ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА НА РОССИЙСКОЕ УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
1.1. Понятие и классификация влияния международного права на российское уголовное законодательство
Научное исследование проблемы становления и развития российского уголовного законодательства под влиянием международного права предполагает рассмотрение целого ряда вопросов общетеоретического характера. Важно проанализировать непосредственно понятие "влияние", определить основные его виды, направления.
На сегодняшний день в правовой доктрине существуют определенные разногласия, которые касаются вопроса наименования связи внутригосударственного уголовного и международного права. Так, в юридической литературе в целях определения взаимообусловленности последних широко используются такие выражения и термины, как "влияние", "взаимодействие", "соотношение", "взаимовлияние", "воздействие" и так далее. К сожалению, установившегося и единообразного толкования данных терминов в научной литературе пока не существует. Исследуя данный вопрос, одни авторы стремятся различать эти термины, другие считают их тождественными.
Согласно словарю русского языка Т.Ф. Ефремовой, взаимодействие представляет собой воздействие различных предметов, явлений действительности друг на друга, обусловливающее изменения в них .
Взаимодействие является философской категорией, отражающей процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого. Взаимодействие - объективная и универсальная форма движения, развития, которая определяет существование и структурную организацию любой материальной системы.
Рассмотрим значение каждого из терминов сквозь призму общенаучного определения и доктрины внутригосударственного и международного права.
Согласно Большому толковому словарю русского языка С.А. Кузнецова , влияние представляет собой: 1) воздействие, оказываемое кем-либо, чем-либо на кого-либо, что-либо; 2) сила авторитета, власти.
Таким образом, влияние есть процесс и результат изменения объекта влияния в ходе взаимодействия с ним.
Соотношение определяется как взаимное отношение, содержание или зависимость, связь, сравнительные качества; расположение друг к другу.
Термин "взаимодействие" содержит в себе, главным образом, динамические аспекты, в отличие от термина "соотношение", который характеризует в большей степени статические аспекты того или иного явления. Поскольку связь внутригосударственного и международного права проявляется, прежде всего, на стадиях, которые отличаются определенной степенью динамики (правотворчество, правоприменения), представляется целесообразным определять взаимосвязь данных правовых систем посредством термина "взаимодействие", а не "соотношения".
Следует согласиться с мнением Б.Л. Зимненко, который отмечает, что "категория "соотношение" не отражает в полном объеме той объективной взаимообусловленности международного и национального права, которая характерна для системы современных международных и внутригосударственных отношений" .
Предлагаемый в юридической науке термин "заимствование" также представляется неверным, так как заимствование предполагает наличие воли государства, которое активно стремится к воплощению международного права во внутригосударственном законодательстве. Влияние, напротив, предполагает определенную степень пассивности в деятельности государства.
Термин "реализация" представляется более широким, чем термин "влияние", и предполагает осуществление участниками международных правоотношений установленных в международно-правовых нормах правил.
Факт взаимодействия национального и международного права, в доктрине сущность данного явления, как правило, рассматривается через призму влияния одной правовой системы на другую.
Так, Р.А. Мюллерсон в своей монографии гл. 2 и 3 называет соответственно "Влияние национального права на международное право" и "Влияние международного права на национальное". Автор подчеркивает, что "взаимодействие международного и национального права происходит в виде их взаимовлияния" .
Н.В. Миронов также рассматривает формы влияния советского законодательства на международное право и наоборот.
Л.П. Ануфриева анализирует в качестве одного из аспектов проблемы соотношения международного и внутригосударственного права «влияние внутригосударственного права отдельных государств на образование и развитие принципов и норм международного права, с одной стороны, и влияние международного права на внутреннее право отдельных государств - с другой стороны (иными словами, фактическое взаимодействие правовых систем)» .
СВ. Черниченко рассматривает явление взаимодействия международного и внутригосударственного права через согласование систем права .
В.В. Гаврилов также рассматривает взаимодействие международного и внутригосударственного права через согласование данных систем права.
Распространенный в научной литературе термин "согласование" воспринимается как одна из целей обеспечения взаимодействия внутригосударственного и международного права, и крайне нежелательно сводить рассматриваемую проблему лишь к вопросу согласования данных правовых систем.
В целях обозначения процесса взаимодействия международной и внутригосударственной правовых систем в научной литературе нередко употребляется также термин "воздействие".
В целом соглашаясь с тем, что сущность и результаты процессов воздействия и влияния международного права на внутригосударственное уголовное законодательство совпадают, следует отметить, что данным понятиям имманентно присущ различный характер. Так, воздействие - это прямое, намеренное и адресное изменение, а влияние международного права - естественно протекающий процесс, производящий изменения во внутригосударственном уголовном законодательстве.
При всей условности и небезупречности самого термина "воздействие" его использование, наряду с термином "влияние" можно считать допустимым.
Таким образом, влияние международного права на отечественное уголовное законодательство представляет собой правовое, политическое и идеологическое воздействие общепризнанных принципов и норм международного права, положений международных договоров Российской Федерации, актов Организации Объединенных Наций, международных конференций и совещаний на эволюцию отечественного уголовного законодательства, которая носит объективный характер и представляет собой последовательный, системный процесс изменения норм отечественного уголовного законодательства.
В связи с тем, что влияние представляет собой процесс и результат воздействия, необходимо рассмотреть каким образом осуществляется данный процесс и как выглядит результат влияния международного права на становление и развитие отечественного уголовного законодательства.
Необходимо отметить, что изменение национального уголовного законодательства в результате влияния международного права непосредственно связано с процессом формирования этих норм.
Данный процесс представляет, в свою очередь, процесс согласования воль (позиций) государств, включающий две стадии: 1) достижение согласия относительно содержания правила поведения; 2) взаимообусловленное волеизъявление государства относительно признания правила поведения обязательным.
Две стадии нормотворческого процесса могут быть неразрывны во времени. Если договор вступает в силу с момента подписания, то его подписание - это одновременно и согласие с содержанием правил поведения, зафиксированных в нем, и признание этих правил в качестве обязательных, т. е. правовых норм.
На первом этапе возникает объективно обусловленная экономическими, социально-политическими или иными общественными факторными комплексами необходимость международно-правового регулирования соответствующих отношений, а также международного сотрудничества государств в противодействии преступности. Согласование позиций государств позволяет осуществлять их взаимодействие и олицетворяет единство в решении совместных проблем и задач.
Второй этап создания норм права включает в себя участие государств в предварительном формулировании положений международного права, обсуждении, согласовании всеми субъектами правообразования, подписание, ратификацию данного международно-правового акта. Кроме того, появляется объективная необходимость реализации положений конкретного международно-правового акта в национальном уголовного законодательстве, результатом которой является внесение соответствующих изменений в действующее уголовное законодательство.
В тех случаях, когда требуется специальная процедура выражения согласия государства на обязательность правил поведения (ратификация, утверждение-принятие), разрыв во времени между первой и второй стадиями может быть значительным, достигая порой нескольких лет. Особенно это характерно для внутригосударственного уголовного законодательства. Специфика российского уголовного законодательства состоит в том, что органы государственной власти Российской Федерации при квалификации преступлений и назначении наказаний не могут непосредственно применять международное право (договоры, конвенции и т.д.).
Конвенционные положения для этого должны быть имплементированы (трансформированы) в статьи Уголовного кодекса Российской Федерации (например, приложения 1 и 2), поскольку в ст. 1 Уголовного кодекса Российской Федерации установлено: «Уголовное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в настоящий Кодекс». О нормах международного права в части 2 этой статьи сказано, что Уголовный кодекс Российской Федерации «основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права» .
Более того, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 10 октября 2017 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» признал, что международные договоры, нормы которых предусматривают признаки составов уголовно наказуемых деяний, не могут применяться судами непосредственно, поскольку такими договорами прямо предписывается обязанность государств обеспечить выполнение предусмотренных договором обязательств путем установления наказуемости определенных преступлений внутренним (национальным) законом.
В связи с этим международно-правовые нормы должны применяться судами Российской Федерации непосредственно только в тех случаях, когда Уголовный кодекс Российской Федерации прямо устанавливает необходимость применения международного договора Российской Федерации (например, ст. 355 "Разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт оружия массового поражения" и ст. 356 "Применение запрещенных средств и методов ведения войны" Уголовного кодекса Российской Федерации).
В связи с существующими особенностями правового регулирования уголовно-правовых отношений процесс имплементации норм международного права в российское уголовное законодательство занимает определенное время.
Особую роль в структуре влияния международного права имеют элементы воздействия. Так, например, В.И. Степаненко в международном праве определил первичные и производные воздействующие элементы, то есть те положения международных договоров, в которых впервые сформулированы нормативные положения, оказывающие влияние на отечественное уголовное законодательство, и производные воздействующие элементы, то есть международно-правовые нормы, которые воздействуют на внутригосударственное уголовное законодательство, при этом отражают содержание первичных воздействующих норм. В сфере внутригосударственного права, В.И. Степаненко различает конечные элементы воздействия, то есть, последние из ряда национальных уголовно-правовых норм, отражающих конкретные положения международных договоров (положения Уголовного кодекса Российской Федерации), и предшествующие элементы воздействия, то есть нормы национального уголовного права, отражающие содержание международно-правовых норм через которые проходит влияние международных договоров на конечные элементы воздействия .
Однако такое ограниченное только положениями международного договора понимание сферы влияния на внутригосударственное уголовное законодательство автор считает неоправданным. Нельзя отрицать, что данные воздействующие элементы характерны не только для международных договоров, но и для иных положений международно-правовых актов, таких как акты международных конференций и совещаний, акты международных организаций и так далее.
В зависимости от характера изменения норм отечественного уголовного законодательства необходимо выделить теоретическую модель классификации влияния международного права, которая позволит более четко обозначить место и роль международного права в системе отечественного уголовного законодательства, глубже познать природу и назначение влияния. Как отмечают М.И. Байтин и В.К. Бабаев, «подлинно научная классификация как логико-предметная, творчески аналитическая обработка накопленных знаний и как ее результат, во-первых, позволяет упорядочить накопленные знания об объектах (предметах, явлениях), а сами объекты определенным образом объединить и разграничить; во-вторых, служит необходимым условием дальнейшего их изучения» .
Особое значение для правильной классификации имеют ее основания, то есть наиболее существенные признаки, определяющие характеристику всех остальных объектов в данной группе.
Деление влияния международного права на отечественное уголовное законодательство по степени его эффективности имеет огромное значение для оценки результатов такого влияния, а также анализа характера конкретных изменений.
Так, а) влияние эффективно, когда источник влияния (международное право) имеет юридически обязательную силу, а адресат влияния (отечественное уголовное законодательство) - к влиянию открыт (расположен), который подлежит уголовному наказанию, вовлечение лица в совершение преступления террористического характера или склонение лица к участию в деятельности террористической организации, вооружение либо обучение лица в целях совершения указанных преступлений, а равно финансирование акта терроризма либо террористической организации; б) неэффективное влияние имеет место, когда, несмотря на мировые тенденции развития права в целом, а также уголовного законодательства в частности, внутригосударственное законодательство закрыто по отношению к ним, не воспринимает современные достижения мировой правовой науки и практики. В данном случае основными средствами совершенствования действующего уголовного законодательства являются внутригосударственные источники.
Так, международные конвенции, посвященные проблемам транснациональной организованной преступности, терроризма и коррупции, рекомендуют государствам ввести ответственность юридических лиц за эти преступления и предлагают модельные статьи об этом.
Российская доктрина в целом отрицательно оценивает идею уголовной ответственности юридических лиц ввиду ее противоречия принципам конституционного и уголовного права, в соответствии с которыми преступление понимается как деяние физического лица, которому свойственны, к примеру, такие категории, как вменяемость, вина. Поэтому эффективность влияния данного положения международного права на Уголовный кодекс Российской Федерации крайне низка. Хотя нельзя отрицать факт доктринального влияния данного положения на науку уголовного права России, учитывая все возрастающее количество научных публикаций по данному вопросу. Не исключено, что под влиянием данного положения международной конвенции в перспективе будут внесены в уголовное законодательство России соответствующие изменения.
В зависимости от результата влияние международного права подразделяется на позитивное (созидательное) и негативное (разрушительное).
Влияние международного права по характеру связей между источником (международное право) и объектом (отечественное уголовное законодательство) подразделяется на: а) прямое (открытое) влияние, которое действует непосредственно, например, через нормативные источники (международные договоры, конвенции и т.д.). В открытом влиянии очевидно, какие конкретные положения международного права оказывают влияние на российское уголовное законодательство, каким образом и с какими целями осуществляется данное влияние. б) непрямое (косвенное, скрытое) влияние, которое лишь создает ситуации, которые влияют опосредованно. В отличие от открытого (прямого) влияния в данном случае нелегко определить источник влияния, небесспорны цели влияния. Акты косвенного действия, как правило, носят ориентирующий характер. Их положения приобретают обязательный характер после включения в нормативные правовые акты.
В зависимости от источника можно выделить следующие виды влияния на отечественное уголовное законодательство:
а) влияние, которое осуществляется посредством международных
договоров, конвенций и т.д.;
б) влияние общепризнанных принципов и норм международного права;
в) влияние правовых актов международных организаций;
г) влияние актов международных конференций и совещаний.
Представленная теоретическая модель классификации видов влияния международного права на становление и развитие отечественного уголовного законодательства является условной, и то или иное событие может иметь отношение к различным разновидностям воздействия.
Следует обратить внимание, что в рамках исследования проблемы взаимодействия международного и внутригосударственного права в научной литературе встречаются иные классификации. Так, например, В.И. Степаненко выделяет следующие два вида влияния международного права: 1) опосредованное, то есть влияние определенных положений международного права па соответствующие нормы российского уголовного законодательства через нормативно-правовые акты внутригосударственною характера. Для такого влияния характерно то, что оно осуществляется через внутригосударственный правотворческий процесс; 2) непосредственное воздействие, то есть воздействие положений международного права на уже существующие уголовно-правовые нормы, минуя правотворческий процесс, в результате которого изменилось бы текстуальное содержание уголовно-правовой нормы.
Как видно, В.И. Степаненко связывает влияние международного права непосредственно с правотворческим процессом, как результатом воздействия. Вместе с тем, следует заметить, что даже непосредственное воздействие без правотворчества государства может быть опосредованно иными процессами - правоприменением международного права либо их толкованием соответствующими субъектами.
И.В. Гетьман-Павлова характеризуя соотношение международного и национального права, отмечает их взаимное влияние. Причем влияние национального права на международное, по ее мнению, имеет первичный характер, и, соответственно, влияние международного права па национальное - вторичный характер.
Действительно, первичное влияние национального права проявляется в том, что в процессе создания положений международного права все государства исходят из принципов свой внутренней политики и не идут на создание международно-правовых норм, противоречащих основам их государственного устройства.
Вместе с тем, нельзя отрицать тот факт, что нередко именно созданные государствами положения международного права впервые начинают регулировать общественные отношения. И уже на основании данных положений государства согласовывают, изменяют и дополняют свое национальное законодательство.
Таким образом, на основании результатов теоретико-правового анализа влияния международного права предлагается авторское определение понятия "влияния" международного права на отечественное уголовное законодательство, под которым следует понимать правовое, политическое и идеологическое воздействие общепризнанных принципов и норм международного права, положений международных договоров Российской Федерации, актов Организации Объединенных Наций, международных конференций и совещаний на эволюцию отечественного уголовного законодательства, которая носит объективный характер и представляет собой последовательный, системный процесс изменения норм отечественного уголовного законодательства.
На основании предложенной автором классификации видов влияния международного права на совершенствование российского уголовного законодательства следует отметить многоаспектность и сложность указанного процесса. Данный вывод обусловлен многообразием направлений влияния международного права, а также различной правовой природой источников влияния.
1.2. Общая характеристика влияния международного права на российское уголовное законодательство
Общая характеристика влияния международного права на становление и развитие российского уголовного законодательства предполагает рассмотрение таких вопросов, как основания, степень и характер такого влияния с помощью модели устойчивости отечественного уголовного законодательства или его зависимости от международного права.
Для того чтобы раскрыть правовую природу влияния международного права на становление и развитие отечественного уголовного законодательства, целесообразно рассмотреть понятие "основание влияния".
И.Т. Фролов определяет основания как условия, которые являются необходимой предпосылкой существования каких-либо явлений (следствий). СИ. Ожегов раскрывает основания как фундамент, причину, достаточный повод существования чего-либо . Следует согласиться с данными определениями и понимать под основаниями влияния международного права на российское уголовное законодательство комплекс условий, факторов и причин его изменения под воздействием международного права. Необходимо обратить внимание на то, что влияние международного права на российское уголовное законодательство обусловлено не только правовыми факторами, но и социальными, политическими экономическими и т. д.
Автор утверждает, что в рамках рассмотрения значения и роли международного права в совершенствовании российского уголовного законодательства можно выделить, по меньшей мере, восемь групп явлений, предопределяющих влияние международного права на становление и развитие российского уголовного законодательства.
1. Тенденции правовой глобализации ориентируют государства унифицировать национальное уголовное законодательство с целью сотрудничества в противодействии преступности.
2. Невозможность достижения полноты регулирования уголовно-правовых отношений только национальным уголовным законом является одним из оснований влияния международного права на становление и развитие российского уголовного законодательства. Так, например, положения международного права принимаются в результате согласования воли различных государств, практика противодействия преступности в которых различна по своему характеру, в результате чего нормы
национального уголовного законодательства могут не соответствовать постоянно развивающимся общественным отношениям.
Законодатель объективно не может учесть всех реалий современной действительности, он исходит из существующих на определенный момент общественных отношений. Национальное уголовное законодательство может оказаться неприспособленным адекватно реагировать на взятые государством международные обязательства (например, имплементировать вовремя в национальное уголовное законодательство вступивший в силу для данного государства международный договор из-за пробелов в законодательстве). Так, положения международного права уголовно-правового характера включают конфискацию имущества в качестве рекомендуемой подписывающим международные договоры странам меры уголовно-правового воздействия. Поэтому исключение конфискации имущества из перечня уголовных наказаний в Российской Федерации в 2017 г., по мнению В.Д. Зорькина, "значительно ограничило возможности выполнения Российской Федерацией своих международных обязательств" .
Принадлежность государства к международной организации или его намерение стать членом такой организации объективно является основанием влияния международного права на развитие национального уголовного законодательства. Документы, регламентирующие порядок и условия вступления в международную организацию, часто содержат не только правовые, но и политические причины присоединения.
Участие государства в международных конференциях и совещаниях также имеет большое значение для совершенствования внутригосударственного уголовного законодательства. Акты международных конференций не носят нормативного характера, однако они нередко порождают морально-политические обязательства, что вовсе не исключает их влияния на внутреннее право. Более того, данные акты содержат определенный элемент "ожидания" изменений в национальном законодательстве государств.
В современных условиях с развитием общественных отношений и углублением международной интеграции в сфере противодействия преступности значительно увеличивается число международно-правовых актов, участником которых является Россия. Необходимость добросовестного выполнения международных обязательств в сфере противодействия преступности - задача, в первую очередь, законодателя, а также правоохранительных органов.