Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПЕДАГОГИКА

Социально-педагогические условия развития коммуникативных способностей молодежи с ДЦП.

rock_legenda 2430 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 81 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.02.2022
Объект исследования - коммуникативные способности молодежи с церебральным параличом Предмет исследования - Социально-педагогические условия развития коммуникативной деятельности молодежи при ДЦП. Цель исследования - разработать программу по развитию коммуникативных способностей молодежи с ДЦП. Задачи исследования: 1. Провести анализ теоретических основ формирования коммуникативных способностей молодежи с ДЦП 2. Изучить состояние, особенности становления и динамику формирования вербальной и невербальной коммуникации у молодежи с церебральным параличом. 3. Определить эффективные специальные социально-педагогические условия обучения и коррекции, направления, методические приёмы работы, способствующие коммуникативному развитию молодежи при ДЦП. Гипотеза исследования состоит в том, что внедрение Программы развития коммуникативных способностей обеспечит развитие у молодежи с ДЦП коммуникативной деятельности, способствующей как социализации, так и активизации процессов их познавательного и речевого развития. Теоретическими основаниями исследования являются идеи гуманизации образовательного процесса и необходимости создания в обществе образовательных и социальных условий для реализации прав и возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья; процесс формирования коммуникативных навыков; концепция ранней коррекционно-педагогической помощи детям с нарушениями в развитии. Авторы представлены на слайде. Для подтверждения выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач были использованы следующие методы: анализ научной и методической литературы по проблеме исследования; изучение и анализ психолого-педагогической и медицинской документации молодежи с ДЦП; количественный и качественный анализ экспериментальных данных. Научно-практическая новизна исследования состоит в следующем: - описаны специфические особенности коммуникативного развития молодежи с ДЦП; - выявлены уровни сформированной коммуникативной деятельности и пути эффективной ранней целенаправленной работы по активизации ее развития; - определены социально-педагогические условия, влияющие на эффективность формирования коммуникативной деятельности у молодежи с ДЦП; - разработана программа развития коммуникативных способностей молодежи, использование которого в коррекционно-развивающей работе с молодежью с ДЦП способствует формированию и совершенствованию их коммуникативной деятельности, позволяя на качественно новом уровне решать задачи социальной адаптации данной категории.
Введение

В настоящее время процесс социализации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, социологи, педагоги, социальные психологи, философы раскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы, стадии и факторы социализации. В последние десятилетия проблема социализации молодежи с ОВЗ входит в число актуальных проблем современной отечественной и зарубежной педагогики, психологии и социологии. Ведь проблема социализации молодежи и подростков с нарушениями психического и физического развития весьма актуальна как в теоретическом, так и в практическом отношении. «Немаловажен тот факт, что в последнее время в России наметилась тенденция роста числа молодежи, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата. Между тем, врожденные и приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата наблюдаются у 5-7% молодежи. Большую же часть таких молодежи составляют молодежь с церебральным параличом (89%) [17]». Наличие болезни создае?т особую ситуацию развития личности молодого человека, изменяются условия существования, а отсюда – качество и стиль жизни. «Как правило, многие дошкольники с нарушением опорно- двигательного аппарата оказываются неспособными самостоятельно войти в сферу социальных отношений и овладеть коммуникативными навыками, в силу состояния физического и психического здоровья, оказывающего влияние на взаимодействие молодого человека с окружающим миром, общение с взрослыми и сверстниками. Успешное общение в данном случае важно не только само по себе, сколько как основа для адаптации молодежи с особым темпом развития к социальной среде [16]». Все это позволяет сделать вывод о том что, коммуникативный компонент является центральным, способствующим вхождению молодого человека с нарушением опорно-двигательного аппарата в мир взрослых людей и сверстников, а также успешному процессу его социализации. В этой связи актуально говорить о методах, способствующих эффективной социализации молодежи данной категории. На настоящии? момент исследование молодежи с детским церебральным параличом (ДЦП) имеет важность, как в практическом, так и в теоретическом ключе. О молодежи с ДЦП в научной литературе накоплены интересные и ценные научные данные, однако в основном они имеют отношение к проблемам, связанными со структурои? двигательного дефекта, с особенностями психического развития и с речевыми нарушениями. Другие же проблемы молодежи с ДЦП изучены в меньшеи? степени, в том числе и коммуникативные способности. В настоящее время существует краи?не малое количество методик для выявления проблем общения молодежи с ДЦП. Работы Ипполитовои? М.В., Мастюковои? Е.М., Шипицинои? Л.М. и др. посвящены изучению коммуникативных возможностеи? молодежи с данным диагнозом. По данным Мастюковои? Е.М. коммуникативные расстрои?ства наблюдаются у 70 – 80 % молодежи с ДЦП. Степень разработанности темы исследования: Отечественные исследователи (Е.Ф.Архипова, Е.Р.Баенская, Л.А.Головчиц, О.Е.Громова, Е.В.Кожевникова, Н.Н.Малофеев, Р.Ж.Мухамедрахимов, Т.В.Николаева, О.Г.Приходько, Ю.А.Разенкова, Е.А.Стребелева, Л.И.Фильчикова, Г.В.Чиркина, Н.Д.Шматко и др.) разрабатывают и совершенствуют государственную концепцию раннего вмешательства, в рамках которой апробируется система специального образования нового типа, основными приоритетами которой являются: максимально раннее выявление особых образовательных потребностей; оказание дифференцированной коррекционно-развивающей помощи, включение родителей в процесс обучения для достижения максимально возможной социализации и интеграции детей в общество. Объект исследования - коммуникативные способности молодежи с церебральным параличом. Предмет исследования - социально-педагогические условия развития коммуникативной деятельности молодежи при ДЦП. Цель исследования - разработать программу по развитию коммуникативных способностей молодежи с ДЦП. Задачи исследования: 1. Провести анализ теоретических основ формирования коммуникативных способностей молодежи с ДЦП 2. Изучить состояние, особенности становления и динамику формирования вербальной и невербальной коммуникации у молодежи с церебральным параличом. 3. Определить специальные социально-педагогические условия обучения и коррекции, направления, методические приёмы работы, способствующие коммуникативному развитию молодежи при ДЦП. Гипотеза исследования состоит в том, что внедрение Программы развития коммуникативных способностей обеспечит развитие у молодежи с ДЦП коммуникативной деятельности, способствующей как социализации, так и активизации процессов их познавательного и речевого развития. Теоретическими основаниями исследования являются идеи гуманизации образовательного процесса и необходимости создания в обществе образовательных и социальных условий для реализации прав и возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья; процесс формирования коммуникативных навыков; концепция ранней коррекционно-педагогической помощи детям с нарушениями в развитии. Авторы представлены на слайде. Для подтверждения выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач были использованы следующие методы: анализ научной и методической литературы по проблеме исследования; изучение и анализ психолого-педагогической и медицинской документации молодежи с ДЦП; количественный и качественный анализ экспериментальных данных. Научно-практическая новизна исследования состоит в следующем: - описаны специфические особенности коммуникативного развития молодежи с ДЦП; - выявлены уровни сформированной коммуникативной деятельности и пути эффективной ранней целенаправленной работы по активизации ее развития; - определены социально-педагогические условия, влияющие на эффективность формирования коммуникативной деятельности у молодежи с ДЦП; - разработана программа развития коммуникативных способностей молодежи, использование которого в коррекционно-развивающей работе с молодежью с ДЦП способствует совершенствованию их коммуникативной деятельности, позволяя на качественно новом уровне решать задачи социальной адаптации данной категории.
Содержание

АННОТАЦИЯ 3 ВВЕДЕНИЕ 7 ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖИ С ДЦП 12 1.1. Характеристика коммуникативных способностей в научной литературе 12 1.2. Социально-педагогическая характеристика молодежи с детским церебральным параличом 20 Выводы по 1 главе 25 ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МОЛОДЕЖИ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ (ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ) 27 2.1. Исследование коммуникативных способностей у молодежи с ДЦП 27 2.2. Анализ результатов исследования коммуникативных способностей молодежи с ДЦП 32 Выводы по 2 главе 36 ГЛАВА 3. ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖИ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ 38 3.1. Разработка программы развития коммуникативных способностей молодежи с ДЦП 38 3.2. Реализация программы развития коммуникативных способностей молодежи с ДЦП 43 Выводы по 3 главе 60 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 65
Список литературы

1. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация молодежи с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Л.И. Акатов. – М.: Владос, 2013. – 368 с. – Библиогр.: с. – 245 – 247. 2. Архипова, Е.Ф. Коррекционная работа с молодыми людьми с церебральным параличом [Текст] / Е.Ф. Архипов - М., 2015. – 95 с. – Библиогр.: с. - 33. 3. Варенова, Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики: учеб. пособие [Текст] / Т.В. Варенова.- Мн.: Асар, 2013. - 232 с. – Библиогр.: с. – 123 – 125. 4. Воспитание и обучение молодежи с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/2835533/page:3/ 5. Выготский, Л.С. Психология [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: ЭКСМО - Пресс, 2006. – 250 с. – Библиогр.: с. – 108. 6. Глуханюк, Н.С. Практикум по психодиагностике [Текст] / Н.С. Глуханюк. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПо «МОДЭК», 2019. - 208 с. 7. Григорьева, Л.П. Молодежь с проблемами в развитии. Комплексная диагностика и коррекция [Текст] / Л.П. Григорьева, Л.И. Фильчикова, З.С. Алиева и др.; под ред. Л.П. Григорьевой. - М.: Академкнига, 2012. - 414 с. – Библиогр.: с. – 208. 8. Гусейнова, А.А. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с тяжелыми двигательными нарушениями [Текст] / А.А. Гусейнова // Воспитание и обучение молодежи с нарушениями в развитии.- №1.- 2014.- С. 51-55. 9. Евсеев, С.П. Комплексная профилактика заболеваний и реабилитация больных и инвалидов [Текст] / С.П. Евсеев. – М., 2017. – 320 с. 10. Евсеева, С.П. Физическая реабилитация инвалидов с поражением опорно-двигательной системы [Текст] / С.П. Евсеева, С.Ф. Курдыбайло. - М., 2012. - 488 с. 11. Екжанова, Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание [Текст] / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. – М.: Просвещение, 2015. – 330с. 12. Закрепина, А.В. Трудный человек. Пути к сотрудничеству: методическое пособие [Текст] / А.В. Закрепина. – М.: Дрофа, 2017. – 120 с. – Библиогр.: с. – 81. 13. Калижнюк, Э.С. Психические нарушения при детских церебральных параличах [Текст] / Э.С. Калижнюк. - М., 2006. – 230 с. – Библиогр.: с. – 120 - 127. 14. Конвенция о правах инвалидов [Текст] : принята Резолюциеи? Ген. Ассамблеи ООН 13 декабря 2006 г. // Собрание законодательства России?скои? Федерации. – 2013. – № 6. – Ст. 468. 15. Коноваленко, М. Ю. Теория коммуникации [Текст] / В. А. Коноваленко, М. Ю. Коноваленко. – М. : Юраи?т, 2012. – 415 с. 16. Конституция России?скои? Федерации от 25 декабря 1993 года с изменениями от 21 июля 2013 года [Текст] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2014. – № 7 (4831). – 21 января. 17. Кочемасова, Л.А. Анализ деятельности центров социального обслуживания населения по адаптации и реабилитации людеи? с ограниченными возможностями жизнедеятельности [Текст] / Л.А. Кочемасова, В.И. Лутошина // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2014. – № 38. – С. 12-21. 18. Кроткова, А.В. Социальное развитие и воспитание молодежи с церебральным параличом [Текст] / А.В. Кроткова. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 235 с. – Библиогр.: с. – 102. 19. Кузнецова, Л.В. Основы специальной психологии [Текст] / Л.В. Кузнецова. – М.: Академия, 2013. – 479 с. – Библиогр.: с. – 278 – 280. 20. Левченко, И.Ю. Детский церебральный паралич: Коррекционно- развивающая работа с дошкольниками [Текст] / И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько, А.А. Гусейнова. - М.: Книголюб, 2018. – 165 с. – Библиогр.: с. – 97. 21. Левченко, И.Ю. Детский церебральный паралич. Метод.пос. [Текст] / И.Ю. Левченко, В.В. Ткачева, О.Г. Приходько, А.А. Гусейнова. - М.: Образование Плюс, 2008. – 120 с. – Библиогр.: с. – 82. 22. Левченко, И.Ю. Основы специальной психологии [Текст] / И.Ю. Левченко, И.Г. Синельникова. - М, 2015. – 318 с. – Библиогр.: с. – 183 – 185. 23. Левченко, И.Ю. Психологическое изучение молодежи с отклонениями развития [Текст] / И.Ю. Левченко, Н.А. Киселева. - М.: Издательство «Книголюб», 2017. - 152 с. – Библиогр.: с. – 63. 24. Левченко, И.Ю. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья: учебник для студентов учреждений ВПО, обучающихся по направлению подготовки "Специальное (дефектологическое) образование" [Текст] / И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Т.А. Басилова, Т.Г. Богданова; под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. - 7-е изд., стер. - М.: Академия, 2013. – 333 с. 25. Левченко, И.Ю. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Т.А. Добровольская и др.; под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 200 с. 26. Левченко, И.Ю. Технологии обучения и воспитания молодежи с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Текст] / И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 192 с. – Библиогр.: с. – 67 – 68. 27. Лубовский, В.И. Специальная психология [Текст] / В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева и др. – М., 2008. – 464 с. – Библиогр.: с. – 332 – 335. 28. Лутошина, В.И. Адаптация людеи? с ограниченными возможностями здоровья в России: социологическии? анализ [Текст] / В.И. Лутошина // Молодежь. Наука. Будущее: материалы междунар. студ. науч. - практ. конф. – Оренбург: ОГПУ, 2014. – С. 79-81. 29. Маллер, А.Р. Социальное воспитание и обучение молодежи с отклонениями в развитии [Текст] / А.Р. Маллер. - М.: Академия, 2012. - 289 с. – Библиогр.: с. – 141. 30. Мастюкова, Е.М. Физическое воспитание молодежи с церебральным параличом [Текст] / Е.М. Мастюкова - М.: 2015.- 163 с. 31. Мастюкова, Е.М. Человек с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция [Текст] / Е.М. Мастюкова. –– М., 2009. – 95 с. 32. Мастюкова, Е.М. Что является наиболее важным в воспитании в семье молодого человека с детским церебральным параличом? [Текст] / Е.М. Мастюкова, Московкина А.Г. - 2012. – 150 с. – Библиогр.: с. – 44. 33. Мертон, Р. К. Социальная теория и социальная структура [Текст] / Р.К. Мертон. – М.: АСТ, 2014. – 512 с. 34. Методы работы с молодыми людьми с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]: режим доступа: URL: http://www.s367.zouo.ru/index.php?id=1422 35. Назарова, Н.М. Специальная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Н.М. Назарова и др. - М.: Академия, 2018. – 180 с. – Библиогр.: с. – 33. 36. Поликашева, Н.В. Формирование социального опыта у молодежи и подростков [Текст] / Н.В. Поликашева // Социализация молодежи с ОВЗ на современном этапе: научно-методический и прикладной аспекты.- 2014.- №1.- С. 43-52. 37. Романова, Е.С. Психодиагностика: учебное пособие для студ. вузов [Текст] / Е.С. Романова. – 2-е изд. – СПб: Питер, 2008. – 120 с. 38. Сайт «Мельников+ Дефектология для Вас» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://defectus.ru/ 39. Семаго, Н.Я. Проблемные молодежь: Основы диагностической и коррекционной работы психолога [Текст] / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. – М.: АРКТИ, 2010. – 90 с. 40. Скворцова, В.О. Социальное пространство нетипичного развития [Текст] / В.О. Скворцова // Философия и образование: интеллектуальные традиции и новации. – 2013. – No 2. – С. 28-33. 41. Соколов, Н.Д. Молодежь с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» [Текст] / Н.Д. Соколов, Л.В. Калинникова. – М., 2015. – 320 с. – Библиогр.: с. – 122. 42. Социализация молодежи с ОВЗ на современном этапе: научно- методический и прикладной аспекты [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.firo.ru/wp-ontent/uploads/2014/04/Sb_Socializacia.pdf 43. Сребелева, Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития молодежи раннего и дошкольного возраста [Текст] / Е.А. Сребелева, Г.А. Мишина и др. – М.: Просвещение, 2017. – 160 с. 44. Стандартные правила обеспечения равных возможностеи? для инвалидов : принята резолюция Ген. Ассамблеи ООН от 20 декабря 1993 г. № 48/96. Документ опубликован не был // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство». 45. Староверова, М.С. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с молодыми людьми с ОВЗ: методическое пособие [Текст] / М.С. Староверова, Е.В. Ковалев, А.В. Захарова, Е.И. Рыжикова; под ред. М.С. Староверовой. - М.: ВЛАДОС, 2012. - 166 с. – Библиогр.: с. – 54. 46. Холостова, Е.И. Социальная работа с инвалидами [Текст] / Е.И. Холостова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013. – 236 с. 47. Храпылина, Л.П., Реабилитация инвалидов [Текст] / Л.П. Храпылина. – М.:Экзамен, 2006. – 415 с. 48. Хэлд, Д. Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас [Текст] / Д. Хэлд. – Новосибирск: Изд-во Новосибирского университета, 2015. – С. 82. 49. Чернецкая, Л.В. Развитие коммуникативных способностей: практическое руководство для педагогов и психологов образовательных учреждений [Текст] / Л.В. Чернецкая. - Ростов н/Д.: Феникс, 2015. – 130 с. – Библиогр.: с. – 75. 50. Шапкин, С.А. Деятельность в особых условиях: компонентныи? анализ структуры и стратегии? адаптации [Текст] / С.А. Шапкин, Л.Г. Дикая // Психологическии? журнал. – 1982. – No 3. – С. 135-145. 51. Шаповал, И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития [Текст] / И.А. Шаповал. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 125 с. 52. Шипицына, Л.М. Детский церебральный паралич [Текст] / Л.М Шипицына, И.И. Мамайчук. - СПб., 2012. – 209 с. – Библиогр.: с. – 87 – 95. 53. Шипицына, Л.М. Интеграция молодежи с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Л.М. Шипицына // Воспитание и обучение молодежи с нарушениями развития. – 2014.- No2. – С. 7 – 9. 54. Шипицына, Л.М. Психология молодежи с нарушениями функций опорно- двигательного аппарата: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук. - М.: ВЛАДОС, 2008. – 190 с. – Библиогр.: с. – 101. 55. Шматко, Н.Д. Молодежь с отклонениями в развитии [Текст] / Н.Д. Шматко. – М., 2012. – 170 с. – Библиогр.: с. – 29 - 33. 56. Щебетаха, В.Я., Бородулина И.П. Система профессиональнои? реабилитации и ее особенности в современных социально-экономических условиях [Текст] / В.Я. Щебетаха, И.П. Бородулина // Актуальные вопросы профессиональнои? реабилитации инвалидов. – 2013. – No 1. – С. 25-26. 57. Щетинина, А.М. Диагностика социального развития молодого человека: Учебно- методическое пособие [Текст] / А.М. Щетинина. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2013. - 88 с. 58. Ярская-Смирнова, Е.Я., Наберушкина Э.К. Социальная работа с инвалидами [Текст] / Е.Я. Ярская-Смирнова, Э.К. Наберушкина. – СПб.: «Питер», 2005. – 316 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖИ С ДЦП 1.1. Характеристика коммуникативных способностей в научной литературе Поскольку тема нашего исследования связана с двумя понятиями «коммуникация» и «общение», логично будет разграничить эти понятия. Достаточно обоснованным, на наш взгляд, является следующее толкование «коммуникации», представленное в Философском энциклопедическом словаре: это обмен мыслями, сведениями, идеями или как передача того или иного содержания от одного сознания - коллективного или индивидуального - другому посредством знаков, зафиксированных на материальных носителях [43]. Таким образом, коммуникация предполагает использование знаково- символических средств, наличие которых в общении и взаимоотношениях обязательно. Согласно психолого-педагогическому словарю А.П. Астахова, коммуникация по значению близка к понятию «общение», но шире по объему. Под коммуникацией понимается связь, в ходе которой происходит обмен информацией между системами в живой и неживой природе и обществе [28]. В психологическом словаре М.И. Еникеева коммуникацию рассматривают как акт общения между людьми посредством знаковых систем, тем самым придерживаясь отождествления рассматриваемых нами понятий. В свою очередь, под общением он понимает социальное взаимодействие между людьми посредством знаковых систем в целях трансляции (передачи) общественного опыта, культурного наследия и организации совместной деятельности [9]. Таким образом, понятие «коммуникация» в нашем исследовании будет пониматься как более широкое, нежели понятие «общение». Анализируя психолого-педагогическую литературу, мы столкнулись с огромным количеством понятий «коммуникативные умения». По мнению Л.Р. Мунировой, «коммуникативные умения» - это сложные и осознанные коммуникативные действия учащихся и их способность правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами общения [26]. В.А. Тищенко считает, что, коммуникативные умения - это умения правильно, грамотно, доходчиво объяснить свою мысль и адекватно воспринимать информацию от партнеров по общению [26]. В.А. Кан-Калик и Г.М. Андреева рассматривают коммуникативные умения как комплекс осознанных коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности, позволяющий творчески использовать знания для отражения и преобразования действительности [38]. О.Н. Сомкова утверждает, что, коммуникативные умения - это владение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми; умение общаться и посредством общения успешно решать возникающие игровые, познавательные, бытовые и творческие задачи [40]. Проанализировав литературу, мы взяли за основу мнение О.Н. Сомковой, где коммуникативные умения подразумеваются в умении общаться и посредством общения решать игровые, познавательные и творческие задачи [43]. Она выделяла следующие компоненты [43]: 1. Речевые умения: слушать собеседника и правильно понимать его мысль, формулировать в ответ свое суждение; 7 2. Невербальные умения: уместное использование мимики, жестов, поз, умение понимать эмоции собеседника; 3. Правила речевого этикета. Умение строить отношения с людьми, находить определенный подход к конкретному человеку необходимо каждому. Кажется, что общение совершенно не сложный процесс, поскольку с раннего детства люди общаются между собой. Однако общение включает в себя множество видов, функций и направлений. Изучением тех или иных сторон общения занимаются психология, философия, социология, этология и другие науки, вносящие свой вклад в понятие «общение». По мнению Л.П. Князевой, специфика общения обусловлена тем, что она возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового эффекта. Стороны общения выступают в формальных (официальных) статусах, определяющих необходимые нормы и стандарты (в том числе и этические) поведения людей. Деловое общение можно условно разделить на прямое (непосредственный контакт) и косвенное (когда между партнерами существует пространственно-временная дистанция) [15]. Р.С. Буре в «Учебном пособии для воспитателей» выделяет следующие основные функции общения [6]: 1. Социально-психологического отражения. Общение - это результат и форма сознательного отражения партнерами особенностей протекания взаимодействия. Для молодежи общение является не только обменом информации, но и процессом совместного взаимодействия и влияния. 2. Регулятивная. Общаясь, происходит непосредственное или косвенное влияние на члена группы, цель которого - изменить или сохранить его поведение, действия, состояния, общую активность, особенности восприятия, систему ценностей и отношений, на том же уровне. С помощью регулятивной функции можно организовывать совместные действия, планировать и согласовывать, координировать и оптимизировать групповое взаимодействие членов коллектива. 3. Функция узнавания. Данная функция подразумевает, что в результате систематических контактов в процессе совместной деятельности члены группы овладевают различными знаниями о самих себе, своих друзей, способы наиболее рационально решения, поставленных перед ними задач. 4. Экспрессивная. Различные формы вербального и невербального общения – это показатели эмоционального состояния и переживания члена группы, которые не соответствуют логике и требованиям совместной деятельности. Часто постоянство способов эмоционального регулирования отдаляет партнеров, нарушается их межличностные отношения, возникают конфликты [17]. 5. Социального контроля. Способы, с помощью которых решаются задачи, различные формы поведения, эмоционального реагирования и отношений имеют нормативный характер. Роль межличностного общения заключается в отрицательном (осуждении) и положительном (одобрении) санкций. Необходимо заметить, что не только одобрение или осуждение участники совместной деятельности могут воспринимать как наказание или поощрение, но и само отсутствие общения. 6. Социализация. Данная функция - самая важная в работе субъектов деятельности. В процессе совместной деятельности и общения, члены группы приобретают коммуникативные умения и навыки, которые способствуют эффективному взаимодействию с другими людьми [9]. Дифференцированный анализ взаимоотношений в группе всегда предполагает определенную классификацию элементов выделенной для изучения подсистемы. В каждой из подсистем взаимоотношений существует своя статусно-ролевая структура, в которой закреплены формальные и неформальные роли членов группы, их положение в ранговом распределении относительно характерной для нее эталонной шкалы ценностей. Интегральным понятием для характеристики места личности в системе внутригрупповых социально-психологических координат является понятие «позиция», в котором слиты воедино объективные факторы положения личности и субъективное отражение, рефлексия, интеллектуально- эмоциональный отклик личности, который выражается в осознании и переживании этого своего положения. Общение - важнейший фактор психического развития, важнейшее условие развития нормальной речи, адекватных реакций. Несколько другой подход по рассмотрении структурных компонентов коммуникативных умений был предложен Н.И. Фе?доровой, выделившей четыре группы коммуникативных умений, на основе рассмотренных А.Б. Добровичем фаз коммуникативного акта. К первой группе автор относит фазу взаимонаправленности, отражающаяся в умении привлечь внимание к себе со стороны собеседника, использование вербальных и невербальных средств для установления контакта и т.д. [17]. Во вторую группу исследователь выделила фазу взаимоотражения, которая характеризуется умениями в ситуации коммуникации считаться с интересами партне?ра, умение замечать его эмоциональное состояние, поддерживать позицию равенства, умение сознательно применять эмоциональные средства для поддержания общего положительного эмоционального настроя и т.д. Что касается третьей группы, то к ней относится фаза взаимоинформирования, то есть это умение слушать и понимать партне?ра, умение поддержать диалог и т.д. Взаимоотключение А.Б. Добровичем отнесены к последней четве?ртой группе, в которой выделяются умение выходить из коммуникативного акта, завершать диалог, умение адекватно оценить успешность коммуникативного акта, его результатов и т.д. [9]. М.И. Лисина считает, что от коммуникативной стороны общения зависит действия личности, которые сознательно ориентированы на смысловое восприятие другими людьми, обмен информацией, обмен переживаниями. Интерактивная сторона общения – это взаимодействие (или воздействие) людей друг с другом в ходе межличностных отношений, межличностное взаимодействие в совместной деятельности. Основой перцептивной стороны общения является восприятие и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, других социальных общностей), восприятие и понимание другого человека, понимание людьми друг друга. Перцептивная сторона общения - одна из самых важных и обязательных частей коммуникации, так как эффективность общение зависит от правильного восприятия, оценки и взаимопонимания партнеров. Началом процесса общения является наблюдение за собеседником, его голосом, внешностью, особенностями поведения и пр. Один человек воспринимает другого. Восприятие и оценка людьми друг друга зависят от различных факторов. Например, результаты различных исследований показали, что молодежь, в основном, воспринимают внешность (одежду, прическу, наличие отличительных факторов). Они лучше распознают эмоциональные состояния по выражению лица, чем по жестам [22]. М.И. Лисиной были выделены три основные категории средств общения: - экспрессивно - мимические средства общения, то есть, взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела, выразительные вокализации; - предметно-действенные средства общения, куда входят локомоторные и предметные движения; позы, которыми пользуются в процессе общения; приближения, удаления, вручения предметов, протягивание взрослому различных вещей, притягивание к себе и отталкивание от себя взрослого; позы, с помощью которых выражаются протесты, желания уклоняться от контактов со взрослыми или стремление приближаться к нему, быть взятым на руки; - речевые средства общения: высказывания, ответы, реплики. В настоящее время в системе современного образования активно используется термин «коммуникативной компетентности». Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определе?нном круге ситуаций личностного взаимодействия. Компетентность в общении имеет, несомненно, инвариантные общечеловеческие характеристики и в то же время характеристики, исторически и культурно обусловленные. Компетентность во всех видах общения заключается в достижении тре?х уровней адекватности партне?ров - коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Следовательно, можно говорить о различных видах компетентности в общении. Личность должна быть направлена на обретение богатой многообразной палитры психологических позиций, средств, которые помогают полноте самовыражения партне?ров, всем граням их адекватности - перцептивной, коммуникативной, интерактивной [26]. Коммуникативная компетентность складывается из способностей: - Давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться; - Социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации; - Осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации [11]. По мнению А.А. Бодалевой, «коммуникативную компетентность» необходимо трактовать, как способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений). Таким образом, анализ работ по проблеме общения демонстрирует то, что при некоторых различиях в подходах авторов к проблеме общения, в исследованиях ученых есть множество общих и схожих положений. Главным, из которых является признание роли общения в формировании и становлении личности. В отечественной психологии сложилось несколько подходов к феномену общения. Их сходство состоит в том, что все они разделяют принципиальную позицию о единстве общения и деятельности. Необходимо отметить, что коммуникативные умения являются условием развития личности человека и проявляются в процессе общения и взаимодействия с другими людьми. 1.2. Социально-педагогическая характеристика молодежи с детским церебральным параличом Детский церебральный паралич является тяжелым заболеванием нервной системы и приводит к инвалидности молодого человека. «За последние годы оно стало одним из наиболее распространенных заболеваний нервной системы у молодежи, по статистике на 1000 новорожденных приходится от 5 до 9 молодежи с ДЦП. Возникает детский церебральный паралич в результате недоразвития или поврежденного мозга в раннем онтогенезе, при этом в большей степени страдают «молодые» отделы мозга – большие полушария коры головного мозга, которые отвечают за регуляцию произвольных движений, речи и других корковых функций. Проявляется он в виде различных двигательных, психических и речевых нарушений, при этом страдают самые важные для человека функции – движение, психика и речь [36]». Механизм нарушений психического развития сложен и определяется как степенью и локализацией мозгового поражения, так и временем. «Значительное количество работ отечественных специалистов таких как: Л.А. Данилова, И.Ю. Левченко, Э.С. Калижнюк, Е.И. Кириченко, Е.М. Мастюкова и др., посвящено проблеме психических нарушений у молодежи с ДЦП [1]». «У молодежи с церебральным параличом отмечается задержка хронологического созревания психической деятельности, что приводит к различным формам нарушения психики и, прежде всего, познавательной деятельности. Как правило, между выраженностью двигательных и психических нарушений не существует четкой взаимосвязи - например, тяжелые двигательные расстройства могут сочетаться с легкой задержкой психического развития, а остаточные явления ДЦП - с тяжелым недоразвитием отдельных психических функций или психики в целом. Для молодежи с церебральным параличом характерно своеобразное психическое развитие, обусловленное сочетанием раннего органического поражения головного мозга с различными двигательными, сенсорными и речевыми дефектами. В генезе нарушений психического развития важную роль играют ограничения деятельности, социальных контактов, а также условия воспитания и обучения [11]». Также для психического развития характерна выраженность психоорганических проявлений - истощаемость и замедленность психических процессов. У молодежи отмечаются трудности переключения на другие виды деятельности, замедленность восприятия, недостаточность концентрации внимания, снижение объема механической памяти. Большинство молодежи отличаются низкой познавательной активностью, проявляющейся в пониженном интересе к заданиям, медлительности, пониженной переключаемости психических процессов и плохой сосредоточенности. «Структура же нарушений познавательной деятельности имеет ряд специфических особенностей, к которым относятся: • неравномерный, дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций, что вязано с «мозаичным» характером поражения головного мозга на ранних этапах его развития при ДЦП; • выраженность астенических проявлений - истощаемость всех психических процессов, повышенная утомляемость, что обусловлено органическим поражением центральной нервной системы; • сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире - молодежь не знают многих явлений окружающего предметного мира и социальной сферы, чаще всего у них имеются представления лишь о том, что было в их практике. Это обусловлено двумя причинами: 1) вынужденная изоляция, ограничение контактов молодого человека со сверстниками и взрослыми людьми в связи с длительной обездвиженностью или трудностями передвижения; 2) затруднение познания окружающего мира в процессе предметно- практической деятельности, которое связано с проявлением двигательных и сенсорных расстройств [45]». Также у молодежи при ДЦП отмечается нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем. Патология слуха, зрения, мышечно-суставного чувства оказывают существенное влияние на восприятии в целом, ограничивают объем информации, а также затрудняют интеллектуальную деятельность. «По состоянию интеллекта молодежь с ДЦП представляют крайне разнородную группу: одни имеют нормальный или близкий к нормальному интеллект, у других наблюдается задержка психического развития, у части молодежи имеет место умственная отсталость. Молодежь же без отклонений в психическом (в частности, интеллектуальном) развитии встречаются относительно редко. Основным нарушением познавательной деятельности является задержка психического развития, связанная как с ранним органическим поражением мозга, так и с условиями жизни [11]». Следует с осторожностью оценивать тяжесть поражения двигательной, речевой, и, особенно, психической сферы в первые годы жизни молодого человека с двигательными нарушениями. «Тяжелые нарушения двигательной сферы и речевые расстройства могут маскировать потенциальные возможности молодого человека. Нередки случаи гипердиагностики умственной отсталости у молодежи с тяжелой двигательной патологией [39]». «Для молодежи с церебральным параличом характерны раз нообразные расстройства эмоционально-волевой сферы, которые у одних молодых людей проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, двигательной расторможенности, раздражительности, а у других - в виде заторможенности, застенчивости и робости [27]». Склонность к колебаниям настроения часто сочетается с инертностью эмоциональных реакций, например, начав плакать или смеяться, человек не может остановиться. Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, капризностью, раздражительностью, реакцией протеста, которые начинают усиливаться при утомлении или в новой для молодого человека обстановке. Иногда может наблюдаться радостное, благодушное, приподнятое настроение со снижением критики к своему состоянию. Достаточно часто встречаются нарушения поведения, проявляющиеся в виде двигательной расторможенности, реакции протеста по отношению к окружающим, агрессии. Можно также у некоторых молодежи наблюдать состояние полного равнодушия, безразличия, безучастного отношения к окружающим. «Однако, следует подчеркнуть, что нарушения поведения наблюдаются не у всех молодежи с ДЦП, так у молодежи с сохранным интеллектом - реже, чем у умственно отсталых, а у спастиков - реже, чем у молодежи с атетоидными гиперкинезами [20]». Нарушения личностного развития также отмечаются у молодежи с церебральным параличом. Нарушения формирования личности связаны с действием биологических, психологических и социальных факторов. Помимо реакции на осознание собственной неполноценности, также имеет место социальная депривация и неправильное воспитание. Физический недостаток оказывает существенное влияние на социальную позицию молодежи и подростков, на их отношение к окружающему миру, следствием чего является искажение ведущей деятельности и общения с окружающими. «У молодежи с ДЦП отмечаются такие нарушения личностного развития, как пониженная мотивация к деятельности, стремление к ограничению социальных контактов, страхи, связанные с передвижением и общением. Неправильное воспитание больного молодого человека и реакция на физический дефект часто являются причиной всех этих нарушений [1]».
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg