Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Основные проблемы расследования дорожно-транспортных происшествий.

rock_legenda 4320 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 144 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.02.2022
Целью данной дипломной работы является анализ методики расследования ДТП. Вышеуказанной целью определены задачи дипломной работы: 1) Анализ криминалистической характеристики ДТП; 2) Рассмотрение тактики следственных действия при ДТП; 3) Изучение методических особенностей расследования и профилактики отдельных ДТП. Теоретическую основу исследования составляет литература по уголовному, уголовно-процессуальному праву, криминалистике. Практическую базу исследования составляют материалы судебной практики, комментарии к УК РФ, УПК РФ, Постановления Пленума Верховного Суда РФ, статьи в журналах: Юрист, Российская юстиция, Российский следователь, и др.
Введение

Из всех видов транспорта автомобильный является наиболее опасным. Об этом свидетельствует статистика дорожно-транспортных происшествий в России. Каждое дорожно-транспортное происшествие происходит в силу внешне случайного стечения факторов, но в совокупности они обнаруживают устойчивые связи и отношения, подчиняются строгим закономерностям вероятностного вида. В условиях стремительной "автомобилизации" населения России и недостаточно высокого уровня культуры и правосознания от дорожно-транспортных происшествий ежегодно погибают или получают увечья десятки тысяч человек. Анализ статистических данных о количестве дорожно-транспортных происшествий и их последствиях свидетельствует о том, что уровень дорожно-транспортного травматизма в стране остается крайне высоким и имеет тенденцию к росту. Так, в России в 2019 г. было зарегистрировано 133,2 тысячи ДТП, а в 2020 г. Уже 145,07 тысячи ДТП т.е. число ДТП за рассматриваемый период увеличилось на 8,9%. Наряду с ростом общего числа дорожно-транспортных происшествий в России наблюдается рост числа ДТП со смертельным исходом: в 2019 г. 13.076, в 2020 г. 13.708 случаев. На протяжении многих лет в условиях не очень высокой (по сравнению с другими странами) автомобилизации российского общества в России ежегодно совершается более 100 тыс. дорожно-транспортных происшествий, в которых погибает более 10 тыс. человек и более 200 тыс. получают ранения. населения в России в три раза выше, чем в Великобритании и Швеции, в два раза - чем в Германии, Дании и Канаде, а тяжесть последствий в 10-12 раз превышает значение этого показателя в других странах. Масштабы социальных и экономических потерь от негативных последствий автомобилизации, по мнению ряда ученых, сопоставимы с самыми актуальными проблемами правоохранительной деятельности государства. По существу, общество имеет дело со специфическим видом преступности. Но в связи с тем, что дорожно-транспортная авария рассматривается в качестве явления, порожденного некими случайными причинами, сводящимися к различным антисоциальным проявлениям со стороны участников дорожного движения, в первую очередь, водителей и пешеходов, ее последствия не вызывают адекватного общественного резонанса, а следовательно, и адекватной реакции со стороны государства. Соответственно, строится и стратегия противостояния со стороны государства и общественности этому злу. Основные задачи по снижению уровня аварийности возложены на правоохранительные органы, прежде всего, на полицию с ее карательными функциями. Подтверждением данному работу может служить ежегодная административная деятельность ГИБДД. Преступные нарушения правил дорожного движения отличаются значительной распространенностью и повышенной общественной опасностью. Успешное расследование дорожно-транспортных происшествий (ДТП), совершенствование деятельности органов предварительного следствия во многом зависят от четкого представления о наиболее типичных условиях и обстоятельствах, при которых чаще всего имеют место нарушения правил безопасности дорожного движения. Большую помощь здесь может оказать криминалистическая характеристика ДТП, явившихся следствием преступных нарушений правил безопасности. Таким образом, расследование ДТП является одним из основных элементов работы за повышение безопасности дорожного движения и поэтому рассмотрение данной темы является актуальным.
Содержание

Введение 1 1. Основные проблемы расследования дорожно-транспортных происшествий 4 2. Причины и криминалистические условия дорожно-транспортных происшествий (ДТП) 10 2.1 Уголовно-правовая и криминалистическая характеристика ДТП 10 2.2 Классификация, учет и причины ДТП 17 3. Тактика следственных действий 24 3.1 Осмотр места происшествия и транспортного средства 24 3.2 Проведение допросов по делам о ДТП 32 3.3 Следственный эксперимент 38 3.4 Экспертизы по делам о ДТП 41 4. Методические особенности расследования отдельных ДТП 56 4.1 Особенности расследования столкновений автотранспортных средств 56 4.2 Особенности расследования наездов на пешеходов 62 4.3. Особенности расследования ДТП, совершенных в темное время суток 64 5. Информационные технологии в судебной автотехнической экспертизе 69 5.1 Проблемы компьютеризации судебной экспертизы 69 5.2 Основные направления компьютеризации судебной экспертизы и автоматизированные комплексы, используемые для их реализации 73 5.3. Компьютерная программа для анализа и моделирования дорожно-транспортных происшествий PC- CRASH 12.1 76 5.4. Обзор основных функциональных возможностей программы «PC-Crash 12.1» 77 5.5 Моделирование движения в динамике 84 5.6 Моделирование движения в кинематике 86 5.7 Моделирование и расчет столкновений 89 5.8 Оценка и расчет энергии деформации 91 5.9 Моделирование с использованием многомассовых систем 93 5.10 Представление результатов моделирования 95 6. Обеспечение жизнедеятельности 97 6.1 Правила техники безопасности и гигиены при работе на ПК 97 6.2 Требования к параметрам воздушной среды 99 6.3 Требования к уровню шума и вибрации 100 6.4 Требования к освещению помещений и рабочих мест 101 6.5 Требования к производственному оборудованию 104 6.6 Требования к размещению производственного оборудования и организации рабочих мест пользователей компьютеров 105 6.7 Режим труда и отдыха при работе с компьютером 106 6.8 Требованию к применению средств защиты 108 7. Оценки экономические потери в результате дорожно-транспортных происшествий 112 7.1 Экономический ущерб от дорожно-транспортных происшествий 112 7.2 Методические подходы к расчету экономической оценки от дорожно-транспортных происшествий 114 Заключение 119 Список используемой литературы 124 Приложение 1 126 Приложение 2 132 Приложение 3 133 Приложение 4 136 Приложение 5 138 Приложение 6 139
Список литературы

Раздел 1. Законодательные и иные нормативные акты 1.1 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях– М: 2019. 1.2. Уголовный кодекс Российской Федерации. – М: 2021. 1.3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.- М: 2020. 1.4. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (с изменениями и дополнениями) – М:, 2020. 1.5. Постановление Правительства РФ от 29 июня 1995 г. N 647 "Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий" (с изменениями и дополнениями) // Российская газета.- 2007. - 5 июня. 1.7. Правила дорожного движения Российской Федерации – М.: 2020. Раздел 2. Специальная литература 2.1. Белкин Р.С. Криминалистика: Краткая энциклопедия. - М., 2006. – 260с. 2.2 Белкин Р. С. Курс криминалистики - М., Юрист, 2019. 2.3. Белов А.И., Тапчанян В.М. За рулем автомобиля. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – С. 173-178. 2.4. Брянцев В.И. Исходные данные для производства автотехнической экспертизы. – М.- 2017. 2.5. Домке Э.Р. Расследованиеи экспертиза дорожно-транспортных происшествий. - М., 2016. 2.6. Калинин Ю. И. Осмотр места происшествия: Справочник следователя.-М.: 2006. 2.7. Колмыков А.С. Автотехническая экспертиза // Юрист.-2006.-№14. 2.8. Лебедев В. М. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. – М: , 2017. 2.9. Майоров А. В. О дорожно-транспортной аварийности и ее причинах // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2007. – N 11
Отрывок из работы

1. Основные проблемы расследования дорожно-транспортных происшествий Обеспечение транспортной безопасности остается для Российской Федерации весьма актуальной проблемой. К преступлениям против безопасности движения и эксплуатации транспорта, включающего все многообразие транспортных средств (железнодорожный, воздушный, водный, автомобильный, гужевой, другой механический, электротранспорт, трактора и иные самоходные машины), относятся нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ); нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию (ст. 264.1 УК РФ); недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями (ст. 266 УК РФ); приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК РФ); действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств ( ст. 267.1 УК РФ); нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268 УК РФ). Эти составы объединены общими признаками тяжести преступных последствий: причинение тяжелого или средней тяжести вреда здоровью человека либо крупного материального ущерба (ч. 1,2 ст. 264, ч. 1 ст. 266, ч. 1 ст. 267, ч. 1 ст. 268 УК РФ); смерть человека (ч. 3-4 ст. 264, ч. 2 ст. 266, ч. 2 ст. 267, ч. 2 ст. 268 УК РФ); смерть двоих и более людей (ч. 5-6 ст. 264, ч. 3 ст. 266, ч. 3 ст. 267, ч. 3 ст. 268 УК РФ). Значительный рост автомобильного парка, увеличение грузо- и пассажиропотоков, неудовлетворительное состояние дорог и эксплуатационных характеристик старого транспорта, низкий уровень подготовки, недисциплинированность, а нередко и пьянство водителей, беспечное поведение пешеходов и ряд других факторов приводят к возникновению аварийной обстановки на дорогах. Последние годы отмечены ростом числа дорожно-транспортных происшествий, в том числе с тяжелыми последствиями. Гибнут и становятся инвалидами люди, приходят в негодность транспортные средства, что причиняет существенный ущерб государству. Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) - это нарушение нормальной работы транспорта при его передвижении по дорогам, повлекшее различные вредные последствия. В зависимости от последствий различают преступные нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспорта и административные правонарушения на транспорте. В число наиболее распространенных видов ДТП входят: 1) наезд транспортного средства на пешехода, велосипедиста, животное; 2) столкновение транспортных средств между собой; 3) опрокидывание транспортных средств; 4) наезд транспортного средства на препятствие. Случается и такая разновидность ДТП, как выпадение пассажиров из транспортного средства. По причинам возникновения ДТП можно подразделить на происшествия: 1) возникшие по вине водителей, управляющих транспортом в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, при сильном утомлении, несоблюдении правил при маневрировании, перевозке пассажиров и грузов, превышении безопасной скорости при повороте, обгоне, объезде препятствия или неровности на дороге, при необходимости уклониться от столкновения или наезда; вследствие несоблюдения очередности проезда перекрестков, безопасной дистанции движения; при неожиданном выезде из своего ряда, в том числе на полосу встречного движения, ослеплении светом фар, неподчинении сигналам светофора, дорожным знакам и указателям; ввиду неправильной оценки конкретной дорожной обстановки и др.; 2) возникшие по причине неправильных действий пешеходов: неожиданное появление на дороге из-за препятствия (например, стоящего на остановке автобуса или троллейбуса, автомобиля у тротуара или обочины дороги); внезапный выход из-за транспортного средства, движущегося в попутном или встречном направлении; непредсказуемое поведение (пешеход, явно пережидавший проезд автомашины, вдруг кинулся ей наперерез и т.п.); выход на проезжую часть в запрещенном месте, из неосвещенной зоны дороги в освещенную, нарушение правил движения по обочине проезжей части и т.д.; 3) происшедшие в результате нарушений, допускаемых лицами, ответственными за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств (нарушение правил технического обслуживания и выпуск на линию неисправного транспорта), а также вследствие нереагирования дорожного надзора на состояние дорожного полотна, плохой организации регулирования уличного движения. Практика показывает, что в подавляющем большинстве случаев ДТП происходят в результате нарушения правил дорожного движения водителями, пешеходами, пассажирами, велосипедистами, мотоциклистами, а также по причине грубых нарушений правил технической эксплуатации работниками транспортных хозяйств, плохого контроля за состоянием дорог и организацией дорожного движения. Несмотря на кажущуюся простоту и однотипность механизма и обстоятельств ДТП, установить их истинную причину бывает нелегко. Объясняется это тем, что зачастую они - результат одновременного действия нескольких причин (нарушений, допущенных водителем, пешеходом и пассажиром; лицами, ответственными за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, и водителем и др.). Поэтому необходимо выявлять и оценивать возможную связь данных причин. Выяснить криминалистически значимые обстоятельства дорожно-транспортного происшествия помогает знание его механизма. Механизм ДТП и обстановка его совершения являются ключевыми элементами рассматриваемых преступлений. Несомненно, что на механизм совершения данного преступления влияет большое количество элементов системы «водитель - автомобиль - дорога - окружающая среда». Механизм - это система временных, динамических и иных связей отдельных этапов, обстоятельств и факторов, формирующих следы на взаимодействующих объектах на всех стадиях развития ДТП. Знание этого механизма позволяет определить криминалистически значимые признаки, которые в дальнейшем будут способствовать установлению объективной истины по делу. В ДТП выделяется три фазы: начальная, кульминационная и финальная. Начальная фаза развивается в условиях движения транспортных средств и пешеходов, сложившихся перед возникновением опасной ситуации. Она становится такой, когда участники дорожного движения должны немедленно принимать все меры для предотвращения ДТП или снижения тяжести его последствий. Промедление переводит ситуацию из опасной в аварийную. Тогда участники движения уже не в состоянии предотвратить ДТП. Кульминационная фаза состоит из событий, вызывающих наиболее тяжелые последствия (повреждения транспортных средств, увечья и даже смерть пешеходов, пассажиров, водителей). Если в ДТП вовлечено ограниченное число транспортных средств и пешеходов, данная фаза очень кратковременна и развивается на небольшом участке дороги. Когда в происшествии участвуют десятки автомобилей, данная фаза удлиняется до нескольких минут, а зона развития ДТП бывает значительной. Способ совершения ДТП (или особенности криминального поведения правонарушителя) в силу специфики этого вида преступления понимается как система, обусловленная объективными и субъективными факторами его действий или бездействия, либо совокупность тех и других факторов, оставляющих различного рода характерные следы, позволяющие ретроспективно воспроизвести картину происшедшего, особенности поведения его участников на различных этапах развития ДТП (например, маскировку ДТП под другое преступление). Необходимо учитывать, что обстановка ДТП во многом определяется воздействием окружающей среды, особенностями дороги, техническим состоянием транспортных средств, личностными свойствами участников. При этом между ними имеются обратные связи, поэтому механизм происшествия формируется под воздействием всех названных факторов. Финальная фаза ДТП обычно совпадает с прекращением движения транспортного средства. В результате контактного взаимодействия автомобиля и пешехода на человеке, транспортном средстве и дорожном покрытии остаются различные следы. По ним, своевременно обнаруженным и зафиксированным, можно установить механизм и причины произошедшего ДТП. Для него, как правило, характерны быстротечность и неожиданность для очевидцев и участников происшествия, а как следствие - кратковременность его восприятия. В результате объем воспринятой информации бывает весьма незначителен. На характер и качество восприятия обстановки и обстоятельств ДТП влияют также неблагоприятные факторы объективного и субъективного свойства: плохие метеорологические условия, недостаточная освещенность, трагическая развязка происшедшего, вызывающая состояние стресса, и т.д. Эти обстоятельства диктуют необходимость выявления всех очевидцев происшествия и проведения их детального допроса. Субъекты, виновные в дорожно-транспортных происшествиях (водители, пешеходы, лица, ответственные за техническое состояние и эксплуатацию транспортного средства), действуют, как правило, по неосторожности в форме преступной самонадеянности или небрежности. Правда, известны случаи умышленного совершения ДТП, в том числе с целью сокрытия следов ранее совершенного преступления. ДТП нередко возникают по вине потерпевших, которые на следствии пытаются переложить виновность в произошедшем на водителя. Пешеходы, своим поведением спровоцировавшие возникновение ДТП, зачастую успевают скрыться, что значительно усложняет выяснение обстоятельств происшествия. При расследовании уголовных дел о преступных нарушениях правил безопасности дорожного движения необходимо установить следующие обстоятельства: 1) в нарушении каких правил дорожного движения выразились действия виновного, повлекшие общественно опасные последствия. Надо иметь в ниду, что для эксплуатации отдельных категорий машин (в особых условиях) издаются специальные наставления по автомобильной службе; 2) где, когда, каким образом и при каких обстоятельствах произошло ДТП; 3) какие последствия наступили в результате ДТП (смерть, вред здоровью, характер и размер причиненного ущерба); 4) наличие причинно-следственной связи между нарушениями правил безопасности движения и эксплуатации транспорта и наступившими последствиями; 5) какова форма вины каждого участника (преступная небрежность, преступное легкомыслие или умысел); 6) кто виноват в совершении преступных нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспорта. Субъектом преступления может быть только вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, управляющее транспортным средством, независимо от наличия права на такую деятельность; 7) какие обстоятельства способствовали совершению ДТП. При установлении причин и способствующих условий следователь должен принять меры к их устранению в процессе расследования или после него. Перечисленные обстоятельства не являются исчерпывающими. При расследовании встречаются и другие вопросы, решение которых в каждом случае зависит от конкретных особенностей ДТП. ? 2. Причины и криминалистические условия дорожно-транспортных происшествий (ДТП) 2.1 Уголовно-правовая и криминалистическая характеристика ДТП Успешное расследование дорожно-транспортных происшествий, совершенствование деятельности органов предварительного следствия во многом зависят от четкого представления о наиболее типичных условиях и обстоятельствах, при которых чаще всего имеют место нарушения правил безопасности дорожного движения. Большую помощь здесь может оказать криминалистическая характеристика ДТП, явившихся следствием преступных нарушений правил безопасности.В соответствии с п. 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации (далее ПДД), "Дорожно-транспортное происшествие" - событие, возникающее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб. Для отнесения события к дорожно-транспортному происшествию необходимо наличие как минимум трех условий: 1) транспортное средство должно двигаться; 2) событие должно быть связано с этим транспортным средством; 3) последствия события должны соответствовать перечисленным в определении. Следовательно, внезапная смерть в транспортном средстве водителя или пассажира в результате сердечного приступа не относится к ДТП, так как это событие напрямую не связано с движением автомобиля. Также нельзя отнести к ДТП нанесение травмы водителю во время устранения им каких-либо неисправностей в неподвижно стоящем автомобиле. В отличие от дорожно-транспортного происшествия, дорожно-транспортное преступление – это автопроисшествие, которое вызвало последствия, предусмотренные уголовным законодательством. К преступлениям против безопасности движения и эксплуатации транспорта, включающего все многообразие транспортных средств (железнодорожный, воздушный, водный, автомобильный, гужевой, другой механический, электротранспорт, трактора и иные самоходные машины), относятся нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ); недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями (ст. 266 УК РФ); приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК РФ); нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268 УК РФ). Эти составы объединены общими признаками тяжести преступных последствий: причинение тяжкого вреда здоровью или смерти одного или нескольких лиц. Административной ответственности подлежат лица, причинившие легкий или средней тяжести вред здоровью человека, или существенный вред имуществу гражданина. При решении вопроса о возбуждении уголовного дела о ДТП действуют определенные правила и институты уголовно-процессуального права. Для возбуждения уголовного дела достаточно, если имеются данные свидетельствующие о самом факте преступления. По делам о ДТП такие данные содержатся в материале осмотра места автопроисшествия, объяснениях водителей, очевидцев, потерпевших. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ) - наиболее распространенное транспортное преступление. Непосредственным объектом преступления является безопасность движения и эксплуатации транспортных средств. Дополнительный объект - жизнь и здоровье граждан. Предметом преступления являются автомобили, трамваи и другие механические транспортные средства, о которых говорится в примечании к ст. 264 УК РФ. Понятие "автомобили" вбирает в себя такие виды транспортных средств, как: пассажирский и грузовой транспорт, в том числе автобусы, транспорт специального назначения (пожарные, санитарные машины), трамваи как вид городского транспорта. Объективная сторона преступления имеет три составляющие: 1) нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, 2) причинение тяжкого вреда здоровью, смерти одному или нескольким лицам, 3) наличие причинной связи между фактом нарушения и наступившими последствиями. Диспозиция ст. 264 УК является бланкетной и отсылает прежде всего к Правилам дорожного движения Российской Федерации и Федеральному закону N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", содержащим основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения. Субъективная сторона данного преступления характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности. При легкомыслии виновный предвидит возможность наступления общественно опасных последствий, но самонадеянно рассчитывает на их предотвращение. В этом случае, как правило, виновный рассчитывает на свой опыт работы, значительный стаж вождения автомобиля, на надежность техники. При небрежности лицо не предвидит наступления общественно опасных последствий, хотя при необходимой внимательности должно было и могло их предвидеть. При небрежности виновный больше рассчитывает на авось. Например, превысив скорость при обгоне, водитель выехал на встречную полосу движения, рассчитывая своевременно выехать на "свою" полосу движения, однако по встречной полосе двигалась автомашина со скоростью, при которой сближение машин произошло в более короткий промежуток времени, что привело к столкновению и гибели пассажиров в машинах. Следует отличать преступления, связанные с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, от умышленных преступлений с использованием автотранспорта. Если автотранспорт используется в качестве предмета преступления (умышленный наезд на потерпевшего, умышленный удар машиной другой машины и т.д.), в этом случае преступление должно быть квалифицировано как преступление против личности либо по другим статьям УК, в зависимости от умысла виновного. Так, Н. обвинялся в совершении умышленного убийства К., которого намеренно сбил трактором из хулиганских побуждений. Суд, переквалифицировав действия осужденного на ст. 264 УК, правильно указал в приговоре на то, что осужденный, управляя трактором, потерпевшего не преследовал, а напротив, тот двигался навстречу трактору. При этом суд отметил, что с учетом количества выпитого осужденным спиртного, тот плохо ориентировался в окружающей обстановке и не смог предотвратить наезд на потерпевшего. Субъектом преступлений, предусмотренных ст. 264 УК, и правонарушений в сфере безопасности дорожного движения, является лицо, достигшее 16 лет, управляющее транспортным средством. Для квалификации действий виновного не имеет значения, обладает ли он водительскими правами, своей или чужой машиной управляет, связано ли нарушение со служебной деятельностью и т.д. Нарушение правил дорожного движения может заключаться в превышении разрешенной скорости движения, нарушении правил обгона и разъезда, нарушении правил остановки и стоянки, проезда перекрестков, железнодорожных переездов, неправильном маневрировании на дороге. Преступление может быть совершено как действием, так и бездействием. Нарушение правил дорожного движения может выражаться в превышении скорости, неподчинение сигналам светофора и жестам регулировщика, несоблюдением очередности проезда перекрестков, неправильном обгоне, игнорирование дорожных знаков и так далее. Для привлечения виновного к уголовной или административной ответственности по ст. 264 УК или по ст. 12.24 КоАП РФ, необходимо установить факт нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспорта со ссылкой на конкретный пункт правил дорожного движения, поскольку одно и то же транспортное средство в одних случаях может быть объектом нарушений правил дорожного движения, а в других - нет. Например, при выполнении сельскохозяйственных работ в поле комбайнер проявил невнимательность, и комбайн наехал на рабочего, причинив потерпевшему тяжкий вред здоровью. В этом случае не усматривается нарушений правил дорожного движения, поскольку в поле они не предусмотрены и комбайнер может нести ответственность за преступление, связанное с наступлением вреда здоровью потерпевшего по неосторожности. В другом случае, когда комбайн передвигается по дороге с целью переезда на другое поле и, нарушая правила дорожного движения, сбивает на обочине потерпевшего, причиняя ему тяжкий вред здоровью, он будет нести ответственность по ст. 264 УК РФ или по ст. 12.24 КоАП РФ.. Несмотря на кажущуюся простоту и однотипность механизма и обстоятельств ДТП, установить истинную их причину во многих слу¬чаях не легко. Объясняется это тем, что они часто являются резуль¬татом одновременно нескольких причин (нарушений, допущенных водителем и пешеходом, пассажиром; лицами, ответственными за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств и на¬рушений, совершенных водителем и др.). Поэтому необходимо вы¬являть и исследовать возможную связь указанных причин. Криминалистическая характеристика ДТП включает совокуп¬ность взаимосвязанных общих и индивидуальных черт подобного события, проявляющихся в механизме и обстановке совершения преступления, личностных свойствах участников и особенностях их криминального поведения. В криминалистической характеристике ДТП как неосторож¬ного преступления в отличие от аналогичной характеристики умышленных преступлений сведения о способе их совершения не занимают главенствующего места. В то же время механизм ДТП и обстановка его совершения являются ключевыми элементами рассматриваемых преступлений. Практикой установлено, что на механизм совершения данного преступления влияет большое ко¬личество параметров системы «водитель—автомобиль—дорога—окружающая среда». Выдвижение механизма совершения данно¬го преступного деяния на первый план в криминалистической ха¬рактеристике вполне закономерно, ибо механизм — система вре¬менных, динамических и иных связей отдельных этапов, обстоя-тельств и факторов, формирующих следы-последствия на взаимо¬действующих объектах на начальном, кульминационном и заклю¬чительном этапах развития ДТП. Знание механизма ДТП позво¬ляет определить криминалистически значимые признаки, кото¬рые в дальнейшем будут способствовать установлению объектив¬ной истины по делу. Способ совершения ДТП (или особенности криминального по¬ведения правонарушителя) в силу специфики этого вида преступ¬ления понимается как система, обусловленная объективными и субъективными факторами его действий или бездействия, либо совокупность тех и других факторов, оставляющих различного рода характерные следы, позволяющие ретроспективно воспроиз¬вести картину происшедшего, особенности поведения его участ¬ников на различных этапах развития ДТП (например, маскировку ДТП под другое преступление). Своеобразие криминального поведения, механизма и обста¬новки ДТП в определенной мере зависит от личностных качеств правонарушителей. Без соответствующей информации о них (со¬циально-психологической, эмоциональной; волевой, интеллекту¬альной, профессиональной и т.д.) немыслимо разобраться в сущ¬ности ДТП. Выявление этих свойств личности во многом позво¬ляет правильнее оценить другие элементы криминалистической характеристики ДТП. Вместе с тем их должная оценка невозможна без учета особенностей средств преступления (транспортных средств), представляющих собой следообразующие объекты. Они, как и личность, обладают индивидуальными признаками и яв¬ляются носителями информации, имеющей доказательственный характер. Все элементы криминалистической характеристики данных преступлений определенным образом взаимосвязаны между со¬бой. Если обстановка ДТП во многом формируется под воздейст¬вием окружающей среды, особенностей дороги, технического со¬стояния транспортных средств, личностных свойств участников и при этом между ними имеются обратные связи, то механизм происшествия формируется под воздействием всех элементов кри¬миналистической характеристики. При расследовании уголовных дел о преступных нарушениях правил безопасности дорожного движения необходимо установить следующие обстоятельства: 1) в нарушении каких правил дорожного движения вырази¬лись действия виновного, повлекшие общественно опасные пос¬ледствия. Надо иметь в виду, что для эксплуатации отдельных категорий машин (в особых условиях) издаются специальные на¬ставления по автомобильной службе; 2) где, когда, каким образом и при каких обстоятельствах про¬изошло ДТП; 3) какие последствия наступили в результате ДТП (смерть, вред здоровью, характер и размер причиненного ущерба); 4) наличие причинно-следственной связи между нарушениями правил безопасности движения и эксплуатации транспорта и на¬ступившими последствиями; 5) какова форма вины каждого участника (преступная небреж¬ность, преступное легкомыслие или умысел); 6) кто виноват в совершении преступных нарушений пра¬вил безопасности движения и эксплуатации транспорта. Субъек¬том преступления может быть только вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, управляющее транспортным средством, не¬зависимо от наличия права на такую деятельность; 7) какие обстоятельства способствовали совершению ДТП. При установлении причин и способствующих условий следователь дол-жен принять меры к их устранению в процессе расследования или после него. Перечисленные обстоятельства не являются исчерпывающи¬ми. При расследовании встречаются и другие вопросы, решение которых в каждом случае зависит от конкретных особенностей ДТП. 2.2 Классификация, учет и причины ДТП В соответствии с Правилами учета дорожно-транспортных происшествий, органы внутренних дел производят учет дорожно-транспортных происшествий на территории обслуживания. На каждое дорожно-транспортное происшествие, сведения о котором подлежат включению в государственную статистическую отчетность, заполняется карточка учета дорожно-транспортного происшествия. Форма карточки устанавливается Министерством внутренних дел Российской Федерации. Орган внутренних дел, получивший сообщение о дорожно-транспортном происшествии, в котором погибли или были ранены люди, информирует о случившемся заинтересованных лиц в установленном порядке.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Диссертация, Право и юриспруденция, 75 страниц
6000 руб.
Диссертация, Право и юриспруденция, 77 страниц
6300 руб.
Диссертация, Право и юриспруденция, 124 страницы
20000 руб.
Диссертация, Право и юриспруденция, 84 страницы
15000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg