Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, МАРКЕТИНГ

Маркетинг образовательных услуг и направления его совершенствования (на примере ФГБОУ ВО «Поволжский ГУФКСиТ»)

rock_legenda 1650 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 66 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.02.2022
Цель выпускной квалификационной работы - совершенствование маркетинга образовательных услуг в ФГБОУ ВО «Поволжский ГУФКСиТ» Задачи: 1. Изучить теоретические аспекты деятельности маркетинга образовательных услуг; 2. Исследовать организацию маркетинга образовательных услуг на примере ФГБОУ ВО «Поволжский ГУФКСиТ»; 3. Разработать рекомендации по совершенствованию маркетинга образовательных услуг. Объект исследования – ФГБОУ ВО «Поволжский ГУФКСиТ Предмет исследования - деятельность маркетинга образовательных услуг в ВУЗе В процессе исследования использовались такие общенаучные методы и приемы как абстракция, анализ и синтез, методы группировки, сравнения и т.д. В структуре работы выделяются следующие части: введение, 3 главы, заключение и список использованных источников.
Введение

Ведущим сектором постиндустриальной экономики является сфера услуг. На сегодняшний день экономический рост измеряется в показателях качества жизни населения. Это понимание экономического развития отражается в возрастающей роли отраслей непроизводственной сферы во всём мире. Маркетинг непроизводственной сферы как экономическая категория находится в стадии формирования. Хотя как практика он существовал всегда, потому что неотделим от деятельности социальных институтов и отдельных организаций в условиях рыночных отношений. Некоммерческие продукты такие, как идеи, концепции, ценности рождаются, чтобы быть «внедрёнными» в сознание людей. Данные продукты конкурируют друг с другом, а их доведение до потребителя требует системного маркетингового мышления. Образование, как и другие отрасли социальной сферы, относится к сектору услуг. Оно производит и распространяет такие некоммерческие продукты как знания, мировоззрение, культурный опыт. Образовательные услуги можно рассматривать как в ряду коммерческих услуг, так и в системе некоммерческого маркетинга. Образование, как и другие услуги, имеет особенности, характерные для сервиса. От других сфер экономики его отличают: большой удельный вес женской рабочей силы, распространённость неформальной занятости, восприимчивость к технологическим инновациям. Образовательные услуги имеют долгосрочное влияние на потребителей и общество в целом. Все другие услуги, как правило, связаны с удовлетворением актуальных потребностей, а образование оказывает влияние как на получающего данные услуги индивида, так и на социально-экономическое развитие общества. Образовательные организации, производя такой социально значимый продукт как знания, совершенствуют человеческие ресурсы – основу общественного производства. В нашей работе проведен анализ маркетинга образовательных организаций, которые оказывают образовательные услуги и на коммерческой, и на некоммерческой основе. Мы рассмотрели специфику функционирования рынка образования, определив роль маркетинга образовательных услуг на нем, и проанализировав деятельность образовательного учреждения в контексте маркетинга. Данная тема является актуальной, так как обострилась конкуренция между образовательными учреждениями за привлечение потенциальных клиентов. В таких условиях необходимо повышать конкурентоспособность учебных заведений. Именно поэтому, стоит внедрять маркетинговый подход к формированию рынка образовательных услуг. В России переход к рыночным отношениям в сфере образования уже определился в обществе как свершившийся факт и получает всё большую основу во всех звеньях и сегментах системы образования. Все эти предпосылки и факторы свидетельствуют об актуальности и необходимости исследования маркетинга образовательных услуг.
Содержание

Введение 3 1. Теоретико-методологические основы изучения маркетинга образовательных услуг 6 1.1. Характеристика рынка образовательных услуг 6 1.2. Деятельность системы образования в контексте маркетинга услуг 12 1.3. Основное направление маркетинговой деятельности высших учебных заведений 21 2. Анализ практики маркетинга образовательных услуг на примере ФГБОУ ВО «Поволжский ГУФКСиТ» 31 2.1 Общая характеристика деятельности ФГБОУ ВО «Поволжский ГУФКСиТ» 31 2.2. Организационная структура ФГБОУ ВО «Поволжский ГУФКСиТ» 33 2.3. Анализ предоставляемых услуг в ФБГОУ ВО «Поволжский ГУФКСиТ» 37 2.4. Особенности продвижения услуг в ФГБОУ ВО «Поволжский ГУФКСиТ» 42 3. Предложения по совершенствованию маркетинга образовательных услуг в ФГБОУ ВО «Поволжский ГУФКСиТ» 50 Заключение 60 Список использованных источников и литературы 63
Список литературы

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. 06.04.2015 № 68-ФЗ) [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/, свободный. (Дата обращения: 23.05.2021 г.). 2. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 №3266-1(последняя редакция) [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1888/, свободный. (Дата обращения: 23.05.2021 г.). 1. Авдюкова А.Е. Разработка рекламного продукта для подтверждения образовательных услуг вуза. - 2018. – № 2. - С. 42-46. 2. Амбросов В.В. Маркетинг: стратегия и практика организации. – М.: Финстатинформ, 2016. – 341с. 3. Бассовский А.С. Основы маркетинга. – СПб.: Книжник, 2018. – 452с. 4. Босоргин Т.Л. Маркетинг: оценка конкурентных преимуществ предприятия. – М.: Инфра-М, 2017. – 428с. 5. Браверман А. Маркетинг в российской экономике переходного периода. - М.: Экономика, 2018. – 257с. 6. Виханский О.С. Основы управления предприятием: Учебное пособие. – М: Гардарика, 2018. – 496с. 7. Герасимов Н.В., Осокин Р.В. Основы маркетинга. – М.: Перспектива, 2017. – 342с. 8. Говорков А.И. Маркетинговые исследования: современная практика. – СПб.: Книжник, 2017. – 360с. 9. Голубков Е.П. Маркетинг для профессионалов: практический курс. – М.: Юрайт, 2016. – 480 с. 10. Голубков Е. П. О некоторых понятиях и терминологии маркетинга: Маркетинг в России и за рубежом. 2019. – 185с. 11. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. – М: Финпресс, 2016. – 356с. 12. Деркачев А.А. Управление маркетингом. – М: Инфра-М, 2017. – 341с. 13. Ерошин В. Финансово-экономические отношения в образовании: Педагогика. - 2018. - №3. 14. Завьялова М.И. Маркетинг на отечественных предприятиях. - М.: ЮНИТИ, ДАНА, 2018. – 317с. 15. Зиннуров У. Г. Маркетинг в деятельности вузов: теория и методы решения. - Уфа, 2016. – 156с. 16. Иванов В.Н., Выскребцев В.А. Основы маркетинга. – М.: Макцентр, 2017. – 425с. 17. Козлов В.А. Управление системой маркетинга на предприятии. – М.: ЮНИТИ, 2016. – 268с. 18. Кондратенко Н.М. Маркетинг: учебник для бакалавров. -2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во Юрайт ; ИД Юрайт, 2013. - 542 с. 19. Копылов Д.И. Маркетинг: основы формирования конкурентных преимуществ предприятия. – СПб.: Печатник, 2018. – 267с.80 20. Котлер Ф., Армстронг Г., Сандерс Дж., Вонг В. Основы маркетинга. – СПб.: Книжник, 2016. – 546с. 21. Котлер Ф. Маркетинг от А до Я. 80 концепций, которые должен знать каждый менеджер / пер. с англ. Т. Виноградова, А. Чех, Л. Царук. – М.: Альпина Паблишер, 2018. – 211 с. 22. Кравченко О.Н. Рекламная концепция и рекламный образ. Разработка эффективной рекламы [Текст] / О.Н. Кравченко. – М.: Litres, 2017. — 140 с. 23. Красильникова С. и другие. Маркетинг: Учебник. Банки и биржи, ЮНИТИ, 2017. – 580с. 24. Крылова Г.Д. Современный практикум по маркетингу: ситуационные задачи и тест – контроль: Учебное пособие./ Под. ред. акад. Романова А.М. – М.: Инфра-М, 2018. – 284с. 25. Кузнецова Л.В. Основы маркетинга: Учебное пособие. – М.: Вузовский учебник, Инфра-М, 2019. – 139с. 26. Кулибанова В.В. Маркетинг в сервисе [Текст]: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. В. Кулибанова. - М.: Юрайт, 2017. – 259 с. 27. Мамедов О.Ю. Основы маркетинга. – М.: КноРус, 2019. – 232c. 28. Матвеева Е.А. Новое понимание маркетинга. – Калининград: КГИММ, 2018. – 396с. 29. Михайлина Л.М. Методические указания к разработке маркетингового плана фирмы. – М.: Маркетинг, 2016. – 142с. 30. Морозов Ю.В. Основы маркетинга: Учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2016. – 148с. 31. Моряков П.Р. Маркетинг: ситуация и примеры. – М., ЮНИТИ ДАНА, 2018. – 467с. 32. Огарков Р.С. Основы менеджмента и маркетинга. – М: Инфра-М, 2017. – 426с. 33. Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг: методология, теория и практика. 2017. – 58 с. 34. Пашкус Н.А., Пашкус В.Ю. Стратегический маркетинг. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. – М.: Юрайт, 2018. – 226 с. 35. Пичурин И.И. Основы маркетинга. Теория и практика: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ, 2018. – 383c. 36. Реброва Н.П. Основы маркетинга: Учебник и практикум для МПО. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 277с. 37. Соловьев Б.А. Управление маркетингом: 17-ти модульная программа для 81 менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 13. – М.: Инфра-М, 2017. – 357с. 38. Сокол А.С. Маркетинг: управление организацией. – Киев: Уфи-МБ, 2016. – 317с. 39. Стати М.П. Методика планирования маркетинговой деятельности фирмы.// Маркетинг. – 2019. – №1. – С.24-30. 40. Уткина Э.А. Маркетинг. – М: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ», 2016. – 320с. 41. Чавад А.Г. Основные задачи по маркетингу для учреждений, оказывающих услуги // Вестник Таджикского национального университета. Серия социально-экономических и общественных наук. 2016. № 2-4 (204). С. 97-101. 42. Чернышева Т.Л. Реклама в социально-культурном сервисе и туризме: учебное пособие / Т.Л. Чернышева. — Электрон. дан. — Новосибирск: НГТУ, 2017. – 92 с. 43. Эриашвили Н.Д., Ховард К., Цыпкин Ю.А. и другие. Маркетинг: Учебник для вузов – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 256с. 44. Устав ФГБОУ ВО «Поволжская государственный университет физической культуры, спорта и туризма» [Электронный ресурс]: — Режим доступа: URL: https://www.sportacadem.ru/files/Sveden/Ustav_24.03.2021.pdf (Дата обращения: 26.05.2021) 45. Официальный сайт ФГБОУ ВО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.sportacadem.ru/ https://www.sportacadem.ru/, свободный. (Дата обращения: 26.05.2021). 46. Структура и органы управления образовательной организацией [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.sportacadem.ru/sveden/struct/, свободный. (Дата обращения: 26.05.2021 г.). 47. Финансово-хозяйственная деятельность [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.sportacadem.ru/sveden/budget/, свободный. (Дата обращения: 26.05.2021 г.).
Отрывок из работы

1. Теоретико-методологические основы изучения маркетинга образовательных услуг 1.1. Характеристика рынка образовательных услуг В современных социально-экономических условиях маркетинг распространился во все отрасли хозяйства. Маркетинговая деятельность уже стала неотъемлемой частью работы многих компаний и организаций. Производственные объединения и банки, торговые и посреднические фирмы открывают отделы маркетинга и ведут поиск специалистов. [30, c.48]. В настоящее время образование также становится частью рыночной системы. Оно выступает и как продавец образовательных услуг, и как покупатель наиболее квалифицированного человеческого капитала, и как общественный институт формирования рыночного сознания общества. В процессе реформирования высшей школы и осуществления экономической реформы в нашей стране происходит формирование рынка образовательных услуг. На рынке образовательных услуг появились учебные заведения различных форм собственности, различных типов, предоставляющие широкий спектр образовательных услуг, что создает между ними конкуренцию. В отношении деятельности образовательного учреждения предполагаются следующие установки и решения: 1. оказываются только те образовательные услуги, которые пользуются и будут пользоваться спросом на рынке. В соответствии с этим осуществляется перестройка потенциала и всей системы работы образовательного учреждения; 2. ассортимент образовательных услуг достаточно широк и интенсивно обновляется с учетом требований общества и научно-технического прогресса. Соответственно процессы и технологии оказания образовательных услуг гибки; 3. цены на образовательные услуги формируются под значительным влиянием рынка, а также действующих на нем конкурентов и величины платежеспособного спроса; 4. активно ведется коммуникационная деятельность. Она направлена на конкретные целевые группы потребителей образовательных услуг; 5. научно-педагогические исследования проводятся как по профилю учреждения, так и в сфере прогнозирования конъюнктуры рынка образовательных услуг; 6. в организационной структуре образовательного учреждения формируется подразделение маркетинга. Мы будем рассматривать рынок образовательных услуг как совокупность социально-экономических отношений между субъектами рынка с целью предоставления и получения образовательных услуг. Исходя из вышесказанного, маркетинг в сфере образования - это философия и тактика отношений потребителей и производителей образовательных услуг и продуктов в условиях рынка, также свободного выбора приоритетов и действий с обеих сторон. Целевым результатом маркетинговой деятельности является обеспечение выгоды через наиболее эффективное удовлетворение потребностей: личности - в образовании, учебного заведения - в развитии и благосостоянии сотрудников, фирм - в росте кадрового потенциала, общества - в расширенном воспроизводстве интеллектуального потенциала [17, c.273]. Одним из важных моментов при рассмотрении вопросов рынка образовательных услуг является определение субъектов и объектов рынка. По мнению А.П. Панкрухина, участниками рыночных отношений являются не только образовательные учреждения, но и потребители. А также широкие круги посредников, к которым относятся службы занятости, биржи труда, органы регистрации, лицензирования и аккредитации образовательных учреждений, и общественные институты и структуры, причастные к продвижению образовательных услуг и продуктов на рынке [34, с.86]. Среди субъектов маркетинга особую роль играет личность учащегося и студента. Они являются не только лицами, использующими образовательные услуги в процессе труда, но и их единственным конечным потребителем. Личность отличается от остальных потребителей образовательных услуг тем, что использует образовательный потенциал не только для создания материальных благ и зарабатывания средств для жизни, но и для удовлетворения собственных потребностей в познании. Именно личность, которая является персонализированным носителем, обладателем, пользователем и конечным потребителем образовательных услуг и продуктов, осуществляет конкретный выбор своей будущей специальности и специализации, места и формы обучения, источников его финансирования. А также осуществляет выбор будущего места работы и всего комплекса условий реализации приобретённого потенциала. Благодаря этому личностному выбору встречаются и налаживают свои отношения все остальные субъекты рынка и маркетинга образовательных услуг, объединяемые этим центральным субъектом [26, c.10]. Другим субъектом маркетинга образовательных услуг являются фирмы, организации и предприятия. Они являются промежуточными потребителями образовательных услуг, формируют спрос и предъявляют его на рынке. Организации-потребители выполняют ряд функций: 1. информируют образовательные учреждения и структуры, посредников и отдельных личностей о предъявляемом спросе; 2. устанавливают особые требования к качеству образовательных услуг и к своим будущим работникам с позиции профессиональных и должностных правил; 3. определяют места, эффективные условия будущей трудовой деятельности выпускников и соблюдают, выполняют эти условия; 4. полностью или частично возмещают затраты, оплачивают или иными способами компенсируют оказанные услуги [17, c.275]. Образовательные учреждения выступают в роли субъектов, формирующих предложение, оказывающих и продающих образовательные услуги. Они выполняют следующие функции: 1. оказывают обучающимся услуги по приобретению, передаче желаемых и необходимых знаний, умений и навыков; 2. производят и оказывают сопутствующие образовательные услуги, а также оказывают воздействие, формирующие личность будущего специалиста; 3. оказывают информационно-посреднические услуги потенциальным и реальным обучающимся и работодателям, также согласовывают с ними условия будущей работы, размеров, порядка и источников финансирования образовательных услуг [26, c.11]. Посреднические структуры на рынке образовательных услуг пока ещё находятся в стадии формирования, развёртывания своей маркетинговой активности. К ним относятся службы занятости и биржи труда, образовательные фонды, ассоциации образовательных учреждений и предприятий, специализированные образовательные центры и др. Они способствуют эффективному продвижению образовательных услуг на рынке и выполняют такие функции как: 1. накопление, обработка и продажа информации о состоянии рынка образовательных услуг, консультирование других субъектов; 2. участие в процессах аккредитации образовательных учреждений, осуществление рекламной деятельности, юридической поддержки; 3. формирование каналов сбыта, организация заключения и содействие выполнению сделок по образовательным услугам и другие [17, c.276]. Одним из субъектов маркетинга образовательных услуг является государство и органы его управления. Его функции весьма специфичны, так как не могут быть выполнены другими субъектами маркетинга: 1. создание и поддержание имиджа образования как среди населения, так и работодателей; 2. финансирование государственных образовательных учреждений; 3. правовая защита субъектов маркетинга образовательных услуг; 4. установление перечней профессий и специальностей [17, c.278]. Итак, активными участниками рыночных отношений являются образовательные учреждения, потребители (отдельные личности, организации и предприятия), посредники (службы занятости, биржи труда), государство [26, c.7]. Традиционно объектом маркетинга является любой объект, который предлагается на рынке для обмена и пользуется спросом [31, c.17]. Маркетинг в сфере образования - это преимущественно маркетинг услуг. Образовательная услуга - это комплекс учебной и научной информации, передаваемый гражданину в виде суммы знаний общеобразовательного и специального характера, а также практических навыков для последующего применения. Образовательные услуги создаются в процессе научно-педагогического труда, являющегося в свою очередь разновидностью научного труда [16, c.3]. Основные требования к процессу образования закреплены в законе об образовании. Образовательные услуги относятся к социально-культурным (нематериальным) - это услуги по удовлетворению духовных и интеллектуальных потребностей личности и поддержанию нормальной ее жизнедеятельности (ГОСТ Р50646-94) [1, c.35]. По характеру оплаты образовательные услуги условно делятся на платные и бесплатные. Бесплатность услуг во многом является формальной: их оплачивает государство либо организация, в других случаях оплата услуг закладывается в издержки вуза. Платными услугами называются услуги, оплачиваемые непосредственно покупателями [55, c.43]. Особенность образовательных услуг заключается в том, что они нематериальны, неосязаемы до момента приобретения. Их приходится приобретать, веря "на слово". Чтобы убедить клиента сделать это, производители услуг стараются формализовать наиболее значимые для покупателя параметры услуги и предоставить их по возможности наглядно. В образовании этим целям служат: учебные планы и программы; информация о методах, формах и условиях оказания услуг, сертификаты, лицензии, дипломы [30, c.50]. А. Панкрухин среди основных характеристик образовательных услуг выделяет следующие: 1. неотделимость от субъектов (конкретных работников), оказывающих их. Любая замена преподавателя может изменить процесс и результат оказания образовательной услуги, а следовательно, изменить и спрос. 2. непостоянность по качеству: это связано прежде всего с их неотделимостью от субъектов-исполнителей, а также с невозможностью и нецелесообразностью определения жёстких стандартов на процессы и результаты оказания услуг, с изменчивостью обучающегося. 3. несохраняемость: с одной стороны, это невозможность заготовить услуги в полном объёме, складировать их как материальный товар в ожидании роста спроса, с другой, - естественное для человека забывание полученной информации, знаний [17, c.277]. Кроме выделенных черт услуг как таковых и проявленных в связи с ними услуг в сфере образования, образовательные услуги характеризуются ещё рядом существенных отличий. Это высокая стоимость образовательных услуг, относительная длительность их исполнения, отсроченность выявления результативности и зависимость результатов от условий будущей работы и условий жизни выпускника; необходимость дальнейшего сопровождения услуг; зависимость приемлемости услуг от места их оказания и места проживания потенциальных обучающихся [25, c.16]. Ассортимент образовательных услуг как объект маркетинга весьма обширен. В условиях рыночной экономики он может существенно изменяться, так как вузы вынуждены учитывать требования рынка. Собственно образовательные услуги часто дополняются сопутствующими услугами, передачей материальных или материализованных продуктов, обладателями или производителями которых выступают учебные заведения. Это информационные, консультационные, экспертные услуги, лизинг (аренда техники, приборов и оборудования, каналов связи) [5, c.48]. Результатом оказания образовательных услуг может быть: приобретение клиентом (школьником, студентом, слушателем) знаний, умений, навыков в принципиально новой сфере (новая продукция); повышение уже имеющегося потенциала знаний, умений и навыков клиента; преобразование личности [25, c.15]. Сагинова О.В. отмечает, что перспективным является маркетинг научных и учебных школ, личностей выдающихся учёных и педагогов и преподавателей. Крупные вузы также проводят маркетинг организаций, создаваемых при них или с их участием, включая совместные предприятия, технополисы и т.д. Объектами маркетинга становятся также услуги гостиниц, общежитий, предприятий питания при учебных заведениях услуги их спортивных и оздоровительных центров и другие [29, c.43]. Таким образом, можно говорить о распространении рыночных отношений в сфере образования, участниками которых являются образовательные учреждения, учащиеся, посреднические структуры. 1.2. Деятельность системы образования в контексте маркетинга услуг Понятие «образовательные услуги» с 90-х годов до сегодняшнего времени претерпело в нашей стране содержательное изменение. Принятый в 1992 году закон «Об образовании» под такими услугами подразумевал деятельности образовательных учреждений, которая приносила дополнительную прибыль [2, с.15]. В то время образование являлось социальным благом, которое люди гарантированно получали бесплатно. Сегодня мы привыкли к тому, что образование стало услугой, предоставляемой в рамках образовательных стандартов. Правила предоставления таких услуг регламентируются постановлениями Правительства России (от 5.06.01г., от 1.04.03г.) В Законе «Об образовании» в 1992 году к образовательным услугам относилось «обучение дополнительным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, углубленное изучение предметов и другие услуги» (приложение 1). При этом указывалось, что «все это не может заменять основную деятельность, финансируемую из бюджета». Согласно постановлениям Правительства РФ 2001 и 2003 года, к перечню платных образовательных услуг добавились «подготовка и переподготовка работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня образования, осуществляемые сверх финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов заданий (контрольных цифр) по приему обучающихся и другие услуги». Изменился и круг субъектов, которые могут предоставлять такие услуги. В 90-е годы это были, как правило, государственные и муниципальные образовательные учреждения. Причём наличие платных услуг и порядок их предоставления на договорной основе должны быть обязательно указаны в уставе образовательного учреждения. Услуга – это прежде всего результат взаимодействия исполнителя и потребителя услуги. Услугой также называют процесс, включающий серию (или несколько) неосязаемых действий, которые по необходимости происходят при взаимодействии между покупателями и обслуживающим персоналом, физическими ресурсами, системами предприятия-поставщика услуг. Оказываются ли образовательные услуги на коммерческой или на некоммерческой основе, они в любом случае относятся к категории общественных благ. И потребитель таких услуг, и общество имеют от них выгоды. Общество через систему образования поддерживает свой культурный, научный потенциал, формирует и совершенствует трудовые ресурсы. Индивид, получающий образовательные услуги, имеет возможность включения в систему общественных связей и личностного развития. Достигнув определённого возраста и сформировав систему профессиональных компетенций, обладая ресурсом знаний, человек получает прибыль от этих знаний в процессе профессиональной деятельности. Поэтому получение образовательных услуг правомерно сравнивать с покупкой любого другого товара. Это позволяет говорить о маркетинге образовательных услуг как о системе организации деятельности образовательного учреждения, посредством которой удовлетворяется, расширяется, прогнозируется спрос различных социальных групп на образовательные услуги. Маркетинг образовательных услуг – это экономический процесс реализации сервисной, ценовой, коммуникативной политики образовательного учреждения в конкурентной среде рынка образования. Основное общее образование и все виды профессионального образования предполагают оказание массовых услуг – то есть таких, которые потребляются большим количеством населения и оказываются в соответствии со стандартами. Но данные услуги могут предоставляться и по специальному заказу – это различные формы индивидуального обучения (и профессионального, и в рамках репетиторства, и с целью развития специальных творческих умений). Образовательные услуги могут предоставляться по заказу предприятий, но в любом случае их получатели – это индивиды, то есть это потребительские услуги. Для России наиболее специфично получение услуг образования через специализированные учебные учреждения. Это касается и профессиональной подготовки, и повышения квалификации. Менее распространена в России профессиональная подготовка внутри организации. Это связано с особенностью образовательных услуг как сугубо профессиональных, то есть таких, которые оказываются специалистами. При этом обязательное условие качества обучения – это индивидуальный контакт обучающегося и преподавателя. Услуга – это прежде всего результат взаимодействия исполнителя и потребителя услуги. Имеется немало форм дистанционного образования, дистанционного контроля знаний обучающихся. Но эти формы применимы пока далеко не во всех областях образовательной деятельности и требуют обоснования с научно-методической точки зрения. Таким образом, в контексте маркетинга социальной сферы, деятельность образовательного учреждения – это предоставление профессиональных, массовых потребительских услуг, которые имеют социальный эффект, индивидуальный характер и оказываются как на коммерческой, так и на некоммерческой основе. Несмотря на специфичность услуг образования, они имеют черты, схожие с другими отраслями сервиса. Эта отрасль общественного производства подразделяется на услуги материальные и нематериальные. Первые относятся к изменениям состояния материалов, промышленной продукции. Вторые связаны со сферой непосредственного взаимодействия продавца услуг и клиента. В процессе их взаимодействия происходит удовлетворение потребностей последнего. Акцент на специфике образовательных услуг как нематериальных важен для рассмотрения условий их реализации. Отличительные черты услуг как товара: неосязаемость, неотделимость от клиента, непостоянство, несохраняемость. Образовательные услуги также нематериальны, их невозможно взвесить, попробовать, трудно оценить по объективным количественным критериям. Оценка услуги как продукта субъективна. Специфика образовательных услуг в том, что им невозможно придать более осязаемую форму, например, через рекламу. Специально выпущенные рекламные каталоги, брошюры, символические атрибуты привлекут внимание к образовательному учреждению, но важнее для потребителя услуг сам процесс обучения и взаимоотношения педагогов и учащихся. Товар-услугу невозможно производить впрок, так как он потребляется только в момент производства. Поэтому в маркетинге услуг важно, чтобы спрос на услугу точно соответствовал предложению, чтобы не было простоя в деятельности производителя услуг. Процесс продажи услуги неотделим от потребителя. Он в большей мере, чем покупка товара, подвержен влиянию субъективных факторов. Поведение потребителя на сервисном рынке связано со спецификой самого экономического смысла услуги. Поэтому в сервисном бизнесе важен индивидуальный подход к клиенту. В образовательном учреждении индивидуализация обучения связана не только с формами учебной деятельности, но и с профессионализмом педагогов. Если в сфере производства изготовление продукта и его реализация существуют отдельно, последовательно сменяют друг друга, то в непроизводственной сфере данные две задачи неотделимы друг от друга. В сфере услуг процесс, который создаёт услугу, так же важен для клиента, как и получаемый им результат обслуживания. Для учащихся важен не только результат обучения в виде полученных знаний и сформированных навыков, но и психологический комфорт учебного процесса. Успешность оказания услуги и удовлетворённость потребителя связаны с индивидуальными особенностями педагога или образовательного учреждения. Поэтому потеря каждого работника может негативно отразиться на качестве предоставляемых услуг. Поиск же работника высокой квалификации может быть долгим. В сфере образовательных услуг важно сохранять кадровый потенциал и при подготовке преподавателей фокусироваться на таких навыках, которые делают услуги особенными. Услугу как продукт труда отличает непостоянство, то есть обслуживание одного клиента всегда будет не похоже на обслуживание другого. Мастер, предоставляющий услугу, также не всегда может повторить в точности одну и ту же работу. Это касается, в первую очередь, творческих услуг (парикмахер, шоумен, дизайнер), в таких услугах минимальная уницифированность. Таким образом, сервисный рынок имеет множество особенностей, обуславливающих принципиальное отличие маркетинга услуг. Рынок образовательных услуг в нашей стране сформировался вместе с изменением характера общественных отношений, происходящих с конца 80-х годов. Его формирование стало возможным с появлением образовательных организаций различных форм собственности: помимо государственных и муниципальных образовательных учреждений существуют негосударственные общеобразовательные учреждения, частные дошкольные учреждения, частные студии различных направлений творческой деятельности, услуги образования предоставляют автономные некоммерческие организации различных видов. Даже детские дома, которые традиционно являлись формой государственной социальной помощи детям, оставшимся без попечения родителей, сегодня становятся семейными детскими домами, где приёмные родители заботятся о детях, получая соответствующее государственное содержание. Вариативность образовательных учреждений в условиях демографического спада приводит к усилению их конкуренции. То есть можно говорить о развитом на сегодняшний день в России рынке образовательных услуг. Это система учреждений, организаций и индивидов, имеющая необходимую инфраструктуру и методическое обеспечение для удовлетворения специфической потребности человека – потребности в знаниях, подчинённая законам спроса, предложения и стоимости. Поскольку потребителями образовательных услуг интепретируются индивиды, физические лица, то этот рынок может считаться потребительским. Такие услуги оказываются и организациям как заказчикам профессионального обучения, повышения квалификации, переподготовки сотрудников. Но в этом случае организация – это плательщик за услугу, а её получение происходи в процессе личного взаимодействия обучающегося работника с персоналом образовательного учреждения. Рынок образовательных услуг имеет свои особенности спроса и потребления. Говоря о спросе на такие услуги, следует помнить, что принятие решения о покупке образовательных услуг конкретной организации и плата производятся родителями учащихся, а не самими потребителями услуг. При этом оценка образовательного учреждения, оценка качества обучения у детей и родителей могут в большой мере отличаться. Различные формы индивидуального обучения могут осуществляться как с ориентацией на стандарты, так и производиться по индивидуальному заказу. Обучение школьников с особенностями развития происходит в рамках специальных образовательных программ, скорректированных под таких детей. Репетиторство осуществляется в соответствии с личными пожеланиями потребителя образовательных услуг, которые связаны с его целями, уровнем начальной обученности, с возрастом, профессией и другими субъективными характеристиками. Этот вид образовательных услуг является наиболее близким к классической сервисной деятельности. Профессиональное обучение, переподготовка специалистов, повышение их квалификации могут осуществляться как в специализированных образовательных центрах или в вузах, так и на базе предприятий. Получение образовательных услуг в первом случае регламентировано программами и стандартами, а во втором имеет значительную долю вариативности, поскольку подчинено конкретным целям предприятия. То есть, предложение услуг на рынке образования является в большой мере дифференцированным. Это связано с дифференцированностью потребностей, которые удовлетворяются образовательными услугами. Они свои у различных субъектов рынка. Спрос на образовательные услуги так же разнообразен, как и стоящие за ним потребности людей. У самих обучающихся имеют место потребности в информации, в общении, а также в обеспечении безопасности (поскольку образование и документы о нём дают определённый социальный статус и преференции на рынке труда). Образовательные услуги удовлетворяют и потребности родителей учащихся, которые являются «плательщиками» за них. Родители рассматривают материальные вложения в образование детей как «вложения в будущее», как долгосрочные инвестиции, которые обеспечат им и их детям будущие средства к жизни. Общество, государство – макросубъекты рынка образовательных услуг. Они также имеют свои потребности в данных услугах, а также имеют возможность социального и государственного контроля этого рынка. Образование граждан обеспечивает преемственность культуры общества, удовлетворяет потребности рынка труда, а через систему воспитания реализует и государственную идеологию. Система образования решает и проблему занятости молодёжи, предотвращает её асоциальное поведение, что является важным социальным эффектом. Образовательные услуги важны для государства и как имеющие экономический эффект: совершенствование человеческих ресурсов, формирование такого экономического ресурса как «знание». Образовательные услуги отнесены к разряду смешанных общественных благ, поскольку выгоды от этих услуг достаются не только потребителю, но и обществу в целом. При этом, в отличие от других услуг, образовательные услуги не исчезают в процессе потребления, а аккумулируются в живой личности обучающегося в форме потенциального человеческого капитала, превращаются в неотделимую от личности собственность.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Маркетинг, 48 страниц
2800 руб.
Дипломная работа, Маркетинг, 83 страницы
1400 руб.
Дипломная работа, Маркетинг, 75 страниц
1400 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg