1. СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ И ЭТАПЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ
1.1 СУЩНОСТЬ, ЭТАПЫ И ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
В ходе развертывания процесса интернационализации экономической жизни в целом проявляется общемировая тенденция усиления взаимозависимости и взаимосвязанности экономического развития всех стран мира. Однако при этом в некоторых регионах мира отдельные страны вступают друг с другом в существенно более интенсивные экономические отношения, чем с другими странами. Между ними более активно идет процесс либерализации внешнеэкономических связей. Это проявляется в большей свободе движения товаров, услуг, рабочей силы и капитала.
Результатом этого процесса является экономическое сближение государств и постепенное переплетение структур их экономик, что выражается в формировании сначала торговых, а затем и экономических группировок и союзов. Процесс такого рода интенсивного экономического сближения получил название международной экономической интеграции. Термин "интеграция" происходит от лат. integratio - восполнение или integer - целый. Поэтому когда мы говорим о международной экономической интеграции, то имеем в виду сближение, взаимодополнение экономик отдельных стран и постепенное "срастание" их в единое экономическое целое.
Для такого более интенсивного экономического взаимодействия в отдельных регионах мира складываются особые условия и предпосылки, среди которых можно выделить следующие.
1. Экономико-географические предпосылки: территориальная близость государств, ресурсная, производственная и научно-техническая взаимодополняемость и способность к взаимной адаптации. Однако при этом территориальную близость нельзя трактовать упрощенно. Например, в 1960 г. была создана Латиноамериканская ассоциация свободной торговли, где присутствовал фактор территориальной близости, но совершенно не была развита инфраструктура транспорта и связи. Поэтому географическую, территориальную близость необходимо рассматривать с учетом развитости инфраструктуры транспорта и того экономического или торгового союза, который создается. То же самое можно сказать и о взаимодополняемости и способности к адаптации ресурсного, производственного и научно-технического потенциалов сближающихся стран.
2. Культурно-этническая близость. Процессы экономического сближения идут значительно быстрее, если между населением участвующих в них стран нет существенных различий в языке, национальных культурах, традициях и обычаях.
3. Общие исторические корни народов сближающихся стран. Если в прошлом народы этих стран жили в едином государстве или тесно связанных между собой государствах, то для экономического сближения появляются дополнительные предпосылки.
4. Социально-политические предпосылки. Для осуществления процессов экономического сближения необходимо стремление к объединению со стороны подавляющей части населения этих стран, а также (что весьма существенно) политическая воля их руководства. Действительно, без учета последнего фактора экономическое сближение государств невозможно, так как в ходе этого процесса им приходится поступаться определенной частью своего суверенитета и передавать решение целого ряда очень важных для страны вопросов наднациональным органам управления образующегося объединения. Роль политического руководства в данном случае состоит в том, чтобы изначально выяснить и определить цели, которые могут быть достигнуты с помощью экономического сближения, его результаты и последствия, а также объемы необходимых затрат и сроки их окупаемости, т.е. решить все проблемы экономической целесообразности экономического сближения и объединения
Дня политического руководства центральным является вопрос о том, какие полномочия можно и нужно передать органам попою межгосударственного объединения или союза, а какие необходимо сохранить на данном этапе за собой и отказаться от них и будущем. Это обстоятельство очень важно, поскольку без создания соответствующих наднациональных структур экономическое сближение невозможно.
Центральной проблемой международной экономической интеграции становится создание единого экономического пространства, в рамках которого будет обеспечена свобода движения товаров, услуг, факторов производства - рабочей силы и капитала. Логика развертывания процесса международной экономической интеграции выглядит таким образом: от свободы межстранового движения товаров и услуг - к свободе движения рабочей силы и капитала.
В результате между странами складываются устойчивые, регулярные и углубляющиеся структурные связи. Страны при этом переходят от преимущественно торгово-экономических связей к формам совместного международного производства и тесному финансово-инвестиционному взаимодействию. Обязательным условием осуществления международной экономической интеграции является динамичное развитие связей на микроуровне (на уровне фирм-производителей, торговых фирм, научно-технических организаций, банков, инвестиционных институтов, страховых организаций и т.д.). При этом спектр такого взаимодействия очень широк - от малого бизнеса до крупных ТНК.
Если на практике реализуются все отмеченные аспекты международной экономической интеграции, то в ходе этого процесса постепенно стирается, а затем и вовсе исчезает грань между внутренним и международным рынками формирующегося межгосударственного объединения и складывается уже новый, специфический "внутренний" рынок интеграционного объединения (союза) в целом.
Но это - "идеальная" картина развертывания процесса международной экономической интеграции. На практике же он протекает вовсе не так просто, "линейно" (по восходящей линии), а сложно и противоречиво, поскольку в ходе его постоянно приходится разрешать противоречия между национальными экономическими интересами интегрирующихся стран (и их политическими элитами). Поэтому важной для интеграционного процесса проблемой является компромисс и согласие между участвующими в нем странами.
В целом процесс международной экономической интеграции выступает как качественно наиболее высокая ступень (и одновременно этап) в развитии процесса интернационализации экономической жизни. Международная экономическая интеграция - это объективно обусловленный, но регулируемый и направляемый процесс сближения, взаимной адаптации, переплетения и "срастания" национальных экономических систем отдельных интегрирующихся стран в единое экономическое целое.
Следует подчеркнуть, что в процессе международной экономической интеграции заложен огромный потенциал саморазвития, в основе которого лежит многовариантность использования имеющихся в странах факторов экономического развития и их комбинации, а также расширение "поля деятельности" за счет создания единого экономического пространства.
Первые тенденции развертывания процесса международной экономической интеграции начали проявляться уже в 50-60-е гг. XX в. Так, в марте 1957 г. был подписан договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) или, как его еще называли, Договор об "Общем рынке", на базе которого в настоящее время осуществляет свою деятельность Европейский союз. В 1958 г. было подписано соглашение о свободной торговле и экономической интеграции между рядом государств Центральной Америки ("Договор Тегусигальпы"). В 1959 г. был создан Западно-Африканский валютный союз, в 1960 г. - Латиноамериканская ассоциация свободной торговли, а затем Центральноамериканский общий рынок. Число торговых и экономических союзов в мировой экономике возрастало и в отдельные годы доходило до 100, часть из которых затем прекращала свою деятельность, некоторые формально сохранялись, но экономическое взаимодействие в их рамках было не очень интенсивным.
К началу XXI в. в мире действовало 85 различных региональных торговых и экономических организаций и союзов, но реально сути процесса международной экономической интеграции соответствовал прежде всего ЕС, а также, в меньшей степени, НАФТА. В некоторых случаях процесс международной экономической интеграции, по существу, только имитируется или термин "международная экономическая интеграция" используется в ситуациях, когда собственно интеграционное взаимодействие отсутствует или же такие группировки и союзы не идут дальше начальных стадий данного процесса.
Исторический опыт свидетельствует о наличии нескольких обязательных этапов развертывания процесса международной экономической интеграции (иногда эти этапы определяют как самостоятельные виды интеграционных объединений):
Создание зоны свободной торговли, когда страны-участницы отменяют таможенные барьеры во взаимной торговле.
Создание таможенного союза, суть которого состоит в снятии таможенных барьеров на товары и услуги внутри группы стран и в формировании единого таможенного тарифа по отношению к третьим странам (не входящим в данный таможенный союз).
Формирование так называемого общего рынка - здесь барьеры снимаются не только для движения внутри группы стран товаров и услуг, но и рабочей силы и капитала, т.е. всех факторов производства. Идея общего рынка зародилась еще в марте 1957 г. при подписании договора о создании ЕЭС.
Создание экономического и валютного союзов. Ко всем отмеченным ранее критериям предыдущих этапов международной экономической интеграции здесь добавляются:
взаимная адаптация экономических систем интегрирующихся государств (при этом к числу наиболее сложных относится проблема адаптации национальных систем налогообложения);
взаимное сближение (конвергенция) национальных экономик по таким параметрам, как дефицит государственного бюджета, отношение государственного долга к ВВП, темпы инфляции, процентные ставки по долгосрочным кредитам, обменные курсы национальных валют;
проведение странами единой экономической политики;
создание общей системы регулирования уже не только экономических, но и социально-политических процессов;
переход к единой валюте интеграционного сообщества - одна из наиболее сложных проблем данного этапа.