ВВЕДЕНИЕ
Выразительное чтение играет огромную роль в образовании: оно способствует воспитанию читательской восприимчивости и нравственных качеств учащихся, развитию речи и творческих способностей обучающихся, поэтому одной из главных задач начального обучения является овладение младшими школьниками навыками выразительного чтения в соответствии с предъявляемыми требованиями ФГОС НОО и основной образовательной программой начального общего образования, в числе которых:
1) понимание роли чтения, умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
2) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий [34; 46].
Выразительное чтение помогает младшим школьникам с наибольшей полнотой и эмоциональностью постичь идейно-художественную ценность изучаемого литературного произведения, формирует умения и навыки творческого подхода к анализу художественного произведения, к воплощению авторского замысла, играет важнейшую роль в развитии устной речи младших школьников, кроме того, на уроке чтения оно создает атмосферу творческого приобщения к искусству. Об этом писали в своих работах Т.Ф. Завадская, О.В. Кубасова, М.Р. Львов, Т.В. Рыжкова, М.И. Шишкова и др. [18; 22; 26; 37; 51].
Актуальность данной темы определяется, с одной стороны, значимостью выразительного чтения как средства овладения литературной грамотностью, развития эмоциональной сферы младших школьников, их эстетического вкуса, с другой стороны – трудностями формирования навыка выразительного чтения. Данные, представленные в исследованиях Л.А. Горбушиной, Т.Ф. Завадской, М.И. Омороковой, указывают на то, что до 40% младших школьников недостаточно хорошо владеют навыком выразительного чтения, читают монотонно, ошибаются в расстановке пауз, неправильно определяют логические центры. Это связано с отсутствием желания у младших школьников вникать в смысл произведения, с неподготовленностью к определению задач в чтении и выбора на основании их конкретной интонации [12; 18; 30].
М.Т. Баранов, Б.Н. Головин И.С. Чудинова, отмечали, что отсутствие выразительности чтения может быть одной их причин неправильного понимания смысла текста. В связи с этим, необходимо использовать в процессе уроков литературного чтения средства, позволяющие формировать навык выразительного чтения более эффективно [11; 49].
Кроме того, теоретический анализ литературы по вопросам исследования выявил противоречия между требованиями, предъявляемыми Примерной основной образовательной программой начального общего образования к формированию результатов, которыми должен обладать выпускник начальной школы и возрастными особенностями младших школьников.
С одной стороны, требования программы обозначают, что младший школьник должен полноценно воспринимать художественную литературу, воспроизводить в воображении словесные художественные образы, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. На практике же, младшие школьники испытывают трудности при выразительном прочтении как уже известных литературных произведений, так и новых. Им совсем не интересен сам процесс чтения, они не понимают содержания и сути прочитанных произведений и требований учителя к их прочтению. Большая группа школьников при чтении текстов допускают интонационные ошибки, не всегда понимают содержание и суть прочитанных произведений и требования учителя к их прочтению.
На уроках литературного чтения учитель ставит себе цель обучить младших школьников читать произведения выразительно, воздействуя на эмоциональное восприятие детей, помогает раскрыть основную идею произведения, показывает красоту и богатство русского языка, прививает любовь к чтению.
Вышесказанное обосновывает актуальность темы исследования: «Обучение выразительному чтению младшего школьника посредством драматизации».
Целью исследования является выявление, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий, при которых обучение выразительному чтению младшего школьника посредством драматизации будет наиболее эффективным.
Объект исследования: процесс обучения выразительному чтению младших школьников.
Предмет исследования: обучение выразительному чтению младших школьников посредством драматизации.
Гипотеза исследования: обучение выразительному чтению младших школьников на уроках литературного чтения будет эффективным, если:
1. На эт?ап?е подготовки к драматизации использовать сл?ед?ую?щи?е виды работы: формирование представления о средствах выразительности речи; упражнения по системе Станиславского, позволяющие тренировать дыхание и дикцию; анализ иллюстраций с точки зрения выразительности мимики и пантомимики изображенных на них героев; прослушивание и анализ образца; разные виды анализа произведения; составление партитуры произведения; прием словесного рисования.
2. На эт?ап?е драматизации: работать над произнесением отдельной реплики героя произведения, учитывая интонацию и пластику, читать по ролям; использовать авторское чтение, художественное рассказывание, постановку «живых картин» (индивидуальных и групповых); работать над драматизацией развёрнутой формы.
Достижение поставленной цели и проверка выдвинутой гипотезы реализовывались в процессе решения следующих задач, в соответствии с этапами исследования:
1. Проанализировать литературоведческую, психолого-педагогическую, методическую научную литературу по проблеме исследования с целью выявления сущности понятий «выразительное чтение» и «средства интонационной выразительности»; выявить особенности драматизации как средства обучения выразительному чтению младшего школьника.
2. Выявить исходный уровень сформированности умений, связанных с выразительностью чтения младшего школьника на начальном этапе исследования.
3. Разработать и апробировать программу, направленную на обучение выразительному чтению младшего школьника посредством драматизации.
4. Подвести итоги экспериментальной работы.
Методологической основой исследования выступили:
а) общепсихологическая теория деятельности (В.Г. Ананьев, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн);
б) психолого-педагогические концепции развития речи детей (А.Н. Гвоздев, С.Л. Рубинштейн, А.М. Шахнарович);
в) положения языкознания о нормах русского языка и основах культуры речи (В.В. Виноградов, Б.Н. Головин, С.И. Ожегов, Д.Э. Розенталь, Л.И. Скворцов, Е.Н. Ширяев и др.).
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования: теоретический анализ литературоведческой, психолого-педагогической и методической научной литературы; наблюдение за ходом учебного процесса; педагогический эксперимент; количественный и качественный анализ полученных результатов.
База исследования: исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г. Иркутска средней общеобразовательной школы №50. В качестве испытуемых были избраны учащиеся 2 «Б» класса в количестве 25 человек.
Практическая значимость работы. Экспериментальная программа по обучению выразительному чтению младших школьников может быть использована в педагогическом процессе общеобразовательных школ при проведении уроков литературного чтения.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений, списка литературы в количестве 50 источников. Работа проиллюстрирована таблицами, рисунками.
?