Тема русской диаспоры и старообрядцев в Латинской Америке получила большое внимание и распространение в СМИ в 2009 году, в столетие начала эмиграции в Бразилию. В печатных изданиях выпускались статьи, в медиа пространстве снимали видеорепортажи о жизни староверов, о русских традициях, обычаях, формировании и открытии в Рио-де-Жанейро балетной школы и других событиях. К русскоязычным сообществам был вызван огромный интерес и со стороны как общественных организаций.
Но стоит отметить тот факт, что разъяснение вопроса касательно русских диаспор и миграционных волн в контексте истории идет с изменением фактов: как пример, приводя причины эмиграции населения России в Бразилию, упоминают о гонениях со стороны большевиков либо о политическом характере миграции. Однако первые потоки переселенцев были вызваны именно экономическими обстоятельствами.
Но более остро стоит вопрос о позиции российского правительства по отношению к русской эмиграции и к сообществам как в Бразилии, так и в Латинской Америке в целом. В то время, как бразильские власти и СМИ активно интересовались русскоговорящими диаспорами и занялись их изучением, в российском медиа-пространстве ничего не происходило. Более того, далеко не все граждане Российской Федерации знали о том, что на латиноамериканском континенте есть русскоговорящие общины, где проживают старообрядцы на протяжении десятилетий, сохраняя свой язык, культурные и духовные традиции.
Впервые предложение о начале налаживания контактов с русскими эмигрантами, которые на сегодняшний день проживают в латиноамериканских странах, внес Научный Центр Русской Церковной Музыки имени Д. Разумовского. Под их руководством в начале 2000-х годов была организована научная экспедиция, которая поставила в качестве главной цели – исследовать жизнь, культуру и быт бразильских старообрядцев.
Такие исследования проводились крайне редко, в основном от лица религиозных и общественных организаций. Все они осуществляют общественно значимые и весомые проекты, которые финансируются на собственные средства без какой-либо материальной поддержки со стороны государства.
Отдельно стоит упомянуть о Конгрессах соотечественников, которые проводятся в Российской Федерации с начала 90-х годов XX века, где принимали участие потомки русских эмигрантов из многих стран, в том числе из Латинской Америки. Они присутствуют на данных мероприятиях из своих побуждений – желания быть ближе к Родине и не забывать исторические корни.
В отличие от исследований различных организаций, оформление таких событий получает поддержку со стороны правительства РФ, на них принимают участие даже представители государственного аппарата: в 2009 году выступал президент, на тот момент, Российской Федерации Дмитрий Медведев. Вовлечение власти в такие мероприятия привело к тому, что русскоязычное население за рубежом начало активно заниматься вопросом репатриации. Впоследствии были разработаны госпрограммы по содействию добровольному переселению соотечественников в Россию.
Сейчас же отечественные государственные СМИ, а также журналист Алексей Пивоваров с собственным проектом «Редакция», выпускают сюжеты о старообрядцах, которые проживают в Латинской Америке и желают вернуться на историческую Родину. Особенно эта тема стала актуальна после того, как правительство РФ запустило программу по развитию сельского хозяйства на Дальнем Востоке, предоставляя землю в пользование желающим («Дальневосточный гектар»), а также госпрограмму, по которой оказывается помощь семьям староверов по переезду на Дальний Восток, построению и развитию крестьянско-фермерского хозяйства.
В данной работе будут рассмотрены процессы эмиграции из России, формирование старообрядческих сообществ в Латинской Америке, а также репатриация староверов на историческую Родину.
Целью работы является попытка проследить исторически все особенности, которые повлияли сначала на эмиграцию и формирование диаспор на латиноамериканском континенте, а затем, самое основное, и на процесс репатриации.
Хотя процесс репатриации русскоговорящих общин, а в частности старообрядческих, начался уже после распада СССР, в большей степени активизировался он только в последние годы. Связано с политикой, проводимой правительством Российской Федерации, по оказанию помощи в репатриации в Россию.
Задачи, стоящие перед автором, могут быть сформулированы следующим образом:
- во-первых, как происходил процесс эмиграции и формирования диаспор в Латинской Америке, а также что послужило катализатором для начала такого явления;
- во-вторых, какое социально-экономическое положение занимали староверы Нового Света, а также какую роль сыграли несколько поколений в общинах и какое влияние оказали на социально-экономическое положение в стране;
- в-третьих, что побудило старообрядцев к реэмиграции в Россию из Латинской Америки, а также что было среди их ожиданий от репатриации и с чем они столкнулись в действительности.
Структура предлагаемой дипломной работы выстроена в соответствии с поставленными целями и задачами и состоит из введения, трех основных глав, каждая из которых посвящена определенной теме и в свою очередь подразделена на несколько подглав и заключения.
Переходя к анализу источников и литературы, использованных при написании работы, необходимо отметить, что данная тема была освещена не полностью. Особую ценность имеют репортажи, которые в полной мере и от первоисточника передают всю нужную для исследования информацию. Большинство источников и литературы лишь поверхностно затрагивают интересующую автора проблематику и содержат, в основном, информацию статистического или чисто описательного характера.
Из публикаций на данную тему стоит отметить работы доктора исторических наук, профессора, главного научного сотрудника отдела этнографии, этнологии и антропологии Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН – Юлии Викторовны Агурдяевой «Из России через Азию в Америку: русские старообрядцы», «Русские старообрядцы из Южной Америки в Приморье: реэмиграция и адаптация», «Русские старообрядцы из Южной Америки: особенности быта, традиции и проблемы адаптации в Приморье». Она провела совместно с «Автономной Некоммерческой Организацией «Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке» этносоциологические исследования жизнедеятельности прибывших в Приморье и Амурскую область старообрядцев.
В работах главного научного сотрудника дается подробное описание быта и нравов староверов, приводится историческая справка касательно процесса эмиграции из России, прослеживание пути переселения до Латинской Америки и реэмиграции на историческую родину. Также подробно описываются развитие эмиграции из стран Нового Света и адаптация в современных реалиях Российской Федерации.
Особо стоит отметить видеоматериал проекта «Редакция» Алексея Владимировича Пивоварова – российского журналиста, теле- и радиоведущего и блогера – «Как живут русские старообрядцы в Южной Америке / Редакция», который, несмотря на то, что он является продуктом деятельности журналистов, а не исследователей, можно назвать полноценным антропологическим аудиовизуальным материалом с подробным описанием быта старообрядцев с описанием материальной и духовной составляющими жизни. Благодаря видеоматериалу появилась возможность не только узнать подробнее о старообрядческих общинах в Латинской Америке, но и увидеть, как они живут, их род деятельность, услышать в какой форме сохранился русский язык и сравнить с тем русским, на котором говорят граждане Российской Федерации сегодня.
Также большой интерес представляет собой статья Н.А. Безвербной «Репатриация старообрядческой общины в Российскую Федерацию: актуальные проблемы и перспективы», которая делает акцент в своей работе на мотивах возвращения староверов и действительности, с которой они сталкиваются в реалиях современной России.
?