Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, МЕНЕДЖМЕНТ

Развитие организационо-управленческой компетентности будущих менеджеров образования

rock_legenda 2825 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 113 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.02.2022
В выпускной квалификационной работе рассматриваются особенности формирования организационно-управленческой компетентности будущих менеджеров образовательной сферы, анализируется современное состояние научно-педагогических исследований в области управления образователь-ными системами в условиях модернизации образования. На основе глубоко-го научно-теоретического анализа определяются понятия «организационно-управленческая компетентность», «формирование организационно-управленческой компетентности будущих менеджеров образования». В работе определены структурные компоненты, критерии, показатели и уровни сформированности организационно-управленческой компетентности будущих менеджеров образования, сконструирована теоретическая модель формирования организационно-управленческой компетентности будущих менеджеров образовательной сферы, апробировано дидактическое обеспече-ние подготовки будущих выпускников к управленческой деятельности.
Введение

Актуальность исследования. Социально-экономическая ситуация в нашей стране, обусловленная вхождением России в мировое сообщество, раз-витием рыночной экономики, модернизацией и реструктуризацией системы профессионального образования, переходом к инновационной системе подго-товки кадров, дает возможность рассматривать управленческое образование как компонент глобального образования личности в системе профессиональ-ного образования, ключевая роль в котором принадлежит менеджеру, спо-собному эффективно работать в новых условиях. По прогнозам специалистов, в области управления в ближайшие годы должна быть реализована своеоб-разная «менеджерская революция», предполагающая, что человеческий фак-тор и высокий профессионализм менеджеров станут основными направления-ми на пути социально-экономического развитии нашей страны. Подготовка управленцев нового типа, обладающих современным мыш-лением, мобильностью и способных эффективно осуществлять организацион-но-управленческую деятельность, в основе которой лежит достаточный уро-вень сформированности управленческой компетентности, становится инте-гральной задачей современного профессионального образования. В связи с этим возникает необходимость решения государством проблемы управленче-ского образования, что отражено в требованиях к содержанию образования, зафиксированных в Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации», в законодательных и нормативных документах, в которых сформулированы стратегические задачи, определена политика в сфере образования на период до 2030 года в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (4.3.Развитие образования), в профессиональных стандартах «Руководитель образовательной организации» (проект) и «Педагог (педагогическая деятель-ность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)». Общество и государство формируют социальный заказ на профессио-нальную подготовку конкурентоспособных специалистов в сфере управления, умеющих творчески подходить к выполнению служебных полномочий как субъектов управления, своевременно и инновационно решать возникающие проблемы и проблемные ситуации, используя инновационные методы управ-ления. Для этого они должны обладать инновационным мышлением, профес-сиональной мобильностью и предприимчивостью, способностью к развитию и постоянному совершенствованию, уметь создавать инновационные проекты. Сказанное относится и к сфере образования. Профессиональная деятельность современного менеджера, в значитель-ной степени определяющего эффективность работы образовательной органи-зации, характеризуется многообразием управленческих функций, неотдели-мых от организационно-управленческого контекста при принятии рациональ-ных решений, основанных на глубоких знаниях, умениях, способностях и опыте разрешения различных нетипичных, в том числе и конфликтных, ситу-аций. Управленческое образование в России, являясь интенсивно развиваю-щимся сектором рынка образовательных услуг, предлагает различные про-граммы подготовки менеджеров, качество которых в основном не отвечает запросам общества по подготовке профессиональных менеджеров в образова-тельной сфере, а западный опыт зачастую реализуется на уровне внешних ат-рибутов без анализа его сущностных характеристик. Происходит, как прави-ло, копирование образцов деятельности и готовых знаний, носящих теорети-ческий характер, оторванных от реальной управленческой практики. Стано-вится очевидным тот факт, что профессиональная подготовка менеджеров образования в университете должна быть переведена на качественно новый уровень. Это требует эффективного педагогического сопровождения процесса формирования готовности будущих менеджеров к продуктивной профессио-нальной деятельности, что в свою очередь является решающим фактором успешности организации, отрасли, региона, государства и общества в целом. Однако, сложившаяся система высшего образования, система повыше-ния квалификации и переподготовки управленческих и педагогических кад-ров, остро испытывает потребность в обучении и воспитании менеджеров об-разования нового типа, способных стать подлинными организаторами каче-ственного решения множества проблем и задач, стоящих перед образователь-ными организациями. Степень разработанности проблемы.К настоящему времени в педагоги-ческой науке и практике имеется достаточно большое количество исследова-ний, посвященных вопросам подготовки конкурентоспособных специалистов, формированию у них определенных профессиональных компетенций. Разра-боткой структуры профессиональной компетентности менеджера занимались О.С. Виханский, А.И. Жилина, Л.И. Корнеева. В.М. Шепель и др.; эмоцио-нальному развитию менеджера посвящены работы Х. Големан, Р. Бояцис, Э. Макки и др.; развитию личностной характеристики руководителя посвящены исследования Х. Грегори, Г.И. Ибрагимов, Г.В. Панасенко и др.; описанием элементов труда менеджеров занимались Н.А. Бердяев, В.Н. Волошин, Б.З. Вульфов, М.С. Каган, Э.Р. Тагиров, и др.; психологический портрет личности менеджера выстраивали Л.К. Аверченко, А.Г. Асмолов, А. Файоль, Г. Форд, Ф. Тейлор и др.; вопросам профессиональной подготовки менеджеров и осо-бенностям их профессиональной деятельности посвящены научные изыскания О.Г. Воронцовой, Н.В. Левиной, Н.В. Кузьминой, О.С. Виханского, П.И. Тре-тьякова, Т.И. Шамовой и др.; вопросы образования будущих менеджеров, развития их качеств, необходимых для осуществления инновационной дея-тельности вобразовательной сфере, исследованы в работах Р.В. Бокарева, А.П. Мирзоян, А.И. Надеина, А.А.Остапец, Е.Н. Панкратова, Л. Пучковой, П.А. Рябова и др.; развитие готовности обучающихся к инновациям изучали такие авторы, как О.С. Газман, И.В. Дубровина, О.М. Краснорядцева, И.Ю. Малкова, Г.Н. Сериков и др.; вопросы организации образовательного процес-са на основе компетентностногоподхода в системе высшего образования рас-сматривали А.Л. Андреев, И.А. Зимняя, В.И. Байденко, В.А. Болотов, В.В. Сериков, С.Б. Серякова, А.В. Хуторской и др.; аспекты структуры и содержа-ния профессиональной компетентности и условий ее развития охарактеризо-вали В.А. Адольф, Е.В. Бондаревская, Б.С. Гершунский, И.И. Игнатенко и др.; проблемы формирования организационно-управленческой компетентности в вузе рассмотрены в работах К.А. Баженовой, О.В. Благовой, О.С. Краковской; вопросы активизации обучения в вузах получили освещение в работах Т.М. Давыденко, И.И. Игнатенко, В.А. Сластенина, П.И. Третьякова, В.Д. Шадри-кова, Т.И. Шамовой и др.На основании проведенного анализа современной психолого-педагогической литературы и передовой педагогической практики были выяв-лены и сформулированы следующие противоречия: -между объективной необходимостью развития организационно-управленческой компетентностью менеджеров образования (далее – ОУК МО) и недостаточным уровнем научно-технологического обеспечения про-цесса развития ОУК МО в условиях реализации магистерских программ; -между актуальностью развития ОУК МО в условиях реализации маги-стерских программ как ресурса профессионально-личностного развития обу-чающихся и недостаточностью исследований в данной области; -между высоким потенциалом существующих педагогических техноло-гий обучения менеджеров образования и недостаточным уровнем использо-вания форм, технологий и средств, активизирующих учебно-познавательную деятельность студентов по приобретению знаний, умений и опыта организа-ционно-управленческой деятельности. Обозначенные противоречия позволили сформулировать проблему ис-следования: каковы теоретическая модель, ее технологическое обеспечение и педагогические условия процесса эффективного формирования организацион-но-управленческой компетентности будущих менеджеров в период вузовско-го обучения. Решение данной проблемы составляет цель исследования. Объект исследования: профессиональная подготовка будущих мене-джеров образования в период вузовского обучения. Предмет исследования: процесс развития организационно-управленческой компетенции (ОУК) будущего менеджера образования (МО). Гипотеза исследования основывается на том, что развитие ОУК МО бу-дет эффективным, если: -определены теоретико-методологические основания развития ОУК будущих менеджеров образования; -уточнены понятие, структура и содержание ОУК МО; - разработана и апробирована модель развития ОУК МО; - выявлены и реализуются педагогические условия, при которых обра-зовательный процесс в вузе становится профессионально направленным, что способствует эффективности процесса формирования организационно-управленческих компетенций будущих менеджеров. Задачи исследования: 1. Определить теоретико-методологические основания развития органи-зационно-управленческой компетентности будущих менеджеров образования. 2. Уточнить понятие, определить структуру и содержание организаци-онно-управленческой компетентности будущих менеджеров образования. 3. Разработать и апробировать теоретическую модель формирования организационно-управленческой компетентности будущих менеджеров обра-зования в процессе обучения в университете. 4. Выявить педагогические условия эффективного процесса формирова-ния организационно-управленческой компетентности будущих менеджеров образования в период вузовского обучения. 5. Разработать и верифицировать критериально-оценочный аппарат, не-обходимый для оценивания уровня сформированности организационно-управленческой компетенции будущих менеджеров образования в период ву-зовского обучения. Методологической и теоретической базой исследования выступили: Гносеологические представления о взаимосвязи теории и практики в процессе человеческого познания, философские парадигмы развития человека и человечества: - акмеологическая (А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Л.Г. Лаптев, И.Н. Семе-нов, Л.А. Степнова); - антропологическая (Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич, В.А, Сласте-нин); - культурологическая (М.М. Бахтин, В.С. Библер, Е.В. Бондаревская); - экологическая (Н.Н. Моисеев, А.Д. Урсул, М.А. Якунычев и др.); - ключевые теоретические положения системно-деятельностного под-хода: (В.П. Беспалько, И.В. Блауберг, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Ю.А. Конаржевский, А. Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.Н. Садов-ский В.А. Сластенин и др.); - аксиологического подхода (Е.И. Артамонова, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и др.); - личностно-ориентированного подхода (Е.В. Бондаревская, Э.Ф. Зеер, О.С. Газман, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, И.С. Якиманская и др.); - компетентностного подхода (В.И. Байденко, А.В. Баранников, В.А. Болотов, А.А. Вербицкий, С.Г. Воровщиков, И.А. Зимняя, Е.А. Леванова, А.М. Новиков, С.Б. Серякова, А.В. Хуторской С.Е. Шишов и др.). Теоретическая основа опирается на фундаментальные труды следую-щих ученых и практиков: -по теории и концепции развития профессионального образования (А.А. Вербицкий, А.М. Новиков, В.А. Сластенин, В.Д. Шадриков и др.), в частности педагогического (В.А. Болотов, Л.К. Веретенникова, Э.Ф. Зеер, И.Ф. Исаев, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов, В.И. Якунин и др.); - психологические теории личности и деятельности (А.Г. Асмолов, А.А, Бодалев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский и др.); - положения научных школ В.А. Сластенина и Т.И. Шамовой и др., определяющих основные направления развития ОУК будущих менеджеров образования (руководителей образовательных организаций). Инструментальную основу составляет теория и практика организации: - педагогического менеджмента (Т.М. Давыденко, В.С. Лазарев, М.М. Поташник, П.И. Третьяков, В.П. Симонов, Т.И. Шамова и т.д.); - профессионального педагогического образования (А.А. Вербицкий, И.Б. Котова.В.А. Сластенин, В.Д. Шадриков и др.); - коммуникативной деятельности и общения (Г.М. Андреева, А.В. Муд-рик и др.) использования активных методов обучения (А.А. Вербицкий, Д.Н. Узнадзе, Г.П. Щедровицкий и др.); - проектирование и использование в образовательном процессе элек-тронных образовательных ресурсов (Т.Б. Захарова, И.В. Роберт, Д.И. Матрос, О.П. Осипова и др.). Методы исследования: - теоретические (анализ философской, психолого-педагогической, соци-ально-педагогической литературы, диссертационных исследований, модели-рование, анализ нормативно-правовых документов,); - диагностические (педагогическое наблюдение, анкетирование, тести-рование, беседы, опрос); - экспериментальные (констатирующий, формирующий и контрольный этапы педагогического эксперимента; метод изучения продуктов деятельности обучающихся); - статистические (математическая и статистическая обработка данных). Структура выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………........ 3 Глава 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЕ-НЕДЖЕРОВ ОБРАЗОВАНИЯ …………………………………………... 12 1.1. Организационно-управленческая компетентность менедже-ров образования как педагогическая проблема………………………….. 1.2. 112 1.3. Структурно-содержательные компоненты организационно-управленческой компетентности менеджеров образования……............... 1.4. 226 1.5. Модель развития организационно-управленческой компе-тентности менеджеров образования в период вузовского обучения ……... 1.6. 336 Выводы по первой главе……………………………………………………… 57 Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМИНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРО-ЦЕССА РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМ-ПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ ОБРАЗОВАНИЯ… 59 2.1 Организационно-педагогические условия развития организационно-управленческой компетентности менеджеров образования………………. 59 2.2 Содержательно-технологическое обеспечение модели развития орга-низационно-управленческой компетентности менеджеров образования... 66 2.3 Опытно-экспериментальная работа по развитию организационно-управленческой компетентности менеджеров образования …………… 75 Выводы по второй главе……………………………………………………… 92 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….......... 95 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………. 100 ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….. 112
Список литературы

1. Агафонова, И.Д. Формирование коммуникативной компетентности у менеджеров в дополнительном профессиональном образовании дис. ... канд. пед, наук: 13.00.08 / Агафонова Ирина Дмитриевна. – Барнаул,2008г. –204с. 2. Адольф, В.А. Профессиональная компетентность современного учи-теля: Монография. Красноярск: Краснояр. Гос. ун-т, 1998.–310с. 4. 3. Акмеология: Учебное пособие / А. Деркач, В. Зазыкин. – СПб.: Пи-тер, 2003. – 256 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»). 4. Андреев, В.И. Педагогика высшей школы: Инновационный курс: учебное пособие/ В.И. Андреев. – Казань: Центр инновационных техноло-гий,2008. – 500с. 5. Антропова, Л. В. Формирование мотивационной компетентности у будущего менеджера / Л.В. Антропова // Вестник Череповецкого государ-ственного университета. 2013.– №3 (50) – С.97-101. 6. Бавина, П.А. Тренинговые технологии формирования коммуникатив-ной компетентности будущих менеджеров.дис. …. канд. пед, наук. 13.00.08/ Бавина Полина Александровна. – Санкт-Петербург,2006. –191с. 7. Багирова, З.К Основы развития и саморазвития менеджера образова-ния. / З.К. Багирова // Новая наука: Проблемы и перспективы. 2015. – № 4 (4). – С. 27-31. 8. Баженова, К.А. Формирование организационно-управленческой ком-петентности педагогов-руководителей исследовательской деятельностью школьников: дис. … канд. пед, наук. 13.00.08/Баженова Ксения Анатольевна. – Красноярск, 2009. – 197с. 9. Байденко, В. И. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) / В. И. Байденко // Высшее образова-ние в России. – 2004. – № 11. – С. 3 -14. 10. Байденко, В.И. Болонский процесс: Результаты обучения и компе-тентностный подход (книга-приложение 1) / Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В.И. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. – 536 с. 11. Баландин, С. А. Развитие организационно-педагогической компе-тентности менеджера образования в процессе управленческой деятельности в профессиональном учебном заведении: дис. ... канд. пед, наук: 13.00.08 / Ба-ландин Сергей Александрович. – Челябинск, 2004. – 151 c. 12. Батурин, В.К. Общая теория управления: учебное пособие для сту-дентов вузов, обучающихся по направлениям «Экономика» и «Менеджмент» / В.К. Батурин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. –487с. 13. Беликов, В.А. Философия образования личности: деятельностный аспект: монография/ В.А. Беликов.– М.: Владос,2004. –357с. 14. Беспалько, В.П, Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М.: Педагогика,1989. – 192с. 15. Блауберг, И.В. Проблема целостности и системный подход. – М.: Эдиториал УРСС,1997. – 448с. 16. Болотов, В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков //Педагогика.2003. – №10. – С.8-14. 17. Бондаревская, Е.В. Концепции личностно-ориентированного обра-зования и целостная педагогическая теория / Е.В. Бондаревская // Шк. духов-ности. 1999. – №5. – С.41-66. 18. Вербицкий, А.А. Контекстно компетентностный подход к модерни-зации образования / А.А. Вербицкий // Высшее образование в России. – 2010. – №5. – С.32-37. 19. Вербицкий, А.А. Личностный и компетентностный подходы в обра-зовании: проблемы интеграции/ А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова. – М.: Ло-гос,2015. –336с. 20. Воровщиков, С.Г., Новожилова М.М. Школа должна учить, мыс-лить, проектировать, исследовать: Управленческий аспект: Страницы, напи-санные консультантом по управлению и директором школы. – 3-е изд. – М.: 5 за знания, 2007. – 352с. 21. Выготский, Л.С. Педагогическая психология/ Под ред В.В. Давыдо-ва. – М.: Педагогика-Пресс,1996. –536с. 22. Гершунский, Б.С. Философия образования: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. –М.: Мос-ковский психолого-социальный институт,1998. –432с. 23. Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную филосо-фию/отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. – М. «Школа-Пресс», 1995. –448с. 24. Гончаров, В.Н., Ерохин А.М., Колосова О.Ю., Королёва В.К., Лаврушина Е.Г., Леонова Н.А., Тютюнников Н.Н. Информационное обще-ство: проблемы становления и закономерности развития: монография. – Но-восибирск: Изд-во ЦРНС, 2014 – 99с. 25. Гончаров, М.А. Основы менеджмента в образовании: учебное посо-бие/ М.А. Гончаров. –3-+е изд., стер. –М.: КНОРУС,2016. –476с. 26. Гончарова, Н.Л. Категории «компетентность» и «компетенция» в современной образовательной парадигме / Н.Л. Гончарова// Сборник научных трудов Сев Кав ГУ. Серия «Гуманитарные науки». – 2007. – № 5. Режим до-ступа http://www. ncstu. Ru . 27. Горбачев, А.А., Манвелян М.А., Иванов В.В. Педагогические усло-вия формирования организационно-управленческих компетенций у студентов вузе. /А.А. Горбачев, М.А. Мавелян, В.В. Иванов //Культурная жизнь Юга России, 2015. – №2 (57). –С.36-40. // Электронный ресурс. http://kjur.kguki.com/content/cms/files/33748.pdf . 28. Громов, Р.А. Формирование аксиологических компонентов профес-сиональной компетентности у студентов технического вуза. Автореф. … канд. пед, наук 13.00.08/ Громов Роман Александрович. – Калининград, 2011. – 27с. 29. Ельцов, А.В. Интегративный подход как теоретическая основа осу-ществления школьного физического эксперимента: монография / А.В. Ельцов; Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина. - Рязань, 2007. – 248 с. 30. Запесоцкий, А.С. Методологические и технологические основы об-разовательной деятельности. – СПб.: Изд-воСПбГУП,2007. – 452с. 31. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования: Учеб, по-собие. – Воронеж, 2003. 32. Зимняя, И.А. Интегративный подход к оценке единой социально-профессиональной компетентности выпускников вузов/И.А. Зимняя, Е.В. Земцова // Высшее образование сегодня, 2008. – №5. – С.14-19. 33. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативноцелевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. / И.А. Зимняя - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки 173 спе-циалистов, 2004. – 40 с. 34. Зимняя, И.А. Компетентностный подход. Каково его место в систе-ме современных подходов к проблемам образования/ И.А. Зимняя// Высшее образование сегодня.2006. – №8. – С.20-26. 35. Исламов, А.Э. Педагогическое обеспечение формирования органи-зационно-управленческой компетентности будущего учителя технологии.дис. … канд. пед, наук13.00.08/ Исламов Артем Эдикович – Елабуга. – 2015. –199с. 36. Краевский, В. В. Методология педагогики: новый этап: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. В. Краевский, Е. В. Бережнова. – М.: Академия, 2006. – 400 с. 37. Краковская, О.С. Формирование организационно-управленческой компетенции бакалавров лингвистики. Автореф. канд. пед наук. 13.00.08./Краковская Ольга Сергеевна. – Калининград, 2015. – 27с. 38. Маврин, А. С. Педагогическое управление негосударственным обра-зовательным учреждением в условиях современного социума: дис. ... канд. пед, наук: 13.00.08 / Маврин Анатолий Сергеевич. – Омск, 2009. – 207 с. 39. Майорова-Щеглова, С.Н. К вопросу о формировании обязательных общекультурных компетенций социологов. / С.Н. МайороваЩеглова // СО-ЦИС: социологические исследования. – 2013. – №12. – С.108- 112. 40. Мансурова, С.Е., Дощинский Р.А. Развитие мотивационной компе-тентности учителя при повышении квалификации / С.Е. Мансурова, Р.А. До-щинский // Педагогический журнал. 2016.– № 3. – С. 147-161. 41. Марков Ю. Г. Функциональный подход в современном научном по-знании. — Новосибирск: Наука, 1982. – 255с. 42. Маркова, А.К. Психология профессионализма. – М.: Знание.1996. - С.114. 43. Маторин, Е. Б. К уточнению понятий, связанных с проблемой фор-мирования профессиональной компетентности будущих менеджеров образо-вания / Е.Б. Маторин // Сборники конференций НИЦ Социосфера . 2013. – №9. – С.238-240. 44. Мацкевич, С.А. Менеджмент в системе образования: теория и прак-тика инновационной подготовки профессионалов/ С.А. Мацкевич; науч. ред. А.Н. Мирошниченко. –Минск: И.П. Логвинов,2011. –260с. 45. Методика преподавания в высшей школе: учеб-прак. пособие/ В.И. Блинов, В.Г. Виненко, И.С. Сергеев. –М.: Издательство Юрайт,2016. – 315с. 46. Митина, Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: учеб, пособие для студ. высш. пед.учеб, заведений/ Л.М. Митина. – М.: Издательский центр «Академия»,2004. –320с. 47. Невзоров, М.Н., Невзорва М.А. Человекоразмерное образование в России 21 века. Книга 2. Проектирование двухуровневого педагогического образования (из опыта работы Школы педагогики ДВФУ а 2005-2012гг.) Практико-ориентированная монография для руководителей образовательных программ педагогического образования/ М.Н. Невзоров и М.А. Невзорова. Владивосток – Уссурийск: Издательство Дальневосточного федерального университета, 2013г. – 440с. 48. Обущак, С.И. Коммуникативная компетентность как составляющая профессионального образования менеджера. Дис. ... канд. пед, наук.13.00.08/ Обущак Светлана Ивановна. – Санкт-Петербург,2006. –153с. 49. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фра-зеологических выражений/С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Институт рисского языка им. В.В. Виноградова Рос.акад. наук. –4-е изд. доп.–М.: ИТИ Техноло-гии,2006. –944с. 50. Осипова, О.П. Дистанционное сопровождение повышения квалифи-кации работников образования: учебное пособие / О. П. Осипова, Л.И. Моги-лова и др. Министерство образования и науки Челябинской области. – Челя-бинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2010. –293 с. 51. Петрова, Т.А. Формирование базовой организационноуправленче-ской компетенции у будущих менеджеров производства (В процессе изучения специальных дисциплин в образовательных учреждениях среднего професси-онального образования) :дис. ... канд. пед, наук 13.00.08 / Петрова Татьяна Анатольевна. – Челябинск, 2004 – 207 с. 52. Петровский, В.А. Феномен субъектности в психологии личности. Автореф, дис. …. док.псих. наук19.00.11./ ПетровскийВадимАртурович – Москва,1993г. –76с. 53. Пичугина, Е.В. Управленческо-педагогическая подготовка будущих менеджеров образования дис. …. канд. пед, наук.13.00.08/ Пичугина Екатери-на Владимировна. – Нижний Новгород ,2006. –178с. 54. Плахова, Л.М., Решетников Н.Н., Шимутина Е.Н. «Организация труда руководителя образовательного учреждения: Учебно-методический комплекс материалов для подготовки тьюторов.–М.: АПК и ППРО,2007. –64с. 55. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед, ву-зов: В 2 кн. – М.: Просвещение: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,1996. – 432с. 132. Полат, Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения. –М.: Академия,2006. –400с. 56. Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов 100 ответов: учеб, посо-бие для студ. высш, учеб, заведений [Текст] / И.П. Подласый. – М.: ВЛАДОС-Пресс, 2001. – 368 с. 57. Полат, Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения. –М.: Академия,2006. –400с. 58. Попова, О.В. Формирование организационно-управленческих ком-петенций у студента вуза в процессе внеучебной деятельности: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. 13.00.08: / Попова Олеся Владимировна. – Москва, 2013. – 24с. 59. Постановление Миннауки РФ от 13.03.1992 N 13 «О введении мно-гоуровневой структуры высшего образования в Российской Федерации» (вме-сте с «Положением о порядке реализации государственными высшими учеб-ными заведениями образовательно-профессиональных программ разного уровня») // СПС Консультант Плюс 60. Поташник, М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. Методическое пособие. /М.М. Поташник. –М.: Педагоги-ческое сообщество России, Центр педагогического образования,2011. –448с. 61. Прахова, Ж.В. Интегральная природа социализации личности/ Ж.В. Прахова // Автореф. дис. канд. филос. наук 09.00.11 / Прахова Жанна Влади-мировна. – Н. Н. Новгород: ННГАСУ,2001. –28с. 62. Приказ Минобрнауки России от 12.05.2016 №549 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образо-вания по направлению подготовки 44.04.02 Психолого-- педагогическое обра-зование (уровень магистратуры)» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.05.2016 №42288) //СПС «Консультант Плюс». 63. Равен, Джон. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация: науч. изд./ Джон Равен. – М.:Когито-Центр – 2002. – 400с. 64. Родермель, Т.А. Феномен компетентности в современном образова-нии: социокультурный аспект: монография. –Томск: ТМЛПресс.2012. –124с. 65. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии.2-е изд. (1946г.) – СПб.: -720с. (Серия «Мастера Психологии»). 66. Савенкова Е.В. Модель развития организационноуправленческой компетентности менеджеров образования при реализации магистерских про-грамм. / Е.В. Савенкова // Инновации в образовании. 2018. № 1. – С.44-55. 67. Савенкова, Е.В. Интегративная модель формирования организаци-онно-управленческой компетентности при подготовке будущих менеджеров образования в условиях педагогического вуза. / Е.В. Савенкова // Междуна-родный научно-исследовательский журнал «Успехи современной науки и об-разования». – 2016 –№11. – С.121-127. 68. Савенкова, Е.В. Потенциал дисциплины «риск-менеджмент в обра-зовании» в развитии организационно-управленческой компетентности мене-джеров образования при реализации магистерских программ. / Е.В. Савенкова // «Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия» Гу-манитарные науки» № 9, сентябрь, 2017. –С.89-91. 69. Савенкова, Е.В. Технология формирования организационноуправ-ленческой компетентности будущих менеджеров образования в условиях пе-дагогического вуза. / Современные образовательные технологии: монография. Книга 4 / Е.Г. Гравицкая, В.А. Даниленкова, Ю.В. Дулепова и др. – Новоси-бирск: Издательство ЦРНС, 2016. – 182 с.– Глава 4, С.121- 135.Савенкова Е.В., Осипова О.П. Деловая культура менеджера образования: учебное посо-бие для студентов вузов, обучающихся в магистратуре по педагогическому направлению подготовки (44.04.01) / Ольга Петровна Осипова, Елена Викто-ровна Савенкова. – Москва: МПГУ,2017. – 116 с. 70. Сериков, В.В. Личностно-ориентированный подход в образовании: концепция и технологии: Монография. – Волгоград: Перемена, 2000 – 148с. 71. Симонов, В.П. Педагогика и психология высшей школы. Инноваци-онный курс для подготовки магистров: Учеб. Пособие. – М.:Вузовский учеб-ник; ИНФРА-М,2016. – 320с. 72. Симонов, В.П. Педагогический менеджмент: Ноу-хау в образовании: учеб, пособие / Симонов В.П. – М.: Высш. образование.2007 – 357с. 73. Симонова, А.А. Инновационно-ориентированная подготовка к педа-гогическому менеджменту в непрерывном профессиональном 185 образова-нии: монография/ А.А. Симонова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. ИНФРА-М, 2016. – 134с. - (Научная мысль). 74. Скляренко, А.Н. Технология формирования компетенций: Методи-ческие рекомендации для преподавателя М.: МЮИ,2011. –213с. 171 75. Сластенин, В.А. Педагогический процесс как система// В.А. Сласте-нин. – М.: Издат. дом МАГИСТР-ПРЕСС,2000. – С.195-219. 76. Субетто, А.И. Онтология и эпистемология компетентностного под-хода, классификация и квалиметрия компетенций. СПб. ; М. :Исследоват. центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. – 72 с. 77. Суранов, В.Г. Формирование организаторской компетенции у сту-дентов педагогического вуза в системе деятельности студенческого клуба: дисс... канд. пед, наук: 13.00.08 / Суранов Валерий Геннадьевич. – Чебоксары, 2010. – 244 с. 78. Хулхачиева, Г.И. Интеграция психологических и педагогических знаний о самостоятельности в процессе подготовки педагога. Автореф, дис. канд. пед. наук. 13.00.08. / Хулхачиева Галина Ивановна. – Санкт-Петербург, 2000. –24с. 79. Хуторской, А.В. Практикум по дидактике и современным методи-кам обучения / А.В. Хуторский. - СПб. Питер, 2004. – 541 с. 80. Чапаев, А.К. Педагогическая интеграция: методология, теория, тех-нология, монография. Екатеринбург.2004. –208с. 193. Чошанов, М.А. Инже-нерия обучающих технологий / М.А. Чошанов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2011. – 239 с. 81. Чечель, И.Д. Профессиональная компетентность руководителя об-щеобразовательного учреждения. / И.Д. Чечиль // Управление образованием: теория и практика. – 2012. – №11. – С.93-101. 82. Чикер, В.А. Психологическая диагностика организации и персонала. –СПб.Речь,2004. –176с. 83. Чичкин, И.В. Формирование коммуникативной компетентности в профессиональном образовании менеджеров дис. канд. пед. наук 13.00.08/. Чичкин Игорь Вячеславович. – Курск,2010. –252с. 84. Шамова, Т.И. Переподготовка руководителей образовательных учреждений. – М.: Педагогика,2003. –№6. – С.47-53. 85. Шамова, Т.И. Подготовка директоров школ: опыт и перспективы / Т.И, Шамова // Советская педагогика. – 1990. – №3. 86. Шепель, В.М. Управленческая антропология. Для менеджеров. – М.: Народное образование,1999. – 432с. 87. Шерайзина, Р. М. Многоуровневая подготовка магистров– образова-тельных менеджеров как инновационная система / Р.М. Шерайзина // Профес-сиональное образование в России и за рубежом. 2009. – №1 (1). – С.40- 44. 88. Ширшова, И.А. Развитие управленческой компетентности будущих учителей в комплексе дисциплин психолого-педагогической подготовки. / И.А. Ширшова //Ученые записки Таврического национального университета имени В.И. Вернандского. Серия «Проблемы педагогики 189 средней и выс-шей школы». 2013г. –Том 26 (65) №2. – С.125-139. 89. Шклярова, О.А. Инновационный менеджмент в структуре подготов-ки управленческих кадров / О.А. Шклярова // Отечественное образование: со-временное состояние и перспективы развития. Сборник статей Седьмых Все-российский Шамовских педагогических чтений научной школы Управления образовательными системами (23 января 2015 г.) / Отв. Ред. С.Г. Воровщи-ков, О.А. Шклярова. – М, МПГУ, 2015.–С 38-41. 90. Щедровицкий, Г.П. Оргуправленческое мышление: идеология, ме-тодология, технология" (курс лекций). – 3-е изд., испр, и доп. – М.: Изд-во Студии Артемия Лебедева, 2014. – 468с. 91. Эльконин, Б. Д. Понятие компетентности с позиций развивающего обучения // Современные подходы к компетентностно ориентированному об-разованию. Красноярск, 2002. 92. Юциявичене, П.А. Теория и практика модульного обучения. – Кау-нас: Швиеса,1989. –271с. 93. Якиманская, И.С. Технология личностно-ориентированного образо-вания/ И.С. Якиманская. – М.: Сентябрь. –2000. –176с. 94. Яковлев, Е.В., Яковлева Н.О. Педагогическое исследование: содер-жание и представление результатов / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева. – Челя-бинск. Изд-во РБИУ, 2010. – 317с. 95. Ярулов, А.А. Взаимодействующее управление как ключевой ресурс успешной реализации ФГОС. – М.: УЦ «Перспектива»,2014. –224с. 213 96. Ярулов, А.А. Интегративное управление средой образования в шко-ле М.: НИИ школьных технологий, 2008. 97. Avargil, S., Herscovitz, O. and Dori, Y.J., 2012. Teaching thinking skills in context-based learning: teachers’ challenges and assessment knowledge. Journal of Sciences Education and Technology, 21(2), pp.207-225. 98. J. van den Wash and Raymond van Wijk. the journal, edited by Ron Sanchez "Knowledge management and organizational competence," published by the University of Oxford. 'Management capacity integrated management knowledge: competence perspective ",pp 158-176 99. McClelland, D. C. A Guide to Job Competency Assessment / D. C. McClelland. – Boston :McBer, 1974. – 381 p.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИ-ТИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЕНЕДЖЕРОВ ОБРАЗОВАНИЯ 1.1 Организационно-управленческая компетентность менеджеров образования как педагогическая проблема Стремительные темпы развития рыночной экономики в России предъ-являют повышенные требования к уровню сформированности организацион-но-управленческой компетенции у выпускников профессиональных образова-тельных организаций. Общество заинтересовано в креативных, инициативных, самостоятельных специалистах, успешно реализующих свои профессиональ-ные и карьерные амбиции, готовых и способных брать на себя ответствен-ность за принятые решения в условиях неопределенности и риска. Профессиональное образование, отвечая на запросы развивающегося рынка труда и постоянно оценивая складывающуюся экономическую ситуа-цию, характерной чертой которой является повышенный риск, неопределен-ность и динамизм окружающей среды, также испытывает на себе воздействие данных изменений, влияющих на потребность в специалистах различного профиля и уровня подготовки. На сегодняшний день ситуация изменилась в связи с тем, что от управленца требуется владение необходимыми професси-ональными компетенциями, обеспечивающими руководство и управление на высоком профессиональном уровне независимо от сферы. Процесс формирования и развития организационно-управленческой компетентности менеджеров образования обусловлен объективными измене-ниями и постоянной трансформацией социального опыта в условиях услож-нения управленческой деятельности и увеличения требований к менеджерам образования. Проблема развития ОУК МО при подготовке в вузе требует осмысле-ния, так как от сегодняшнего менеджера образования требуется умение кон-струировать механизмы управления, учитывающие активность сотрудников организации, их включенность в деятельность по ее развитию. Своеобразие современного этапа решения рассматриваемого вопроса обуславливается тем, что поиски оптимальных форм, методов и средств под-готовки будущих менеджеров образования в условиях университета ведутся в рамках модернизации системы образования, детерминированного изменением социального заказа к высшему образованию, реализацией компетентностного подхода. Становление понятий «компетентность / компетенция» анализируется в работах И.А.Зимней. В период с 1960 по 1970г.г. в научный аппарат вводится категория «компетенция» и создаются предпосылки разграничения понятий компетенция/компетентность [34]. В теории обучения языком Н.Хомский (США) начинает исследование разных видов языковой компетенции; вводится понятие коммуникативная компетентность (Д.Хаймс). С этого времени и по конец ХХ века категории компетен-ция/компетентность используются в теории и практике обучения в основном родному языку, а также профессионализму в управлении, руководстве, ме-неджменту, в обучении общению. Рубеж веков (1990-2001г.г.) характеризуется активным использованием категорий компетенции / компетентность в образовании. В материалах ЮНЕ-СКО очерчивается круг компетенций, которые рассматриваются как желае-мый результат образования. В 1996 г. Совет Европы вводит понятие ключевые компетенции, кото-рые рассматриваются как ответ на вызовы, стоящие перед Европой: сохране-ние демократического общества, мультилингвизм и политкультура, новые требования рынка труда, развитием комплексных организаций, экономические изменения. Предлагаются 5 групп ключевых компетенций. В отечественной педагогике и психологии исследуются: профессио-нальная компетентность (А.К. Таркович), педагогическая компетентность (Л.М. Митика), коммуникативная компетентность (Л.А. Петровская), образо-вательные компетенции (С.Е. Шишов) и др. Зачастую в работах этого периода понятие компетентность и компетен-ция зачастую трактуются как синонимы. В материалах определяющих основ-ные направления стратегии модернизации образования России четкого разгра-ничения этих понятий также нет. Зарубежные и отечественные исследователи для разных деятельностей выделяют различные виды компетенций / компетентностей. Так Дж.Равен вы-деляет 37 компетентностей в современном обществе, Н.В. Кузьмина – 5 видов профессионально-педагогических компетентностей[63]. Компетентность, согласно вышеперечисленным авторам, (от лат. competens–надлежащий, способный) – мера соответствий знаний, умений и опыта лиц определенного социально-профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем. В отличие от термина «квалификация», данное определение включает помимо сугубо профессиональных знаний и умений, характеризующих квалификацию, такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность работать в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыс-лить, отбирать и использовать информацию[7]. Данная трактовка понятия «компетентность» подразумевает не только обладание знаниями и их возможное практическое применение, но и умение выстраивать социальные отношения, осуществлять самоконтроль, то есть наличие определенного круга развитых личностных качеств (словарь «Про-фессиональное образование» С.М. Вишняковой). В настоящее время в образовании активно используются такие понятия как «компетентностный подход», «компетенция», «компетентность». В част-ности, приняты Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС-3++), опирающиеся на ком-петентностный подход и его ключевое понятие компетенции. Слово «компетенция» (competentia) в переводе с латинского языка озна-чает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает позна-ниями и опытом. Компетентный в определенной области человек имеет соот-ветствующие знания и способности, позволяющие ему давать обоснованные суждения. Компетенция – это способность человека менять в себе то, что должно измениться как ответ на вызов ситуации с сохранением некоторого ядра, ко-торое включает целостное мировоззрение и систему ценностей, а ключевые (наиболее универсальные) компетенции являются результатом не только об-щего образования, но и образовательного опыта человека в целом. В таком понимании компетентностно-ориентированное образование может стать ос-новой для идеи непрерывного образования [88]. Кроме того, анализ содержания понятия «компетенция» позволяет уче-ным [82] отнести компетенцию к субъективной категории, полагая, что это всегда компетенция определенной личности или группы личностей. Анализ научной литературы также показывает отсутствие единства мне-ний по этому вопросу. Например, понятие «компетентность» рассматривается А.В. Баранниковым как «...самостоятельно реализуемая способность, осно-ванная на приобретенных знаниях ученика, его учебном и жизненном опыте, ценностях и наклонностях, которую он развил в результате познавательной деятельности и образовательной практики». Особо хотелось бы подчеркнуть слово «способность», которая трактуется Е.А. Климовым как «…индивидуально-психологические особенности человека, обусловливаю-щие возможность успеха в какой-либо деятельности, не сводящиеся к кон-кретным знаниям, отдельным навыкам, привычкам». Таким образом, можно сказать, что компетентность – это реализация знаний, их практическое воплощение в деятельности конкретного человека. Кроме того, мы хотели бы обратить внимание на то, что в соответствии с приведенной трактовкой индивид развивает данную способность благодаря познавательной деятельности и образовательной практике. Далее ученый от-мечает, что содержание общего образования может быть представлено в виде системы компетенций, а оценкой знаний может служить оценка компетентно-сти выпускников. Перефразируя все вышесказанное, можно сделать вывод, что содержа-нием образования должно стать «знание, что…», а результатом обучения – «знание, как…», то есть теория должна получить свое практическое вопло-щение. Компетентность, таким образом, рассматривается как: – самостоятельно реализуемая способность, основанная на приобретен-ных знаниях ученика, его учебном и жизненном опыте, ценностях и наклон-ностях, которую он развил в результате познавательной деятельности и обра-зовательной практики (А.В. Баранников); – характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективно-сти / результативности его действий, направленных на разрешение определен-ного круга значимых для данного сообщества задач, которая проявляется в его поведении, деятельности, позволяя ему разрешать жизненные, практиче-ские ситуации (К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова); – способность к осуществлению практических деятельностей, требую-щих наличия понятийной системы и, следовательно, понимания, соответ-ствующего типа мышления, позволяющего оперативно решать возникающие проблемы и задачи (Д.А. Иванов); – специфическая способность, основанная на мотивации достижения, необходимая для эффективного выполнения конкретного действия в конкрет-ной области (Дж. Равен)[63]; – характеристика квалификации, в которой предоставлены знания, необ-ходимые для осуществления профессиональной деятельности (Г.Н. Сериков); – общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склон-ностях, которые приобретены благодаря обучению (В.А. Кальней, С.Е. Ши-шов). В свою очередь А.В. Хуторской для разделения общего и индивидуаль-ного в содержании компетентностного образования дает следующие опреде-ления «компетенции» и «компетентности» [79]. Компетенция– совокупность взаимосвязанных качеств личности, задан-ных по отношению к определенному кругу предметов или процессов и необ-ходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним. Компетентность– владение человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. То есть, компетенции – это цели, ожидания образовательного процесса, а компетентность – это результат, состоявшееся личное качество (совокуп-ность качеств). Слово «личный», или присущий личности, очень важно для понимания того, что компетентность, обладая интегрированной природой, являясь совокупностью знаний, умений и навыков в отношении к реальным объектам и процессам, а также готовностью и способностью к их примене-нию, свойственна конкретному человеку, индивидуальности. Современная педагогическая наука предлагает различные подходы к определению структуры компетенций специалиста. Так, Т.Н.Лобанова на основе теории компетенций, разработанной Ю.А.Тихомировым, предлагает следующую структуру ключевых компетен-ций будущего менеджера образования: 1. Системное мышление, видение развития процессов: - системный и структурированный подход к решению проблем; - способность систематизировать, стандартизировать задачи и подходы, понимание приоритетов, анализ альтернатив и нахождение оптимальных ва-риантов решений; - способность нести ответственность за принятие решений; - способность видеть направления развития бизнеса, составлять точный прогноз тенденций развития рынка. 2. Аналитические способности: - логичность, - методичность, - тщательность в решении проблем, - рациональность, - упорядоченность, - предсказуемость, - учет деталей; - умение формально правильно связывать суждения, последовательно мыслить и действовать; - точный и систематический анализ факторов, влияющих на будущее компании. 3. Инновационность: - способность принимать и предлагать новое, проявлять инициативу, управлять творчеством; - умение без внутреннего сопротивления воспринимать разнообразные идеи, позиции, предложения. 4. Гибкость: - готовность к изменениям; - способность быстро и адекватно реагировать на внештатные ситуации, видеть и определять проблему, находить пути ее решения, давать оценку ре-зультатов. 5. Ориентация на систематическое развитие: - обучаемость, - восприимчивость к новым методам и технологиям, умение применять новое на практике; - готовность к анализу своих достижений и недостатков, разумному ис-пользованию чужого опыта. 6. Организаторские способности: - способность управлять людьми, умение организовать себя и коллек-тив для решения задач; - расставлять приоритеты, концентрироваться на важном, планировать, контролировать; - умение эффективно собирать и направлять в нужное русло ресурсы, необходимые для реализации планов; - умение рационально вести беседу, говорить по телефону, вести корре-спонденцию, документацию. 7. Умение управлять временем: - умение проводить ситуационный анализ, определять и формулировать цели, осуществлять годовое, месячное, недельное планирование, планирова-ние дня; - знание принципов временного менеджмента; - умение расставлять приоритеты; - умение выполнять распорядок компании, дневных рабочих планов; - умение осуществлять контроль достижения поставленных целей, под-водить итоги дня. 8. Работа в команде: - умение создавать команду, работать в ней; - знание характеристик эффективной команды; - умение поддерживать климат сотрудничества, выполнять правила по-ведения и общения членов команды, корректировать нежелательное поведе-ние членов команды; - умение проводить эффективные обсуждения и совещания по решению проблем; - знание правил проведения «мозгового штурма». 9. Коммуникативные деловые умения: - способность отстаивать собственное мнение, права, не разрушая от-ношений; - умение вдохновлять новыми идеями и планами; - умение задавать правильные вопросы и определять степень информи-рованности и эмоциональное состояние партнера; - умение создавать каналы двухсторонней коммуникации, концентриро-ваться на словах собеседника; - умение эффективно поощрять и критиковать других людей. 10. Умение вести переговоры: - умение определять цели и задачи презентации, интересы аудитории; - умение построить эффектное вступление, связующие фразы, основную часть и завершение презентации; - владение стратегиями убеждения и ораторскими навыками. Умение справляться с трудными вопросами и парировать возражения; - владение техническими аспектами презентации (аудио, видео- и ком-пьютерным оборудованием, презентационными программами); - умение определить интересы участников, выбрать наилучшую альтер-нативу; - способность этично вести дискуссию; - умение обсуждать, предлагать, вести позиционный торг. Формирование компетенции не является процессом, протекающим в ка-ком-либо абстрактном обществе. Этот процесс происходит в конкретных си-туациях, в которой происходит социализация личности. Приобретенные ком-петенции, более или менее развитые и интегрированные в последующие пери-оды жизни, не являются статичными. Кроме того, повышение уровня одних компетенций влияет на уровень других, что обеспечивает большую гибкость на низших уровнях данной компетенции и относительную стабильность на высших уровнях. В нашем исследовании мы рассматриваем компетенцию как готовность и способность личности применять в своей профессиональной деятельности знания, умения, навыки, личностные качества, позволяющие личности моби-лизоваться на выполнении этой деятельности, самостоятельно оценивать ре-зультаты своей деятельности. А значит, развитие организационно-управленческой компетентности в процессе подготовки менеджеров образования позволит качественно выпол-нять профессиональную деятельность и позволит повысить востребованность выпускника педагогического вуза на рынке труда. В настоящее время исследования, посвященные проблеме формирова-ния и развития организационно-управленческой компетентности в вузе отра-жены в работах А.Э. Исламова, Л.В. Львова, О.В. Перевозовой, Н.А. Ран, О.В. Поповой, А.Е. Шастиной и др. При этом уточним, что формирование и развитие «…организационно-управленческой компетентности как совокупности компонентов, позволяю-щих выполнять профессиональные действия по организации и управлению в конкретных условиях функционирования образовательных систем, является не только требованием Федеральных государственных образовательных стан-дартов к результатам подготовки, но и показателем качества ведения профес-сиональной деятельности…» [89]. Следовательно, проблема заключается в том, чтобы во время подготов-ки будущих менеджеров образования выработать у студентов способность осуществлять организационно-управленческую деятельность. Так О.В. Попова отмечает, что на сегодняшний день рассматриваются две стратегии формирования организационно-управленческих компетенций у личности и отмечает, что первая стратегия включает выработку условий для развития способности к организации жизнедеятельности коллектива и содер-жит отработку и накопление результативных алгоритмов действий по управ-лению членами команды или подчиненными, что в результате внедрения стратегии у студентов накапливается опыт организаторской и управленческой деятельности. Вторая стратегия связана с развитием готовности у студентов к применению средств и способов воздействия на объекты управления и обес-печение взаимодействия с субъектами управления для решения задач управ-ленческой и организационной деятельности [58]. Следовательно, подготовка студентов должна учитывать необходи-мость развития опыта организаторской деятельности, способности к приня-тию управленческих решений при создании условий для личностного само-определения обучающихся в организационно-управленческой деятельности. В подготовке к деятельности менеджера образования учитываются и ре-гиональные особенности образования, которые в условиях конкурентного рынка образования, высоких образовательных запросов родителей, потребно-стей экономики предъявляют требования к умениям находить нестандартные решения, способности творчески мыслить, коммуникабельности, критичности мышления, социально-культурной грамотности [28]. Деятельность по управлению образовательной организацией подтвер-ждает вышесказанное А.С. Маврин, приобретает конкретный смысл только тогда, когда наполняется реальным педагогическим содержанием и направле-на на решение задач совершенствования учебно-воспитательного процесса [38]. Называющая современного педагога менеджером образовательного процесса И.А. Ширшова подтверждает, что он должен содействовать форми-рованию организованности, ответственности, коммуникабельности, конкурен-тоспособности на рынке труда [88]. Менеджер образования обладает высокой степенью достижения цели при минимальных затратах ресурсов считает З.К. Багирова [7]. Иными слова-ми, современный менеджер образования для эффективного выполнения должностных обязанностей должен обладать компетенциями не только в об-ласти менеджмента, но и в области педагогики и психологии. Не претендуя на новое трактование понятия, мы согласны с определени-ем Е.Б. Маторина, на которое и будем опираться в дальнейшем: «…Менеджер образования – это профессионал, способный творчески осуществлять профес-сиональную управленческо-педагогическую деятельность, непрерывно разви-ваясь и самореализовываясь в ней как индивидуальность…» [43]. При этом А.А. Горбачев, М.А. Маневлян, В.В. Иванов отмечают, что формирование «…организационных и управленческих компетенций возможно при готовности трудиться, внимательно и добросовестно относиться к делу, стремиться достичь реального результата, при этом адекватно оценивать соб-ственные способности и их стоимость на рынке труда…» [27]. В связи свышеизложенным, мы полагаем, что менеджер образования имеет специальную педагогическую и управленческую подготовку и способен осуществлять профессиональную управленческую деятельность не только саморазвиваясь, но и развивая индивидуальные способности подчиненных. В.А. Беликов, отмечая при этом, что сегодня для успешной работы тре-буются сформированные «…профессионально ориентированные компетен-ции, которые первоначально формируются в вузе…» [13]. Наши выводы подтверждают результаты исследования исходного уров-ня сформированности организационно-управленческой компетентности мене-джеров образования. Проведенная нами диагностика содержала тест, состав-ленный на основе требований федеральных государственных образователь-ных стандартов к результатам подготовки магистров к организационно-управленческой деятельности. Проведенное микроисследование при поступлении студентов в 2019 го-ду показало, что на вопрос теста «Использование в профессиональной дея-тельности технологий современного менеджмента» только у 11% из числа опрошенных был дан положительный ответ. Также низкий уровень владения знаниями и умениями показали следу-ющие ответы на вопросы: об управлении проектами положительно ответили 10% респондентов, о принятии управленческих решений ответили 17%, о стратегиях организации всего 10%, владение деловой культурой 21% опра-шиваемых. При этом следует отметить, обучающиеся затруднились с ответом на вопросы, среди которых: умение решать управленческие задачи; реализовы-вать проекты в организации; мотивировать к инновационной деятельности. Выводы по результатам проведенного исследования показали, что у ма-гистров на низком уровне владение профессиональными компетенциями, умения мотивировать коллектив и себя на постоянное участие в инновацион-ной деятельности, умение применять коммуникационные связи при реализа-ции различных видов деятельности. ООП (основная образовательная программа) уровень магистратуры «Педагогическое образование» дает возможность студентам сформировать организационно-управленческие компетенции, учитывая запросы и новые требования к современным менеджерам образования. На формирование и развитие организационно-управленческих компе-тенций по вышеназванному направлению сопряжены усилия многих дисци-плин. В результате рассмотрения учебных планов магистерской программы 2019-2020 учебного года по направлению 44.04.01 «Педагогическое образо-вание» показали, что кроме дисциплин базовой части, все оставшиеся дисци-плины в учебном направлены на развитие указанной компетентности. В учеб-ных планах развитие организационно-управленческих компетенций ведется только на базе управленческих дисциплин и производственной практики по получению профессиональных умений и опыта управленческой работы [69]. Из чего можно заключить, что в представленных учебных планах магистрату-ры на развитие организационно-управленческой компетентности работают дисциплины профессионального цикла, все заявленные производственные практики, защита выпускной квалификационной работы. ФГОС ВО по направлению «Педагогическое образование» утверждает «…интегративность и вариативность содержания, что позволяет формировать системный и вероятностный стили мышления…» у магистров, что в дальней-шей профессиональной деятельности позволит «…качественно интерпретиро-вать любую информацию, вычленять проблему и осуществлять поиск ее ре-шения, осознавать границы собственной компетентности…» [62]. Подготовка магистров по основной образовательной программе «Ме-неджмент в образовании» (44.04.01 «Педагогическое образование») развивает организационно-управленческие компетенции в рамках профессионального цикла, в основном при изучении таких дисциплин как «Менеджмент в образо-вании», «Психология управления» и «Управление образовательным процес-сом», что подтверждают результаты анализа основной образовательной про-граммы 2019-2020 учебного года КГУ. Выбор дисциплин подтверждается и исследованиями других авторов, которые отмечают, что организационно-управленческие компетенции должны быть конкретизированы относительно специфики направления [37]. Таким образом, организационно-управленческая компетентность буду-щих менеджеров образования обеспечивается внедрением и проведением дисциплин профессионального цикла, при проведении производственных практик, подготовке и защиты выпускных квалификационных работ. В прак-тике высшей школы при подготовке менеджеров образования, как отмечают многие авторы, наблюдается недостаточное использование инновационных методов, средств, форм. Сегодня происходит активное внедрение менеджмен-та в науку управления в образовании, а перенос его методов, форм и средств требует теоретической и практической адаптации. И это становится важной задачей вуза по осуществлению интеграции и адаптации теории и практики управления в подготовке менеджеров образования. 1.2 . Структурно-содержательные компоненты организационно-управленческой компетентности менеджеров образования Для того, чтобы выделить структурно-содержательные компоненты ОУК МО, необходимо уточнить понятия «организационно-управленческая деятельность менеджера образования», рассмотреть организационно-управленческую деятельность менеджера образования и описать требования к ОУК МО. Организационно-управленческая деятельность как особый вид деятель-ности, «…деятельность над деятельностями…» (Г.П. Щедровицкий), была выделена в конце прошлого века в связи с необходимостью выделения функ-ций организатора и управляющего в профессиональной деятельности руково-дителя при усложнении условий организационной системы. Организационно-управленческая компетенция, становясь одним из важ-ных компонентов профессиональной компетенции менеджера, требует уточ-нения ее как научного понятия. Определение данного понятия не имеет однозначного толкования, как однозначность в определении, данная дефиниция до сих пор не состоялась. Исследователи подходят к определению организационно-управленческой компетенции с позиции способности эффективно решать организаторские и управленческие задачи в роли субъекта и объекта управления.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Менеджмент, 65 страниц
4999 руб.
Дипломная работа, Менеджмент, 65 страниц
2400 руб.
Дипломная работа, Менеджмент, 107 страниц
2000 руб.
Дипломная работа, Менеджмент, 42 страницы
30000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg