ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИ-ТИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЕНЕДЖЕРОВ ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Организационно-управленческая компетентность менеджеров
образования как педагогическая проблема
Стремительные темпы развития рыночной экономики в России предъ-являют повышенные требования к уровню сформированности организацион-но-управленческой компетенции у выпускников профессиональных образова-тельных организаций. Общество заинтересовано в креативных, инициативных, самостоятельных специалистах, успешно реализующих свои профессиональ-ные и карьерные амбиции, готовых и способных брать на себя ответствен-ность за принятые решения в условиях неопределенности и риска.
Профессиональное образование, отвечая на запросы развивающегося рынка труда и постоянно оценивая складывающуюся экономическую ситуа-цию, характерной чертой которой является повышенный риск, неопределен-ность и динамизм окружающей среды, также испытывает на себе воздействие данных изменений, влияющих на потребность в специалистах различного профиля и уровня подготовки. На сегодняшний день ситуация изменилась в связи с тем, что от управленца требуется владение необходимыми професси-ональными компетенциями, обеспечивающими руководство и управление на высоком профессиональном уровне независимо от сферы.
Процесс формирования и развития организационно-управленческой компетентности менеджеров образования обусловлен объективными измене-ниями и постоянной трансформацией социального опыта в условиях услож-нения управленческой деятельности и увеличения требований к менеджерам образования.
Проблема развития ОУК МО при подготовке в вузе требует осмысле-ния, так как от сегодняшнего менеджера образования требуется умение кон-струировать механизмы управления, учитывающие активность сотрудников организации, их включенность в деятельность по ее развитию.
Своеобразие современного этапа решения рассматриваемого вопроса обуславливается тем, что поиски оптимальных форм, методов и средств под-готовки будущих менеджеров образования в условиях университета ведутся в рамках модернизации системы образования, детерминированного изменением социального заказа к высшему образованию, реализацией компетентностного подхода.
Становление понятий «компетентность / компетенция» анализируется в работах И.А.Зимней. В период с 1960 по 1970г.г. в научный аппарат вводится категория «компетенция» и создаются предпосылки разграничения понятий компетенция/компетентность [34].
В теории обучения языком Н.Хомский (США) начинает исследование разных видов языковой компетенции; вводится понятие коммуникативная компетентность (Д.Хаймс).
С этого времени и по конец ХХ века категории компетен-ция/компетентность используются в теории и практике обучения в основном родному языку, а также профессионализму в управлении, руководстве, ме-неджменту, в обучении общению.
Рубеж веков (1990-2001г.г.) характеризуется активным использованием категорий компетенции / компетентность в образовании. В материалах ЮНЕ-СКО очерчивается круг компетенций, которые рассматриваются как желае-мый результат образования.
В 1996 г. Совет Европы вводит понятие ключевые компетенции, кото-рые рассматриваются как ответ на вызовы, стоящие перед Европой: сохране-ние демократического общества, мультилингвизм и политкультура, новые требования рынка труда, развитием комплексных организаций, экономические изменения. Предлагаются 5 групп ключевых компетенций.
В отечественной педагогике и психологии исследуются: профессио-нальная компетентность (А.К. Таркович), педагогическая компетентность (Л.М. Митика), коммуникативная компетентность (Л.А. Петровская), образо-вательные компетенции (С.Е. Шишов) и др.
Зачастую в работах этого периода понятие компетентность и компетен-ция зачастую трактуются как синонимы. В материалах определяющих основ-ные направления стратегии модернизации образования России четкого разгра-ничения этих понятий также нет.
Зарубежные и отечественные исследователи для разных деятельностей выделяют различные виды компетенций / компетентностей. Так Дж.Равен вы-деляет 37 компетентностей в современном обществе, Н.В. Кузьмина – 5 видов профессионально-педагогических компетентностей[63].
Компетентность, согласно вышеперечисленным авторам, (от лат. competens–надлежащий, способный) – мера соответствий знаний, умений и опыта лиц определенного социально-профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем. В отличие от термина «квалификация», данное определение включает помимо сугубо профессиональных знаний и умений, характеризующих квалификацию, такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность работать в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыс-лить, отбирать и использовать информацию[7].
Данная трактовка понятия «компетентность» подразумевает не только обладание знаниями и их возможное практическое применение, но и умение выстраивать социальные отношения, осуществлять самоконтроль, то есть наличие определенного круга развитых личностных качеств (словарь «Про-фессиональное образование» С.М. Вишняковой).
В настоящее время в образовании активно используются такие понятия как «компетентностный подход», «компетенция», «компетентность». В част-ности, приняты Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС-3++), опирающиеся на ком-петентностный подход и его ключевое понятие компетенции.
Слово «компетенция» (competentia) в переводе с латинского языка озна-чает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает позна-ниями и опытом. Компетентный в определенной области человек имеет соот-ветствующие знания и способности, позволяющие ему давать обоснованные суждения.
Компетенция – это способность человека менять в себе то, что должно измениться как ответ на вызов ситуации с сохранением некоторого ядра, ко-торое включает целостное мировоззрение и систему ценностей, а ключевые (наиболее универсальные) компетенции являются результатом не только об-щего образования, но и образовательного опыта человека в целом. В таком понимании компетентностно-ориентированное образование может стать ос-новой для идеи непрерывного образования [88].
Кроме того, анализ содержания понятия «компетенция» позволяет уче-ным [82] отнести компетенцию к субъективной категории, полагая, что это всегда компетенция определенной личности или группы личностей.
Анализ научной литературы также показывает отсутствие единства мне-ний по этому вопросу. Например, понятие «компетентность» рассматривается А.В. Баранниковым как «...самостоятельно реализуемая способность, осно-ванная на приобретенных знаниях ученика, его учебном и жизненном опыте, ценностях и наклонностях, которую он развил в результате познавательной деятельности и образовательной практики». Особо хотелось бы подчеркнуть слово «способность», которая трактуется Е.А. Климовым как «…индивидуально-психологические особенности человека, обусловливаю-щие возможность успеха в какой-либо деятельности, не сводящиеся к кон-кретным знаниям, отдельным навыкам, привычкам».
Таким образом, можно сказать, что компетентность – это реализация знаний, их практическое воплощение в деятельности конкретного человека. Кроме того, мы хотели бы обратить внимание на то, что в соответствии с приведенной трактовкой индивид развивает данную способность благодаря познавательной деятельности и образовательной практике. Далее ученый от-мечает, что содержание общего образования может быть представлено в виде системы компетенций, а оценкой знаний может служить оценка компетентно-сти выпускников.
Перефразируя все вышесказанное, можно сделать вывод, что содержа-нием образования должно стать «знание, что…», а результатом обучения – «знание, как…», то есть теория должна получить свое практическое вопло-щение.
Компетентность, таким образом, рассматривается как:
– самостоятельно реализуемая способность, основанная на приобретен-ных знаниях ученика, его учебном и жизненном опыте, ценностях и наклон-ностях, которую он развил в результате познавательной деятельности и обра-зовательной практики (А.В. Баранников);
– характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективно-сти / результативности его действий, направленных на разрешение определен-ного круга значимых для данного сообщества задач, которая проявляется в его поведении, деятельности, позволяя ему разрешать жизненные, практиче-ские ситуации (К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова);
– способность к осуществлению практических деятельностей, требую-щих наличия понятийной системы и, следовательно, понимания, соответ-ствующего типа мышления, позволяющего оперативно решать возникающие проблемы и задачи (Д.А. Иванов);
– специфическая способность, основанная на мотивации достижения, необходимая для эффективного выполнения конкретного действия в конкрет-ной области (Дж. Равен)[63];
– характеристика квалификации, в которой предоставлены знания, необ-ходимые для осуществления профессиональной деятельности (Г.Н. Сериков);
– общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склон-ностях, которые приобретены благодаря обучению (В.А. Кальней, С.Е. Ши-шов).
В свою очередь А.В. Хуторской для разделения общего и индивидуаль-ного в содержании компетентностного образования дает следующие опреде-ления «компетенции» и «компетентности» [79].
Компетенция– совокупность взаимосвязанных качеств личности, задан-ных по отношению к определенному кругу предметов или процессов и необ-ходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним.
Компетентность– владение человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
То есть, компетенции – это цели, ожидания образовательного процесса, а компетентность – это результат, состоявшееся личное качество (совокуп-ность качеств). Слово «личный», или присущий личности, очень важно для понимания того, что компетентность, обладая интегрированной природой, являясь совокупностью знаний, умений и навыков в отношении к реальным объектам и процессам, а также готовностью и способностью к их примене-нию, свойственна конкретному человеку, индивидуальности.
Современная педагогическая наука предлагает различные подходы к определению структуры компетенций специалиста.
Так, Т.Н.Лобанова на основе теории компетенций, разработанной Ю.А.Тихомировым, предлагает следующую структуру ключевых компетен-ций будущего менеджера образования:
1. Системное мышление, видение развития процессов:
- системный и структурированный подход к решению проблем;
- способность систематизировать, стандартизировать задачи и подходы, понимание приоритетов, анализ альтернатив и нахождение оптимальных ва-риантов решений;
- способность нести ответственность за принятие решений;
- способность видеть направления развития бизнеса, составлять точный прогноз тенденций развития рынка.
2. Аналитические способности:
- логичность,
- методичность,
- тщательность в решении проблем,
- рациональность,
- упорядоченность,
- предсказуемость,
- учет деталей;
- умение формально правильно связывать суждения, последовательно мыслить и действовать;
- точный и систематический анализ факторов, влияющих на будущее компании.
3. Инновационность:
- способность принимать и предлагать новое, проявлять инициативу, управлять творчеством;
- умение без внутреннего сопротивления воспринимать разнообразные идеи, позиции, предложения.
4. Гибкость:
- готовность к изменениям;
- способность быстро и адекватно реагировать на внештатные ситуации, видеть и определять проблему, находить пути ее решения, давать оценку ре-зультатов.
5. Ориентация на систематическое развитие:
- обучаемость,
- восприимчивость к новым методам и технологиям, умение применять новое на практике;
- готовность к анализу своих достижений и недостатков, разумному ис-пользованию чужого опыта.
6. Организаторские способности:
- способность управлять людьми, умение организовать себя и коллек-тив для решения задач;
- расставлять приоритеты, концентрироваться на важном, планировать, контролировать;
- умение эффективно собирать и направлять в нужное русло ресурсы, необходимые для реализации планов;
- умение рационально вести беседу, говорить по телефону, вести корре-спонденцию, документацию.
7. Умение управлять временем:
- умение проводить ситуационный анализ, определять и формулировать цели, осуществлять годовое, месячное, недельное планирование, планирова-ние дня;
- знание принципов временного менеджмента;
- умение расставлять приоритеты;
- умение выполнять распорядок компании, дневных рабочих планов;
- умение осуществлять контроль достижения поставленных целей, под-водить итоги дня.
8. Работа в команде:
- умение создавать команду, работать в ней;
- знание характеристик эффективной команды;
- умение поддерживать климат сотрудничества, выполнять правила по-ведения и общения членов команды, корректировать нежелательное поведе-ние членов команды;
- умение проводить эффективные обсуждения и совещания по решению проблем;
- знание правил проведения «мозгового штурма».
9. Коммуникативные деловые умения:
- способность отстаивать собственное мнение, права, не разрушая от-ношений;
- умение вдохновлять новыми идеями и планами;
- умение задавать правильные вопросы и определять степень информи-рованности и эмоциональное состояние партнера;
- умение создавать каналы двухсторонней коммуникации, концентриро-ваться на словах собеседника;
- умение эффективно поощрять и критиковать других людей.
10. Умение вести переговоры:
- умение определять цели и задачи презентации, интересы аудитории;
- умение построить эффектное вступление, связующие фразы, основную часть и завершение презентации;
- владение стратегиями убеждения и ораторскими навыками. Умение справляться с трудными вопросами и парировать возражения;
- владение техническими аспектами презентации (аудио, видео- и ком-пьютерным оборудованием, презентационными программами);
- умение определить интересы участников, выбрать наилучшую альтер-нативу;
- способность этично вести дискуссию;
- умение обсуждать, предлагать, вести позиционный торг.
Формирование компетенции не является процессом, протекающим в ка-ком-либо абстрактном обществе. Этот процесс происходит в конкретных си-туациях, в которой происходит социализация личности. Приобретенные ком-петенции, более или менее развитые и интегрированные в последующие пери-оды жизни, не являются статичными. Кроме того, повышение уровня одних компетенций влияет на уровень других, что обеспечивает большую гибкость на низших уровнях данной компетенции и относительную стабильность на высших уровнях.
В нашем исследовании мы рассматриваем компетенцию как готовность и способность личности применять в своей профессиональной деятельности знания, умения, навыки, личностные качества, позволяющие личности моби-лизоваться на выполнении этой деятельности, самостоятельно оценивать ре-зультаты своей деятельности.
А значит, развитие организационно-управленческой компетентности в процессе подготовки менеджеров образования позволит качественно выпол-нять профессиональную деятельность и позволит повысить востребованность выпускника педагогического вуза на рынке труда.
В настоящее время исследования, посвященные проблеме формирова-ния и развития организационно-управленческой компетентности в вузе отра-жены в работах А.Э. Исламова, Л.В. Львова, О.В. Перевозовой, Н.А. Ран, О.В. Поповой, А.Е. Шастиной и др.
При этом уточним, что формирование и развитие «…организационно-управленческой компетентности как совокупности компонентов, позволяю-щих выполнять профессиональные действия по организации и управлению в конкретных условиях функционирования образовательных систем, является не только требованием Федеральных государственных образовательных стан-дартов к результатам подготовки, но и показателем качества ведения профес-сиональной деятельности…» [89].
Следовательно, проблема заключается в том, чтобы во время подготов-ки будущих менеджеров образования выработать у студентов способность осуществлять организационно-управленческую деятельность.
Так О.В. Попова отмечает, что на сегодняшний день рассматриваются две стратегии формирования организационно-управленческих компетенций у личности и отмечает, что первая стратегия включает выработку условий для развития способности к организации жизнедеятельности коллектива и содер-жит отработку и накопление результативных алгоритмов действий по управ-лению членами команды или подчиненными, что в результате внедрения стратегии у студентов накапливается опыт организаторской и управленческой деятельности. Вторая стратегия связана с развитием готовности у студентов к применению средств и способов воздействия на объекты управления и обес-печение взаимодействия с субъектами управления для решения задач управ-ленческой и организационной деятельности [58].
Следовательно, подготовка студентов должна учитывать необходи-мость развития опыта организаторской деятельности, способности к приня-тию управленческих решений при создании условий для личностного само-определения обучающихся в организационно-управленческой деятельности.
В подготовке к деятельности менеджера образования учитываются и ре-гиональные особенности образования, которые в условиях конкурентного рынка образования, высоких образовательных запросов родителей, потребно-стей экономики предъявляют требования к умениям находить нестандартные решения, способности творчески мыслить, коммуникабельности, критичности мышления, социально-культурной грамотности [28].
Деятельность по управлению образовательной организацией подтвер-ждает вышесказанное А.С. Маврин, приобретает конкретный смысл только тогда, когда наполняется реальным педагогическим содержанием и направле-на на решение задач совершенствования учебно-воспитательного процесса [38].
Называющая современного педагога менеджером образовательного процесса И.А. Ширшова подтверждает, что он должен содействовать форми-рованию организованности, ответственности, коммуникабельности, конкурен-тоспособности на рынке труда [88].
Менеджер образования обладает высокой степенью достижения цели при минимальных затратах ресурсов считает З.К. Багирова [7]. Иными слова-ми, современный менеджер образования для эффективного выполнения должностных обязанностей должен обладать компетенциями не только в об-ласти менеджмента, но и в области педагогики и психологии.
Не претендуя на новое трактование понятия, мы согласны с определени-ем Е.Б. Маторина, на которое и будем опираться в дальнейшем: «…Менеджер образования – это профессионал, способный творчески осуществлять профес-сиональную управленческо-педагогическую деятельность, непрерывно разви-ваясь и самореализовываясь в ней как индивидуальность…» [43].
При этом А.А. Горбачев, М.А. Маневлян, В.В. Иванов отмечают, что формирование «…организационных и управленческих компетенций возможно при готовности трудиться, внимательно и добросовестно относиться к делу, стремиться достичь реального результата, при этом адекватно оценивать соб-ственные способности и их стоимость на рынке труда…» [27].
В связи свышеизложенным, мы полагаем, что менеджер образования имеет специальную педагогическую и управленческую подготовку и способен осуществлять профессиональную управленческую деятельность не только саморазвиваясь, но и развивая индивидуальные способности подчиненных.
В.А. Беликов, отмечая при этом, что сегодня для успешной работы тре-буются сформированные «…профессионально ориентированные компетен-ции, которые первоначально формируются в вузе…» [13].
Наши выводы подтверждают результаты исследования исходного уров-ня сформированности организационно-управленческой компетентности мене-джеров образования. Проведенная нами диагностика содержала тест, состав-ленный на основе требований федеральных государственных образователь-ных стандартов к результатам подготовки магистров к организационно-управленческой деятельности.
Проведенное микроисследование при поступлении студентов в 2019 го-ду показало, что на вопрос теста «Использование в профессиональной дея-тельности технологий современного менеджмента» только у 11% из числа опрошенных был дан положительный ответ.
Также низкий уровень владения знаниями и умениями показали следу-ющие ответы на вопросы: об управлении проектами положительно ответили 10% респондентов, о принятии управленческих решений ответили 17%, о стратегиях организации всего 10%, владение деловой культурой 21% опра-шиваемых.
При этом следует отметить, обучающиеся затруднились с ответом на вопросы, среди которых: умение решать управленческие задачи; реализовы-вать проекты в организации; мотивировать к инновационной деятельности.
Выводы по результатам проведенного исследования показали, что у ма-гистров на низком уровне владение профессиональными компетенциями, умения мотивировать коллектив и себя на постоянное участие в инновацион-ной деятельности, умение применять коммуникационные связи при реализа-ции различных видов деятельности.
ООП (основная образовательная программа) уровень магистратуры «Педагогическое образование» дает возможность студентам сформировать организационно-управленческие компетенции, учитывая запросы и новые требования к современным менеджерам образования.
На формирование и развитие организационно-управленческих компе-тенций по вышеназванному направлению сопряжены усилия многих дисци-плин.
В результате рассмотрения учебных планов магистерской программы 2019-2020 учебного года по направлению 44.04.01 «Педагогическое образо-вание» показали, что кроме дисциплин базовой части, все оставшиеся дисци-плины в учебном направлены на развитие указанной компетентности. В учеб-ных планах развитие организационно-управленческих компетенций ведется только на базе управленческих дисциплин и производственной практики по получению профессиональных умений и опыта управленческой работы [69]. Из чего можно заключить, что в представленных учебных планах магистрату-ры на развитие организационно-управленческой компетентности работают дисциплины профессионального цикла, все заявленные производственные практики, защита выпускной квалификационной работы.
ФГОС ВО по направлению «Педагогическое образование» утверждает «…интегративность и вариативность содержания, что позволяет формировать системный и вероятностный стили мышления…» у магистров, что в дальней-шей профессиональной деятельности позволит «…качественно интерпретиро-вать любую информацию, вычленять проблему и осуществлять поиск ее ре-шения, осознавать границы собственной компетентности…» [62].
Подготовка магистров по основной образовательной программе «Ме-неджмент в образовании» (44.04.01 «Педагогическое образование») развивает организационно-управленческие компетенции в рамках профессионального цикла, в основном при изучении таких дисциплин как «Менеджмент в образо-вании», «Психология управления» и «Управление образовательным процес-сом», что подтверждают результаты анализа основной образовательной про-граммы 2019-2020 учебного года КГУ.
Выбор дисциплин подтверждается и исследованиями других авторов, которые отмечают, что организационно-управленческие компетенции должны быть конкретизированы относительно специфики направления [37].
Таким образом, организационно-управленческая компетентность буду-щих менеджеров образования обеспечивается внедрением и проведением дисциплин профессионального цикла, при проведении производственных практик, подготовке и защиты выпускных квалификационных работ. В прак-тике высшей школы при подготовке менеджеров образования, как отмечают многие авторы, наблюдается недостаточное использование инновационных методов, средств, форм. Сегодня происходит активное внедрение менеджмен-та в науку управления в образовании, а перенос его методов, форм и средств требует теоретической и практической адаптации. И это становится важной задачей вуза по осуществлению интеграции и адаптации теории и практики управления в подготовке менеджеров образования.
1.2 . Структурно-содержательные компоненты организационно-управленческой компетентности менеджеров образования
Для того, чтобы выделить структурно-содержательные компоненты ОУК МО, необходимо уточнить понятия «организационно-управленческая деятельность менеджера образования», рассмотреть организационно-управленческую деятельность менеджера образования и описать требования к ОУК МО.
Организационно-управленческая деятельность как особый вид деятель-ности, «…деятельность над деятельностями…» (Г.П. Щедровицкий), была выделена в конце прошлого века в связи с необходимостью выделения функ-ций организатора и управляющего в профессиональной деятельности руково-дителя при усложнении условий организационной системы.
Организационно-управленческая компетенция, становясь одним из важ-ных компонентов профессиональной компетенции менеджера, требует уточ-нения ее как научного понятия.
Определение данного понятия не имеет однозначного толкования, как однозначность в определении, данная дефиниция до сих пор не состоялась. Исследователи подходят к определению организационно-управленческой компетенции с позиции способности эффективно решать организаторские и управленческие задачи в роли субъекта и объекта управления.