Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ФИЛОЛОГИЯ

НЕОЛОГИЗМЫ И ОККАЗИОНАЛИЗМЫ В СОВРЕМЕННОЙ ДЕТСКОЙ ПОЭЗИИ

olgapetrovna 750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 53 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.02.2022
В наше время произведения детских писателей притягивают к себе всё больше внимания. Они становятся достаточно популярны среди родителей, и очень полюбились детям всех возрастов. В этом заключается актуальность работы: использование для изучения языка тех произведений, которые идут в ногу со временем, а изучение окказионализмов и неологизмов не только расширяет лексику языка, но и помогает понять строение, углубляет знания. Помимо этого, наработанный материал можно использовать в школах на уроках русского языка, потому как детям интереснее изучать новое уже на знакомых примерах.
Введение

В лингвистике вопросом окказиональности как особой теме стали уделять внимание относительно недавно, вероятно в силу неестественности, противоречивости данного явления, однако всевозможные авторские новообразования всегда интересовали ученых. Сегодня индивидуальное авторское словотворчество все больше и больше привлекает исследователей. Комплексный анализ новых производных слов неизбежно в качестве составляющей включает рассмотрение тех словообразовательных механизмов языка, работа которых была востребована в каждом кон­кретном случае словопроизводства. Если словообразовательная характеристика узуальных слов отражает реализацию ресурсов, накопленных словообразовательной системой языка, то характеристика окказионализмов выявляет в полной мере резервы этой словообразовательной системы. Детская поэзия, как и взрослая, фокусируется на «вечных» вопросах: о смысле жизни, месте человека в мире и т.д. Она посвящена тем же темам, что и взрослая поэзия: любви и ненависти, дружбе и вражде и др. Разница лишь в том, каким образом детская поэзия отвечает на вечные вопросы, освещает темы. Поэзия для дошкольников и младших школьников пытается поведать ребенку обо всем в игровом формате, отсюда много стихотворений с абсурдным сюжетом и особым «секретным» языком. Окказионализмы всегда создавались авторами детской литературы. Это доказала Елена Витальевна Костина в своей диссертации «Авторские новообразования в языке отечественной детской литературы: функциональный и словообразовательный аспекты», сделав вывод о том, что в каждое время у авторов были причины, по которым они прибегали к созданию окказионализмов. Например, в первой половине XX века такой причиной стало стремление назвать несуществующую, сказочную реалию (у С. Маршака, Д. Хармса, К. Чуковского); во второй половине XX века - потребность создать юмористический, сатирический эффект (Э. Успенский, Б. Заходер). Актуальность работы заключается в том, что окказионализмы - «авторские слова» и неологизмы – новые слова, отражают словообразовательный потенциал русского языка. Эстетическая ценность новообразований определяется искусством автора, его умением применить наиболее яркие и стилистически оправданные экспрессивные краски тех или иных словообразовательных моделей. В поэзии словотворчество открывает путь к демократизации стихотворной речи, к неограниченным возможностям для новаторства Объект работы – авторские новообразования в произведениях современных российских поэтов, пишущих для детей. Предмет исследования - окказионализмы и неологизмы в произведениях К. И. Чуковского, А. А. Усачева и М. Д. Яснова. Основной целью работы является словообразовательный анализ индивидуально – авторских неологизмов в произведениях современных детских писателей. Давая словообразовательную характеристику новых слов, невозможно не произвести и семантико-стилистический анализ относительно функционирования новой лексической единицы в конкретном тексте. В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи: 1) произвести анализ научных работ, посвященных изучению данной темы; 2) дать словообразовательную характеристику индивидуально - авторских неологизмов, учитывая словообразовательные связи между производящей и производной основами; 3) выявить структурные и семантические нарушения при создании окказиональных слов, а также дать семантико-стилистическую характеристику окказионализмов; 4) определить новые тенденции в создании индивидуально-авторских неологизмов, продиктованные новыми реалиями. Методами для написания выпускной квалификационной работы служат: сравнительный; аналитический; синтез; метод аналогии, лингвистическое наблюдение; обобщение. Материал исследования. Основой для выполнения данной работы послужило произведение К. И. Чуковского, а также сборники стихотворений современных детских поэтов А. А. Усачева.и М. Д. Яснова. Выбор этих авторов не случаен. В их поэтической речи встречаются интересные, необычные по своему строению индивидуально-авторские образования, отражающие современную действительность, перемены, происходящие в ней. Проанализировано 28 неологизмов и 60 окказионализмов (27 из сборника А. А. Усачева, 33 из книг М. Д. Яснова), отобранные методом сплошной выборки. Новизна исследования заключается в том, что окказионализмы в выбранных произведениях ранее никем не анализировались. Теоретическая значимость работы заключается в том, чтобы обобщить теоретические представления об окказионализмах и неологизмах. Практическая значимость – собранный материал и результаты, полученные в ходе исследования окказионализмов, могут быть использованы в практике как школьного, так и вузовского преподавания по дисциплинам «Словообразование», «Лексикология» «Стилистика», «Анализ художественного текста». Апробация работы. Основные положения были опробованы на Всероссийской студенческой научной конференции «Наука и творчество молодых исследователей: итоги перспективы» в апреле 2021г. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованной литературы.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2 1 Окказионализмы в русском языке 5 1.1 Понятие окказионализмов 7 1.2 Типы окказионализмов, особенности их образования 13 2 Неологизмы в русском языке 20 2.1 Типы неологизмов, особенности их образования 21 2.2 Критерии разграничения неологизмов и окказионализмов 23 3 Окказионализмы и неологизмы в произведениях детских поэтов 29 3.1 Классификация неологизмов в произведениях К. И. Чуковского 29 3.2 Анализ и классификация окказионализмов в произведениях А. А. Усачева 33 3.3 Классификация неологизмов и окказионализмов в произведениях М. Д. Яснова 40 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
Список литературы

1. Абросимова, Л. С. Словообразовательное поле глаголов : дис.канд. филол. наук: 10.02.04 / Л. С. Абросимова. – Ростов-на-Дону, 1994. - 190с. 2. Агаронян, И. В. Словообразование окказионализмов-существительных в эпистолярном наследии половины XIX I четверти XX веков : Дис. .канд. филол. наук. - Куйбышев, 1972 3. Алиева Т. И. Развитие творческого восприятия литературных произведений у детей среднего дошкольного возраста: афтореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Моск. гос. пед. ун-т им. В. И. Ленина Москва : 1991. 4. Антюфеева, Ю. Н. Английские новообразования в развитии: потенциальное слово, окказионализм, неологизм: Диссертация – Москва : Наука, 2004. – 184с. 5. Бабенко, Н. Г. Окказиональное в художественном тексте. Структурносемантический анализ: Учебное пособие / Калинингр. ун-т. Калининград, 1997. - с. - ISBN 5 - 88874 - 068 - 3. 6. Белова, Н. А. (МГУ) О критериях разграничения понятий «неологизм», «окказионализм» и «потенциальное слово», доклад// XVI Международня конференция студентов, аспирантов и молодых ученых "Ломоносов", секция «Филология», 2009 [Электронный ресурс]. URL:http://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2009/russian/lexis/belova.pdf (Дата обращения: 13.03.2021). 7. Брагина, A. A. Лексика языка и культура страны / A. A. Брагина. – Москва : Русский язык, 1981. - 176 с. 8. Валавин,B. Словотворчество Маяковского. Опыт словаря окказионализмов – Москва : Издательство «Азбуковник», 2010. – 624с 9. Виноградов, В. С. Перевод: Общие и лексические вопросы. Изд, 2006. 10. Григорьева, А. Д. Слово в поэзии Леонида Мартынова и Бориса Слуцкого // Языковые процессы современной русской художественной литературы. Поэзия. – Москва : Наука, 1977. – С. 65-73. 11. Заботкина, В. И. Словообразование неологизмов – Москва : Изд-во АПН, 1989. – 124 с 14. 12. Загрузная, И. Л. Окказиональное слово и его наименования / Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена — Ленинград, 1979. — 18 с. 15. 13. Земская, Е. А. Современный русский язык. Словообразование. - Москва, 1973. 14. Калинин, А. В. Лексика русского языка – Москва : Издательство Московского Университета, 1978. – 215с. 15. Калинин, А. В. Лексика русского языка, 1978 [Электронный ресурс] URL: https://nashol.com/2017040893984/leksika-russkogo-yazikakalinin-a-v-1978.html (Дата обращения 03.04.2021). 16. Катлинская, Л. П. Образование окказионализмов – Москва : Высш. Школа, 1965. – 80с. 17. Кубрякова, Е. С. Язык и знание. На пути получения знаний о языке: части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира Рос. академия наук. Ин-т языкознания. — Москва : Языки славянской культуры, 2004. — 560 c 18. Лыков, А. Г. Можно ли окказиональное слово называть неологизмом? – Москва : Наука, 1972. – № 2. – С. 85-89. 19. Лыков, А. Г. Русское окказиональное слово: Автореферат дис. на соискание ученой степени доктора филологических наук. (10.02.01) / АН СССР. Ин-т рус. яз. Москва : [б. и.], 1972. 59 с. 20. Лыков, А. Г. Современная русская лексикология (русское окказиональное слово): (Учеб. пособие для филол. фак. ун-тов) / А. Г. Лыков.— Москва : Высшая школа, 1976 - 119 с. 21. Мещеряков, Б. Г., Зинченко, В. П. Большой психологический словарь. Санкт-Петербург, 2002. 22. Намитокова, Р. Ю. Употребление индивидуальных неологизмов в советской поэзии // Вопросы лексики и фразеологии современного русского языка. – Ростов : Изд-во Ростовского ун-та, 1968. – с. 42-56. 23. Нухов, С. Ж. Семиологические аспекты окказионального словообразования современного английского языка: Автореф. дис.канд.филол. наук/ Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина. Специализир. Совет К.113.08.19. - Москва, 1987. - 16 с. 24. Пауль, Г. Принципы истории языка: Пер. с нем. / Г. Пауль; Под ред. А. А. Холодовича; Вступ. статья С. Д. Кацнельсона. - Москва : Иностр. лит., 1960. - 499 с. 25. Подборка словарей и энциклопедий [Электронный ресурс] URL: http://dic.academic.ru/ (Дата обращения 21.04.2021). 26. Полянчук, О. Б. Основные параметры теории словообразования и динамика производного слова. URL: http://www.vestnik. vsu.ru/pdf/lingvo/2003/01/ polyanchuk.pdf (Дата обращения 11.03.2021). 27. Ревзина, О. Г. Поэтика окказионального слова / О. Г. Ревзина. – Москва : Язык как творчество // Сборник научных трудов к 70-летию В. П. Григорьева. – 1996. – С. 303–308. 28. Сенько, Е. В. Неологизация в современном русском языке конца ХХ века: межуровневый аспект / Е. В. Сенько. Волгоград : изд-во ВГИ, 2000. – 50с. 29. Скляревская, Г Н. Русский язык конца XX в. - Москва, 1996. 30. Словари и энциклопедии на Академике [Электронный ресурс] URL:https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/109190(Дата обращения: 27.05.21) 31. Тихонова, Е. Н., Тихонов, С. А. Словарь-справочник по русскому языку: правописание, произношение, ударение, словообразование, морфемика, грамматика, частота употребления слов: Ок. 26000 слов / Под ред. А.Н.Тихонова.- Москва : ТОО "Словари", 1995.- 704 с. 32. Торопцев, И. С. Словопроизводственная модель / И. С. Торопцев. — Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1980 — 148 с. 33. Усачев, А. А. Для детей : Стихи // А. А. Усачев. – Москва : Эксмо, 2014 34. Фельдман, Н. И. Окказиональные слова и лексикография // Вопросы языкознания. —1957 — № 4 — С. 64—73. 35. Ханпира, Э. И. Окказиональные элементы в современной речи// Стилистические исследования: сб. статей. – Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1972. – С. 245-317. 36. Ханпира, Эр. Об окказиональном слове и окказиональном словообразовании / Эр. Ханпира // Развитие словообразования современного русского языка. – Москва : Наука, 1966. - С. 211 - 224 с. 37. Чуковский, К. И. Стихи и сказки. От двух до пяти / К. И. Чуковский. - Москва : Планета детства, 1999 38. Толковый словарь Ожегова [Электронный ресурс] URL: https://gufo.me/ (Дата обращения: 07.05.2021). 39. Толковый словарь Ушакова [Электронный ресурс] URL: https://gufo.me/ (Дата обращения: 07.05.2021). 40. Яснов, М. Д. Всё в порядке. Санкт-Петербург, 2012. 41. Яснов, М. Д. Горести-печалести. // Большая книга для чтения в детском саду. Москва, 2007. 42. Яснов, М. Д. Настоящая русалка. // Дошкольное образование. 2002. №11. 43. Яснов, М. Д. Наши друзья – поэты. Санкт-Петербург, 2009. 44. Яснов, М. Д. Первый «А» от А до Я. Санкт-Петербург, 2015. 45. Яснов, М. Д. Путешествие в Чудетство. Москва, 2015. 46. Яснов, М. Д. «Шу-шу и фыр-фыр». // Мурзилка. 2001. №8.
Отрывок из работы

1 Окказионализмы в русском языке Нарушение норм кодифицированного словообразования способствует комическому восприятию слова. Окказиональная деривация отличается тем, что новые слова образуются вопреки законам литературного словопроизводства. Общепризнанной в современной лингвистике принципиальной особенностью индивидуально-авторских неологизмов является актуализация словообразовательной структуры производного слова, достигаемая путем разрушения ограничений в построении единиц кодифицированного языка. Систематизируя немногочисленные факты внетипового, специфического неузуального словообразования с учетом техники их создания, отечественные дериватологи выделяют более десятка способов окказионального производства экспрессивных лексем, как-то: междусловное наложение, контаминация, субституция, каламбурное словообразование, тмезис, редеривация, построение неузуальной единицы по конкретному слову-образцу, слияние лексической единицы с вымышленными корнями, удаление средней части слова, высвобождение деривационных аффиксов и использование их в качестве производящих слов. Очевидно, наиболее полной может быть признана та систематизация специфических способов окказиональной деривации, которая опирается и на формальные, и на семантические критерии. При этом признаки, характеризующие собственно окказиональный путь производства новой лексемы, могут быть как интегральными, так и дифференциальными.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Языкознание и филология, 37 страниц
1200 руб.
Дипломная работа, Языкознание и филология, 40 страниц
10000 руб.
Дипломная работа, Языкознание и филология, 19 страниц
1500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg