ГЛАВА 1. ВЕРОУЧЕНИЯ И КУЛЬТ ЗОРОАСТРИЗМА
1.1. Мифология зороастризма
В ранних текстах Авесты описывается модель космоса, которая соотно-сится с хорошими мыслями. Он состоит из четырех уровней; хорошие слова свя-заны с орбитой Луны, добрые дела с солнечной орбитой, Ахура-Мазда и его окружение обитают на специальной светящейся орбите. В подземном мире находится Царство Ангро-Майнью. Согласно текстам Авесты, творцом всего су-щего является Ахура-Мазда, считается, что именно он создал людей, небо и зем-лю.
Первым человеком в иранской мифологии изначально считался Мима (аналог индоарийского яма). По настоянию Ахуры-Мазды он занимался земле-делием и животноводством, делал добро. Он столкнулся с отсутствием земли, оттолкнув ее в сторону волной кнута. Но Йима перестал подчиняться Ахуре-Мазде и начал есть мясо священных быков.
После этого Йима был изгнан из небесных мест, и все люди потеряли свое бессмертие. Согласно текстам Авесты, Йима совершил падение. Именно после этого началась эпоха борьбы Добра и Зла. Они также содержат эпизод, в кото-ром Ахура-Мазда предупреждает Йиму, что миру угрожает смерть от заморозков и наводнений, вызванных таянием снега. Он должен был построить крепость, в которой можно было бы разместить по паре каждой породы всех животных и птиц, а также всевозможных растений.
Название «зороастризм» связано с именем основателя религии - царя-душты (иначе Заратуштра, Заратустра; греческий - Зороастр). Считается, что он был реальной исторической фигурой и жил не позднее XVII века до нашей эры. Многие религиозные источники были потеряны из-за древности возникновения религии и последующих преследований. Самым известным источником инфор-мации о зороастризме для нас является Авеста. Это сборник молитв, традиций и учений, записанных в IV-VI вв. За время своего существования зороастризм впитал космогонические идеи, существовавшие среди иранских племен в эпоху индоарийской общины, и способствовал появлению новых идеологических и религиозных систем-митраизма, манихейства и маздакитского движения. Зоро-астризм серьезно повлиял на первобытное христианство и Ислам, верования курдов и народов Кавказа.
Сподвижники Ахура-Мазда или его проявления - «бессмертные святые» («АмешаСпента»): BoxyМана – «Добрая мысль», Аша Вахишта – «Лучшая прав-да», ХшатраВарья – «Избранная власть», СпентаАрмаити – «Благочестие», Аме-ретат – «Бессмертие» и Хаурватат – «Целостность». В зороастризме существует понятие «Высшая Правда» - арта. Это означает благородство фактов, чистоту намерений, «правильный поступок» правде противостояла ложь, извращению -Друдж, неотъемлемому качеству – Анхра-Майнью.
В ритуалах зороастризма сохранился культ огня, огонь-воплощение хоро-шего начала. В зороастрийских храмах огонь зажигался особым образом на про-тяжении веков, поэтому последователей этой религии также называют "поклон-никами огня"» Священный огонь (Атар) и чистая вода (Абан) в зороастризме являются символами ритуального очищения. Храмовый огонь обладал особой святостью и внушал глубокое почтение верующим. Во время молитв он получил особое видение.
Огонь в зороастризме символизирует неотъемлемое начало жизни, знак Бога-Творца. В его пламени бесконечная цепочка творений вечно производится и потребляется. Огонь, как священный, не должен был гореть рядом с мертвыми. В момент прощания с погибшим огонь был вывезен из дома.
Приверженцы зороастризма считали своим долгом удалить из воды любой мертвый организм. Эта вода считалась загрязненной в течение некоторого вре-мени. Невозможно было не только пить его, но и использовать для других целей (полива, мытья и т. д.). Земля также была строго защищена от Карриона. На по-ле, где были найдены не захороненные и разлагающиеся останки животного, проводить полевые работы было невозможно. Пока человек жив, он наделен средствами, которые противодействуют силам зла и поддерживают его тело: ду-ша (урван), разум (баодха), мудрость (храт), вера (даэна). Как только человек умирает и душа покидает тело, Дева (злой дух) трупного разложения Друхш-йа-Насу атакует труп, который полностью овладевает телом, делая его своей обите-лью. Когда человек умирает, его тело захватывается Дэв. После смерти человек не имеет ничего общего со своим телом. Поэтому в зороастризме к покойникам не прикасался никто кроме насаларов (мойщиков трупов).
Представления о посметрном существовании души отразились в сказании о праведном Вирафе («Арда-Вираф-нама»). Оно содержит описание загробного мира: души проходят испытание двигаясь через мост Чинват. Пройти через мост могут только праведники, грешники же падают с моста в бездну. Большим вли-янием пользовалось зороастрийское жречество. Жречество было наследствен-ным, у обычного человека не было возможности стать жрецом. Среди привер-женцев этой религии существуют очень строгие бытовые ограничения, запреще-ны смешанные браки.
В пехлевейских книгах и уцелевших фрагментах Авесты находят антропо-логические представления зороастризма. Слово Авеста можно перевести как “обоснованное изречение”. Авеста состоит из отдельных книг — насков. В кон-тексте антропологического исследования в Авесте целесообразно выделить “Миф об Йиме”. В нем содержатся мысли о назначении человека. Ахура Мазда обращается к Йиме, одному из первых людей, с просьбой хранить и нести веру. Однако Йима отказывается, мотивируя это тем, что он “не создан и не обучен хранить и нести Веру”. Тогда Ахура Мазда предлагает ему стать защитником, хранителем и наставником мира. С этим Йима соглашается.
В этом диалоге между Богоми человеком не только выражае