Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Логопедическое обследование грамматического строя речи младших школьников с общим недоразвитием речи

olgapetrovna 450 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 47 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.02.2022
Исследование, проведенное нами, было посвящено изучению особенностей грамматического строя речи у младших школьников с общим недоразвитием речи, определению содержания и форм коррекционной логопедической работы с учащимися младших классов с данной речевой патологией, а также проверке эффективности подобранного комплекса упражнений по развитию грамматического компонента у детей данной категории.
Введение

Исследования отечественных и зарубежных педагогов, психологов и лингвистов доказали, что овладение грамматическим строем языка характеризуется формированием языковой системы, которая основывается на реализации, анализе и обобщении явлений языка и речи [2]. Изучение детской грамматики было начато в Академии педагогических наук в послевоенные годы Е.И. Радиной, Р.И. Жуковской, Н.С. Карпинской, Е.А. Флериной, А.П. Усовой, Л.А. Пеньевской, М.М. Кониной и др. В большей степени они имели опору на опыт Е.И. Тихеевой. Более глубоко эта проблема стала изучаться в пятидесятые годы XXв. после публикации фундаментального труда А.Н. Гвоздева «Формирование грамматического строя языка русского ребенка». К.И. Чуковский поддерживал идеи А.Н. Гвоздева и подчеркивал изящество и меткость детских изречений. К.И. Чуковский и А.Н. Гвоздев сравнивали достижения детей и сам метод словесного творчества с деятельностью художников слова [2]. Ведущая роль в развитии мышления и речевого общения, а также в планировании и организации деятельности ребенка, в формировании социальных связей принадлежит языку и речи, а главным условием полноценного развития речи и других высших психических функций является формирование грамматического строя [2]. Не овладев грамматическим строем, ребенок не сможет ни понять речь окружающих, ни выразить свои собственные мысли, поэтому проблема развития грамматического строя речи является одной из самых актуальных. Её целью является формирование грамматически правильной речи. Актуальность настоящей работы обусловлена увеличением в школах из года в год количества детей с общим недоразвитием речи. Эти дети испытывают затруднения при формулировке своих мыслей при межличностном взаимодействии и на письме, что может стать причиной появления дисграфии, дислексии и других серьезных нарушений на пути их развития и обучения. Таким образом, проблема изучения особенностей грамматического строя речи и его развитие у младших школьников с общим недоразвитием речи относится к числу актуальных, теоретически и практически значимых, но недостаточно разработанных в педагогической практике. Объект исследования - грамматический строй речи у младших школьников с общим недоразвитием речи; Предмет исследования - логопедическое обследование грамматического строя речи младших школьников с общим недоразвитием речи; Гипотеза: с учётом структуры дефекта при общем недоразвитии речи, а также взаимосвязи всех компонентов речевой функциональной системы можно предположить, что у детей с данной речевой патологией будет иметь место сниженный уровень и качественное своеобразие грамматического строя речи. Цель исследования - теоретически изучить и экспериментально обосновать логопедическое обследование грамматического строя речи у младших школьников с общим недоразвитием речи В соответствии с целью и предметом исследования поставлены следующие задачи: 1. Проанализировать специальную литературу по данной проблеме 2. Изучить методику исследования. Экспериментально исследовать. 3. Провести анализ полученных результатов и экспериментально обосновать. Методы исследования: 1. Теоретический: анализ логопедической, психолингвистической, психолого-педагогической литературы; 2. Эмпирический: констатирующий эксперимент; ?
Содержание

Введение 3 Глава 1. Теоретический анализ научной литературы 5 1.1 Развитие грамматического строя речи в онтогенезе 5 1.2 Особенности грамматического строя речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи 10 1.3 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи 14 Глава 2. Исследование грамматического строя младших школьников с общим недоразвитием речи 19 2.1 Организация и методика проведения констатирующего этапа исследования 19 2.2 Результаты и анализ эксперимента 27 Заключение 41 Список литературы 43 Приложения 47
Список литературы

1. Беспалов, Б. И. Действие. Психологические механизмы визуального мышления (Основные понятия теории действия (цель, действие, операция)) [Текст] / Б.И. Беспалов.- М., 1984. - 124 с. 2. Блонский, П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х т. Т. 2 [Текст] / П.П. Блонский; под ред. А. В. Петровского. - М.: Педагогика, 1979. – 400 с. 3. Блумфилд, Л. Язык [Текст] / Л. Блумфилд. – N.-Y., 1933. – 564 с. 4. Богородицкий, В. А. Общий курс русской грамматики [Текст]. / В.А.Богородицкий. - M. Л., 1935. - 207 с. 5. Виноградов, В.В. Русский язык: грамматическое учение о слове. [Текст] / В.В. Виноградов. - 2-е изд-е. - М.: Высшая школа, 1972. -614 с. 6. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 2010. – 350 с. 7. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т. 2. Проблемы общей психологии [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1982. -361 с. 8. Гальперин, П.Я. Введение в психологию [Текст] / П.Я. Гальперин. -М.: Просвещение, 2000. – 312 с. 9. Гвоздев, А.Н. Формирование у ребёнка грамматического строя русского языка [Текст] / А.Н. Гвоздев. – М. – изд. АПН РСФСР, 1949. –268 с. 10.Грибова, О.Е., Клячко А. А. Методы и приемы совместной работы учителя и воспитателя по формированию грамматического строя речи у учащихся с речевыми нарушениями. //Дефектология. - 1986. - №4. – с.55-60 113 11.Де Соссюр, Ф. Курс общей лингвистики [Текст] / Ф. Де Соссюр; пер. с фр., ред. А. А. Холодович; ред. М. А. Оборина. — М. - "Прогресс", 1977. — 695 с. 12. Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. для логопедов. / Л.Н. Ефименкова – М.: Просвещение, 1991.— 224 с. 13.Зикеев, А. Г. Работа над пониманием и употреблением сложноподчиненных предложений с придаточными определительными младшими школьниками с отклонениями в развитии [Текст] // Дефектология. – 2004. - №6. – с. 3 –10. 14. Калинович, M. Поняття окремого слова. / М. Калинович — Мовознавство.- 1935. - № 6. 15. Кацнельсон, С. Д. Краткий очерк языкознания. / С.Д. Кацнельсон –Л. – 1941. – с. 34. 16. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – СПб.: СОЮЗ, 1999. – 160с. 17.Лалаева, Р.И. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. / Р.И. Лалаева, Л.В. Бенедиктова. – Ростов н/Д: «Феникс», СПб: «Союз» – 2004. — 224 с. 18. Левина, Р.Е.. Нарушения речи и письма у детей. Избранные труды. / Р.Е. Левина; Ред-сост. Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин. – М.: АРКТИ,2005 19.Леонтьев, А.А. Язык, речь и речевая деятельность. / А.А. Леонтьев - М.,1969 – 214 с. 20.Леонтьев, Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е исправл. Издание. / Д.А. Леонтьев – М.:Смысл, 2013.-488 с. 114 21.Лурия, А.Р. Высшие корковые функции человека. / А.Р. Лурия — М.: Изд-во МГУ, 1962. — 431 с. 22.Львов, М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. / М.Р. Львов, Т. Г. Рамзаева, Н. Н. Светловская – 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1987. – 415 с. 23.Львов, М. Р. Методика развития речи младших школьников. / М.Р. Львов – М.: Просвещение, 1985. – 176 с. 24.Мещанинов, И. И. Общее языкознание. К проблеме стадиальности в развитии слова и предложения [Текст] / И.И. Мещанинов - Л., 1940 - с. 35, 37 25.Основы теории и практики логопедии. / ред. Р.Е. Левина. - М.: Просвещение,1967. – 173 с. 26. Петровский, А.В. Введение в психологию. / ред. А.В. Петровский - М.: Академия, 1996 - 496 с. 27.Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка [Текст] / Ж. Пиаже; новая ред. пер. с фр. коммент. Вал. А. Лукова, Вл. А. Лукова. - М. : ПедагогикаПресс, 1994. – 526 c. 28.Репина, Н.В. Основы клинической психологии. / Н.В. Репина, Д.В. Воронцов, И.И. Юматова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 214 с. 29.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. / С.Л. Рубинштейн - СПб: Издательство «Питер», 2000. -712 с. 30.Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. / И.Н. Садовникова. – М.: Владос. – 1997. – 184 с. 31.Современный толковый словарь русского языка [Текст] - Санкт – Петербург: Норинт, 2004. - С. 756 32. Соловейчик, М.А. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения / М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светлов 115 ская и др.; Под ред. М.С. Соловейчик. - М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 1994. -С. 191-219. 33.Уварова, Т. Формирование навыков образования прилагательных от существительных с использованием наглядно-игровых средств [Текст] / Уварова Т. // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2. - С. 50. 34.Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / О. С. Ушакова, Е.М. Струнина. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. - С. 36. 35.Федосеева, Е. Г. Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: Автореф. канд. дис. [Текст] / Елена Геннадьевна Федосеева; канд. пед. наук. - М., 1995. – 191с. 36.Филичева, Т.Б. Основы логопедии. Учеб. пособие для студ. пед. институтов. [Текст] / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В Чиркина. - М. - 1989. – 223 с. 37.Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Психолого-педагогические основы коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст] // Дефектология. — 1985. — № 4. 38.Фомичева, Г. А. О формировании синтаксического строя речи младших школьников [Текст] / Г.А. Фомичева //Начальная школа. 2001. - №1,. – с. 15 – 29. 39.Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч.по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание» [Текст] / М.Ф. Фомичева - М.: Просвещение, 1989. - 239 с. 40.Фотекова, Т. А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов [Текст] / Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина – М.: Айрис-пресс, 2007. – 176 с.116 41.Фотекова, Т.А. Сравнительное исследование особенностей познавательной деятельности при общем недоразвитии речи и при задержке психического развития у младших школьников: Автореф. дис. канд. психологич. наук. [Текст] / Т.А. Фотекова; Рос. акад. образования, Ин-т коррекцион. педагогики.- М., 1993. – 17 с. : табл. - Библиогр.:17с. 42. Характеристика общего недоразвития речи у детей / Р.Е.Левина // Основы теории и практики логопедии. – М., 1968 – С. 67-85. 43.Щерба, Л. В. Некоторые выводы из моих диалектологических лужицких наблюдений. — В его кн.: Избранные работы по языкознанию и фонетике. / Л.В. Щерба. - Л., 1958. – т. 1, с. 35. 44. Эльконин, Д.Б. Психология игры [Текст] / Д.Б. Эльконин - М.: ВЛАДОС, 2003. - 360 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретический анализ научной литературы 1.1 Развитие грамматического строя речи в онтогенезе Развитие грамматического строя в онтогенезе описано в работах многих авторов: А. Н. Гвоздева, Т. Н. Ушаковой, А. М. Шахнаровича, Д. Б. Эльконина идр. В работах А.Н. Гвоздева с учетом тесного взаимодействия морфологической и синтаксической системы языка выделяются следующие периоды формирования грамматического строя речи. I период – период предложений, состоящих из аморфных слов-корней (от 1 года 3 мес. до 1 года 10 мес.). Этот период включает два этапа: 1) этап однословного предложения, 2) этап предложения из нескольких слов-корней. Первый этап I период (1 год 3 мес. – 1 год 8 мес.). На этом кратковременном этапе ребенок использует лишь отдельные слова в роли предложения (однословное предложения). В речи ребенка лишь небольшое количество слов, которые он использует для выражения своих желаний, потребностей, впечатлений. При этом для уточнения смысла своего высказывания ребенок часто использует жесты, интонацию. Первые слова, которые употребляет ребенок, не имеют определенной грамматической формы, это аморфные слова-корны. В различных предложениях они используются в одинаковом звуковом оформлении, без изменения. Основную часть слов составляют существительные, обозначающие названия лиц, предметов, звукоподражания (бух, би-би, му, мяу), лепетные слова (ди, моко). Второй этап I период (1 год 8 мес. – 1 год 10 мес.) – этап предложений из нескольких слово-корней.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 45 страниц
290 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 35 страниц
500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg