Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формирование толерантности у детей младшего школьного возраста.

rock_legenda 1575 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 63 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.02.2022
Цель исследования: изучить теоретический аспект формирования толерантности у детей младшего школьного возраста. Объект исследования: процесс формирования толерантного поведения личности в онтогенезе. Предмет исследования: толерантное поведение личности. Гипотеза исследования: формирование толерантного поведения личности будет успешным, если оно осуществляется в учебно-воспитательном процессе. Задачи исследования: 1. Раскрыть понятия толерантности, ее сущность. 2. Изучить историю исследования проблемы толерантности. 3. Рассмотреть функции, критерии и принципы толерантности. 4. Определить роль семьи как института социализации и среды воспитания толерантности 5. Рассмотреть методы, приемы, принципы и правила формирования толерантного поведения. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что уточнено понятие «толерантность» и формирование толерантного поведения личности, рассмотрено влияние семьи на формирование толерантного поведения ребенка, изучены методы, принципы и правила развития толерантности Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты теоретического исследования могут быть использованы при работе практических психологов, педагогов и родителей. Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Введение

Актуальность исследования. Толерантность как психологическое понятие и психологическая реальность обнаруживает свою актуальность в силу ситуации, сложившейся в современном обществе, характеризующейся обострением социальных конфликтов, тенденцией распространения ксенофобии и интолерантности к людям, воспринимаемым как «другие», «чужие», «враги» и т.п. Формирование толерантности является актуальным в связи с тем, что при ее отсутствии в поведении человека возникает не пустота, а противоположные черты - агрессивность, жестокость, насилие. Анализ литературы по проблеме толерантности, свидетельствует о том, что она стала интенсивно изучаться в конце прошлого века, а в настоящее время является подлинно междисциплинарной проблемой. Существование и развитие человеческой культуры убеждает, что терпение (толерантность) в качестве морального основания для построения человеческих отношений сохраняет свою значимость постоянно. При этом толерантность не фигурирует повсеместно в обыденном сознании, хотя законы человеческого мира и требуют выполнения правил корректного поведения. Интерес к анализу ценностной значимости толерантности обеспечивается не только социальным заказом на современном этапе развития нашего общества, но и поиском универсальных, «всевременных» механизмов построения человеческих отношений. Современные глобальные изменения в культуре, экономике и политике предельно обостряют вопросы, связанные с отношением к «другому», «иному», «чужому». Сосуществование государств с разными политическими системами и разным уровнем экономического развития, с разными национально-культурными традициями, обострение религиозных противоречий выдвигают проблему толерантности как центральную на рубеже третьего тысячелетия. Толерантность - это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного. Она также требует предоставления каждому человеку возможностей для социального развития без какой-либо дискриминации. Это качество личности, которое является составляющей гуманистической направленности личности и определяется ее ценностным отношением к окружающим. Подлинная толерантность является качеством развитой, зрелой личности, которой для самоутверждения не требуется унижения другого человека, но которая обладает адекватной самооценкой, высоким чувством собственного достоинства и системой нравственных норм и ценностей. Толерантность является неотъемлемым качеством зрелой личности. Поскольку зрелость личности предполагает наличие таких черт, как ответственность за свои чувства, мысли и поступки, выбор сотрудничества как стиля взаимоотношений, принятие себя и другого человека целиком, таким, какой он есть, гибкость и способность к адаптации. Толерантность проявляется в определенных стратегиях поведения. Толерантность формируется при наличии у субъекта адекватной самооценки, навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях, осознанности мотивации терпимости. В основе толерантности личности - самоуважение, чувство собственного достоинства, отсутствие комплекса неполноценности. Следовательно, формированию этих качеств должно способствовать воспитание в духе толерантности. Быть толерантным - значит объявить себе, что первым действием в любом деле является приятие, понимание, терпимость, а уже потом ставятся цели, выбираются средства, приглашаются партнеры. И тогда мир приобретает другие черты. Кто-то мне не нравится, но он просто другой, и это его право. Из этого и вырастает толерантный стиль поведения, а это путь удивительных открытий для себя самого. Путь подлинного духовного роста. Толерантность в новом тысячелетии - способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе. Сегодня в современном мире возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ …...3 ГЛАВА 1. Теоретические предпосылки формирования толерантности у детей младшего школьного возраста.………………………………...………..6 1.1 Сущность понятия «толерантность»………………………………...6 1.2 История исследования проблемы толерантности ………………..20 1.3. Функции и критерии толерантности………………………………27 1.4. Семья как институт социализации и среда воспитания толерантности ………………….……………………………………………..32 ГЛАВА 2. Воспитание толерантности посредством организации деятельности учащихся…………………………………………………….…39 2.1Методы воспитания толерантности ………39 2.2 Приемы, принципы и правила воспитания толерантности .48 ЗАКЛЮЧЕНИЕ .55 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ..58
Список литературы

1. Абдулкаримов Г.Г. Этнические стереотипы школьников: проблема формирования толерантного сознания. /Г.Г. Абдулкаримов - Москва: Высшая школа, 2006. -315с. 2. Арбузова Е.Н., Анисимов А.И., Шатровой О.В. Практикум по психологии общения. – Спб., 2010. 3. Асмолов А.Г. Толерантность в общественном сознании России./А.Г. Асмолов- Москва: Высшая школа, 1998.-409с. 4. Асмолов А.Г. Толерантность: от утопии к реальности // На пути к толерантному сознанию. М.: Смысл, 2000. 255с. 5. Байбородова Л.В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников. // Ярославский педагогический вестник. 2003 №1 6. Безюлева Г.В., Шеламова Г.М.. Толерантность: взгляд, поиск, решение./Г.В.Безюлева – Москва:Просвещение,2000.-272с. 7. Болотина Т.В., Новикова Т.Г., Смирнов Н.К.. Культура мира, права человека, толерантность и миролюбие: учебное пособие для учащихся средних школ./Т.В.Болотина - Москва: АПК и ПРО, 2002.-186с. 8. Бондырева С.К. «Толерантность: введение в проблему: учебно-методическое пособие». М., 2011. 9. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Толерантность (введение в проблему). М., 2003. 10. Братченко С.Л. Толерантность как норам образовательной и гуманитарной экспертизы // Век толерантности. 2002. 11. Валитова P.P. Толерантность: порок или добродетель // Вестник МГУ. Серия «Философия». 1996. №1. С.33-36. 12. Воробьева О.Я. Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся. М., 2012 13. Гершунский Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования // Педагогика. 2002. №7. С.3-12. 14. Гершунский Б.С. Философия образования. М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. 432с. 15. Глебкин В.В. Толерантность и проблема понимания: толерантное сознание как атрибут HOMO INTELLEGENS // На пути к толерантному сознанию. М.: Смысл, 2000. С.8-10. 16. Горелик Ф.Б Воспитывая ребенка, формируем мировоззрение / Ф.Б.Горелик-Москва: Просвещение,2003.-201с. 17. Декларация принципов толерантности. // Век толерантности - 2001.- №1. - С.4-8. 18. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года // Век толерантности: научно-публицистический вестник. – М.: МГУ, 2001. 19. Демидова И.И. Исследование этнической толерантности московских школьников / И.И.Демидова // Современные гуманитарные исследования. -2009.- № 5.- С. 211-217. 20. Демократия и толерантность/ Монография под ред. В.С. Рахманина. - Воронеж: Воронежский госуниверситет, 2002. 21. Дробижева JI.M. Этнополитика и социальная практика межэтнической толерантности // Век толерантности. 2002. 22. Кинкулькин А.Т. О толерантности в курсе обществоведения // Преподавание истории и обществознания в школе. 2002. №8. С.21-27. 23. Кленова Н.В. Что нужно знать о толерантности: Журнал «Образование в современной школе.»/Н.В. Кленова – Москва:ИФ Сентябрь, 2003. – № 7. 24. Кленова Н.В. Воспитание личности /Н.В. Кленова – Москва: ИФ Сентябрь, 2010. - №4 25. Колмогорова Л.С. Диагностика психологической культуры школьников./Л.С. Колмогорова – Москва: Владос-пресс, 2002. -172с 26. Кукушин В.С. Введение в педагогическую деятельность. М., 2010. 27. Лабунская В.А. Можно ли распознать установки толерантности в потоке невербального общения // Век толерантности. 2002. 28. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию: Учебное пособие. М., «Ключ-С», 1999. - С. 224. 29. Лекторский В.А. Гносеология в системе философского мировоззрения. М.: Наука, 1983. 186с. 30. Лекторский В.А. Идеалы и реальность гуманизма // Вопросы философии. 1994. №6. С.22-28. 31. Леонтьев Д.А. Является ли толерантность мировоззрением? // Век толерантности. 2002. 32. Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности./В.М. Лизинский-Москва: Просвещение, 2009 - 160 с. 33. Магомедова Е.В. Толерантность как принцип культуры: Дисс. .кан.филос.наук. Ростов-на-Дону, 2000. 133с. 34. Маслоу А. Мотивация и личность. — СПб.: Питер, 2010. 35. Макова Л.Л. Воспитание толерантности в учебно-воспитательном процессе школы как путь к преодолению межличностных конфликтов подростков. М., 2013. 36. Мириманова М.С, Обухов А.С. Воспитание толерантности через социокультурное взаимодействие. Москва:Академия,2001.-272с. 37. Мудрик А.В. Социализация человека. М., 2010. 304 с. 38. Мясищев В.Н. Психология отношений PDF. Мясищев В.Н. Психология отношений. М.: МПСИ, 2005, 158с 39. Никольский А.В. Историко-обществоведческое образование как фактор формирования толерантности // Преподавание истории и обществознания в школе. 2002. №5. С.60-62. 40. Пастухова Е. К. Право быть непохожим на других: заметки о воспитании культуры межнационального взаимопонимания и терпимости./Е.К. Пастухова-Обнинск: Титул,– 2003. –196с 41. Пикалова Т.В. Формирование толерантных качеств личности школьника в процессе поликультурного образования на уроках. М.,2011. 42. Пчелинцева И. Толерантность и школьник. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2003. 43. Пчелинцева И. Толерантность, как она формируется? - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2001. 44. Риэрдон Б. Э. Толерантность – дорога к миру. М., 2001. 45. Рогов Е.И. Психология общения. – М., 2011. 46. Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у школьников: учебно - методическое пособие/М.И.Рожков - Ярославль: Академия развития, 2003. - 192с. 47. Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия.// Семья и школа. 2001 №№11-12 48. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. 2001 №9, 2002 №1, 2002 №9 49. Словарь иностранных слов и выражений. М., 1998. 50. Солдатова Г.У. Научная конференция «Толерантность — норма жизни в мире разнообразия» // Вопросы психологии. 2002. №1. С. 132-135. 51. Солдатова Г.У. Практическая психология толерантности: поиск устойчивости неустойчивом социуме // Век толерантности. 2002. 52. Скрипкина Т.П. Толерантность и доверие: каковы границы // Век толерантности. 2012. 53. Соколова Э. Образование – путь к культуре мира и толерантности. – Народное образование. – 2002. – № 2. 54. Степанов П.А. Как воспитать толерантность? /П.Н.Степанов -Ярославль: Академия развития, 2012. -281с. 55. Степанов П.В. Как воспитать толерантность?/ П.В.Степанов// Народное образование.- 2011- №9 - С.32-36. 56. Степанова Т.И.Толерантность и воспитание нравственно устойчивой личности // Народное образование Якутии. 1995. №1. С.18-22. 57. Таланов В. Образование и культура толерантности/ В.Таланов // Высшее образование в России.- 2001- № 3. - С.54-59. 58. Тишков В.А. Толерантность и согласие в трансформирующихся обществах // Толерантность и культурная традиция: Сб. статей / Под. ред. М.Ю. Мартыновой. М., 2002. 59. Толерантность: Материалы региональной научно-практической конференции. Якутск, 1994. 60. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д. Н. Ушакова. М., 1994. 61. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. Астрахань. 2012. 62. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989. 206с. 63. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. М.: Педагогика, 2010. 158с. 64. Философский энциклопедический словарь. М., 1997. 65. Философский энциклопедический словарь / Ред. кол. С.С. Аверинцев, Э.Л. Арабоглы, Л.Ф. Ильичев и др. 2-ое изд. М.: Советская энциклопедия,1989. 815с. 66. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. 5-ое перераб. изд. М.: Политиздат, 1987. 590с. 67. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: В 4-х томах. Т.4. – М., 2000. 68. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие. – М., 2011. 69. Хабермас Ю. Когда мы должны быть толерантными? О конкуренции видений мира, ценностей и теорий/ Ю.Хабермас // Социс.- 2006.- № 1.- С. 45. 70. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и её проблемы М.,1993. 71. Шалин В.В. Терпимость. Ростов-на-Дону, Март, 2010. 239с. 72. Шестопал Е.Б. Толерантность и политические миры России // Век толерантности. 2002. 73. Шлягин Е.И. Дифференциальная психология толерантности // Век толерантности. 2012. 74. Шрейдер Ю.А. Утопия или устроительство // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990. С. 7—25. 75. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации.- М.: МПСИ: Воронеж: НПО МОДЕК, 1998. 76. Ярская В.Н. Современный мир и проблема толерантности // Вестник психолого-социальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1996. № 1. С. 65.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ С УЧЕТОМ ПРИНЦИПА ТОЛЕРАНТНОСТИ 1.1 Сущность понятия «толерантность» Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом. Она полностью соответствует тем гуманитарным задачам, которые ставит перед обществом новый век в новом тысячелетии. В социальном контексте толерантность - готовность человека позволить другим людям выбирать себе стиль жизни и поведения при ограничении таких отрицательных явлений, как насилие, хулиганские действия и поступки, компрометирующие общество или угрожающие его благосостоянию. В литературе часто можно встретить описание различий между понятиями толерантности и невмешательства, хотя в повседневной жизни используется более широкий набор слов с близким значением: терпимость, гибкость, снисходительность, потакание, понимание и терпение. Подобные слова применяются как более мягкие термины с положительной валентностью и имеют то общее, что ни одно из них не выражает какое-либо действие, и все они предполагают пассивную реакцию на события и поступки. Неисчислимые жертвы и невиданные ранее человеческие страдания побудили ООН и ЮНЕСКО объявить первое десятилетие ХХI века десятилетием культуры мира и ненасилия. В «Декларации тысячелетия», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 8 сентября 2000 года, называются следующие фундаментальные ценности XXI века: свобода личности, равенство, солидарность, уважение к природе, общая обязанность, терпимость (при всем многообразии вероисповеданий, культур и языков люди должны уважать друг друга; различия в рамках обществ и между обществами не должны ни пугать, ни служить поводом для преследований, а должны быть ценнейшим достоянием человечества)[18,с.23]. Таким образом, актуализация проблем толерантности представлена в международных документах ООН «Декларации принципов терпимости» (1995г.) и «Декларации тысячелетия» (2000), государственной программе РФ «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» (2002г.), последних публикациях Б.С. Гершунского [13,с.42], А.Т. Кинкулькина [22,с,54], Е.В. Магомедовой [33,с.31], А.В. Никольского[39,с.34]. Социальная нестабильность последнего десятилетия XX века привела к развитию негативных явлений практически во всех сферах социальных отношений. Не имея ясного представления о всеобщих универсальных ценностях, абсолютных и неизменных, человечество быстро превращается в сообщество, состоящее из индивидов и мелких групп, которые рвутся к удовлетворению эгоистичных желаний и потребностей. Решение новых задач, возникших в современном обществе, требует новых подходов к организации образовательного процесса, его направленности на решение проблем воспитания и развития человека, не только обладающего комплексом знаний, навыков и т.д., но способного к широкому общению, в том числе в многонациональной среде, в духе гуманистических традиций и идей. Попытки теоретического анализа самого понятия «толерантность» были предприняты P.P. Валитовой [11,с.76], В.А. Лекторским [29,с.30]. Основными признаками деструктивных социальных трансформаций явились: повышение уровня социальной энтропии, возникновение кризисов поведения (девиантное, деликвентное, протестное, депрессии), рост агрессии. Обозначенные проблемы могут и должны решаться в нескольких плоскостях. С одной стороны, это общегосударственные меры политического и социально-экономического характера, а с другой стороны, это меры педагогические, образовательные. Родители и педагоги обязаны не только развивать интеллектуальные способности молодого поколения, наш долг - позаботиться о его нравственном и этическом развитии, поскольку лишь человек, зрелый сердцем и душой, способен воплотить в жизнь вселенские идеалы. Если ХХ век был эпохой научно-технических и экономических достижений, то ХХI должен стать эпохой глобального возрождения. Эти перемены произойдут не только за счет научных и технических достижений. Из опыта ХХ столетия известно, что наука, техника и экономика в своем чистом виде не могут создать надлежащих условий для мира, гармонии и истинного счастья. Для этого людям необходим новый универсальный взгляд на жизнь с учетом глобальных ценностей[4,с.153]. В последнее десятилетие в научно-педагогическую литературу прочно вошел термин «толерантность». В разных языках слово «толерантность» имеет сходное значение и является своеобразным синонимом «терпимости». Основой толерантности является признание права на отличие. Современная философская трактовка понятия толерантности близка ко многим ранее описанным определениям. В "Философском энциклопедическом словаре" оно определяется как "терпимость к иного рода взглядам". Таковая является "признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другой точкой зрения и не избегает духовной конкуренции". Мы предполагаем, что это пояснение свидетельствует об активной позиции личности в таких процессах, как: познание и признание своего "Я" (позиций, взглядов, мировоззрения) и позиции другого (гностический уровень); определение тактики поведения и диалога с другими (конструктивный уровень); взаимодействие с другими при абсолютной автоматизации (быть с другими и сохранять свое "Я") (деятельностный уровень); анализ результатов взаимодействия (аналитико-результативный уровень)[64,с.78]. Об оттенках значения толерантности А.Г. Асмолов говорит: по английскому словарю первое значение слова «толерантность» - это способность услышать и понять другого человека; второе значение - устойчивость к стрессам и конфликтам; и только третье - наша терпимость по отношению к ближнему[3,с.98]. Быть толерантным - значит объявить себе, что первым действием в любом деле является приятие, понимание, терпимость, а уже потом ставятся цели, выбираются средства, приглашаются партнеры. И тогда мир приобретает другие черты. Кто-то мне не нравится, но он просто другой, и это его право. Из этого и вырастает толерантный стиль поведения, а это путь удивительных открытий для себя самого. Путь подлинного духовного роста. Толерантность необходима для реализации прав человека и достижения мира. Конфликты, усугубленные проблемами нищеты, усилили темпы миграции, увеличили число беженцев и мигрантов, ищущих работу в тех странах и регионах, которые некогда были монокультурными. Школьные классы становятся микрокосмом культурного многообразия, и требование взаимопонимания становится объективным источником для формирования толерантности. Для многих школ это обстоятельство стало причиной сложных проблем. Межкультурному взаимопониманию, примирению нужно учить. Одной из задач, поэтому становится совершенствование содержания, организации толерантного воспитания, изучение природы толерантности, равно как и способов толерантного взаимодействия. Только толерантная личность, способная конструктивно разрешать конфликты, а не избегать их, готова жить и работать в непрерывно меняющемся современном мире, способна смело разрабатывать собственные стратегии поведения, самостоятельно и творчески мыслить, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность перед собой и обществом в целом. Нельзя не учитывать также новые темпы взросления детей и более выраженное их стремление к самоутверждению, когда этнический компонент становится одним из наиболее действенных средств такого самоутверждения, с одной стороны, а с другой – четко проявляется потребность в приобщении к большому новому пространству, миру, где существует огромное количество притягательных объектов. Проанализировав литературу по данной теме можно сказать, что формирование толерантности личности - сложный многофакторный процесс, и это необходимо учитывать при организации работы с личностью. Формирование толерантности личности проходит во взаимодействии детей, подростков с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия принято называть факторами. Четкое разделение основных факторов, влияющих на формирование толерантности личности, на три группы и их характеристики в научно-педагогической литературе даны А.В.Мудриком [37,с.205]. Первая группа - макрофакторы, включающие космос, планеты, страну, общество, государство. Именно они определяют то, что ребенок растет и развивается по некоторым общим законам. Вторая группа факторов - мезофакторы, включающие тип поселения, исторические и этнокультурные условия. Третья группа факторов - микрофакторы, к ним относится все то, что влияет на конкретных людей, с ними взаимодействующих, - семья, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные организации, микросоциум [37,с.165]. Из мезофакторов необходимо отметить роль места проживания личности как фактора формирования толерантности. Так, город по своей структуре более многосоциален и профессионален по сравнению с селом. Для регионов Северного Кавказа необходимо подчеркнуть значимость национальной психологии, национальной культуры как важных составляющих консерватизма. У тюркоязычных народов (в отличие от славянских) жизнь всегда характеризовалась крайней закрытостью, «законсервированностью», более сильной подверженностью традициям. Такое положение во многом сохранилось и в наши дни. Во многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости»: лат. - tolerantia - терпение; англ. - tolerance, toleration, нем. - toleranz, фран. - tolerance. В «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д.Н.Ушакова категория «толерантность» полностью отождествляется с категорией «терпимость». В «Словаре иностранных слов» понятие также определяется как «терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, снисходительность к чему-либо или кому-либо». А в энциклопедическом словаре по политологии читаем: «в жизни отдельной личности толерантность - проявление готовности прислушаться к мнению противников»[60,с.98]. Соединение же толерантности с нейтралитетом и пассивностью может противоречить ее философскому смыслу. В эволюционно-биологическом плане разработка понятия толерантности опирается на представление о "норме реакции", т. е. допустимом диапазоне вариантов реагирования, присущих тому или иному виду и не нарушающих его генотипа. В этическом плане толерантность исходит из гуманистических течений, в которых подчеркиваются добродетели человека, в том числе достоинства (разнообразия признаков), отличающие одного человека от другого и поддерживающие богатство индивидуальных вариаций единого человеческого вида. Если разнообразие людей, культур и народов выступает (об этом упоминали еще гуманисты итальянского Возрождения) как ценность и достоинство культуры, то толерантность, представляющая собой норму цивилизованного компромисса между конкурирующими культурами и готовность к принятию иных логик и взглядов, выступает как условие сохранения разнообразия, своего рода исторического права на отличность, непохожесть. В политическом плане толерантность интерпретируется как готовность власти допускать инакомыслие в обществе и даже в своих рядах, разрешать в рамках конституции деятельность оппозиции, способность достойно признать свое поражение в политической борьбе, принимать политический плюрализм как проявление разнообразия в государстве. В психолого-педагогическом контексте нет однозначного понимания толерантности, несмотря на довольно широкое распространение данного термина в социологии, психологии и педагогике. А. Асмолов считает, что это качество выражает три пересекающихся значения: устойчивость, терпимость и допустимое отклонение[3,с.213]. Толерантность (терпимость) - это не одно и тоже, что терпение или терпеливость. Если терпение выражает чаще всего чувство или действие со стороны испытывающего боль, насилие или другие формы негативного воздействия, то терпимость заключает в себе уважение или признание равенства других и отказ от доминирования или насилия. Терпимость - это свойство открытости и свободного мышления. Это - личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда являются многомерными, а значит, и взгляды на этот мир различны и не могут и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу. "Терпимость - это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира", - говорится в Декларации принципов терпимости, принятой Генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году. В Декларации толерантность определяется как «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности, отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждение норм, установленных в международно-правовых актах в области прав человека»[18,с.27]. Толерантность – терпимость по отношению к инакомыслию, чужим взглядам, верованиям, поведению, к критике другими своих идей, позиций и действий и т.д. Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира. Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного. Толерантность также требует предоставления каждому человеку возможностей для социального развития без какой-либо дискриминации. Это качество личности, которое является составляющей гуманистической направленности личности и определяется ее ценностным отношением к окружающим. При рассматривании толерантность как индивидуального свойства личности, можно отметить, что с развитием цивилизации сфера значимого у индивида и общества неуклонно расширяется: появляются все новые и новые основания для не безразличия. А ведущими проявлениями не безразличия являются толерантность и интолерантность. Как установка толерантность должна носить характер индивидуального добровольного выбора: она не навязывается, а приобретается через воспитание, информацию и личный жизненный опыт. Как действие толерантность - это активная позиция самоограничения и намеренного невмешательства, это добровольное согласие на взаимную терпимость разных и противостоящих в несогласии субъектов [56; с. 20]. Толерантные установки и действия могут не совпадать в своих проявлениях на уровне личности и общества и даже на уровне отдельной личности. Толерантность и интолерантность - одни из наиболее существенных явлений и поведенческих характеристик индивида. Их можно охарактеризовать как: взаимообратимые понятия (чем более индивид толерантен, тем менее он интолерантен, и наоборот); особые отношения, которые формируются на основе оценки некоего объекта (чаще - другого индивида) благодаря постоянной связи с ним; отношения, наполняемые дополнительными эмоциями (дружелюбие, общительность, радость, гнев, досада, злость); характеристика конкретного поведения индивида в той или иной ситуации, а также характеристика стиля его поведения в целом [8, с. 7]. Изучив специальную литературу, мы пришли к выводу, что толерантность не является врожденным групповым или индивидуальным свойством человека, а представляет собой постоянное и направленное усилие на конструирование определенного отношения и на его основе осуществление определенных личностных и общественных норм поведения. Значит, толерантным отношением мы можем считать такое отношение, когда человек стремится достичь взаимопонимания и реализации собственных целей путем достижения согласованности своих действий с действиями других людей без применения каких-либо мер насилия, принуждения или давления, а лишь посредством взаимодискуссии и убе*ждения [57; с. 40]. С.К. Бондырева, например, дает следующее определение толерантности: «Толерантность – это особое отношения, которые формируются (как и всякое другое отношение) на основании оценки некоего объекта (чаще – другого индивида) благодаря постоянной связи с объектом». [8, с.5]. Интерес к анализу ценностной значимости толерантности обеспечивается не только социальным заказом на современном этапе развития нашего общества, но и поиском универсальных, «всевременных» механизмов построения человеческих отношений. Толерантность в истории культуры выполняет функцию идеальной модели формирования взаимоотношений в обществе. Поэтому оказывается закономерным наличие рассогласования между декларативным и действительным, поведенческим вариантом принятия данной ценности[3, с.23] . В литературе, посвященной роли этико-культурных ценностей в целом, категория толерантности употребляется, как правило, в качестве сопутствующей. Выделение феномена терпимости в большинстве работ оказывается затруднительным, так как фактический ее механизм описывается с помощью синонимов или операционально. Таким образом, понятие толерантности, хотя и отождествляется большинством источников с понятием терпения, имеет более яркую активную направленность. Толерантность - не пассивная, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды. Толерантность - привилегия сильных и умных, не сомневающихся в своих способностях продвигаться на пути к истине через диалог и разнообразие мнений. Основой толерантности является признание права на отличие. Она проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь, понимании и принятии традиций, ценности и культуры представителей другой национальности и веры. В то же время толерантность вовсе не означает безразличие к любым взглядам и действиям. Ученый-политолог из Оксфорда Джонатан Ролз полагает, что «общество имеет право на подавление и притеснение неадекватного субъекта только в целях самозащиты, когда этот неадекватный субъект демонстрирует нетерпимость, угрожающую общественному порядку». Так, например, аморально и преступно мириться с расизмом, насилием, унижением достоинства, ущемлением интересов и прав человека. Нельзя мириться в том случае, если искажаются научные данные или сведения, экспериментально доказанные. Если невозможно однозначно оценить, что лучше, что оптимальнее, где истина, то целесообразно уважительно и спокойно отнестись к инакомыслию, оставаясь при своих убеждениях[4,с.51]. Толерантность - интегрированное качество. Если она сформирована, то и проявляется во всех жизненных ситуациях и по отношению ко всем людям. В то же время, опыт показывает, что человек может быть толерантным в отношениях с близкими, знакомыми, но пренебрежительно, нетерпимо относиться к людям другой веры или национальности. В этой связи, на наш взгляд, можно говорить о межличностной, социальной, национальной толерантности и веротерпимости. Межличностная толерантность проявляется по отношению к конкретному человеку; социальная - к конкретной группе, обществу; национальная - к другой нации; веротерпимость - к другой вере. Безусловно, все эти аспекты должны быть учтены при планировании работы, направленной на воспитание толерантности у детей, так именно этот период является наиболее синзетивным для ее становления и развития. Анализ психологической литературы по проблемам толерантности показывает, что толерантность является существенной характеристикой личностного развития в трудах многих ученых. Ряд авторов раскрывают понятие «толерантность» на основе рассмотрения его противоположного значения «интолерантность». Интолерантность понимается как качество личности, характеризующееся негативным, враждебным отношением к особенностям культуры той или иной социальной группы, к иным социальным группам в общем или к отдельным представителям данных групп. «Толерантность - это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира», - так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году. Толерантность - это миролюбие, терпимость к этническим, религиозным, политическим, конфессиональным, межличностным разногласиям, признание возможности равноправного существования «другого». Толерантность - это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного[18,с.16]. На складывание жизни мирового социума в условиях формирования демократических институтов в последнее столетие оказывает большое влияние изменение характера объективации инаковости. Начало демократического переустройства общества было связано с борьбой за права человека, которые понимались как неотъемлемо присущие человеку по факту его существования независимо от фенотипических, социально-демографических характеристик, а также мировоззренческих установок. Результатом этого было политико-правовое оформление прав человека, прежде всего, как права на индивидуальность. Наметившиеся в последнее столетие в мировом сообществе тенденции к интеграции, чему способствовало стремительное развитие средств массовой коммуникации, стали сейчас определяющими в складывающейся конфигурации глобального социального пространства. В этих условиях проблема гармонизации социальных отношений актуализируется двумя обстоятельствами, во-первых, обострением и выявлением ценностно-нормативных различий как неизбежного следствия интеграции и, во-вторых, включенностью людей через средства массовой информации в неограниченное количество социальных связей[36,с.213]. В настоящее время в отечественной общественной мысли идет поиск нормативно-ценностной парадигмы, которая бы стала основой для оптимальных форм социального взаимодействия в условиях традиционной для страны поликультурности и нормативно-декларируемого плюрализма во всех сферах жизни социума. В качестве таковой в Российской Федерации на государственном уровне утверждено - формирование толерантности и преодоление экстремизма.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 43 страницы
2500 руб.
Дипломная работа, Педагогика, 108 страниц
2000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg