Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Модель школьного центра антропоадаптации

rock_legenda 2175 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 87 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 05.02.2022
Актуальность заключается в том, что мы при общем тренде ЗОЖ должны целенаправленно в рамках тренда говорить о подготовке детей к будущей профессиональной деятельности не только на уровне каких то компетенций, ЗУН, но и на уровне подготовки их организма к тем перегрузкам, которые сопровождают профессии будущего. По данным исследований Минздравмедпрома и Госкомэпиднадзора России лишь 14% детей практически здоровы, 50 % имеют функциональные отклонения, 35-40% имеют хронические заболевания [8]. Среди школьников за период обучения в 5 раз возрастает частота нарушений органов зрения, в 3 раза - патология пищеварения и мочеполовой системы, в 5 раз - нарушение осанки, в 4 раза - нервно-психических расстройств. За последние годы в 20 раз увеличилось количество низкорослых детей. Ежегодно более 35% юношей не способны нести воинскую службу по медицинским показателям. Смертность превышает рождаемость. Состояние здоровья детей и подростков по оценкам отечественных и зарубежных специалистов зависит на 20-40% от состояния окружающей среды, на 15-20% генетических факторов, на 10% от деятельности служб здравоохранения и на 25-50% от образа жизни [45]. Противоречие, определяющее наше исследование - между осознанием обществом образа «человека будущего», связанного со специфическими эмоциональными и физическими перегрузками и недостаточной работой по подготовке организма обучающегося к физиологическим перегрузкам, которые сопровождают профессии будущего. Противоречие определяет проблему нашего исследования: как обеспечить подготовку обучающегося общеобразовательной организации к физиологическим перегрузкам профессий будущего? Инструмент решения проблемы школьный центр с программой антропоадаптации. Цель: разработать модель школьного центра антропоадаптации, обеспечивающего подготовку обучающихся общеобразовательной организации к физиологическим перегрузкам профессий будущего. Объект исследования: процесс профориентационной подготовки в общеобразовательной организации Предмет исследования: разработка модели центра антропоадаптации, обеспечивающего подготовку обучающихся общеобразовательной организации к физиологическим перегрузкам профессий будущего. Гипотеза исследования: – модель школьного центра антропоадаптации обеспечит подготовку обучающихся общеобразовательной организации к физиологическим перегрузкам профессий будущего если: - разработана структура школьного центра антропоадаптации и описаны условия его функционирования - определенно содержание программ антропоадаптации обучающихся - определены требования к кадровому и материально-техническому обеспечению функционирования школьного центра антропоадаптации - описано взаимодействие школьного центра антропоадапции с участниками образовательных отношений Задачи: 1. проанализировать литературу по теме исследования 2. разработать структуру школьного центра антропоадаптации и определить условия его работы 3. определить содержание программ антропоадаптации 4. определить требования к кадровому, материально техническому обеспечению, функционированию и взаимодействию центра с участниками образовательных отношений. 5. провести экспериментальное обоснование модели школьного центра антропоадаптации. Теоретико-методологическую базу исследования составили: Педагогические аспекты профориентационной работы с молодежью рассмотрены в работах О.Л. Базаровой, В.Ф. Сахарова, В.Г. Степанова, Н.С. Пряжникова и др. Поиску и обоснованию технологий физического воспитания и обучения способам сохранения здоровья детей посвящены труды известных ученых: Г.Л. Апанасенко, В.К. Бальсевич, И.В. Богорад, М.Я Виленский, Д.Д. Донской и других. Эколого-гигиеническому аспекту здорового образа жизни посвящены публикации методистов-биологов: Н.Д. Андреевой, Е.П. Бруновт, И.Д. Зверева, И.Н. Пономаревой Методы исследования: теоретические методы – анализ источников по проблеме, анализ нормативной документации, синтез теоретического материала. Эмпирические методы - анкетирование, наблюдение, тестирование, моделирование. Экспериментальной базой исследования является Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Глазов, Удмуртская Республика. Параллели 8-9 классов. Апробация: Результаты данной работы были отражены в 2 публикациях автора приведённые в библиографии, представлены на заседании комиссии, педагогического совета.
Введение

Мы живем в очень динамичное время, когда будущее наступает семимильными шагами. Если раньше между настоящим и будущим было достаточно большое количество времени от изобретения до внедрения 50-100 лет, то сейчас все быстротечно 1 - 1,5 года. Выделяют следующие основные аспекты изменений: 1. автоматизация некоторых этапов трудового процесса, т. е. часть функций, ранее осуществляемых людьми, теперь выполняются механизмами; в том числе, растет доля искусственного интеллекта 2. возможность быстрого получения разноплановой информации. Оптимистично настроенные исследователи полагают, что доступ к Интернету повлечёт за собой повышение грамотности населения. К сожалению, наличие знаний, не всегда означает их правильное применение; 3. изменение форм и способов общения между людьми. Дружеские беседы все чаще происходят посредством обмена сообщениями через мобильные приложения или посланиями по электронной почте. Для передачи эмоций собеседники используют язык идеограмм и смайлов; 4. создание информационных компьютерных баз данных. Сведения личного характера, предоставляемые человеком для одних целей (покупка через Интернет, оплата товаров банковской картой и т. д. ), потенциально могут быть использованы не по назначению. Некоторые исследователи видят в этом опасность несанкционированного наблюдения за частной жизнью граждан. 5. Возрастание роли виртуального мира 6. Глобализационные процессы, ведущие к мультикультурнусти, стирании национальной и культурной идентичности [25] Возникает необходимость адаптироваться к быстрым и мощным переменам жизни. Так, например с 2014 года начал свою жизнь Атласа новых профессий. В котором авторы рассказывают о том, как меняется мир профессий и к чему готовиться в завтрашнем дне. В настоящее время актуален Атлас 3.0 [6]. Задачи атласа: показать читателю ближайшее будущее, то, какой станет работа в переменчивом мире, и, возможно, помочь найти себе дело по душе. Атлас—не фантазия авторов. В его создании приняли участие тысячи высококлассных специалистов, которые на специальных форсайт - сессиях* рассказали, как в результате глобальных и российских процессов изменяется мир работы и кто они — специалисты завтрашнего дня. Мир, в котором мы начинаем жить, — мир высочайших скоростей и турбулентности. И, выбирая себе будущую профессию, рискованно ориентироваться на то, что популярно сейчас. Через 5–10 лет, когда сегодняшние подростки начнут работать, мир будет выглядеть совсем иначе. Некоторые специальности в сфере ИТ — например, менеджер социальных сетей, профессиональный блогер, разработчик приложений для iOS и Android — не были известны в начале 2000-х, а теперь стали популярными и высокооплачиваемыми. Какими знаниями, умениями и навыками нужно обладать, чтобы быть востребованным специалистом в новом мире рассказывает Атлас [6]. Но не стоит говорить о полной перестройке профессий, они не заменят профессию учителя они дополнят ее нововведениями и сделают удобнее и лучше. Все эти профессии объединят одно – у них новые требования к организму человека. В чем заключаются эти новые требования? Одним из современных и будущих трендов является информатизация, а информатизация это уже иная новая, не специфичная биологической эволюции нагрузка на наш организм. Идет большая нагрузка на зрение, опорно-двигательный аппарат, кровеносную систему, пищеварительную систему психоэмоциональное состояние [13]. Следующим важнейшим реформатором жизненного уклада людей является глобализация. Глобализация - это растянутый во времени объективный процесс, который делает мир (социум) единым, общим, который в будущем объединит всё человечество ввиду его биологического единства. Так же это соединение различных аспектов, которые объединяют цивилизации из разных уголков земного шара. Основными факторами, которые характеризуют формирование глобализации, являются: экономика, культура и информация [64]. Если еще 100 - 200 лет назад информация распространялась очень медленно и человек успевал подстраиваться под нее, то в настоящее время мы стали получать очень много информации разного уровня и содержания, к которой наш организм не приспособлен. Она тоже требует некой перестройки нашего организма особенно психоэмоциональной [54]. Все изменения дают нашему организму вызов со стороны нашей антропоцентрической системы.
Содержание

Введение 3 1.1 Проблема образования будущего 9 1.2 Подготовка к профессиям будущего 16 1.3 Лучшие практики подготовки 23 Глава 2 Теория построения школьного центра 29 2.1 Структура центра, условия и кадры 29 2.2 Содержание программы 36 2.3 Взаимодействие с участниками образовательных отношений 42 Глава 3 Эксперимент 48 3.1 Условия проведения эксперимента 48 3.2 Описание эксперимента 51 3.3 Обработка результатов эксперимента 55 Вывод 60 Список использованной литературы 61 Приложение 68
Список литературы

1. А.Л. Фурсов. ЗАРУБЕЖНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ. – М.: Гуманитарный научный журнал, 2013.- 32 с. Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. URL: file:///C:/Users/%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80/Downloads/zarubejn-y-i-otechestvenn-y-op-t-organizatsii-sistem-professionalnoy-orientatsii-naseleniya.pdf (дата обращения: 16.06.2020). 2. Айзман, Р. И.Здоровьесберегающие технологии в образовании : учебное пособие для среднего профессионального образования / Р. И. Айзман, М. М. Мельникова, Л. В. Косованова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 281 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11682-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/457168(дата обращения: 16.06.2020). 3. Алексеев, Н.Г. Проектный подход к формированию рефлексивного мышления в образовании и управлении / Н.Г. Алексеев // Рефлексивноорганизационные проблемы формирования мышления и личности в управлении и образовании / Под ред. И. Н. Семёнова, Т. Г. Болдиной. М.: ИРПТиГО. – 2003. – С. 50-64. 4. Андреева Н.Д. Биология. Человек и его здоровье. 10-11 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений / Н.Д. Андреева. – М.: Мнемозина, 2012, — 282 с. 5. Апанасенко Г.Л., Попова Л.А., Медицинская валеология/Феникс, 2000 г., 248 стр., 6. Атлас новых профессий 3.0 - Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://new.atlas100.ru/(дата обращения: 18.06.2020). 7. Базаров В. Труд производительный и труд, образующий ценность. СПб., 1899. 8. Бальсевич В.К., Физическая активность человека / В. К. Бальсевич, В. А. Запорожанов. - Киев : Здоров'я, 1987. - 226 с. ; 9. Богорад И В.Труд, возраст, здоровье : (как достигнуть актив. долголетия) / И. В.Богорад. - Москва : Знание, 1985. - 96 с. 10. Борисова Е.М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности // Психология формирования и развития личности /под ред. Анцыферовой Л.И. – М.: Наука, 1981. - С.159-177. 11. Брайнт Э. О. Стать тьютором. Вдохновляющий опыт для тех, кто помогает учиться. М.: Ресурс, 2012. 120 с. 12. Бруновт Е.П., Богоявленская А.Е., Бровкина Е.Т. и др. Самостоятельные работы учащихся по биологии. Пособие для учителя 13. Буева, Л.П. Человек: деятельность и общение / Л.П. Буева. – М.: Мысль, 1978. – 216 с. 14. Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С., Введение в профессию \"Психолог\". Учебное пособие. МПСУ, 2015 г., 528 стр., 15. Виленский М.Я., Физическая культура и здоровый образ жизни студента. Учебное пособие/ КноРус, 2019 г., 16. Владимирская О. Д. Индивидуальное обучение: образовательная программа. СПб.: Экспресс, 2009. 27 с. 17. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М., 1993. - 301 с. 18. Горбунова, Марина Викторовна 333 современные профессии и специальности : 111 информационных профессиограмм / М. В. Горбунова, Е. В. Кирилюк Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - 342с. 19. Гормин А. Модели индивидуальных траекторий обучения // Директор школы. 2007. № 1. С. 69-74. 20. Государственная программа «Развитие образования» на 2013-2020 гг. 21. Григорьева, М.В. Сравнительный анализ механизмов и факторов школьной адаптации в разных условиях обучения: дис. канд. психол. наук: / Григорьева Марина Владимировна – Саратов, 2005. – 220 с. 22. Донской, Д Д. Ходить и бегать для здоровья / Д. Д. Донской. - Москва : Знание, 1985. - 64 с. 23. И. Д.Зверева, И. Т. Суравегиной ; Проблемный совет по экологическому образованию АПН СССР. - Пермь : [б. и.], 1990. - 148 с. ; 24. Калмыкова, 3.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости/ З.И. Калмыкова. – М.: Педагогика, 1981. – 180 с. 25. Караваева Л.П. Акмеологический подход к исследованию социально-психических факторов успешности профессиональной деятельности // Акмеология . -2007. - №4. – С.26-33. 26. Комплекс мер по модернизации общего образования (Поручение Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина от 04.04. 2011). 27. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, А. Я. Данилюк А. М. Кондаков В. А. Тишков, Москва «Просвещение» 2009, http://standart.edu.ru/ 28. Коттрелл С. Искусство мыслить и успех в учебе, карьере, жизни. 500 упражнений для развития мозга / пер. с англ. М.: ЭКСМО, 2016. 29. Куприянова Г. В. Образовательная программа как индивидуальный образовательный маршрут // Индивидуализация в современном образовании: Теория и практика. Ярославль, 2001. 30. М. И. Мансурова, М. В. Радостева. ТРУДОВАЯ АДАПТАЦИЯ В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЯХ. – Ч.: Вестник Челябинского государственного университета. 2018. № 8 (418). Экономические науки. Вып. 62. С. 125—132 https://cyberleninka.ru/article/n/trudovaya-adaptatsiya-v-sovremennyh-rossiyskih-kompaniyah/viewer 31. М. А. Бендюков, И. Л. Соломин. Ступени карьеры: азбука профориентации. – СПб.: Речь, 2006. – 240 с. https://pl.b-ok.cc/book/3032901/3cb91a 32. М.П. Нечаев, С.Л. Фролова. СОВРЕМЕННОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ПРОБЛЕМ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ. – М.: Психолого-педагогический журнал Гаудеамус, 2017. – 9 с. https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-osmyslenie-problem-proforientatsii-obuchayuschihsya/viewer 33. Маслоу, А.Г. Мотивация и личность / А.Г. Маслоу. СПб.:Евразия, 1999.- 479 с. 34. Мишаткина М. В. Формирование у старшеклассников потребности в определении смысла учебной деятельности: дис... канд. пед. наук: 13.00.01. Волгоград, 2005. 190 c. 35. Налчаджян, А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии) / А.А. Налчаджян. – Ереван: Издательство АН Армянской ССР, 1988. – 284 с. 36. Панина, С. В. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся : учебник и практикум для вузов / С. В. Панина, Т. А. Макаренко. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 312 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-04267-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/449903(дата обращения: 16.06.2020). 37. Поваренков Ю.П. Критерии профессионализации и формирование структуры профессиональных способностей/ Развитие и диагностика способностей. М., 1991. 107-125. 38. Пономарева И.Н., Роговая О.Г., Соломин В.П. Методика обучения биологии: учебник для студентов учреждений высш. проф. образования. / Под ред. И.Н. Пономаревой). М.: Издат. центр «Академия», 2012. – 368 с. Гриф УМО МО РФ. 39. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Н.С. Пряжников. — М. : Издательский центр «Академия», 2008. — 320 с. 40. Пряжников Н.С., Профориентация в системе управления человеческими ресурсами. Методическое пособие. Academia, 2014 г., 288 стр., 41. Пряжников, Н. С. Организация и методика производственного обучения: профориентология : учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. С. Пряжников. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 405 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11686-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/457157(дата обращения: 16.06.2020). 42. Ратт Т. А. Тьюторское сопровождение выбора профиля обучения // Справ. зам. директора школы. 2009. № 6. С. 54–63. 43. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. - М.: Генезис, 2007. - 128 с. http://metodkabi.net.ru/index.php?id=2 44. Розин В. М. Конституирование и природа индивидуализации. М.–Тверь: СФК-Офис, 2014. 290 с. 45. Сахаров, И. В. Василий Федорович Сахаров (1901-1986): происхождение и родственное окружение / И.В. Сахаров // Первые Сахаровские чтения. - Санкт-Петербург : Лема, 2008. - С. 9-32. 46. Собина Т. А. Индивидуальная образовательная траектория – реализация личностного потенциала ученика // Сибирский учитель. 2011. № 2. С. 40–43. 47. Социальная политика региона. Теория и практика. Под редакцией И.П. Скворцова, М. – 2010 48. Степанов, В. Г. Профориентация / В.Г. Степанов. - М.: Академический проект,2019. - 448 c. 49. Тьюторская практика в России. Сопровождение индивидуальных образовательных программ. Альманах. Выпуск 2009 г. / под ред. Т. М. Ковалевой и др. Томск, 2009. 104 с. 50. ФГОС начального профессионального образования - Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://минобрнауки.рф/(дата обращения: 16.06.2020). 51. Федорова, Н. М. История педагогики и образования. Управление школьным образованием в России в ХIХ—ХХ веках : учебное пособие для вузов / Н. М. Федорова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 267 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10025-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/456322(дата обращения: 16.06.2020). 52. Фонарев А.Р. Профессиональная деятельность как смысл жизни и акме профессионала // Мир психологии. - 2001. - №2. - С.104- 108. 53. Фонарев А.Р. Профессиональная деятельность как смысл жизни и акме профессионала // Мир психологии. - 2001. - №2. - С.104- 108. 54. Фонарев А.Р. Смысл жизни как детерминанта развития личности профессионала // Психологические, философские и религиозные аспекты смысла жизни. – М.: ПИ РАО, 2001. – С.204-209. 55. Фонарев А.Р. Смысл жизни как детерминанта развития личности профессионала // Психологические, философские и религиозные аспекты смысла жизни. – М.: ПИ РАО, 2001. – С.204-209. 56. Чернышев А.Я. Понятие «профессиональная карьера»: потребностно-мотивационная характеристика // Мир психологии. – 2008. - №2. – С.221-232. 57. Чернышев Я.А. «Акмеологическое ядро» в структуре профессиональной карьеры субъекта // Акмеология. – 2007. - №4. – С.17-26. 58. Чудновский В.Э. Педагогическая профессия в системе смысложизненных ориентаций учителя // Современные проблемы смысла жизни и акме.– М. / Самара, 2002. – С.177-185. 59. Шадриков В.Д. Проблемы профессиональных способностей // Психологический журнал. – 1982. - №5. – С.13-26 60. Шадриков, В.Д. Психологический анализ деятельности как системы / В.Д. Шадриков // Психологический журнал. – 1980. – Т.1. – №3. – С. 33-46. 61. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека. Духовные способности / В.Д. Шадриков. – М.: Логос, 1996. – 320 с. 62. Шамионов, Р.М. Адаптационная готовность выпускников школы и первокурсников вуза во взаимосвязи с социально-психологическими факторами / Р.М. Шамионов // Психология обучения. – 2012. – №11. – С. 116- 123. 63. Шамионов, Р.М. Психология субъективного благополучия личности. / Р.М. Шамионов. – Саратов, 2004. – 77 с. 64. Школьное образование - как менялось по десятилетиям https://zen.yandex.ru/media/stopaut/shkolnoe-obrazovanie-kak-menialos-po-desiatiletiiam-v-techenie-veka-5ece321c61c19e06c71cf9e9 65. Щедровицкий Г. П. Развивающее образование и мыследеятельностная педагогика // Первые чтения памяти В. В. Давыдова. Рига–М., 1999. 66. Экономические и финансовые риски. А.С. Шапкин, В.А. Шапкин, М. – 2011. – 208с.
Отрывок из работы

Глава 1. Проблема адаптации обучающихся к будущему 1.1 Проблема образования будущего Достоверно представить, каким будет образование будущего практически невозможно. Однако, судя по тому, каким путем сегодня развивается мир в целом, и образовательная сфера в частности, можно выделить основной вектор этого развития – технологии. Технологии стремительно распахивают дверь и уверенно входят в нашу жизнь так, что этот процесс движение кажется уже необратимым. Изменяя способ выполнения заданий, образ мышления, предоставляя совершенно новые средства для обработки данных и информации, технологии изменяют людей. Процесс получения знаний все в большей степени зависит от технологических новшеств [1]. Образование будущего будет строиться вокруг новых инновационных, и в большинстве своем цифровых, технологий и инструментов. Медийная среда и интернет ресурсы предоставят возможность процессу обучения становится более гибким, и более индивидуальным. Возможно, место классных комнат частично займут интерактивные образовательные платформы, образовательные социальные сети и веб-страницы [2]. Но каким же оно было 60 лет назад, рассмотрим эволюцию образования с 1960 годов. Именно с этого года начинается бурное развитие образовательной среды [61]. Переход к 11-летней школе занял примерно пять лет, в течение которых преимуществ обнаружено не было, в 1966 г. было принято постановление о возврате к 10-летнему сроку обучения и переходу на новое содержание образования. Во все учебные дисциплины стали вводиться новые научные знания, знания о применении достижений науки в производстве. Школьников стали знакомить с основами ядерной физики и атомной энергетики, химическими технологиями, расширился круг математических знаний и т.д [3]. Новые учебные программы были направлены на развитие умственных сил детей, их способности и возможности к обобщениям. Переход на новое содержание обучения стимулировал методическое творчество учителей, которые работали над совершенствованием урока [4]. 70-80-е гг. XX в. в СССР характеризуются общим экономическим кризисом, кризисом коммунистической идеологии и началом этнических и межнациональных конфликтов. Эти факторы негативно отразились на развитии образования. Бюрократизация, унификация, тотальная идеологическая индоктринация, линия на уравнительное обучение превращали школу в закрытое, оторванное от жизни учреждение. Интересы отдельного ребенка, инициатива учителей игнорировались. Востребованными в экономике оказались люди низкой квалификации [5;58]. В 80-е гг. XX в. было предпринято реформирование всех звеньев системы образования, проходившее с установкой на то, чтобы «...все ценное, добытое трудом нескольких поколений педагогов, советской школой и педагогической наукой, все выдержанное испытание временем должно быть бережно сохранено и активно использовано» [9]. Реформа школы 1984 г. в СССР была направлена на слияние общего и профессионального среднего образования, профессионализацию общеобразовательной школы, усиление единообразия в системе профессионально технического образования через создание средних профтехнических училищ. С целью всеобщей профессиональной подготовки была расширена сеть межшкольных учебно-производственных комбинатов, в которых старшеклассники обучались одной из рабочих профессий [7]. Кроме того, в советской школе вновь был осуществлен переход на 11-летний срок обучения, в нее стали принимать детей, достигших 6-летнего возраста. Однако реализация реформы столкнулась с серьезнейшими трудностями [18]. В ходе распада СССР во второй половине 1980-х - начале 1990-х гг. школа России приходила во все большее несоответствие с общественными и образовательными потребностями. Росло противоречие между провозглашенными высокими целями образования и результатами школьного обучения и воспитания. Это выражалось в снижении уровня успеваемости, падении интереса к образованию, асоциальном поведении детей и подростков и т.д. [19]. На протяжении всего 20 века вплоть до 90-х годов существовала «пионерская» система. Она способствовала в большей степени воздействовать на каждого отдельного человека, то есть действовал партийный диктат. Под влиянием старших в учебных заведениях, младшее поколение «выкидывало» то плохое, что в нынешнее время делает человека «сухим», то есть жизнь без вредных привычек, без вреда обществу. В Советском Союзе развитие науки шло вперед, но одновременно делало шаг назад. Очень большая масса людей, в особенности ученых, было сослано в ссылки или уезжали за рубеж, оттуда и пошло понятие «утечка мозгов» [10;50]. Наступление нового тысячелетия сопровождалось резкой технической революцией. Сейчас человечество живет в разнообразном, глобальном, меняющемся медиа — насыщенном обществе. Педагогам поручено подготовить учеников к жизни в этом мире [21]. Общество столкнется с множеством возникающих вопросов, таких, как глобальное потепление, голод, бедность, вопросы здравоохранения, демографические взрывы и другие экологические и социальные вопросы, которые приведут к необходимости общаться лично, социально, экономически и политически на местном, национальном и глобальном уровнях [52]. Уже в ближайшем десятилетии ожидается следующая степень глобализации и массовизации образования, которая изменит роль университетов. С развитием цифровой экономики роль государства в развитии образования будет уменьшаться. За ним останется создание условий для возникновения новых поставщиков образовательных услуг, конкурентных на внутреннем и глобальном рынках [14;47]. Быстрая смена информационного и технологического фона приведет к тому, что обучение станет постоянным. Привычные форматы обучения будут постепенно замещаться новыми [46]. Образование будущего также сократит дистанцию между работодателем и сотрудником, а рынок образовательных услуг при этом будет наращивать степень своей гибкости и само регулируемости [55]. Для реализации модели образования будущего потребуется развитая высокотехнологичная инфраструктура. Образование 21-го века основывается на такой концепции обучения, как базовые знания по предметам, но переделанные для современного мира, где навыки сотрудничества и глобальная перспектива имеют решающее значение. Сейчас, на наш взгляд, уже недостаточно «знать вещи», гораздо более важным является привить ребёнку желание «узнать эти вещи» [15]. В современном мире информация и знания растут с такой астрономической скоростью, что никто не может узнать всё о каждом предмете, и то, что может появиться сегодня, окажется ложным завтра, и те знания, которые учащиеся получат после окончания школы или вуза могут уже и не существовать. По этой причине, ученики должны учиться обрабатывать, анализировать и использовать информацию, в которой они нуждаются, а также учиться адаптировать полученные навыки и применять их ко всем областям жизни, использовать в разных жизненных ситуациях [11]. Школы также должны адаптироваться и разрабатывать новые способы преподавания и обучения, которые отражают меняющийся мир. Целью школы должна стать подготовка учащихся к успеху после её окончания, и, следовательно, школам нужно уделять приоритетное внимание знаниям и навыкам, которые будут наиболее востребованы в будущей профессии. По этой причине, педагогам следует использовать время в школе, чтобы научить детей находить, интерпретировать и использовать информацию, а не предоставлять её большую часть времени [60;49]. Учебный план 21-го века имеет определенные критические атрибуты. Это прежде всего междисциплинарный проект на основе различных исследований. Это связано с сообществом — местным, региональным, национальным и глобальным. Иногда студенты сотрудничают друг с другом по всему миру в различных проектах. Учебная программа включает в себя навыки более высокого порядка мышления, множественного интеллекта, технологий и мультимедиа, грамотности и подлинных оценок [17]. Для того, чтобы дети готовы были перейти в мир двадцать первого века, они должны овладеть грамотностью этого века: поликультурной, СМИ, информационной, эмоциональной, экологической, финансовой и кибер-грамотностью [20]. Сотрудничество с другими учащимися по всему миру в значимых реальных проектах является необходимым инструментом для развития этой грамотности. Ученикам необходимо знать, что действуя только в рамках глобального сотрудничества для решения критических проблем, а не конкуренции и обособленности, они смогут сделать этот мир лучше [18]. На протяжении всей истории образование претерпело множество изменений, но похоже, что самые главные только ждут впереди. В самом ближайшем будущем учёба будет гораздо более доступнее, быстрее, эффективнее и индивидуальнее. А самое главное — она получит более объективную систему оценки личных качеств, и мы сможем рассчитывать, что в скором времени все самые престижные должности будут занимать только самые умные, талантливые и креативные люди, независимо от их статуса [19;66]. В ближайшие 10-20 лет учеба постоянно будет переходить в онлайн, и учиться придется всю жизнь. - школьная парта – в прошлом; - бум мини-школ и домашних учеников; - вузы потеряют монополию на знания; - учебный «индпошив» и новые форматы; - оценок будет больше; - учиться будем в режиме 24/7; - останутся элитные вузы; - учителя превратятся в наставников; - в учебу придут IT решения; - охота за талантами [65]; К 2030 в образование внедрятся: ? Цифровые очки ? Огромные возможности виртуальной реальности ? Голография ? Нейроинформатика ? Экраны на сетчатке глаз [20] Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что нас ждут большие перемены не только в образовании, но и в мире будущих профессий этих выпускников. В будущем образование станет непрерывным взаимосвязанным процессом, позволяющим ученикам получать знания необходимые для выживания в постоянно изменяющихся условиях существования. В этих условиях человеческому организму самостоятельно адаптироваться под эти изменения будет крайне тяжело, уровень здоровья населения с каждым годом будет все ухудшаться. Если обратиться к биолого-историческим фактам, то можно смело говорить о том, что эволюция одного организма может изменяться, а может и не изменяться сотни и тысячи лет. Поэтому мы предлагаем создать в школах центры по антропоадаптации к профессиям будущего, где будет проводиться постепенная работа над формированием здорового организма адаптированного к условиям деятельности человека. 1.2 Подготовка к профессиям будущего Изменения происходят стремительно, предсказать точно на горизонте даже 30 лет сейчас невозможно или, как сказал Юваль Харари (Yuval Noah Harari), автор книг Sapiens и Homo Deus, «если кто-то описывает вам мир в середине 21 века и это звучит как фантастика, это, возможно, ошибка. Но если кто-то описывает вам мир в середине 21 века, и это НЕ звучит как фантастика — то это точно ошибка. Мы не можем быть точными в конкретике сейчас, единственная константа — это постоянное изменение» [22]. Не стоит бояться этого процесса — нужно о нем знать и уметь быстро адаптироваться к изменениям. Чтобы подготовиться к будущему, нам нужно перестать думать о профессии и карьере как константе, когда ты выбираешь одну профессию: юрист, врач, актриса, затем получаешь образование, а потом работаешь в одном направлении до самой пенсии. Вместо этого нам нужно мыслить о навыках и знаниях, которые необходимо будет приобретать всю жизнь и которые будут применяться для решения различных задачах и проблем общества, и это могут быть знания из самых разных областей [16]. Образование традиционно считается очень консервативной сферой, но развитие технологий меняет наши представления о способах получения знаний и заставляет серьезно переосмыслить привычный подход к учебному процессу, что означает, что в будущем специалисты в области образования будут весьма востребованными [12]. Во-первых, в образовании начинают использоваться инструменты обучения с применением ИТ – онлайн-курсы, симуляторы, тренажеры, игровые онлайн-миры. Это дает новые возможности – ученики не просто усваивают необходимые знания, но и развивают умение работать с информацией. А также учатся входить в продуктивные состояния сознания, позволяющие лучше концентрироваться и решать сложные творческие и аналитические задачи. Например, состояние потока, когда человек полностью включен в созидательный процесс и не испытывает тревоги насчет возможного успеха или провала [27]. Во-вторых, новые технологии позволяют сделать образование более индивидуальным. Больше нет необходимости подстраиваться под общие расписания и пожелания группы – теперь процесс обучения достаточно легко адаптируется к запросам конкретного ученика и его личным особенностям. Можно выбрать формат обучения и его темп, сконцентрироваться на очень узкой теме или наоборот, пройти необычную междисциплинарную программу [23;53]. Расстояние тоже больше не играет роли – курсы многих престижных вузов уже сейчас можно слушать онлайн из любой точки мира. В будущем дистанционные школы и университеты станут равноправной альтернативой традиционному очному образованию, а «электронные наставники» будут курировать учебный процесс и помогать студентам осваивать программу. Все чаще будут использоваться игровые формы обучения, поскольку игра позволяет более эффективно осваивать изучаемый предмет [36]. Мир меняется так быстро, что мы больше не сможем позволить себе пять лет изучать теоретические дисциплины, а потом еще какое-то время осваивать профессию за счет работодателя. Поэтому образование, особенно для учащихся вузов и взрослых, становится все более предметным и практико-ориентированным. А это значит, что акцент смещается с теории на реальные проекты учащихся, в том числе их стартапы. Кроме этого, развиваются формы, в которых студент может одновременно учиться и работать [40]. Рассмотрим 5 новых профессий будущего. Все эти профессии по прогнозам должны появиться после 2020 года [6]. Название профессии будущего Описание профессии Оценка профессии с позиции педагога Адаптации к этим профессиям Влияние этой профессии на различные подструктуры личности Разработчик инструментов обучения состояниям сознания Разработчик инструментов обучения состояниям сознания (психической саморегуляции) – это специалист, который разрабатывает программы и оборудование для обучения пользователей продуктивным состояниям сознания. В условиях ускоренного ритма жизни человеку необходимо уметь быстро менять состояние сознания и показывать максимально возможную эффективность в работе, учебе, любой другой деятельности. Ожидается, что разработчики инструментов обучения состояниям сознания помогут научиться концентрироваться, расслабляться, повышать свои творческие способности. С учетом того что мир меняется и все больше в нашей жизни ухудшается экология появляется много стрессовых ситуаций, люди агрессивные и замкнутые в себе нам необходимо уметь концентрироваться в этом большом потоке информации, рефлексировать и осознано относиться к окружающим вещам. Поэтому эта профессия для нас необходима. Для этой профессии нужен человек достаточно активный, «гибкий» и мобильный. Чтобы научить человека концентрироваться, расслабляться, повышать свои творческие способности, он саам должен обладать этими навыками. Так же у него должна быть устойчивая психика. Это человек достаточно стрессоустойчив. За счёт того что эта работа является сидячей соответственно появляется недостаточная двигательная активность которая приводит к проблемам с сосудами и органами малого таза. Эмоциональное выгорание так же одна из важнейших проблем этой профессии пагубно сказывающаяся на психоэмоциональном здоровье. Так же длительное нахождение за компьютером приводит к проблемам с осанкой и зрением. Игропедагог Специалист, который создает образовательные программы на основе игровых методик, выступает игровым персонажем. В школах будет замещать традиционного учителя. В России традиционно существуют развитые традиции игропедагогики в школах. И проникновение игр в школы сейчас в основном ограничено нормативно-правовой базой. Игропедагог использует в работе карточки и настольные игры, коммуникативные занятия, 3D-модели, а также компьютеры, другие гаджеты. Его деятельность направлена на изучение окружающей среды, духовное и творческое развитие. Было бы не плохо, если бы появилась такая профессия, но почему бы просто не переучить этому обычных учителей, тем более что некоторые из них применяют игровые методы на своих уроках. Для этой профессии нужен человек достаточно активный, «гибкий» и мобильный. Так же человек, выбирающий эту профессию должен хорошо владеть психологией и ИКТ. Так же у него должна быть устойчивая психика. Это человек достаточно стрессоустойчив. За счёт того что эта работа является частично сидячей соответственно появляется недостаточная двигательная активность которая приводит к проблемам с сосудами и органами малого таза. Эмоциональное выгорание так же одна из важнейших проблем этой профессии пагубно сказывающаяся на психоэмоциональном здоровье. Так же длительное нахождение за компьютером приводит к проблемам с осанкой, зрением и приводит к заболеванию суставов кистей рук. Так же при создании игр и их запуске человек зачастую увлечен сам и у него нарушается режима дня и организации питания. Тренер по майнд-фитнесу Cпециалист, который разрабатывает программы развития индивидуальных когнитивных навыков (например, память, концентрация внимания, скорость чтения, устный счет и др.) с помощью специальных программ и устройств с учетом особенностей психотипа и задач пользователя. Такие программы существуют уже сейчас – например, Mind Fitness Training Institute в Вирджинии предлагает всем желающим 7-дневный интенсив по развитию когнитивных навыков, а компания Lumosity разработала более 40 онлайн-игр для развития когнитивных навыков Я думаю, человек с этой профессией будет тренировать учеников как учитель физкультуры, только называется по-другому. Для этой профессии нужен человек достаточно мобильный. Так же у человека выбирающего эту профессию IQ должен быть от 50 до 70%. Чтобы научить человека концентрироваться, расслабляться, повышать свои творческие способности, он саам должен обладать этими навыками. Так же у него должна быть устойчивая психика. Это человек достаточно стрессоустойчив. За счёт того что эта работа является сидячей соответственно появляется недостаточная двигательная активность которая приводит к проблемам с сосудами и органами малого таза. Эмоциональное выгорание так же одна из важнейших проблем этой профессии пагубно сказывающаяся на психоэмоциональном здоровье. Так же длительное нахождение за компьютером приводит к проблемам с осанкой, зрением и приводит к заболеванию суставов кистей рук. Тренер творческих состояний Специалист по майнд-фитнесу, умеющий приводить людей творческих профессий в «состояние потока» и в другие состояния, характеризующиеся повышенной креативностью. Он также занимается и развитием осознанности, поскольку одна из важных задач художника – постоянное переосмысление реальности. На мой взгляд, эта профессия очень необходима творческим людям. Это поможет им без алкоголя и наркотиков находить свое вдохновение и уметь с ним работать. Для этой профессии нужен человек достаточно мобильный и активный. Так же у человека выбирающего эту профессию IQ должен быть от 50 до 70%. Человек должен обладать нескончаемой харизмой и энергией, чтобы заряжать этим людей. Так же у него должна быть устойчивая психика. Эмоциональное выгорание так же одна из важнейших проблем этой профессии пагубно сказывающаяся на психоэмоциональном здоровье. Так же длительное нахождение за компьютером приводит к проблемам с осанкой, зрением и приводит к заболеванию суставов кистей рук. ИТ-медик Специалист с хорошим знанием ИТ, создает базы физиологических данных и управляет ими, создает программное обеспечение для лечебного и диагностического оборудования. Сейчас в медицине происходит «революция больших данных» – у исследователей появилась бесценная возможность быстро собирать и анализировать огромное количество информации. А значит, человек, способный управлять медицинскими базами данных, точно не останется без работы В современном мире нестабильности и условиях пандемии это самая необходимая профессия, которая защитит и спасет все население. Для этой профессии нужен человек достаточно спокойный готовый все свое время проводить в кабинете. Человек, выбирающий эту профессию должен на высшем уровне владеть ИКТ. За счёт того что эта работа является сидячей соответственно появляется недостаточная двигательная активность которая приводит к проблемам с сосудами и органами малого таза. Так же длительное нахождение за компьютером приводит к проблемам с осанкой, зрением и приводит к заболеванию суставов кистей рук. Так же при создании игр и их запуске человек зачастую увлечен сам и у него нарушается режима дня и организации питания. Таблица 1. Анализ 5 профессий будущего Исследовав тему, выделили группа факторы риска, оказывающие наиболее выраженное отрицательное влияние на развитие и состояние здоровья организма: • недостаточная двигательная активность; • нарушения осанки; • заболевания суставов кистей рук; • нагрузка на зрение; • нарушение режима дня; • нарушение организации питания; • Эмоциональное выгорание Исходя из вышесказанного, мы доказываем необходимость организации школьного центра. Наше исследование подтверждает группу рисков здоровья растущего организма. Подготовить обучающихся к этим профессиям возможно, и в настоящее время является необходимым. В условиях быстро меняющегося образа жизни и эпидемиологической обстановки эти профессии является актуальными. 1.3 Лучшие практики подготовки Система профориентации школьников – это организованная, управляемая деятельность различных государственных и общественных организаций, предприятий учреждений и школы, а также семьи, направленная на совершенствование процесса профессионального и социального самоопределения школьников в интересах личности и общества. В профориентации, являющейся комплексной проблемой, выделяют экономический, социальный, психологический, медико-физиологический аспекты [33;57]. Экономический аспект профориентации направлен на изучение демографической структуры трудовых ресурсов рынка труда, условий, повышающих его производительность, причин брака, аварийности, ущерба производству в результате низкого интереса, отсутствия мотивации, профессиональной непригодности работников [39]. Социальный аспект профориентации связан с выявлением общественного мнения, касающегося популярности, привлекательности, престижа различных профессий в глазах молодежи и других возрастных категорий, удовлетворенностью (неудовлетворенностью) работой, выбранной профессией[24]. Психологический аспект профориентации предполагает изучение психологических сторон профессиональной пригодности, выявление профессионально значимых свойств личности. Медико-физиологический аспект профориентации связан с определением психофизиологических особенностей человека, состояния его здоровья, позволяющим выполнять определенную профессиональную деятельность[31]. Педагогический аспект профориентации предполагает поиск решения воспитательных задач, путей и методов ее проведения. Профориентация как целенаправленная деятельность по подготовке молодежи к выбору профессии основывается на идее концептуального характера – взаимосвязи диагностического и воспитательного подходов. Медико-физиологический аспект выдвигает такие основные задачи как разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата. Для того чтобы обучающимся было проще ориентироваться в мире профессий и легче прийти к нужной, существует специальная профессиональная диагностика[23]. Профдиагностика - оценка интересов, личностных качеств и способностей учащихся [59;51]. Профдиагностика представляет собой психологические тесты, направленные на выявление индивидуальных способностей, интересов и предпочтений. На основе результатов тестов вы можете сделать вывод об интеллектуальных способностях и уровне развития ваших личностных качеств. По итогам тестов вы получите рекомендации, какой профессии вам следует отдать предпочтение в будущем [44;48]. С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы, содержание профориентационной работы в школе: 1-4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую [43]. 5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 43 страницы
2500 руб.
Дипломная работа, Педагогика, 108 страниц
2000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg