Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ИСТОРИЯ

Становление российской формы правления с IX – по первую четверть XX веков

rock_legenda 2280 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 76 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.02.2022
Магистерская диссертация содержит 76 с., 55 источников. МОНАРХИЯ, РАННЕФЕОДАЛЬНАЯ МОНАРХИЯ, ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ, ДУАЛИСТИЧЕСКАЯ МОНАРХИЯ, ПАРЛАМЕНТСКАЯ МОНАР-ХИЯ, СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ МОНАРХИЯ, БОЯРСКАЯ ДУМА, ЗЕМСКИЙ СОБОР, ЗЕМСТВА, ПРИКАЗЫ, АБСОЛЮТНАЯ МО-НАРХИЯ, ЦАРЬ, ИМПЕРАТОР Цель исследования заключается в рассмотрении монархической фор-мы правления в России в период с IX века по первую четверть XX века. Для решения поставленной цели, необходимо решить следующие зада-чи: - рассмотреть теоретические основы монархической формы правления; - охарактеризовать признаки и виды монархий; - изучить становление раннефеодальной монархии в Древней Руси; - проанализировать особенности зарождения и развития сословно - представительной монархии в России; - выделить признаки абсолютной монархии как формы правления в Российской империи; - охарактеризовать особенности становления монархической формы правления в России с IX века по 1 четверти XX века по сравнению с другими государствами. Объект исследования - это монархия, как форма правления, на разных этапах своего развития. Предметом исследования являются особенности, характерные для монархической формы правления на территории Российского государства в период древности, сословного представительства и абсолютизма.
Введение

Определяя понятие – форма правления необходимо ответить на вопрос о том кто и как правит осуществляет государственную власть в государ-ственно-организованном обществе как устроены организованы и действуют в нем государственно-властные структуры органы государства. В теоретиче-ском осмыслении государства особое место занимает форма правления. Так уже Аристотель вслед за Платоном столкнувшись с самыми разными фор-мами организации и осуществления государственной власти в древнем мире попытался разработать классификацию государств по критерию кто и как правит в этих государствах т.е. по критерию формы правления. Он выделил несколько форм правления республику, монархию, деспо-тию, положив в основу классификации способы образования органов госу-дарств их соотношение, приемы осуществления государственной власти. Надо отметить что вообще классификация мощный инструмент мето-дологии теории государства и права который позволяет не только упорядо-чить по определенным критериям все множество различных политико-правовых явлений и процессов но выделять самое типичное сущностное в этих явлениях и процессах а также случайное субъективное размещать их в определенных пространственно-временных рамках на временной шкале ис-тории и шкале географических координат. Только такой подход и позволяет эффективно усваивать осмысливать те условия и причины, которые лежат в основе возникновения функционирования развития политико-правовых яв-лений процессов институтов. Cовременная отечественная теория государства и права как наука об-щественного развития может предложить более глубокое и достаточно обос-нованное понимание формы правления как одной из основных характери-стик устройства государства дать более взвешенную классификацию этих форм наметить более реальный прогноз их развития. Кроме того, следует заметить что становление той или иной формы правления в разных государ-ствах имеет свои особенности, которые объясняются природно - климатиче-скими условиями, географическим положением, сложившейся исторической обстановкой. Многие ученые в последнее десятилетие высказывают мысль о восста-новлении монархической формы правления в России. По данным проводи-мого Всероссийским центром исследования общественного мнения в 2019 г. социологического опроса, среди населения России 28 % высказались за воз-рождение монархии, хотя не сумели назвать человека, который мог бы стать царём. И хотя для перехода к монархии в настоящее время нет никаких предпосылок, граждане, изучая историю государства должны знать об исто-рии становления, особенностях развития данной формы правления в России. Поэтому теоретические основы становления и развития монархии, как формы правления в Российском государстве являются весьма актуальными в настоящее время. Исходя из вышесказанного цель магистерской работы - рассмотрение монархической формы правления в России в период с IX века по I четверть XX века. Для решения поставленной цели, необходимо решить следующие зада-чи: - рассмотреть теоретические основы монархической формы правления; - охарактеризовать признаки и виды монархий; - изучить становление раннефеодальной монархии в Древней Руси; - проанализировать особенности зарождения и развития сословно - представительной монархии в России; - выделить признаки абсолютной монархии как формы правления в Российской империи; - охарактеризовать особенности становления монархической формы правления в России с IX века по 1 четверти XX века по сравнению с другими государствами. Объект исследования - это монархия, как форма правления, на разных этапах своего развития. Предметом исследования являются особенности, характерные для мо- нархической формы правления на территории Российского государства в период древности, сословного представительства и абсолютизма. Проблемы государственного устройства, выбора формы организации государственной власти, в том числе формы правления, всегда были и оста-ются актуальными для каждого народа. Это отметили в свое время русские исследователи: И.А. Ильин, Н.М. Коркунов, Н.И. Лазаревский, И.Л. Солоне-вич, Л.А. Тихомиров. Исследованием данной темы занимались такие учёные, как Венгерова А.Б., Кашанина Т.В., Котошихин Г.К., Лазарева В.В., Носов Н.Е., Черепнин Л.В. При исследовании данной проблемы использовались методы: 1. формально-юридический, для понимания работы монархического аппарата именно с юридической точки зрения; 2. сравнительно-исторический, для проведения сравнения между со-временностью и историей и понимания значимости изучения монархий на современном этапе для исторической дисциплины; 3. сравнительно-правовой, для выделения общих закономерностей правового развития монархий; 4. метод системного анализа, для изучения монархии как системного элемента современного мирового сообщества; 5. формально-логический, для изучения действия монархического ап-парата в соответствии с законами формальной логики; 6. психологический, для понимания монархического правосознания, как такового. Выводы, сделанные автором, имеют практическое значение и могут быть использованы в учебном процессе в курсе преподавания учебных дис-циплин «Теория государства и права», «История государства и права Рос-сии». Результаты исследования были апробированы на научно – практиче-ской конференции. Положения выносимые на защиту. 1. Форма государственного правления - это структура высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компе-тенции между ними. Различаются две формы правления: монархия (древне-восточная, римская централизованная, средневековая раннефеодальная, со-словно-представительная, абсолютная, современная конституционная); рес-публика (афинская демократическая, римская аристократическая, спартан-ская аристократическая, средневековые города-республики, современные парламентские, президентская, социалистическая). Монархия - форма правления, где вся верховная власть пожизненно принадлежит одному лицу – монарху, который наследует ее как представи-тель правящей династии, она не ограничена во времени и он выступает еди-ноличным главой государства, не отвечая перед населением за свои властные действия. Выделяют виды монархии: абсолютную и ограниченную. Абсолютная монархия - монархия, предполагающая неограниченную власть монарха. При абсолютной монархии возможно существующие орга-ны власти полностью подотчётны монарху, а воля народа официально может выражаться максимум через совещательный орган. Ограниченная (конституционная) монархия, представляет собой фор-му правления, при которой власть монарха значительно ограничена пред-ставительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх не вправе изменить конституцию. Кон-ституционная монархия возникает в период становления буржуазного обще-ства. Конституционная монархия бывает парламентарной и дуалистической. 2. Раннефеодальная монархия - форма правления, хронологически первая из форм феодальной монархии. Развивается при переходе к феода-лизму в зависимости от климатических особенностей региона либо от рабо-владельческого строя, либо непосредственно от первобытнообщинного строя. Сохраняется также в период феодальной раздробленности. Раннефео-дальная монархия - это форма правления в феодальном государстве, которая характеризуется слабостью центральной королевской власти, наличием са-мостоятельных или полусамостоятельных территорий, практической неза-висимостью крупных феодалов от центральных государственных органов. Великий князь, стоявший во главе Древнерусского государства являл-ся старшим по отношению к местным князям. Он владел самым большим и сильным княжеством. Его функции заключались главным образом в органи-зации вооружённых сил, командовании ими, в сборе дани, налаживании внешней торговли. Затем деятельность князя усложнилась - всё большее зна-чение приобретала деятельность в области управления: назначение местной администрации, княжеских агентов, законодательная и судебная деятель-ность, руководство внешними сношениями. Доходы князя составлялись из феодальных повинностей с его собственных земель, дани (подати), судебных пошлин, уголовных штрафов (вир и продаж), других поборов. Великий князь обязан был в своей деятельности опираться на совет крупных феодалов - бояр, духовенство. Совет не имел четко определённой компетенции. Вместе с князьями бояре решали важнейшие вопросы управления, внешней полити-ки, судили, принимали законы. В IX-X вв. сформировался важнейший фор-мально-юридический признак раннефеодальной монархии - наследственная передача престола. С конца X в. в организации власти великого князя происходят серьёз-ные изменения. Между ним и князьями-наместниками, которые приобретают всё больше веса и самостоятельности, устанавливаются отношения вассалите-та. Во главе управленческой лестницы - великий киевский князь - сюзерен, но он лишь первый среди равных, он - старейший обладатель самого богатого стола. Остальные князья - молодшие - его вассалы, их отношения с ним стро-ятся на основе договора. Вассалы обязаны оказывать старейшему особый почёт, военную помощь, экономическую поддержку, особенно во время вой-ны. В свою очередь сюзерен брал на себя обязанность защищать вассала от обид и притеснений какой-либо третьей стороной, оделять его землёй. Особой структурой в государственном управлении были феодальные съезды, на которых князья согласовывали политику, обсуждали законы, из-гоняли со столов нерадивых, провинившихся, нарушивших «крестную гра-моту», принимали решения о войне и мире, заключали союзы. 3. Сословно - представительная монархия - вид монархии при которой власть главы государства ограничена властью представительного (совеща-тельного) органа, состоящего из людей разных сословий с определенными законодательными полномочиями. Сословно - представительная монархия соответствует периоду расцвета феодального экономического и социально - политического строя. Характер-ными особенностями данной формы правления были значительное усиление центральной государственной власти, сосредоточение в руках монарха ос-новных рычагов управления государственными делами, опора его не только на крупное, но и на мелкое и среднее дворянство, а также на широкие слои городского населения. Высшая власть к середине XVI века в Российском государстве осу-ществлялась великим князем и Боярской думой. С образованием единого государства возрос авторитет великокняжеской власти. Великому князю принадлежало право назначать на высшие государственные должности, в том числе и в Боярскую думу. Он же возглавлял вооружённые силы страны и ведал внешнеполитическими делами. От его имени издавались законы. Вели-кокняжеский суд был высшей судебной инстанцией. При всём этом власть ве-ликого князя была ограничена Боярской думой, являвшейся сословным ор-ганом княжеско-боярской аристократии. Бояре занимали ключевые посты в центральном и местном аппарате. Наряду с великим князем бояре решали наиболее значительные судебные споры феодалов. Все важнейшие внешне-политические дела рассматривались великим князем совместно с боярами. Думные должности бояр и окольничих находились в руках у небольшого числа аристократических фамилий. Феодальная знать вела постоянную борьбу за земли, чины и звания. Порядок назначения на думные и другие высшие судебно-административные и военные должности определялся системой местниче-ства, т.е. положением феодала на сословно-иерархической лестнице. Это по-ложение, прежде всего, зависело от знатности рода, т.е. от происхождения. Органом сословного представительства стали Земские соборы, дей-ство- вавшие в России чуть более ста лет (первый - в 1549 г., последний - в 1653 г.). В основе их деятельности лежала идея соборности, т.е. общественного со-гласия всего населения страны. От его имени Зем¬ский собор принимал реше-ния по важнейшим проблемам текущей жизни, а затем цари приводили эти решения, как бы санкционированные всеми сословиями, в исполнение. 4. Абсолютная (неограниченная) монархия - это никем неограниченная власть монарха, который сам издает законы, выступает в роли высшего судьи, является верховным главнокомандующим, назначает и освобождает от должности чиновников. Абсолютизм - форма феодального государства, при которой монарху принадлежала неограниченная верховная власть, а феодальная государственность достигла наивысшей степени централизации. При абсолютизме глава государства (обычно наследственный) рассматри-вался с юридической точки зрения как единственный источник законодатель-ной и исполнительной власти. Последняя осуществлялась зависимыми от не-го чиновниками. Для абсолютизма характерны наличие постоянной армии (также зави-симой от государя), развитых бюрократического аппарата и форм делопро-изводства, всеобъемлющей системы государственного обложения, единого для всей территории законодательства, общегосударственной экономической политики, выражавшейся в различных формах протекционизма и регламен-тации деятельности промышленников. Переход к абсолютизму в России проявлялся в разных сферах полити-ческой жизни: в росте самодержавной власти царя, в отмирании земских со-боров как сословно-представительных учреждений, в эволюции состава Бо-ярской думы и приказной системы, в повышении значения различных слоев населения в государственном аппарате, в появлении первых зачатков регу-лярной армии, в победном исходе для царской власти ее соперничества с властью церковной. Время возникновения абсолютной монархии на территории России - вторая половина ХVII в. а окончательное ее оформление - первая четверть ХVIII в. Одним из существенных факторов образования абсолютизма в Рос-сии является внешнеполитический фактор. Особенность российского абсолю-тизма состояла в том, что он возник на базе противоборства сил внутри од-ного класса сословия, т.е. между дворянством и боярством. Представляется, что для образования абсолютизма в России необходима вся совокупность ис-торических, экономических, социальных, внутри- и внешнеполитических причин. 5. В истории становления и развития монархии, как формы правления в России можно выделить следующие исторические этапы. Первый период - раннефеодальная монархия (IX - середина XVI вв.). Общественные отношения строились па принципе вассалитета - сюзерените-та, при относительной свободе основной массы населения. В этом периоде можно выделить подпериоды: Киевская Русь или «держава Рюриковичей» (IX - первая четверть XII вв.). Второй этап - «удельная» Русь - время само-стоятельных феодальных государств Древней Руси (XII – XIV вв.). На этом этапе с раннефеодальной монархией соседствовала республиканская форма правления - в Великом Новгороде и Пскове. Далее государственность Мос-ковской Руси на раннем этапе ее развития ( XIV - XVI вв.). Второй период - сословно-представительная монархия (XVI - XVII вв.) с ее главными атрибутами - Боярской думой и Земским собором. В этом пе-риоде происходит закрепощение основной массы населения: крестьян и по-садских людей, оформляется феодальная собственность на землю и система феодального права. Третий период - абсолютная монархия (XVIII - первая четверть XX вв.).
Содержание

Введение 5 1 Общая характеристика монархии как формы правления 13 1.1 Понятие и признаки монархии 13 1.2 Виды монархии 19 2 Эволюция монархической формы правления в России с IX века по первую четверть XX века 27 2.1 Раннефеодальная монархия как форма правления в Древней Руси 27 2.2 Сословно - представительная монархия как форма правления в России 39 2.3 Становление абсолютной монархии как формы правления в Российской империи 49 3 Особенности становления монархической формы правления в России с IX века по первую четверть XX века 60 Заключение 69 Библиографический список 72
Список литературы

I Правовые акты 1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосо-ванием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Рос-сийская газета. – 1993. – 25 дек. – № 237. II Специальная литература 2 Абдулаев, М. И. Правоведение: учебник для высших учебных заведе-ний / М. И. Абдулаев. – М.: Норма, 2017. – 174 с. 3 Авдеев, Д. А. Форма правления в России: краткий конституционный очерк / Д. А. Авдеев. – Тюмень, 2020. – 244 с. 4 Автономов, А. С. Конституционное (государственное) право зару-бежных стран: учебник / А.С. Автономов. – М.: Юрайт, 2019. – 400 с. 5 Аронов, Д. В. Конституционное наследие российской либеральной правовой мысли – проблемы и перспективы использования на современном этапе конституционализма / Д. В. Аронов // Современное общество и право. – 2020. – № 1. – С. 18 - 25. 6 Афанасьева, В. И. История государства и права России: учебник / В. И. Афанасьева. – М: Высшая школа, 2019. – 176 с. 7 Бердяев, Н. А. О России и русской философской культуре / Н. А. Бердяев. – М.: Проспект, 1990. – 172 с. 8 Вернадский, Г. В. История России. Киевская Русь / Г. В. Вернадский. – М: ЛЕАН, 2019. – 448 с. 9 Гелиева, И. Н. Некоторые вопросы формы государственного правле-ния в России / И. Н. Гелиева // Общество и право. – 2019. – № 1. – С. 42 - 45. 10 Греков, Б. Д. Киевская Русь / Б. Д. Греков. – М.: АСТ, 2004. – 672 с. 11 Долгополов, П. С. Понятие, признаки и форма государства / П. С. Долгополов. – М.: Юрайт, 2021. – 136 с. 12 Зазнаев, О. И. Осмысление форм правления в зарубежной политиче- ской науке: новейшие дискуссии / О. И. Зазнаев // Политическая наука. – 2020. – № 1. – С. 10 - 33. 13 Захаров, Н. А. Система русской государственной власти / Н. А. За-харов. – М.: Проспект, 2012. – 400 с. 14 Ильин, И. А. О государственной форме / И. А. Ильин. – М.: Эксмо, 2006. – 912 с. 15 Ильин, И. А. Национальная Россия: наши задачи / И.А. Ильин. – М., 2007. – 464 c. 16 Ильин, И. А. О монархии и республике / И. А. Ильин. – М.: Русская книга, 1994. – 576 с. 17 Исаев, И. А. История государства и права России / И. А. Исаев. – М.: Юрайт, 2018. – 358 с. 18 История России от древнейших времен до начала XX в. / под. ред. И. Я. Фроянова. – М.: Юрайт, 2018. – 385 с. 19 История политических и правовых учений. XVII – XVIII века. – М.: Юрайт, 2020. – 488 с. 20 Кабардин, М. С. Была ли возможность у Российской Империи стать конституционной монархией? / М. С. Кабардин // Молодой ученый. – 2020. – № 5. – С. 345 - 347. 21 Карнишина, Н. Г. Государственно-церковные отношения в России во второй половине XIX в. / Н. Г. Карнишина // Государство и право. – 2019. – № 4. – С. 27 - 31. 22 Карнишин, В. Ю. Исторический опыт российских модернизаций XIX – XXI веков: специфика регионального развития / В. Ю. Карнишин. – Казань, 2018. – 230 с. 23 Ключевский, В. О. Курс русской истории / В. О. Ключевский. – М.: Норма, 1999. – 590 с. 24 Коркунов, Н. М. Русское государственное право / Н. М. Коркунов. – СПб., 1914. – 633 с. 25 Кравец, И. А. Конституционализм и российская государственность в начале ХХ века / И.А. Кравец. – М.: Юрайт, 2019. – 213 с. 26 Лаппо-Данилевский, А. С. Идея государства и главные моменты ее развития в России со времени смуты и до эпохи преобразований / А.С. Лап-по-Данилевский // Полис. – 2014. – № 1. – С. 179 - 184. 27 Марченко, М. Н. Проблемы теории государства и права: учебник / М. Н. Марченко. – М.: Проспект, 2020. – 768 с. 28 Морозова, Л. А. Форма правления в трактовке русских дореволю-ционных юристов / Л.А. Морозова // Актуальные проблемы государства и права. – 2019. – № 11. – С. 281 - 295. 29 Морозова, Л. А. Теория государства и права: учебник / Л. А. Моро-зова. – М.: Эксмо, 2019. – 480 с. 30 Наумов, А. Н. Из уцелевших воспоминаний: 1868-1917 гг.: в 2 кни-гах. / А. Н. Наумов. – Нью-Йорк, 1955. – Кн. 2. – 505 с. 31 Носов, Н. Е. Становление сословно-представительных учреждений в России / Н. Е. Носов. – М.: Проспект, 1999. – 298 с. 32 Перевалов, В. Д. Теория государства и права: учебник / В. Д. Пере-валов. – М.: Юрайт, 2019. – 379 с. 33 Победоносцев, К. Н. Великая ложь нашего времени / К. Н. Победо-носцев. – М.: Проспект, 1993. – 153 с. 34 Политическая история России: хрестоматия для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2019. – 572 с 35 Проблемы общей теории права и государства / под редакцией В. С. Нерсесянца. – М.: Норма, 2020. – 832 с. 36 Протасов, В. Н. Теория государства и права: учебник. / В. Н. Про-тасов. – М.: Юрайт. – 2019. – 495 с. 37 Рогов, В. А. Государственный строй Древней Руси: учебное пособие / В.А. Рогов. – М.: Проспект, 2016. – 325 с. 38 Российское законодательство X - XX веков: хрестоматия. – М.: Про-спект, 2018. – 546 с. 39 Садохина, Н. Е. Дуализм формы правления в современных госу-дарст- вах / Н. Е. Садохина // Вестник ТГУ. Гуманитарные науки. Право. – 2019. – С. 440 - 445. 40 Селютина, Е. Н. Проблемы классификации форм государственного правления в современных условиях / Е. Н. Селютина // Ученые записки Ор-ловского государственного университета. – 2020. – № 4. – С. 39 - 42. 41 Симонишвили, Л. Р. Формы правления: история и современность: учебное пособие / Л. Р. Симонишвили. – М.: Флинта: МПСИ, 2020. – 280 с. 42 Смирнов, Ю. Н. Российская модернизация от колонизации до рево-люции / Ю. Н. Смирнов. – М.: Юрайт, 2018. – 869 с. 43 Солоневич, И. Л. Народная монархия / И. Л. Солоневич. – М.: Про-спект, 2005. – 470 с. 44 Сперанский, М. М. Об образе правления / М. М. Сперанский. – М., 1961. – 300 с.. 45 Стрейкмане, Л. Р. Форма правления в Российской Федерации / Л. Р. Стрейкмане // Молодой ученый. – 2019. – № 1. – С. 120 - 123. 46 Татищев, В. Н. История Российская / В. Н. Татищев.– М., 1962. – 361 с. 47 Теория государства и права: учебник / отв. ред. В. Д. Перевалов. – М.: Юрайт, 2019. – 496 с. 48 Тихомиров, Л. А. Монархическая государственность / Л. А. Тихо-миров. – М.: Айрис, 2006. – 624 с. 49 Худолей, Д. М. Основные, гибридные и атипичные формы правле-ния / Д. М. Худолей // Вестник Пермского университета. Юридические науки. – 2018. – №. 4. – С. 53 - 65. 50 Черепнин, Л. В. Земские соборы русского государства в XVI-VII вв / Л. В. Черепнин. – М.: Проспект, 2016. – 289 с. 51 Чиркин, В. Е. Нетипичные формы правления в современном госу-дарстве / В. Е. Чиркин // Государство и право. – 2020. – № 1. – С. 109 - 115. 52 Чистяков, О. И. Образование русского централизованного государ-ства и развитие права / О. И. Чистяков. – М.: Проспект, 1999. – 568 с. 53 Чичерин, Б. Н. Россия накануне ХХ столетия / Б. Н. Чичерин. – Бер- лин, 1901. – 127 с. 54 Швандерова, А. Р Теория государства и права: учебник / А. Р. Швандерова. – М.: Прометей, 2017. – 326. 55 Юшков С. В. История государства и права России (IX - XIX вв.) / С. В. Юшков. – Ростов н/Д : Феникс, 2017. С. 56.
Отрывок из работы

1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОНАРХИИ КАК ФОРМЫ ПРАВ-ЛЕНИЯ 1.1 Понятие и признаки монархии Монархия наряду с республикой является одной из двух форм правле-ния, известных теории государства и права. Власть монарха, как правило, является пожизненной и передается в порядке престолонаследия. Возникнув в условиях рабовладельческого общества, монархия становится основной формой государственного правления при феодализме и сохраняет лишь тра-диционные, в основном формальные черты монархического правления в буржуазном обществе. В переводе с греческого языка под монархией понимается единовла-стие, единодержавие. Государство, в котором верховная власть в стране со-средоточена полностью или частично в руках единоличного главы государ-ства и обычно передаётся по наследству от отца к старшему сыну, реже - к дочери или родственнику по боковой линии, и ни один орган власти не впра-ве повлиять на этот процесс . «Монархия - форма правления, где вся верховная власть пожизненно принадлежит одному лицу - монарху, который наследует ее как представи-тель правящей династии, выступает единоличным главой государства и не отвечает перед населением за свои властные действия» - так считает Прота-сов В.Н. По мнению Перевалова В.Д., «монархия - это сосредоточение высшей государственной власти у одного человека - монарха, которая, как правило, передается по наследству, деятельность монарха не ограничена во времени, он не несет юридической ответственности ни перед населением, ни перед су-дебными органами» . Морозова Л.А. называет типичные черты монархической формы прав-ления, а именно: - наличие единоличного правителя; - династическое наследование власти; - пожизненность правления: законы монархий не предусматривают ни-каких оснований для отстранения монарха от власти; - концентрация в руках монарха всей полноты власти; - отсутствие какой - либо ответственности монарха за то, как он управ-ляет страной, он несет ответственность только перед Богом и историей . Вслед за ней Протасов В.Н. выделяет следующие признаки данной формы правления: - существование единоличного носителя верховной государственной власти; - династическое наследование верховной власти; - пожизненная принадлежность власти монарху: законы монархии не предусматривают отстранения монарха от власти ни при каких обстоятель-ствах; - власть монарха предстает как непроизводная от власти народа (власть приобретается «милостью Божией»); - отсутствие юридической ответственности монарха за свои действия как главы государства. Как видим, исследователи практически выделяют одинаковые типич-ные признаки монархии, что позволяет нам определить ее характеристику: - наличие единоличного пожизненного главы государства, его могут называть - царь, король, император, шах; - наследственный порядок преемственности верховной власти; - отсутствие юридической ответственности монарха за свои действия как главы государства. Одним из главных достоинств монархии является способность сохра-нять не формальность отношений монарха и подданного. Возможно, в силу этого монархия является более действенным символом единства. Правильно устроенная монархия может быть символом единства многонационального государства, в том числе империи. Монархия также может являться симво-лом единства нации, общественной стабильности. Даже формально конститу-ционные, а фактически декоративные монархии (вроде современной монар-хии в Великобритании) продолжают исполнять эту важную миссию - миссию символа и инструмента единства. В сфере социальных отношений монархия проводит исключительно благородные принципы. Это, например, верность - один из самых благород-ных критериев в отношениях между людьми. Одним из достоинств монархии является возможность принятия опера-тивного решения в случаях, когда времени на обсуждение просто нет. Еще одним важным достоинством монархии является способность эффективно выдвигать наиболее талантливых людей на руководящие посты . В монархической системе эта способность гораздо выше, нежели в рес-публиканской. Президент или премьер-министр будут видеть в талантливом министре или генерале конкурента, а следовательно, будут всячески придер-живать его. Монарх социально выведен из конкуренции и сам заинтересован в выдвижении талантливых людей, так как для него поражение страны - это угроза отречения, а гибель страны - гибель династии. Главный недостаток династической монархии - случайность рождения. При династическом наследовании нет гарантии, что не родится умственно неполноценный наследник. Очень часто династические наследники являли собой противоположность своим родителям. Взять, например, царствование Екатерины II и ее сына Павла. Екатерина царствовала, сосредоточив вокруг себя все величие. Павел был полной противоположностью своей матери. Па-вел принес с собой на престол не обдуманную программу, не знание дел и людей, а только обильный запас горьких чувств. Установленный незыбле-мый порядок вещей остался отрадным воспоминанием о екатерининской эпохе, тогда как правление Павла запечатлелось ощущением тяжкого гнета, мрака и обреченности. Еще одним широко распространенным недостатком монархии явля-ется фаворитизм, склонность к выдвижению любимцев. На Руси во второй поло-вине XVIII века фаворитизм стал почти государственным учреждением. Оба эти недостатка можно устранить составными политическими си-стемами, в которых монархия - не единственная форма, а действует в сочета-нии с другими формами аристократией или демократией. Монарх - это глава государства (император, царь, шах, король), кото-рый замещает эту должность, как правило, пожизненно и передает ее по наследству. Его власть считается непроизводной ни от воли его подданных, ни от воли какого-либо государственного органа или должностного лица. Наоборот, он считается источником всей власти в государстве. Хотя и редко, но встречаются случаи, когда одно и то же лицо является монархическим главой нескольких государств. Это так называемая личная уния. В наше время своеобразным ее примером служит тот факт, что коро-лева Великобритании считается одновременно главой государства в ряде стран, бывших некогда британскими колониями и сохраняющих статус до-миниона. С 1931 г. доминионы стали суверенными государствами, призна-ющими главой государства британского монарха. Как известно, Великобритания и большинство ее бывших колоний об-разуют Содружество (Commonwealth), именовавшееся ранее Британским со-дружеством наций, затем просто Содружеством наций. Сначала все государ-ства Содружества признавали британскую королеву своим главой государ-ства. Но когда в 1950 г. Индия стала республикой и ее примеру последовал ряд других членов Содружества, эти государства, избравшие своих прези-дентов, стали признавать британскую королеву лишь главой Содружества. Ныне из 49 стран Содружества она является главой государства в 17, к чис-лу которых принадлежат такие влиятельные государства, как Канада, Ав-стралия, Новая Зеландия. В каждом из этих государств британская королева назначает по рекомендации правительства соответствующего государства своего представителя - генерал-губернатора, который и осуществляет пол-номочия главы государства по упомянутой Вестминстерской модели. Эти государства часто имеют писаные кон- ституции, определяющие статус генерал-губернатора. Еще одной особенностью правового статуса монарха - главы государ-ства, как об этом пишет М. И. Абдулаев, является то, что он способен воз-вышаться над остальными органами государства, а в современных государ-ствах, конституции которых закрепляют принцип разделения властей, - над органами законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, то есть обладает верховенством . Монарх обладает верховной неограниченной властью. Эти понятия взаимосвязанны и дополняют друг друга. Хотя, не все теоретики разделяют эту точку зрения. А. Р. Швандерова отмечает: «Если верховенство понимает-ся как власть, стоящая над правом и над подзаконным управлением, то не-ограниченность есть отрицание всяких возможностей, при которых эта власть могла бы оказаться ниже какой-либо другой или хотя бы на одной плоскости с какой-либо другой, а в результате этого подправной. Неограни-ченность есть действительно только отрицательное выражение верховен-ства» . Одним из юридических проявлений подобной надправности и не-ограниченности верховной власти является принадлежащее ей конституци-онное право помилования, подписания или отклонения принятых парламен-том законов, формирования других органов государственной власти и пре-кращения их полномочий. Некоторые теоретики, анализируя указанные понятия, подчеркивает, что «монарх неограничен в праве издания, изменения и отмены законов, но самоограничен в обязанности подчиняться этому закону, пока не пришло время его изменения или отмены. Законы для верховной власти имеют, таким образом, лишь нравственное значение. Как только нравственная правда за-кона перестает работать, как только закон перестает обеспечивать поддержа-ние правды в обществе, верховная власть теряет необходимость самоограни-чиваться в отношении такого закона и либо изменяет, либо отменяет его во-все» . А. С. Автономов, раскрывая содержательную часть верховенства вла-сти монарха, отмечает, что занимая такое высокое место в государственной иерархии, он не должен заниматься вопросами повседневного управления делами государства, то есть непосредственным (конкретным) управлением. Как образно охарактеризовал такое положение японского императора, им-ператор - «лицо, стоящее над всеми. Его не касаются обывательские дрязги. Вернее, этого нельзя допускать» . Процесс формирования современного мира указывает о сокращении числа монархических государств. После Второй мировой войны в ранее мо-нархических Албании, Болгарии, Румынии, Венгрии, Греции провозглаше-ны республики, но все таки, этот процесс развивается с зигзагами. Вновь возобновлена монархия в Испании, Камбодже, в 90-х годах исламским эми-ратом объявлен Афганистан. В Албании и Бразилии в 90-х годах проводи-лись референдумы о возможности восстановления монархии (результат был отрицательным), такой референдум был назначен и в Болгарии (отменен парламентом). Небольшие группы населения выступают за возрождения мо-нархии в России и Румынии. Современные монархии претерпели значительные видоизменения, ко-торые отличают их от монархий прошлого. Общая тенденция объединена с ограничением власти монарха. Во всех развитых странах монарх везде стал безвластным институтом. В развивающихся странах монархию стараются украсить отдельными современными терминами. В конституциях говорится о «демократической и социальной» монархии (Конституция Марокко 1972 г.), «конституционно-монархическом» королевстве (Конституция Непала 1980 г.), монархии преподносят конституции там, где их раньше не было (Оман 1996 г.), создают сродство парламентских институтов (Национальное собра-ние в ОАЭ). В современном мире даже в демократических парламентарных монар-хиях монархи и члены их семей не могут быть привлечены к уголовной, гражданской или административной ответственности. Отдельные монархи не платят налоги и др. Он может покинуть престол лишь в порядке отречения от него, хотя в революционные эпохи в некоторых странах могли использо-ваться и уголовная ответственность, и казнь королей (Великобритания, Франция). В целом институт монархии представляет из себя пережиток, но приме-нение данной формы правления в той или иной стране обладает конкретным характером. Как уже говорилось, в ряде стран эта форма практически не оказывает влияния на характере политического строя, в других часто имеет предопределяющее значение для него. Приверженцы монархии достоинством данной формы правления счи-тают крепость поста главы государства, который не зависит от политических перемен и, как следствие, устойчивости государственной власти. К числу од-них из достоинств, также относят беспартийность монарха, а значит, теоре-тически его объективность, который вследствие этого может быть подлинным арбитром в обществе. Эти доводы несостоятельны для развитых государств, где монарх безвластен (хотя и может в определенных ситуациях использо-вать свои «спящие» прерогативы), и не отвечают условиям развивающихся стран, где монарх господствует, а если он и арбитр, то совершенно не безв-ластный. В развитых странах (Бельгии, Великобритании, Дании, Испании, Япо-нии) хоть какого-нибудь заметного движения за ликвидацию монархии и за-мену ее республикой не существует: монарх, скорее всего, лишь почетная должность, он не влияет, никаким образом, существенно на управление стра-ной. В развивающихся странах есть силы, старающиеся ликвидировать мо-нархию, их организации являются обычно тайными, конспиративными. Во многих, из этих стран, такие организации создавались военными, и как след-ствие, смогли прийти к установлению республики (Египет, Ливия, Эфиопия). 1.2 Виды монархии Форма правления представляет собой отражение способов организации государственной власти конкретного государства. Мы отмечали два вида формы правления - это монархия и республика. Самыми распространёнными видами монархий являются абсолютная и ограниченная. Абсолютная монархия - представляет собой разновидность монархиче-ской формы правления, характеризующуюся юридическим и фактическим сосредоточением всей полноты государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), а также духовной (религиозной) власти в руках монарха. Основной признак абсолютной монархической формы правления - отсутствие, каких–либо государственных органов, ограничивающих полно-мочия монарха . Большому государству свойственна либо монархия с аристократией, либо монархия с демократией. Если же они отсутствуют то, неизбежна мо-нархия с бюрократией. Франция в качестве бюрократического государства была лидером Западной Европы. В XVII столетии она стала страной Класси-ческого абсолютизма. Существовал так называемый «просвещенный абсолю-тизм», который означает лишь одно: на троне сидит абсолютный монарх, ко-торому на ухо нашептывает умные советы один из просветителей. В эпоху Просвещения существовал принцип общественного договора в варианте Т. Гоббса. Суть его в том, что в интересах дворянства или других сословий полномочия раз и навсегда делегируются государству, и поддан-ным остается только повиноваться. Именно этот принцип реализуется в аб-солютизме. В настоящее время можем встретить взгляды отдельных теоретиков, которые пытаются преувеличить роль монарха в абсолютных и в некоторых дуалистических монархиях . Считается, что только при его непосредствен-ном участии принимаются все государственные решения, осуществляется управление и вершится правосудие. Вместе с тем еще в XIX в. один из круп-нейших русских государствоведов Н. М. Коркунов отмечал, что «не всегда власть монарха безгранична. В конституционной монархии он разделяет свою власть с народным собранием. Но будет ли монарх абсолютным или ограниченным властителем, он все-таки имеет право участвовать так или иначе во всех проявлениях государственной власти, что придает ему значе-ние видимого главы и сосредоточения всей государственной деятельности» . В настоящее время в мире сохраняются 8 абсолютных монархий: Бах-рейн, Бруней, Ватикан, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия. В последние десятилетия в некоторых из этих стран были проведены реформы, но и они пока не изменили абсолютного характера монархий. Особую разновидность абсолютной монархии представляет абсолют-ная теократическая монархия - особая форма организации государственной власти, при которой последняя принадлежит церковной иерархии. Приме-ром такой монархии является Ватикан, где законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежат Папе, пожизненно избираемому коллегией кардиналов. Ограниченная монархия ограничивает власть монарха. Способы, формы ограничения власти монарха в различные эпохи неодинаковы. Наиболее типичными из них являются: сословно-представительная (в эпоху феодализма) и конституционная в двух разновидностях - дуалистической и парламентарной (в эпоху капитализма).
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Диссертация, История, 137 страниц
1800 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg