Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ТУРИЗМ

Агротуристический потенциал Краснодарского края

rock_legenda 1625 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 65 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.02.2022
Целью данной выпускной квалификационной работы стало исследование агротуристического потенциала Краснодарского края. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: – изучение истории развития агротуризма в России и зарубежных странах; – обзор социально-экономической характеристики Краснодарского края; – анализ современного состояния агротуризма Краснодарского края; – рассмотреть проблемы и перспективы устойчивого развития агротуристического потенциала в Краснодарском крае. Методы исследования в работе: анализ литературы, наблюдение, анализ интернет-источников. Научная новизна работы заключается в научном описании и систематизации ресурсов и объектов аграрного туризма в Краснодарском крае. Практическая значимость заключается в том, собранная и систематизированная информация об рекреационных ресурсах и агротуристских предприятиях Краснодарского края может быть использована туристскими компаниями для разработки туров и повышения привлекательности сельской местности для туристов. Проблемами исследования агротуризма в Краснодарском крае занимаются такие ученые как В. В. Анисимова, З. А. Бекух, М. Ю. Беликов, Т. А. Волкова, Д. В. Жаворонков, Ю. И. Карпова, Н. А. Комаревцева, Д. В. Максимов, В. В. Миненкова, А. А. Мищенко, И. М. Пунько, И. А. Романова, Э. А. Рыживолова, А. А. Филобок, М. Ф. Ходыкина и другие. По теме диссертации опубликовано две статьи. Работа излагается на 72 страницах и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, который включает в себя 30 наименований и одного приложения. В работе представлены три рисунка и две таблицы.
Введение

Актуальность развития агротуризма возрастает не только в результате импортозамещения, но и благодаря богатейшим возможностям Кубани, прежде всего, в развитии сельского туризма. Аграрный туризм – это относительно новое явление в отечественной туристской индустрии. Несмотря на множество трудностей организации туризма в сельской местности, других альтернатив нет в условиях массового загрязнения экологии городов и культурно-исторических центров. Агротуризм будет развиваться в России, т.к. наша страна, по сути, является страной с огромным агротуристическим потенциалом. В узком смысле под аграрным туризмом понимают отдых городских жителей в сельской местности, предполагающий более или менее длительную аренду загородного жилья. В широком смысле аграрный туризм включает все виды времяпрепровождения городских жителей в сельской местности, т.е. элементы отдыха и оздоровительных мероприятий. В частности, в данном случае речь может идти о сочетании отдыха с трудом на приусадебном участке, об этнографических экскурсиях с акцентом на сельскую составляющую, о добровольном временном участии в агропроизводстве в рамках рекреационных мероприятий.
Содержание

Введение…..………………………….………………..……..…………...……. 3 1 История зарождения и развития агротуризма………...……..…..………… 5 1.1 Понятия аграрного туризма…………...…….…….…..………………….. 5 1.2 История развития агротуризма в Европе..……………………………….. 9 1.3 Развитие агротуризма в России…………………………………………… 15 2 Социально-экономическое положение Краснодарского края как благоприятный фактор развития агротуристического потенциала………... 22 2.1 Современный опыт агротуризма Российской Федерации……...……….. 22 2.2 Социально-экономическая характеристика Краснодарского края……... 25 2.3 Современное состояние агротуризма Краснодарского края……………. 31 3 Агротуристический потенциал: проблемы и перспективы устойчивого развития в Краснодарском крае……………………………………………… 42 3.1 Особенности развития и размещения объектов агротуризма в Краснодарском крае………………………………………………………. 42 3.2 Основные проблемы устойчивого развития агротуризма в Краснодарском крае………………………………………………………. 45 3.3 Перспективы устойчивого развития агротуристического потенциала в Краснодарском крае………………………………………………………. 47 Заключение…………………………………………………………...……..…… 58 Список использованных источников…………………..…………..……...…..... 62 Приложение А Объекты агротуризма в Краснодарском крае………………... 66
Список литературы

1. Анисимова В. В. Природно-ресурсный потенциал для развития агротуризма на территории Краснодарского края : актуальные проблемы и достижения в естественных и математических науках / В. В. Анисимова, А. В. Босак. – Самара : ИЦРОН, 2016. – 51 с. – ISBN 978-5-6309-1847-2. 2. Астахов Т. А. «Концепция развития агротуризма на территории туристских рекреационных зон и ее реализация до 2015 года» / Т. А. Астахов, Е. В. Астахова, А. Б. Здоров, Н. И. Кувелева. – Москва, 2011. – 132 с. – ISBN 978-4-3609-8152-3. 3. Бабенко В. А. Природные ресурсы Кубани. Атлас-справочник / В. А. Бабенко. – Ростов-на-Дону : СКНЦВШ, 2014. – ISBN 978-5-6903-4553-2. 4. Бизюкова Т. Т. Тенденции в развитии агро- и экотуризма / Т. Т. Бизюкова. – Липецк, 2010. – 126 с. – ISBN 978-985-498-431-5. 5. Беликов М. Ю. Словарь географических названий Краснодарского края : Экономическая география / М. Ю. Беликов, В. В. Миненкова, С. А. Шатилов. – Краснодар : КубГУ, 2017. – 96 с. – ISBN 978-5-8209-1301-3. 6. Волкова Т. А. Туристская деятельность в условиях современного села : Курортно-рекреационный комплекс в системе регионального развития / Т. А. Волкова, В. В. Задорожняя. – Краснодар : КубГУ, 2011. – 45 с. – ISBN 978-5-8209-1489-8. 7. Даринский А. В. Туристские районы Российской Федерации и Ближнего Зарубе?жья / А. В. Даринский. – Санкт-Петербург: Питер, 2011. – 96 с. – ISBN 978-5-39546-353-5. 8. Дмитриевский Ю. Д. Туристские районы мира: учебное пособие / Ю. Д. Дмитриевский. – Смоленск : Браво, 2012. – 49 с. – ISBN 978-4-91291-354-4. 9. Елканова Д. И. Основы индустрии гостеприимства: учебное пособие / Д. И. Елканова, Д. А. Осипов, В. В. Романов. – Москва : Дашков и Ко, 2011. – 260 с. – ISBN 978-5-394-00313-4. 10. Ефременко Н. В. Сельский туризм и агробизнес – сочетание перспективное / Н. В. Ефременко. – Москва : Агроэкономика, 2013. – 78 с. – ISBN 978-5-91276-150-8. 11. Профессиональная справочная система Техэксперт // Закон Краснодарского края от 25.10.2005 г. № 938–КЗ «О туристской деятельности в Краснодарском крае» : [сайт]. – 2021. – URL: http://docs.cntd.ru/document/ 461608422 (дата обращения: 20.04.2021). 12. Здоров А. Б. Экономика туризма / А. Б. Здоров. – Москва : Финансы и статистика, 2011. – 110 с. – ISBN 5-274-02129-4. 13. Катало?г объектов аграрного туризма 2019 г. // Сайт министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарско?го края : [сайт]. 2019. – URL : https://kurort.krasnodar.ru/upload/АгроТур2019Каталог.pdf (дата обращения: 05.04.?2021). 14. Концепция развития сельского (аграрного) туризма в Краснодарском крае на 2017–2020 годы // Официальный сайт министерства курортов, туризма и олимпийского наследия : [сайт]. – 2017. – URL: http://min.kurortkuban.ru/informatsiya/munitsipalnymobrazovaniyam/?ELEMENT_ID=2398 (дата обращения: 01.05.2021). 15. Краснодарский край : Экономика // Сайт Блогспот.ком : [сайт]. – 2019. – URL : http://region–23.blogspot.com/p/blog–page_5559.html (дата обращения: 12.05.2021). 16. Медлик С. Гостиничный бизнес / С. Медлик, X. Инграм. – Москва : Юнити–Дана, 2015. – 98 с. – ISBN 5-238-00792-2. 17. Миненкова В. В. Сельский туризм: сущность и направления / В. В. Миненкова // Актуальные проблемы развития сельского (аграрного) туризма в условиях современных геополитических и социально–экономических вызовов. – Краснодар : КубГУ, 2017. – С. 28–33. 18. Набиева У. Н. Развитие агротуризма – решение социально-экономи-ческих проблем в сельской местности / У. Н. Набиева, А. А. Абассова, К. А. Абдулаев // Курортно–рекреационный комплекс в системе регионального развития: инновационные подходы // материалы V Международной научно-практической конференции. – Краснодар : КубГУ, 2017. – С. 192–196. 19. Николаенко Д. В. Рекреационная география / Д. В. Николаенко. – Санкт-Петербург : Владос, 2013. – 94 с. – ISBN 5-691-00683-5. 20. Оценка численности населения на 1 января 2018 г. по муниципальным образованиям Краснодарского края // Официальный сайт управления федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и республике Адыгея : [сайт]. – 2018. – URL : http://krsdstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krsdstat/resourses/ 01.01.2018.html (дата обращения: 27.05.2021). 21. Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 20 апреля 2011 г. №2545–П «О развитии отдельных видов туризма в Краснодарском крае» // Информационно-правовой портал Гарант.ру : [сайт]. – 2020. – URL : http://base.garant.ru/36902118/ (дата обращения: 28.05.2021). 22. Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 23 апреля 2014 г. № 1021–П «О краевом конкурсе «Лучший объект сельского (аграрного) туризма в Краснодарском крае» // Информационно-правовой портал Гарант.ру : [сайт]. – 2019. – URL : http://www.garant.ru/hotlaw/krasnodar/545700 (дата обращения: 28.05.2021). 23. Природные зоны Краснодарского края // Сайт авторских статей ФБ.ру : [сайт]. – 2019. – URL : http://fb.ru/article/369059/prirodnyie–zonyi–krasnodarskogo–kraya–foto–nazvaniya–vliyanie–cheloveka–na–prirodnyie–zonyi–krasnodarskogo–kraya (дата обращения: 30.04.2021). 24. Савицкий О. Г. Развитие сельского туризма на примере Краснодарского края: состояние, проблемы, перспективы / О. Г. Савицкий // Экономика и управление: материалы II международной научной конференции. – Казань : Молодой ученый, 2015. – С. 96–100. 25. Тильба А. П. Растительность Краснодарского края / А. П. Тильба. – Краснодар : КубГУ, 2011. – 83 с. – ISBN 5-278-45726-5. 26. Туристический интернет–портал для поиска мест отдыха за городом // Интернет-портал Агротуризм.ру : [сайт]. – 2020. – URL : http://agroturismo.ru/history.php (дата обращения: 10.04.2021). 27. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. №132–ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» // Информационно-правовой портал Гарант.ру : [сайт]. – 2020. – URL : http://base.garant.ru/136248 (дата обращения: 28.05.2021). 28. Чистяков В. И. Экономическая и социальная география Краснодарского края / В. И. Чистяков. – Краснодар : Просвещение–Юг, 2011. – 75 с. – ISBN: 978-5-93491-353-4. 29. Шакирова Э. Н. Развитие сельского туризма в России / Э. Н. Шакирова // Экономическая наука и практика: материалы II международной научной конференции. – Чита : Молодой ученый, 2013. – С. 55–75. 30. Экономика Краснодарского края: основные сферы // Сайт авторских статей ФБ.ру : [сайт]. – 2020. – URL : http://fb.ru/article/256017ekonomika–krasnodarskogo–kraya–osnovnyie–sferyi (дата обращения: 07.05.2021).
Отрывок из работы

1 История зарождения и развития агротуризма 1.1 Понятия аграрного туризма Фактически настоящим прародителем агротуризма стало, как ни странно, сафари (охота в Африке). После активного «освоения» европейцами просторов Африки в Европе начался настоящий бум на проведения разнообразных сафари поездок, при этом если изначально сафари организовывались настоящими охотниками и имели узкую специализацию, к примеру, охота на львов или слонов, то в дальнейшем процесс поставили на поток. Правда постановка на поток привела к достаточно плачевным последствиям, фактически такие поездки стали не просто модными, а и показателем статуса человека, при этом охота привлекла не только профи, но и банальных любителей готовых стрелять во все что двигается. При этом наблюдалось две тенденции: а) с одной стороны бизнес на сафари начал приносить колоссальные прибыли организаторам, которые в свою очередь активно расстраивали инфраструктурные объекты под такой вид туризма. Одновременно в Европе и конечно США (к тому времени американцы стали вполне состоятельными людьми) среди граждан поездка в дикую природу стала ассоциироваться с отдыхом и развлечением; б) с другой стороны активное использование имеющихся ресурсов, в данном случае диких животных, привело к их истощению, уже к 50-м гг. прошлого столетия популяция сократилась настолько, что фактически поставила на грань само существования, не только видов, что собственно никого никогда не останавливало, но и самое главное всей индустрии сафари поездок. К тому времени огромное количество очень состоятельных и как следствие влиятельных людей, успела вложить сотни миллионов долларов в данный бизнес [1]. Своеобразным ответом на вызовы того времени, которые можно сформулировать «как спасти бизнес и деньги», стало формирование новой концепции развития имеющейся инфраструктуры. Вместо банальной охоты туристам стали предлагать туры в дикую природу с проживанием среди аборигенов и прочими сопутствующими вещами. Первым шагом стало, конечно же появление огромных территорий, объявленных «карманными» правительствами заповедниками и природоохранными зонами. Интересно, что заповедники и зоны появлялись независимо от стран (то есть один заповедник мог охватывать территорию нескольких независимых государств) и племенных территорий (и сегодня вожди отдельных племен играют иногда большую роль в стране чем «законный» президент) [5]. Аграрный туризм – это специфическая форма туризма городского населения в сельскую местность. В упрощенной форме этот вид туризма можно назвать сельским гостеприимством. Аграрный туризм (сельский туризм) – отдых в сельской местности (в деревнях, на хуторах, в удобных крестьянских домах, в агроусадьбах). Гости ведут деревенский образ жизни, знакомятся с сельским трудом и познают культуру. Агротуризм неотделим от других направлений отдыха, таких как экотуризм, этнотуризм, медицинский, познавательный, спортивный и др. Отличительной чертой аграрного туризма является совмещение отдыха и работы. Зачастую за помощь в сельхозработах на протяжении нескольких часов турист получает от хозяина жилье и пищу без материального подкрепления. Аграрный туризм направлен на использование всевозможных ресурсов территории и ее уникальности для создания цельного туристского продукта. По мнению ВТО, сельский туризм входит в пятерку основных стратегических направлений развития туризма в мире до 2020 г., объединяющий широкий спектр различных видов отдыха и развивающийся быстрыми темпами в зарубежных странах [1]. На рубеже последнего века в Европе, а затем и в России сельскому туризму уделяется внимание с научной точки зрения. Постепенно в городах открываются специальности по подготовке студентов в сфере агротуризма. Для благополучного результата в процессе обучения принимают участие представители различных сфер и профессий от юристов до сельхозработников. Не секрет, что уже долгое время в Европе агротуризм стабильно держится на втором месте по популярности, уступая лишь пляжному отдыху. Также, известный факт, что 20 % от всего туристического дохода в Европе приходится именно на сельский туризм. Отдых вдалеке от мегаполисов стабильно набирает обороты. Интенсивно развивается сельский туризм в Финляндии, Швеции, Ирландии, Венгрии, Чехословакии, Великобритании, Испании, Италии, Литве, Латвии [12]. Россия делает попытки перенять моду на этот вид отдыха и пока что лидерами в организации сельского туризма являются: Алтайский край и республика Алтай, Владимирская область, Вологодская область, Ивановская область, Новгородская область, Ленинградская область, Тульская область, Ярославская область, Республика Чувашия, Подмосковье и окрестности Санкт-Петербурга [4]. Особенно актуально развивать агротуризм в нынешнее время, так как повсеместно происходит отток население из деревень, повышение уровня безработицы и деградация агропромышленной сферы. Благодаря этому виду отдыха, селяне смогут получить дополнительный заработок, который положительно скажется на уровне жизни. Эти деньги можно будет потратить на создание новых объектов показа, изменение старых построек и поддержание туристских ресурсов территории. Для характеристики сельского туризма используется большое количество синонимичных терминов: «аграрный туризм», «зеленый туризм», «сельский туризм», «агротуризм», «мягкий туризм», «альтернативный туризм» и др. Все они в широком смысле имеют одно и то же значение, но могут иметь некоторые различия при использовании в каком-либо контексте и зависят от предпочтений автора. Зеленый туризм – деятельность, которая проходит в контакте с природой, жизнью в лагерях или поселках. Эта деятельность сопряжена с сельскохозяйственными работами, знакомством с жизнью небольших поселков, пешими экскурсиями, изучением флоры и фауны, занятием спортом на реках, путешествиями по горам и озерам, с организацией курсов национальной кухни и т.д. Проживание при таком туризме осуществляется в загородных домах, которые приспособлены для этих целей, в которых проживают сами крестьяне [12]. Агротуризм («деревенский», «фермерский», «зеленый»). Главной его ценностью считается земля, животные, воздух, природа, присущие сельской местности. Он подразумевает пребывание туристов на данной территории и оздоровительный отдых за счет умеренных физических нагрузок в сочетании с атмосферой. Деревенский туризм – размещение небольших групп туристов в деревнях или неподалеку и знакомство с местным колоритом. Сельский зеленый туризм – вид сельского туризма, связанный с проживанием туристов в сельской местности, получением комплекса туристических услуг, обусловленных целями посещения данной территории, а также с предоставлением экскурсионных услуг другим субъектам туризма. Если посмотреть на сельский туризм с геодемографической точки зрения, то можно сказать, что это путешествия в низконаселенную отдаленную местность. Сегодня можно констатировать, что выработанная концепция себя оправдала, действительно из 100 туристов только 5?7 % являются настоящими охотниками готовыми получать удовольствие от убийства животных, остальная же масса вполне довольна от отдыха в лоне дикой природы, среди экзотических животных. Вместе с тем развитие новой индустрии под название природный туризм или как сейчас говорят экологический туризм (хотя конечно в то время цели были немного иными) не могло остаться не замеченным. К 80–м гг. прошлого столетия охотничья индустрия Африки кардинально изменилась и место охоты заняло полноценный эко туризм, стоит отметить, что сафари не исчезли они существуют и сегодня, но их развитие и доходность не получила бурного продолжения, чего нельзя сказать о экологическом туризме. Уже к концу 80-х годов прошлого столетия объемы доходов от природного туризма росли в геометрической прогрессии и по прибыльности вышли на второе место после добычи полезных ископаемых. Столь стремительный рост популярность, большая прибыльность и основное возможность относительно мягко использовать природные ресурсы (даже определенным образом восстанавливая саму природу) не остались не замеченными в мире. К концу 1980-х гг. Европа решила использовать откатанную систему экологического туризма для восстановления собственного сельского потенциала, кстати на первом месте стояла задача поддержки сельского населения и увеличение привлекательности проживания в сельской местности. Уже тогда шла речь о том, что потенциал и генетическая основа нации может сохранится только там, урбанизированное городское население увы таким потенциалом не обладает. Де-факто именно на уровне правительств были созданы концепции и предложены варианты для местных фермеров, собственно правительство активно не принимало прямого участия, но всячески поощряло и формировало общественное мнение. Собственно, такое посредственное влияние подстегнуло интерес населения к экологическому туризму внутри страны. 1.2 История развития агротуризма в Европе Современная индустрия туризма меняется под воздействием глобальных экономических перемен, изменений общественного настроения и тенденций, которые возникают вследствие этого. Мировой кризис, изменения климата, увеличение численности населения, проблема бедности и голода формируют современную систему взглядов на окружающий мир. Одним из важных элементов реакции общества на изменения в природе стало глобальное принятие концепции устойчивого развития. Основным документом этой концепции считается Всемирная стратегия по охране природы, принятая в 1980 г., где впервые употребляется термин «устойчивое развитие», а также доклад «Наше общее будущее» Международной комиссии по окружающей среде и развитию в 1987 г. [2]. Ведущая идеи концепции устойчивого развития: «развитие, удовлетворяющее потребности настоящего поколения и не ставящее под угрозу возможности будущих поколений удовлетворять свои потребности» [3], [4]. Следует отметить, что туристическая отрасль – одна из самых показательных в вопросах использования природных ресурсов территории людьми, проживающими на ней, а также прибывшими на данную территорию для их эксплуатации. В зависимости от цели поездки, желания получить той или иной туристический опыт, а также от выбранной туристической дестинации, различают множество видов туризма. Цели концепции устойчивого развития и необходимости снижения антропогенной нагрузки отражают устойчивый, мягкий, сельский, аграрный, фермерский, зеленый и другие виды туризма. Интересными с точки зрения смещения территориальных и личностных предпочтений туриста для нас являются сельский, аграрный и фермерский туризм. В связи с появлением новых видов туризма, таких как устойчивый, сельский, мягкий, фермерский, агротуризм, возникает необходимость внести их в существующую классификацию и определить их взаимосвязь с другими видами. Изучение данного вида туризма занимались И. Кнауд, Г. Данн, В. Опермман, Д. Барман. Большую роль в развитии и определении сельского туризма сыграли отчеты Европейской Комиссии по региональному и сельскому развитию. Европейская комиссия определяет два направления в определении сельского туризма: – процент дохода, остающийся местному населению от пребывания туристов; – сельская культура-определяющий компонент туристического продукта [5]. Университет Пудрдью, США, определяет агротуризм как сельскохозяйственный туризм и классифицирует как деятельность, проводимая фермерами для оказания услуг по отдыху или обучению населения, для сбыта сельскохозяйственной продукции и получения дополнительного заработка [6]. Европейская организация Евротер определяет сельский туризм как туризм, поддерживающий развитие аграрных регионов, сохранение культурного наследия и экологии села, возрождение местных традиций и продуктов. Такой вид туризма характеризуется региональной идентификацией и удовлетворяет потребности туристов в размещении, питании, досуговой деятельности, и других услугах, которые способствую устойчивому развитию социальной сферы села [7]. Согласно Д. В. Клозе сельский туризм – это понятие, которое включает в себя всю туристическую деятельность, развивающуюся в сельской среде [8]. Альтернативное определение привел П. Нистуреану: «Сельский туризм – это понятие, которое включает в себя туристическую деятельность, организованную и управляемую местным населением, основанное на тесной связи с окружающей средой: естественной и антропогенной» [9]. Согласно Д. Матей, сельский туризм представляет собой набор действий и услуг, которые предлагаются местными фермерами и крестьянами для привлечения туристов в их местность, а также с целью получения дополнительной прибыли от данного вида деятельности. Сельский туризм дает возможность каждому туристу не только отдохнуть на лоне природы, но и проникнуться в традиции и обычаи местного населения [10]. Таким образом, сельский туризм – это форма туризма, которая разворачивается в сельской местности, и которая предусматривает изучение местных туристических ресурсов, участие туристов в различных традиционных мероприятиях, также включает размещение и организованное питание туристов в специфических туристических структурах: туристические пансионы, агротуристические пансионаты, крестьянские хозяйства и т.д. Основываясь на региональных особенностях проявления туризма и условиях его развития, будем считать, что сельский туризм – это вид деятельности, который организуется в сельской местности, при котором создаются и предоставляются для гостей комплексные услуги по проживанию, отдыху, питанию, экскурсионному обслуживанию, организации досуга и спортивных мероприятий, занятиям активными видами туризма, организации рыбалки, охоты, приобретению знаний и навыков. Примем, что этот вид туризма ориентирован на использование сельскохозяйственных, природных, культурно-исторических и иных ресурсов сельской местности и ее специфики для создания комплексного туристического продукта. На сегодняшний день, сельский туризм – один из наиболее перспективных видов туризма, имеющий положительное влияние на устойчивое развитие территории и получение экономической выгоды. Так, во Франции каждый третий турист – это сельский турист, в Великобритании 10 % предпринимателей, ведущих бизнес в сельской местности, предлагают услуги в сфере сельского туризма в Германии 4 % [4]. На сегодняшний день сложились несколько национальных европейских моделей организации сельского туризма: британская, французская, германская, итальянская, чешская, испанская, польская и латвийская модель. Характерными чертами британской модели являются системы размещения, предусматривающие как контакт с семьей фермера, так и возможность самостоятельного обслуживания, а также, ввиду развитой культуры верховой езды, частые практики общение с животными, поездки. Британская модель включает элементы познавательного и экологического туризма. Французская модель включает разнообразные формы классического сельского туризма, изменяющиеся в зависимости от близости к морю. Также модель предполагает больший уклон в сторону гастрономического и винного туризма. Формы размещения туристов в меньшей степени предполагают проживание с фермером, туристы размещаются в коттеджах. Для немецкой модели, по сравнению с французской, очень характерно проживание и питание в доме фермера. Также сельский туризм тяготеет к фермерскому, к непосредственной работе в полях или в огороде. Событийный туризм тоже необходимо отнести, в рамках данной модели, к сельскому, виду частых поездок жителей в сельскую местность в период проведения фестивалей. Итальянская модель делится на три основных направления по специфике предоставления услуг. Это совмещения типичного отдыха в сельской местности с восстановлением здоровья (экотуризм), изучением гастрономии и продуктов местного производства, которые отличаются ввиду их территориальной расположенности, а также занятия спортом. Размещение туристов происходит в апартаментах и комнатах. Иногда встречаются палаточные городки. Чешская сельская местность привлекает отдыхом в известных винодельческих регионах и регионах, граничащих с заповедными территориями. Для Чехии это сравнительно недавний вид отдыха в селе, поэтому предприниматели склонны рассматривать его как возможность диверсифицировать свой агробизнес. Самый распространенный вид туризма сочетает посещение конных ферм и погружение в аутентичный сельский образ жизни. Испанская модель – одна из самых наиболее развитых. Распространен отдых в деревне, отдых на ферме, знакомство с бытом, гастрономией, уход за животными. Польская модель отличается четким разграничением хозяйств, принимающих туристов на те, для которых это единственный бизнес, и те, которые рассматривают туристическую деятельность как источник дополнительного дохода. Средства размещения разнятся в стоимости и качестве предоставляемых услуг В Латвии сельский туризм – это такой вид отдыха, который предполагает нахождение туриста в сельской местности с численностью местных жителей до 5 000 или в поселении, и предоставлении ему персонализированных услуг, связанных с погружением в быт, образ жизни и традиции фермера. Особенность понимания сельского туризма в Латвии – он должен трудоустраивать и приносить доход тем людям, которые проживают непосредственно в той местности, куда приехали туристы. Это позволяет рассматривать латвийскую модель сельского туризма как инструмент развития территории, а не только как вид туризма. Размещение – до 20 койко-мест, при этом количество мест для туристов – до 50 % от мест постоянного проживания. Проведение выездных мероприятий и прием массового туриста, согласно критериям латвийской модели, нельзя считать сельским туризмом. К не рекомендованным видам отдыха относятся активные виды спорта, гольф, палаточные площадки, лыжный спорт. Поддерживается высокий уровень местной кооперации, сотрудничество для достижения общего эффекта, в том числе экономического [4]. Исходя из характеристик мировых моделей сельского туризма, можно сделать вывод, что развитие туризма в сельских регионах – это инструмент перераспределительной модели для сокращения разрыва между наиболее отсталыми сельскими районами и другими отраслями экономики. Эта модель предусматривает следующие положения: – сельские районы рассматриваются по преимуществу как районы слаборазвитые, структурно отстающие от развития городских районов в силу неблагоприятных природных и социально–экономических факторов, – потребность развития, применяемая в этой модели, требует диверсификации доходов сельскохозяйственных предприятий, поскольку сельское хозяйство является основной отраслью производства в этих районах. В то же время модель признает, что сельское хозяйство не может быть единственным рычагом, с помощью которого можно преодолеть разрыв между этими районами и остальной экономикой [11]. В период глобальных изменений потребительского поведения и фокусировки на ценностях устойчивого развития, сельский туризм выступает инструментом сглаживания разницы между более развитыми урбанизированными регионами и менее развитыми сельскохозяйственными. Основная идея сельского туризма – персонализированный подход по предоставлению услуг размещения, проживания, питания в сельской местности, знакомство с образом жизни, культурой, бытом. На территории Европейского Союза сельский туризм получил широкое развитие и является одним из наиболее привлекательных видов отдыха. Однако, фермеры в менее развитых странах ЕС, используют туризм как инструмент диверсификации агробизнеса, а не как основной источник дохода. Подводя итог, необходимо добавить, что сельский туризм, основанный на принципах устойчивого развития, в совокупности с грамотным маркетингом и широкой кооперацией позволит получить долгосрочный экономический и социальный эффект в рамках заданной территории [1]. 1.3 Развитие агротуризма в России В России предпосылками развития аграрного туризма стали традиции гостеприимства русского народа. Сразу же обратим внимание: если в сфере бизнеса, в частности, в сфере обычного туризма оперируют понятием «клиент», то в аграрном туризме речь идет о «гостях». А к гостям на Руси испокон веков было особое отношение. Великий князь Владимир Мономах в своих «Поучениях» говорил, что русские всегда с уважением относятся к чужаку-иноземцу, так как тот много путешествовал и много видел. А если чужеземца хорошо принять, то хорошая репутация о хозяине дома, а по нему и всей Руси, разойдется далеко за ее пределы. Торжественно принимать гостей было принято у всех сословий России. Встречали их с земным поклоном, пытаясь окружить вниманием и заботой. Прибывших гостей встречала наряженная хозяйка дома, обязательно кланялась в пояс. Гости отвечали ей земным поклоном, после чего приступали к обряду «целования». Каждый из гостей по очереди подходил к хозяйке и целовал ее. Затем отдавали еще один поклон и выпивали по чарке водки. Когда хозяйка направлялась к специальному женскому столу, то гости могли усаживаться за стол, который обязательно стоял в «красном углу» под православными иконами возле неподвижно стоявших лавок. Это подчеркивало уважение к гостям, так как сидеть на приставных лавках считалось мало престижным. Целевая аудитория агротуристов в нашей стране формировалась следующим образом: жители городов, а представители сословий купечества и мещан, не имевшие собственных земельных наделов и в отличие от дворян, не владевшие усадьбами, стали испытывать потребность в романтических поездках в деревню. Жизнь в деревне для русского интеллигента означала не только возможность отдохнуть от городской суеты, но и предполагала общение с народом, т.е. с крестьянством. Это была своего рода историческая миссия русской интеллигенции. И речь здесь идет не об известном «хождении в народ» землевольцев, а духовное общение изнывающих городских интеллигентов с жителями деревни, где, по мнению горожан, и сохранилось все истинно русское. «Быть ближе к мужику», – таков был посыл первых агротуристов. Среди отдыхающих была еще одна, правда, небольшая категория – любители сельской старины, приезжавшие с целью познания археологических артефактов [11]. Также следует назвать группу так называемых собирателей обрядов, обычаев и песен русского народа [14]. Русский север стал первым регионом, где стал зарождаться аграрный туризм. Он получил распространение на территориях, прилегающих к Санкт-Петербургу, в районе Новгорода, Пскова, в Карелии. Эти земли щедро раздавались в XVII в. придворной знати и тем самым были заложены предпосылки для организации на них в будущем неплохого бизнеса. Возникло огромное количество больших и малых усадеб, на базе которых можно было организовать места пребывания для туристов. Традиция выезжать на отдых появилась во времена Анны Иоанновны, когда при дворе появилась прослойка, имевшая достаточный доход и интерес к сельской жизни как к экзотике, но не имевшая собственных усадеб. Лица из этой категории стали первой целевой аудиторией для развития аграрного туризма. Широкое распространение получил дачный отдых. Глава семейства вывозил на дачу женщин, детей, престарелых родителей и прислугу. Мощным стимулом для агротуризма стало построение железных дорог, позволивших туристам осваивать отдаленные территории. Особое значение имела Петербургско-Варшарская железная дорога, давшая приток дачников в районы Гатчины и Оредежа [4]. Районы, прилегавшие к железной дороге, стали интенсивно застраиваться летними дачами. Популярность приобрели просторные дачные (летние) дома, имевшие большие веранды (террасы). Хозяева сдавали их в найм на летний период и получали неплохие барыши. Наиболее доходные дачи располагались в районе Приморской ветки железной дороги ? Лахта, Лисий нос, Разлив, Сестрорецк. Построены они были в 1894–1895 гг. Это говорило о том, что в России возник новый, ранее неизвестный «дачный промысел». Городские жители, снимавшие дачи на летний период в найм, существенно пополняли бюджет не только хозяев дач, но и местных крестьянских хозяйств, так как продукты питания закупались уже на местах. Более того, местное население получало плату и за другие услуг: стирка белья, поставки и рубка дров, организация охоты, рыбалки, каких-либо увеселительных мероприятий. Наиболее удачные дачные проекты пользовались неизменной популярностью, на протяжении многих лет одну и ту же дачу мог снимать один и тот же горожанин. Тех, кто впервые входил на этот рынок, начинал поиск дач в марте. Объявление о сдаче дачи в наем публиковались в газетах, к тому же существовали каналы личных связей, когда сведения об интересной даче передавались из уст в уста по знакомству [4]. В эту же эпоху создаются и первые элитные дачи для высших сановников и других влиятельных лиц. В качестве примера можно назвать местечко Комарово под Санкт-Петербургом. До революции здесь располагались дачи деятелей культуры, а после Великой Отечественной войны советское правительство приняло решение передать один из участков соснового бора под дачи для академиков и членов-корреспондентов Академии наук. В XIX в. новой вехой в развитии туризма стало основание в Санкт-Петербурге в 1895 г. «Русского туристического клуба». Причиной его создания стало распространение в стране двухколесных велосипедов, которые стали удобным транспортом для путешествия городских жителей за город.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Туризм, 61 страница
2000 руб.
Дипломная работа, Туризм, 44 страницы
1200 руб.
Дипломная работа, Туризм, 94 страницы
2000 руб.
Дипломная работа, Туризм, 46 страниц
1500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg