Глава 1. Основы безопасности дорожного движения
1.1. Основные понятия о дорожном движении
Основным объектом воздействия при организации безопасного движения транспортных средств выступает дорожное движение.
На уровне служб дорожного движения организация дорожного движения представляет собой комплекс инженерных и организационных мероприятий на существующей улично-дорожной сети, обеспечивающих безопасность и достаточную скорость транспортных и пешеходных потоков.
Термин дорожное движение был введен в мировую практику Конвенцией о дорожном движении принятой в рамках ООН в 1949 году и пересмотренной в 1968 году.
Г.И. Клинковштейн трактует дорожное движение, как совокупность движущихся и неподвижных пешеходов и различных типов механических и немеханических транспортных средств, управляемых людьми.
Из «Правил дорожного движения» (ПДД) дорожное движение - это совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.
Под организацией дорожного движения в узком смысле на уровне инженерных служб дорожного движения следует понимать комплекс инженерных и организационных мероприятий на существующей улично-дорожной сети, обеспечивающих безопасность и достаточную скорость движения транспортных и пешеходных потоков.
Интенсивность движения – это количество транспортных средств, проходящих через сечение дороги за единицу времени. В качестве расчетного периода времени для определения интенсивности движения принимают год, месяц, сутки, час и более короткие промежутки времени (минуты, секунды) в зависимости от поставленной задачи наблюдения.
Объем движения – фактическое суммарное количество транспортных единиц, прошедших по дороге за единицу времени (час, сутки).
Плотность транспортного потока – это пространственная характеристика, определяющая степень стесненности движения (загрузки полосы дороги). Ее измеряют количеством транспортных средств, приходящихся на 1 км протяженности полосы дороги.
Состав транспортного потока – процентное отношение различных типов транспортных средств в потоке. Обычно определяют долю легковых автомобилей в потоке. Состав транспортного потока играет большую роль при проектировании схем организации дорожного движения.
Скорость транспортного средства есть отношение величины его перемещения к интервалу времени, за которое это перемещение произошло. В практике используют понятия мгновенной, средней, средней технической, средней эксплуатационной скоростей.
Регулирование является частным случаем как управления, так и организации движения, а целью применения технических средств является реализация ее схемы.
Управление транспортными потоками зачастую осуществляется с помощью различного автоматического оборудования. В этом случае употребляют термин «автоматическое управление».
В свою очередь автоматическое управление может осуществляться как при участии человека-оператора, так и без него. В первом случае системы управления носят названия – автоматизированных, во втором – автоматических.
1.2.Состояние безопасности на автомобильных дорогах
Основная цель государств, в том числе и России, состоит в создании безопасной дорожной среды. Детальное исследование всех видов ДТП невозможно без выявления факторов и причин, их составляющих.
Всемирная организация здравоохранения выделяет следующие факторы ДТП:
1. Превышение скорости - превышение средней скорости напрямую связано как с вероятностью аварии, так и с тяжестью ее последствий, например, повышение средней скорости на 1% приводит к увеличению риска ДТП со смертельным исходом на 4% и риска серьезных аварий на 3%.
2. Вождение под воздействием алкоголя и других психоактивных веществ - вождение под воздействием алкоголя и любых психоактивных веществ или наркотиков повышает риск аварии, приводящей к смерти или тяжелым травмам.
3. Неиспользование мотоциклетных шлемов, ремней безопасности и детских удерживающих устройств.
4. Рассеянное вождение - существуют много отвлекающих внимание факторов, которые могут отрицательно сказываться на вождении. На сегодняшний день большой проблемой с точки зрения безопасности на дорогах считается использование мобильных телефонов во время вождения.
5. Небезопасная дорожная инфраструктура - устройство дорог может значительно влиять на их безопасность.
6. Небезопасные транспортные средства - эксплуатирование безопасных транспортных средств является непременным условием предотвращения аварий и снижения вероятности серьезных травм.
7. Неадекватное оказание помощи после аварии - тяжесть травм усугубляется задержками в выявлении лиц, попавших в ДТП, и оказании им помощи.
8. Неэффективный контроль за соблюдением правил дорожного движения - отсутствие контроля со стороны государства соблюдения правил дорожного движения в части вождения в нетрезвом виде, использования ремней безопасности, скоростных ограничений, шлемов и детских удерживающих устройств, приводит к тому, что ожидаемые результаты снижения смертности и травматизма минимальны.
Официальная статистика органов регулирования движения и общественное мнение в большинстве стран сходятся во мнении, что основная причина ДТП заключается в небрежном вождении, ошибках водителей. Исследования Всемирной организации здравоохранения показывают, что в девяти случаях из десяти, происшествия случаются по вине водителей, остальные случаи также косвенно связаны с деятельностью последних.
Наиболее распространенные причины ДТП по вине водителей являются:
1. Превышение установленной скорости
2. Несоблюдение дистанции между транспортными средствами, движущимися в одном потоке, в попутном направлении
3. Несоблюдение очередности проезда
4. Невнимательность
5. Нетрезвое состояние
По вине пешеходов:
1. Переход в неустановленном месте
2. Ходьба вдоль проезжей части
3. Переход перед близко идущим транспортным средством
4. Алкогольное или наркотическое опьянение
Хотя в большинстве случаев виновниками ДТП выступают водители транспортных средств, нередко дополнительными причинами возникновения дорожно-транспортных происшествий выступают сопутствующие факторы: неисправность транспортного средства, плохое освещение дорожного полотна, несоблюдение параметров ширины проезжей части и обочин, продольных и поперечных уклонов, поворотов; некачественная нанесенная разметка проезжих частей, неправильное размещение дорожных знаков, не соответствующий интенсивности движения режим работы светофора и другие.
В Российской Федерации органами государственной автомобильной инспекцией утверждена классификация факторов и причин ДТП и отражена в номенклатуре действующей системы учета. По данной классификации факторы, приводящие к ДТП поделены на 3 большие группы: человек, транспортные средства, дорога.
Анализ причин, приводящих к ДТП, позволяет свести их в следующие однородные по характеру группы:
1. Несоблюдение правил дорожного движения участниками этого движения
2. Применение водителями таких приемов управления транспортными средствами, которые вызывают их заносы, опрокидывание или потерю управления во время движения и создают возможность поломок и порчи механизмов, приводящих к аварийным ситуациям
3. Снижение работоспособности водителей в следствие переутомления или под влиянием факторов, вызывающих изменение самочувствия и восприятия обстановки движения.
4. Неудовлетворительное техническое состояние транспортных средств
5. Неправильное размещение и крепление груза, приводящее к потере управления, устойчивости, изменению режима работы механизмов, отказу в работе.
6. Неудовлетворительное устройство и содержание элементов дороги и дорожной обстановки
7. Неудовлетворительная организация движения
Сложная обстановка с аварийностью и наличие тенденций к дальнейшему ухудшению ситуации во многом объясняются следующими причинами:
1. увеличение числа автотранспортных средств
2. увеличение объемов движения
3. быстрая урбанизация
4. нарастающая диспропорция между увеличением количества транспортных средств и протяженностью улично-дорожной сети, не рассчитанной на увеличивающийся поток транспортных средств.
5. уменьшение перевозок общественным транспортом и увеличение перевозок личным транспортом.
Так, современный уровень обеспечения автомобилями в городах уже превысил 200 штук на одну тысячу жителей, тогда как дорожно-транспортная инфраструктура соответствует уровню 60 – 100 штук на одну тысячу жителей. Следствием такого положения дел являются ухудшение условий дорожного движения, нарушение экологической обстановки, увеличение количества заторов, расхода топлива, а также рост количества дорожно-транспортных происшествий.
Повышение безопасности дорожного движения, направленное на сохранение жизни, здоровья и имущества граждан Российской Федерации, является одним из приоритетных направлений государственной политики и важным фактором обеспечения устойчивого социально-экономического и демографического развития страны.
Дорожно-транспортные происшествия наносят экономике России обществу в целом колоссальный социальный, материальный и демографический ущерб. В Российской Федерации с 2007 по 2020 год в дорожно-транспортных происшествиях погибло 341 тыс. человек,3,32 млн. человек были ранены, пострадали 309 тыс. детей в возрасте до 16 лет, из них 11 тыс. получили травмы, несовместимые с жизнью. Треть погибших в авариях на автомобильных дорогах составляют люди наиболее активного трудоспособного возраста (26 - 40 лет) . Около 20 %пострадавших становятся инвалидами. Ежегодные экономические потери страны от дорожно-транспортных происшествий составляют около 2 % валового внутреннего продукта и сопоставимы в абсолютных показателях с валовым региональным продуктом таких субъектов Российской Федерации, как Краснодарский край или Республика Татарстан.
Анализируя массив статистических данных, можно сделать вывод о том, что более 85 % дорожно-транспортных происшествий происходит по причине нарушения правил дорожного движения водителями транспортных средств. Сопоставляя статистические данные стажа управления транспортными средствами, особенно выделяется группа водителей, получившие право на управление транспортными средствами менее двух лет назад. В 2020 году из-за нарушений правил дорожного движения такими водителями совершено каждое шестнадцатое дорожно-транспортное происшествие (6,1%), в них погибли 780 человека и ранены12537 человека. Это связано как увеличением численности активного населения вовлекаемое в управление транспортными средствами, так и неэффективности системы контроля и сдачи экзаменов в автошколах, и как следствие "доучивание" правил дорожного движения во время эксплуатации транспортных средств. Эти данные свидетельствуют о необходимости совершенствования процесса допуска водителей к участию в дорожном движении, главным образом с точки зрения подготовки и приема экзаменов.
В 2020 году с участием водителей в состоянии опьянения либо с его признаками произошло 13,2 или каждое седьмое ДТП (19112, -1,2%), при этом более четверти (28%) от всех погибших на дорогах страны составляют погибшие именно в происшествиях с участием водителей в состоянии опьянения или сего признаками. К тому же зафиксирован рост числа погибших в данных происшествиях (+1,1%, всего 4515),однако число раненых сократилось на 4,5% и составило 25469 человек. В данных происшествиях погиб каждый шестой пострадавший.
В 2020 году на территории Российской Федерации зарегистрировано 39927 (-18,1%) ДТП с участием пешеходов, в результате чего 4513 (-8,2%) пешеходов погибли и 37118 (19,2%) ранены.Самым многочисленным видом происшествий с участием пешеходов является наезд на пешехода (97%). Зарегистрировано 38716 (-18,4 %) наездов, в результате которых 4368 (8,7%) человек погибли и 35838 (-19,5%) ранены. Такой вид ДТП является наиболее травмоопасным и занимает вторую по численности позицию среди видов ДТП.
Рассматривая дорожно-транспортную аварийность в привязке к местам совершения дорожно-транспортных происшествий, следует учитывать, что более 70 процентов дорожно-транспортных происшествий в Российской Федерации регистрируются на территории городов и населенных пунктов. В них погибают более 40 процентов и получают ранения около 70 процентов пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий. Более 85 процентов происшествий на дорогах и улицах населенных пунктов происходят в городах, в них погибают более 70 процентов и получают ранения более 85 процентов жителей страны. Более трети всех дорожно-транспортных происшествий в стране и более половины общего количества происшествий в населенных пунктах регистрируются в столицах субъектов Российской Федерации, в них погибают более четверти и получают ранения более 40 процентов пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях, зафиксированных на территории населенных пунктов.
Особого внимания требует аварийность вне пределов населенных пунктов. Наибольшей тяжестью последствий характеризуются дорожно-транспортные происшествия, произошедшие на автомобильных дорогах федерального значения (16,2) и платных автомобильных дорогах(10,9), что обусловлено высокой скоростью передвижения на них, при наличии недостатков эксплуатационного состояния и обустройства улично-дорожной сети тяжесть последствий достигает 17,8.
Наименьший удельный вес в структуре основных показателей дорожно-транспортной аварийности имеют происшествия, в которых зафиксирована техническая неисправность автомототранспортных средств.
В Российской Федерации основные показатели аварийности за последние годы имеют тенденцию к сокращению, что в целом соответствует мировому опыту адаптации стран к условиям растущей автомобилизации населения. Вместе с тем отечественные показатели существенно отстают от европейских. Смертность в результате дорожно-транспортных происшествий значительно выше чем в странах Европейского союза.
Такая особенность, обусловлена рядом причин, к числу основных можно отнести низкую дисциплину участников дорожного движения (главным образом водителей транспортных средств), связанную, в частности, с недоставками в правоприменительной деятельности, не позволяющими в полной мере реализовать принцип неотвратимости наказания, а также отсутствие или неэффективность действенных механизмов обеспечения удовлетворительного уровня подготовки водителей, технического состояния транспортных средств, состояния улично-дорожной сети и организации движения по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Кроме того, негативное влияние на состояние аварийности оказывает недостаточность существующих контрольно-надзорных механизмов, в том числе за субъектами, осуществляющими перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом, а также недостатки в системе управления безопасностью дорожного движения.
В течение последнего десятилетия работа по повышению безопасности дорожного движения в Российской Федерации осуществлялась на программно-целевой основе. Федеральная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах" позволила переломить негативные тенденции развития ситуации с аварийностью и смертностью в Российской Федерации, сложившиеся в стране к 2005 году. По экспертным оценкам, за годы реализации Программы в нашей стране сохранены жизни более 35 тыс. человек. Суммарное снижение числа погибших в дорожно-транспортных происшествиях по сравнению с 2004 годом, принятым в Программе в качестве базы сравнения, превысило цель на 17 процентов. Следует отметить, что снижение смертности было нестабильным. Положительная динамика в 2006 - 2010 годах сменилась ростом аварийности в 2011 - 2012 годах. В первые годы реализации Программы фактическое число погибших в дорожно-транспортных происшествиях было существенно ниже установленных целевых значений, а целевые задания на 2011 и 2012 годы достигнуты не были, что свидетельствует о многофакторности решаемой задачи. Для эффективного решения проблем, связанных с дорожно-транспортной аварийностью и обеспечением снижения ее показателей, в настоящее время реализуется федеральная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2013 г. № 864 "О федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах"
Таким образом, подводя итоги аварийности на территории Российской Федерации можно сделать заключение о том ,что благодаря предпринимаемым мерам, связанным с последовательной реализацией программно-целевого и проектно-целевого методов, с 2012 года сохраняется тенденция снижения основных и относительных показателей аварийности. В 2020 году также отмечено снижение всех основных показателей аварийности. Всего на улицах и дорогах страны зарегистрировано 145073 (-11,7%) дорожно-транспортных происшествия, в которых погибли 16152 (-4,9%) человека и получили ранения183040(-13,2%).
1.3. Порядок оформления и регистрации дорожно-транспортных происшествий
Непременным условием эффективного управления безопасностью дорожного движения является выявление закономерностей, определяющих влияние различных факторов на возникновение дорожно-транспортных происшествий, и тяжесть их последствий.
Закономерности общие для групп ДТП, но случайные для отдельных ДТП выявляются на основе анализа статистических данных, для чего и создается в масштабах государства система сбора и обработки информации о ДТП.
Учету подлежат все дорожно-транспортные происшествия, произошедшие на территории Российской федерации.
Учет дорожно-транспортных происшествий осуществляется для изучения причин и условий их возникновения и принятия мер по устранению этих причин и условий.
Учет сведений о дорожно-транспортных происшествиях осуществляется:
1. органами внутренних дел Российской Федерации
2. владельцами автомобильных дорог
3. владельцами транспортных средств
Медицинские организации ведут учет погибших и раненых в дорожно-транспортных происшествиях, получивших медицинскую помощь в медицинских организациях.
В официальную статистическую информацию по дорожно-транспортным происшествиям включаются сведения только о дорожно-транспортных происшествиях, произошедших на автомобильных дорогах общего пользования, в которых ранены или погибли люди. Остальные ДТП регистрируются и анализируются на местном(региональном уровне), а так же отдельными министерствами и ведомствами-владельцами транспортных средств.
В правилах указано, что погибшим считается лицо, погибшее на месте дорожно-транспортного происшествия либо умершее от его последствий в течении 30 последующих суток
Раненым считается лицо, получившее в дорожно-транспортном происшествии телесные повреждения, обусловившие его лечение в медицинских организациях в стационарных условиях на срок не менее одних суток либо в амбулаторных условиях или в условиях дневного стационара.
Правилами учета все ДТП подразделяются на 9 видов:
1. столкновение - движущиеся механические транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог;
2. опрокидывание - механическое транспортное средство потеряло устойчивость и опрокинулось. К этому виду происшествий не относятся опрокидывания, вызванные столкновением механических транспортных средств или наездов на неподвижные предметы;
3. наезд на препятствие - механическое транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т. п.);
4. наезд на пешехода - механическое транспортное средство наехало на человека, или он сам натолкнулся на движущееся механическое транспортное средство, получив травму;
5. наезд на велосипедиста - механическое транспортное средство наехало на человека, передвигающегося на велосипеде (без подвесного двигателя), или он сам натолкнулся на движущееся механическое транспортное средство, получив травму;
6. наезд на стоящее транспортное средство - механическое транспортное средство наехало или ударилось о стоящее механическое транспортное средство;
7. наезд на гужевой транспорт - механическое транспортное средство наехало на упряжных, вьючных, верховых животных либо на повозки, транспортируемые этими животными;
8. наезд на животных - механическое транспортное средство наехало на диких или домашних животных;
9. падение пассажира - пассажир (любое лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве или на нем) упал с движущегося механического транспортного средства. К этому виду происшествий не относится падение, произошедшее при столкновении, опрокидывании механических транспортных средств или их наезде на неподвижные предметы;
10. прочие происшествия - происшествия, не относящиеся к перечисленным выше видам. К ним относятся сходы трамваев с рельсов (не вызвавшие столкновения или опрокидывания), падение перевозимого груза на людей, наезд на лиц, не являющихся участниками движения; наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо); падение пассажиров с движущегося транспортного средства или в салоне транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движении другие.
Первичное расследование ДТП и оформление первичной документации возлагают на дежурного по подразделению или инспектора дорожно-патрульной службы ГИБДД, прибывшего на место ДТП.
В состав оперативной группы могут дополнительно быть привлечены следующие лица: при причинении большого материального ущерба - следователь УВД, эксперт оперативно-технического аппарата, судебно-мединский эксперт или врач, когда имеются погибшие, сотрудник уголовного розыска, если водитель скрылся с места ДТП.
По прибытии к месту ДТП сотрудник Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД), который заполняет карточку учета ДТП. После заполнения карточки учета ДТП, информация немедленно поступает в областное управление ГИБДДД, где она регистрируется.
Карточка учета ДТП составляется на основании первичных документов, оформляемых оперативной группой на месте ДТП. Она является основным документом, использующимся для формирования государственных статистических сборников. В состав первичной документации входят следующие сведения:
1. общие сведения
2. место совершения ДТП
3. вид и схема ДТП
4. дорожные условия
5. сведения о транспортных средствах, участвовавших в ДТП
6. участники ДТП
7. Дополнительные сведения
Срок хранения карточек учета ДТП в управлении Государственной инспекции по безопасности дорожного движения составляет 3 года.
1.4. Задачи и цели анализа ДТП
При анализе данных о состоянии аварийности и значений других показателей, характеризующих деятельность по обеспечению безопасности дорожного движения, наиболее важными являются:
1. обоснование мероприятий по всем направлениям деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения, а так же оценка эффективности мероприятий и определение очередности их проведения.
2. Прогнозирование состояния аварийности. Это направление является одним из наиболее интенсивно развивающихся путей совершенствования анализа статистических данных.
3. разработки многомерных способов обработки информации для составления состояния аварийности и деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения. Изучение взаимозависимости различных показателей и составление по степени этой взаимозависимости являются сравнительно мало изученными направлениями аналитической деятельности.
4. анализ причин и условий возникновения конкретных, единичных ДТП.
5. создание универсальных программных комплексов для ЭВМ, предназначенных для ввода, контроля, хранения, поиска и выдачи информации.