Актуальность исследования.
В современных условиях особое значение приобретают проблемы обучения грамоте и родному языку. Отмечается достаточно тревожное положение с показателями грамотности молодежи России, выявляемое по результатам единого государственного экзамена и международных программ оценки качества образовательных результатов (Е.Л. Григоренко, К.Н. Поливанова и др.). Дети с недостатками речи составляют наиболее многочисленную группу в популяции дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Специалисты отмечают многообразие форм речевой патологии, которые имеют различную этиологию и симптоматику, обозначают стойкую тенденцию к усложнению структуры речевых нарушений и качественное изменение логопедического контингента. У многих детей речевая недостаточность имеет недифференцированный, мозаичный характер, и сочетается с недостатками в перцептивной, двигательной, когнитивной и других сферах психической деятельности ребенка (Т.Н. Волковская, А.Н. Корнев, И.Ю. Левченко, А.В. Семенович, О.Н. Усанова и др.). Анализ теоретико-прикладных исследований последних лет показывает, что специальных психологических исследований, направленных на сравнительное изучение особенностей речевого развития нормально развивающихся детей дошкольного возраста и детей с недостатками речи, недостаточно. Также отмечается дефицит использования в России современных психометрических методов психологической оценки при изучении ключевых аспектов в развитии речи детей, позволяющих проводить кросс-культурные сравнения особенностей речеязыкового развития детей в разных языковых культурах (Е.Л. Григоренко, А.Н. Корнев, М.Т. Холод и др.). В настоящее время тенденции совершенствования системы общего и специального образования в России влияют на изменение подходов и методов в области исследования проблем нарушенного развития и организации специальной 5 помощи детям, в том числе и с недостатками речи (Т.Н. Волковская, О.Б. Иншакова, Л.М. Шипицына и др.). В современном российском образовании сохраняется традиция специального дифференцированного обучения детей разных категорий нарушенного развития и опыт интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (Н.Н. Малофеев, Н.М. Назарова и др.). Развивается инклюзивная образовательная практика, которая предполагает определенную гибкость системы общего и специального образования, учитывающей не только обеспечение помощью детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), но и различных этнических и социальных групп. Проблемы организации инклюзивного образования требуют от специалистов новых подходов к теоретическим исследованиям и выдвигают новый класс практических психолого-педагогических задач (С.В. Алехина, Е.Л. Гончарова, Е.Е. Дмитриева, Е.Л. Инденбаум, С.Н. Сорокоумова, Г.В. Чиркина, А.Ю. Шеманов и др.). Необходимо отметить, что специалисты используют для обозначения речевых нарушений различные термины – «речевая патология», «нарушения речевого развития», «расстройства речи», «недостатки речи», «речевые отклонения», «дефекты речи», «недоразвитие речи», «нарушения речи». На основании проведенного лингвистического анализа Т.Н. Волковская обосновала термин «недостатки речи», как наиболее адекватный, обобщенный и нейтральный для характеристики речевого контингента как в возрастном диапазоне, так и с качественной стороны (Т.Н. Волковская). Известно также, что в научной литературе зарубежных стран принято различение понятий расстройства речи (speech disorders) и языка (language disorders). Понятие языка подразумевает систему знаков и определенных правил их использования с целью формирования высказываний. Речь рассматривается в качестве формы реализации данных языковых правил средствами порожденных в звуковой форме высказываний [67].
«Чем больше ребёнок видел, слышал, чем больше он знает, усвоил, чем большее количество действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность» - Л. С. Выготский.
Детский школьный возраст – самое благоприятное время для формирования образа мира. Ребёнок рождается исследователем – это и есть его естественное состояние. Взрослые познают мир умом, а дети через эмоциональное отношение к объекту. Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире – это важнейшие черты ребёнка дошкольного возраста.
Интеграция охватывает все виды деятельности, различные игры, изобразительную деятельность, художественно-речевую, музыкальную, двигательную.
Интегрированное занятие – это занятие, которое направлено на раскрытие целостной сущности определённой темы средствами разных видов деятельности, которые являются взаимопроникающими и взаимодополняющими.
Технология интегрированного занятия в детском саду позволяет выполнить основную задачу дошкольного образования. Позволяет не перегружать детей и позволяет оставлять больше времени для других мероприятий. Положительно отражается на мотивации к обучению, так как интегрированное занятие предусматривает активное включение в него детей посредством элементов игры, которая является ведущим видом деятельности дошкольников.
Целью интегрированного занятия является разностороннее, осознанное изучение понятия, явления или предмета с помощью комбинации видов деятельности – творческой, художественной, игровой, доступной детям этого возраста.
Задачи интегрированного занятия:
• Формирование целостного восприятия окружающего мира
• Развитие навыков самостоятельного освоения и применения новой информации
• Приобщение ребёнка к искусству, формирование эстетического вкуса
• Развитие творческих способностей.
Интегрированная деятельность, снижает утомляемость, перенапряжение воспитанников, а также за счёт переключения на другой вид деятельности, что ощутимо повышает познавательный интерес, развивает воображение, внимание, мышление, речь и память.
Цель исследования: изучить проблему развития речи у старших дошкольников в процессе интегрированных занятий.
Объект исследования: развитие речи детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс развития речи детей дошкольного возраста через интегрированные занятия.
Гипотеза исследования: развитие речи дошкольников через интегрированные занятия, будет проходить успешнее, если:
1) использовать специальные задания и упражнения на формирование выразительности речи в организованной образовательной деятельности;
2) создать развивающую среду, которая будет способствовать развитию речи дошкольников;
3) учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
Задачи по поставленной цели:
1) изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по заданной теме;
2) рассмотреть возможности интегрированных занятий по развитию речи детей старшего возраста;
3) изучить методы и приемы работы по развитию речи старших дошкольников через проведение интегрированных занятий;
4) провести опытно-экспериментальную работу с использованием интегрированных занятий и игр по речевому развитию у детей старшего дошкольного возраста;
5) разработать методические рекомендации по развитию речи детей 6-7 лет на основе проведения интегрированных занятий.
Методология: для решения поставленных задач использовался комплексный подход исследования, такой как анализ педагогической и психологической литературы, анализ научно-методической литературы, изучение социального и педагогического опыта, а также разработка и проведение собственного исследования [153].