Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ИСТОРИЯ

Военная система древней Спарты

rock_legenda 2175 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 87 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 05.02.2022
Объектом исследования в работе является военная организация Спарты. Предметом исследования выступает функционирование военной организации Спарты, процессы и изменения, происходившие в военной организации полиса в указанный хронологический период. Степень изученности темы. Данная тема, несмотря на катастрофически малое количество источников, является достаточно хорошо изученной. В отечественной исторической науке довольно-таки множество монографий, научных статей на данную тематику. Военная система спартиатов зафиксирована как в обзорных монографиях по Древней Греции, так и в литературе, которые посвящены конкретно истории Спарты. Историографию данной темы стоит классифицировать на литературу на иностранном языке (зарубежную) историографию и отечественную историографию. Спарта вызывала огромный интерес у германских историков в XIX-XX веках (как нам известно из истории Германии, 30-40-е годы, XX в. ознаменовались идеализацией спартанских порядков, нравов, обычаев). Спартанская проблематика оказалась на «государственной службе» у идеологов Третьего рейха. После Второй мировой войны история Древней Греции, в особенности Спарты, начала привлекать внимание немецких историков. Среди работ на немецком языке стоит выделить такие как: Claus M. Sparta. Eine Einfuhrung in seine Geschichte und Zivilisation1 ( пер. М. Клаусса «Спарта. Введение в историю и цивилизацию»), в которой содержится социально-политическая, экономическая и духовная история Спарты. Далее труд немецкого историка Kiechle F. Messenische Studiem. Untersuchungen zur Geschichte der Messenische Kriege und Auswanderung der 11Claus M. Sparta. Eine Einfuhrung in seine Geschichte und Zivilisation. Munchen. [ Электронный ресурс] URL:// https://cyberleninka.ru/article/n/spartansko-persidskie-dogovory-412-411-gody-do-n-e-predatelstvo-maloaziatskih- ellinov (дата обращения: 05.05.2021) Nessenler2 ( пер. Ф. Кихле о Мессенских войнах), где автор анализирует три войны между Мессенией и Спартой. Далее труды, в которых затрагиваются частные вопросы спартанской истории нашли свое отражение в работах Wickert K. Der Peloponnesische Bund von seine Entstehung bis zum Ende des Archidamischen Krieges3( пер. К. Виккерта о Пелопоннесском союзе), Lotze D. Studien zur Rechtstellung unfreier Landsbefolkerung bis zum IV Jharhundert4 ( пер. Д. Лотце об илотии как разновидности неклассического рабства) рассматриваются частные вопросы спартанской истории такие как: феномен илотов как разновидности неклассического рабства и деятельности спартанского политика и стратега Лисандра – победителя в Пелопоннесской войне. Далее важной является работа Kimmerle R. Volkerrtchte Beziehngun Spartas in spatarhaischer und fruhklassische Zeit5 ( пер. Киммерле Р. Классический и поздний период Спарты), где автор пишет о роли Пелопоннесского союза после Греко-Персидских войн на протяжении V в. до н.э. , что само по себе заслуживает особой оценки, так как научные работы по этой проблеме в большом дефиците. Возвращаясь к достаточно спорной проблеме ранней истории союза и даты его основания, ученый сделал вывод о том, что как организованная структура он должен пониматься не с VI в. до н.э., а с эпохи Греко-персидских войн. Далее труд Исследованием процесса развития военного искусства уделил внимание также Дж. Верри. Его труд «Войны античности: от греко-персидских войн до падения Римской империи»6, энциклопедический по содержанию труд, трудно обойти 2Kiechle F. Messenische Studiem. Untersuchungen zur Geschichte der Messenische Kriege und Auswanderung der Nessenler [ Электронный ресурс] URL:// https://search.rsl.ru/ru/record/01002676199 (дата обращения 05.05. 2021 г.) 3Wickert K. Der Peloponnesische Bund von seine Entstehung bis zum Ende des Archidamischen Krieges. [Электронный ресурс] URL: // https://www.cambridge.org/core/journals/classical-review/article/abs/konrad- wickert-der-peloponnesische-bund-von-seiner-entstehung-bis-zum-ende-des-archidamischen-krieges-erlangen-diss- pp-91-privately-printed-1964-paper/5E51F503202F8E3A292180227486E23A (дата обращения: 05.05.2021) 4Lotze D. Studien zur Rechtstellung unfreier Landsbefolkerung bis zum IV Jharhundert. [Электронный ресурс] URL: // https://rusneb.ru/catalog/000200_000018_RU_NLR_BIBL_A_012430665/ (дата обращения: 05.05.2021) 5Kimmerle R. Volkerrtchte Beziehngun Spartas in spatarhaischer und fruhklassische Zeit [Электронный ресурс] URL: // https://rusneb.ru/catalog/000200_000018_RU_INFOCOMM_327_NLR_5000012254/ (дата обращения: 05.05.2021 ) 6Верри Д. Войны античности: от греко-персидских войн до падения Римской империи. [Электронный ресурс] URL: //https://vk.com/doc35528094_438053075?hash=b6f5ffe49cc21dc684&dl=59083d8be3e057c259 (дата обращения: 05.05.2021) вниманием, поскольку здесь содержится и иллюстративный материал, который нам позволяет увидеть, как эволюционировал внешний вид воинов. По отношению к древнегреческой истории концептуальный характер носит глава о военной организации в монографии Н.Ф. Джоунза «Общественная организация в древней Греции»7. Данную монографию мы использовали для сравнения афинского военного воспитания и спартанского. Особое место в истории изучения военного дела занимает имя такого военного историка Г. Дельбрюка и его труд «История военного искусства»8 первый том, переведенный на русский язык. Вместе с тем этот опытный и авторитетный исследователь военной истории жалуется на недостаточность источников из самых древних периодов этой науки и подчеркивает, что, только начиная с греко-персидских войн, сведения военно-исторического характера приобретают более или менее удовлетворительную полноту и достоверность. Дельбрюк с оправданным недоверием относится к Геродоту и его историческому труду, особенно во всем, что касается военной истории. Однако он признает, что труд Геродота содержит зерно достоверности, а потому остается надежда воспроизвести или подтвердить недостаточно проверенную информацию, которую предоставляют другие источники. Обстоятельное исследование было посвящено анализу характера влияния военных событий на общественные и политические процессы. Сохраняет свое значение также его анализ тонкостей военного искусства античных государств. Ганс Дельбрюк рассматривает только те войны и сражения, которые, по его мнению, являлись ключевыми в плане развития военного искусства. Главные сюжеты первого тома изучают особенности: греко- персидских войн, Пелопонесской война, которую мы проанализировали в нашей работе, войны Александра Македонского, военная организация раннего Рима, Вторая Пуническая война, полководческое искусство Юлия Цезаря в войне с галлами и в гражданской войне. Выбрав именно эти 7Джоунз Н. Ф. Общественная организация в древней Греции. [Электронный ресурс] URL: // www.dissercat.com/content/voennaya-organizatsiya-afin-338-146-gg-do-ne 9дата обращения: 05.05. 2021). 8Дельбрюк Г. История военного искусства в рамках политической истории, Т. 1. Наука, СПб. 1999. С. 418 сюжеты, Г. Дельбрюк разрабатывает их исключительно скрупулезно, дает развернутое описание сражений, анализирует сильные и слабые стороны противостоящих армий, особо отмечая те моменты, которые показывали новаторский подход того или иного полководца. Важнейший труд Секунды А. Армия Спарты9, который посвящен исключительно военному аспекту архаического периода Спарты. Данный труд является подробным повествованием о вооружении, тактическом сражении спартиат на момент VIII – IV в. до н.э. Подробно анализируются как письменные источники, так и материальные: амфоры, греческие вазы, и т.д. Рассмотрим отечественную историографию. Вопросы войны продолжают привлекать интерес исследователей античности. Важнейшим является труд Андреева Ю.В. «Спартанский эксперимент: общество и армия Спарты»10, где автор детально рассмотрел государственный строй архаической Спарты и его законодательную основу, особенности устройства гражданской общины и весь круг вопросов, связанных с организацией и функционированием армии – бесспорно, самой сильной в Элладе, которая являлась важнейшим инструментом реализации спартанским руководством целей в области не только внешней, но и внутренней политики. Так же в работе имеется подробная информация о спартанской фаланге, а именно о происхождении, функционировании гоплитской фаланги, так же имеется информация о социально-политической роли феномена гоплитской фаланги в жизни раннегреческого полиса. Стоит отметить работу В. В. Петрова «Всякий, даровитый или бездарный, должен учиться…: Как воспитывали детей в Древней Греции»11. в которой представлено достаточно большое количество информации о воспитании и образовании в Спарте. Анализу политической структуры афинского и спартанского полисов, международной 9 Секунда Н. Армия Спарты. [Электронный ресурс]. URL: // N._Sekunda]_Armiya_Spartue(BookSee.org).pdf (дата обращения: 05.05.2021) 10Андреев Ю.В. Спартанский эксперимент: общество и армия Спарты. Спб., Петербургское лингвистическое общество, 2014. С. 304 11Петров В.В. Всякий, даровитый или бездарный, должен учиться… : Как воспитывали детей в Древней Греции. М: Ломоносовъ, 2011. С. 567 ситуации, которая сложилась в античном мире накануне Пелопоннесской войны, посвятил свои исследования В.М. Строгецкий Афины и Спарта. Борьба за гегемонию в Греции в V в. до н.э. (478-431 гг.)12, в которой производится обоснованное освещение процесса развития полисной системы накануне и в ходе военного кризиса, который охватил греческий мир в последнюю треть V в. до н.э. Пристального внимания заслуживает работа А. А. Строкова «Военное искусство Древнего мира»13. Но, при всей его тщательности и внимании до мельчайших подробностей к ходу военных действий, этот автор также отнесся к анализу вопросов истории развития вооружений, как к второстепенной задаче. Так же использовали труды следующих авторов: Маринович Л. П. Греческое на?мничество IV в. до н. э. и кризис полиса14, где впервые рассматривается вопрос о наемниках в Древней Греции как одно из проявлений кризиса полиса – основной социально-политической единицы античного общества. Работа Нефедкин А.К. Античная военная теория и «Стратегемы» Полиэна15 является энциклопедией военной мысли и военной практики Античности, далее статья этого же автора Нефедкина А. К. «Основные этапы формирования фаланги гоплитов: военный аспект проблемы»16, где автор описывает военную стратегию тяжеловооруженных пеших воинов. Работа А.Н. Савельева «Настоящая Спарта. Без домыслов и наветов»17, в которой автор опровергает многие ложные представления о Спарте, сложившиеся за долгие годы. Рассматривается и вопрос образованности спартиатов, и их отношение к искусству и культуре с нового ракурса. Статья Сурикова И. Е. Война и политогенез в архаичнской и 12Строгецкий В. М. Афины и Спарта. Борьба за гегемонию в Греции в V в. до н.э. (478-431 гг.). М.: Наука. 2004. С. 421 13Строков А. А. Военное искусство Древнего мира. М.: Наука. 1946. С. 145 14Маринович Л. П. Греческое на?мничество IV в. до н. э. и кризис полиса. М. Наука, 1975. С. 365 15Нефедкин А.К. Античная военная теория и «Стратегемы» Полиэна // Полиэн. Стратегемы. СПб., 2002. C. 344 16Неф?дкин А. К. Основные этапы формирования фаланги гоплитов: военный аспект проблемы [Электронный ресурс] URL:// http://xlegio.ru/ancient-armies/military-organization-tacticsequipment/hoplite- phalanx-formation-main-stages. (Дата обращения: 05.03.2021) 17Савельев А. Н. Настоящая Спарта. Без домыслов и наветов. М.: Книжный мир. 2011. С. 288 классической Греции: Спарта в сравнении с Афинами18 была использована в ходе написания третьей главы, где мы рассматривали тактику и стратегию спартиат. Поротников В. Триста спартанцев. Битва при Фермопилах19 так же является ценным трудом, в котором можно проанализировать тактику и стратегию спартиат. Целью данной магистерской работы заключается в выявлении основных тенденций развития и изменения в военной организации Спарты в V-IV в. до н.э. Для достижения указанной цели были поставлены и решались следующие исследовательские задачи: - рассмотреть проблемы военного обучения и подготовки спартиат, проанализировать феномен агогэ, изучить и проанализировать особенности воспитания девушек; - изучить особенности образования в Древней Спарте; - выявить структуру и особенности гоплитов; - исследовать феномен илотов в спартанской армии; -определить принципы комплектования армии, категорий пехоты и их роль в военно-политической истории Спарты; - рассмотреть структуру военного командования, тактику и стратегию спартанской армии. Хронологические рамки исследования охватывают: верхняя граница – VI в. до новой эры, нижняя граница охватывает V век до новой эры. Территориальные рамки исследования включают в себя территорию Спартанского полиса. 18Суриков И. Е. Война и политогенез в архаичнской и классической Греци: Спарта в сравнении с Афинами. [Электронный ресурс]. URL: // https://elibrary.ru/item.asp?id=25297792 (дата обращения: 05.05.2021) 19 Поротников В. 300 спартанцев. Битва при Фермопилах. М.: Вече. 2011. С. 155 Методологическая основа работы. Методологической основой магистерской работы является принцип историзма, который представляет собой рассмотрение исторических событий и явлений в хронологическом развитии и взаимной связи друг с другом. Так же в исследовании широко применяется метод системного анализа, заключающийся в комплексном исследовании различных видов исторических источников (произведений античных авторов). Сравнительно-исторический метод позволяет выявить изменения, произошедшие в военной организации Спарты в течение определенного исторического периода. Историко-генетический метод помогает определить причины изменений, происходивших в военной организации Спарты в определенный период времени. Источниковая база исследования. Основными источниками для нас являются произведения античных авторов. Прежде всего в своей работе мы опирались на произведения античного полководца и историка Ксенофонта (ок. 445– 355 гг. до н.э.)20. Труд Ксенофонта «Лакедемонская полития»21. Трактат носит преувеличенно хвалебный характер. Автор здесь открыто выражает свои антидемократические взгляды и не скрывает симпатий к аристократической Спарте. В отличие от некоторых других сочинений, таких как «Киропедия», «Агесилай», «Гиерон», Ксенофонт опирается не на моральные качества правителя, а на систему незыблемых законов. По мнению автора, наиболее совершена такая система, фундаментом для которой является воспитание граждан. Спартанское воспитание (агогэ), согласно Ксенофонту, продолжается в течение всей жизни и культивирует в гражданах такие качества, как неприхотливость, умение подчиняться командирам и умение командовать, отвага и готовность к самопожертвованию. В целом, Ксенофонт сам был опытным военным начальником, владел основательным опытом участия в боевых действиях. Он 20 Радциг С.И. История древнегреческой литературы. Учебник. 5-е изд. М.: Высш. Школа. 1982. С. 317-319 21Ксенофонт. Лакедемонская полития. [Электронный ресурс]. URL:// http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1344930 622#s02-01 (дата обращения: 05.05.2021) освещает предмет нашего разговора с большим знанием дела. Его тонкие замечания, авторитетное мнение создают впечатление обоснованной позиции человека, знающего свое дело. Данный источник является практически первых сохранившимся трудом о Спарте. Ценнейший источник, поскольку в данном труде освещены практически все сферы жизни спартанского общества: от государственного устройства до нравов, обычаев, религии. В сво?м сочинении «Греческая история»22 Ксенофонт хотел прежде всего завершить незаконченный труд Фукидида. В первых двух книгах он излагает события, происходившие в конце Пелопоннесской войны после 411 г. до н. э. В следующих пяти книгах он пишет о событиях Коринфской войны и до заключения Анталкидова мира в 387 г. до н. э., а также о времени гегемонии Фив, и заканчивает произведение описанием битвы при Мантинее в 362 г. до н. э. Главная идея этого произведения — показать утрату гегемонии Спарты как следствие е? отхода от своих моральных устоев. На наш взгляд, главный недостаток данного труда заключается в том, что Ксенофонт из личной неприязни к Эпаминонду, как к разрушителю спартанской гегемонии, старается упоминать о фиванском беотархе лишь тогда, когда без этого никак нельзя обойтись, в следствие чего информация Ксенофонта о событиях Беотийской войны не может считаться полной. В «Агесилае»23 афинский историк преподносит образ этого спартанского царя как идеального правителя, с коим он сблизился в период Коринфской войны и сражался в битве при Коронее на стороне лакедемонян против своего родного города. Также использовали более мелкие сочинения Ксенофонта: «Об обязанностях Гиппарха»24, «о доходах»25. 22 Ксенофонт. Греческая история. / Пер., вступ. ст. и комм. С. Я. Лурье. Л.: Соцэкгиз. 1935. С. 337 23Агесилай / Перевод В. Г. Боруховича // Киропедия / Ксенофонт ; издание подготовили В. Г. Борухович, Э. Д. Фролов . М.: Наука. 1976. С. 477 24Ксенофонт. Об обязанностях Гиппарха. [Электронный ресурс]. URL: // http://xlegio.ru/sources/xenophon/hipparchicus/ (дата обращения: 05.05.2021) 25Ксенофонт. О доходах. [Электронный ресурс]. URL: // http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1315554982 (дата обращения: 05.05. 2021) Далее важным источником упоминается Геродот (около 484 г до н. э. – около 425 г. до н. э.) – древнегреческий историк, автор первого полномасштабного исторического трактата – «Истории»26 – описывающего греко-персидские войны и обычаи многих современных ему народов. Также важнейшим автором является создатель «Истории Пелопонесской войны»27, е? современник и очевидец – Фукидид (ок. 460 – ок. 400 до н. э.), которую позже продолжил Ксенофонт. Павсаний и Полиэн не являлись современниками исследуемых в работе событий, тем не менее, в их сочинениях «Описание Эллады»28 и «Военные хитрости»29 мы находим отдельные сведения по нашей проблеме. Труд Полиэна «Стратегема»30 Несомненно, важными источниками являются «Сравнительные жизнеописания»31 Плутарха (ок. 45 – ок. 127 гг. н.э.), такие как описания спартанского полководца Лисандра и царя Агесилая. Еще один труд Плутарха «Застольные беседы»32 также несет в себе ряд информации о Спарте и помогает решению поставленных нами задач. Не менее важным для нашего исследования являются циклы трудов Плутарха Моралии33 ценный источник о социально-политической жизни спартиат, некоторую важную информацию о военном устройстве, о спартанской муштре мы изучили исходя из этих источников. 26Геродот. История. Книга VII. Полигимния. [Электронный ресурс]. URL: // http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1269007000 (дата обращения: 05.05. 2021) 27Фукидид. История Пелопонесской войны. [Электронный ресурс]. URL: // https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_003676527/ (дата обращения: 05. 05. 2021) 28 Павсаний. Описание Эллады. [Электронный ресурс]. URL: //http://krotov.info/acts/02/02/pavsaniy_10.htm 9дата обращения: 05. 05. 2021) 29 Полиэн. Военные хитрости. [Электронный ресурс]. URL: // http://xlegio.ru/sources/frontinus/book-1.html (дата обращения: 05. 05. 2021) 30 Полиэн. Стратегема. [Электронный ресурс]. URL: // https://rushrono.ru/istochniki_ant_030.html (дата обращения: 05.05. 2021) 31 Плутарх. Сравнительные жизнеописания. [Электронный ресурс]. URL: // http://ancientrome.ru/antlitr/plutarch/index-sgo.htm (дата обращения: 05. 05. 2021) 32Плутарх. Застольные беседы. [Электронный ресурс]. URL: // https://www.litmir.me/br/?b=160268&p=1 (дата обращения: 05. 05. 2021) 33 Плутарх. Моралии. М.: ЭКСМО-пресс .1999. С. 1117 Научная новизна исследования заключается в комплексном освещении темы, которая еще не стала предметом специального научного поиска. В частности, в том, что автором была предпринята попытка осветить эволюцию военной организации Спартанского полиса в указанный период. Практическое значение дипломной работы заключается в том, что основные положения, теоретические выводы и обобщения об отношении военной организации Спарты могут быть использованы при проведении дальнейших научных исследований по этой тематике, написании научных статей, так же при подготовке к круглым столам по истории древней Греции, при подготовке к семинарским занятиям в высших учебных заведениях и факультативных занятий в средней школе. Апробация работы. Результаты данной магистерской работы были использованы для написания статьи для выступления на апрельской конференции. Структура ВКР: данная работа состоит из трех глав, семи параграфов, так же из введения, заключения и из списка источников и литературы.
Введение

Актуальность темы исследования. Спарта занимает особое место в истории древнегреческого мира. Как известно, в системе античных полисов передовое положение занимали два полиса: Спарта и Афины. Большой вклад Афины и Спарта внесли в становление и совершенствование античной цивилизации. Греческий полис длительное время изучался на материалах афинского полиса, поскольку это было продиктовано как наличием богатой древней традиции, так и политической конъюнктурой – западные демократии в Афинах видели прообраз открытого общества. В последнее время в историографии наметился курс более детального изучения Спарты как альтернативный вариант функционирования, а затем кризиса греческого полиса. Такой поворот в историографии обусловлен тем, что Спарта по многим параметрам отличалась от других полисов, действительно, была уникальнейшим полисом. Спарта, безусловно, один из самых неоднозначных и загадочных полисов Древней Греции. Отмечая уникальность спартанского полиса, нужно объяснить, что это объясняется рядом причин, а именно: в подчинении всей социально-экономической сферы задаче внутреннего регулирования отношений с подчиненным классом илотов, с другой же стороны в задачах внешней политики. Под воздействием внешнеполитической обстановки преобразовывалась и формировалась внутренняя политика Спарты, включая ее структурообразующие институты. В современное время интерес к спартанскому полису довольно велик, число научных работ по военной истории Спарты растет. Исследование особенностей античного полиса на примере Спартанского полиса расширяет наши представления о многообразии схожих между собой государственных структур и помогает лучше ориентироваться в необычайно сложной и быстро меняющейся политической ситуации современного мира, что предполагает актуальность выбранной темы.
Содержание

Введение 3 1. Подготовка спартанской армии: тренировки, воспитание, образование воинов 14 1.1. Воспитание юношей в Спарте: особенности агогэ… 14 1.2. Специфика образования в Древней Спарте… 35 2. Организационная структура спартанской армии и вооружение спартанцев 41 2.1 Командование спартанской армии 41 2.2. Гоплиты 48 2.3 Илоты 51 3. Стратегия, тактика, оружие спартанского войска 58 3.1. Тактика ведения войны в Спарте. 58 3.2. Оружие спартанских воинов 68 Заключение… 74 Список источников и литературы 78
Список литературы

Источники: 1. Агесилай / Перевод В. Г. Боруховича // Киропедия / Ксенофонт ; издание подготовили В. Г. Борухович, Э. Д. Фролов . М.: Наука. 1976. С. 477 2. Аристотель. Политика. М.: Наука. 2010. С. 78 3. Геродот. История. Книга VII. Полигимния. [Электронный ресурс]. URL: // http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1269007000 (дата обращения: 05.05. 2021) 4. Еврипид. Андромаха. М.: Наука.2007 С. 412 5. Ксенофонт. Анабасис. Греческая история / пер. С. Я. Лурье, М. И. Максимовой. М.: Вече. 2003. С. 344 6. Ксенофонт. Лакедемонская полития. [Электронный ресурс]. URL:// http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1344930 622#s02-01 (дата обращения: 05.05.2021) 7. Ксенофонт. Об обязанностях Гиппарха. [Электронный ресурс]. URL: // http://xlegio.ru/sources/xenophon/hipparchicus/ (дата обращения: 05.05.2021) 8. Ксенофонт. О доходах. [Электронный ресурс]. URL: // http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1315554982 (дата обращения: 05.05. 2021) 9. Ксенофонт. Греческая история. / Пер., вступ. ст. и комм. С. Я. Лурье. Л.: Соцэкгиз. 1935. С. 337 10. Радциг С.И. История древнегреческой литературы.Учебник. 5-е изд. М.: Высш. Школа. 1982. С. 317-319 11. Павсаний. Описание Эллады. [Электронный ресурс]. URL: //http://krotov.info/acts/02/02/pavsaniy_10.htm 9дата обращения: 05. 05. 2021) 12. Полиэн. Военные хитрости. [Электронный ресурс]. URL: // http://xlegio.ru/sources/frontinus/book-1.html (дата обращения: 05. 05. 2021) 13. Полиэн. Стратегема. [Электронный ресурс]. URL:// https://rushrono.ru/istochniki_ant_030.html (дата обращения: 05.05. 2021) 14. Платон «Диалоги». [Электронный ресурс] URL:http://lib.ru/POEEAST/PLATO/dialogi.txt (Дата обращения: 05.05. 2021) 15. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. [Электронный ресурс]. URL: // http://ancientrome.ru/antlitr/plutarch/index-sgo.htm (дата обращения: 05. 05. 2021) 16. Плутарх. Застольные беседы. [Электронный ресурс]. URL: // https://www.litmir.me/br/?b=160268&p=1 (дата обращения: 05. 05. 2021) 17. Плутарх. Моралии. М.: ЭКСМО-пресс .1999. С. 1117. 18. Фукидид. История Пелопонесской войны. [Электронный ресурс]. URL: // https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_003676527/ (дата обращения: 05. 05. 2021) Литература: 1. Андреев Ю.В. Спартанский эксперимент: общество и армия Спарты. Спб.: Петербургское лингвистическое общество. 2014. С. 304 2. Андреев Ю. В. Мужские союзы в дорийских городах-государствах (Спарта и Крит). СПб., 2004. С. 336 3. Андреев Ю. В. Архаическая Спарта. Искусство и политика. СПб.: Нестор- История. 2008. С. 342 4. Верри Д. Войны античности: от греко-персидских войн до падения Римской империи. [Электронный ресурс] URL: // vk.com/doc35528094_438053075?hash=b6f5ffe49cc21dc684&dl=59083d8be3 e057c259 (дата обращения: 05.05.2021) 5. Волков А.В., Спарта. Со щитом и на щите. М.: «Вече». 2005. С. 352 6. Волкова С. В. Демократия Афин и мощь Спарты. [Электронный ресурс]. URL: //https://elibrary.ru/item.asp?id=36743656 (дата обращения: 05.05.2021) 7. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима/ Пер. с польск. В. К. Ронина. М.: Высш. шк., 1988. С. 496 8. Гиро П. Частная и общественная жизнь греков. Перевод с последнего французского издания Н. И. Лихаревой. Петроград.: Издание т-ва О. Н. Поповой, 1915. С. 534 9. Глускина Л.М. Проблемы кризиса полиса. Античная Греция.. М.: Просвещение. 1983, с. 466 10. Голубцова Н.И. К вопросу о внутреннем положении Спарты в начале IУ в. до н.э. М.: Труды Московский государственный историко-архивный институт. Т.12. 1958. С.544 11. Голицын Н. С. Всеобщая военная история древних времен. В 4-х томах. T. 2. М.: Академический проект, 2018. С. 367 12. Грузин В. В., Грузин А. И. Физическое воспитание в Спарте и в Афинах. [Электронный ресурс]. URL: // https://elibrary.ru/item.asp?id=25774830 (дата обращения: 05.05. 2021) 13. Дарбинян Э. Т., Саркисян О. Л. некоторые особенности армиестроительства Древней Греции. [Электронный ресурс]. URL: // https://elibrary.ru/download/elibrary_38558728_73728616.pdf (дата обращения: 05.05. 2021) 14. Дельбрюк Г. История военного искусства в рамках политической истории, Т. 1. СПб.: Наука. 1999. С. 418 15. Джоунз Н. Ф. Общественная организация в древней Греции. [Электронный ресурс]. URL: // www.dissercat.com/content/voennaya- organizatsiya-afin-338-146-gg-do-ne 9 (дата обращения: 05.05. 2021) 16. Демчук Н. В. , Морозов А. С. Культурное наследие воспитания молодежи в Древней Элладе. [Электронный ресурс]. URL: //https://elibrary.ru/item.asp?id=28924208 (дата обращения: 05.05. 2021) 17.Евсеенко Т. П. От общины к сложной государственности в античном Средиземноморье. / Удмуртский гос. ун-т. Ижевск: Детектив-информ, 2001. –С. 321 18. Зайков А.В. Общество древней Спарты: основные категории социальной структуры. Екатеринбург: Издательство Уральского университета. 2013. С. 196 19. Ильинская Л. С. Древняя Греция: История. Быт. Культура. М.: Моск. Лицей. 2000. С. 378 20. Картледж П. Спартанцы. Герои, изменившие ход истории. Фермопилы. Битва, изменившая ход истории. М.: Наука. 2009. С. 512 21. Колобова К.М. Древняя Спарта в X-IV вв. до н.э. Ленинград: Наука. 1957. С. 440 22. Кругликова Г. И. Образ Древней Спарты: легенды и истории. [Электронный ресурс]. URL: // https://elibrary.ru/item.asp?id=18961722 (дата обращения: 05.03.2021) 23. Латышев В.В. Очерк греческих древностей. Часть 1. Государственные и военные древности; Пособие для гимназистов старших классов и для начинающих филологов. Издание 2-е переработанное. Спб.: Тип. В. Безобразова и Комп. 1888. С. 348 24. Любимцев Ю. Н. Конфликт Спарты и Афин 457-451 г. до н.э.и его значение в первой Пелопонесской войне. [Электронный ресурс] URL: // https://elibrary.ru/item.asp?id=30742665 (дата обращения: 05.03.2021) 25. Мальченкова А. А. Ликург и начало спартанского полиса. [Электронный ресурс] URL: // https://elibrary.ru/item.asp?id=38497476 (дата обращения: 05.03.2021) 26. Маринович Л. П. Греческое на?мничество IV в. до н. э. и кризис полиса. М.: Наука. 1975. С. 365 27. Марру А.-И. История воспитания в античности (Греция). Перевод с французского А. И. Любжина, М. А. Сокольской, А. В. Пахомовой. М.: «Греко-латинский кабинет» Ю.А.Шичалина. 1998. С. 425 28. Молодец Д. С. Спартанские стратеги Пелопонесской войны и кризис полиса. [Электронный ресурс] URL: // https://elibrary.ru/item.asp?id=28893652 (дата обращения: 05.03.2021) 29. Нефедкин А.К. Античная военная теория и «Стратегемы» Полиэна // Полиэн. Стратегемы. СПб.: Наука. 2002. C. 344 30. Неф?дкин А. К. Основные этапы формирования фаланги гоплитов: военный аспект проблемы. [Электронный ресурс] URL: // http://xlegio.ru/ancient-armies/military-organization-tacticsequipment/hoplite- phalanx-formation-main-stages. (дата обращения: 05.03.2021) 31. Нефедкин А. К. Спартанская «униформа»: особенности военного снаряжения лакедемонян в VII – IV в. до н. э. [Электронный ресурс]. URL: // https://elibrary.ru/item.asp?id=21762735 (дата обращения: 05.03.2021) 32.Носов К. С. История древней Греции. М.: Высш. шк. 2003. С. 399 33.Петров В.В. Всякий, даровитый или бездарный, должен учиться… : Как воспитывали детей в Древней Греции. М.: Ломоносов, 2011. С. 567 34.Печатнова Л.Г. История Спарты (период архаики и классики). СПб.: Феникс. 2001. С. 487 35. Печатнова Л.Г. Кризис спартанского полиса. Спб.: Изд-во С.-Петерб. ун- та. 1998. С. 116 36. Печатнова Л. Г. Религиозная власть спартанских царей. [Электронный ресурс].URL://https://vk.com/doc35528094_510492180?hash=269471bffafa89 3f7f&dl=e5e125cb283417c209 (дата обращения: 05.03.2021) 37. Пичугина В.К. Антропологический дискурс «заботы о себе» в античной педагогике: монография / науч. ред. Г.Б. Корнетов. М.: АСОУ; Калуга: ООО «Ваш ДомЪ», 2014. С. 180 38. Поротников В. 300 спартанцев. Битва при Фермопилах. М.: Вече. 2011. С. 155 39. Разин Е. А. История военного искусства. Т. 1. СПб.: Омега : Полигон. 2000. С. 558 40. Рунг Э. В. Панэллинскя лига 481-480 до н.э. [Электронный ресурс].URL:// https://elibrary.ru/item.asp?id=16366359 (дата обращения: 05.03.2021) 41. Савельев А. Н. Настоящая Спарта. Без домыслов и наветов. М.: Книжный мир. 2011. С. 288 42. Секунда Н. Армия Спарты. [Электронный ресурс]. URL: // N._Sekunda]_Armiya_Spartue(BookSee.org).pdf (дата обращения: 05.05.2021) 43. Старокова Н. Ю. Спарта в исследования германских историков: традиции и новации. [Электронный ресурс]. URL: // https://elibrary.ru/item.asp?id=30129318 (дата обращения: 05.05.2021) 44. Старкова Н. Ю. Мессенские войны и их роль в становлении и развитии спартанского полиса. [Электронный ресурс]. URL: // https://elibrary.ru/item.asp?id=30129318 (дата обращения: 05.05.2021) 45. Строгецкий В. М. Афины и Спарта. Борьба за гегемонию в Греции в V в. до н.э. (478-431 гг.). М.: Наука. 2004. С. 421 46. Строгецкий В. М. Взаимоотношения между Спартой, Афинами, Эгиной накануне Марафонской битвы. [Электронный ресурс]. URL: // https://elibrary.ru/item.asp?id=22620348 (дата обращения: 05.05.2021) 47. Строгецкий В.М. Некоторые особенности внутриполитической борьбы в Спарте в конце VI-нач. V вв. до н.э. Клеомен и Демарат // ВДИ. 1982. С. 38-49 48. Строгецкий В.М. Истоки конфликта эфората и царской власти в Спарте // Античный полис. Изд. ЛГУ. 1979. С. 42-57 49. Строков А. А. Военное искусство Древнего мира. М.: Наука. 1946. С. 145 50.Струве В.В. Хрестоматия древнего мира. Т.2. Греция и Эллинизм. М.: Государственное учебно-педагогическое изд-во министерства просвещения РСФСР. 1951. С. 197 51. Суриков И.Е. Античная Греция: политики в контексте эпохи. На пороге нового мира. М.: Град. 2015. С. 366 52. Суриков И. Е. Война и политогенез в архаичнской и классической Греци: Спарта в сравнении с Афинами. [Электронный ресурс]. URL: // https://elibrary.ru/item.asp?id=25297792 (дата обращения: 05.05.2021) 53. Тарасова Л. В. Сокральные аспекты воспитания гражданина в Древней Греции. [Электронный ресурс]. URL: // https://elibrary.ru/item.asp?id=28915465 (дата обращения: 05. 05. 2021) 54. Цымбал О.Г. Экономические и социально-политические идеи трактата Ксенофонта "О доходах" // Традиционные общества: неизвестное прошлое. Челябинск: Наука. 2010. С. 519 55. Фоменко Е. А. Древнегреческая эфебия как образовательный институт. [Электронныйресурс].URL://https://cyberleninka.ru/article/n/drevnegrecheska ya-efebiya-kak-obrazovatelnyy-institut/viewer (дата обращения: 05. 05. 2021) 56. Хаммонд Н. История Древней Греции / Пер. с англ. М.: Наука. 2003. С.120 57.Черкасова Е.А. Хрестоматия по истории древнего мира. М.: Просвещение. 1991. С. 288 Список литературы на иностранном языке. 1. Claus M. Sparta. Eine Einfuhrung in seine Geschichte und Zivilisation. Munchen. [Электронный ресурс] URL:// https://openlibrary.org/works/OL4050910W/Sparta (дата обращения 05.05. 2021) 2. Kiechle F. Messenische Studiem. Untersuchungen zur Geschichte der Messenische Kriege und Auswanderung der Nessenler [Электронный ресурс]. URL:// https://search.rsl.ru/ru/record/01002676199 (дата обращения 05.05. 2021 г.) 3. Wickert K. Der Peloponnesische Bund von seine Entstehung bis zum Ende des Archidamischen Krieges. [Электронный ресурс]. URL: // https://www.cambridge.org/core/journals/classical-review/article/abs/konrad- wickert-der-peloponnesische-bund-von-seiner-entstehung-bis-zum-ende-des- archidamischen-krieges-erlangen-diss-pp-91-privately-printed-1964- paper/5E51F503202F8E3A292180227486E23A (дата обращения: 05.05.2021) 4. Lotze D. Studien zur Rechtstellung unfreier Landsbefolkerung bis zum IV Jharhundert. [Электронный ресурс]. URL: // https://rusneb.ru/catalog/000200_000018_RU_NLR_BIBL_A_012430665/ (дата обращения: 05.05.2021) 5. Kimmerle R. Volkerrtchte Beziehngun Spartas in spatarhaischer und fruhklassische Zeit [Электронный ресурс]. URL: // https://rusneb.ru/catalog/000200_000018_RU_INFOCOMM_327_NLR_50000 12254/ (дата обращения: 05.05.2021)
Отрывок из работы

1. Подготовка спартанской армии: тренировки и спартанское воспитание воинов. 1.1. Воспитание юношей в Спарте: особенности агогэ. Спартанский полис сильно выделялся среди других однотипных своим военным так в других сферах своим развитием среди остальных греческих городов –государств. Спартанцы наводили страх на всю территорию Древней Эллады. В Античном мире утвердилось как достоверный факт о том, что спартанские войны своей подготовкой превосходили десяток бойцов остальной части Древней Греции. Соседи лакедемонян без крайней нужды не вступали с ними в конфронтацию. Государственный аппарат спартанцев регулировал все сферы жизни. По законам Спарты, все мужчинам с рождения отводилась роль воинов, другие занятия и ремесла им не дозволялись. Территория полиса была поделена на хозяйства, принадлежавшие государству, в которых трудились только илоты, и все необходимое для жизнедеятельности человека спартанцы получали с этих хозяйств. Разработана была подобная система, лишь для того что бы спартанцы могли посвятить себя военному делу Что бы сохранить подобное положение и удерживать покоренных илотов в рабстве, спартанцам приходилось поддерживать статус воина всю свою жизнь. К спартиатам относились с уважением и страхом. Они были античными воинами, которые придумали лагерь новобранцев, фронтальную атаку, государственное обучение, стиль жизни и эстетику, по сей день носящие их имя. Дети великого полиса Спарта были, по общему мнению, самыми скромными и послушными, мужчины – самыми храбрыми, а женщины – самыми красивыми. И одеждой, и речью, и манерой поведения спартиаты удивительно походили друг на друга и, вместе с тем, были совершенно не похожи на остальных греков. Мы привыкли говорить о жестокости лакедемонян, но завидовать их лаконической краткости. «Мы удивляемся спартанской муштре и восхищаемся спартанской храбростью. Мы иронизируем над спартанским воспитанием и не знаем, что коммунизм уже был построен – в одной, отдельно взятой Спарте, стране с «железным занавесом», где были отменены деньги и весь честной народ – «община равных» – питался в одной коммунальной столовой». Спарта – одно из самых специфичных государств в европейской истории. Но из всех загадок с ней связанных сейчас мы поговорим лишь об одной – о легендарном «спартанском воспитании». Что оно из себя представляло? Спартанское воспитание ставило перед собой задачу вырастить из каждого спартанца воина. Особые усилия прилагались для развития физической силы, выносливости, ловкости и храбрости. Также обучались юноши элементарному навыку письма и чтения. Воинскую дисциплину прививали спартанцам еще со школьной скамьи. Приказы старших выполнялись безоговорочно и в скором порядке. Считалось позором покинуть свой боевой пост, гибель была предпочтительнее для спартанцев. Огромную роль в становлении дисциплины спартанского воина играло мнение общества жителей полиса, которые порицали трусость воинов , и также общество превозносило , давало славную оценку храбрецам. Нарушителей дисциплины карали телесными наказаниями, что играло тоже немаловажную роль. Дошедшим до нас по свидетельствам Плутарха, родители не могли заниматься воспитанием мальчика самостоятельно . После рождения младенца приносили к старейшинам, на место под названием «лесхой». Старейшины осматривали новорожденного , если не находили в нем физических изъянов решали ему выделить один из девяти тысяч наделов и его воспитывали как воина . В противном случае его ожидал обрыв Апофет на Таигете , считалось что жизнь такому не нужна , так и не нужна его жизнь полису , так как ему изначально отказано в силе и здоровье. Также, что бы выявить пригоден ли ребенок для воинского будущего, спартанские женшины применяли для этого своебразный метод, новорожденных купали в вине, считалось что нездоровые погибнут из за обмывания вином , а здоровые дети станут еще сильнее и закалятся . Описывая кормилиц спартанских детей , характеризуют следующим образом , что они были заботливые и умелые , детей не пеленали ,что бы дать им свободу их частям тела. Растили их непривередливыми в еде , не боящимся темноты и прививали отсутствие страха перед одиночеством . Спартанских детей Ликург запретил отдавать на попечение купленным за деньги или нанятым за плату воспитателям, да и отец не мог воспитывать сына, как ему заблагорассудится34. Но прежде чем подробно говорить о структуре спартанского воспитания, следует разобраться в чем заключалась философия этого воспитания и какие основные аспекты этой философии нужно было беспрекословно соблюдать, кто освобождался и какое же место в этой системе воспитания занимали женщины. В античной культуре в целом распространенным явлением был институт аскезы – тренировки, развивающей особые способности и навыки путем строго исполнения каких-либо предписаний и запретов. «Спартанская аскеза проявлялась главным образом в трех аспектах: как институт общественного воспитания (агогэ), как институт общественных обедов (сисситии), как нормативный образ жизни, включавший в себя спартанский кодекс чести»35. Стоит сказать о том, что для Спарты был характерен, куда больший коллективизм, нежели для других жителей Эллады. Это объяснялось относительной однородностью общины полноправных спартанцев, в которой не сильно было «заметно» социальное неравенство и не приветствовалось обладание значительной частной собственностью (правда, это не всегда распространялось на аристократов, стоявших у власти). Зачастую лишь создавалась иллюзия равенства, но таковой не наблюдалось. С чем связана такая сплоч?нность? Скорее всего, это следствие 34Плутарх. Застольные беседы. [Электронный ресурс]. URL: // https://www.litmir.me/br/?b=160268&p=1 (дата обращения: 05. 05. 2021) 35Зайков А.В. Общество древней Спарты: основные категории социальной структуры. – Екатеринбург, 2013. С. 57 малого количества гомеев (мужчин, обладавших всеми гражданскими правами) и огромного числа противников, например, тех же жителей полиса, которые были отчасти или полностью лишены гражданских прав и иностранцев, от которых было принято ждать разных неприятностей. Трудно сказать, кто больше повлиял на столь крепкую консолидацию, но соотношение гомеев и других сословий в Спарте поражает. «Количество первых в VI веке до н.э. оценивается примерно в девять тысяч человек, количество всех остальных достигало почти двухсот пятидесяти тысяч, причем не менее двухсот тысяч составляли абсолютно бесправные «илоты». В Афинах это соотношение было намного комфортнее для правящего класса: на каждого свободного гражданина приходилось трое, ограниченных в правах либо вовсе лишенных прав»36. Мы видим, что в собственной стране граждане Спарты чувствовали себя как в осажд?нном лагере, и это способствовало все большей сплоч?нности гомеев и принятию законов искоренявшим все мешавшее консолидации. А законы для гомеев были всем. Их беспрекословно исполняли, и они напоминали обычаи, пронизывающие каждого гражданина Спарты. Геродот пишет о спартанцах «Они свободны, но не во всех отношениях. Есть у них владыка – это закон, которого они страшатся гораздо больше…»37. А у Плутарха Демарат, объясняя, почему он, царь, был вынужден бежать из Спарты, говорит: «Потому, … что законы там сильнее, чем я»38. А законы, создателем которых считается правитель Ликург, живший в IX-VIII вв. до н.э., утверждали особую систему воспитания будущих граждан – агогэ, через которую должны были проходить все сыновья гомеев. 36Петров В.В. Всякий, даровитый или бездарный, должен учиться… : Как воспитывали детей в Древней Греции. М.: Ломоносов. 2011. С. 87 37Геродот. История. Книга VII. Полигимния. [Электронный ресурс]. URL: // http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1269007000 (дата обращения: 05.05. 2021) 38Плутарх. Застольные беседы. [Электронный ресурс]. URL: // https://www.litmir.me/br/?b=160268&p=1 (дата обращения: 05. 05. 2021) Если этого не происходило, то они лишались прав, которые получали при рождении. Главное, что необходимо отметить в государственной системе воспитания, – это закон равенства, пронизывающий всю систему спартанской агогэ. Ведь «сыновья всех спартиатов должны были пройти это воспитание как равные, и это была первая и главная предпосылка того, чтобы они в будущем рассматривались в качестве членов «общины равных»39. Хотя Александр Волков утверждает, что дети спартанских царей могли не проходить систему спартанского воспитания40. И также сообщает, что сыновья знатных иностранцев, оказавших больше услуги Спарте, тоже могли учиться в спартанской школе. Однако не сообщает, откуда взял эту информацию, что ставит под сомнение данное утверждение. Как же проходило это знаменитое «спартанское воспитание»? Эллины считали, что заниматься воспитанием ребенка необходимо с самого его рождения. И первый этап воспитания будущего спартиата, начинался с самого рождения. Это было еще не агогэ (в переводе означающее «увод», «унесение», что передавала суть системы – отлучение от семьи и воспитание государством), но уже воспитание с некоторыми ограничениями и правилами. И первое, что ждало родившегося мальчика, если прибегнуть к терминам Дарвина, «отбор». Если ребенок, по мнению властей, рождался слабым и не пригодным для жизни (а жизнь для гомея – это служба), то его казнили. Плутарх, описывая этот обычай, пишет «Отец был не в праве сам распорядиться воспитанием ребенка – он относил новорожденного на место, называемое «лесхой», где «сидели старейшие сородичи по филе»41. Они осматривали ребенка и, если находили его крепким и ладно 39Зайков А.В. Общество древней Спарты: основные категории социальной структуры. – Екатеринбург, 2013. С. 63 40Волков А.В. А был ли мальчик в пропасти Лакедемона? [Электронный ресурс]. URL: //https://spblib.ru/en/catalog/-/books/12157645-a-byl-li-mal-chik-v-propasti-lakedemona- (дата обращения: 05.05.2021) 41 Плутарх. Сравнительные жизнеописания. [Электронный ресурс]. URL: // http://ancientrome.ru/antlitr/plutarch/index-sgo.htm (дата обращения: 05. 05. 2021) сложенным, приказывали воспитывать, тут же назначив ему один из девяти тысяч наделов. Если же ребенок был тщедушным и безобразным, его отправляли к Апофетам (так назывался обрыв на Таигете), считая, что его жизнь не нужна ни ему самому, ни государству, раз ему с самого начала отказано в здоровье и силе». Но не все согласны с тем, что такой обычай действительно был. Британский историк Найджел Кеннел, анализируя употребление Плутархом глагольных времен, приш?л к выводу, что сам автор относил обычай убийства детей к категории давно забытых. А французское информационное агентство сообщает, что «Археологические раскопки, проведенные в районе ущелья, где, по легенде, убивали детей, позволили очистить древних лакедемонян от страшных обвинений. В действительности на этом месте казнили пленных и преступников. Так как, проведенный анализ останков, извлеченных из ущелья «апофеты», свидетельствует о том, что среди умерших – юноши и взрослые мужчины в возрасте от 18 до 35 лет, а останков новорожденных не было найдено. У Ксенофонта, жившего еще при существовании Спарты, как независимого города-государства, ничего не сказано об убийстве младенцев в «Лакедемонской политии», где он рассказывал о спартанском воспитании, хотя его описание было достаточно подробно и касалось различных аспектов и нюансов жизни маленьких спартанцев. Но возможно он просто не счел необходимым рассказывать о таком обычае и повествует о взращивании уже прошедших «отбор» младенцев. Также, Плутарх сообщает, что младенцев женщины обмывали не водой, а вином, дабы закалить их и сделать еще крепче. Еще он рассказывает о том, что «кормилицы были заботливые и умелые, детей не пеленали, чтобы дать свободу членам тела, растили их неприхотливыми и не разборчивыми в еде, не боящимся темноты или одиночества, не знающими, что такое своеволие и плач»42. 42 Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Там же. Если в остальной Элладе к детям, как только они начинают понимать речь, приставляли «рабов-педагогов», то в Спарте воспитанием занимался «человек из числа тех, кому позволено занимать самые высокие должности в государстве. Он называется педономом»43. «Спартанцы считали, что по- настоящему свободную личность может взрастить только тот, кто свободен сам. В подчинении педонома были «биченосцы» из числа юношей, чтобы они, когда потребуется, наказывали детей. Поэтому в Спарте дети были очень послушны и отличались большой скромностью. Агогэ, о которой мы уже говорили, являлась системой гражданского воспитания спартанских мальчиков. «Агогэ охватывала время жизни каждого гомея от семи до тридцати лет и разбивалась на три отрезка – от семи до пятнадцати лет, от пятнадцати до двадцати одного и от двадцати одного до тридцати. Тот, кто еще не перевалил за третий десяток лет, считался несовершеннолетним и, хотя формально в двадцать один год получал политические права, ими не пользовался. «Несовершеннолетие», однако, не препятствовало службе в армии и женитьбе»44. Есть и другие мнения о расположении и длительности этапов воспитания, разнящиеся в годах их прохождения, ( и с 7 до 12, с 12 до 17-18,с 18 до 20) но определенно точно из источников известно лишь то, что прохождение агогэ начиналось с 7 лет ( и длилось очевидно до совершеннолетия). Плутарх пишет о том, что как только мальчику исполнялось семь лет, его забирали от родителей и определяли в отряд, чтобы он вместе с такими же будущими гомеями жил, играл и трудился. Во главе таких отрядов ставили самого сообразительного, сильного и храброго. Остальные равнялись на него, исполняли его приказы и молча, терпели наказания45. Получается, что главным следствием такого образа жизни была привычка повиноваться. Отряды, о которых пишет историк, назывались 43Ксенофонт. Лакедемонская полития. [Электронный ресурс]. URL:// http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1344930 622#s02-01 (дата обращения: 05.05.2021) 44 Там же. 45Плутарх. Сравнительные жизнеописания. [Электронный ресурс]. URL: // http://ancientrome.ru/antlitr/plutarch/index-sgo.htm (дата обращения: 05. 05. 2021) агелами, что буквально означает «стадо» или «стая». «За играми детей часто присматривали старики и постоянно ссорили их, стараясь вызвать драку, а потом внимательно наблюдали, какие у каждого от природы качества – отважен ли мальчик и упорен ли в схватках»46. Дети должны были ходить босиком, чтобы укреплять свое здоровье. Также, привыкнув ходить без обуви, они были быстрее и маневреннее чем обутые. Из-за того, что одежда расслабляет тело, по мнению Ликурга, дети должны были носить на протяжении всего года один и тот же гимантий – верхняя одежда в виде прямоугольного куска ткани. (В буквальном переводе гимантий означает «ткань» или «накидка».) Хождение в нем должно было лучше подготовить спартанцев и к холоду, и к жаре47. Детей кормили так, чтобы они не наедались «до пресыщения». Пища не должна была отягощать юных мальчиков, чтобы они привыкли жить в нужде. Воспитанные таким образом юноши, по мнению спартиатов, легче перенесут трудности при необходимости. «Более того, если будет приказано, они смогут, растянуть запас хлеба на больший промежуток времени и меньше будут нуждаться в приправах; они приспособятся ко всякой пище, и образ жизни их будет более здоровым. Ликург предпочитал, чтобы пища способствовала росту юношей и делала их тела более гибкими, полагая, что это будет лучше, чем, если они будут толстеть от питания»48. Ликург не стремился заморить голодом, молодое поколение он, скорее их сподвигал к действиям, к поиску пищи, а если говорить точнее, то к воровству этой пищи. Зачем это было необходимо? Для тренировки ловкости и развития воинственности. Воровство не осуждалось, но почему же тогда попавшихся на воровстве наказывали поркой? Ксенофонт так отвечает на этот вопрос «Я считаю, … что при любом обучении люди наказывают того, кто плохо выполняет 46 Там же. С. 54 47Ксенофонт. Лакедемонская полития. [Электронный ресурс]. URL:// http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1344930 622#s02-01 (дата обращения: 05.05.2021) 48 Там же. С. 56 задание. Так и спартанцы наказывают попавшихся за то, что они плохо воруют»49. Существует предположение о том, что спартанские мальчики добывали себе пропитание воровством, и о том, что к этому их склоняли для приобретения военных навыков, наверняка выдумка50. «Спартанцев готовили совсем не к тайным вылазкам в лагерь врага, а к открытой битве в составе фаланги»51. И также есть мнение, что частой ошибкой античных авторов является приписывание спартиатам обычаев остальных жителей Лаконии. Спартиаты составляли лишь небольшую часть населения. Дети илотов могли быть воришками. И навыки воришек могли им пригодиться, если их призывали в легкую пехоту. Кроме того, мальчики-спартиаты изнурялись вовсе не голодом, а физическими упражнениями, и приобретали военные навыки не воровством, а все теми же упражнениями. Античные наблюдатели могут вводить нас в заблуждение, путая детей илотов и периеков с детьми спартиатов52. Ведь из трудов древних авторов нам известно о соревновании в воровстве сыра с алтаря «Ортии», где ворующих били. Но тот, кто сумел украсть сыр удостаивался почестей и уважения. Так видимо стремились показать юным спартанцам, что ценой недолгого страдания можно насладиться славой длительное время. И видимо этим тоже развивали ловкость и скорость. Поэтому воровство юных лаконцев, вполне могло быть. Спали во время прохождения агогэ на подстилках из колючего тростника, который должны были сами же выламывать незащищ?нными руками на берегах протекавшей через Лаконику реки Эврота. Волосы им полагалось стричь почти наголо. Обычных для детей игрушек они не имели, 49 Там же. С.56 50Андреев Ю.В. Спартанский эксперимент: общество и армия Спарты. Спб.: Петербургское лингвистическое общество. 2014. С. 48 51Савельев А. Н. Настоящая Спарта. Без домыслов и наветов. М.: Книжный мир. 2011. С. 113 52Ксенофонт. Лакедемонская полития. [Электронный ресурс]. URL:// http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1344930 622#s02-01 (дата обращения: 05.05.2021) а их игры напоминали военные упражнения и схватки. Но «во время войны правила поведения молодых людей делались менее суровыми: им разрешалось ухаживать за своими волосами, украшать оружие и платье. Поэтому, хотя следить за волосами мальчики начинали, едва выйдя из детского возраста, особенно старательно их умащали и расчесывали накануне опасности, памятуя слова Ликурга о волосах, что красивых они делают еще благовиднее, а уродливых - еще страшнее»53 В походах и гимнастические упражнения становились менее напряженными и утомительными, да и вообще в это время с юношей спрашивали менее строго, чем обычно, так что на всей земле для одних лишь спартанцев война оказывалась отдыхом от подготовки к ней. В большинстве государств того времени, да и сейчас, люди проводят время со сверстниками, так как с ними они чувствуют себя свободнее. Ликург же смешал в Спарте все возрасты, считая, что молодые могут многому научиться на опыте старших. На фидитиях (также называемых сисситии) – обязательных общих трапезах полноправных граждан, присутствовали также мальчики, которым рассказывали о многом, например, о подвигах совершенных в государстве, хороших поступках и т.д. Можно сказать здесь тоже занимались воспитанием. Случалось, что лакедемоняне устраивали специальные воспитательные мероприятия: «Они заставляли илотов пить несмешанное вино, а потом приводили их на общие трапезы, чтобы показать молодежи, что такое опьянение»54. В Спарте все дети считались как бы общими: «всякий считает себя до некоторой степени отцом, воспитателем и руководителем любого из подростков, так что всегда находилось, кому вразумить и наказать 53Плутарх. Сравнительные жизнеописания. [Электронный ресурс]. URL: // http://ancientrome.ru/antlitr/plutarch/index-sgo.htm (дата обращения: 05. 05. 2021) 54Петров В.В. Всякий, даровитый или бездарный, должен учиться… : Как воспитывали детей в Древней Греции. М.: Ломоносов, 2011. С. 56 провинившегося». А во главе каждого отряда сами подростки ставили одного из так называемых иренов – всегда наиболее рассудительного и храброго. (Иренами зовут тех, кто уже второй год как возмужал). Все это делалось, как мне кажется, для тотального контроля и для выработки привычки у спартанцев подчиняться. «Кроме того, желая приучить молодежь к скромности, Ликург предписал, чтобы юноши на улице держа ли руки под гиматием и ходили молча, не оглядываясь, глядя себе под ноги. Этот обычай показал, что и в отношении скромности мужской пол также превосходит женский» – сообщает Ксенофонт55. Еще от древних авторов мы узнаем о криптиях (в буквальном переводе – засада) – карательное мероприятие, периодически организовывавшееся спартанским государством для устрашения илотов и воспитания будущих воинов своего полиса. Этот спартанский обычай, уходящий корнями в первобытные времена, когда молодой воин, чтобы продемонстрировать свою боеготовность, обязан был убить врага, толкуют подчас упрощенно, сводя его к охоте на рабов-илотов. На самом же деле безнаказанные убийства илотов ради того, чтобы мальчики «набили руку», – это только видимая верхушка айсберга. Смысл криптии был значительно шире, и проводились они не только в «учебных» целях, но и еще для устрашения илотов. «Вот как происходили криптии, – пишет Плутарх в «Сравнительных жизнеописания»: «Время от времени власти отправляли бродить по окрестностям молодых людей, считавшихся наиболее сообразительными, снабдив их только короткими мечами и самым необходимым запасом продовольствия. Днем они отдыхали, прячась по укромным уголкам, а ночью, покинув свои убежища, умерщвляли всех илотов, каких захватывали на дорогах. Нередко они обходили и поля, убивая самых крепких и сильных илотов»56. Из всего выше сказанного следует, что 55Ксенофонт. Лакедемонская полития. [Электронный ресурс]. URL:// http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1344930 622#s02-01 (дата обращения: 05.05.2021) 56Черкасова Е.А. Хрестоматия по истории древнего мира. М.: Просвещение. 1991. С. 28-31 жители Спарты уделяли большое внимание воспитанию будущих гомеев, причем с самого рождения. До 7 лет мальчик воспитывался в семье, а после забирался у родителей для воспитания государством, это называли агогэ (увод, унесение). Прохождение этой государственной системы воспитания, наделяло мальчиков гражданством. Главное, что делало агогэ – это вырабатывала привычку повиноваться и подчинять личные интересы общественным. Агогэ также способствовала укреплению «общины равных», служила мостом между поколениями граждан и прививала чувство спартанского патриотизма. Благодаря ее многоступенчатости надежно отсеивались все, кто по понятиям спартиатов не годился быть среди гомеев, и выковывались бесстрашные и самые умелые в мире воины, наводившие ужас на врагов уже фактом своего существования. Ликург, пишет Плутарх, «приучал сограждан к тому, чтобы они и не хотели и не умели жить врозь, но, подобно пчелам, находились в нерасторжимой связи с обществом, все были тесно сплочены вокруг своего руководителя и целиком принадлежали отечеству, почти что вовсе забывая о себе в порыве воодушевления и любви к славе»57. Итак, мы рассмотрели наинтереснейший «обычай» агогэ спартиат, которой был предтечей к подготовке полноправного гражданина-воина Спарты. Спартанцами была разработан институт для воспитания и подготовки будущих военных и гражданских кадров спартанского государства - эфебия (от греч. ephebos – юноша). В течение первого года эфебы обучались искусству владения оружием и тактике, по окончании которого, выступая в театре перед народом на торжественном смотре, им вручались копье и щит. Второй год имел практикоориентированный характер и все знания, приобретенные годом ранее, применялись для военной службы. Эфебы были 57Плутарх. Сравнительные жизнеописания. [Электронный ресурс]. URL: // http://ancientrome.ru/antlitr/plutarch/index-sgo.htm (дата обращения: 05. 05. 2021) прикреплены к войску во время походов для обучения полевой службе, их знакомили с основами строительства аттических крепостей, в которых они зачастую составляли гарнизон58. Только после прохождения эфебии они становились полноправными гражданами Спарты. Как мы рассмотрели выше, эфебии предшествовало явление агогэ. Когда юноше исполнялось 20 лет завершался период «агоге» и юноша становился уже «иреном». Сыновья всех спартиатов должны были пройти это воспитание как равные, и это была первая и главная предпосылка того, чтобы они в будущем рассматривались в качестве членов «общины равных» К тридцати годам спартанцы завершали свое воинское обучение и становились совершеннолетними. В этом возрасте они получали все гражданские и политические права59. Завершался данный этап жизни спартиата жестоким избиением розгами в торжественной обстановке возле алтаря Артемиды. Заканчивался данный «своебразный» экзамен крипитином, достаточно жестокое и варварское мероприятие. Юноши должны были во время крипитина вооружиться, устроив нападения и убийства илотов. Подобное происходило ежегодно. Также спартанцы уделяли важную роль воспитанию девушек, их ожидала судьба матерей, которые должны родить здоровых детей.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg