1. Теоретические основы внешнеторговой деятельности на современном этапе
1.1 Сущность и место внешнеторговой деятельности во внешнеэкономической деятельности
Без раскрытия внешнеэкономической деятельности в целом и определения места внешнеторговой деятельности в ней невозможно целостное восприятие изучаемой темы. С этой целью остановимся на внешнеэкономической деятельности как определяющей категории изучаемых общественных отношений. В последующем материале внимание акцентировано на внешнеторговой деятельности.
Прежде всего необходимо уяснить содержание предмета, а для этого придется заглянуть в суть зарождения этих общественных отношений и попробовать проследить их влияние на процесс становления национальной экономики любой страны и системы мирового хозяйствования в целом. В понимании экономической теории предполагается, что торговля как вид деятельности зародилась еще в первобытном обществе на уровне меновых операций.
Создание государства стало тем фактором, который определил формирование права, регулирующего общественные правоотношения, в том числе возникающие при товарообменных операциях.
Эволюция экономики государственных образований на определенном этапе потребовала формирования торговых отношений национального рынка с другими рынками особой формы общественных отношений, получивших общее название «внешнеторговые операции» и «операции по совершению купли-продажи товаров на внешних рынках», применяемые до наших дней.
Исторический процесс развития производственных отношений практически во всех странах свидетельствовал о значимой роли внешней торговли как фактора, стимулирующего развитие производства специфического национального продукта, который имеет явные преимущества перед аналогичной продукцией из других стран, обусловленные совершенствованием производственных отношений, внедрением новых технологий и привлечением финансовых ресурсов. Этот процесс, как правило, способствовал развитию добычи природных ресурсов внутри страны и привлечению дополнительных сырьевых ресурсов за счет привоза иностранного сырья.
Научно-технический прогресс, рост производительных сил, процесс разделения труда и специализация национальных хозяйств с учетом географического положения, климатических особенностей, наличия месторождений полезных ископаемых и специфики природных ресурсов деформировали внешнюю торговлю от простых форм по обмену товарами до интеграции национальных экономик в единую систему мирового хозяйствования. Национальные экономики на современном этапе имеют формы международно-интегрированных корпоративных образований, форм совместного природопользования, а также международной кооперации по производству отдельных товаров.
Указанные процессы довели товарообменные отношения в производственно-хозяйственной сфере до общего понятия международной экономической деятельности, которую применительно к одной стране следует конкретизировать как внешнеэкономическая деятельность, т.е. деятельность национальных и иностранных хозяйствующих субъектов.
Таким образом, под внешнеэкономической деятельностью следует понимать совокупность производственно-хозяйственных, организационно-экономических и оперативно-коммерческих способов реализации внешнеэкономических связей, включающих торговые операции, совместное предпринимательство, оказание различных услуг и другие формы международного сотрудничества.
К внешнеэкономическим связям относятся более значимые события на уровне межгосударственных категорий, таких как формы хозяйственных, торговых и иных экономических межгосударственных отношений, а также некоторых отношений политического и научно-технического характера в их совокупности и многообразии. Следовательно, на уровне внешнеэкономической деятельности субъектами являются отдельно хозяйствующие предприятия, организации, объединения, учреждения (независимо от форм собственности и статуса на внутреннем рынке), а также физические лица, характеризуемые полной самостоятельностью в выборе внешнего рынка и иностранного партнера, вида деятельности, номенклатуры экспортируемых или импортируемых товаров, работ и услуг, цены и стоимости, сроков поставки товаров и выполнения работ или услуг, их объемов, форм расчетов и т.д. В существующем лексиконе эти хозяйствующие субъекты получили название участников внешнеэкономической деятельности. Попробуем внешнеэкономическую деятельность отнести к микроэкономическому уровню, а внешнеэкономические связи — к макроуровню [26, С. 200].
Составной частью внешнеэкономической деятельности являютсявнешнеторговые отношения,возникающие при совершении сделок в области внешней торговли. В ст. 2 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» понятие «внешнеторговая деятельность» определено как деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.
История внешнеторговых отношений (внешней торговли) и внешнеэкономических связей в России имеет вековой опыт. Однако в советский период внешняя торговля была национализирована и являлась объектом, тщательно охраняемым государством, а после завершения периода нэпа внешняя торговля была полностью монополизирована и представляла сферу исключительно государственных интересов.
Перестройка, начатая в 1987 г., обусловила необходимость ее децентрализации, а преобразования, связанные с реформированием общества и экономики после событий 1991 г., приведших к развалу СССР, завершили процесс доступности внешней торговли для всех членов общества и всеобщей либерализации внешнеэкономической деятельности.
На современном этапе участники внешнеэкономической деятельности руководствуются собственным представлением о предполагаемых прибылях от деятельности на внешних рынках и допустимости возникающих в связи с этим рисков. Основой внешнеэкономической деятельности является наличие возможности повышения нормы прибыли, а также расширения перечня, объема и качества получаемых или реализуемых услуг за счет иностранных партнеров.
К факторам, оказывающим прямое влияние на активизацию внешнеэкономической деятельности, можно отнести неравномерность экономического развития разных стран мира, различия в людских, сырьевых и финансовых ресурсах, уровень научно-технического развития национальных производств, особенности географического положения государств, природных и климатических условий.
Согласно международной практике внешнеэкономическая деятельность может классифицироваться на [26, С. 210]:
• внешнеторговые операции;
• операции в процессе производственной кооперации;
• деятельность в сфере международного инвестиционного сотрудничества;
• валютно-финансовые операции.
Как ранее говорилось, на развитие внешней торговли непосредственное воздействие оказывает ряд факторов, в том числе [26, С. 213]:
? углубление международного разделения труда и интернационализация производства;
? научно-техническая революция, способствующая обновлению основного капитала, созданию новых отраслей экономики, ускоряющая реконструирование старых;
? активная деятельность транснациональных корпораций на внешнем рынке; ? регулирование (либерализация) внешней торговли посредством мероприятий Всемирной торговой организации (ВТО);
? либерализация международной торговли, переход многих стран к режиму, включающему отмену количественных ограничений импорта и существенное снижение таможенных пошлин путем образования свободных экономических зон;
? развитие процессов торгово-экономической интеграции: устранение региональных барьеров, формирование общих рынков, зон свободной торговли и т.д.
Следовательно, можно сделать вывод, что страны способствуют расширению своих связей для того, чтобы реализовать излишки товаров на внешних рынках, получить прибыль из-за использования дешевого сырья и рабочей силы.
Кроме того, существуют и другие стимулы к осуществлению внешнеторговой деятельности, представленные в таблице 1.1.1 [26, С. 225].
Таблица 1.1.1 – Стимулы к осуществлению внешнеторговой деятельности
Стимулы к экспорту товаров Стимулы к импорту товаров
- использование избыточных мощностей;
-снижение себестоимости единицы изделия;
- повышение прибыльности;
- стремление продлить жизненный цикл производимых товаров;
- уменьшение риска сбыта и другие.
- получение сырья, отсутствующего в данной стране;
- приобретение более совершенного зарубежного оборудования;
-создание конкурентной среды;
- поставки более дешевых товаров;
- расширение ассортимента потребительского рынка;
- снижение риска нарушения поставок товаров и другие.
Необходимость внешней торговли объясняется следующими факторами.
Во-первых, особенностью занимаемой государством территории. Трудно представить, чтобы, например, в Монако был построен металлургический завод по производству небольшого количества тонн стали, которое необходимо этому государству. Если это будет сделано, то производство окажется убыточным. Эта экономическая необходимость приводит к тому, что небольшая страна не может иметь ту же самую структуру производства, что и большая страна.
Во-вторых, различиями запасов полезных ископаемых, природно-климатических условий.
В-третьих, необходимость внешней торговли вызвана неравномерностью развития различных отраслей народного хозяйства. Продукция наиболее динамично развивающихся отраслей, которую не удается реализовать на внутреннем рынке, вывозится на мировой рынок.
В-четвертых, на современном этапе развития национальных экономических систем прослеживается тенденция к максимальному расширения объемов производства, в свою очередь, емкость внутреннего рынка ограничена платежеспособностью населения. Поэтому предприниматели упорно ведут борьбу за внешние рынки сбыта [26, С. 230].
Внешняя торговля может осуществляться двумя методами: прямой и косвенный. Прямой предполагает отсутствие посредников между контрагентами ( чаще применяется при торговле крупными партиями сырья). Косвенный метод основан на наличии посредников во внешней торговле.
В структуру внешней торговли входит экспорт и импорт. Под экспортом понимается вид предпринимательской внешнеторговой деятельности, связанной с получением предприятием (резидентом) валютной выручки в результате реализации и вывоза своей конкурентной продукции иностранному партнеру (нерезиденту) за пределы страны. Под импортом понимается вид предпринимательской деятельности резидентов страны, связанный с закупкой у нерезидентов и ввозом в страну резидента товаров, услуг и технологий для последующей реализаций на внутреннем рынке. Импортные операции требуют от резидентов основательного знания товаров, наблюдений за изменением конъюнктуры рынка, а также правильного выбора момента времени для заключения контрактов.
Внешняя торговля осуществляется по следующим направлениям: внешняя торговля товарами, внешняя торговля услугами и внешняя торговля интеллектуальной собственностью. Внешняя торговля товарами является формой обмена товарами между разными странами.
Внешняя торговля товарами представлена широкой группой товаров: продовольственные товары, продукция топливно-энергетического, химического и нефтехимического комплекса, древесина и изделия из нее, черные и цветные металлы, машиностроительная продукция, прочие виды продукции (соль, сера, цемент, книги, газеты, ткани, обувь, часы, мебель, игрушки и т.д.).
Внешняя торговля услугами предполагает обмен услугами, которое включает в себя производство, распределение, маркетинг, доставку услуг (работ). Структура внешней торговли услугами включает в себя фрахт и прочие услуги, которые предоставляются государственными организациями, например, банковские, страховые, биржевые, посреднические, и услуги, оказываемые частным сектором. Важную роль играют транспортные и туристические услуги.
Внешняя торговля интеллектуальной собственностью – передача исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставление права на использование объектов интеллектуальной собственности российским лицом иностранному лицу либо иностранным лицом российскому лицу. В качестве таких прав выступают патенты на изобретения, промышленные образцы, ноу-хау, полезные модели [26, С. 248].
Внешняя торговля информацией – внешняя торговля товарами, если информация является составной частью этих товаров, внешняя торговля интеллектуальной собственностью, если передача информации осуществляется как передача прав на объекты интеллектуальной собственности, или внешняя торговля услугами в других случаях.
Основными видами внешней торговли выступают аукционная, биржевая, встречная, бартерная, транзитная торговли, компенсационные сделки, операции с давальческим сырьем, франчайзинг, аренда (лизинг) и другие.
Таким образом, в настоящее время необходимо признать, что роль внешнеторговой деятельности в современных экономических условиях велика. С помощью нее осуществляется обмен товарами, услугами, результатами интеллектуальной собственности, информацией, она выступает одним из основных факторов экономического роста, поступлений значительных средств в экономику.
1.2 Специфика управления внешнеторговой деятельностью
Внешнеторговая деятельность - деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.
Государственное управления внешнеторговой деятельности основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Государственное управление внешнеторговой деятельности осуществляется посредством: таможенно-тарифного регулирования, нетарифного регулирования, запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью, мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности [4].
Таможенно-тарифное регулирование: в целях регулирования внешней торговли товарами, в том числе для защиты внутреннего рынка Российской Федерации и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике, в соответствии с международными договорами государств-членов ЕАЭС и (или) законодательством Российской Федерации устанавливаются ввозные и вывозные таможенные пошлины.
По направлениям внешней торговли выделяют следующие виды таможенных пошлин [4]:
• импортная пошлина, которая взимается таможенныморганом за ввоз товара натаможенную территориюСоюза;
• экспортная, которой облагаются экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства.
По способу взимания таможенные пошлины подразделяются на адвалорные, специфические и комбинированные.
Адвалорные пошлины взимаются в процентах от таможенной стоимости товара, специфические в виде твердой ставки с единицы товара (штуки, веса, объема). Комбинированные пошлины сочетают в себе оба вида таможенного обложения, где затем выбирается более выгодный показатель.
Нетарифное регулирование: количественные ограничения (квотирование), устанавливаемые Правительством Российской Федерации, лицензирование в сфере внешней торговли товарами, наблюдение за экспортом/импортом отдельных видов товаров, специальные защитные меры, антидемпинговые меры или компенсационные меры.
Развитие национальной экономики подразумевает создание и совершенствование национального рынка страны, в рамках которого происходит функционирование следующих его элементов [4]:
• рынок товаров и услуг;
• рынок капиталов;
• рынок трудовых ресурсов;
• рынок недвижимости;
• рынок фондов;
• рынок интеллектуальной собственности;
• рынок средств производства и другие.
Сразу стоит заметить, что таможенное регулирование ВЭД не может оказать непосредственного влияния на рынок трудовых ресурсов и рынок недвижимости.
Изобразим схематично влияние таможенного регулирования на каждый из компонентов развития национальной экономики на рисунке 1.2.1.
Рисунок 1.2.1 – Влияние таможенного регулирования ВЭД на развитие национальной экономики [15. С. 103]
Методы таможенно-тарифного регулирования в большей степени соответствуют природе рыночных отношений и поэтому играют главную роль в регулировании внешнеэкономической деятельности в современных условиях. В современных условиях таможенно-тарифное регулирование может и должно стать эффективным инструментом смягчения и постепенного преодоления кризисных явлений в экономике.
Запреты и ограничения внешней торговли товарами и интеллектуальной собственностью: в целях участия Российской Федерации в международных санкциях, в целях поддержания равновесия платежного баланса страны, а также для соблюдения требований валютного регулирования.
Меры экономического и административного характера, способствующие развитию внешнеторговой деятельности [14, С. 117]:
1. кредитование участников внешнеторговой деятельности;
2. функционирование систем гарантий и страхования экспортных кредитов;
3. организация торговых выставок и ярмарок, специализированных симпозиумов, конференций и участие в них;
4. проведения кампаний (рекламы) по продвижению российских товаров, услуг, интеллектуальной собственности на мировые рынки.
Особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности в области, связанной с вывозом из Российской Федерации и ввозом в Российскую Федерацию, в том числе с поставкой или закупкой, продукции военного назначения, с разработкой и производством продукции военного назначения, а также особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, устанавливаются международными договорами Российской Федерации, федеральными законами о военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами и об экспортном контроле.
Направления формирования системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности [14, С. 121]:
• ликвидация монополии на внешнюю торговлю;
• расширение числа участников внешнеторговой деятельности;
• регулирование экспорта и импорта, ставок таможенного тарифа и курса рубля, а также организации внутреннего валютного рынка, что может представлять хозяйствующим субъектам свободный доступ к валютным ресурсам;
• уменьшение роли государства в финансировании внешнеторговых операций, вовлечение коммерческих банков в сферу расчетно-кредитного обслуживания экспорта/импорта в рублях и в иностранной валюте.
Полномочия президента Российской Федерации в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности [4]:
1. определяет основные направления торговой политики страны;
2. определяет особенности порядка ввоза/вывоза, не входящих в Таможенный союз в рамках ЕАЭС, драгоценных металлов и драгоценных камней;
3. устанавливает запреты и ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью;
4. осуществляет иные полномочия.
Полномочия Правительства Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности [4]:
1. обеспечивает проведение в стране единой торговой политики и осуществляет меры по ее реализации, принимает соответствующие решения и обеспечивает их выполнение;
2. применяет специальные защитные меры, антидемпинговые и компенсационные меры при осуществлении внешней торговли товарами, а также иные меры по защите экономических интересов Российской Федерации;
3. устанавливает ставки таможенных пошлин, если иное не предусмотрено международными договорами государств-членов Таможенного союза в рамках ЕАЭС;
4. вводит количественные ограничения экспорта/импорта;
5. в случаях, предусмотренных международными договорами РФ, устанавливает разрешительный порядок экспорта/импорта отдельных видов товаров, которые могут оказывать негативное воздействие на безопасность государства, жизнь и здоровье граждан;
6. определяет порядок формирования и ведения федерального банка выданных лицензий;
7. принимает решения о проведении переговоров и подписании международных договоров РФ;
8. принимает решения о введении в качестве ответных мер в отношении других государств ограничений внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью;
9. определяет порядок ввоза и вывоза делящихся ядерных веществ;
10. устанавливает порядок вывозы из РФ товаров, составной частью которых является информация, составляющая государственную тайну.
Торговая политика Российской Федерации является составной частью экономической политики Российской Федерации. Целью торговой политики РФ является создание благоприятных условий для российских экспортеров, импортеров, производителей и потребителей товаров и услуг. Основными направления торговой политики являются [4]:
• политика свободной торговли (где государство воздерживается от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю, оставляя за рынком роль основного регулятора);
• протекционизм (деятельность государства, проявляющаяся в ограждении внутреннего рынка своей страны от проникновения на него иностранных товаров, а также в поощрении и поддержке экспорта конкурентоспособных товаров на внешние рынки).
Ролью государственного регулирования в условиях глобального финансового и экономического кризиса являются: поддержание отдельных отраслей экономики за счет дополнительного финансирования, финансирование инвестиционных проектов, поддержание малого и среднего бизнеса, снижение долговой нагрузки бюджетов регионов, продвижение высокотехнологичных российских проектов и продуктов, развитие несырьевого экспорта.
Таким образом, государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется в целях обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защиты экономических и политических интересов страны. Основными направлениями торговой политики являются политика свободной торговли и протекционизм, применяющиеся в сочетании друг с другом в зависимости от экономического положения страны.
1.3 Особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности
Внешнеторговая деятельность регулируется государством, благодаря чему государство защищает свою национальную экономику, экономические интересы своих производителей, экспортеров и потребителей. Государству отводится ведущая роль в разработке и реализации национальной внешнеторговой политики. Это связано с тем, что экспорт и импорт товаров составляют существенную часть ВВП каждого современного государства, и национальная экономика может нормально функционировать только при условии регулирующей роли государства.
Государственное регулирование внешнеторговой деятельностью имеет следующие цели [3]:
1. обеспечение выполнения международных договоров РФ и иных актов, составляющих право ЕАЭС;
2. обеспечение экономической безопасности РФ при осуществлении внешней торговли товарами;
3. обеспечение соблюдения прав и законных интересов лиц, осуществляющих деятельность, связанную с ввозом товаров в РФ и вывозом товаров из РФ;
4. создание условий для развития внешнеэкономической деятельности и внешнеторговой деятельности, таможенной инфраструктуры.
Таможенное регулирование в Российской Федерации заключается в установлении порядка и правил регулирования таможенного дела в РФ. Таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения порядка и условий ввоза и вывоза товаров, порядка совершения таможенных операций, порядка исчисления уплаты, взыскания и обеспечения таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, порядка проведения таможенного контроля, порядка соблюдения запретов и ограничений, а также обеспечения реализации властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения товарами.
Отношения в области таможенного дела в Российской Федерации регулируются международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, а также Договоромо Союзе и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании. Порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наличных денежных средств и (или) денежных инструментов регулируется международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, валютным законодательством Российской Федерации и Федеральным законом №289-ФЗ. Правовые отношения в области таможенного дела в Российской Федерации могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации. Правительство, с свою очередь, издает постановления и распоряжения в области таможенного регулирования. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела, дает письменные разъяснения таможенным органам, декларантам и иным лицам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании.
Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему. Таможенными органами являются [3]:
1) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела;