: учеб. пособие для учителей. М.: АРКТИ, 2005. 160 с. 32. Павлов И.П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга. М.: Эксмо, 2017. 480 с. 33. Павлова Л.А. Влияние выразительного чтения на воспитание нравственных чувств учащихся // Начальная школа. 2007. № 7. С. 35–37. 34. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. М.: Просвещение, 2013. 243 с. 35. Рубаха Н.Н. Развитие интонационной выразительности речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи через театрализованную деятельность // Коррекционно-педагогическое образование. 2016. № 4. С. 73–78. 36. Рудыка Т.П. Система работы по совершенствованию навыка чтения у детей младшего школьного возраста // Начальная школа. 2017. № 11. С. 28–30. 37. Рыжакова Т.В. Теоретические основы и технологии начального литературного образования. М.: Академия, 2007. 416 с. 38. Сальникова Т.П. Методика обучения чтению. М.: ТЦ «Сфера», 2008. 189 с. 39. Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. М.: Изд-во Московского университета, 1985. 190 с. 40. Скороходова Т.А. Функциональная организация интегративной деятельности мозга у детей младшего школьного возраста с разными уровнями интеллектуального развития: автореф. дис… докт. биол. наук. М., 2011. 16 с. 41. Соколова Л.В. Психофизиологические основы формирования навыка чтения: автореф. дис… докт. пед. наук. Архангельск, 2013. 14 с. 42. Соловьева Н.М. Выразительное чтение на уроках литературы. СПб: Питер, 2005. 271 с. 43. Станиславский К.С. Работа актера над собой в творческом процессе переживания. М.: АСТ, 2019. 480 с. 44. Степанова Н.И. Выразительное чтение. Чебоксары: ЧГПУ, 2010. 117 с. 45. Туровцева Ю.П. Особенности драматизации, как вида творческой работы на уроках литературного чтения // Язык и социальная динамика. 2014. № 14. С. 109 – 114. 46. Федеральный государственный образовательный стандарт начального основного образования. М.: Просвещение, 2019. 53 с. 47. Фарбер Д.А. Мозговая организация когнитивных процессов в дошкольном возрасте // Физиология человека. 1997. № 2. С. 25–32. 48. Черноморов А.И. Практикум по выразительному чтению: пособие для учителей начальных классов. М.: Дана, 2010. 388 с. 49. Чудинова В.П. Детское чтение. М.: Комкнига, 2014. 161 с. 50. Чуракова Н.А. Обучение литературному чтению. М.: Академкнига, 2013. 193 с. 51. Шелестова З.А. Выразительное чтение и рассказывание. М.: Спутник, 2014. 620 с. 52. Шишкова М.И. Формирование навыка выразительного чтения у учащихся, имеющих трудности в обучении // Логопед. 2006. № 1. С. 13–15. 53. Шпунтова Т.Т. Драматизация на уроках литературного чтения // Начальная школа. 2014. № 7. С.15–29. ?
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДРАМАТИЗАЦИИ 1.1. Сущностная характеристика понятий «выразительное чтение», «средство интонационной выразительности В рамках темы нашего исследования рассмотрим определение понятия «выразительное чтение». В педагогическом энциклопедическом словаре под редакцией Б.М. Бим-Бад понятие выразительное чтение представлено таким образом: «Выразительное чтение – это искусство воссоздания в живом слове чувств и мыслей, которыми насыщено художественное произведение, выражение личного отношения исполнителя к произведению» [6, с. 46]. Рассмотрим теперь определение понятия выразительное чтение у методистов. Л.А. Павлова отмечает, что выразительное чтение в начальной школе считается интенсивной формой обучения литературе, эффективным средством воспитания нравственных чувств, духовного обогащения и развития младших школьников [33]. О.В. Кубасова под выразительным чтением понимает «умение использовать основные средства выразительности для отражения в чтении своего понимания, оценки содержания и смысла текста, отношения к нему, стремление с наибольшей полнотой, убедительностью и заразительностью донести все это до слушателя или аудитории, сделать понятной для них то намерение, с которым читающий взялся за чтение и которое он пытается раскрыть посредством своего чтения» [22, с. 19]. Т.В. Рыжакова указывает, что выразительное чтение – это один из видов художественной деятельности, имеющей свои цели, мотивы, потребности, средства, свой предмет, поступки и результат. Автор отмечает, что результатом выразительного чтения является восприятие произведения слушателями, их эстетические реакции на чтение и исполнение произведения, а так же повышение уровня эстетического и духовного развития слушателей [37]. В работах Л.А. Горбушиной выразительное чтение рассматривается как искусство художественного чтения в условиях школы, а так же как один из путей повышения культуры устной речи школьников. По мнению автора, выразительное чтение способствует углубленному анализу художественного произведения [12; 13]. По мнению М.И. Шишковой выразительное чтение – это правильное, осмысленное, и, в нужных случаях, эмоциональное чтение художественного произведения, повышающее качество усвоения литературного материала, содействующее его пониманию и осмыслению [51]. Т.П. Рудыка отмечает, что выразительное чтение помогает раскрыть основную идею произведения. С его помощью младшие школьники передают свое отношение к ситуации, описываемой в тексте, а так же свое отношение к главным героям произведения. По мнению автора, современные школьники читают неохотно. У них нет мотивации к чтению. Часто, книга заменяется другими источниками информации, которые позволяют получать информацию более удобным, лёгким и быстрым способом (телевидение, интернет). Т.П. Рудыка акцентирует внимание на том, что школьникам необходимы специальные знания и умения, чтобы выразительно прочитать текст [36]. Таким образом, выразительное чтение – это искусство использования средств выразительности для отражения своего понимания, оценки содержания и смысла произведения, отношение к нему. Выразительное чтение предполагает осмысление и анализ произведения, развивает нравственные чувства, духовно обогащает младшего школьника. Теперь обратимся к средствам интонационной выразительности. Выразительное чтение включает в себя техническую сторону (дыхание, паузация, ударение, темпоритм, мелодика, сила, тембр, голоса, интонация, мимика, жест) и смысловую сторону (выразительность и сознательность). Обе стороны находятся в тесном взаимодействии по отношению друг к другу. По мнению В.Н. Аксенова, голос образуется путем выдыхания из легких воздуха, который через дыхательные пути проходит в гортань, где происходит смыкание и размыкание голосовых связок. Голос имеет следующие характеристики: сила, высота, длительность, полетность, тембр. Данные свойства голоса являются важным условием выразительности. Автор акцентирует внимание на том, что необходимо различать силу звука и громкость, где сила звука – это «та объективная величина, которая характеризует реальную энергию звука». Громкость – это «отражение в нашем сознании этой реальной силы звука, т. е. понятие субъективное. Разгадка несоответствия силы и громкости звуков – в неодинаковой чувствительности нашего слуха к тонам различной высоты, хотя и равной силы». Одним из средств выразительности, считает автор, является смена силы голоса, а чтение только тихое, или, наоборот, только громкое, вызывает впечатление однообразия. Хорошо поставленный голос отличается полетностью,
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg