ГЛАВА 1. Место тарифных льгот в системе таможенно-тарифного регулирования
1.1 Понятие и сущность тарифных льгот
Внешнеэкономическая деятельность каждой из современных стран активно развивается ввиду глобализации и интернационализации мирохозяйственных связей. Все факторы, влияющие на развитие внешнеэкономической деятельности, можно разделить на внешние факторы и внутренние факторы:
Внешние факторы, влияющие на развитие внешнеэкономической деятельности определены, прежде сего, расстановкой сил на международной арене, международной политикой, юридически–правовыми нормами регулирования внешнеэкономических связей.
Внутренние факторы, влияющие на развитие внешнеэкономической деятельности, включают расстановку внутренних сил, внутренняя политика, духовно–нравственные ценности, экономический, научно–технический, военный и другие потенциалы страны, природно–географические, демографические, материальные ресурсы.
Таможенно-тарифное регулирование представляет собой совокупность методов государственного регулирования внешней торговли для целей ее поддержания и стимулирования. Необходимость формирования и развития системы таможенно-тарифного регулирования обозначена, прежде всего, разрастанием мирохозяйственных связей, а также неспособностью внешнеторговой деятельности к саморегулированию и саморазвитию. К причинам государственной таможенно-тарифной поддержки внешнеэкономической деятельности можно отнести ориентированность российской экономики исключительно на поддержание ресурсо-обеспеченных отраслей экономики страны (например, нефтегазового сектора), необходимость активизации инвестиционно–инновационной активности в рамках отдельных отраслей страны, необходимость снижения уровня зависимости от импортной продукции, развитие импортозамещения, необходимость обеспечения положительного сальдо торгового баланса и др.
Таможенно-тарифное регулирование в Российской Федерации в соответствии с законодательном страны, а также сформированной законодательной базой в ЕАЭС, заключает в себе определенную, установленную совокупность инструментов и мер по организации таможенно-тарифного регулирования, а также определенные ограничительные и запретные мероприятия при ввозе или вывозе товаров из Российской Федерации.
К методам регулирования внешнеэкономической деятельности относятся тарифные методы (таможенный тариф) и нетарифные методы (квотирование, лицензирование, субсидии, кредитование, антидемпинговые меры).
Система таможенных льгот – один из методов регулирования внешнеэкономической деятельности.
В настоящее время в сфере таможенно-тарифного регулирования используется ряд терминов, близких по своим смысловым значениям, поэтому важным является раскрытие содержания понятий с указанием их отличительных и существенных признаков. Изучение содержательной основы данной проблемы и приведение к единому пониманию и использованию терминов «льгота» в таможенном деле на сегодняшний день имеют важное теоретическое и практическое значение.
Таможенные льготы – это определенные законодательством преимущества, состоящие в освобождении товаров от таможенных платежей.
Для целей регулирования внешнеэкономической деятельности с точки зрения таможенного аспекта, важным является разграничение данных понятий именно в направлении «таможенная льгота».
Под таможенной льготой понимается любая льгота, касающаяся правил, установленных таможенным законодательством (льготы по таможенному оформлению, таможенному контролю и т.д.), в том числе и льгота по уплате таможенных платежей, к которым помимо таможенной пошлины отнесены налог на добавленную стоимость, акцизы и другие обязательные платежи, взимаемые в связи с перемещением товара через таможенную границу.
1.2 Нормативно-правовая база системы тарифных льгот
Применение тарифных льгот в любой стране жестко связано с действующей законодательно-правовой базой. Практическое применение льгот основывается как на внутреннем законодательстве стран, так и на международном праве.
Система тарифных льгот сформирована в рамках функционирования ЕАЭС.
Таможенное регулирование в России осуществляется в соответствии с международно-правовыми договорами, законодательством ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Основным законодательным актом, регулирующим внешнеэкономическую деятельность, систему таможенных льгот и преференций России до формирования Таможенного союза, являлся Таможенный кодекс Российской Федерации (ТК РФ), который регулировал деятельность таможенных органов России, организацию системы таможенного администрирования и таможенного контроля, систему таможенно-тарифного и нетарифного регулирования в стране, систему таможенных льгот и преференций.
ТК РФ также являлся основным нормативным документом, содержащим информацию по таможенным платежам, таможенным сборам, льготам и преференциям.
ТК РФ утратил силу 29.12.2010 г. (кроме п. 1 Ст.357.10, в связи с принятием Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27.11.2010 г. № 311–ФЗ; п. 1 Ст.357.10 утратил силу с 1.10.2011 года).
ТК РФ утратил силу после формирования Таможенного союза, который определил необходимость разработки и введения в действие Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС). С 1 января 2018 года Таможенный кодекс Таможенного союза заменен на Таможенный кодекс Евразийского экономического союза.
Систему таможенных льгот и регулируют законодательные акты:
Федеральный закон РФ от 21.05.1993 г. № 5003–1 (ред. от 05.04.2016) «О таможенном тарифе» (ФЗ №5003–1): определяет и регулирует порядок применения ставок таможенных пошлин, случаи освобождения от уплаты таможенных пошлин.
ФЗ №5003–1 определяет, что тарифные льготы в отношении товаров, ввозимых в РФ, предоставляются в соответствии с ТК ЕАЭС, международными договорами государств - членовЕАЭС. ФЗ №5003–1 определяет, что тарифные льготы в отношении товаров, вывозимых из Российской Федерации, устанавливаются ФЗ №5003–1 и не могут носить индивидуальный характер. В соответствии с ФЗ №5003–1 под тарифной льготой в отношении товаров, вывозимых из РФ, понимается предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Российской Федерации льгота в виде освобождения от уплаты таможенной пошлины или снижения ставки таможенной пошлины.
От таможенных пошлин в соответствии с ФЗ №5003–1 освобождаются предметы материально-технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, вывозимое из РФ для обеспечения деятельности российских и арендованных (зафрахтованных) российскими лицами судов, осуществляющих рыболовство; товары, вывозимые из РФ по решению Правительства Российской Федерации в страны, не являющиеся государствами - членами Таможенного союза, в качестве гуманитарной помощи; товары, за исключением подакцизных, по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, вывозимые из РФ в рамках международного сотрудничества Российской Федерации в области исследования и использования космического пространства; товары (продукция), вывозимые из РФ, произведенные при реализации соглашения о разделе продукции и принадлежащие сторонам соглашения о разделе продукции и другие.
Федеральный закон РФ 2003 г. №164–ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (ФЗ №164–ФЗ) определяет основополагающие особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности. ФЗ №164–ФЗ определяет два вектора государственного регулирования внешнеторговой деятельности – таможеннотарифное регулирование и нетарифное регулирование, при этом, в ФЗ №164– ФЗ отмечено, что в целях регулирования внешней торговли товарами, в том числе для защиты внутреннего рынка РФ и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике, в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза и (или) законодательством РФ устанавливаются ввозные и вывозные таможенные пошлины.
Также важно сказать, что ФЗ №164–ФЗ ранее оперировал словосочетанием «таможенная граница России» (на данный момент применяется термин «таможенная граница Таможенного союза ЕАЭС»).
Таможенные льготы законодательно регулируются нормативно-правовыми актами: Решением Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации», Решением Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 г. № 728 утвержден Порядок применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию ЕАЭС.
Учитывая то, что основой законодательной базы ТС и ЕАЭС стали законы РФ, важно отметить, что законодательные акты претерпели изменения ввиду формирования ТС, ЕАЭС в части разграничения полномочий таможенных органов стран–участниц, порядка формирования и применения таможенного тарифа, порядка ставок таможенных пошлин и порядка их установления, определения таможенной стоимости товаров (Соглашением от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза», вступившим в силу одновременно с вступлением в силу Договора о Таможенном кодексе таможенного союза от 27.11.2009 г., установлены единые правила определения 24 таможенной стоимости товаров в целях применения Единого таможенного тарифа таможенного союза), тарифных льгот, предоставления тарифных преференций.
В качестве вывода по первой главе работы важно сказать, что одним из методов регулирования внешнеэкономической деятельности, который важно развивать и совершенствовать, является система таможенных льгот; таможенные льготы представляют собой определенные законодательством преимущества, состоящие в освобождении товаров от таможенных платежей, таможенные преференции при этом – это льготы, предоставляемые в виде освобождения от оплаты пошлины.
Систему таможенных льгот регулируют законодательные акты: ФЗ № 5003–1, ФЗ №164–ФЗ, Решение Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 130, Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 6 апреля 2016 г. № 47. То есть, система таможенных льгот унифицирована, закреплена законодательно и активно применяется странами Таможенного союза, ввиду активного взаимодействия в мировой торговле России важно обеспечить дальнейшее укрепление внешнеторговых связей и совершенствования льготной системы.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ ТАРИФНЫХ ЛЬГОТ В КАЧЕСТВЕ ИНСТРУМЕНТА РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД ЕАЭС
2.1 Характеристика действующей в ЕАЭС системы тарифных льгот
В статье 34 Закона РФ "О таможенном тарифе" определены основные характеристики системы тарифных льгот.
1. Тарифные льготы устанавливаются Законом РФ "О таможенном тарифе" и предоставляются исключительно по решению Правительства РФ. Правительство РФ определяет порядок предоставления тарифных льгот, установленных Законом РФ "О таможенном тарифе" (Постановления Правительства РФ от 23 июля 1996 года N 883 "О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями", от 11 апреля 1996 года N 414 "О порядке предоставления тарифных льгот на основании Федерального закона "О внесении дополнения в Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе", от 8 сентября 1994 года N 1041 "О порядке освобождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации и вывозимых с этой территории в целях ликвидации последствий аварий и катастроф, стихийных бедствий, от обложения таможенными пошлинами" и др.).
2. Предоставление льгот по уплате таможенной пошлины не должно входить в противоречие с фискальным предназначением таможенной пошлины. Игнорирование этого обстоятельства неизбежно приводит к негативным последствиям для финансовой системы Российской Федерации, поскольку активное использование льготного таможенного обложения ведет к "недопоставкам" в доходную часть федерального бюджета.
Федеральный закон от 13 марта 1995 года N 31-ФЗ "О некоторых вопросах предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности" отменил все ранее предоставленные участникам внешнеэкономической деятельности льготы, в том числе в виде бюджетных ассигнований на уплату таможенных пошлин и других платежей, по обложению ввозными и вывозными таможенными пошлинами, НДС, акцизами, за исключением предоставленных в соответствии с Законом РФ "О таможенном тарифе" и Таможенным кодексом РФ. Принятый впоследствии Указ Президента РФ от 30 ноября 1995 года N 1199 "О таможенных льготах" признал недопустимым принятие федеральными органами исполнительной власти решений о продлении сроков действия льгот по уплате таможенных платежей и выплате дополнительных компенсаций.
3. Тарифные льготы не могут носить индивидуального характера, кроме случаев, предусмотренных статьями 35 (освобождение от пошлины), 36 (предоставление тарифных преференций) и 37 (предоставление тарифных льгот). Запрет индивидуализации тарифных льгот отвечает принципам государственного регулирования внешнеторговой деятельности и, в частности, принципу равенства участников внешнеторговой деятельности и их недискриминации.
4. Тарифная льгота представляет собой инструмент реализации торговой политики Российской Федерации, используемый как в одностороннем порядке, так и на условиях взаимности. В последнем случае льгота может содержаться как в акте российского таможенного законодательства, так и в международном договоре (соглашении) Российской Федерации. При этом норма международного договора (соглашения), участником которого является Российская Федерация, имеет преимущественную силу по сравнению с аналогичной нормой внутреннего законодательства (ст. 15 Конституции РФ, ст. 38 Закона РФ "О таможенном тарифе").
5. В Законе РФ "О таможенном тарифе" закреплены основные виды тарифных льгот:
а) возврат ранее уплаченной пошлины;
б) освобождение от уплаты пошлины;
в) снижение ставки пошлины;
г) установление тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.
Исчерпывающий перечень случаев освобождения от оплаты пошлиной содержится в статье 35 комментируемого Закона. Отметим, что действие отдельных пунктов статьи 35 Закона РФ "О таможенном тарифе" может быть приостановлено в соответствии с законом о федеральном бюджете на соответствующий год.