Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Приёмы обучения моделированию младших школьников в процессе решения арифметических задач

ivashkina.2017 300 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 64 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.02.2022
Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВО "Уральский государственный педагогический университет" Институт педагогики и психологии детства Кафедра теории и методики обучения естествознанию, математике и информатике в период детства Приёмы обучения моделированию младших школьников в процессе решения арифметических задач
Введение

Введение Актуальность исследования. С понятием «задача» люди непрерывно сталкиваются в обычной жизни, не только на бытовом уровне, но и на профессиональном. Любому человеку приходится решать определенные проблемы, зачастую и называемыми задачами. Младший школьник с первого дня обучения в школе встречается с задачей. С начала и до конца обучения математическая задача всегда помогает ученику вырабатывать адекватные математические понятия, глубже определять самые разные стороны взаимосвязей в окружающем, делает возможным использовать анализируемые теоретические положения. Одна из целей математического образования заключается в развитии навыков математического мышления, а потому, логически и осознанно изучать феномены действительности. Осуществлению данной цели способствует применение на уроках математики самых разных видов вспомогательных моделей и решение самого разного рода нестандартных логических задач. Те знания, умения и навыки, которые обучающиеся начальной школы получают на уроках математики, в будущем будут использовать при исследовании самых разных учебных дисциплин среднего и старшего звена: физики, химии, алгебры, геометрии, информатики. Математика влияет на эффективное обучение в целом, повышение общего развития и развития мышления обучающихся. Работа учителя в этом направлении сегодня является не только желательным, но даже необходимым компонентом обучения математике. Умение решать задачи - это один из главных показателей степени математического развития и глубины усвоения учебного материала. В учебниках математики арифметические задачи составляют около сорока процентов материала и на уроках их решению уделяется достаточная часть учебного процесса. И это кажется не случайным, потому что обучение решению арифметических задач связывается как с осуществлением образовательных целей, так и развивающих, а также воспитательных. Одновременно с этим, решение задач помогает развивать логическое мышление, математическую речь, воображение, практические умения и навыки. Однако, несмотря на это, в начальной школе непрерывно наблюдается неумение значительной части обучающихся решать арифметические задачи. Помочь школьнику преодолеть каждый раз возникающие сложности при решении арифметических задач может приём моделирования описанных в ней феноменов и процессов. Проблеме обучения младших школьников решению задач в курсе математики уделяли большое внимание такие ученые как Истомина Н.Б, Стойлова Л.П., Белошистая А.В., Овчинникова В.С, Демидова Т.Е., Тонких А.П., Попова Е.А., Шадрина И.В [1; 2; 4; 7; 10; 11; 16]. Таким образом, в целях решения задачи, школьнику необходимо уметь переходить от текста задачи (словесной модели задачи) к представлению ситуации (мысленной модели), а от неё уже к записи решения посредством математических символов (знаково-символическая модель). Л.М Фридман считал [21], что образный материал является носителем смысла также как и вербальный, символическая информация легче для восприятия, а дублирование вербальной информации символической приводит к объективному ее переизбытку, тем самым, способствуя стабильности понимания. Такие авторы, как Н.Б. Истомина, М.И. Моро, СЕ. Царева и др. полагают, что в ходе составления и преобразования задач школьники начинают понимать как задачную ситуацию, так и связи между величинами, а кроме того и сам процесс решения задачи. В ходе составления и преобразования задачи обучающиеся овладевает общими учебными умениями, которые необходимы для решений житейских задач. При составлении и преобразовании задач у школьника развивается логическое мышление, воображение, фантазия, формируется когнитивный интерес к математике и развивается его творческий потенциал. В школе огромное внимание уделяется решению готовых задач, однако практически не ведется работа по их составлению и преобразованию. В связи с этим, существует необходимость учить ребят не только составлять задачи по выражению, по краткой записи и т.п., но и преобразовывать задачи, особенно составные задачи, решение которых ребятам не всегда дается просто. Из этого вытекает проблема исследования: какие приемы повышают успешность обучения решать арифметические задачи? С учётом изложенных выше фактов была определена тема работы: «Приёмы обучения моделированию младших школьников в процессе решения арифметических задач». Исходя из темы, объектом исследования выступает: процесс обучения младших школьников решению арифметических задач. Предметом исследования является - приём моделирования как средство развития умения решать арифметические задачи. Цель исследования: выявить условия использования моделирования как средства развития умения решать арифметические задачи. Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи: 1. Проанализировать психолого-педагогическую методическую литературу по проблеме исследования. 2. Выявить психологические особенности детей младшего школьного возраста. 3. Обозначить способы и условия обучения моделированию младших школьников. 4. Выявить уровень сформированности умения решать арифметические задачи. 5. Описать этапы проведения педагогической работы. 6. Произвести сравнительный анализ результатов исследования. Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: 1. Анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы по проблеме исследования. 2. Педагогический эксперимент. 3. Количественный и качественный анализ полученных результатов. База исследования: практическая работа проводилась в МАОУ Гимназии № 8 города Екатеринбурга. За основу взят УМК «Школа России» (программа по математике М.И. Моро, М..А. Байтовой, Г.В. Бельтюковой). Вся исследовательская работа проходила по заранее намеченному плану в 3 этапа. Практическая значимость исследования заключается в разработке диагностической работы, позволяющей выявлять уровень сформированности у учащихся умения решать арифметические задачи, в подборе упражнений и заданий с использованием моделей. Результаты исследования могут быть использованы учителями начальных классов в процессе формирования у младших школьников умения решать арифметические задачи. Структура исследования: курсовая работа № 2 состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Содержание

Содержание Введение 3 Глава 1. Теоретические основы обучения математике младших школьников………………………………………………………………………..7 1.1. Понятие моделирования и виды моделирования..................................7 1.2. Психологические особенности детей младшего школьного возраста……………………………………………………………….……………9 1.3. Анализ учебников математики по проблеме исследования…….....12 1.4. Условия обучения моделированию младших школьников на уроках математики…………………………………………………………….……...….22 Глава 2. Методические основы обучения моделированию младших школьников в процессе решения арифметических задач 25 2.1. Выявление уровня сформированности умения решать арифметические задачи 25 2.2. Реализация приемов обучения младших школьников моделированию в процессе решения арифметических задач 30 2.3. Сравнительный анализ результатов исследования 42 Выводы 47 Заключение 49 Список использованной литературы 51 Приложения 54
Список литературы

Список литературы 1. Артемов А.К. формирование обобщенных умений решать задачи // Начальная школа, - 1992. - № 2. - С.21 2. Артёмова А. К. Теоретико-методические особенности поиска способов решения математических задач // Начальная школа. - 1998. - №11,12. - С. 43-53. 3. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах. - М.: Просвещение, 1973. - 304 с. 4. Башмаков М. И., Нефёдова М. Г. Математика : 1-й кл. : учебник : В 2 ч. Ч. 1. - М.: АСТ : Астрель, 2011. - 125 с. 5. Башмаков М. И., Нефёдова М. Г. Математика : 1-й кл. : учебник : В 2 ч. Ч. 2. - М.: АСТ : Астрель, 2011. - 143 с. 6. Белошистая А. В. Методика обучения математике в начальной школе : курс лекций : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. «Педагогика и методика начального образования». - М.: Центр ВЛАДОС, 2007. - 455 с. 7. Белошистая А. В. Развитие математических способностей школьника как методическая проблема // Начальная школа. - 2003. - №1. - С. 44-45. 8. Бородулько Н. А., Стойлова Л. П. Обучение решению задач и моделирование.// Начальная школа. - 1991. - № 8.- С. 25. 9. Бура М. В. Как научить решать задачи// Начальная школа . -1993.- №8. -С. 49. 10. Буренкова Н.В. Моделирование как способ формирования обобщённого умения решать задачи : автореф. канд. пед. наук. - М., 2009. - 24 с. 11. Веккер Л. М. Психические процессы. Т. 2. - Л., 1976. - 258с. 12. Гальперин П. Я. Введение в психологию : Учебное пособие для вузов. - М.: Книжный дом "Университет", 2002. - 336 с. 13. Гальперин П. Я. Развитие исследований по формированию умственных действий// Психологическая наука в СССР. Т. 1. - М., 1969. -354с. 14. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении - М.: Просвещение, 1972.-385с. 15. Давыдов В. В. и др. Концепция российского начального образования (система Д. Б Эльконина В. В. Давыдова). - М.: 2002. - 80 с. 16. Давыдов В. В. Содержание и структура учебной деятельности школьника// Формирование учебной деятельности школьника/ Под ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1982. - 153с. 17. Давыдов. В. В. Содержание и структура учебной деятельности школьника. /У Формирование учебной деятельности школьника. / Под ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1982. - С. 17. 18. Дрозд В.Л., Столяр А.А. Методика начального обучения математике. - М.: Высшая школа, 1988. - 254 с. 19. Зак А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. - М.: Педагогика, 1984. - 152 с. 20. Истомина Н. Б. Методика обучения математике в начальной школе: Развивающее обучение. - Смоленск: 11ц - во «Ассоциация 21 век». 2005.-272с. 21. Истомина Н. Б. Первые шаги в формировании умения решать задачи // Начальная школа. - 1981. - №11. - С. 40-43. 22. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. - М.: «Академия». 2000. - 288 с. 23. Истомина Н.Б. Обучение решению задач // Начальная школа, -1985. -№1-СЛ2 24. Кузнецов В. И. Задачник с решениями, подсказками и ответами: Учебное пособие по математике для учащихся 2 класса. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.-112с. 25. Кузнецова Л. Ю. Обучение решению задач// Начальная школа . -1993.- №8. -С. 38. 26. Кураченко 3. В. Личностно - ориентированный подход в системе обучения математике// Начальная школа. - 2004. - № 4 . - С. 60. 27. Левенберг Л. Ш. Рисунки, схемы и чертежи в начальном курсе математики. - М.: Просвещение, 1978. - 168с. 28. Малыхина В. В. , Байрамукова П. У. Схематический рисунок при решении задач// Начальная школа. - 1998. - № 11-12. - С. 9. 29. Малыхина В.В. Схема, рисунок при решении задач // Начальная школа, - 1998. - № 9. - С.24 30. Матвеев Н. А. Использование схемы при обучении учащихся решению задач// Начальная школа. - 1998. - № 11 - 12. - С. 17. 31. Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1. - М.: Просвещение, 2011. - 127 с. 32. Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2. - М.: Просвещение, 2011. - 112 с. 33. Моро М. И., Пышкало А. М. Методика обучения математике в 1-3 классах : пособие для учителя. - 2 изд. - М.: Просвещение, 1978. - 336 с. 34. Общая психология. Учебное пособие для студентов пед. инст. / под ред. В. В. Богословского, А. А. Степановой, А. Д. Виноградовой и др. - 3 изд. - М.: Просвещение, 1981. - 383 с. 35. Петерсон Л. Г. Математика "Учусь учиться". 1 класс. Часть 1.. - 4 изд. перераб. - М.: Ювента, 2012. - 64 с. 36. Петерсон Л. Г. Математика "Учусь учиться". 1 класс. Часть 2.. - 4 изд. перераб. - М.: Ювента, 2012. - 64 с. 37. Петерсон Л. Г. Математика "Учусь учиться". 1 класс. Часть 3.. - 4 изд. перераб. - М.: Ювента, 2012. - 96 с. 38. Фридман Л. Н. Наглядность и моделирование.- М.: Просвещение, 1984.-С. 49. 39. Хрестоматия по детской психологии : от младенца до подростка : учеб. - метод. пособие / под ред. Г. В. Бурменской. - 2 изд. - М.: Моск. психол. - социал. ин-т., 2005. - 617 с. 40. Эрдниев П. М., Эрдниев Б. П. Теория и методика обучения математике в начальной школе. - М.: Педагогика, 1988. - 204 с.
Отрывок из работы

Обучение моделированию является важной составляющей практики преподавания, так как моделирование в начальном классе используется не просто в качестве основного средства для усвоения математических понятий, но и как материал, который способствует развитию математического мышления и творческой деятельности учащихся, а также формирует умение применять теорию на практике. Однако практика обучения и анализ контрольных работ учащихся показывает, что умение решать задачи считается одним из наиболее сложных моментов освоения курса математики, особенно, задач на построение математической модели. В науке очень широко используется моделирование, вся суть которого заключается в том, что для исследования некого явления или объекта выбирают, или строят другой объект, подобный исследуемому объекту в каком-то отношении. Решению текстовых задач в курсе математики начальной школы учителя отводят достаточно много времени, при этом, учитель при решении задач раскрывает связи между данными и исходными величинами, а ученики используют при этом готовые схемы.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 29 страниц
1000 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 47 страниц
500 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 32 страницы
500 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 37 страниц
500 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 36 страниц
500 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 43 страницы
500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg