Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ИСКУССТВО

Методика обучения живописи натюрморта с натуры на уроках изобразительного искусства в 5 классе

rock_legenda 2175 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 87 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.02.2022
Дипломная работа на тему: "Методика обучения живописи натюрморта с натуры на уроках изобразительного искусства в 5 классе"
Введение

Основная цель искусства, также живописи - пробуждать внутри человека превосходное, склонять его мыслить, ощущать. Цель мастера привлечь зрителя, спровоцировать в нем ощущение вовлеченности переживаниями, проявленными в картине, принудить посмотреть по-новому на мир вокруг, рассмотреть в обычных объектах, необыкновенную сущность. Искусство натюрморта имеет свою прекрасную и давнюю историю. Натюрморт вводит нас в мир, окружающий художника, дает возможность оглянуться на несколько веков назад, сопережить вместе с мастером особо любимые им мотивы. В натюрморте живописец стремится узкими орудиями представить многоцветие окружающих его предметов, стремится с каждым мазком все больше передать вибрацию существования, собственное душевное состояние, свое ощущение и видение того, что происходит вокруг. В течение множества столетий живописцы стараются с помощью окружающих их объектов сформулировать собственное представление мира, собственные идеи и круг интересов, также около любого создателя данное выходит согласно-собственному, любое творение персонально. В одних натюрмортах доминирует действительность, в других профессионализм мастера и его личный стиль. У каждого живописца свое ведение мира. Составить красоту невозможно, существеннее задержать её уникальность, выражающуюся в необычных сочетаниях красок, разнообразной игре света. С помощью своей работы попробовать сосредоточить интерес зрителя в элементарном - прекрасное вокруг них. Научить людей извлекать эстетическое удовольствие от окружающего их повсеместно, ценить то. Что находится вокруг них.
Содержание

Введение. 2 Глава I. ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЖАНРА НАТЮРМОРТ 1.1. Основные понятия, определения в теме исследования. 3 1.2. Голландский натюрморт XVII века и натюрморты в европейской живописи XVIII века. 10 1.3. Развитие натюрмортного жанра в живописи XIX, XX, XXI веков в России 14 Выводы по первой главе. 18 Глава II. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЖИВОПИСИ НАТЮРМОРТА НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА 2.1 Методические особенности преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе. 20 2.2. Психолого-педагогические аспекты развития творческих способностей у детей на уроках изобразительного искусства 24 2.3. Последовательность выполнения натюрморта с натуры на уроках изобразительного искусства в 5 классе. Работа над творческим проектом. 27 Выводы по второй главе. 31 Глава III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ НАТЮРМОРТА В ШКОЛЕ 3.1. Научные публикации по обучению живописи натюрморта 33 3.2. Разработка авторского методического пособия по обучению живописи натюрморта на уроках изобразительного искусства в 5 классе. 37 3.3. Проведение экспериментальных занятий по изображению живописного натюрморта. 45 Выводы по третьей главе. 55 Заключение 56 Список литературы 58 Приложение 60
Список литературы

1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М.: Прогресс, 1974. 2. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание/ Составитель Н.Н.Фомина, вступительное слово Н.Н.Фомина, Т.А.Копцева. – М.: Карапуз, 2009. – 304 с. 3. Беда, Г.В. Основы изобразительной грамоты. Книга. — М.: «Просвещение», 1989. — 192с. 4. Булавко В.И. Наглядные средства в обучении изобразительному искусству. – Витебск, 2000 5. Виноградова Г. Г. Изобразительное искусство в школе. Сборник материалов и документов. М.: «Просвещение», 1990. — 173с. 6. Волков Н.Н. Цвет в живописи. Книга. — М.: «Искусство», 1985. — 480с. 7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя. – 3-е изд. - М.: Просвещение, 1990. - 93 с.: ил. 8. Голубева О.Л. Основы композиции. Учебное пособие — 2-е изд. — М.: «Искусство», 2004. — 175с. 9. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М.: Учпедгиз, 1961 10. Ломов С. П. Живопись. Учебник. – М.: АГАР, 2008.-232 с., ил. 10. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. - М.: Знание, 1968. - 32 с. 11. Кузин В.С. Психология живописи. М., изд. «Академия», 2005. 12. Ломов С. П., Аманжолов С. А. Цветоведение [Электронный ресурс] : учебное пособие - М. : ВЛАДОС, 2014. .–144с 13. Ломов С. П., Игнатьев С. Е., Карамзина М. В. Изобразительное искусство. Часть I. Учебник для общеобразовательных учреждений. 5 класс. М.: «Дрофа», 2013. — 157с. 14. Неменская Л.А. Изобразительное искусство. 5 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений — 4-е изд. — М.: «Просвещение», 2011. — 175с. 15. Петрова У. А., Никифоренко Ю. А. Тематический натюрморт как средство развития творческих способностей школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 18. – С. 16–21. – URL:http://e-koncept.ru/2016/56192.htm. 16. Пучков А.С., Триселев А.В. Методика работы над натюрмортом. — М.: «Просвещение», 1982 — 158с. 17. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. Учебник. — М.: Агар, 2000. — 251с. 18. Савинов, А. М. Методические принципы учебного рисования как основа теории и практики обучения академическому рисунку / А. М. Савинов // Вестник университета Российской академии образования. – 2010. – № 5 (53). – С. 90-94 19. Сокольникова Н.М. Методика преподавания изобразительного искусства. М.: ACADEMIA. – 2012. 256с 20. http://elibrary.ru/ Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU 21. http://www.pedlib.ru/ - Педагогическая библиотека. 22. http://eor-np.ru/ - коллекция электронных образовательных ресурсов
Отрывок из работы

Глава I. ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЖАНРА НАТЮРМОРТ 1.1. Основные понятия, определения в теме исследования. Жанр изобразительного искусства, который показывает предметы обихода, труда, творчества, цветы, плоды, битую дичь, выловленную рыбу, размещенные в реальной бытовой среде, называетсянатюрмортом (фр. nature morte — мертвая натура). Жанр натюрморта весьма обилен и любопытен. В данном жанре накоплен существенный навык. Точно передаются неповторимые качества предметов, их живописность и красота. Существуют различные виды натюрмортов: 1. Постановка из гипсовых геометрических тел. 2. Постановка из предметов быта, простых по форме. 3. Постановка из предметов быта, простых по форме в цвете. 4. Постановка из предметов, близких по цвету. 5. Постановка из предметов контрастных по цвету. 6. Постановка из темных предметов. 7. Постановка из белых предметов. 8. Натюрморт в интерьере. 9. Натюрморт на пленэре. Наряду с бытовым жанром натюрморт долгое время считался второстепенным видом живописи, в котором невозможно выразить высокие общественные идеи, гражданские добродетели. Действительно, многое из того, что свойственно произведениям исторического, батального и других жанров, натюрморту недоступно. Однако великие мастера доказали, что вещи могут характеризовать и социальное положение, и образ жизни их владельца, порождая таким образам, различные ассоциации и социальные аналогии. Натюрморт используют как учебную постановку, первичную стадию изучения натуры в период ученичества. Профессиональный художник нередко обращается к данному жанру, как к живописному этюду с натуры. Натюрморт, как не один из жанров живописи представляет характеристику стольких возможностей для занятий формальными живописными исканиями. Он также может стать самостоятельной картиной, по-своему раскрывающей вечную тему искусства - тему бытия человека. Такая емкость функций натюрмортного жанра и делает живопись неодушевленных предметов сферой поиска не только форм и содержания, но и поиска личного взгляда художника на окружающее, его понимание и ощущение жизни, выработку своего стиля. Радость непосредственного общения с натурой, живой источник изобразительного искусства, в работе над натюрмортом приобретает особый смысл. «Натюрморт - одна из острых бесед живописца с натурой». В работе над натюрмортом никто не отвлекает художника, заставляя его сосредоточиться на собственной живописи, ибо от красоты, глубины и выразительности живописной речи зависит в натюрморте красота и глубина выразительного образа, острота тех ассоциаций, которые этот образ рождает у зрителя. Осмысление простых предметов как частица реальности делает таким этот замечательный жанр живописи. Натюрморт больше, чем какой-либо другой жанр ускользает от словесных описаний; натюрморт надо внимательно смотреть, разглядывать, погружаться в него, так как он учит постигать собственно живопись, любоваться его красотой, силой, глубиной - только так постигается истинное содержание любой картины, ее образ. В натюрморте живописец обращается к миру неодушевленных вещей, выделяя их из всего богатства окружающего мира. Натюрморт отличается особыми принципами построения композиции при всем различии исторических и индивидуальных форм этого жанра на разных этапах его развития. Предметы здесь взяты обычно вблизи, так что взгляд может их как бы ощущать, оценить в первую очередь их собственно материальные качества - их тяжесть, пластику форм, рельеф и фактуру поверхности, детали, а также их взаимодействие со средой - их жизнь в среде. Масштаб композиции в натюрморте ориентирован обычно на размер комнатной малой вещи, откуда большая интимность натюрморта по сравнению с другими жанрами. При этом сама форма натюрморта глубоко и многоярусна, многосложна, содержательна: структура натюрморта, постановка, выбор, точка зрения, состояние, характер трактовки, элементы традиции и др. В натюрморте художник не просто изображает предмет, но посредствам их выражает свое представление действительности, решает разнообразные эстетические задачи. Сущность «содержания» натюрморта (по Б. Випперу) - в отношении человека и предмета в чувстве предметности жизни, естества материи... Это «в определенном смысле целое мировоззрение, определенное понимание видимости, ощущение реальности». К этим словам можно лишь добавить, что предметы — это язык, на котором говорит художник, и он должен владеть этим языком в совершенстве. Как самостоятельный жанр искусства натюрморт сильно воздействует на зрителя, поскольку вызывает ассоциативные представления и мысли во время восприятия неодушевленных предметов, за которыми видятся люди определенных характеров, мировоззрений, различных эпох и т. д. Влияние натюрморта зависит прежде всего от верно выбранной и правильно раскрытой темы, а также от особенностей творческой индивидуальности того или иного художника. Натюрморт — это прежде всего предметы, которые организованы тематически, связаны смысловым содержанием и несут в себе определенную идею. Их можно разделить на две больших группы: природные предметы (цветы, плоды, снедь, рыба, дичь и т. д.) и вещи, сделанные руками человека. Особенности природных объектов натюрморта - их недолговечность. Как правило, они относятся к природному миру (хотя бывают и исключения). Вырванные из естественной среды, они обречены на скорую гибель, цветы вянут, плоды загнивают, дичь портится. Поэтому одна из функций этого жанра - придать неизменность изменчивому, закрепить не стойкую красоту, одержать ход времени, сделать тленное вечным. Предметы, изготовленные человеком, как правило, сделаны из долговечных материалов: металла, дерева, керамики, стекла, они относительно стабильны, их формы устойчивы. Отличие изготовленных вещей от природных объектов заключается в той содержательной стороне, которую они играют в натюрморте. Они в значительно большей степени служат характеристикой человека и его деятельности, вносят в натюрморт социальное содержание, дает в нем место теме труда и творчества. При всем различии природных и искусственных предметов они имеют общие черты, позволяющие органично объединить эти предметы в натюрморте. И те, и другие являются частью интерьера, относительно не велики по размерам, гармонично сочетаются друг с другом (вазы и цветы, блюда и фрукты). Главное же, что объединять их - воздействие на человека. Огромное разнообразие мира вещей бесконечно расширяет содержательные возможности натюрморта. Вся композиционная работа сосредотачивается на вопросах размещения натюрморта в пределах картинной плоскости. В зависимости от характера натюрмортной группы ее высоты и ширины, глубины пространства, степени контрастности предметов по величине и цвету определяется формат и размеры плоскости, положение композиционного центра находится тональное и цветовое решение, ведутся поиски оптимальной композиции, в которой найдут свое решение вопросы равновесия, пропорциональных отношений. В организации композиции используют различные виды ритмов -линейные, тоновые, цветовые. Особую роль играют контрасты. Выделяя те или иные участки изображения, они делают их то более заметными, то затухающими. Произведение, построенное на ели заметных колебаниях света и тени без определенных, акцентирующих внимания зрителя «вспышек», кажется однообразным, монотонным, лишенным живописной выразительности. Резко звучащие контрасты создают напряжение, динамику, в противоположность симметрии, динамическое изображение строится на резких сдвигах центра к композиции к оси картинной плоскости. В этих случаях ритмы направлены на достижение зрительного равновесия масс. Ритм организует изображение. Заложенный в структурную основу натюрморта, он создает зрительный каркас, который руководит нашим восприятием. Зрительно сопоставляя одни элементы изображения с другими, мы выделяем главные из них и сосредотачиваем на них внимание. Вопросы формата в своей основе зависят от замысла, а он, в свою очередь выражает характер группировки предметов, ее пропорции. К тонкостям поиска формата относятся выяснения величины свободных мест слева и справа, снизу от группы предметов. Замысел в натюрморте подсказывает характер решение пространство в натюрморте. Это связано с особенностями цветного строя. Характер пространственного решения связан также с количеством относительно свободного места слева справа. Как правило, в натюрморте, основную группу предметов располагают на втором пространственном плане, где находится сюжетно композиционный центр. Целью достижения, взаимосвязи композиции группы предметов с форматом является ритмическое решение картинной плоскости, чередование пятен, пауз, уравновешенность картинной плоскостью с определением смыслового композиционного центра, размещение второстепенных частей, с поиском цветовых и тональных контрастов. Картинная плоскость может решаться как декоративная композиция, где необходимо сохранить впечатление плоскости, и цвет играет главную роль. В этом случае необходимо обратить внимание на характер цветового решения, на силу его эмоционального воздействия. Важную роль в создании целостного композиции натюрморта играет приведение цветового решения в работе к колористическому единству, которое является высшим качеством живописи. Цветовое решение композиции натюрморта может быть в теплом или холодном состоянии. Цвет - душа живописи, без цвета живопись не существует. Не воспринимаемая колоритом, мы еще не знаем, в сущности, данного произведения. Вот почему всякая однотонная репродукция с картины отнимает у нее основное, что у нее есть с точки зрения средств выразительности. Понятие цвета неразрывно связано с определением света. В художественной деятельности принять узкое определение света как энергетическое излучения ощущаемого визуально. Цвет — это часть светового излучения, воспринятого нашим глазом непосредственно от источника или при его отражении от поверхности. Цвет поверхности зависит от того каким светом она освещена, и от того, какая часть световой энергии от этой поверхности отразится. Поверхность, отражающая все лучи света, рассеивая их во все стороны - белая, поверхность, поглощающая практически все лучи - черная, поверхность отражающая часть световой энергии и поглощающая стальную - цветная. Цвет имеет ряд характеристик, таких как тон, светлота, насыщенность. Цвет может вызывать и не цветовые ощущения, например свежести, легкости, прохлады и даже аромата. Знание того, как используются научно-теоретические основы цветоведения в организации живописного произведения, дает живописи возможность научно обосновать творческие приемы различных мастеров, и, соответственно найти способы обучить этим приемам. Но одно только знание не ведет к успеху. Только работая практически, смешивая различные цвета, изучая их поведение во взаимодействии, мы сможем узнать все их свойства. Все многообразие цветов в произведении подчиняется замыслу художника и общему колориту. Богатство цвета, наблюдаемого в действительности, художник претворяет в целостную гармонию. Такое цветовое единство картины называют колоритом. Колорит решает первое впечатление, которое производит картина; в зависимости от него зритель, идущий по галерее, останавливается или пройдет мимо. Чтобы с первого взгляда произвести большое впечатление, надо избегать всех пустяковых или искусственных эффектов, спокойствие и простота должны господствовать над всем произведением Колорит картин может быть выдержан в различных гаммах цвета. Так различают розоватый колорит, колорит, выдержанный в голубой, золотистой и других гаммах. Здесь под колоритом подразумеваются то, что все цвета произведения имеют сходные оттенки или один и тот же оттенок. Также колорит картины может быть выражен цветами близкими друг другу или контрастами. О колорите говорят также применительно к разнообразию оттенков цвета, найденных художником. Тут мы имеем дело с терминами "колористическое богатство" и "бедный колорит". Таким образом, понятие колорита вмещает в себя все отношения цветов картины по количеству и разнообразию оттенков, по силе и интенсивности цвета, по гармоничным сочетаниям и т.д. Различные живописцы для решения разных задач использовали свой колорит. Колорит произведения зависит от замысла картины, от того какие чувства художник хотел выразить. 1.2. Голландский натюрморт XVII века и натюрморты в европейской живописи XVIII века. Голландские художники достигли больших достижений в сотворении искусства реалистического направления, естественного изображающие действительность, именно потому-то такое искусство было востребовано в обществе голландцев. Для голландских художников в искусстве была важна станковая живопись. Полотна голландцев этого времени не имеют таких размеров как работы Рубенса, и принимают решение предпочтительно не монументально-декоративные, заказчиками у голландских живописцев были не только посланники правящей организации, но и второй класс - бюргеры, ремесленники. Одной их главных задач голландских живописцев являлись человек и окружающая среда. Главное место в живописи Голландии были бытовой жанр и портрет, пейзаж и натюрморт. Чем лучше беспристрастно, глубоко изображали живописцы естественный мир, тем многочисленно значительными и требующими были их сюжеты произведения. Небольшого формата выполнялись произведения, в подсчете на скромные и не большие по площади обстановки голландских домов. Одним из любимых занятий голландцев стала станковая живопись, так как восприимчива была с большой достоверностью и многообразно отобразить действительность действий. В картинах голландцев изображена близкая к ним действительность их страны, они хотели видеть то, что им очень хорошо знакомо - море и корабли, природу своего края, свой дом, действие быта, вещи, которые их окружали повсюду. Одно важное влечение к изучению окружающей среды появилось в голландской живописи в таких естественных формах и с такой четкой преемственностью, как нигде больше в голландском искусстве, этих времен. Яркого развития в живописи голландцев приобретает натюрморт, различается небольшими размерами характером. Питер Клас и Виллем Хеда чаще всего изображали так называемые завтраки: блюда с окороком или пирогом на относительно скромно сервированном столе (рис.1,2). Недавнее присутствие человека ощутимо в беспорядке, естественности, с которыми расположены только что служившие ему вещи. Но этот беспорядок лишь кажущийся, так как композиция каждого натюрморта строжайше продумана. В умелой компоновке предметы показаны так, что ощущается как бы внутренняя жизнь вещей, недаром голландцы называли натюрморт "still leven" - "тихая жизнь", а не "naturemorte" - "мёртвая природа". Натюрморт. Питер Клас и Виллем Хеда. Любимая тема их натюрмортов - так называемые "завтраки". В "Завтраке с омаром" В. Хеды предметы самой различной формы и материала - кофейник, бокал, лимон, фаянсовое блюдо, серебряная тарелка и др. - сопоставлены друг с другом так, чтобы выявить особенности и привлекательность каждого. Разнообразными приемами Хеда великолепно передает материал и специфику их фактуры; так, блики света по-разному играют на поверхности стекла и металла: на стекле - светлые, с резкими очертаниями, на металле - бледные, матовые, на позолоченном бокале - сияющие, яркие. Все элементы композиции объединены светом и колоритом - серовато-зеленой красочной гаммой. В "Натюрморте со свечой" П. Класса (рис. 3) замечательна не только точность воспроизведения материальных качеств предметов - композиция и освещение придают им большую эмоциональную выразительность. Натюрморты Класса и Хеды исполнены особого настроения, сближающего между собой, — это настроение интимности и уюта, рождающее представление о налаженной и спокойной жизни бюргерского дома, где царит достаток и где во всем ощущаются забота человеческих рук и внимательных хозяйских глаз. Голландские живописцы утверждают эстетическую ценность вещей, а натюрморт как бы косвенно воспевает и тот быт, с которым неразрывно связано их существование. Поэтому его можно рассматривать как одно из художественных воплощений важной темы голландского искусства - темы жизни частного человека. В дальнейшем натюрморт утрачивает свой демократизм, интимность, свою одухотворённость и поэзию. Он превращается в пышное украшение жилища высокопоставленных заказчиков. При всей декоративности и мастерстве исполнения поздние натюрморты предвосхищают закат великой голландской реалистической живописи, наступившей в начале XVIII века и вызванный социальным перерождением голландской буржуазии в последней трети XVII века, распространением новых тенденций в искусстве, связанных с тяготением буржуазии к вкусам французского дворянства. Голландское искусство теряет связи с демократической традицией, утрачивает реалистическую основу, теряет национальную самобытность и вступает в полосу длительного упадка. Голландский натюрморт 17 века характеризует узкая специализация голландских мастеров внутри жанра. Тема "Цветы и фрукты" (рис. 4), включает, как правило, и разнообразных насекомых. "Охотничьи трофеи" (рис. 5) — это, прежде всего, охотничьи трофеи - битая птица и дичь. "Завтраки" и "Десерты", а также изображения рыбы - живой и уснувшей, разнообразных птиц - лишь часть наиболее известных тем натюрмортов. В своей совокупности эти отдельные сюжеты характеризуют и пристальный интерес голландцев к сюжетам повседневной жизни, и их любимые занятия, и увлеченность экзотикой дальних земель (в композициях присутствуют диковинные раковины, фрукты). Часто в произведениях с мотивами "живой" и "мертвой" натуры закладывается символический подтекст, легко понятный образованному зрителю XVII века. Голландские натюрморты привлекают, прежде всего, своей художественной выразительностью, завершенностью, умением раскрыть одухотворенную жизнь предметного мира. Предпочитающих крупные, по размерам, картины с обилием всевозможных предметов, живописцы Голландии ограничиваются немногочисленными объектами созерцания, стремясь к предельному композиционному и цветовому единству. С развитием академической системы образования возникает учебный или постановочный натюрморт, ставший одним из обязательных элементов обучения. Идеи классицизма отнесли натюрморт к числу «низменных» жанров. 1.3. Развитие натюрмортного жанра в живописи XIX, XX, XXI веков в России Развитие живописи в России имеет свои особенности. Семь веков с десятого по семнадцатый длилась величественная эпоха древнерусского искусства. Но только на рубеже XVII–XVIII веков следует решительный перелом в сторону развития светского искусства в России. Большое значение имеют здесь реформы Петра I в области культуры и искусства: 1. Приглашение иностранных художников в Россию для работы над произведениями искусства и обучения молодых русских художников. 2. Покупка за границей произведений искусства. 3. Обучение талантливых молодых художников за границей. В русском искусстве XVIII век необычайно важен. Бурно развивается культура, наука, становится светским просвещение, развивается светское искусство. Искусство стремится передать действительность: образы современников, важные события. Развитие изобразительного искусства первой половины XIX века отмечено усиливающимся интересом к народной жизни. Среди мастеров первой трети XIX века следует выделить Венецианова А.Г. (1780-1847), ему принадлежит особенно значительное место. И все же, отдельно натюрморты Венецианов не пишет, но использует их как дополнение картины. В 19 веке натюрморт в России начинает обретать большую смысловую наполненность в полотнах живописцев демократического направления В. Поленова, П. Федотова, но и здесь «мертвая натура» все еще является лишь частью композиции. Среди немногочисленных натюрмортов передвижников главное место занимают «букеты», например «Букет» В. Д. Поленова (1880, Музей-усадьба Абрамцево) (рис. 6); во второй половине 1880-х годов похожие букеты появляются в живописи И.И. Левитана (рис. 7). Отдельную жизнь натюрморт приобретает в творчестве Михаила Врубеля (рис. 8) и Виктора Борисова-Мусатова (рис. 9) к концу 19 началу 20 века. Подлинный же интерес к жанру возникает в России благодаря крупным меценатам, ввозившим в страну коллекции французской живописи. Именно импрессионизм и импрессионистический натюрморт возбудили особый интерес к этому направлению и добавили в мировую сокровищницу имена русских художников. В то время как И. И. Левитан еще придерживается определенных канонов (изолированность предметов и нейтральный фон), в работах В. А. Серова (рис. 10) и К. К. Коровина (рис. 11) уже отчетливо просматривается новое влияние: попытка связать природу мертвую с живой, как с точки зрения сюжета, так и с помощью художественных средств. Натюрморт соединяется с интерьером, выносится на пленэр, наполняется настроением и эмоциями конкретного человека. Своей работой «За чайным столом» (1888) (рис. 12), написанной в усадьбе В. Поленова, Коровин фактически дает новое направление традиционному жанру, стирая его границы и соединяя с портретом, пейзажем, интерьером и бытовой живописью, наполняя натюрморт чувственностью и жизнерадостной силой. Одним из основоположников жанра натюрморта в России является Хруцкий, Иван Фомич (1810–1885). Главным достижением Хруцкого стало создание ряда замечательных натюрмортов, положивших начало развитию этого жанра в русском искусстве. В творчестве русских реалистов середины и второй половины XIX столетия натюрморт был явлением сравнительно редким. Начало ХХ века славилось расцветом русской натюрмортной живописи, впервые обретшей равноправие среди прочих жанров. Стремление художников расширить возможности изобразительного языка сопровождалось активными поисками в области цвета, формы, композиции. Все это особенно ярко проявилось в натюрморте. Обогащенный новыми темами, образами и художественными приемами, русский натюрморт развивался необычайно стремительно: за полтора десятка лет он проходит путь от импрессионизма до абстрактного формотворчества. На рубеже прошлого и нынешнего веков он вырос в художественное явление мирового значения. В начале 20 века еще один самобытный живописец переосмысляет жанр «неподвижных моделей», однако, его непритязательные по набору предметов, напряженные по ритму и суровые по композиции творения, довольно трудно назвать спокойными или мертвыми. К. С. Петров-Водкин (рис. 13) передает философию своего времени сквозь цвет и неожиданное перспективное построение. Скрупулезный анализ и экспериментальность построения его натюрмортов поразительным образом сочетаются с изысканной колористикой и изрядной непосредственностью. В 30-40-е годы ХХ столетия это развитие приостановилось, но уже с середины 50-х годов натюрморт переживает в советской живописи новый подъем и с этого времени окончательно и твердо встает вровень с другими жанрами. Особенный интерес к натюрморту в русской живописи начинает пробуждаться в 80-х годах прошлого века. Одно из главных мест принадлежит здесь работам И. И. Левитана (1860–1900). Они не велики по размеру, скромны по замыслу. Эти работы Левитана, в сущности, еще традиционны: букеты взяты изолированно от окружающего их пространства комнаты, на нейтральном фоне. Задача здесь ясна и проста: по возможности более убедительно передать неповторимую прелесть выбранной натуры. Однако в эти годы в творчестве К. К. Коровина (1861–1939) и В.А. Серова (1865-1911) можно ощутить новые веяния. Характер новых тенденций можно определить, как стремление художников связать натюрморт - сюжетно и живописно - с окружающей средой. «Мертвую натуру» выносят на пленэр, то есть на воздух, под открытое небо, связывают с пейзажем или же, напротив, органически соединяют с интерьером комнаты. В натюрморте хотят увидеть отражение мироощущения конкретного человека, его жизненного уклада, наконец - его настроения. Можно бесконечно перечислять великих русских художников, которые проявили себя в этом жанре. Однако натюрмористов принято считать некоторых из них: Хруцкий И.Ф (1810-1885), Грабарь И.Э. (1871-1960), Кончаловский П.П. (1876-1956), Альберти П.Ф. (1913-1994), Антипова Е.П. (1917-2009), Захаров С.Е. (1900-1993), Копытцева М.К. (1924-2005), Котьянц Г.В. (1906-1996), Крестовский Я.И. (1925-2003), Осипов С.И. (1915-1985), Позднеев Н.М. (1930-1978), Румянцева К.А. (1925-2002), Скуинь Е.П. (1909-1986), Тетерин В.К. (1922-1991), Шаманов Б.И. (1931-2008). Поиски нового в натюрморте были чрезвычайно разнообразны. Одни художники, открывая истину в процессе анализа, неуклонно идут к реализму, отказываясь оттого, что в их опытах было случайного и ложного. У других поиски превращаются в экспериментаторство, как самоцель, иногда перерастая в сознательную спекуляцию на вкусах легковерной, малоподготовленной буржуазной публике, осаждавшей модные выставки. Вглядываясь в натюрморты русских художников, мы замечаем, как различно подходили они к своей задаче, и это ощутимо даже в характере изображения отдельных предметов. Выводы по первой главе. Изучив историю становления и развития натюрморта, как жанра живописи, я пришла к следующим выводам. Натюрморт издавна принято считать «малым жанром» станковой живописи. И это отчасти справедливо.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg