Русское ландшафтное искусство конца ХIХ - начала ХХ века.
В конце позапрошлого века в русском лексиконе практически не фигурировало слово «парк». В это время озеленённые и благоустроенные городские территории назывались садами, тогда же в отношении небольших островков городской зелени начал использоваться новый термин – «сквер».
Общественные сады второй половины XIX века обычно разбивались близ крупных государственных или муниципальных учреждений либо на набережных рек, на незастроенных территориях или заброшенных участках и часто не уступали по площади среднему приусадебному парку. Они ассоциировались с размеренным образом жизни, степенными неторопливыми прогулками, уединённым созерцанием природы. Поэтому для городских садов того времени наиболее типичным был романтический стиль (рис. 1), который дополняли наиболее практичными элементами регулярного и пейзажного стилей. Некоторые профессионалы подвергали столь причудливое сочетание критике, однако именно так в своё время формировался облик русских садов.
Появились сады в стиле Модерн (рис. 2). Один из последних больших стилей. Отличается принципиально новым подходом - отказом от наследия предыдущих великих стилей; барокко, классицизма, и других – и поиском новых выразительных средств, на основе использования современных конструкций и материалов: металл, стекло и т.д. В то же время для этого стиля характерны текучесть форм и линий, тяготение к антисиметрии, использование природных и растительных мотивов на фасадах при оформлении оконных проемов, карнизов, лестниц, оград. Одна из программных установок модерна - синтез искусств, что оказало воздействие на стилевые поиски проектирования небольших садов, примыкающих к коттеджам и дачам.
Сад в стиле модерн – небольшой участок, четко разделенный на зоны, без осевых перспектив, в нем уместно использование террас, подпорных стенок, плотных живых изгородей. В тоже время он довольно близок регулярным французским садам и их геометрическому построению. Стрижка растений менее изощренная, их кроны приобретают более простую форму. Если сад велик по площади, большая его часть остается свободной. Количество цветов уменьшается, их ассортимент беден. Наиболее популярны были такие виды растений, как ирисы с белыми, голубыми и сиренево-розовыми, белые лилии, розовые и красные мальвы, флоксы, из кустарников- рододендроны, гортензии, розы; из древесных - ясень, береза, ива, липа. Экзотические иностранцы - туи, тополя, кипарисы. По краям дорожек или границ функциональных зон часто устанавливали кадки со штамбовыми растениями. Растения высаживали группами, но декоративная ценность