Жанр баллады имеет длительную историю. Он был довольно распространён в русской поэзии, имеет классические образцы и определённую классическую модель жанрового образования и жанрового восприятия, соответствующие принципы. В русской поэзии баллада имеет двойственный генезис – это и европейская баллада, и русская народная. Довольно долгое время русские народные баллады мало изучались как жанр. Расцвет их приходится на XIV – ХVП века. К этому времени былина, воплощающая извечную крестьянскую мечту о вольной и счастливой жизни, с величавыми образами богатырей перестала в полной мере отвечать эстетическим потребностям, тогда и родились новые песни – баллады, где в центре внимания – социальная действительность, судьба простых безымянных героев, трагизм социального бесправия.
К изучению этого жанра обращались Н. П. Андреев, М. Н. Сперанский, В. В. Сиповский и др. Баллада (от французского слова ballade – танцевальная песня) – это лироэпический жанр, стихотворение на исторические, сказочные или бытовые темы с элементами таинственности и мистики, наличием драматического диалога и напряженного повествования. В «Литературной энциклопедии терминов и понятий» М. Л. Гаспаров приводит несколько значений термина «баллада» [7, с. 70]. В статье основное внимание уделяется истории жанра, идущего от англо-шотландских народных баллад, и особой стихотворной форме баллады средневековой французской поэзии, о чём Гаспаров также пишет в других исследованиях.
Жанр баллады позволяет с высокой степенью убедительности демонстрировать поэту его художественное мастерство и творческие поиски, как в индивидуальной эволюции, так и в общем развитии истории литературы и культуры.
В русской литературе широкое распространение жанр баллады получил в эпоху романтизма. Тогда интерес к народным балладам выразился в создании жанра литературной романтической баллады и породил жанр литературной баллады. В литературоведении чаще ведут речь о русской романтической балладе, жанр которой в России разрабатывали В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. К. Толстой и другие.
Жанр баллады не был обойдён и вниманием поэзии XX века, но его изменения были исследованы лишь в творчестве отдельных авторов. Работы В. Шошина, А. Павловского, А. Микешина, Л. Заманской, А. Кулинича, Т. Ордуханян и др. обращаются к творчеству 20 – 30-х годов Н. Тихонова, Н. Гумилева, С. Есенина, Н. Асеева, Э. Багрицкого и других. Но жанровые модификации трансформации в русской поэзии этого периода всё же изучены недостаточно. К этой проблеме обращались С. Бройтман, С. Бурдина, Г. Гачев, Л. Гинзбург, В. Гречнёв, Д. Магомедова, Ю. Стенник, А. Субботин, Ю. Шатин, А. Боровская и другие. Но до сих пор модификации баллады первых советских десятилетий не отражены в монографическом исследовании. Это обуславливает актуальность темы курсовой работы.
Научная новизна исследования, прежде всего, в создании представления о тенденциях трансформации жанра баллады в 20 – 30-е годы ХХ века.
Исследуемый материал составили баллады, созданные в 20 – 30-е годы ХХ века Н. Гумилевым, Н. Тихоновым, Э. Багрицким, С. Есениным.
Объект исследования: жанр баллады и его специфические модификации в лирике 20 – 30-х годов ХХ века.
Предмет исследования: стихотворения, определённые как разные виды баллады и написанные в 20 – 30-е годы ХХ века.
Цель курсовой работы: показать, что жанр баллады, видоизменяясь, продолжает существовать в поэзии 20 – 30-х годов ХХ века, приобретая новые формы, темы, героя.
В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
? Рассмотреть жанровые признаки литературной баллады как основу для последующих жанровых модификаций;
? Выявить специфику баллад 20 – 30-х годов ХХ века в сравнении с поэзией XIX века;
? Проследить развитие и изменения в тематике, герое, стиле баллады 20 – 30-х годов ХХ века;
? Отметить особенности новых балладных моделей.
Основными методами исследования стали филологический анализ текста и сравнительно – сопоставительный анализ.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования результатов работы для осмысления специфики бытования баллады в русской лирике XX века и для конкретного литературоведческого анализа жанровых особенностей художественной литературы, в частности поэтических произведений, при анализе творчества отдельных поэтов, в вузовских курсах по теории и истории литературы, спецкурсах и спецсеминарах по анализу текста и современному литературному процессу.
В школьной практике данная работа найдет применение как источник теоретических и практических сведений по специфике анализа поэтического произведения.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка литературы.