Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках географии для повышения учебной мотивации школьников

rock_legenda 1250 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 50 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 05.02.2022
Цель исследования: изучить особенности применения информационно-коммуникационных технологий на уроках географии для повышения учебной мотивации школьников. Объект исследования: информационно-коммуникационные технологии в общеобразовательном процессе школы. Предмет исследования: применение информационно-коммуникационных технологий на уроках географии. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Изучить понятие, классификацию, средства, аспекты информационно-коммуникационных технологий. 2. Выявить возможности школьного курса географии для применения ИКТ для повышения учебной мотивации школьников. 3. Провести опытную работу по внедрению информационно-коммуникационных технологий на уроках географии. 4. Выявить динамику учебной мотивации школьников. В работе были использованы следующие методы: - научно-поисковый; -анализ и сравнение; - описание. Работа выполнена в 2020-2021 учебном году на кафедре информатики, естественнонаучных дисциплин и методик преподавания в рамках выпускной квалификационной работы. Состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. Библиографический список включает 35 наименований. Содержание работы изложено на 51 страницах.
Введение

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. И задачей современного педагога становится подготовка молодого поколения, способного активно жить в современном информационном обществе, где повседневная жизнедеятельность практически любого человека насыщена взаимодействием со средствами переработки и передачи информации [11]. Распространенное применение компьютерных технологий в сфере образования в последнее десятилетия вызывает высокий интерес в педагогике. В развитие проблемы компьютерной технологии обучения большой вклад внесли российские и зарубежные ученые: Г.Р. Громов, В.И. Гриценко, В.Ф. Шолохович, О.И. Агапова, О.А. Кривошеев, С. Пейперт, Г. Клейман, Б. Сендов, Б. Хантер и др. [11]. Внедрение компьютерной техники в образовательных организациях открывает большие возможности для оптимизации процесса обучения. Компьютеры в классе развивают самостоятельность при анализе информации и добыче новых знаний. Педагог в современной школе все сильнее становится организатором познавательной деятельности обучающихся, способным помочь в усвоении навыков работы с компьютерными технологиями, в самостоятельном получении и сортировке информации. Невозможно представить себе поистине образованного, культурного человека, не знающего основ географии. География увеличивает общий кругозор человека, воспитывает в нем гуманизм и патриотизм. Изучение науки географии прививает любовь к Родине, к родным местам, к природе, формирует доброжелательное отношение к людям, другим странам и народам. На данный момент важным направлением модернизации системы географического образования становится внедрение информационных технологий и мультимедиа. Что дает возможность активизировать аналитическую деятельность учащихся, увеличить демократизацию методики преподавания, раскрыть творческие возможности, повышать и развивать психические процессы, мышление, восприятие, память учеников [1]. Активное развитие новых компьютерных технологий и их внедрение в Российской Федерации за последние пять лет сделали определенный отпечаток на развитие личности современного ученика. Сильный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров создают сильное влияние на воспитание ученика и его восприятие окружающего мира. Из-за этого необходимо научить каждого школьника за короткое время освоить, преобразовать и использовать на практике большой объем информации. Важно организовать процесс обучения, чтобы ученик бурно, с увлечением и интересом работал на уроке, пожинал плоды своего труда и мог оценить их [2]. Помочь педагогу в разрешении такой нелегкой задачи сможет сочетание традиционных методов обучения и современных информационных и компьютерных технологий. Именно использование компьютера на уроке дает возможность сделать процесс обучения мобильным, дифференцированным и индивидуальным. Итак, важность использования ИКТ в обучении географии не вызывает сомнения, но теоретические, дидактические и методические аспекты подобной работы все же требуют разностороннего и глубокого изучения. Актуальность данной проблемы определяет цель нашего исследования.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………....3 1Теоретические основы изучения информационно-коммуникационных технологий в образовании………………………………………………………..6 1.1 Роль информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе………………………………………………………..6 1.2 Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) обучения: сущность, содержание, особенности …………………………………………..10 2 Информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения географии………………………………………….……………………………..18 2.1 Возможности школьного курса географии для применения информационно-коммуникационных технологий обучения для повышения учебной мотивации школьников ……………………….………………………18 2.2 Внедрение информационно-коммуникационных технологий на уроках географии ………………….…………………………………………….23 2.3 Динамика учебной мотивации школьников ………..………………33 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...44 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..46 ПРИЛОЖЕНИЕ А………………………………………………………...50
Список литературы

1. Азевич А. Одним кликом. Электронная помощница учителя географии // ИКТ в образовании. - 2009. - № 7. - С. 24-25. Андреева Н.В. Шаг школы в смешанное обучение [Текст] / Н.В. Андреева, Л.В. Рождественская, Б.Б. Ярмахов. — М.: Буки Веди, 2016. — 280 с. 2. Андриянов А.П. Приёмы использования интерактивной доски на уроках географии: новые технологии обучения // География и экология в школе XXI века. – 2009. - №7. – С. 27-28. 3. Баранов А.С., Суслов В.Г., Шейнис А.И. Компьютерные технологии в школьной географии. - М.: Издательский Дом «Генжер», 2004. -180с. 4. Баринова И.И. Развитие познавательной самостоятельной деятельности учащихся при изучении физической географии (из опыта работы). – М.: Просвещение, 1983. – с. 96. 5. Божович М.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1976г. 6. Брыксина О.Ф. Информационно-коммуникационные технологии в начальной школе [Текст]: учебник для вузов / О.Ф. Брыксина, Е.С. Га- ланжина, М.А. Смирнова. — М.: Академия, 2015. — 208 с. 7. Видеоматериалы и сетевые видеосервисы в работе учителя [Текст]: практ. пособие / Е.В. Бурдюкова, Я.С. Быховский, А.В. Коровко [и др.]; под ред. Я.С. Быховского. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. — 90 с. 8. Гафурова Н.В. Педагогическое применение мультимедиа средств [Текст]: учеб, пособие / Н.В. Гафурова, Е.Ю. Чурилова. — 2-е изд. перераб. и доп. — Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2015. — 204 с. 9. Герасимова Т.П. О новом подходе к методике обучения географии // География в школе. - 1989. №3. – С. 87-91. 10. Душина И.В. Методика преподавания географии. – М.: Московский лицей, 1986. – с. 84. 11. Душина И. В. и др. Методика и технология обучения географии в школе. - М: АСТ-Астрель. 2002. – 318 с. 12. Довенко Д.В. Новые информационные технологии в обучении. География в школе, 2004, №5. 13. Егорова Ю.Н. Мультимедиа технология как средство повышения эффективности обучения в школе// Информатика и образование, 2004 г. - №7. - С. 99. 14. Жильцова О.А. Обучающие технологии в естественно - научном образовании школьников. – М..: Полиграф сервис, 2003. – с. 137. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2004. 15. Затолокина М.А. Сетевые сообщества учителей как инструмент методической поддержки в работе учителя [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». — URL: (дата обращения: 09.06.2021) 16. Золотухин С.А. Основы информального медийного обучения в педагогической среде [Электронный ресурс] / С.А. Золотухин, Бу Хунг // Ученые записки: электронный науч. журнал Курского гос. ун-та. — 2013. — № 3 (27). — Том 1. — URL: http://scientific-notes.ru/pdf/031- 024.pdf (дата обращения: 05.06.2021). 17. Кораблёв А. А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе// Школа. – 2006. - №2. – С. 17-19. 18. Крылов А. Электронные учебные материалы // Народное образование. - 2009. - № 2 - С. 157-163. 19. Кудряшова Н.И. Методы обучения в современной школе. – М.: Просвещение, 1993. – с. 166. 20. Леонтьев А.Н. Деятельность. Создание личности. М., 1977 г. 21. Маркова А.К., Матис Т.А. Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990 г. 22. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования: Как выбирать и использовать тесты для целей образования.-М.: Народное образование,2008.- 351с. 23. Микитенко С.А. ИКТ в преподавании географии: уроки географии и экологии // География и экология в школе XXI века. - 2009. - № 3. - С. 41-44 24. Современный урок географии: Методические разработки уроков с использованием новых педагогических технологий обучения/ Ред.-сост. И.И. Баринова. - М.: Школа-пресс, 2001 - 80с. 25. Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО (ICT Competency Framework for Teachers, или ICT-CFT) [Электронный ресурс] // ИИТО ЮНЕСКО. — URL: http://ru.iite.unesco.org/ publications/3214694/ (дата обращения: 16.05.2021). 26. Петухова Е.И. Информационные технологии в образовании // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 10. – С. 23-26. 27. Попов К.А. Подготовка учителя к использованию современных технологий в образовании// Вопросы Интернет-образования. 2004, № 18. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1989 г. 28. Современный урок географии Часть 2: Методические разработки уроков/ Сост. И.И. Баринова. - М.: Школа-пресс, 2000 - 128с. 29. Современный урок географии. Часть 3: Методические разработки уроков в 10 классе/ Под ред. И.И. Бариновой. - М.: Школа-пресс, 2002 - 128с. 30. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. – М.: Знание, 1993. – с. 148. 31. Таможня Е.А. Компьютерные технологии: возможности использования // География в школе. - 2004. №4.- С.64-69. 32. Тевс Д.П., Подковырова В.Н. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие. – Барнаул: БГПУ, 2006. – с. 213. 33. Уваров А.Ю. Информатизация школы: вчера, сегодня, завтра [Текст]: метод, пособие / А.Ю. Уваров. — М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.- 484 с. 34. Филатова Н.Б. Компьютер на уроке географии. География в школе 2001, №2. 35. Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Шибанова Г.Н. Управление образовательными системами: Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – с. 162
Отрывок из работы

1 Теоретические основы изучения информационно-коммуникационных технологий в образовании 1.1 Роль информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с помощью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей [7]. С появлением в процессе образования такой составляющей, как информатизация, стало целесообразным пересмотреть его задачи. Основными из них являются: - повышение качества подготовки специалистов на основе использования в учебном процессе современных информационных технологий; - применение активных методов обучения и, в результате, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности; - интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской и т.д.); - адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучающегося; - обеспечение непрерывности и преемственности в обучении и воспитании; - разработка информационных технологий дистанционного обучения; - совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса [14]. Можно выделить некоторые аспекты использования различных образовательных средств ИКТ в образовательном процессе: 1. Мотивационный аспект. Применение ИКТ развивает повышение интереса и формирование положительной мотивации учащихся, потому что создаются условия: - максимального учета индивидуальных образовательных возможностей и потребностей учеников; - большого выбора содержания, форм, темпов и уровней проведения учебных занятий; - раскрытие творческого потенциала учащихся; - освоения обучающимися современных информационных технологий [14]. 2. Содержательный аспект. Возможности ИКТ могут быть использованы: - при построении интерактивных таблиц, плакатов и других цифровых образовательных ресурсов по отдельным темам и разделам учебной дисциплины; - для создания индивидуальных тестовых мини-уроков; - для создания интерактивных домашних заданий и тренажеров для самостоятельной работы учащихся [14]. 3. Учебно-методический аспект. Электронные и информационные ресурсы используются с целью учебно-методического сопровождения образования. Учитель применяет разные образовательные средства ИКТ для подготовки к занятию; определенно для объяснения нового материала и закрепления полученных знаний, в процессе контроля качества знаний; с целью организации самостоятельного изучения учащимися дополнительного материала и т.д. Компьютерные тесты и тестовые задания применяются для осуществления разных видов контроля и оценки знаний. Кроме этого, учитель использует различные электронные и информационные ресурсы при проектировании учебных и внеаудиторных занятий [14]. 4. Организационный аспект. ИКТ могут быть использованы в различных вариантах организации обучения: - при обучении каждого обучающегося по индивидуальной программе по индивидуальному плану; - при фронтальной или групповой формах работы. 5. Контрольно-оценочный аспект. Основным средством контроля и оценки образовательных результатов учащихся в ИКТ являются тесты и тестовые задания, которые позволяют осуществлять разные виды контроля: входной, промежуточный и итоговый [14]. Тесты возможно проводить в режиме online (осуществляется на компьютере в интерактивном режиме, результат оценивает автоматически системой) и в режиме offline (результат оценивает учитель с комментариями, работой над ошибками). Итак, использование ИКТ в преподавании безумно повышает как эффективность обучения, так и совершенствует разные формы и методы обучения, увеличивает заинтересованность учащихся в глубоком изучении программного материала [11]. Стоит обратить внимание на то, что ИКТ – это не только компьютер, но еще и умение работать с информацией. Поэтому необходимо выделить коммуникативную технологию. Коммуникативная технология основывается на взаимосвязанном комплексном обучении всем видам речевой деятельности: - аудирование; - говорение; - чтение; - письмо [11]. Важным в коммуникативной технологии обучения является содержание речевого поведения, которое состоит из: - речевых поступков; - речевой ситуации. Коммуникативная технология включает функциональность обучения (деятельность обучающегося): - учащийся спрашивает; - подтверждает мысль; - побуждает к действию; - высказывает сомнения и в ходе этого актуализирует грамматические нормы. При этом необходимо обеспечивать новизну ситуации: - новая речевая задача; - новый собеседник; - новый предмет обсуждения. Главным способом получения коммуникативной компетенции становятся различные виды деятельности, потому что в деятельности возникает: - осознание необходимости общения; - потребность использования речи; - формируется речевое поведение [11]. Деятельность, реализующая коммуникативную технологию, может быть: - учебная; - игровая; - трудовая. Ситуация – это единица организации и ядро процесса обучения с использованием коммуникативной технологии. С ее помощью: - устанавливается система взаимоотношений тех, кто общается; - мотивируется общение; - преподносится речевой материал; - приобретаются речевые навыки; - развивается активность учеников и самостоятельность общения [11]. В коммуникативной технологии отбор учебного материала отвечает потребностям обучающихся: - выбираются речевые конструкции, необходимые учащемуся для общения; - используется упрощенная модель речевого общения (и невербальная форма общения). Обучение воздействует как на мышление учеников, так и на их чувства и эмоции: - приносить обучающимся радость; - сопровождать положительными эмоциональными переживаниями. Итак, использование ИКТ в преподавании значительно повышает как эффективность обучения, так и помогает совершенствовать различные формы и методы обучения, увеличивает интерес в осознанном изучении материала. Современные ИКТ дают новые возможности для формирования и развития информационной компетенции. Их использование зависит от умения включать ИКТ в систему обучения, от профессиональной компетенции педагога, создавая положительную мотивацию и психологический комфорт, который способствует развитию умений и навыков [7]. 1.2 Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) обучения: сущность, содержание, особенности Внедрение компьютерной техники в образовательных учреждениях, в том числе и в школе, открывает много возможностей для оптимизации процесса обучения. Компьютеры в классе развивают самостоятельность при обработке информации и добыче новых знаний. Педагог в современной школе сильнее становится организатором познавательной деятельности обучающихся, способным помочь в освоении навыков работы с информационными технологиями, в самостоятельном получении и сортировке информации [12]. Со временем в процессе преподавания была сформирована комплексная модель образовательного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий. Она представляет собой структурную взаимосвязь целевого, содержательного, технологического и результативного компонентов. Целевой компонент модели – это основные направления целей при организации учебного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий. Объединив образовательные, воспитательные и развивающие аспекты обучения, можно определить целевой компонент модели следующим образом: - развитие в процессе обучения способностей обучающихся к продуктивной самостоятельной творческой деятельности в современной информационно насыщенной среде; - формирование компонентов информационной культуры, а именно: развитие способностей отбирать нужную информацию, знакомство с новыми способами технической обработки информации, формирование практических умений по компьютерной обработке информации и др. [13]. Применение современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе имеет свои дидактические функции: - обучающая функция в рамках классно-урочной системы в различных социальных и культурных условиях, а также в самостоятельной, индивидуальной и учебно-исследовательской деятельности; - функция, развивающая мотивацию, интересы, мышление, навыки учебно-познавательной деятельности; - организационная функция, обеспечивает обратную связь обучающихся с учителем, индивидуальный маршрут обучения на уроке и во внеурочной деятельности по выбранной теме; - контрольная и регулирующая функция (функция самоконтроля учащихся и функция учительского контроля, мониторинг учебной деятельности) [13]. Главная составляющая модели – это содержание образования. Оно определяет своеобразие обучающей деятельности учителя и познавательной деятельности учеников. Содержание – ядро, вокруг которого "нарастают" методы его освоения, формы организации учебной деятельности, а также весь процесс обучения, воспитания и развития обучающихся. Структурный анализ учебного материала дает возможность выделить самые опорные элементы темы, определить образующие системы связи. Нужно учитывать и влияние, которое любая структура учебного материала оказывает на мотивацию учения, на формирование заинтересованности в обучении и научного мышления. Сделав анализ содержания обучения, можно выделить элементы структуры такие, как разделы, темы, понятия, по которым обучение необходимо вести на уровне знаний, умений, навыков, творческого подхода на практике [15]. Преподаватель, использующий ИКТ в образовательном процессе, владеет особенной возможностью сделать урок наиболее интересным, иллюстративным и активным. Обучение с использованием ИКТ осуществляют на основе системы принципов, отражающих основные требования к организации образовательного процесса: - принцип систематичности – использование ИКТ на всех этапах обучения; - принцип активности и самостоятельности учащихся, предполагающий большую активность учеников на уроках с использованием ИКТ, умение ориентироваться в большом количестве информации, самостоятельное мышление; - принцип дифференцированного подхода к учащимся, который ориентирован на возрастные особенности, качество знаний, интересов, степень их подготовленности к восприятию. С его помощью можно определить методику работы с различными возрастными категориями учащихся; - принцип распределенности образовательных ресурсов выражается в представлении учебной информации и способах ее доставки, что позволяет выбрать более удобный и привычный для изучения варианта, комфортного темпа изучения материала и построения индивидуального образовательного маршрута; - принцип интерактивности получается за счет взаимодействия на основе сотрудничества участников образовательного процесса; - принцип мультимедийного представления учебной информации [9]. Урок остается главной формой организации усвоения содержания, но, в связи со спецификой ИКТ изменяется его назначение. При ИКТ формы проведения занятия остаются прежними, однако при этом полностью меняются приемы и содержание их проведения, что в свою очередь зависит от выбранного метода обучения и использованных компьютерных или иных информационных средств. В таком случае они становятся наиболее многосторонними и ориентируются сначала на активизацию познавательной деятельности обучающихся. Им становятся характерны проблемность, наглядность, эмоциональность, высокая активность, наличие игровой ситуации. Из-за этого, в практическую деятельность учителя включают использование таких видов проведения занятий: проблемная лекция, лекция-консультация с использованием динамических и статических компьютерных слайдов, семинар-диспут, компьютерный практикум с использованием интерактивной доски [5]. Каждый урок или этап обучения нуждается в определенных программных средствах. Например: - на уроках изучения нового материала пользуются демонстрационной программой, которая позволит в понятной, яркой, наглядной форме довести до учащихся теоретический материал. Например, показ видеороликов, подготовленных заранее, видеосюжетов о наиболее интересных явлениях и процессах. Такой материал нужно заблаговременно обработать и скомпоновать; - на уроках закрепления нового материала используют контролирующие программы, где ученики закрепляют полученные знания и нужные навыки этой темы. Так, например, использование готовых тестов, сделанных мультимедиа учебников различных классов или применение своих разработанных тематических тестов; - на уроках-практикумах можно воспользоваться готовыми практическими работами мультимедиа учебников или создать свои с использованием флипчартов на интерактивной доске; - интересным примером использования ИКТ на уроке становится компьютерная лекция, разрабатываемая средствами Microsoft Office. Это тематически и логически связанная последовательность информационных объектов, которая демонстрируется всему классу на интерактивной доске. Главная задача компьютерной лекции такая же, как и устной, – объяснение нового материала, но имеет наиболее глубокие возможности привлечения наглядных и аудио материалов; - использование мультимедиа учебников – новое слово в методической науке и практике обучения [4]. Их рекомендует Министерство Образования России, они входят в Федеральный комплект учебников. Электронная версия даёт более широкие возможности в изучении курса: - текст учебников сопровождается большим количеством слайдов; - практикум активизирует познавательную деятельность учащихся; игровые моменты пробуждают интерес к предмету; - работа с активными элементами на экране развивает логическое мышление; - мультимедиа курс построен не по принципу поурочного изучения, а даёт представление о теме полностью, делая акценты на основных элементах её содержания; - анимация помогает смоделировать реальную ситуацию [6]. Образовательные средства ИКТ можно классифицировать по ряду параметров (см. рис.1): Рисунок 1 – Классификация средств ИКТ по области методического назначения [14]. 1. По решаемым педагогическим задачам: - средства, которые обеспечивают базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний); - средства практической подготовки (задачники, тренажеры, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования); - вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия); - комплексные средства (дистанционные) [21]. 2. По функциям в организации образовательного процесса: - информационно-обучающие (электронные библиотеки, словари, электронные книги, электронные периодические издания, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы); - интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции); - поисковые (каталоги, поисковые системы) [11]. 3. По типу информации: - электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией (учебники, тесты, учебные пособия, словари, задачники, справочники, энциклопедии, периодические издания, числовые издания, программные и учебно-методические материалы); - электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией (коллекции: фотографии, иллюстрации, портреты, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, видео экскурсии; статистические и динамические модели, интерактивные модели; символьные объекты: схемы, диаграммы); - электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией (звукозаписи стихотворений, дидактического речевого материала, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы, синхронизированные аудио объекты); - электронные и информационные ресурсы с аудио- и видеоинформацией (аудио- и видео объекты живой и неживой природы, предметные экскурсии); - электронные и информационные ресурсы с комбинированной информацией (учебные пособия, учебники, хрестоматии, первоисточники, задачники, энциклопедии, словари, периодические издания) [19]. 4. По формам применения ИКТ в образовательном процессе: - урочные; - внеурочные. 5.По форме взаимодействия с обучаемым: - технология асинхронного режима связи – «offline»; - технология синхронного режима связи – «online» [31]. Таким образом, информационно-коммуникационные технологии разнообразны и эффективны. Их применение безусловно нужно и важно, ведь с их помощью можно даже сложную информацию донести легко и понятно. В таком случае они становятся разносторонними и ориентируются обязательно на активизацию познавательной деятельности учеников. 2 Информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения географии 2.1 Возможности школьного курса географии для применения информационно-коммуникационных технологий обучения для повышения учебной мотивации школьников География – это уникальная наука и школьный предмет, объединяющая знания о природе и обществе, о том, что окружает человека каждый день. Основная цель обучения географии – способствовать формированию разносторонне развитой личности. В более узком смысле – это формирование географической культуры, на это указывают И.В. Душина и Г.А. Понурова [5]. Для достижения таких целей используются разные методы, формы и средства обучения. В последнее время большое внимание педагогов географии выделяется активному обучению. Его задача состоит в такой организации учителем процесса обучения, где он не столько объясняет обучаемым знания, сколько искусно организует деятельность своих обучающихся и координирует их на самостоятельное получение знаний. Важным направлением активизации учебной деятельности становится использование компьютера в обучении географии [3]. Проанализировав множество литературы по вопросу компьютеризации процесса обучения, можно сделать вывод, что самым емким термином, определяющим возможные направления использования компьютера в обучении, стоит считать компьютерные технологии. Под этим термином в обучении географии можно понимать весь комплекс массовых и приемов сбора, хранения и обработки географической информации, который может вовлечься в учебный процесс с использованием ЭВМ и программированного обучения, способствующий интенсификации учебного процесса и реализации принципов развивающего обучения посредством использования Интрасети и Интернета [1]. В курсе географии главную роль определяют технические средства обучения и наглядность. В этом возможности компьютера безусловно не ограничены. Анализ педагогической литературы о возможности применения компьютерных технологий при обучении географии продемонстрировал, что исследования в этой области уже проводятся, но в небольших масштабах. В.П. Максаковский по этому поводу пишет: «...компьютерная поддержка учебного процесса по географии, за исключением элитарных школ, еще совершенно недостаточна. На путях компьютеризации, которая в географии пролегает, прежде всего, через анализ, обработку и преобразование картографической информации, сделаны только первые шаги». Компьютеризация школьного и вузовского географического образования является одной из важных проблем. По мнению множества исследователей, лучший способ изучить поведение географического объекта или явления – экспериментировать с его компьютерной моделью [2]. О важности компьютера в обучении географии говорят и современные географы-методисты. Еще в 1984 г. Л.М. Панчешникова отмечала, что за рубежом компьютер в обучении географии применяется наиболее активно, чем в наших школах. Но также она показывала и основные возможности применения компьютера в школе, отталкиваясь от опыты зарубежных школ [33]. Володина Г.В. роль компьютера видит в его способности быть средством управления процессом учения; банком справочной информации; тренажером; динамическим средством условной наглядности. Г.В. Володина, И.В. Душина и Г.В. Понурова заостряют внимание на то, что уже создаются географические компьютерные программы. Они выделяют: программы-тренажеры; обучающие программы; имитационно-моделирующие программы; компьютерные дидактические игры [5]. Современная школа – это и источник получения информации, и место, где учат учиться, где педагог не просто проводник знаний, а личность, обучающая способам творческой деятельности, которая направлена на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний. Развитие становится главным словом педагогического процесса, как альтернатива понятию обучение. Из-за этого сегодня важное стратегическое направление системы школьного образования — решение проблемы личностно-ориентированного образования, в центре внимания которого личность обучающегося, деятельность обучения, познавательная деятельность, а не преподавание [15]. Одна из задач школьной географии на нынешнем этапе – формирование навыков работы с ИКТ, изучение грамотной работы с различными носителями информации [3]. Стоит выделить три главных формы работы с ИКТ на уроках географии. Во-первых, это их непосредственное применение в учебном процессе. Во-вторых, это применение ИКТ для организации самостоятельной работы обучающихся по географии внешкольных занятий. В-третьих, это использование информационных технологий с целью обеспечения познавательного досуга (использование развивающих игр, электронных энциклопедий и т. д.) [8]. Использование только одного из направлений даст гораздо скудный результат обучения, чем применение всех направлений в комплексе. Компьютер – средство повышения эффективности процесса обучения в школе. Он предоставляет возможность обучающимся самостоятельно получать знания, помогает развитию интеллекта ученика, увеличивает учебную информацию и набор используемых учебных задач, изменяет качество контроля над деятельностью обучающегося. [1]. С появлением компьютерной техники в образовательных организациях открылись новые возможности в организации учебного процесса. Важным преимуществом использования ИКТ в учебном процессе становится оперативность, которую обеспечивает использование глобальной сети Интернет. Интернет – хранилище масштабной информации о разнообразных странах и народах. Информация, представленная в сети актуальна и интересна с точки зрения перспективы ее использования в учебном процессе – при подготовке к урокам, при проведении уроков, во внеклассной деятельности по предмету. Информация об экономике, хозяйстве, народонаселении, проблемы взаимодействия природы и общества регулярно появляются в Интернет, в связи с этим география бурно использует информационные ресурсы Интернет, в частности, такие ее разделы, как экономическая и социальная география, страноведение. Глобальной сети Интернет отводится важная роль в системе комплексного применения средств новых информационных технологий [8]. Уроки с применением ИКТ создают условия для многообразной деятельности обучающихся, формирования критического мышления. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовании повышает качество обучения учеников за счет увеличения познавательного интереса обучающихся, возможности индивидуализации обучения, интенсификации методов коррекции знаний учащихся [10]. Обучение географии на уроках сегодня нельзя представить только в виде теоретических занятий, необходимо поддерживать интерес к предмету, использовать разнообразные пути и методы стимулирования учебной деятельности. Средства ИКТ позволяют учителю значительно расширить возможности предъявления разного типа информации. При дидактически правильном подходе компьютер активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, развивает воображение и фантазию, осуществляет автоматизированный контроль качества полученных знаний; реализует технологию дистанционного и личностно-ориентированного обучения. Использование компьютера на уроках дополняет учебный процесс, является неотъемлемой его частью. Использование ИКТ на уроках географии позволяет учащимся в яркой, интересной форме рассматривать понятия и определения, видеть географические объекты в видеороликах и на фотографиях, закреплять материал в интересной форме, что способствует чёткому восприятию материала по той или иной теме [29]. К наиболее часто используемым элементам ИКТ в учебном процессе относятся: • электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора, • интерактивные доски, • электронные энциклопедии и справочники, • тренажеры и программы тестирования, • образовательные ресурсы Интернета, • DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями, • видео и аудиотехника, • интерактивные карты и атласы, геоинформационные программы, • интерактивные конференции и конкурсы, • материалы для дистанционного обучения, • научно-исследовательские работы и проекты. • дистанционное обучение [24]. Три основные формы работы с ИКТ на уроках географии: 1. Непосредственное применение в учебном процессе. 2. Применение ИКТ для организации самостоятельной работы учащихся по географии вне школьных занятий. 3. Применение информационных технологий для обеспечения познавательного досуга [26]. Компьютеры и учебные программы можно назвать универсальными средствами обучения. В ходе урока ИКТ используют на всех этапах учебного процесса. В зависимости от целей и задач урока информационные технологии применяют на уроке изучения нового материала, для обобщения и систематизации заданий, при выполнении практических работ, творческих заданий, при контроле знаний и умений.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg