Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Эмпирическое исследование формирования у старшеклассников готовности к самообразованию.

rock_legenda 1375 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 55 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.02.2022
Объектом исследования: самообразование как часть самостоятельной работы, направленная на овладение внепрограммным материалом в процессе систематического обучения в учебных учреждениях. Предмет исследования – формирование у старшеклассников готовности к самообразованию. Целью исследования: изучить особенности формирования у старшеклассников готовности к самообразованию, разработать на основе эмпирического исследования рекомендации по формированию готовности к самообразованию. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: 1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме формирования готовности к самообразованию в зарубежной и отечественной педагогики; 2. Исследовать формирование готовности к самообразованию; 3. Исследовать готовность к самообразованию у старшеклассников; 4. разработать рекомендации по формированию готовности к самообразованию. Гипотеза исследования: формирование готовности старшеклассников к самообразованию будет эффективным при следующих условиях: - при достаточном уровне усвоенных личностью знаний, умений и навыков, определенных направлением социального опыта; - при умении учащегося рационального организовать свой режим учебной работы, разумно распределять во времени видов учебных работ, определять порядка их выполнения, подготовить рабочее место; - при умении ученика определить цель своей познавательной работы, найти ее средства, правильно подобрать приемы выполнения, проконтролировать работу. Методологическую основу исследования составляют: 1. положение А.Н. Леонтьева о мотивации как о процессе побуждения к деятельности, направленный на достижение определенных целей; 2. положение С.С. Занюк о мотивации как о совокупности всех факторов (как личностных, так и ситуационных) побуждающих человека к активной деятельности и обеспечивающих тем самым успех в этой деятельности; 3. положение П.Я. Гальперина о типах мотивов (внутренний, внешний, «соревновательный», или «спортивный»); 4. положение И.А. Зимней об учебной мотивации как о частном виде мотивации, включенной в учебную деятельность; 5. положение У. Хеннинга о видах учебных мотивов (когнитивный, материальный, долга, престижа, социальной идентификации с родителями, социальной идентификации с учителем, процесса обучения) 6. положение о мотивации достижений В.А. Кручинина, Е.А. Булатова; 7. положение Л.И. Божович о подростковом возрасте как о периоде изменения психологических, физиологических, поведенческих, социальных аспектов жизнедеятельности 8. положения теории учебной деятельности Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, 9. общепсихологические подходы к исследованию мотивации личности и разработанные на их основе психологические теории мотивации В. Г. Асеева, Ф.Е. Вилюнас, И. А. Васильева. Методы исследования: 1. Теоретические – анализ педагогической литературы по проблеме исследования; 2. Эмпирические: методика на выявление мотивации достижения Орлова Ю.М. тест-опросник, «Потребность в достижении цели»; методика изучения мотивации учения подростков Лукьяновой М.С. 3. Интерпретационно-описательные: количественный и качественный анализ данных эмпирического исследования. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что проведенное исследование позволит расширить и уточнить представления об особенностях формирования у старшеклассников готовности к самообразованию. Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты могут быть использованы педагогами в работе со старшеклассниками. Надежность и достоверность результатов, полученных в работе, обеспечивается применением методик, адекватных цели и объекту исследования и применением методологического аппарата психологической науки, количественным и качественным анализом данных эмпирического исследования. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений. Основное содержание работы изложено на странице текста.
Введение

Актуальность темы исследования. Школа не может дать человеку знаний на всю жизнь. Ее основная задача – дать опорные знания и умения, развить познавательные интересы и способности учащихся, научить их применять знания в нестандартных условиях. При современных темпах развития науки и техники очевидна необходимость постоянной, в течение всей жизни человека, образовательной работы. Самообразование является самым эффективным способом постоянного повышения образовательного уровня. Для самообразования, прежде всего, характерно наличие активных познавательных потребностей и интересов, действенное внутреннее побуждение личности к их удовлетворению, проявление для этого значительных волевых усилий, высокой степени сознательности и организованности. Речь идет не об эпизодическом поиске ответа на случайно возникший вопрос, но о систематической познавательной деятельности. В данных условиях со всей остротой встаёт задача педагогической и практической подготовки подрастающего поколения к самообразовательной деятельности, но эта задача может быть решена при соблюдении ряда положений: Во-первых, формирование у школьников стремление и умений удовлетворять свои познавательные потребности и интересы путем самообразования является важной задачей, обязательной для всех школ и требующей целенаправленной учебно-воспитательной работы с учащимися всех учителей. Во-вторых, учебно-воспитательной работы, направленной на подготовку молодежи к самообразованию, должны быть охвачены все школьники, а не только те, кто проявляет в этом отношении более или менее выраженные склонности. В-третьих, обращая особое внимание на формирование у учащихся мотивов их познавательной деятельности и проявления познавательной самостоятельности, следует последовательно, начиная со средних классов включать приемы самообразования в качестве обязательных в той или иной форме для всех учащихся компонентов учебного процесса. При этом в поле внимания учителей должно быть обучение учащихся, рациональным умениям самообразования и творческого использования приобретенных знаний в последующей познавательной деятельности и в общественной практике. Таким образом, формирование у подрастающего поколения готовности к самообразованию становится одной из важнейших задач школы. Решение этой сложной задачи возможно лишь при условии органического включения самообразовательной деятельности школьников в учебный процесс школы, когда содержание обучения тесно связано с современностью, с жизнью, когда перед учащимися ярко и убедительно раскрываются перспективы общественного развития, развития науки и техники. Самообразование, в конечном счете, формирует саму личность школьника. В самообразовательной деятельности развиваются способности ученика, его дарования, те стороны личности, которые при других условиях часто остаются вне влияния школьного обучения. Если смотреть в будущее, основы которого закладываются сегодня, понимая актуальность проблем самообразования учащихся, необходимо определить цель и содержание работы школы в этом направлении, найти оптимальное соотношение систематического обучения и самообразования, формирование высокоразвитых умений восприятия информации, обработки этой информации и возможности принятия самостоятельных решений учащимся сейчас и в будущем. Это и есть цель нашей работы.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3 ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ ГОТОВНОСТИ К САМООБРАЗОВАНИЮ 7 1.1. Исследование проблемы готовности к самообразованию в зарубежной и отечественной педагогики 7 1.2. Психолого-педагогическая характеристика старшего школьного возраста ……………………………………………………………………...14 1.3. Особенности формирования готовности к самообразованию в старшем школьном возрасте 18 Выводы по первой главе 26 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ ГОТОВНОСТИ К САМООБРАЗОВАНИЮ 27 2.1. Описание выборки и методов исследования 27 2.2. Анализ полученных результатов и их интерпретация 30 2.3. Методические рекомендации по формированию готовности к самообразованию 36 Выводы по второй главе 42 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 45 ПРИЛОЖЕНИЕ А 50 ПРИЛОЖЕНИЕ Б 53
Список литературы

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов / Г.С. Абрамова. - М.: Академический Проект, 2016. - 704 с. 2. Абульханова-Славская, К.А. Мировоззренческий смысл и научное значение категории субъекта / К.А. Абульханова-Славская // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. – М.: ИПРАН, 2017. – С. 56-75. 3. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. – М.: Наука, 2018. – 335 с. 4. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирования личности / В.Г. Асеев. – М.: Мысль, 2006. – 158 с. 5. Белкин, А.С. Формирование мотивации учения: кн.для учителя /А.С.Белкин. – М.: Просвещение, 2017 – 176 с. 6. Божович, Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. В кн.: Изучение мотивации поведения детей и подростков / под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежной. – М., 2012, 7- 44 с. 7. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – Спб: Питер, 2008 – 48 с. 8. Брушлинский, А.В. Психология субъекта / А.В. Брушлинский. – М.: Институт психологии РАН; СПб.: Алетейя, 2018. – 272 с. 9. Брушлинский, А.В. Психология мышления и проблемное обучение / А.В. Брушлинский. – М.: Знание, 2013. – 96 с. 10. Вардянян, А.У. Сущность учебной деятельности при формировании творческого мышления учащихся / А.У. Вардянян, Г.А. Варданян // Формирование творческого мышления школьников в учебной деятельности. – Уфа, 2015. – 264 с. 11. Васильев, И.А. Мотивация и контроль за действием / И.А. Васильев, М. Ш. Магомед-Эминов. – М.: АКАДЕМIА, 2002. – 456 с. 12. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека / В.К. Вилюнас. – М., Изд-во МГУ, 2000. – 288с. 13. Выготский, Л. С. Собрание сочинений / Л.С. Выготсий. – М., 2012. – 243 с. 14. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти томах / Л.С. Выготский. – М., 2014. – 143 с. 15. Волков, Б.С. Психология юности и молодости / Б.С. Волков. - М.: Трикста, Академический Проект, 2016. – 390 с. 16. Гальперин, П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов / П.Я. Гальперин. – М.: «Книжный дом «Университет», 2014. – 332 с. 17. Гасанова П.Г. Формирование мотивации профессионального самоопределения — Развитие правового сознания в образовательном пространстве / Материалы Международной научно — практической конференции Часть 1 28 февраля 2014 года г. Махачкала. – 72c. 18. Головаха, Е.И. К исследованию мотивации достижения / Е.И. Головаха, А.А. Кроник. – М.: ВЛАДОС, 2012. – 289 с. 19. Головаха, Е.И. Основные виды мотивов поведения / Е.И. Головаха, А.А. Кроник. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 289с. 20. Громов, М. К. Развитие мышления старшего школьника. Психология школьника / М. Громов. – М., 2015. – 97 с. 21. Горенков Е.М. Технологические особенности совместной деятельности учителя и учащихся в дидактической системе // Наша школа. 2019.- №4. – С. 45-49. 22. Гумницкий, Г.К. Потребность и интерес / Г.К. Гумницкий //Вопросы психологии, №2, 2008. – 23 – 28с. 23. Гусева, Г.Г. О соотношении «знаемых» и реальных мотивов учения у старших школьников / Г.Г. Гусева. – М.: Педагогическое общество России, 2016 –120 с. 24. Гуткина, Н.И. Мотивация достижения в подростковом возрасте / Н.И. Гуткина. – Спб: Питер, 2016. – 208 с. 25. Гликман, И. Как стимулировать желание учиться? / И. Гликман // Народное образование. - 2018. - № 2. - С. 139 - 144. 26. Донец, В.А. Развитие познавательной активности учащихся профессионально лицея на основе принципа индивидуализации обучения: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Донец В.А. - Ставрополь, 2003. - 22 с. 27. Егорова, Л.И. Создание ситуации успеха на уроках /Л.И.Егорова // Психология в школе. – 2016. – № 6. – С. 3 – 5. 28. Давыдов, В. В. Проблемы развития учебной мотивации / В.В. Давыдов. – М., Академия, 2004. – 138 с. 29. Давыдов, В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования / В.В. Давыдов. – М.: Издательский Центр «Академия», 2007. – 480 с. 30. Казанцева, И.Н. Психология подростка / Под ред. И. Н. Казанцева. – М.,1959. – 75 с. 31. Додонов, Б.И. Структура и динамика мотивов деятельности / Б.И. Додонов // Вопросы психологии, №4, 2014. – 28-36 с. 32. Дубровина, И. В. Возрастная педагогическая психология. Хрестоматия / И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: изд центр Академия, 2007. – 111-91-92 с. 33. Дусавицкий, А.К. Развивающее образование: теория и практика / А.К. Дусавицкий. – М.,2002. – 172 с. 34. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. - М.,2010. 35. Ерошина, Н.Р. Социологический аспект теории мотивации: Молодежь, образование, воспитание / Н.Р. Ерошина. – Спб: Питер, 2006. – 208 с. 36. Занков, Л. В. Об особенностях подросткового возраста / Л.В. Занков. – М., 2015. – 217 с. 37. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П.Ильин. – СПб.: Питер, 2000. –512 с. 38. Крутецкий, В. А. Психология обучения и воспитания школьников. Книга для учителей и классных руководителей / В.А. Крутецкий. – М.: Просвещение, 2016. – 211 с. 39. Коронатов, Г.В. Пути активизации познавательной деятельности / Г.В Коронатов // Народное образование. – 2018. – № 8. – С. 62-63. 40. Кукушин, В.С. Теория и методика [Текст] / В.С. Кукушкин. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 167с. 41. Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы / Т.В. Кудрявцев. – М.: Знание, 2018. – 385 с. 42. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы, эмоции / А.Н. Леонтьев. – М., 2018. – 178 с. 43. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии / Д.Г. Левитес. - Воронеж, 2018. – 226 с. 44. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Прогресс, 2013. – 365 с. 45. Маркова, А.К. Формирование мотивации: кн. для учителя / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. – М.: Просвещение, 2017. – 192 с. 46. Молева Г.А., Богданова И. А. Применение принципов развивающего обучения на уроках технологии // Школа и производство, 2015. – №7. – С.43-62. 47. Немов, Р.С. Психология: в 3кн. кн. 2: Психология образования. / Р.С. Немов. – М.: Просвещение, 2015. – 375 с. 48. Петровский, В.А. Личность в психологии: Парадигма субъектности / В.А. Петровский. – Ростов н/Д.: Феникс, 2016. – 512 с. 49. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер Ком, 2018. – 720 с. 50. Репкин, В.В. Развивающее обучение и учебная деятельность / В.В. Репкин. – Рига, 2017. – 40 с. 51. Слободчиков, В. И. Совершенствование процесса обучения / М.Н. Скаткин. – М., 2011. – 37-38с. 52. Смирнов А.В. Формирование мотивации учебной деятельности у школьников технического ВУЗа // Психология, социология и педагогика. 2012. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/12/1450 (дата обращения: 12.05.2021). 53. Смирнов, В.А. Активизация деятельности учащихся при изучении теории / В.А.Смирнов // Психология в школе, 2012. – № 1. – С. 17 – 18. 54. Семушкин, А.Д. Активизация мыслительной деятельности учащихся при обучении: обучение обобщению и конкретизации / А.Д. Семушкин, О.С. Кретинин, Е.Е. Семенов. - М.: Просвещение, 2018. – 64 с. 55. Сефибеков, С.Р. Внеклассная работа по математике: кн. для учителя из опыта работы / С.Р. Сефибеков. – М.: Просвещение, 2018. – 390 с. 56. Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: учеб. пособие для вузов / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М.: Школа-пресс, 2015. - 384 с. 57. Фельдштейн Д. И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Впросы психологии, 2018. – № 6. – С. 31 -41. 58. Формирование личности старшеклассника / под ред. Дубровиной; Науч.-исслед. Ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 2019. – С. 168. 59. Харламов, И.Ф. Педагогика: учеб. пособие 2е изд., перераб. и доп. / И.Ф. Харламов. М.: Высш.шк., 2017. – 576 с. 60. Щукина Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Г.И. Щукина. – М.: Просвещение, 2014. – 390 с. 61. Щукина, Г.И. Роль деятельности в учебном процессе / Г.И. Щукина. – М.: Просвещение, 2016. – 143 с. 62. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Д.Б. Эльконин; под. ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Междунар. педагог. Академия, 2015. – 224 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ ГОТОВНОСТИ К САМООБРАЗОВАНИЮ 1.1. Исследование проблемы готовности к самообразованию в зарубежной и отечественной педагогики. Самообразование – это деятельность по самостоятельному обучению, организованная субъектом, удовлетворяющая его потребность в знаниях и личностном росте. Самообразование выступает как средство самообразования и саморазвития, так как оно способствует развитию различных областей личности (интеллектуальных, волевых, эмоциональных, мотивационных) и основных качеств развивающегося человека (определение, организация, трудолюбие, настойчивость и т. д.). Прослеживая эволюцию понятия «самообразование», можно выделить два этапа его развития: изучение проблемы самообразования в контексте общих проблем обучения и воспитания (до 19 века); разделение самообразования на самостоятельный вид человеческой деятельности и на особый объект исследования (с 19-го века) [12, c. 198]. Различные аспекты проблемы самообразования в контексте собственных фундаментальных и прикладных исследований были рассмотрены известными учеными - учителям. Теоретические и методологические аспекты проблемы самообразования в последнее десятилетие были посвящены научным исследованиям А.В. Баранникова (педагогика) и Е.А. Шуклина (социология). Достаточно глубоко вопросы самообразования и самостоятельной деятельности школьников в 60-80-х гг. XX века изучали Москва (П.И. Пидкасистый и др.), Ленинград (А.К. Громцева и др.), Волгоград (Б.Ф. Исторический аспект проблемы самообразования достаточно полно представлен в исследовании А.Я. Эйзенберга [28, c. 90]. Проблема самообразования и самообразования всегда интересовала учителей - новаторов 80–90-х годов. XX век (В.А. Караковский, Е.П. Ильин и др.). В последние годы, как показывает анализ научно-методической литературы, самообразование школьников и школьников рассматривалось как средство овладения прикладными навыками (иностранный язык, информатика и др.). В настоящее время можно выделить две тенденции в определении понятия «самообразование»: «самообразование» как познавательная деятельность для самосовершенствования (предлагаются различные варианты); «Самообразование» как самотворческая, самообразовательная деятельность, как сознательное конструирование своего внутреннего мира, своего образа. Современные исследователи отмечают важность самообразования для будущих поколений людей. Но реализация механизмов самообразования требует соответствующей образовательной среды. Создание этой среды, в которой реализуются механизмы самообразовательной деятельности субъектов, становится главной задачей современной школы. Формирование интереса к самообразованию становится жизненно важным атрибутом современного молодого человека, ориентированного на успешное развитие личности и профессиональный рост. Многочисленные исследования проведены отечественными психологами по вопросам мотивов деятельности и, в частности, мотивов учебной деятельности. Так, Л. И. Божович ее сотрудники, и последователи долгое время изучают мотивы школьников. При анализе направленности личности (понимая под направленностью относительно постоянные и доминирующие мотивы) были выделены, широкие социальные мотивы получения знаний и мотивы порождения самой учебной деятельностью [7, c. 22]. Исследуя отношения школьников к учению, Л. И. Божович установила, что одним из важнейших моментов. Раскрывающих психическую сущность этого отношения, является та совокупность мотивов, которая определяет учебную деятельность школьников. Ею сделан вывод о том, что проблема формирования устойчивости личности есть, прежде всего, проблема становления социальных по своему происхождению и нравственных по содержанию мотивов поведения. Работы Божович и ее сотрудников имели большое значение для развития проблемы мотивации учения. Вместе с тем перспективным для дальнейшего развития этой области психологии является ее положение о взаимосвязи мотивов с направленностью личности и ее отношением с окружающей действительностью, а также о структурности мотивации. Л.И. Божович и ее сотрудниками под мотивом понимается внутренняя позиция личности. Придя к выводу о том, что одним из важнейших моментов, раскрывающих сущность отношений школьников к учению, является совокупность мотивов: «При этом под мотивом учения мы понимаем то, ради чего учится ребенок, что побуждает его учиться» [7, c. 43]. В зарубежных исследованиях изучению мотивов уделяется большое внимание. Выполнены многочисленные теоретические и экспериментальные работы по вопросам побуждений поведения человека и животных. Разработка вопросов мотивации ведется интенсивно в различных областях психологической науки с применением различных методов. Своеобразное понимание мотивации характерно для гештальтской психологической школы. К. Левин, разработавший методику экспериментального изучения мотивов, понимал их как нечто самостоятельное. Как представителями гештальтпсихологии понималась категория образа, так К. Левиным в «теории поля» понималась категория мотива. Поведение К. Левин объяснял, исходи из отношений, складывающихся у личности с непосредственной средой в данный временной микроинтервал. Левин, перейдя от фрейдистского понимания мотива как сжатой в организме энергии к представлению о системе «организма – среда», сделал важный шаг вперед в развитие учения о мотивах. Его несомненной заслугой является и разработка, и применение экспериментального метода при исследовании мотиваций. В Теории Д. К. Маккеланда говорится о том, что все без исключения мотивы и потребности человека приобретаются и формируются при его онтогенетическом развитии. Мотив здесь «стремление к достижению некоторых довольно общих целевых состояний», видов удовлетворения или результатов. Мотив достижения рассматривается как первопричина человеческого поведения [10, c. 230]. За основу этой деятельности были приняты разработанные В.И. Слободчиковым положения о личностно- ориентированных педагогических системах, в основе которых лежит гуманистическая психология, нацеленная на приоритеты индивидуальности, самоценности индивида [30, c. 176]. Результаты командной работы над социально значимой проблемой, осознанные подростками как реальный успех, которого они достигли своими собственными усилиями, способствуют созданию опыта успешного поведения и экстраполяции его в самостоятельную жизнь. Основным положением концепции «обучения мотивации» является вывод о том, что способность обучаться развивается с помощью трех техник: классической, инструментальной и обучение через наблюдение. В классической интерпретации (подход И.П.Павлова) нейтральные стимулы получают возможность проявлять реакцию в результате «спаривания» с другим стимулом, который проявляет именно эту реакцию. Такой механизм обучения может приводить к изменению поведения. Многие реакции человека, как показал Д. Уотсон, могут быть следствием случайного совмещения пар событий, тем самым классическая интерпретация может быть использована для решения проблем, связанных с различного рода нервными расстройствами и психозами. Один из подходов основан на взаимосвязи мотивации и способов усвоения новой информации и включает несколько уровней взаимодействия между самообразовательной и познавательной деятельностью: подготовительный уровень самообразовательной деятельности - индикативный - когда студент узнает новую информацию, которая имеет для него индикативный смысл. Это различные факты, которые привлекают внимание лишь на короткое время. Здесь познавательная деятельность студента носит ознакомительный, показательный характер; уровень организованной самообразовательной деятельности по изучению системы знаний и умений с учетом возникающих познавательных интересов и слабо выраженных потребностей; уровень самообразовательной деятельности, сложившийся в систематическом усвоении знаний и навыков, движимых интересом. Когнитивно сформированные потребности и развитые навыки; уровень, на котором закономерности и мотивы самообразования определяются познавательными интересами и образовательными потребностями [18, c. 263]. Все представленные мнения полностью характеризуют данный термин, но представляется необходимым принять во внимание еще два момента. Во-первых, любая образовательная система, размещенная в образовательном пространстве, создается для реализации деятельности участников образования. Во-вторых, часто человек обращается к самообразованию из-за внутренних побудительных мотивов, связанных как с саморазвитием человека, так и с необходимостью познать себя, свою духовную сущность и реализовать себя как личность и как профессиональный специалист. Принимая во внимание все вышесказанное, под самообразованием мы будем понимать такие действия личности по достижению целей, усвоенных ею в ее собственном воспитании, образовании, развитии и профессиональной подготовке, соотнесенных с потребностями и ценностями общества, которая, будучи сложной организованной системой, включает в себя средства поиска и усвоения социально значимого для человека опыта, процесс и результат усвоения этого опыта являются основой для последующего движения к саморазвитию и самореализации во всех отношениях. Очевидно, что процессы образования и самообразования неотделимы от социальной среды, в которой они реализуются. Это отмечено А.Я. Исаберг, Б. М. Бим-Бад, А. К. Громцева, Ю. Е. Калугин, Г. Н. Сериков и другие. Профессиональное образование ориентировано на развитие самостоятельной самообучающейся личности и включает в себя основные элементы исторического, культурного, нравственного, трудового, социального и самообразовательного опыта человека. Многие авторы считают, что для того, чтобы человек мог заниматься самообразованием, требуется определенный предварительный этап - пропедевтика самообразования, понимая его как подготовительный курс, процесс представляет собой особый вид обучения, который включает целевые действия педагог или другое компетентное лицо для формирования определенных знаний, умений и навыков самообразовательной деятельности, культуры умственного труда, научной организации всей работы, направленной на выработку наиболее рациональных способов улучшения их общего и специального образования, социально значимых и полезных для этого человека [24, c. 209]. Важность педагогического менеджмента на подготовительном этапе к самообразованию отмечают также, которые освещают не только интеллектуальные и организационные аспекты, но и играют значительную роль в психологическом компоненте студента. Они считают, что подготовка школьников к самообразованию проходит несколько этапов, на каждом из которых педагогический менеджмент должен иметь качественно новый контент. Авторы выделяют три аспекта подготовки к самообразовательной деятельности - психологический, интеллектуальный и организационный. Существует другой подход, основанный на определенном наборе личностных качеств, необходимых для осуществления самообразовательной деятельности. Ряд авторов называют это состояние человека готовностью человека к самообразованию. Положения о человеке, готовом к самообразованию, мы определяем это свойство человека как интегративное, развивающееся с помощью педагогической помощи, меры формирования обобщенных личностных характеристик для организации, реализации и достижения целей самообучения. образование в широком смысле, включая самообразование, самопознание, самосовершенствование, самореализацию. Именно такой человек будет представлять ценность для общества, и, в конечном счете, о нем можно говорить как о профессиональной, социальной, духовной и других сферах жизни [53, c. 218]. ? 1.2. Психолого-педагогическая характеристика старшего школьного возраста Подростковый возраст охватывает период с 10 до 11 лет и с 15 до 16 лет и является одним из самых сложных и ответственных в жизни ребенка и его родителей. Этот возраст считается кризисом, потому что происходят значительные качественные изменения, которые влияют на все аспекты развития и жизни. Социальная ситуация развития – это особое положение ребенка в системе отношений, принятых в этом обществе. В подростковом возрасте он представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослой жизни. Подростки занимают среднюю позицию между детством и взрослой жизнью.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 61 страница
3750 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg