Актуальность темы. Направление исследования, в рамках которого сформулирована тема курсовой работы является актуальной для психологии, ибо основана на объективных проблемах, вызванных нарушениями личностного развития в детском возрасте. Проблема детской агрессивности является одной из важнейших в детской психологии. На сегодняшний день мы должны не только осмыслить, но и выработать адекватные теоретические и практические средства, ориентированные на прогрессивное, гуманистическое развитие общества. Однако особенности агрессивности детей старшего дошкольного возраста изучена недостаточно. Необходимо обратить внимание на психологические механизмы, лежащие в основе агрессивного поведения ребенка, социальные и биологические факторы. Проявления агрессии различны, необходима их четкая классификация, которая предусматривает адекватные коррекционные меры к каждому виду агрессии.
По словам Э. Фромма первоначальный смысл словосочетания «быть агрессивным» означало нечто вроде «двигаться в направлении цели без промедления, без страха и сомнения» [1.11, 32].
Степень научной разработанности темы в литературе: Вопрос агрессивного поведения детей в психологии изучался многими западными и российскими учеными. К зарубежным исследователям можно отнести Бютнера К., Кэпмбелла Р., Лоренца К., Мак-Кея М., Паренса Г. Среди отечественных ученых выделяются исследования Бубновой Э.Ш., Копченовой Е.Е., Реан А.А. Способы и методы коррекции агрессивного поведения детей разрабатывали Клюева Н.В., Касаткина Ю.В., Лютова Е.К., Монина Г.Б., Романов А.А.
Цель исследования: изучение особенностей возникновения агрессии у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: возникновение агрессии у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования:
Методы исследования:
1. теоретические: научный анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы по проблеме исследования, контент-анализ, изучение нормативных документов;
2. эмпирические: психолого-педагогический эксперимент, включающий три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный;
3. методы обработки полученных данных: количественный и качественный анализ результатов исследования.
Методики исследования: «Кактус» М.А. Панфилова и методика «Три дерева».
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что раскрыта сущность понятий «агрессия», «агрессивность», «агрессивное поведение» и его структура, определены пути решения проблем, связанных с коррекцией агрессивных проявлений в поведении детей.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная программа по профилактике и коррекции детской агрессивности, которая может использоваться в образовательной практике дошкольных учреждений.
База исследования МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 3» городского образования Орехово-Зуево Московской области
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и списка приложений. В заключении описаны основные выводы по теоретическому и эмпирическому исследованиям.